Наиболее проницательные автолюбители уже давно заметили, что на некоторых моделях машин есть такая опция как включение противотуманных фар при повороте руля. То есть поворачиваешь направо, загорается правая противотуманная фара. Поворачиваешь налево – левая. Насколько такая опция оправдана и практичная, об это можно поспорить! Однако выглядит это весьма солидно и привлекательно. Кроме того такими опциями дополняются машины премиум сегмента, а значит иметь нечто подобное очень бы хотелось тем, у кого машинка не дотягивает до подобного. Что же, раз хочется и к тому же очень надо, то почему бы и нет! Тем более что технические вопросы о том, как это реализовать и что надо сделать, мы сейчас как раз и обсудим.
Механические доработки по включению противотуманных фар при повороте руля
При реализации данной опции-проекта потребуется работа по нескольким фронтам. Ведь здесь необходимо будет улавливать расположение руля относительно своего «прямого» направления, а также включать выключать противотуманные фары. Вот как раз базирование руля относительно его расположения будет обеспечиваться механическо-электрической частью, а включение исключительно электрической. При описании механической части мы еще раз опишем проблему, которую предстоит решить. Вроде как простая задача, повернул руль и включилась фара. Однако у руля от одной крайности в другую 3-3,5 оборота. Да к тому же обратный поворот руля и включение противоположной фары должно происходить лишь после возращение в то самое «нейтральное» и «прямое» состояние, а лишь после при вращении в противоположном направлении загораться фара. В общем обойтись двумя кнопками или герконами здесь не удастся. В итоге можно реализовать вот такую «улитку»
Это кольцо, на котором закреплена пружина от старых механических часов. При этом пластина пружины разделяет между собой источник света и фотоэлемент. Как только свет попадает на фотоэлемент, включается цепочка, управляющая противотуманной фарой. Сами представьте что будет, если повернуть такое кольцо в одну сторону и в другую… Итак, с этим все понятно. Как это реализовать в теории тоже понятно. На практике это будет выглядеть примерно вот так.
Инструкция по сборке
Светодиодные лампы – это полупроводниковые элементы, светящиеся под воздействием электрического тока.
Основной элемент в них – кремний. В зависимости от того, какие примеси используются, меняется цвет лампочек.
Фотогалерея «Возможные варианты динамических указателей поворотов»
Инструменты и материалы
Чтобы изготовить бегущий поворотник своими руками, понадобятся следующие инструменты:
- паяльник;
- бокорезы или плоскозубцы;
- паяльник и материал для пайки;
- тестер.
Из расходных материалов нужно приготовить стеклотекстолит. Он нужен для изготовления печатной платы, на которой будет размещаться полупроводниковый элемент. Выбираются необходимые светодиоды. В зависимости от характеристик светодиоды и значений тока и напряжения бортовой сети, рассчитываются характеристики защитных резисторов. Используя расчеты, подбираются остальные компоненты сети (автор видео — Евгений Задворнов).
Последовательность выполнения работы
Перед тем, как сделать поворотники, нужно выбрать подходящую схему.
Затем на основании схемы изготовить печатную плату и нанести на нее разметку для размещения будущих элементов.
Сборка состоит из последовательности действий:
- Сначала следует обесточить авто, отключив отрицательную клемму от АКБ.
- Далее необходимо снять старые указатели поворотов и аккуратно их разобрать.
- Старые лампочки следует выкрутить.
- Места стыков следует очистить от клея, обезжирить, вымыть и дать просохнуть.
- На место каждого старого элемента устанавливается новый поворотник бегущий огонь.
- Далее сборка и установка фонарей производится в обратном порядке.
- После установки подключаются провода.
На следующем этапе в сеть включается дополнительный стабилизированный источник питания. На его вход поступает питание с промежуточного реле, а выход соединяется с диодом. Разместить его лучше в панели приборов.
При подключении светодиодов необходимо следить, чтобы анод был подключен к плюсу источника питания, а катод – к минусу. Если подключение будет выполнено неправильно, полупроводниковые элементы не будут светиться и даже могут сгореть.
Электрическая схема включения противотуманных фар при повороте руля
Электрическую часть можно представить в виде датчика света. Ведь по сути когда на фотоэлементе появляется сигнал, то должна загораться фара. То есть сигнал с фотоэлемента, не важно какой будет за элемент, фоторезистор или фотодиод или еще что-то, является управляющим для силовых токов питания противотуманной фары. Мы можем предложить вашему вниманию несколько различных схем, скажем на микросхеме NE555… Или того проще на паре транзисторов. Что еще проще, но при этом также эффективно.
То есть реализую механическую часть, которую мы описали в предыдущем абзаце и подключаясь к фотоэлементу, который входит в состав второй части, мы тем самым реализуем проект включения и отключения противотуманных фар от поворота руля
Какие преимущества даёт установка ДХО в поворотники
Использование отдельной дневной подсветки экономит немало энергии аккумулятора, и это самый главный плюс такого решения. Она потребляет максимум 15 Вт, против примерно 100 Вт для фар, и это очень ощутимая разница. Аккумулятор дольше держит заряд, генератор его быстрее заряжает, и в целом его ёмкость падает дольше, то есть срок службы удлиняется.
Побочный эффект меньшей нагрузки на генератор – уменьшение расхода топлива. А это прямая денежная экономия. Учитывая, что установка ходовых огней стоит относительно недорого, то она быстро окупится за счёт сэкономленного бензина.
Особенности применения схемы включения и отключения ПТФ при повороте руля
Мы не хотим говорить о прагматичности такой подсветки, ведь это является индивидуальным и осознанным решением каждого из нас. Но несколько советов по реализации всего вышеописанного все же дадим. Во-первых о механической части. Здесь следует выбирать форму пружины таким образом, чтобы фары включались хотя бы при повороте руля в 45-60 градусов в одну из сторон. Делать так как это показано на схеме и на фото не следует. Иначе противотуманные фары при управлении машиной будут настолько часто переключаться даже при подруливании, что это будет не опция, а игрушка. Во-вторых, срок использование штатных галогеновых ламп может существенно сократиться за счет такой игры во включение-отключение. Здесь есть два пути решения этой проблемы. Первое, поставить качественные светодиодные лампы. Второе, сделать режим плавного розжига, желательно с ШИМ. Это и лампы сэкономит и электропотребление. Третье, обязательно используйте датчика света, который будет ограничивать срабатывание противотуманных фар в светлое время суток либо управляющего сигнала от габаритов, как в нашем случае. Тогда днем такая опция не будет работать, а значит, вы серьезно сэкономите на сгоревших лампочках и «пустой» их работе в дневное время.
Через ПК
- Автомобиль Lada Vesta или Lada XRAY с датчиком света.
- Адаптер ELM327, купить можно на AliExpress (см. каталог товаров).
- ПО Ddt4all ( скачать ).
Порядок активации функции
:
- Запустить ddt4all. Выбираем порт. Выбираем адаптер. Ставим галочку и нажимаем Подключиться.
- В открывшемся окне нажимаем кнопку отмеченную кружком (с лупой).
- Выбираем поиск по CAN.
- Находим и выбираем блок [EMM].
- Открываем ниже пункт EMM_Cornering — Configuration.
- Должно открыться меню.
- Изменяем значение Nbx_Cornering_CF в поле WRITE с 0 на 1.
- Включаем режим Эксперт (в меню сверху вторая иконка слева) и нажимаем кнопку Send (справа).
- В поле READ значение должно поменяться на 1. Значение 40 в поле READ функции Cxx_CorneringSpeed_CF означает, что функция подсветки поворотов будет работать до 40км/ч (можно изменить по желанию, также при помощи кнопки Send).
Процесс также показан на видео:
Электронный блок управления (JBE)
JBE отвечает за подачу питания. JBE соединен с FRM по шине K-CAN. JBE находится под панелью приборов в пространстве для ног переднего пассажира.
Схема противотуманной фары на E70
Индекс | Пояснение | Индекс | Пояснение |
1 | Отражатель освещения поворотов | 2 | Отражатель противотуманной фары |
3 | Лампа противотуманной фары |
Индекс | Пояснение | Индекс | Пояснение |
1 | Левый контроллер шагового электродвигателя (SMC) | 2 | Левая основная фара |
3 | Левый ЭБУ ксеноновых фар | 4 | Левая противотуманная фара |
5 | правая противотуманная фара | 6 | Правый ЭБУ ксеноновых фар |
7 | Правая основная фара | 8 | Правый контроллер шагового электродвигателя (SMC) |
9 | Коммутационный центр в рулевой колонке (SZL) | 10 | Электронный блок управления (JBE) |
11 | Модуль в пространстве для ног (FRM) | 12 | Функциональный центр в крыше (FZD) |
13 | Датчик дождя, света и солнечного освещения (RLSS) | 14 | Переключатель света |
Recommendations
Comments 30
За 30к пробега перегорели обе, первую на дилере заодно с ТО решил поменять, офиге от цены за лампу (1 шт) — 990 рублей и замена 1000 рублей. Купил в ближайшем магазине такого же размера, дали выбор, за 120 рублей или за 180. кнечно 180! Поставил сам, делов на 3 минуты, уже 1.5 года горит и цветом не отличается от оригинала) 180 руб против 2000. На таких вещах можно и сэкономить)!
Майя, а родная лампа какая была, может помнишь производитель/код/модель, тоже сгорела и также левая.
К сожалению, не обратила на это внимания и не зафиксировала нигде ее артикул (
Майя, а родная лампа какая была, может помнишь производитель/код/модель, тоже сгорела и также левая.
Активизация освещения поворотов
Сторона, с которой включается освещение поворотов, зависит от следующих условий: Направление движения вперед
- скорость менее 40 км/ч
- включен указатель поворота
- сторона включенного указателя поворота
- скорость менее 40 км/ч
- поворот рулевого колеса
- сторона в направлении поворота рулевого колеса
Движение задним ходом
- скорость менее 40 км/ч
- включена передача заднего хода
- включен указатель поворота
- сторона включенного указателя поворота
- скорость менее 40 км/ч
- включена передача заднего хода
- поворот рулевого колеса
- сторона, противоположная направлению поворота рулевого колеса
Только при комплектации для США:
- скорость менее 65 км/ч
- включена передача заднего хода
- обе стороны
Выбор правильных дневных ходовых огней
Для того чтобы верно выбрать дневные ходовые огни на ВАЗ 2114 в первую очередь нужно знать требования, которые к ним предъявляются в правилах ПДД, ведь их установка не должна отрицательно влиять на безопасность движения.
Требования к ходовые огни ваз 2114 предъявляются следующие:
- Форма. Форма дхо ваз 2114 никак не регламентируется, зато существует требуемая площадь отражающей поверхности, она должна быть равна 40 см2 или больше. У прямоугольных ее легко измерить, у круглых диаметр должен быть больше 50 мм.
- Сила света. В ГОСТе есть определенная величина силы света дхо, измерить ее самостоятельно не составляет труда, для этого потребуется только люксметр. «На глаз» разницу в магазине почувствовать практически невозможно, но вот днем, на дороге разница будет колоссальная. Как правило дешевые дхо ваз 2114 не дотягивают до требуемых параметров, так как там используются маломощные светодиоды. О мощности светодиодов, можно сказать по корпусу, в которых они установлены. Слабые диоды обычно продаются в пластиковом корпусе, а вот хорошие, мощные в металлическом.
- Правила крепления на автомобиль. Место крепления также конкретно прописано в ГОСТе. Фонари дхо не должны крепится дальше чем 40 см от края кузова и ближе чем 60 см друг от друга. Высота крепления от земли не такая жесткая, прикрутить дхо можно хоть где, в передней части автомобиля, но не должно создаваться каких-либо бликов.
Разные ходовые огни имеют разные способы крепления и при выборе дхо на ваз 2114 не нужно забывать об этом.
Крепиться дневные ходовые огни могут на:
- саморезы;
- стяжки;
- липучки.
Саморезы и стяжки конечно намного надёжнее липучек, но если отсутствует желание сверлить бампер или нет пазов решетки, на которые можно закрепить стяжки, липучки являются единственным выходом.
Комплектация и технические характеристики
Для удобства покупателей заботливые производители собрали полноценный набор RunLed. В него входят следующие необходимые элементы:
- Многофункциональная светодиодная лента (из нетоксичного силикона);
- Блок управления RGB-подсветкой (даёт красный, зелёный и синий цвета);
- Супер-скотч двухсторонний;
- Инструкция с иллюстрациями;
Читать далее: Салон ВАЗ 2101 перетяжка ремни безопасности какие сиденья поставить инструкции с фото и видео
В руководстве описаны все возможные режимы работы устройства: сигнализация во время аварии, стоп-сигнал, повороты налево/направо и подсветка во время езды. Там же находится схема подключения проводов.
Поворотники RunLed работают при напряжении сети в 12 вольт. Мощность подсветки составляет 16 Ватт. Прибор бесперебойно функционирует в такие экстремальные температуры, как -40°, 60° и все, что между ними. Товар RunLed надёжно защищён от агрессивной среды несколькими слоями полимера. Производитель ручается за эти технические характеристики гарантией в 1 год.
Прошивка контоллера
Для работы с пиксельными светодиодами нужна будет библиотека . Установить ее можно будет следующим образом: Скетч -> Подключить библиотеку -> Управлять библиотеками. Далее в меню поиска ввести название библиотеки Adafruit_NeoPixel.h и нажать кнопку установить. После этого вставить скетч в программу и заменить в коде количество светодиодов (у нас используется 22 диода):
#include // подключаем библиотеку Adafruit_NeoPixel strip = Adafruit_NeoPixel(22, 8, NEO_GRB + NEO_KHZ800); int t,t1,t2,t3,t4,p2,p1 = 0;// переменная времени void setup() { pinMode(2, INPUT); pinMode(3, INPUT); pinMode(4, INPUT); digitalWrite(2, LOW); digitalWrite(3, LOW); digitalWrite(4, LOW);
strip.begin(); strip.show();
} void loop() { if (digitalRead(2) == LOW) { //Если поворотник выключен for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(255,255,255)); // R=255, G=255, B=255 — белый цвет светодиода, при включении зажигаем ходовые огни } strip.show(); }
if ((digitalRead(2) == HIGH) & (t == 1)) { // проверяем включили ли поворотник for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 0)); // тушим все диоды } strip.show(); for(int k = 0; k
for(int i = 0; i
if (digitalRead(2) == HIGH) {k = 0;} // если во время мигания поворотника получаем еще плючоой сигнал, то обнуяем счетчик, чтобы поворотник мигал еще как минимум 3 раза strip.setPixelColor(i, strip.Color(255, 69, 0)); // R=255, G=69, B=0 — цвет светодиода
delay((t4)/22); strip.show();
} if (digitalRead(2) == HIGH) {t4=t4+20;} // если зажгли все диоды желтым, но сигнал с реле еще идет, значит увеличиваем время горения if (digitalRead(2) == LOW) {t4=t4-20;} // если зажгли все диоды желтым, но сигнал с реле еще идет, значит увеличиваем время горения
for(int i = 0; i
strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 0)); // R=0, G=0, B=0 — цвет светодиода
delay((t3)/22); strip.show();
} if ((digitalRead(2) == LOW)) {t3=t3+20;} if ((digitalRead(2) == HIGH)) {t3=t3-20;} }
if ((digitalRead(2) == HIGH) & (t == 0)) { // проверяем включили ли поворотник
t1 = millis(); //запоминаем во сколько включился for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(255, 69, 0)); // при первом включении поворотника зажигаем все диоды желтым } strip.show(); while (digitalRead(2) == HIGH) {} t2 = millis(); // запоминаем во сколько выключился поворотник t4=t2-t1;
for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 0)); // тушим диоды, когда пропал сигнал с реле поворотов } strip.show(); while (digitalRead(2) == LOW) { if ((millis()-t2)>2000){break;} } if ((millis()-t2) t3 = millis()-t2; // время на которое тухнут поворотники t = 1; // флаг, знаем что значение времени сохранились. } }
if (digitalRead(4) == HIGH) { //спецсигналы for(int j = 0; j for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(255, 0, 0)); // R=255, G=0, B=0 — цвет светодиода } strip.show(); delay(20); for(int i = 0; i
} strip.show(); delay(20); }
for(int j = 0; j for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 255)); // R=0, G=0, B=255 — цвет светодиода } strip.show(); delay(20); for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 0)); // R=0, G=0, B=0 — цвет светодиода } strip.show(); delay(20); } }
if (digitalRead(3) == HIGH) { //стробоскоп for(int j = 0; j for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(255, 255, 255)); // R=255, G=255, B=255 — цвет светодиода } strip.show();
delay(15); for(int i = 0; i strip.setPixelColor(i, strip.Color(0, 0, 0)); // R=0, G=0, B=0 — цвет светодиода } strip.show(); delay(15); } delay(500);
Аналогично по коду сделайте для второго поворотника.
Cхема подключения
Контроллер ардуино необходимо подключить к сети автомобиля через преобразователь 12В -> 5В так, чтобы напряжение на схему поступало от включения «зажигания». К стабилизатору напряжения КРЕН5В нужно подключить плюсовой провод от действующего поворотника. В данной статье рассмотрено подключение и прошивка только одного поворотника, чтобы сделать второй поворотник нужно аналогично подключить вторую светодиодную ленту к любому свободному цифровому выходу Arduino (например 7), а так же в прошивке добавить код для него по нашему примеру.