Схема системы охлаждения ваз 2108 инжектор 8 клапанов

В нашей небольшой статье мы расскажем о том, из каких элементов состоит система охлаждения ВАЗ-2108. Двигатель этого автомобиля имеет комбинированную систему – происходит не только отвод тепла при помощи жидкости, но и обдув радиатора воздуха. Причем обдув происходит как встречным потоком, так и воздухом, который создается крыльчаткой электровентилятора. Стоит отметить, что на автомобилях ВАЗ-2108 и аналогичных используется только электрический вентилятор, механические не устанавливаются на эти модели. Их можно было встретить только на «классических» автомобилях ВАЗ 2101-2107 с карбюраторными моторами.

Справка по системе охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081)

Справочная информация по системе охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Справка по системе охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081)

Описание конструкции системы охлаждения двигателя 21083 (2108, 21081) автомобилей ВАЗ 21083 (2108, 21081), 21093 (2109, 21091), 21099

Система охлаждения двигателя 21083 жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком. Циркуляцию обеспечивает центробежный насос (помпа) установленный в блоке цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала через зубчатый ремень ГРМ.


Помпа — центробежный насос системы охлаждающей жидкости

В зависимости от прогрева двигателя охлаждающая жидкость (ОЖ) может циркулировать либо по малому кругу, либо по большому (включающему в себя радиатор). Управляет направлением потока жидкости термостат. На холодном двигателе ОЖ циркулирует через его перепускной клапан (малый круг), по мере прогрева (от 87ºС)открывается основной клапан и жидкость поступает в радиатор (большой круг), где охлаждается набегающим потоком воздуха.

Для интенсивного охлаждения ОЖ и поддержания оптимальной рабочей температуры двигателя служит установленный в передней части автомобиля радиатор системы охлаждения. В случае излишнего перегрева ОЖ для дополнительного охлаждения включается его электровентилятор.

Для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости в систему установлен расширительный бачок. На нем так же имеются метки максимума и минимума по которым контролируется объем жидкости.

В крышке расширительного бачка имеются предохранительные клапаны. Выпускной сбрасывает давление в системе при его превышении, впускной служит для компенсации снижения ее объема при остывании двигателя.

Пробка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Данные для контроля, обслуживания, регулировки и ремонта системы охлаждения двигателя 21083

Объем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя 21083: 7,8 литра

Температура начала открытия основного клапана термостата: 85-89ºС

Температура полного открытия основного клапана термостата: 102ºС

Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка: 110-150 кПа

Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка: 3-13 кПа

Рабочая температура в системе охлаждения двигателя 21083 (прогретый двигатель при температуре окружающего воздуха 20-30º С, при движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч): 95ºС

Моменты затяжки резьбовых соединений

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (резьба М14х1,5): 24-27 Н.м (2,5-2,8 кгс.м)

Болты крепления насоса охлаждающей жидкости (помпы) (резьба М6х1,5): 7,6-8,0 Н.м (0,8-0,8 кгс.м)

Гайки крепления патрубка термостата (резьба М8х1,5): 16,0-22,6 Н.м (1,6-2,3 кгс.м)

Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров (резьба М6х1,5): 4,2-5,2 Н.м (0,4-0,5 кгс.м)

Болты крепления вспомогательных элементов двигателя (резьба М6х1,5): 6,7-8,2 Н.м (0,7-0,8 кгс.м)

Примечания и дополнения

На двигателе 21083 с карбюратором Солекс в систему охлаждения включен блок подогрева карбюратора, который позволяет улучшить запуск двигателя в холодную за счет прогрева блока дроссельных заслонок.

Источник

Технология замены тосола на инжекторных ВАЗ 2109 своими руками

Концепция подмены предугадывает слив отработанного состава через особые отверстия и наполнение системы новым тосолом. Конструкторами предусмотрены два сливных отверстия в охлаждающей системе «вазовских» моторов:

  • на левом торце основного радиатора;
  • на фронтальной стене блока цилиндров.

Проведение замены тосола на моторах ВАЗ 2109 не представляется возможным без предварительного демонтажа модуля зажигания, расположенного на лицевой поверхности блока цилиндров:

  • снять «минусовую» клемму с АКБ;
  • отсоединить провода от свечей зажигания;
  • демонтировать колодку проводов питания модуля зажигания;
  • отвернуть болты, фиксирующие модуля относительно блока цилиндров и картера сцепления;
  • ослабить болт левого верхнего крепления передней опоры мотора;
  • вывести из-под болта кронштейн модуля;
  • изъять из моторного отсека модуль с проводами.

Замена охлаждающей жидкости: тосола или антифриза на ВАЗ 2110, 2114, 2115 инжектор

Процедура замены охлаждающей жидкости на всех инжекторных 8-клапанных ВАЗах: 2108, 2109

, 2110, 2111, 2112, 2113, .

ГРУППА https://vk.com/avto_tochka LIVE .

Слив отработанного тосола производится по методике:

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – отводящий шланг радиатора; 7 – левый бачок радиатора; 8 – алюминиевые трубки радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 – блок подогрева карбюратора; 25 – выпускной патрубок; 26 – подводящий патрубок отопителя; 27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок; 2 – пробка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 – дроссельный узел; 7 – подводящий шланг радиатора; 8 – отводящий шланг радиатора; 9 – левый бачок радиатора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 – выпускной патрубок; 27 – подводящий патрубок отопителя; 28 – термостат; 29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Классический способ

Стоит сразу отметить, что он достаточно трудоёмкий, отнимет довольно много времени. От вас потребуется много терпения и внимательности (как уже сказано выше). Самым трудным является снятие панели приборов и установка, так как правильно установить панель приборов на место гораздо труднее.

Инструмент

  • Емкость для слива охлаждающей жидкости
  • Набор отверток
  • Головка с воротком, чтобы открутить рулевую баранку

Начинаем по порядку:

  • Снимаем клеммы с аккумулятора
  • При открытом кранике отопителя, сливаем охлаждающую жидкость, открутив сливные пробки, расположенные на радиаторе и блоке цилиндров (в подставленную емкость)
  • Снимаем декоративную накладку с рулевой баранки
  • Отворачиваем гайку, крепящую рулевое колесо, чтобы ее торец находился заподлицо с торцом валика рулевой колонки
  • Рулевая баранка очень плотно посажена на шлицы вала, поэтому не рекомендуется по технике безопасности отворачивать до конца гайку, крепящую баранку: при резком ударе она соскакивает со шлицев и может нанести травму
  • Обязательно промаркируйте расположение рулевого колеса по отношению к валу
  • Сбейте рулевую баранку со шлицев вала резкими ударами руки
  • Теперь можете окончательно открутить гайку и снять рулевую баранку
  • Откручиваем шесть винтов, крепящих нижний кожух рулевой колонки
  • Снимаем нижний кожух с рулевой колонки, а так же облицовку выключателя (замка) зажигания
  • Затем снимаем верхний кожух с рулевой колонки
  • Ослабляем затяжку болта, крепящего основания под рулевых переключателей
  • Снимаем основание с вала, отсоединяем колодки с проводами (их две)от контактов автомобильного звукового сигнала
  • Теперь отсоединяем колодку с проводками от рычага переключения стеклоочистителей и омывателя
  • Рекомендуется промаркировать колодки с проводками, перед отсоединением. Это поможет вам избежать путаницы при сборке и сэкономить время
  • Отсоединяем колодку с проводками от рычажка переключения света фар и указателей поворота
  • Вытягиваем на себя ручку управления воздушной заслонкой карбюратора (она же «подсос») так, чтобы вышла тяга, снимаем ручку с нее
  • Выкручиваем два винта, крепящих накладки консоли приборной панели
  • Снимаем накладку с консоли
  • Вынимаем прикуриватель из гнезда
  • Вытаскиваем из гнезда пепельницу, надавив на пластинку для гашения сигарет
  • Снимаем ручку, переключающую вентилятор отопителя
  • За тем снимаем три ручки, управляющие печкой, подцепляем их отверткой
  • Отсоединяем колодку с проводками от переключателя вентилятора печки, находящуюся под панелью управления печкой
  • Отсоединяем два проводка от контактов лампы, подсвечивающей панель управления отопителя
  • Снимаем ручку гидрокорректора направления света фар, просто потяните ее на себя
  • Теперь снимаем ручку выключения освещения комбинации приборов
  • Откручиваем гайку, крепящую выключатель освещения приборов
  • Отворачиваем гайку, крепящую гидрокорректор света фар
  • Проталкиваем внутрь панели гидрокорректор света фар и выключатель освещения приборов
  • Снимаем боковые сопла, расположенные с обеих сторон приборной панели при помощи отвертки
  • Откручиваем по одному винту, крепящему накладки по обеим сторонам приборной панели
  • Подцепляем отверткой и вынимаем переключатель наружного освещения
  • Отсоединяем от переключателя колодку с проводами. Проталкиваем колодку внутрь приборной панели
  • Подцепляем отверткой и вынимаем гнездо предназначенное для радиоаппаратуры. Если у вас на автомобиле ваз 2109 установлена радиоаппаратура, снимите ее предварительно
  • Радиоаппаратуру снимаем в по инструкции завода-изготовителя
  • Затем откручиваем винт, крепящий накладки на приборной панели
  • Вставляем две отвертки, чтобы мы могли отогнуть пластмассовые защелки
  • Приподнимаем накладку приборной панели
  • Отсоединяем колодку с проводками от прикуривателя
  • Отключаем колодку с проводками от колодки для подсветки прикуривателя
  • Отсоединяем колодку с проводками от лампы, подсвечивающей выключатель аварийной сигнализации
  • Отсоединяем колодку с проводками от включателя аварийной сигнализации, окончательно снимаем накладку приборной панели
  • Аккуратно отжимаем вниз и снимаем облицовку громкоговорителя, расположенного с левой стороны приборной панели. Будьте аккуратны – защелки легко ломаются
  • Отсоединяем колодку с проводками от включателя обогрева стекла
  • Снимаем колодку с включателя задних противотуманных фар
  • Откручиваем два винта, крепящих комбинацию приборов
  • Вынимаем комбинацию приборов из приборной панели, откручиваем гайку, крепящую трос от спидометра и отсоединяем его

Система охлаждения ВАЗ 2108: характеристики, описание и фото

В нашей небольшой статье мы расскажем о том, из каких элементов состоит система охлаждения ВАЗ-2108. Двигатель этого автомобиля имеет комбинированную систему – происходит не только отвод тепла при помощи жидкости, но и обдув радиатора воздуха. Причем обдув происходит как встречным потоком, так и воздухом, который создается крыльчаткой электровентилятора. Стоит отметить, что на автомобилях ВАЗ-2108 и аналогичных используется только электрический вентилятор, механические не устанавливаются на эти модели. Их можно было встретить только на «классических» автомобилях ВАЗ 2101-2107 с карбюраторными моторами.

Классический способ

Стоит сразу отметить, что он достаточно трудоёмкий, отнимет довольно много времени. От вас потребуется много терпения и внимательности (как уже сказано выше). Самым трудным является снятие панели приборов и установка, так как правильно установить панель приборов на место гораздо труднее.

Инструмент

  • Емкость для слива охлаждающей жидкости
  • Набор отверток
  • Головка с воротком, чтобы открутить рулевую баранку

Начинаем по порядку:

  • Снимаем клеммы с аккумулятора
  • При открытом кранике отопителя, сливаем охлаждающую жидкость, открутив сливные пробки, расположенные на радиаторе и блоке цилиндров (в подставленную емкость)
  • Снимаем декоративную накладку с рулевой баранки
  • Отворачиваем гайку, крепящую рулевое колесо, чтобы ее торец находился заподлицо с торцом валика рулевой колонки
  • Рулевая баранка очень плотно посажена на шлицы вала, поэтому не рекомендуется по технике безопасности отворачивать до конца гайку, крепящую баранку: при резком ударе она соскакивает со шлицев и может нанести травму
  • Обязательно промаркируйте расположение рулевого колеса по отношению к валу
  • Сбейте рулевую баранку со шлицев вала резкими ударами руки
  • Теперь можете окончательно открутить гайку и снять рулевую баранку
  • Откручиваем шесть винтов, крепящих нижний кожух рулевой колонки
  • Снимаем нижний кожух с рулевой колонки, а так же облицовку выключателя (замка) зажигания
  • Затем снимаем верхний кожух с рулевой колонки
  • Ослабляем затяжку болта, крепящего основания под рулевых переключателей
  • Снимаем основание с вала, отсоединяем колодки с проводами (их две)от контактов автомобильного звукового сигнала
  • Теперь отсоединяем колодку с проводками от рычага переключения стеклоочистителей и омывателя
  • Рекомендуется промаркировать колодки с проводками, перед отсоединением. Это поможет вам избежать путаницы при сборке и сэкономить время
  • Отсоединяем колодку с проводками от рычажка переключения света фар и указателей поворота
  • Вытягиваем на себя ручку управления воздушной заслонкой карбюратора (она же «подсос») так, чтобы вышла тяга, снимаем ручку с нее
  • Выкручиваем два винта, крепящих накладки консоли приборной панели
  • Снимаем накладку с консоли
  • Вынимаем прикуриватель из гнезда
  • Вытаскиваем из гнезда пепельницу, надавив на пластинку для гашения сигарет
  • Снимаем ручку, переключающую вентилятор отопителя
  • За тем снимаем три ручки, управляющие печкой, подцепляем их отверткой
  • Отсоединяем колодку с проводками от переключателя вентилятора печки, находящуюся под панелью управления печкой
  • Отсоединяем два проводка от контактов лампы, подсвечивающей панель управления отопителя
  • Снимаем ручку гидрокорректора направления света фар, просто потяните ее на себя
  • Теперь снимаем ручку выключения освещения комбинации приборов
  • Откручиваем гайку, крепящую выключатель освещения приборов
  • Отворачиваем гайку, крепящую гидрокорректор света фар
  • Проталкиваем внутрь панели гидрокорректор света фар и выключатель освещения приборов
  • Снимаем боковые сопла, расположенные с обеих сторон приборной панели при помощи отвертки
  • Откручиваем по одному винту, крепящему накладки по обеим сторонам приборной панели
  • Подцепляем отверткой и вынимаем переключатель наружного освещения
  • Отсоединяем от переключателя колодку с проводами. Проталкиваем колодку внутрь приборной панели
  • Подцепляем отверткой и вынимаем гнездо предназначенное для радиоаппаратуры. Если у вас на автомобиле ваз 2109 установлена радиоаппаратура, снимите ее предварительно
  • Радиоаппаратуру снимаем в по инструкции завода-изготовителя
  • Затем откручиваем винт, крепящий накладки на приборной панели
  • Вставляем две отвертки, чтобы мы могли отогнуть пластмассовые защелки
  • Приподнимаем накладку приборной панели
  • Отсоединяем колодку с проводками от прикуривателя
  • Отключаем колодку с проводками от колодки для подсветки прикуривателя
  • Отсоединяем колодку с проводками от лампы, подсвечивающей выключатель аварийной сигнализации
  • Отсоединяем колодку с проводками от включателя аварийной сигнализации, окончательно снимаем накладку приборной панели
  • Аккуратно отжимаем вниз и снимаем облицовку громкоговорителя, расположенного с левой стороны приборной панели. Будьте аккуратны – защелки легко ломаются
  • Отсоединяем колодку с проводками от включателя обогрева стекла
  • Снимаем колодку с включателя задних противотуманных фар
  • Откручиваем два винта, крепящих комбинацию приборов
  • Вынимаем комбинацию приборов из приборной панели, откручиваем гайку, крепящую трос от спидометра и отсоединяем его

Описание конструкции системы

Сначала давайте рассмотрим конструкцию системы. Стоит также заметить, что система охлаждения двигателя ВАЗ-2108 с карбюратором немного отличается от той, которая используется на инжекторных моторах. Но отличий не очень много – всего лишь иная конструкция у дроссельного узла. Также может использоваться термостат усовершенствованной модификации, как на более современных автомобилях 2114-2115.

Герметичная система охлаждения постоянно под давлением, оно немного выше, чем атмосферное. Напор создается жидкостным насосом, который позволяет антифризу немного быстрее двигаться по патрубкам. Кроме того, к системе охлаждения подключается и радиатор, который отапливает салон автомобиля. Чтобы внутри салона обеспечить нормальный микроклимат, нужно максимально распространить теплый воздух по всей кабине. Воздух нагнетается вентилятором, прогревается радиатором и поступает по патрубкам к нескольким выходам – на лобовое стекло, в лицо водителя и пассажиров, а также в ноги. Причем на «восьмерках» воздуховоды направлены даже в ноги пассажиров на заднем сиденье.

Жидкостная помпа

Это элемент системы охлаждения ВАЗ-2108 с карбюратором или инжектором, который позволяет обеспечить наилучшую циркуляцию антифриза по всем патрубкам.

Он приводится в движение от ремня газораспределительного механизма. Конструкция помпы системы охлаждения:

  1. Корпус из сплава алюминия.
  2. Ось, установленная внутри корпуса.
  3. Чтобы ось нормально вращалась, устанавливается подшипник или втулка. Для того чтобы не вытекала жидкость из системы, ставится сальник.
  4. С внешней стороны на оси стоит зубчатый шкив, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма.
  5. С внутренней стороны устанавливается крыльчатка. На дешевых насосах они изготавливаются из пластика, на более дорогих — из металла.

Пожалуй, это все элементы насоса охлаждающей жидкости, нужно только упомянуть о трех болтах крепления и паронитовой прокладке.

Расширительный бачок

Это один из основных компонентов системы охлаждения ВАЗ-2108 с инжектором. Для чего нужен расширительный бачок в конструкции автомобиля? В первую очередь для поддержания оптимального уровня жидкости в системе. Проблема состоит в том, что при нагреве любая жидкость, в том числе и антифриз, расширяется. Поэтому на всех расширительных бачках есть две метки – минимальный и максимальный уровни.

Соединяется бачок с самой верхней точкой системы. Заправка должна осуществляться таким образом, чтобы уровень антифриза был четко между минимальным и максимальным уровнем. Поэтому при нагреве уровень повысится до максимальной отметки, а при охлаждении – опустится до минимальной. Благодаря этому внутри системы не образуются воздушные пробки, которые влияют на температуру.

Процесс замены антифриза

Процедура обновления антифриза в ВАЗ 2109 не является особо сложной. По этой причине транспортное средство не обязательно направлять в специализированную техническую мастерскую — он сам может сменить охладитель системе своего автомобиля. В этих целях автолюбителю понадобится:

  • Выбрать правильное место для установки транспортного средства перед сменой антифриза. Площадка должна иметь совершенно горизонтальную поверхность, без спусков и возвышений;
  • Подготовить инструментарий, в который входят: Плоскогубцы или пассатижи;
  • Вместительную (не менее 10 литров объёма) ёмкость для стекания израсходованной технической жидкости. В этих целях может использоваться объёмный таз, ведро или канистра;
  • Салфетки для протирания деталей от остатков антифриза;
  • Набор ключей и отвёрток;
  • Плотные перчатки;
  • Найти напарника, чтобы трудоёмкая процедура замены охладительной жидкости стала проще и заняла меньше времени.
  • Внимание — техника безопасности! При работе с системой охлаждения ВАЗ 2109 и охлаждающей технической жидкости следует помнить, что:

    • Перед сменой антифриза необходимо остановить двигатель и дать ему полностью остыть. В противном случае охладитель, разогретый до порога собственного кипения и находящийся под большим давлением, может обжечь автовладельцу руки и лицо;
    • Охладительная жидкость обладает высоким уровнем токсичности. Поэтому её ни в коем случае нельзя пить, а при попадании антифриза в глаза или на слизистую носа или рта рекомендуется промыть поражённое место кипячёной водой.

    Для замены охладительной жидкости в системе ВАЗ 2109 понадобится 8,7 литров свежего охладителя. Более старые «Девятки» вмещают до 7,5 литров технической жидкости, однако встречаются модели вместимостью до 9 литров. Поэтому рекомендуется запастись 10 литрами свежего антифриза при смене такового в охладительной системе ВАЗ 2109.

    В процессе смены охладительной субстанции могут возникнуть такие проблемы, как обнаружение скрытой течи или попадание в систему воздуха. При обнаружении незначительной протечки можно воспользоваться герметиком для автомобилей марки ВАЗ, но в большинстве случаев рекомендуется сменить повредившуюся деталь. При формировании воздушной пробки производится прогон двигателя.

    Саму процедуру смены антифриза на ВАЗ 2109 можно условно разделить на 2 этапа. Поговорим подробнее о каждом из них.

    Этап первый

    Первый этап — слив антифриза с бака ВАЗ 2109, а также с блока цилиндров рассматриваемого транспортного средства. Пошаговая структура этой процедуры представлена ниже:

    • Разместить тару для сливаемого отработанного антифриза под расширительным бачком автомобиля;
    • При помощи ключей и отвёртки открутить пробки и освободить сливное отверстие;
    • Позволить отработанной жидкости мерно стекать в ёмкость. Если охладитель не вытекает, значит слив засорён;
    • Переместить тару для слива под блок цилиндров ВАЗ 2109;
    • Дать стечь остаткам антифриза;
    • Закрутить все сливные пробки.

    Далее рекомендуется промыть систему охлаждения ВАЗ 2109. Промывать системные детали обязательно, если:

    • Производится замена используемого антифриза на несовместимый аналог, так как при промывке смывается защитная микроплёнка, образованная предыдущим охладителем;
    • Слив сильно засорён.

    Однако системная промывка всё рано рекомендуется к проведению, потому что в процессе таковой можно легко обнаружить течь до заливки свежего антифриза. Для промывания системы ВАЗ 2109 можно использовать как специальные химические вещества, так и чистую дистиллированную воду. Жидкость заливается в расширительный бачок ВАЗ 2109, и на 15 минут запускается двигатель автомобиля. После этого отработанная промывочная субстанция сливается, и процедура повторяется до тех пор, пока вода не станет полностью прозрачной.

    Этап второй

    Завершением процедуры замены антифриза на ВАЗ 2109 Инжектор и стандартной «Девятки» является заливка свежей охладительной жидкости. Прежде всего необходимо разбавить концентрат охладителя. Для этого понадобится чистая ёмкость и дистиллированная вода. Соотношение жидкостей зависит от желательной температуры кипения антифриза — чем она выше, тем больше должно быть концентрата охладительной субстанции по отношению к воде.

    Перед заливкой свежего охладителя в систему ВАЗ 2109 необходимо обеспечить герметичность бачка, плотно закутив все сливные пробки. Готовая смесь заливается в расширительный бачок. После этого запускается двигатель (на 10-15 минут, так называемый «прогон»). Это необходимо для удаления попавшего в систему воздуха. После прогона мотора обязательно проверяется уровень охладительной субстанции, если он снизился, необходимо долить недостающее количество антифриза.

    Патрубки системы

    Эти элементы изготавливаются из резины с армированием. С их помощью соединяются все компоненты друг с другом. Патрубки системы охлаждения ВАЗ-2108 крепятся при помощи хомутов. Но в конструкции имеется ряд недостатков, среди которых можно выделить такие:

    1. Корпус термостата соединяется с блоком двигателя с помощью короткого патрубка. Это делает конструкцию дешевой, но возникает вероятность того, что появится течь.
    2. Патрубки, которые идут от системы охлаждения к крану печки, расположены очень близко к выпускному коллектору. Это оказывает влияние на состояние резины – она быстро приходит в негодность из-за высокой температуры. Кроме того, постоянно на патрубки эти попадает вода, грязь, что только усугубляет ситуацию.

    Стоит отметить, что качество патрубков довольно низкое, поэтому их следует менять не реже раза в два года. Примерно такой ресурс у патрубков.

    Замена крана печки

    Часто бывает, что ломается и такая деталь, как кран (стоит отметить, что на 2114 он не отличается слишком высокой надежностью). Выполняя его замену, следует одновременно выполнить и замену патрубков, даже если они исправны (про расположение патрубков печки ваз 2114 было рассказано выше).

    Вся замена крана выполняется в следующем порядке:

    • установить авто на яму и зафиксировать;
    • открутить пробку-болт, слить ОЖ;
    • при помощи отвертки ослабить хомуты на патрубках, расположенных в моторном отсеке, после чего снять их;
    • найти в салоне со стороны пассажира кран (расположен под панелью), ослабить хомуты подходящих к нему патрубков, после чего снять их;
    • при помощи ключа на 10 открутить пару гаек, навинченных на шпильки и фиксирующих корпус крана;
    • со стороны салона вытащить кран и отсоединить от него регулирующий тросик;
    • установить на прежнее место новый (аналогичный) кран;
    • выполнить сборку в такой же последовательности, но в обратном порядке.

    Многие автолюбители, выполняющие подобную замену, порой интересуются — как правильно подсоединить патрубки на печку ваз 2114? Ведь по ошибке или забывчивости можно соединить их неправильно, что приведет к нарушению нормальной циркуляции охлаждающей жидкости.

    Для того, чтобы не ошибиться, стоит запомнить, что схема подключения патрубков печки ваз 2114 — следующая: патрубки, находящиеся в моторном отсеке, подключаются: первый — от крана (подводящий) до отверстия в головке блока цилиндров, второй — от крана (отводящий) — до «саксофона». Патрубки в салоне подключаются: первый — от крана к термостату, второй — от крана к подводу насоса.

    Для еще большего удобства можно воспользоваться следующей общей схемой системы отопления:

    Антифриз или тосол?

    Многие водители спорят о том, что лучше заливать в систему охлаждения ВАЗ-2108. Одни отдают предпочтение зарубежным маркам антифризов красного или зеленого цветов, другие же стараются лить исключительно тосол синего цвета. Но что лучше и кто из водителей прав? На самом деле тосол – это все тот же антифриз, только отечественного образца. Если вдаться в вопрос глубже, то дословно «антифриз» – это любая жидкость, которая не замерзает. Даже «Тройной одеколон» можно назвать антифризом.

    Конечно, в жидкостях красного и зеленого цвета, которые встречаются в продаже, намного больше присадок, они способствуют нормальной работе всей системы. Но и тосол состоит из большого количества дополнительных веществ, которые противодействуют образованию накипи, смазывают элементы насоса, внутренности радиаторов. Поэтому, чтобы сэкономить, можно смело использовать в автомобиле ВАЗ-2108 тосол. У него высокая эффективность и достаточно низкая стоимость.

    Термостат и его конструкция

    А теперь расскажем о термостате, который используется на автомобилях восьмой серии. По сути, конструкция этих приборов на всех машинах одинакова, но отличия имеются в мелочах. Суть работы заключается в том, чтобы производить своевременное переключение и направлять жидкость с малого круга на большой и наоборот. Другими словами, термостат необходим для подключения в схему основного радиатора при повышении температуры жидкости.

    Состоит из механического клапана, который приводится в движение при помощи биметаллической пластины.

    Пробка расширительного бачка

    Это один из ключевых элементов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2108, он установлен на расширительном бачке и необходим для того, чтобы поддерживать в нем оптимальное давление. Дело в том, что температура кипения у антифриза или тосола несколько выше, нежели у простой воды. А если еще эта жидкость под давлением находится, температура еще на несколько градусов повышается. Конструкция пробки состоит из корпуса и двух клапанов – один впускает воздух внутрь при снижении давления, второй же выпускает при чрезмерном увеличении. В результате внутри системы поддерживается оптимальное значение давления.

    Неисправности в СО

    В отечественном авто ВАЗ-2109 можно самостоятельно выявить неполадки в системе охлаждения.

    Например, перегрев системы возникает в случае, если:

    • нехватка охлаждающей жидкости – проверьте, если нужно, долейте;
    • порвался или износился ремень насоса – замените его;
    • радиатор забился грязью – сделайте промывку или замените;
    • может быть сломан вентилятор.

    Также существует ряд других неисправностей:

    1. Утечка охлаждающей жидкости. Могут быть повреждены шланги или трещины в деталях. Если жидкость теряется, значит, система переполнена.
    2. Коррозия может случиться, если загрязнена вода или неправильно составлен раствор антифриза.
    3. Воздушные пробки (прогрейте, как следует, двигатель, после дайте машине постоять, снимите шланг и снова запустите двигатель – это поможет выгнать воздух).

    Вентиляторы и датчики

    Вентилятора всего два на автомобиле ВАЗ-2108 – на обоих радиаторах. Причем на карбюраторных моторах вентилятор основного радиатора включается с помощью датчика. Назвать его датчиком, конечно, можно с натяжкой, так как прибор больше похож на термостат, только биметаллическая пластина приводит в движение не клапан, а силовой контакт. Устанавливается элемент в боковом бачке радиатора.

    Что касается вентилятора на отопителе, то он включается вручную. Причем чтобы воздух был горячим, нужно сначала открыть кран соответствующей ручкой. В схеме питания вентилятора используется выключатель на 3 рабочих положения и блок резисторов. В цепь просто включается сопротивление, которое позволяет понизить напряжение питания. Из-за этого происходит падение оборотов электродвигателя.

    Как видите, ничего сложного в конструкции системы нет. А все элементы, которые можно встретить на «восьмерках», используются и на других машинах, но в несколько ином исполнении.

    Источник

    Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (инжектор)

    1. Расположение
    2. Неисправности
    3. Проверка
    4. Замена

    На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.

    Расположение

    Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.

    В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.

    Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.

    Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.


    Расположение

    Неисправности

    Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

    • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
    • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
    • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

    В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора.

    Признаки поломки

    Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

    1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
    2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
    3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

    Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

    Проверка

    Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.

    Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]