Передний мост «Нива». Устройство и принцип работы переднего моста «Нивы»

Сегодняшняя заметка будет о том, Как снять передний мост на ниве 21213. Некоторые люди не понимают, чем отличается мост от редуктора, но в данном случае это не имеет никакого значения, все равно придется все разбирать, так как пока не снимешь колеса и привода, редуктор снять не получится.

Для тех, кому интересно, могу сказать: мост — колеса жестко связаны между собой, а редуктор с отдельными приводами — подвеска колес независима друг от друга. Но это технические детали, суть одна — передача вращения с кардана на колеса. Так что эту заметку вполне можно назвать: “передний мост нива 21213”. Ну, а для тех, кому нужно, чтобы все было правильно, пусть будет “снятие переднего редуктора Нива”.

  • Снятие переднего редуктора Нива 21213
  • Заключение
  • Общие сведения

    • Трансмиссия – это совокупность механизмов, соединяющих двигатель с колесами.
    • Передний мост – это часть трансмиссии, соединяющая передние колеса автомобиля с рамой или же с кузовом автомобиля.

    О последнем и пойдет речь в статье. Передний мост легкового автомобиля может быть различным по конструкции, но в автомобилях типа «Нива-Шевроле» передний мост является неразрезным и жестко соединен с картером, так как автомобиль оснащен постоянным полным приводом. Основным достоинством неразрезного моста является то, что из-за жесткой фиксации шины изнашиваются гораздо меньше, но при этом вся вибрация с колес передается автомобилю.

    Выделиться может помочь даже такой элемент, как передний мост, «Нива» использовала все его ресурсы – в отличие от заднего моста передний является не только ведущим, но и управляемым. Проходимость обеих рассматриваемых машин, Chevrole Niva и Niva 2121, заставляет завидовать множество престижных «внедорожников», так как многие современные автомобили хоть и называются внедорожниками, но при этом не имеют постоянного полного привода.

    Последовательность работ

    1. Приобретаем (изготавливаем) комплект для отвязки. При изготовлении своими руками, отверстия в поддоне сверлим в соответствии с диаметром шпилек.
    2. Надежно устанавливаем автомобиль на опоры, желательно над смотровой ямой.
    3. Сливаем масло из редуктора.
    4. Демонтируем приводы ШРУС, предварительно освободив поворотные кулаки колес.
    5. Отсоединяем передний карданный вал от фланца.
    6. Выводим редуктор моста из-под автомобиля.
    7. На ровной рабочей поверхности отделяем нижний поддон и боковые крышки РПМ.
    8. Поверх крышек приводов ШРУС, при помощи удлиненных шпилек прикручиваем серьги-кронштейны. Возможен вариант замены последовательности монтажа крышек и кронштейнов, в зависимости от выбранного вами комплекта.
    9. Вместо штатного поддона крепим усиленный, с установленными хомутами для крепления к балке стабилизатора поперечной устойчивости. Помимо заводской прокладки используем герметик. Поддон будет испытывать дополнительные нагрузки, поэтому герметичность необходимо улучшить.
    10. Подвешиваем РПМ задним креплением на балку стабилизатора. Центрируем ось карданного вала и ось его фланца в редукторе.
    11. Производим на балке моста разметку крепления проушин для кронштейнов переднего подвеса корпуса редуктора.
    12. Привариваем проушины к балке моста, производим антикоррозийную обработку.
    13. Закрепляем серьги в проушинах, используя полиуретановые или резиновые сайлентблоки.
    14. Проверяем соосность карданного вала и приводов ШРУС по вертикали.
    15. Присоединяем полуоси и карданный вал, закрепляем поворотные кулаки колес.
    16. Заправляем в редуктор масло, согласно инструкции по эксплуатации.
    17. Не запуская двигатель, и не снимая автомобиль с опор, проверяем свободное вращение колес и переднего карданного вала.
    18. Производим пробную поездку, после чего повторно осматриваем автомобиль на смотровой яме.

    Отвязка переднего моста завершена, ваш внедорожник стал намного комфортнее на трассе и надежней на бездорожье.

    Устройство переднего моста

    В автомобиле «Нива-Шевроле» передний мост имеет такой основной элемент, как коробка дифференциала, так как подавляющим большинством остальных составляющих частей являются бесконечные шестерни, гайки, крышки и подшипники, в которых не имеющий определенной подготовки человек не разберется. Стоит указать, что одним из элементов переднего моста является картер.

    Но наиболее интересной частью является редуктор переднего моста, «Нива» имеет постоянные проблемы именно с ним. Ремонтом в настоящее время уже почти никто не занимается, починка ограничивается установкой исправного элемента. При замене сломанного редуктора на исправный надо помнить, что новый должен соответствовать заднему собрату, в противном случае автомобиль может сломаться намного раньше срока или вовсе откажется ехать.

    Общие правила доработки

    1. Крепление отвязанного моста должно быть на трех или четырех точках, не имеющих жесткой связи с двигателем.
    2. В качестве опор используется балка переднего моста и стабилизатор поперечной устойчивости.
    3. При определении нового положения РПМ важно не допустить горизонтального смещения осей карданного вала и полуосей.

    Отвязка моста может производиться с помощью комплекта подвеса редуктора от Шевроле НИВА.

    Поэтому большинство владельцев автомобиля предпочитают изготовленные самостоятельно или в заводских условиях стальные кронштейны.

    Для автомобилей, принимающих участие в соревнованиях «офф-роад», разработан вариант стального корпуса РПМ. Такой редуктор конструктивно оснащен проушинами для независимого подвеса.

    Существуют и дополнительные подрамники для экстремальных условий использования НИВЫ.

    Что такое дифференциал?


    Упомянутый ранее дифференциал является устройством, распределяющим усилия на колеса. Работает это следующим образом – если одно колесо буксует, то при блокировке дифференциала усилие передается на другую пару колес и при этом автомобиль выезжает из глубокой грязи, высоких сугробов и пр. Мощные машины способны выезжать из глубокого бездорожья при сцеплении даже только одного колеса, то есть «Нива-Шевроле», передний мост которой зарылся в снег и буксует, с легкостью может выехать из западни с помощью задних колес.
    Однако удобнее выезжать с помощью передних колес, так как можно видеть, куда направлен ваш передний мост, «Нива 2121», например, не позволит с комфортом выехать задом – можно упереться в какое-нибудь дерево или даже газовую трубу.

    Снятие переднего редуктора Нива 21213

    После того, как открутили кронштейн крепления редуктора с правой стороны, он остался висеть на двух шпильках с левой стороны двигателя:

    Откручиваю переднюю гайку полностью, а вторую оставляю на пару витков недокрученную, чтобы редуктор не выпал без моей помощи!

    Лезу под машину, правую руку локтем упираю в землю и держу редуктор, а левой сначала откручиваю до конца гайку крепления, потом придерживаю редуктор, чтобы он не крутился и опускаю его на землю.

    Вес редуктора около 23 килограмма и если не на весу его ворочать, а как я, уперев руку локтем в землю, снимается и ставится без особых усилий.

    Отключение моста

    Некоторые люди испытывают страсть к новшествам в автомобилях, в том числе мастера могут менять передний мост, «Нива 2121» является наиболее частой жертвой данного эксперимента. Отключение переднего моста производится для многих показателей, например для снижения износа шин, но чудодейственность данного способа является сомнительной. Фактически отключение производят для снижения потребления топлива внедорожника, при этом автомобиль теряет свою повышенную проходимость. По этой причине отключение используют только на ровных и сухих дорогах, в противном случае высокий автомобиль может легко перевернуться при заносе.

    Модернизация важных элементов всегда была весьма дорогим удовольствием. Важным элементом является передний мост – «Нива» может быть оснащена возможностью отключения его за сумму чуть меньшую, чем семь тысяч рублей. Примечательно то, что сумма, уплаченная за покупку и установку отключения, может никогда не окупиться – расход топлива снижается незначительно, да и редко на «Ниве» ездят по сухой и ровной дороге.

    Несколько полезных советов:

    • Поскольку двигатель больше не несет на себе дополнительную нагрузку, вы можете заменить штатные жесткие подушки силового агрегата на более мягкие, от ВАЗ классики. • При закреплении проушин на переднюю балку моста, сварку должен проводить опытный сварщик, знакомый с техникой, позволяющий не «отпускать» металл. Балка является несущим элементом конструкции авто, и уменьшать ее прочность не следует. • В местах сварки следует провести зачистку от окалины, затем тщательно загрунтовать и покрасить стыки. • После отвязки, РПМ не должен касаться двигателя и балки ни в статическом положении, ни во время движения автомобиля. • Если вы производите лифт подвески, следует подобрать комплект для отвязки с учетом увеличившихся углов ШРУС и карданного вала. • Сайлентблоки кронштейнов отвязанного редуктора подвержены износу так же, как подушки силового агрегата или элементов подвески. Замены этих элементов должна быть включена вами в перечень операций при проведении ТО.

    Система рычагов


    Все внедорожники активно используют все свои ресурсы, включая передний мост. «Нива» при этом умудряется использовать такие ресурсы, как нервы людей. Помимо знакомого всем рычага переключения скоростей и ручного тормоза, Niva может похвастаться еще одним рычагом, служащим для управления трансмиссией – включение пониженной передачи, возврат на повышенную передачу, блокировка и разблокировка дифференциала. При этом у тех, кто впервые сел за руль данного автомобиля, могут возникнуть большие проблемы – после включения пониженной передачи рычаг не хочет возвращаться на повышенную!
    Секрет в том, что возврат возможен только при выжатом сцеплении и на низкой скорости. Некоторые водители пренебрегают инструкциями и остаются в неведении относительно общепринятого способа. Методом проб и ошибок они вычисляют, что переключение возможно при движении задним ходом по кругу при крайне низкой скорости. И хоть данный способ работает, но удобство его вызывает большие сомнения.

    Подготовка

    Основному этапу предшествует подготовка, включающая:

    1. Слив масла из РПМ через сливное отверстие.

    1. Отсоединение карданного вала ключом на 13

    1. Снятие привода правого колеса.

    1. Демонтаж нижней шаровой опоры с левой стороны.

    1. Удаление растяжки подвески.

    1. Cнятие редуктора с кронштейнов справа и слева, используя упор.

    После чего следует разборка редуктора, тщательная очистка поверхностей от грязи и смазки, дефектовка компонентов.

    Произошла поломка

    Часто требует замены передний мост («Нива»), цена которого достигает иногда отметки 20000 рублей, у тех людей, что постоянно пытаются усовершенствовать свой автомобиль, или же снизить его расход. Действия любителей приводят к повышенному износу того или иного моста, а порой – обоих сразу. Однако не всегда мост выходит из строя из-за вмешательства человека, ведь никто не отменял простых поломок и износа деталей.


    Ничего страшного если вы никогда не видели передний мост, «Нива» вам простит это. О поломке вам сразу даст знать звук – повышенный шум, визг и скрип будет сложно пропустить. Еще одной распространенной проблемой является утечка масла, но данную проблему легко выявят при техническом осмотре. Легко понять, что шум появляется при плохом зацеплении, износе подшипников и шестеренок, а также при физическом повреждении моста, что крайне маловероятно, но все же возможно. Утечка масла происходит из-за плохой сборки и из-за износа сальников. При этом нерукотворные поломки трансмиссии являются крайне редким явлением, так как Chevrole Niva и Niva 2121 крайне надежны и просты.

    Снятие и/или замена редуктора

    Передок

    Независимо от того, какие редукторы стоят на Ниве Шевроле 2012 года, для снятия понадобится подъёмник или «яма», отсоединение подвески, и защиты картера мотора. Даже стяжку приёмной трубы с глушителем придётся чуть ослабить. Затем приподнимаем мотор и снимаем передний мост в сборе с приводом передних колес. Назад возвращаем всё в обратной последовательности.

    Задний мост

    Задок разбирается чуть проще, отсоединяем штанги и амортизаторы от балки. Чтобы извлечь редуктор, понадобится частичная разборка моста. После возвращения моста на своё место не забудьте отрегулировать тормоза.

    Почему мы не раскладываем от начала и до конца все-все операции, наверное, очевидно. Этот текст всё же больше ликбез, как выбрать редуктор на Ниву, а не книга с пошаговыми инструкциями по техническому обслуживанию внедорожника.

    Как пользоваться полным приводом и раздаткой на “Ниве”

    Так как уже выяснили, что когда задают вопрос “как включить 4ВД на Ниве”, на самом деле подразумевается как включить блокировку межосевого дифференциала, то рассмотрим инструкцию по использовании раздатки.

    Для условий бездорожья на раздаточных коробках “Нив” предусмотрено две опции и два механизма. Первый — это блокировка дифференциала. Второй — понижающий/повышающий вал передач.

    На нормальных асфальтовых дорогах всегда используется повышающий вал передач и выключенная блокировка дифференциала. Это “обычный” режим работы машины, когда она должна ехать как любой городской автомобиль. Как правильно установить рычаги — читайте ниже в разделе про управление разных моделей “Нивы”.

    На бездорожье используются следующие режимы. Понижающая передача без блокировки дифференциала, нужны когда автомобилю требуется больше тяги — в песке, в грязи, при езде под горку, трогании с тяжелым прицепом.

    Переключение на пониженный ряд передач можно делать только на стоящем автомобиле до старта движения по сложному участку или при движении на скорости до 5 км/ч, потому что коробка “Нивы” не имеет синхронизаторов! А вот переключаться на повышенную передачу можно и в движении автомобиля, при выключенном сцеплении.

    Блокировка используется в следующих случаях — если участок становится особенно труднопроходимым и при пробуксовке/вывешивании колеса на одной из осей. Блокировать дифференциал можно в движении автомобиля, но до попадания на сложный участок дороги. Чаще всего эта функция используется вместе с понижающей передачей. С повышающей передачей заблокированный дифференциал можно использовать при движении на относительно ровных участках дороги без асфальтового покрытия.

    Во многих источниках пишут о том, что нужно включать блокировку дифференциала при движении по скользкому снегу и льду. Но таких рекомендаций нет в руководстве пользователя — там предлагают при необходимости использовать эту функцию только если не удается тронуться на таком покрытии. А журналисты “За Рулем” во время тестов Chevrolet Niva определили, что на скользкой поверхности блокировка помогает только при движении под горку. Во время разгона такой режим повышает риск пробуксовки, а в поворотах ухудшает управляемость!

    Не рекомендуется делать никаких переключений непосредственно в момент пробуксовки колес.Также нельзя ездить с заблокированными дифференциалом на скорости выше 40 км/час. В том числе потому, что такая езда ухудшает управляемость автомобиля, повышает расход топлива и износ шин. А постоянное движение в таком режиме вообще приведет к поломке механизмов и деталей трансмиссии. Поэтому во всех автомобилях “Нива” и на “Шевроле Нива” горит значок полного привода на панели приборов, когда дифференциал заблокирован. Даже если вы забыли его разблокировать, сигнальная лампа подскажет исправить ситуацию.

    На практике бывает что включить блокировку дифференциала может быть очень сложно. Это происходит потому, что зубцы муфты узлов уперлись в зубцы шестеренки. Прикладывать силу в такой ситуации не стоит — так можно просто сломать рычаг или механизм! Такое “заедание” — не признак поломки, а нормальная работа раздаточной коробки. Это чисто механический узел, который работает таким образом.

    Согласно инструкции, включение блокировки дифференциала “Нива” необходимо при движении по прямой на скорости до 5 км/ч, при этом дважды нажав/выжав сцепление. Но практика автовладельцев показывает, что эффективнее будет это делать не при прямолинейном движении, а выполнив не крутой поворот. При повернутых колесах рычаг блокировки легко включается. Аналогичная проблема может быть с выключением блокировки. Метод тот же, но эффективнее будет движение назад с небольшим поворотом руля.

    Как управлять рычагами раздатки Нивы во всех режимах (подробное видео)

    Управление блокировкой дифференциала Нивы (короткое видео)

    Один или два рычага раздатки у Нивы и как ими управлять?

    У разных моделей “Нив” по-разному реализован механизм управления функциями раздаточной коробкки.

    У моделей ВАЗ-2121, ВАЗ-2131 и LADA 4×4 (трех- и пятидверные) используется два рычага. Передний — блокировка дифференциала. В положении “нажато вперед” дифференциал разблокирован. В положении “нажато назад” дифференциал блокируется. Задний рычаг — это повышающий/понижающий ряд передач. Положение назад — повышенный ряд передач. Среднее положение — “нейтраль” (в таком положении автомобиль не тронется, даже при включенных передачах КПП). Положение вперед — понижение передач.

    У моделей LADA Niva, ВАЗ-2123 и Chevrolet Niva использует один рычаг. В стандартном положении дифференциал разблокирован, а положения нейтрали и повышения/понижения передач такие же как описаны выше. Дифференциал блокируется нажатием ручки по направлению к водителю и это можно делать при включенной пониженной/повышенной передаче или в нейтральном положении.

    Схема управления с двумя рычагами раздатки

    Схема управления раздаткой с одним рычагом

    Как отрегулировать редуктор

    Вопрос регулировки редуктора тоже относится к области глубоких технических знаний, а главное, навыков автомеханика. Если по нашим записям не сильно подкованный водитель полезет, например, производить регулировку ведущей шестерни, выставлять боковой зазор главной пары и преднатяг подшипников дифференциала, то слесари с ближайшего к нему СТО нам, безусловно, скажут «спасибо». Сам же автовладелец – вряд ли будет рад.

    Нужны не только знания, но и довольно специфические инструменты. А коль уж мы не собираемся никому вредить, то настоятельно советуем пользоваться услугами профессионалов, как в подборе запасных частей, так и в обслуживании машины.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]