Столкнулись с тем, что у вас медленно работают дворники на ВАЗ-2109? Не беда, такая проблема преследует многих автомобилистов. Нерадивый механизм, еще вчера работавший как часы, имеет глупую привычку медленно и неумолимо выходить из строя. Такая неприятная особенность автомобилей данной марки уже успела насолить всем владельцам ВАЗа модели 2109, если верить отзывам большинства отечественных автомобилистов.
Причин тому может быть огромное количество, и далеко не всегда дело в халатности водителей. Дворники часто выходят из строя по причине банального технического несовершенства в конструкции всеми любимого ВАЗ. Но не стоит преждевременно ругать производителей и ехать в автосервис. Ускорить износившийся механизм своими руками — это просто и под силу любому.
Основные причины и способы ремонта
Проблемы с трапецией
Самая распространённая причина плохой работы стеклоочистителей – заржавевшая трапеция.
В качестве экстренного средства можно побрызгать WD на оси крепления дворников. Если вы в дороге и не можете заняться сервисом машины, это поможет на некоторое время решить проблему.
Нужно снять трапецию, очистить от пыли и ржавчины, смазать все движущиеся части литолом.
Иногда неисправность можно устранить, просто поменяв щеткодержатели дворников.
Износ и загрязнения мотора-редуктора
Чтобы устранить неисправность, мотор снимают, перебирают, очищая от грязи и затем шлифуя шкуркой лепестки, наносят смазку и собирают.
Неправильный монтаж
При замене тяг или других деталей дворников некоторые соединения могли быть подключены неправильно.
Проблемы с электрикой
Если вы купили новую трапецию, поменяли мотор, а стеклоочистители все равно работают плохо, нужно обследовать соответствующий им участок электрической цепи.
Чтобы определить, почему медленно работают дворники на ваз 2114, вольтметром измеряют падение напряжения по массе и по плюсовому проводу. Потом отдельно записывают потери на каждом контакте. В некоторых случаях потери на одном соединении могут достигать 0.8 В. Выявив основные причины, устраняют неисправности, начиная с самых больших источников утечек.
Замена моторчика
На практике замена дворников на ВАЗ 2114 может потребоваться в нескольких случаях. Самый распространенный — это выход из строя мотор-редуктора.
Причины бывают разные:
- Щетки постоянно работают, реле отключения не работает;
- Включение регулятора не позволяет запустить дворники;
- Иногда стеклоочистители попросту не отключаются при нажатии соответствующих кнопок и пр.
Все это говорит о том, что нужно поменять моторчик. По сути, это простейший трехскоростной электродвигатель. В его конструкцию входит предохранитель. Он может находиться на корпусе или быть спрятанным внутри агрегата. Заменить элемент не сложно, достаточно просто демонтировать четыре болта, отвечающих за крепление.
Чтобы не сломать зубья нового мотор-редуктора из-за кривошипа (искривленная тяга, которая соединяет мотор и рычаги трапеции), действуйте в следующей последовательности:
- Отключите предохранительный блок.
- Нанесите отметку положения кривошипа.
- Отсоедините крепежи кривошипа.
- Открутите фиксирующие болты трапеции.
- Демонтируйте моторчик.
Быстрая диагностика по массе
Вывод массы находится на нижнем болте креплении привода стеклоочистителей, в отстойнике. Если вы подозреваете, что проблема заключается в плохой массе, включите стеклоочистители на максимальном режиме и запомните скорость их движения. Потом включите печку. Печка и дворники подключены к одному выходу массы, поэтому если проблема в ней, скорость движения дворников после включения печки существенно снизится.
Чтобы устранить проблему, найдите выход массы, зачистите контакты, при необходимости пропаяйте клеммы, покройте соединение защитной смазкой, хорошо затяните гайку крепления.
Если нужно быстро устранить потери напряжения, протяните дополнительный провод массы на каркас крепления мотора дворников.
Как снять трапецию двориников
Для снятия трапеции понадобятся:
- ключ на 10;
- тонкая плоская отвертка;
- крестовая отвертка.
В первую очередь необходимо снять дворники. Для этого необходимо снять пластиковые накладки и открутить гайки, с помощью которых они крепятся к шпилькам трапеции. Затем выкрутите саморезы и боковые крепления защитного кожуха (жабо) и снимите его. Если крепления не выкручиваются, обработайте препаратом WD-40. Прежде чем снимать кожух, убедитесь, что выкрутили все саморезы, болты и гайки. Если кожух не снимается, ищите крепление, которое вы не выкрутили. Приподняв жабо, отсоедините от тройника трубку подачи омывающей жидкости, после чего уберите кожух в сторону.
Снимите ремень, который поддерживает бачок радиатора и отодвиньте бачок в сторону. Затем вытащите перегородку (шумоизоляцию), которая расположена за бачком. Не забудьте вытащить из нее трубку подачи омывающей жидкости. Отсоедините электрические разъемы питания электромотора. После этого открутите болты крепления трапеции и электромотора. Чтобы извлечь трапецию, необходимо или долго мучиться, придумывая различные варианты, или подвести под дальний (относительно моторчика) конец нижней тяги трапеции тонкую плоскую отвертку и вытащите всю конструкцию как по салазкам. Также можно провернуть левый край трапеции по часовой стрелке и вытащить наружу, затем извлечь двигатель.
Механические загрязнения и повреждения
- Примерзания. Часто проблемы с дворниками начинаются в межсезонный период, когда ночами бывают заморозки, а с утра воздух прогревается до плюсовой температуры. Вы включаете стеклоочистители, не замечая, что они примерзли к стеклу. Вроде ничего не происходит, но если повторять такое издевательство над мотором регулярно, шестерни выйдут из строя и мотор сломается.
- Инородные предметы. Попавший камень или ветка способны вывести из строя движущуюся часть механизма, потому что создают сопротивление, на которое не рассчитан механизм мотора. Если они потом выпадут при движении, вы не сможете понять, почему на ваз 2114 дворники плохо работают и что произошло.
- Повреждения проводов. Обмотка старых проводов становится хрупкой и может легко разрушиться. В таком случае неизбежны потери напряжения на этом участке и падение скорости работы дворников.
Другие причины
- Штатное реле. При интенсивной эксплуатации штатное реле может не выдержать нагрузок и сломаться через полгода. Чтобы улучшить работу, стандартное реле меняют на реле с регулировкой задержки (регулируемой паузой).
- Вода в монтажном блоке. Если в ЧЯ попала вода, его снимают и определяют характер повреждений. Чаще всего, если контакты повреждены, блок подлежит замене.
- Холодная пайка реле. К сожалению, качество отечественных запчастей иногда оставляет желать лучшего. Если, сняв и разобрав реле, вы обнаружите некачественную холодную пайку, перепаяйте все контакты.
Мелкий тюнинг: реле дворников с регулируемой паузой и оптический датчик дождя
Датчик дождя вошел в полный обиход лишь в последнее десятилетие. Сенсор значительно облегчает вождение в дождь, освобождая водителя от работы с правым подрулевым переключателем. На сегодняшний день это не только салонная опция. Полно интернет-магазинов, где вы можете подобрать связку «реле-оптический датчик дождя» на конкретный автомобиль и самостоятельно установить его.
Настройка покупных комплектов производится по инструкции. Обычная система предусматривает несколько режимов, например, дождь, снег и стандартная пауза в несколько секунд. Работа по требованию не нарушается – нужна вторая скорость – включайте. Также и с третьей.
Альтернатива датчику дождя – реле с регулируемой паузой. Стоит копейки, на установку требуется всего несколько секунд, а эффект очень даже ничего. Электрооборудование позволяет менять паузу в зависимости от условий прямо в пути, находясь за рулем. Еще один приятный бонус – можно подобрать деталь с иным циклом работы стеклоочистителей в режиме омывайки.
Часто встречающиеся причины неисправности
Почему дворники стали медленно работать? Этот вопрос звучит в кругах владельцев ВАЗа наиболее часто. Так уж вышло, что почти все авто модели 2109 страдают от этого недуга. Так из-за чего не работают дворники? Почему система так быстро изнашивается? Ниже представлен список самых распространенных проблем стеклоочистителей:
- Поломка рычагов системы. Даже небольшое изменение формы этих деталей может повлиять на скорость механизма.
- Неисправность проводов питания. Если в систему не подается достаточно электричества, немудрено, что она замедлит ход.
- Инородные предметы в механизме. Любой камешек или травинка, случайно попавшая в устройство, может привести к серьезной поломке, не то, что к замедлению.
- Щетки примерзли к лобовому стеклу. Зимой нужно особенно пристально следить за механизмом, если вы не хотите отдирать его примерзшие части от стекла.
- Короткое замыкание в обмотке или чрезмерное загрязнение деталей. За конструкцией нужно внимательно следить, время от времени ее надо чистить и менять обмотку, если требуется.
Но все эти неисправности чаще всего не имеют ничего общего с замедлением хода дворников на автомобиле. Опытные автовладельцы уже давно разобрались, в чем заключается истинная причина поломки стеклоочистителей. Чаще всего причина в том, что водители плохо ухаживают за своей машиной. ВАЗ нуждается в особенно пристальном внимании в силу своей конструкции.
Электромеханические неполадки
Не подающий признаков жизни электродвигатель, отсутствие щелчка и сгоревший предохранитель F5 – все эти проблемы указывают на неисправности в моторедукторе, которые можно устранить, если заменить один из узлов:
- загрязненный коллектор в роторе электродвигателя;
- щетки, обеспечивающие непрерывный контакт в двигателе;
- подгоревший коллектор;
- нарушенную обмотку якоря.
Есть и другие варианты: электродвигатель не хочет работать, но есть щелчок, или перегорает предохранитель. В этом случае нужно как можно быстрее вернуть левый рычаг в базовое положение, так как эти неполадки говорят о наличии короткого замыкания в электродвигателе. Его нужно полностью менять.
При этих же неполадках возможно наличие мелких неисправностей: щеток, примерзших к стеклу, или дворников, задевающих детали кузова. При таких обстоятельствах нужно аккуратно отделить щетки или выпрямить рычаги их крепления.
Истинные проблемы и способы их решения
Моторчик механизма и сама трапеция стеклоочистителей — вот главные подводные камни этой неисправности. Стоит забыть о них буквально на пару месяцев, и дворники начинают сбавлять обороты, постепенно приходя в негодность. К сожалению, об этой проблеме не узнать просто так. Научиться правильно и своевременно ухаживать за авто можно, лишь столкнувшись со всеми его недостатками лицом к лицу или поспрашивав знакомых на худой конец.
Все дело в том, что без своевременной чистки и смазывания обе детали быстро изнашиваются и со временем отказываются работать. Неисправности трапеции лидируют по частоте возникновения. То шарниры начинают заедать, то планки гнутся по неясным причинам. Впрочем, моторчик тоже не отстает. Вкупе с потерей напряжения за счет повреждения проводов деталь доставляет множество проблем, иногда вынуждая невнимательного водителя покупать новую, если тот не проверит исправность электропроводки.
Так что же сделать, чтобы вернуть дворникам былую скорость?
Ответ прост: разобрать механизм, прочистить и пошкурить моторчик наждачкой, смазать шарниры, находящиеся между планками трапеции, — вот и все.
К сожалению, если это не помогло, а иных неисправностей вы не обнаружили, вам сможет помочь лишь замена деталей или поездка в сервис. Впрочем, замена пресловутой трапеции или моторчика решает проблему в большинстве случаев.
Иные способы решения проблемы
Но ведь не зря был представлен целый список разнообразных проблем, встречающихся, помимо неисправностей трапеции. Если с ней проблем не возникло, но дворники все еще работают медленно, не помешает провести полную разборку системы и проверить все ее механизмы на наличие неполадок. Берите в руки стандартный набор инструментов и вперед!
Проверку рекомендуется провести в таком порядке:
- Первым осмотрите электродвигатель, обмотку его проводов, вал якоря. Внимательно высматривайте любые повреждения. Если заметили на детали царапину, которую не получится сгладить наждаком, лучше всего будет произвести полную замену элемента.
После всех процедур механизм следует собрать, начиная с двигателя. Во время сборки лучше хорошенько смазать все детали. Вот и все, на этом ремонтные работы можно считать законченными. Если вам не помогло даже это, стоит задуматься о замене всей системы в силу ее неисправности.
Ремонт стеклоочистителей на автомобиле ВАЗ 2109
Дворники являются очень важной деталью оснащения автомобиля. Их функции особенно пригодятся в осенне-зимний период. Неблагоприятные погодные условия в это время создают плохие показатели видимости на дороге, а, следовательно, и весьма затрудненное передвижение транспортного средства. Именно с этими проблемами и помогают справиться стеклоочистительные механизмы.
Ремонт стеклоочистителей Лады
Основные причины неисправностей дворников
Современное оборудование должно обладать такими идеальными свойствами, как борьба с природными катаклизмами, способность не поддаваться морозам, не пересыхать при высоких летних температурах, не оставлять царапины на стекле, а также долгий срок службы.
К наиболее частым причинам поломок
. которые могут привести к тому, что
дворники на ВАЗ 2109 будут медленно работать
. можно отнести следующие:
- деформация рычагов механизма;
- примерзание щеток к лобовому стеклу;
- повреждение системы переключателя;
- повреждение проводов питания;
- попадание посторонних предметов в механизм;
- повреждение реле очистителя;
- окисление окончаний проводов;
- происхождение короткого замыкания в обмотке;
- сильное загрязнение каких-либо деталей.
Размеры
На самом деле размер дворников на ВАЗ 2114 играет достаточно большую роль в качестве и эффективности очищения стекла.
Схема вулючения дворников
При превышении стандартной длины щеток, сила прижимания щетки к стеклу уменьшается, из-за чего снижается эффективность очищения поверхности. Плюс слишком большое устройство может начать задевать элементы, которые уже не относятся к лобовому стеклу. К примеру, кромки двери.
Маленькие щётки — это тоже не хорошо, поскольку тогда площадь очистки уменьшается, очищается не все поверхность стекла, которая обеспечивала бы требуемый обзор для водителя.
Тогда какой должен быть размер этих самых щеток в случае с «четырнадцатой» моделью?
- На лобовом стекле ВАЗ 2114 установлены две щетки одинакового размера — 51 сантиметр. Щетку со стороны водителя можно заменить на элемент длиной 53 сантиметра, но со стороны пассажира важно оставить 51 см. В противном случае между водителем и пассажиром на стекле будет оставаться полоска счищаемой воды.
- На заднем стекле ВАЗ 2114 очиститель также присутствует. Но в данном случае размер элемента составляет 30 сантиметров. Допускается установка очистителя на 33 сантиметра, что позволяет идеально вписать его в размеры заднего стекла. Некоторые устанавливают даже компоненты на 40 сантиметров, однако в таком случае вам придется обязательно увеличить границу хода дворника. Для этого снимают моторчик, смещают зубья на несколько единиц и ставят на место.
Что делать, если дворники на ВАЗ 2109 медленно работают или вышли из строя
Если стеклоочистительные механизмы автомобиля перестали корректно выполнять свои функциональные задачи, то потребуется проведение определенных ремонтных работ. Для этого необходимо вооружиться стандартным комплектом инструментов.
Чтобы приступить к работе по выявлению неисправных деталей механизма, нужно произвести его полную разборку
. После этого рекомендуется следовать такому
порядку действий
:
- Проверить, в каком состоянии находится конструкция электродвигателя, его обмотки и вал якоря. Следует внимательно осмотреть все детали на наличие в них каких-либо повреждений или деформаций. Если на поверхности были обнаружены большие царапины или повреждения, которые не подвергаются обработке наждаком, то такие детали лучше заменить на новые.
- Определить состояние, в котором находятся щетки и их пружины. Если были обнаружены повреждения или потеря упругости механизмов, то их также следует обязательно заменить.
- Проверить, насколько свободно щетки перемещаются в специальных держателях. Факт их затрудненного перемещения может стать причиной того, что медленно работают дворники ВАЗ 2109
. Если присутствует заедание, можно попробовать подправить это при помощи наждачной бумаги. В случае наличия трещин, сколов или высоких показателей износа, лучше заменить щетки. Для их замены может понадобиться паяльный инструмент. - Осмотреть состояние коллектора. Если на поверхности устройства имеются следы в виде нагара, которые возникают при трении с щетками, можно постараться устранить этот факт специальной полировочной пастой. На коллекторе не должно быть никаких повреждений в виде царапин или задиров. Если такие присутствуют, то нужно обработать эти места наждачной бумагой. Когда указанные методы не помогают избавиться от дефектов, необходимо произвести замену детали.
- Осмотреть конструкцию привода редуктора. Его шестерня не должна иметь сколотых зубьев или каких-либо других дефектов. В случае наличия таковых, лучше установить новую шестерню.
- Проверить тяги привода дворников. Они ни в коем случае не должны быть изогнуты. В случае наличия небольших деформаций, следует попробовать их исправить при помощи определенных подручных средств.
- Определить состояние резьбовых элементов валиков рычагов в механизме дворников. Если резьба повреждена, тяги подлежат полной замене.
Диагноз – разобрать
Ключевой причиной отказа стеклоочистителей является износ втулок трапеции, передающих вращение на поводки стеклоочистителей. Износ, разумеется, понятие растяжимое. Так, банальная работа на сухую значительно снижает скорость работы механизма. Встречаются случаи даже асинхронного срабатывания, когда один поводок вращается как положено, а второй – двигается с запаздыванием.
В запущенных случаях втулки заклинивает, и дворники вовсе перестают реагировать на команды водителя. Сориентироваться, что дело действительно в них, помогут элементарные наблюдения. В момент включения стеклоочистителей в районе моторчика появится тяжкий гул, а лампы бортового оборудования заметно потускнеют.
Диагноз в подобном случае абсолютно очевиден – разборка с последующей дефектовкой. Быть может, все обойдется перемазкой густым составом, не притягивающим пыль. Вполне возможно и иное: придется искать новую трапецию. А вот в этом вопросе скорее всего будут сложности. Владельцам возрастных иномарок придется искать запчасть на разборках, а вазоводам – изучать разницу между контрафактом и оригиналом. Да, новых деталей на ту же Приору полным полно, но нет никаких гарантий, что «новье» будет лучше ранее служившего механизма.
Еще одна очевидная вещь. Трапеция, будь-то б/у или новая, нуждается в ревизии. Достаточно элементарной перемазки движущихся деталей и длительная беспроблемная работа механизму обеспечена.
Следующий на очереди – моторредуктор. Выходной вал механизма может настигнуть та же участь, что и втулки трапеции. От некачественной смазки страдают опоры вала, замедляя работу механизма еще на пути к трапеции. Анализ состояния механизма не сложен. Демонтировав трапецию, подключите электропривод к бортовой электросети и оцените его работу в различных позициях подрулевого переключателя.
Меняем скорости работы дворников местами
Все знают, что у щеток стеклоочистителя ВАЗ 2110 две скорости (медленная и быстрая). Доработка заключается в том, чтобы поменять их местами. Для этого следует переставить провода в контактах 53 и 53b в подрулевом переключателе.
Штатные режимы работы дворников:
- Прерывистый режим, медленно.
- Постоянный режим, медленно.
- Постоянный режим, быстро.
- Омыватель — постоянный режим, медленно.
Режимы работы щеток стеклоочистителя после доработки:
- Прерывистый режим, быстро.
- Постоянный режим, быстро.
- Постоянный режим, медленно.
- Омыватель — постоянный режим, быстро.
Про медленные дворники можно забыть! Результат работы первой скорости на видео:
Дворники плохо работают из-за нехватки мощности
Еще один способ избавиться от медленной работы стеклоочистителя — это заменить моторчик на более мощный. например, от иномарки (штатный моторчик ВАЗ 2110 — 7.5 ват, а от Volkswagen Transporter — 40 ват).
Представленные в статье доработки подойдут и для владельцев ВАЗ 2109, 2114-15 и т.д. А какие методы увеличения скорости работы щеток знаете Вы? Напомним, на сайте также представлены другие доработки дворников, которые позволят решить проблемы связанные с плохой очисткой стекла (например, увеличенный размер щеток или зону очистки ). Также поработайте над улучшением производительности омывателя .
Добавлено: 06 Сентября 2006 14:11
собственно сабж. иногда даже останавливаются посередине стекла. стекло чистое. когда работают, двигаются медленнее чем у автомобилей аналогичных марок. массу(которая в отсеке где моторчик) почистил, перекрутил,поставил новую коронную шайбу. не помогло. проблемма в моторчике? или может еще где. если в моторчике, то менять/ремонтировать? если ремонтировать то процесс разборки имеет как-ть особенности?
кароч. вчера после работы погнал в гараж. снял эту гребенную конструкцию. (если кто будет снимать — не верьте мурзилке где говорят что из ЧЯ нада вытащить релюхи — откручивайте его полностью). разобрал, что мог почистил и смазал. сегменты трапеции представляют собой две клепанные планки, между котоыми находятся шарниры. ессно до них добраться не смог — как получилось почистил и помазал. моторчик тож разобрал, но криминального ничего не обнаружил, для профилактики пошкурал и ламели прочистил.
собрал.пока собирал придумал много новых словарных конструкций. фак.не помогло ни сколько!.
Попробуй подать напругу на моторчик напрямую от АКБ, только посмотри как это правильно сделать по схеме. Если «оживет», будешь знать где искать. _________________ Единственный неисправимый недостаток «Зубилки» — это нехватка времени на исправление ее остальных недостатков
На форуме 12 лет
Откуда: Иваново -> Москва
Авто: Морской Свин ВАГ-ино 1.4 TSI
Добавлено: 08 Сентября 2006 09:35
фак.не помогло ни сколько!.
Нда. вот и я говорю. может двиг сдыхает? _________________ И опять все те же. с глупыми вопросами и тупым выражением лица. =)
Rover 400 1.4Si, VVC Inlet › Бортжурнал › Дворники. Немного теории и практики.
Покупаете вы новые дворники, устанавливаете их, А они не работают. Ну т.е. чистят, но с пробелами посередине или дворник подпрыгивает на стекле.
Если эти симптомы ваши — значит у вас резинка дворника: 1. не перпендикулярна стеклу 2. прижимается недостаточно сильно 3. и то, и другое вместе.
Дело вот в чем. Когда дворник движется — его чистящая кромка должна отогнуться против хода движения. Как метла, которой подметают пол.
Для этого резинка имеет специальную форму с тонкой средней частью, а чуть ближе к стеклу есть расшинение — это чтобы органичить изгиб.
Вот картинка. Впринципе все понятно:
Если дворник изначально установлен под углом к стеклу, то при ходе в одну сторону резинка слишком сильно ложится на стекло и может не работать (при этом пропусков не будет, но будет слабая очистка, может оставаться слой грязи или воды), а в обратную — резинка может не прогибаться и тогда дворник будет подпрыгивать над стеклом. При этом раздается скрежащий звук или даже видны прыжки. Если отклонение небольшое — могут оставаться неочищенные участки стекла на ходе в сторону против изгиба, когда резинка недостаточно прогибается.
Это правится просто — снимается дворник, поводок опускается на стекло — если видно, что он прижат к стеклу не посередине, а сверху или снизу — берется отвертка, вставляется как вороток в кончик поводка и поводок скручивается. Делается это до тех пор, пока опущенная лапка поводка не станет касаться стекла серединкой. Процедуру придется повторить пару раз через денек.
В 99% случаев проблемы с проскальзываниями дворников решаются и люди, удивленные легкостью решения, счастливо катаются дальше :):)
Но бывает хуже и это мой случай. (
Давно уже заметил, что дворники плоховато трут. Все не мог подобрать такие, которые прижимались бы равномерно. То посередине не трут немного, то почти целиком пропускают, то только в одну сторону…
Поводок у меня стоит перпендикулярно стеклу и значит проблема либо в форме стекла, либо в силе прижима…
Стекло поменял, а эффект остался.
Когда я поставил Bosh Aero Twin — стало легче, они чистят лучше, но пассажирский дворник в соленую погоду стал пропускать. А следом и водительский. Причем видно, что слой грязищи остается на стекле, она размазывается, но не снимается.
Врубил дворники, вышел из машины и прижал поводок рукой. Дворник сработал гораздо эффективнее. Хм. подумал я… поменял дворники местами.
Пассажирский дворник стал идеально чистить стекло на водительской стороне, а водительский стал чууть лучше чистить пассажирскую сторону.
Ну понятно… дело в прижиме.
От стекла оторвать рукой дворники можно было не прилигая вообще никаких усилий. Сравнивал с несколькими роверами даже тех же 1998х-2000х годов — так везде прижим раза в два сильнее.
Попробовал купить свежие пружины, но безуспешно.
Сегодня психанул и снял дворники.
С конструкцией нам повезло!
Пружина держится с одной стороны на лапке поводка, а с обратной — на металлической скобе (нужна чтобы дворник можно было поднимать над стеклом). Снялись пружины с большим трудом, скобы я согнул посильнее при помощи тисОк — миллиметра на 4 укоротил. А затем долго и муторно не мог одеть пружины назад :):):) Понадобился помощник, который держал стул, а то 1 не смог