Система зажигания ВАЗ 2109, устройство, принцип работы

Print this article Font size 16

Отличия между системами зажигания с инжекторным и карбюраторным двигателем на ВАЗ 2109 достаточно существенные.

На карбюраторных версиях за распределение зажигания отвечает катушка и распределитель. На инжекторах эта роль отводится специальному модулю зажигания. Он включает в себя пару катушек и управляющую электронику.


Как устроена СЗ

Еще одно важное отличие между карбюраторной и инжекторной системой зажигания (СЗ) — это отсутствие необходимости настроек на электронном типе, установки опережения зажигания, регулировки зазоров. Датчики отвечают за распределение зажигания по цилиндрам.

Классификация систем зажигания

По своему типу системы зажигания делятся на:

  1. Контактную;
  2. Бесконтактную;
  3. Контактно-транзисторную.

Все перечисленные системы зажигания получают электроэнергию от АКБ или генератора и являются самыми распространенными.

По признакам они делятся на:

  1. Индуктивная – электроэнергия концентрируется в магнитном поле;
  2. Емкостная – электроэнергия собирается в электрическом поле.

Здесь отличие заключается в том, где именно накапливается электроэнергия с последующей отдачей ее на свечи зажигания.

Контактная СЗ

Питание зажигания в данной системе происходит от АКБ или генератора (в основном) — это классика.

Однако контактная СЗ, со временем, в ходе эксплуатации переставала быть надежной.

Причиной этому стало появление более современных двигателей, которые стали работать уже в других нагрузочных режимах, с другими топливными смесями и имели большее количество цилиндров.

Поэтому в середине 60 – х годах прошлого столетия контактная система зажигания себя полностью изжила и на смену ей пришла контактно – транзисторная СЗ.

Инжекторный мотор

Инжекторы отличаются от вышеописанных ДВС наличием многих электронных устройств. В случае с инжектором поломки обычно связаны с работой датчиков или самой проводки.

Чтобы точно выявить причину поломки на инжекторе, необходимо выполнять следующие шаги:

  • сначала отключите кабель от датчика;
  • затем, используя омметр, замерьте уровень сопротивления;
  • после этого полученные данные нужно будет сверить с тем, которые указаны в таблице в инструкции по эксплуатации авто.

Контактно-транзисторная система зажигания

Является промежуточным звеном между контактной – классической СЗ и современным электронным зажиганием.

Не будем углубляться в дебри принципа работы данной системы зажигания, для многих данная информация будет скучной и не интересной.

Хочется лишь отметить, что в контактно – транзисторной системе Вы уже не найдете привычный для классической СЗ конденсатор, так как благодаря низкой силе тока в 0,5А, в нем уже нет необходимости (искры при размыкании-смыкании контактов не образуются).

Так же стоит обратить внимание, что при установленной классической СЗ через каждые 10 тыс. км необходимо зачищать контакты и прослужит она Вам в итоге от 35 до 45 тыс. км пробега автомобиля.

При установленной контактно-транзисторной СЗ данные показатели увеличиваются в разы, срок службы системы зажигания увеличился до 100 тыс. км пробега авто, при этом чистки контактов она не требует.

Достигается это за счет встроенного коммутатора, которого нет в классической системе, принцип работы которого нет смысла сейчас рассматривать.

Но все же и здесь есть проблемы, которые выражены в следующих недостатках:

  1. Прерывательный механизм требует периодических регулировок в зазорах контактов, так как не правильно выставленные зазоры влияют на показатели угла опережения зажигания;
  2. Контакты постоянно загрязняются и окисляются, поэтому требуют периодической очистки;
  3. Возможность появления резонансных явлений привело к установки ограничений на максимальную величину частоту работы двигателя. Как правило для 4-х цилиндрового двигателя этот показатель равен не более 6 тыс. об в мин.

Модификации автомобиля

ВАЗ-2108. Базовая модель автомобиля, на нее устанавливался карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра, оснащалась как 4-х, так и 5-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21081. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем объёмом 1.1 литра и 4-х ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21083. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1.5 литра. На данный автомобиль устанавливали 5-ступенчатую коробку передач.

ВАЗ-21083-00. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в стандартной комплектации, индекс такой длины начали присваивать с 2001 года.

ВАЗ-21083-01. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «норма».

ВАЗ-21083-02. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «люкс».

ВАЗ-21083-20. Модификация ВАЗ-21083, но с инжекторным, 1.5 литровым двигателем. На автомобиль устанавливалась 5-ступенчатая коробка передач.

ВАЗ-21083-21. Как и предыдущая модель, но в комплектации «норма».

ВАЗ-21083-22. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 с инжекторным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач в комплектации «люкс».

ВАЗ-21083-37. Спортивная модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ступенчатой коробкой передач. Разработана для участия в НГС «Кубок Лада»

ВАЗ-210834 «Тарзан». Прототип полноприводного внедорожника, разработанный в 1998 году на основе модели 21083. Автомобиль делался следующим образом, на раму автомобиля ВАЗ-21213 «Нива», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка посадили кузов от ВАЗ-21083. Места стыка рамы с кузовом закрыли пластиковыми накладками, которые похожи на пороги. Так же были увеличены колесные арки, на которые поставили накладки, изменились бамперы.

ВАЗ-21084. Опытно-промышленная партия автомобилей с двигателем увеличенного объема 1,6 литра. Это был двигатель ВАЗ-21083, но с увеличенным по высоте блоком на 1,2 миллиметра, в котором была несколько изменена головка и установлены новый коленчатый и распределительные валы. Так же была видоизменена поршневая, новые поршни были обрезаны на 1,8 миллиметра по высоте, а их диаметр составлял 82 миллиметра.

ВАЗ-21085. Модификация с инжекторным 16-клапанным двигателем от ВАЗ-2112 объёмом 1500 см3 и мощностью 92 лошадиные силы. Автомобиль комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21086. Экспортная ВАЗ-2108 с правым рулем для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21087. Экспортная дефорсированная модификация ВАЗ-21081 для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21088. Экспортная модификация модели ВАЗ-21083 с правым рулем.

ВАЗ-2108-91. Модифицированная «восьмерка» с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, объемом 1,3 литра и мощностью 140 лошадиных сил.

ВАЗ-2108 ИКС. Разработка данной модификации началась в 1985 году по заказу Аэрофлота. Всего было выпущено 10 автомобилей, которые были предназначены для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы. На основе полученной информации прогнозируется дистанция торможения воздушных судов, а в случае мокрой взлетно-посадочной полосы — и скорости начала аквапланирования. Данные этих замеров диспетчер передает на борт самолёта, заходящего на посадку.

Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)

Теперь мы вплотную подошли к системе зажигания ВАЗ 2109. На данной модели автомобиля от ВАЗ установлена бесконтактная система зажигания, которая нашла свое применение еще с середины 80 – х годов.

В данной системе прерывательный механизм был заменен более современным бесконтактным датчиком, который мгновенно и точно определяет частоту вращения коленвала двигателя и угол его положения.

В отличии от более ранних систем зажигания, где в основу их работы было заложено механическое воздействие деталей друг с другом, в принципе работы новой системы зажигания заложен электрический импульс, который образовывается с помощью бесконтактного датчика. Но обо всем по порядку.

Полезно знать — Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 с карбюраторным и инжекторным двигателем своими руками.

Особенности работы

Кузов автомобиля и силовой агрегат Samara Baltic исправно служат долгие годы, чего нельзя сказать про электрическую часть автомобиля.

Но на это есть объективные причины:

  1. Суровые климатические условия;
  2. Частые нагрузки при городском режиме работы;
  3. Естественное старение изоляции и материалов.

Соответственно, владельцы вынуждены оперативно решать всевозможные проблемы и отказы, а для этого есть несколько способов:

  1. Обращаться на фирменный сервис;
  2. Проводить диагностику и ремонт своими руками.

Выводы: надеемся, что прояснили ситуацию относительно особенностей модели Samara Baltic, которая до сих пор остается эталоном качества и стиля для отечественного автопрома. А ее счастливые обладатели и дальше будут эксплуатировать автомобиль без поломок и отказов электронных систем.

Короткое знакомство — преимущества

Как уже отмечалось выше система зажигания ВАЗ 2109 является бесконтактно-транзисторной.

За время своего существования данная СЗ зарекомендовала себя вполне надежно несмотря на то, что вырабатывает она большую энергию до 50Дж, а напряжение пробоя в ней может достигать от 30 кВ и более. КПД работы бесконтактно-транзисторной СЗ считается очень высоким.

Преимущества данной СЗ:

  1. Если работа СЗ предусмотрена с датчиком Холла, то на показатель энергии искры никак не влияет ни частота работы двигателя, ни показатель напряжения в электрической сети автомобиля. Это происходит потому, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания остается всегда неизменным, что и есть одной из причин большого КПД работы данной системы зажигания;
  2. Так как непосредственно механического взаимодействия между контактами не происходит, значит они не обгорают и не загрязняются, и само собой отпадает необходимость в их чистки;
  3. Нет необходимости в регулировки положения контактов, по одной причине, их просто нет;
  4. Так как механическое воздействие деталей друг с другом в данной системе минимизировано, значит полностью отсутствуют такие явления, как вибрация ротора, резонансные явления, не равномерное распределение искры по свечам;
  5. Благодаря постоянной повышенной энергии в свече, которая может достигать и 50 Дж, воспламенение топливной смеси в цилиндрах происходит без сбоев. Особенно это ощущается во время разгона автомобиля, когда все происходит плавно, стабильно и без рывков;
  6. Приблизительно на 5% увеличилась экономия расхода топлива и на 20 – 25% уменьшается выброс СО;
  7. При морозе запуск холодного двигателя, даже при разряженном до 6В АКБ, происходит более стабильно, чем при других системах зажигания.

Устройство БТСЗ

Система зажигания ВАЗ 2109 состоит:

  1. Коммутатор 3620.3734;
  2. Свечи зажигания А17ДВР;
  3. Датчик распределителя 40.3706;
  4. Катушки зажигания 27.3705;
  5. Выключатель зажигания;
  • — Блокировочное устройство, которое не допускает следующее включение стартера пока не будет полностью выключено зажигание;
  • — Запорное-противоугонное устройство.

Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Принцип работы системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
  2. Валик датчика – распределителя получает вращательный момент от распредвала двигателя и расположен горизонтально.
  3. Самопроизвольное выключение системы зажигания происходит через 2 -8 секунд после поворота ключа зажигания в крайнее левое положение и заглушенном моторе.
  4. В ходе работы СЗ происходит выравнивание коммутируемого тока в случае, когда напряжение в сети изменяется в пределах от 6 до 18 В.
  5. При не большой частоте работы двигателя, благодаря специальной системе, встроенной в коммутатор, регулируется время накопления электроэнергии в катушке зажигания, а также происходит ограничение силы тока.

Система зажигания ВАЗ 2109 работает на напряжении до 26 кило вольт, длительность искрового разряда варьирует в приделах 1,6-2,0 мс и за это время выделяется энергии в 35 – 50 МДж.

Распределитель зажигания.

Датчик-распределитель.

Состоит из:

  1. Регуляторов опережения зажигания двух типов — вакуумного и центробежного;
  2. Датчика импульсов напряжения, который регулирует работу коммутатора.

Таблица 9-4. Назначение штекеров в разъеме контроллера МС 2713-02

№ штекера Назначение штекера
1 Выход сигнала управления клапаном ЭПХХ
2 Подвод напряжения питания, +12 В
3 Выход на коммутатор сигнала СЗ
4 Выход на коммутатор сигнала ВК
5 Выход НО для диагностики
6 Вход от концевого выключателя карбюратора
7 Выход УИ для диагностики
8 Вход Н01 для сигнала от датчика НО
9 Вход УИ 1 для сигнала от датчика УИ
10 Общий (масса)
13 Выход для диагностики
15 Вход для сигнала от датчика температуры (общий)
16 Вход для сигнала от датчика температуры
18 Вход УИ2 для сигнала от датчика УИ
19 Вход Н02 для сигнала от датчика НО

Сигнал «Выбор канала», или ВК (II, на рис. 9-16, а), имеет угловую длительность импульсов 180° по коленчатому валу. Момент искрообразования соответствует в I и IV цилиндрах переходу с низкого уровня сигнала на высокий, а во II и III цилиндрах — с высокого уровня на низкий.

Сигнал «Начало отсчета», или НО (III, на рис. 9-16, а), генерируется один раз за оборот коленчатого вала. Переход с низкого уровня на высокий соответствует положению поршней I и IV цилиндров в ВМТ.

Сигнал «Угловой импульс», или УИ (IV, на рис. 9-16, а), генерируется 128 раз (по числу зубьев на ободе маховика) за один оборот коленчатого вала. Поэтому период сигнала УИ равен 2, 8° по коленчатому валу.

Все выходы контроллера выполнены в виде «открытого коллектора» транзистора структуры n-p-n с нагрузочной способностью не более 10 мА.

Назначение штекеров в разъеме контроллера дано в табл. 9-4.

Коммутатор — двухканальный, типа 42. 3734. По управляющим импульсам (СЗ и ВК) контроллера он производит:

— поочередное включение каналов и, следовательно, катушек зажигания;

— формирование импульсов тока в течение времени tн (рис. 9-16, b) накопления в первичных обмотках катушек зажигания;

— амплитуда импульсов тока I— (см. осциллограмму V на рис. 9-16, b) равна 8-10 А, а время to накопления в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от 750 до 4500 мин1 и при напряжении питания 14 В должно быть 9—4 мс. Амплитуда импульсов напряжения U— (см. осциллограмму VII) на выходных транзисторах коммутатора в момент прерывания первичного тока (I—) составляет 350—400 В.

Назначение выводных штекеров в штепсельном разъеме коммутатора дано в табл. 9-5.

Момент искрообразования

Искрообразование в системе зажигания ВАЗ 2109 происходит следующим образом:

  1. Вал распределителя зажигания вращаясь одновременно вращает и экран с прорезями, который имеет форму цилиндра, и частично его внутренняя поверхность состоит из металла. Вращаясь данный экран образует электромагнитное поле.
  2. Наибольший сигнал датчика образуется тогда, когда в зазоре микропереключателя появляется металлическая часть экрана, а наименьший сигнал датчика образуется тогда, когда в рабочем зазоре металлическая часть экрана отсутствует.
  3. Момент перепадов уровней сигналов от большего к меньшему длится всего от 1 до 5 микро секунд и в это время происходит искрообразование.

Безусловно процесс искрообразования проходит сложнее и во многом зависит от геометрии прорезей экрана, но описывать сложные физические процессы здесь нет смысла, так как они многим людям будут не понятны.

ВАЗ 2109 Схема электрооборудования

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2108 ВАЗ-2109

1

. Блок-фара (фара, объединенная с передним фонарем);
2
. Моторедукторы очистителей фар;
3
. Датчик указателя температуры;
4
. Выключатель подкапотной лампы;
5
. Сигнал звуковой;
6
. Выключатель света заднего хода;
7
.Электродвигатель вентилятора;
8
. Датчик электродвигателя вентилятора;
9
. Клапан омыва фар;
10
. Генератор;
11
. Клапан омыва заднего стекла;
12
. Клапан омыва ветрового стекла;
13
. Электродвигатель омыва стекол;
14
. Подкапотная лампа;
15
. Сеечи зажигания;
16
. Розетка штепсельная переносной лампы;
17
. Датчик контрольной лампы давления масла;
18
. Датчик-распределитель зажигания;
19
. Клапан карбюратора электромагнитный;
20
. Выключатель концевой в корбюраторе:
21
. Коммутатор;
22
. Катушка зажигания;
23
. Колодка диагностики;
24
. Датчик в.м.т.;
25
. Батарея аккумуляторная;
26
. Датчик уровня тормозной жидкости;
27
. Стартер;
28
. Блок управления клапаном карбюратора;
29
. Реле дополнительное включения стартера;
30
. Моторедуктор очистителя ветрового стекла;
31
. Лампа подсветки табло управления отпителем;
32
. Электодвигатель вентилятора отпителя;
33
. Резистор дополнительный;
34
. Переключатель электродвигателя отопителя;
35
. Прикуриватель;
36
. Лампа освещения вещевого ящика;
37
. Блок монтажный;
38
. Комбинация приборов;
39
. Выключатель стоп-сигнала;
41
. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
42
. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
43
. Выключатель освещения приборов;
44
. Выключатель наружнего освещения;
45
. Выключатель аварийной сигнализации;
46
. Выключатель заднего противотуманного света:
47
. Выключатель обогрева заднего стекла;
48
. Указатели поворота боковые;
49
. Выключатели плафона в стойках передних дверей:
50
. Выключатели плафона в стойках задних дверей (для ВАЗ-2109);
51
. Плафон освещения салона;
52
. Выключатель зажигания;
53
. Переключатель стеклоочистителей и омывателей;
54
. Выключатель звукового сигнала;
55
. Переключатель указателей поворота, стояночного света и света фар;
56
.Фонари задние;
57
. Датчик указателя уровня топлива;
58
. Элемент обогрева заднего стекла;
59
. Фонари освещения номерного знака;
60
. Моторедуктор очистителя заднего стекла.
А
. Наконечник провода для подключения к датчику износа тормозных колодок;
В
. Штекерный разъём для подключения к плафону индивидуального освещения салона;
I
. Условные номера штекеров в колодках монтажного блока;
II
. Нумерация штекеров в колодке моторетуктора;
III
. Условные номера штекеров в колодке и контактов выключателя зажигания;
К1
. Реле времени омыеателя заднего стекла:
К2
. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
КЗ
. Реле очистителя ветрового стекла;
К4
. Контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп;
К5
. Реле включения дальнего света фар;
Кб
. Реле включения очистителя фар;
К7
. Реле включения стеклоподемников (не устанавливается):
К8
. Реле включения звукового сигнала;
К9
. Реле включения электродвигателя вентилятора;
К10
. Реле включения обогрева заднего стекла;
К11
. Реле включения ближнего света фар.

Это интересно: Что будет, если брызнуть дезодорантом и закурить в салоне машины?

Рис. 1.

Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8 — выключатель зажигания

Рис. 2

Система управления электромагнитным клапаном карбюратора на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 3.

Схема соединений генератора ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 5.

Схема соединений стартера ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Порядок обслуживания СЗ

Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должно периодически обслуживаться.

Несвоевременное техническое обслуживание может привести к:

  1. Потере надежности работы системы зажигания, как правило, это проявляется в частых сбоях в ее работы;
  2. Уменьшение технических показателей в эксплуатации;
  3. Резкое увеличение расхода топлива;
  4. Не выявление поломок деталей СЗ на начальной стадии, может привести к более серьезным неисправностям.

Техническое обслуживание необходимо приводить постоянно с периодичностью, указанной с технической документации на автомобиль.

Так как на автомобиле ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя достаточное количество различной электроники и в ходе ее работы в ней образуется очень высокое напряжение, в целях безопасности и исключения возможности вывода из строя важных электронных деталей, выполнение перечисленных ниже правил является обязательным:

  1. При запущенном моторе запрещено касаться руками катушки зажигания, корпуса коммутатора, проводов, передающих высокое напряжение;
  2. Запрещено тестировать на работоспособность всю цепь зажигания методом «на искру», так как это может привести не только к увечьям, но и к поломки всей системы зажигания.
  3. Запрещено заводить автомобиль методом искрового зазора между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтным проводом.

Работы по техническому обслуживанию не сложные и включают в себя:

  1. Очистка от нагара свечей зажигания или их замена;
  2. Проверка изоляции проводов и их крепление;
  3. Контроль момента зажигания и правильная его установка;
  4. Очистка от грязи всех сторон крышки ротора и датчика распределителя;
  5. Зачистка токо разносной пластины ротора и электродов боковых клемм;
  6. Проверять крепление всех деталей системы зажигания, обращать внимание на защитные колпачки, не допускать образование в них трещин;
  7. Проверять крепление всех видов проводов, не допускать их болтание.

Практические советы

Эксплуатация инжекторного силового агрегата, и в частности обслуживание его электронных компонентов, в корне отличается от систем карбюраторного мотора.

Владельцы переоборудованных автомобилей должны усвоить несколько основных правил:

Перед демонтажем узлов системы управления впрыском, обязательно отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи;


Работа с проводкой автомобиля требует внимательности и аккуратности

  • Не запускайте двигатель при плохом контакте наконечников проводов на аккумуляторной батарее. Обязательно проверяйте, насколько плотно они затянуты;
  • Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе автомобиля. Это гарантированно приведет к выходу из строя ЭБУ;
  • Следите за температурой ЭБУ. Не допускается его перегрев (65°С при работе автомобиля и выше 80 °С, например при сушке в покрасочной камере). Если такой процесс неизбежен – демонтируйте ЭБУ с автомобиля на время работ;
  • Также необходимо снимать ЭБУ или отключать его от бортовой системы автомобиля при проведении сварочных работ с кузовными деталями.

Проверка системы зажигания

Установка зажигания.

Обратившись к теории можно вспомнить, что возгорание топливной смеси в цилиндре двигателя происходит благодаря искре от свечи зажигания.

Однако следует понимать, что искрообразование должно происходить в определенный момент, при определенной позиции поршня относительно верхней мертвой точки.

Для того чтобы выдерживать нужные параметры работы системы зажигания, существует такое понятие, как выставление момента зажигания.

Для выполнения таких работ в автомобиле ВАЗ 2109 специально в люке картера сцепления нанесена шкала, а на маховике имеется метка.

При смещении на одно деление шкалы, колен вал проворачивается на 1 градус.

На шкале лючка картера имеется самая длинная метка, которая расположена по середине. Чтобы выставить 1 – й и 4 – й цилиндры двигателя в ВМТ (верхняя мертвая точка), необходимо совместить эту длинную метку с меткой на маховике.

Нормативные показатели на скриншоте.

На заметку владельцам «Девятки» — схема электропроводки ВАЗ 2109

Автовладельцы отечественных машин нередко сталкиваются с неисправностями электропроводки, что может привести не только к неработоспособности тех или иных систем, но и невозможности движения в целом. Чтобы не допустить этого, владельцам «девяток» необходимо знать, что представляет собой электросхема ВАЗ 2109 и какие симптомы свидетельствуют о ее неисправности.

Использование стробоскопа для проверки зажигания

Наиболее приемлемый способ проверки зажигания на ВАЗ 2109 это использование стробоскопа.

Хотя название данного прибора и ставит некоторых водителей в ступор, ничего сложного в его работе нет.

Для проверки необходимо:

  1. Соединить провода «+» к «+» и «-» к «–» стробоскопа с АКБ, а провод датчика прибора подсоединяем к проводу высокого напряжения, подходящего к первому цилиндру.
  2. Заводим автомобиль, на холостом режиме работы двигателя мигающий луч света исходящий из стробоскопа направляем в лючок картера сцепления.
  3. Момент зажигания выставлен верно, если риска на картере сцепления совпадает с меткой на маховике, что соответствует первоначальному углу опережения зажигания.

Для изменения угла опережения зажигания (УОЗ) необходимо:

  1. Расположиться так, чтобы смотреть на крышку датчика-распределителя;
  2. Чтобы увеличить УОЗ проверните корпус датчика-распределителя по часовой стрелке;
  3. Чтобы уменьшить УОЗ – против часовой стрелки.

Датчик-распределитель зажигания

Распределитель зажигания ВАЗ 2109 имеет двойное назначение:

  1. Перенаправление искрообразования по цилиндрам двигателя;
  2. Определять правильный момент искрообразования в зависимости от нагрузки на двигатель и частоты вращения колен вала.

Перенаправление искрообразования по цилиндрам происходит благодаря ротору и самой крышки распределителя.

На крышке закреплены наружный и центральный контакты, между которыми расположен резистор имеющий сопротивление в 5-6 кОм.

Напряжение поступает от катушки зажигания к ротору через центральный контакт с помощью специального угольного электрода.

Во время вращения ротора импульсы тока с определенной частотой поступают через наружный контакт на боковые электроды, которые расположены в крышке распределителя зажигания.

От боковых электродов импульсное напряжение поступает по проводам высокого напряжения непосредственно на свечи зажигания.

Стоит обратить внимание, что угольный электрод должен свободно перемещаться в крышке. Если он заклинивает, то в скором времени сгорает. Поэтому необходимо следить за износом контактного уголька и не допускать, чтобы он достигал более 0,5 мм.

Для системы зажигания ВАЗ -2109 используются специальные провода высокого напряжения синего цвета, которые характеризуются большим пробивным напряжением в 30 кВ.

Многие слышали о таких понятиях как ранее и позднее зажигание.

Ранее зажигание происходит тогда, когда угол опережения зажигания (УОЗ) больше нормативного и искрообразование происходит на много раньше, чем поршень подошел к верхней мертвой точке.

Позднее зажигание характеризуется тем, что появление искры происходит позже, тогда, когда поршень или достиг ВМТ или уже ее прошел. Т.е. УОЗ на много меньше нормативного.

В зависимости от частоты вращения колен вала и нагрузок на двигатель угол опережения зажигания должен быть разным и регулироваться буквально на «ходу».

Для этого предусмотрен центробежный регулятор.

Наибольший показатель угла опережения зажигания варьирует от 30 до 40 градусов в соответствии с углом поворота коленвала двигателя.

Если Вы хоть немного помните школьную программу физики, то должны знать такое понятие, как центробежные силы. Это физическое явление и заложено в основу принципа функционирования центробежного регулятора.

При вращении, под воздействием центробежных сил, грузики, которые установлены в регуляторе, удаляются друг от друга, и проворачивают дальше ротор по ходу вращения основного валика.

Пружины, показанные на рисунке, специально имеют разную жесткость, тем самым добивается выставления нужных углов опережения зажигания при определенной частоте работы двигателя.

Немного истории

Известны такие основные системы, обеспечивающие воспламенение паров бензина в ДВС автомобиля:

  • контактная;
  • бесконтактная;
  • микропроцессорная система зажигания (МПСЗ).
  1. Контактная. Исторически это была первая попытка, она оказалась достаточно успешной и проработала много лет. Схема такой системы приведена нижеПринцип работы устройства прост – размыкание контактов прерывателя разрывает первичную цепь, из-за чего во вторичной обмотке бобины наводится высокое напряжение, которое распределителем направляется на одну из свечей зажигания. Это было простое, отработанное изделие, конечно со своими недостатками, которые устранялись по мере развития техники и элементной базы.
  2. Бесконтактная. Принцип работы в основном схож с предыдущим, но изделие является более надежным. В нем контактный механический прерыватель заменен электронными устройствами – коммутатором и датчиком. Схема такого изделия показана на рисунке
  3. Микропроцессорная система, не содержащая механических узлов и построенная целиком на электронных компонентах.Принцип работы так же остался неизменным, функциональная схема такого устройства показана на рисунке.

Вакуумный регулятор

Вакуумный регулятор, в зависимости от того на сколько сильно открыта дроссельная заслонка и повысилась нагрузка на двигатель, изменяет угол ОЗ, максимальный показатель которого для ВАЗ 2109 должен быть в пределах от 20 до 24 градусов по углу поворота коленвала двигателя.

Принцип работы:

  1. При повышение нагрузки на двигатель и нажатии педали газа, дроссельная заслонка открывается;
  2. Происходит уменьшение разряжения в одном из отсеков вакуумного регулятора;
  3. Уменьшение разряжения в камере приводит к перемещении подпружиненной тяге;
  4. Тяга перемещаясь тянет за собой пластину и проворачивает прерыватель по ходу вращения ротора, выставляя тем самым меньший угол опережения зажигания.
  5. При уменьшении нагрузки, дроссельная заслонка закрывается, разряжение в камере увеличивается и процесс проходит в обратную сторону.

Искровые свечи зажигания

В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР, А17ДВРМ где:

Нельзя недооценивать важность свечей в общей схеме работы системы зажигания автомобиля.

Не зря многие водители по привычки, которая осталась еще с прошлых времен, возят с собой запасной комплект свечей. Может это и лишнее, так как современные свечи вполне надежны, но любую привычку побороть не так уж просто, даже такую.

Что возить с собой в багажнике читайте тут…

Во время работы свеча зажигания переносит огромные диапазоны нагрузок, которые выражены в большом температурном режиме эксплуатации, механических, электрических и химических воздействиях.

К примеру, в камере сгорания рабочий температурный режим может варьировать от 60 до 2800 градусов, давление до 10 Мпа, напряжение до 30 кВ, не говоря уже про постоянное химическое воздействие на свечу продуктами сгорания.

В процессе эксплуатации свечи на всех ее участках образуется нагар, который приводит к потере тока, так же зазор между контактами в свече зажигания на каждые 1000 км пробега может увеличиваться от 0,012 до 0,016 мм и более.

По свече зажигания можно просто диагностировать состояние двигателя, но как правило, обращаем мы внимание на свечи только тогда, когда в работе двигателя начинаются сбои или, когда пришло время планового ТО.

Двигатель в нормальном состоянии если:

  1. Отсутствие мокроты на резьбе;
  2. Тонкий нагар копоти на темном ободке;
  3. Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белесого или светло-желтого цвета.

Признаки появления проблем с двигателем:

  1. На резьбе остатки масла или бензина;
  2. На ободке рыхлый нагар черного цвета с наличием пятен;
  3. Все электроды темно-коричневые с наличием пятен;
  4. Свеча мокрая с темным нагаром;
  5. Темный ободок с внешней части свечи (если свеча стоит не герметично).

Применение в системе зажигания ВАЗ 2109 только свечей зажигания марок А17ДВР, А17ДВРМ не является панацеей, конечно же существуют альтернативные варианты, но правильно подбирать свечи для своего авто нужно уметь правильно, а для этого Вам следует ознакомится с такими понятиями:

  1. Что такое горячие и холодные свечи и на каких двигателях они применяются;
  2. Что такое калильное число;
  3. Что такое степень сжатия и ряд других показателей.

Поэтому если Вы не разбираетесь в этих вопросах, то перед тем, как заменить свечи зажигания, рекомендованные заводом изготовителем, на другие обратитесь за рекомендациями к специалистам.

Карбюраторный ДВС

Перед тем, как поговорить о поломках карбюраторов и электрооборудования, предлагаем вам разобраться в схеме, по которой работает система:

  1. Когда водитель включает зажигание, но не запускает двигатель, питание подается по жгуту высоковольтных проводов на клеммы мотора, на панели приборов загораются индикаторы.
  2. Далее, стартер активирует работу коленчатого вала, а также всей поршневой группы. Таким же образом напряжение по жгуту высоковольтных проводов запускает и генератор. Панель продолжает работать.
  3. Затем питание с устройства поступает на катушку зажигания, которая начинает вырабатывать импульс. Импульс поступает через жгут высоковольтных проводов к трамблеру, панель приборов работает.
  4. После этого коленчатый вал моторы начинает вращать привод трамблера. Устройство начинается замыкать контакты, таким образом передавая разряд по тому же жгуту высоковольтных проводов на свечи зажигания карбюратора. Панель приборов продолжает работать в нормальном режиме.

Классическое зажигание

В том случае, вы не можете завести мотор на карбюраторе, необходимо уделить внимание диагностике следующих элементов:

  1. Осмотрите электрическую проводку между катушкой и генератором. Вам необходимо проверить контактны на предмет обрывов или окисления, иногда их можно просто прочистить, в некоторых случаях требуется замена. Если сама электрическая цепь находится в печальном состоянии, то возможно, есть смысла произвести замену проводов.
  2. Также следует произвести диагностику катушки зажигания. В первую очередь, необходимо проверить наличие искры. Для этого извлеките высоковольтный провод из жгута трамблера и поднесите ее к металлическим элементам подкапотного пространства. Когда вы будете пытаться запустить двигатель, проворачивая ключ в замке зажигания, из высоковольтного провода должна появиться искра. Если ее нет, то катушка вышла из строя, ее нужно отремонтировать или поменять.
  3. Помимо этого, нужно проверить цепь трамблера и самых свечей. Если вы видите, что высоковольтные провода в жгуте находятся в печальном состоянии, то возможно, есть смысл их поменять. Произведите диагностику внутреннего бегунка, а также самих свечей карбюратора (автор видео — MR. Boroda).

Электронное зажигание

ВАЗ 2109 может быть оснащен электронным, то есть бесконтактным коммутатором, который монтируется между самой катушкой и трамблером. Электронная система предназначена для обеспечения лучше искры, если мотор функционирует на обедненной горючей смеси. В том случае, если импульс слишком низкий или вовсе отсутствует, в чем вы смогли убедиться во время проверки наличия искры, то коммутатор лучше будет поменять. В том случае, если монтаж нового устройства не позволил решить неисправность, необходимо будет полностью или частично менять электропроводку. Есть вероятность, что уровень сопротивления в цепи очень высокий, а это способствует слишком слабой искре.

Катушка зажигания

На автомобиле ВАЗ 2109 установлена катушка зажигания принцип работы, которой основан на принципе разомкнутой магнитной цепи.

Как и многие катушки зажигания, модель 27.3705 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток. Корпус катушки заполнен трансформаторным маслом.

Особенность конструкции данной катушки зажигания является наличие специального предохранительного клапана одноразового аварийного действия. Срабатывает данный клапан только в том случае, когда давление масла в корпусе станет выше нормативного.

Если клапан сработал, то сразу меняйте катушку зажигания. Если бы не было такого клапана, то катушку просто бы разорвало с вытекающими из этого последствиями.

Резюме

Надеемся, что достаточно подробно осветили опасность, подстерегающую владельцев автомобилей ВАЗ 2109 из-за некачественного технического состояния штатной проводки. Особенно это касается автомобилей в возрасте, нередко сменивших за время эксплуатации не одного владельца. И наилучшим способом обезопасить себя и сохранить автомобиль является правильная и своевременная замена проводки.

Проводка ВАЗ 2109: под капотом нужен особый контроль

Hello. In past records, I mentioned that I want to change the wiring harness and that I already have a wiring harness from the spot I purchased on the auto-parcel. But she needed further work. And if it had to be adapted to the carburetor. In the shoe where the bundle from the commutator and the reel should be connected, part of the wires did not suffice, and part was not in those nests. In addition, there was no starter relay. But there is no thin without good in this bundle were the findings for most sensors of the BSK and that was very pleased with the presence of the relay fogs (that luxury car was therefore a complete set of consumers) my PTFs were turned on directly can turn off forget and the xen sucks the power out of the battery is not childish.

I wired the wires of the color I needed from the old saloon spit and started to implement this business, but then I remembered about the speed sensor that it hooked in knows how and not from the place where the snot»s got a snot and it»s ordering to sort this thing out. It works, but when everything is hanging around like a spider web, it»s unpleasant and not practical. I also plan to put the janitors on the headlights together with the bilanzers and not later to climb into the wiring and not hang new snot decided to immediately include in the chain the planned consumers. He drew a schematics from the book for the washers of headlights in passing trying to understand how it works. Then he began to dig into his supplies of wires and realized that everything is short and if you do it from different colors with a bunch of twists then this is nonsense which will turn out sooner or later. Again going to Andryukha to parse I take from him for a half-waggon back plait from the chirp, then I went to the building store and bought there corrugated paper to hide there what I already prepared for the starter and speed sensor. And he began to ennoble. I also included the fan relay in the relay so that when the machine is turned off, it is also chopped off, and does not rotate until it cools down, making Akum unsuccessful. Here»s what I got

The starter relay and output to the speed sensor

Fan relay and wires to the left headlight cleaning device

On the right-hand headlamp and pump

The scheme of additions

And now the wiring is ready. I changed for half a day tore the old set a new one, that day my drugan arrived setgravefeli. He reworked the carburetor on the injector. I quickly made my wiring and helped him ring and patch the braid from the brains, and there the nuts together twisted the fuel lines.

A completely different kind

It»s nice to see

The result is satisfied with everything neatly hangs nothing, nothing closes and places like a bud, it would have become more just a little twisted, it was necessary to lead wires to the right headlight cleaner near the chips of fogs, and not in the region of the genes, but this is not critical. The motor must have its own leash with a chip.

Неисправности катушки зажигания

Наиболее распространенными неисправности являются:

  1. Межвитковое замыкание первичной и вторичной обмотками;
  2. Обрыв в цепи 1 – й или 2 – й обмоток;
  3. Пробой изоляции второй обмотки на корпус катушки.

Основные признаки неисправности катушки зажигания:

  1. На крышке наблюдаются следы подтекания масла;
  2. Трещины и скоры на крышке;
  3. Не правильные показатели омметра (читайте дальше).

При выявлении данный проблем катушку зажигания следует заменить.

Проверка сопротивления в 1 – й и 2 – й обмотках


Первичная обмотка

Для выполнения таких работ Вам потребуется омметр и температура окружающего воздуха 20 – 25 градусов.

Подключите омметр к правой и левой клеммам катушки, показания должны быть в пределах 0,4 – 0,5 Ом. При любых других показателях катушка заменяется на новую.

Вторичная обмотка


Для проверки соедините провода омметра к клемме Б и к высоковольтной клемме, которая находится по середине катушки. Температура воздуха та же 20 – 25 градусов. Показания омметра должны быть в пределах 4,5 – 5,5 кОм, при каких-либо других показаниях катушка меняется на новую.

Сопротивление изоляции на «корпус»


Все очень просто, один провод омметра подсоединяем к корпусу катушки, второй провод последовательно к каждой клемме. Показания омметра во всех случаях должно быть не менее 50 МОм. При других показаниях катушка меняется на новую.

Хотя система зажигания ВАЗ 2109 и не является сложной по своему устройству, принцип ее работы основан на сложных электро физических явлениях, а значит подходить к регулировки и обслуживанию зажигания нужно аккуратно и со знанием дела.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]