05 февраль 2015 Лада.Онлайн 923 996 7
Блок реле и предохранителей также называют монтажным блоком или черным ящиком. В случае выявления проблем в автомобиле связанных с электрооборудованием, сначала проверяют предохранители и реле. Если они перегорели, заменяем их на такие же, но сначала следует определить причину перегорания.
Типы регуляторов напряжения
Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:
В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.
Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.
Характеристика устройства
Вот так выглядит это реле
Автомобильное реле — это выключатель, который служит для замыкания и размыкания участков электроцепей при определенных показателях электрических и неэлектрических входящих величин. Оно является коммутатором токов нагрузки, когда исполнитель, например, стартер, генератор, вентилятор или другая конструкция, потребляет больший ток.
Устройство электрического реле:
- электромагнит — провод, который наматывается на катушку с сердечником из магнитного материала;
- якорь — специальная пластина, управляющая контактами;
- переключатель (переключающий, размыкающий, замыкающий).
При прохождении электротока через обмотку электрического магнита возникает электрополе, прижимающее якорь к сердечнику, с помощью толкателя его сдвигает, переключая контакты. Имеются два главных типа реле авторегуляторов напряжения, применяющихся на машинах Жигули 2106.
- Неконтактное электрическое реле-регулятор типа 121.3702. Достаточно новый агрегат, использующийся водителями в наши дни, не требующий никаких настроек и дополнительного регулирования.
- Магнитный электрический регулятор с индексом РР-380 — прибор старого образца, в настоящее время его изготовление приостановлено, он не выпускается как деталь к ВАЗ 2106.
Взаимозаменяемость реле позволяет при смене одного вида на другой не выполнять доработку электрической схемы зарядки машины.
Прежде чем приступить к замене реле напряжения, нужно проверить работоспособность регулятора. Следует завести машину, при этом скорость вращения коленвала должна составлять 2500-3000 об./мин. Затем нужно отключить все потребители электроэнергии, кроме зажигания, и измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора.
Признаки неисправности
Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).
В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.
Признаки, неисправности и ремонт генератора и регулятора напряжения
Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):
- при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
- после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
- яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
- машина перестала нормально заводиться с первого раза;
- постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
- при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
- динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
- в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.
Устранение причин пропадания зарядки на ВАЗ 2106
Для проверки электрической цепи автомобиля необходимо наличие простейшего мультиметра или вольтметра. Наиболее распространенными причинами пропадания напряжения зарядки являются:
- слишком слабое натяжение ремня генератора либо его износ;
- неисправность генератора (износ щеток, неисправность диодного моста, обрыв или перегорание катушек статора или якоря);
- неисправность регулятора напряжения;
- обрыв в цепи зарядки.
Наиболее распространенной причиной пропадания зарядки является неисправность реле напряжения. Для того чтобы проверить его работоспособность, достаточно будет снять с него оба провода, соединить между собой, запустить двигатель. При условии, что все остальные элементы цепи являются годными, напряжение в цепи достигнет около 17 В или больше. Если же напряжение не растет, то необходимо провести проверку наличия +12 В на клемме, подключенной к выводу 15 реле-регулятора. При его отсутствии проведите проверку предохранителя, отвечающего за цепь и саму целостность этой цепи.
Если питание на этой клемме есть, то необходимо проверить соединения в цепи возбуждения генератора. Подключите лампу-пробник между +12 В аккумуляторной батареи и проводом, который подключен к выводу 67 реле-регулятора напряжения. Таким образом можно провести проверку цепи реле напряжения-генератор, а также исправность генераторных щеток и обмоток его якоря. При отсутствии напряжения на выводах лампы делают предположение о неисправности выпрямительного моста.
Далее проверяют исправность проводника от генератора до реле-регулятора. Для такой проверки необходимо отключить клемму от генератора и соединить его с -12 В. Свечение контрольной лампы говорит о неисправных щетках или обрыве обмоток якоря. При подозрении на неисправность генератора, его снимают с автомобиля и производят полную разборку. Далее проверяют исправность каждого диода в диодном мосту генератора, выполняют прозвонку катушек статора и якоря на предмет обрыва или перегорания. Неисправные элементы ремонтируют или заменяют.
Схема зарядки аккумулятора ВАЗ 2106 предусматривает наличие постоянного напряжения от 13,5 до 14,3 В, независимо от оборотов двигателя. Однако бывают случаи, когда на средних оборотах двигателя напряжение заметно «просаживается» при включении дополнительной нагрузки. При возникновении такого явления необходимо проверить натяжение ремня генератора и отрегулировать его. Слабый контакт на клеммах аккумуляторной батареи иногда также приводит к такому эффекту.
Если же напряжение на клеммах батареи выше указанных пределов, надо проверить все контакты, начиная от плюсового вывода батареи до реле-регулятора напряжения. Если все контакты в норме, то реле-регулятор подлежит замене.
Своевременный уход за электрооборудованием автомобиля, состоянием контактов и клемм аккумуляторной батареи, регулярная проверка натяжения ремня и уровня электролита в аккумуляторе позволит двигателю вашего автомобиля работать долго и без проблем, а вам — избежать многих неисправностей в дороге.
Причины отказа реле-регулятора
Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:
- короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
- выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
- переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
- проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
- механические повреждения узла;
- естественный износ узла, в том числе, щеток;
- плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.
Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.
Внутренний регулятор ВАЗ 2107
С заменой внутреннего реле могут возникнуть сложности, поскольку установлен он на тыльной стороне генератора, а доступ к нему несколько усложнен. Несмотря на это, замена проводится даже без снятия генератора, прямо на машине. Он прикручен двумя винтами к корпусу. Замена ремня грм на автомобиле ваз 2112 своими. Установка нового реле-регулятора на ваз 2107. Замена реле регулятора массой генератора. Открутив эти винты крестовой отверткой и отсоединив клемму, можно вынуть его и заменить новым.
Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора
Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:
- Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
- Запустить двигатель.
- Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000. 1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2. 14 В.
- Увеличить обороты до значений 2000. 2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6. 14,2 В.
- При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.
Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.
Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.
Блок в салоне
На машинах всех годов выпуска он находится около левой ноги водителя и закрыт пластмассовой панелью.
Внешний вид
Схемы и их расшифровка приведены ниже. Предохранитель прикуривателя LADA Granta в них обозначен так:
- 2011—2014 г. в: F20;
- 2015 г. в.: F18;
- 2016, 2022 г. в.: F27;
- 2018 — н. в.: F25
Для машин, собранных в 2011-2014 годах
Предохранители
Обозначение | Номинал, А | Защищаемый элемент |
F1 | 15 | Контроллер; Вентилятор системы охлаждения; Катушка зажигания; Форсунки |
F2 | 30 | Электродвигатели стеклоподъемников |
F3 | 15 | Аварийная сигнализация |
F4 | 20 | Очиститель ветрового стекла, подушки безопасности |
F5 | 7.5 | Выключатель зажигания (контакт 15) |
F6 | 7.5 | Лампа света заднего хода в правом заднем фонаре |
F7 | 7.5 | Клапан продувки адсорбера; Датчики: массового расхода воздуха, скорости автомобиля, концентрации кислорода |
F8 | 25 | Элемент обогрева заднего стекла |
F9 | 5 | Габаритные огни (правая сторона) |
F10 | 5 | Габаритные огни (левая сторона); Подсветка комбинации приборов и выключателей на панели приборов |
F11 | 5 | Лампа противотуманного света в левом заднем фонаре |
F12 | 7.5 | Ближний свет фар, правая фара |
F13 | 7.5 | Ближний свет фар, левая фара |
F14 | 10 | Дальний свет фар, правая фара |
F15 | 10 | Дальний свет фар, левая фара |
F16 | – | Не используется (до 2013 г.) |
10 | ПТФ правый (с 2013 г.) | |
F17 | – | Не используется (до 2013 г.) |
10 | ПТФ левый (с 2013 г.) | |
F18 | – | Не используется (до 2013 г.) |
15 | Обогрев сидений(с 2013 г.) | |
F19 | – | Не используется (до 2013 г.) |
10 | ABS/ESC | |
F20 | 15 | Звуковой сигнал; Комбинация приборов; Прикуриватель; Диагностический разъем; Электропривод замка багажника |
F21 | 15 | Топливный насос |
F22 | 15 | Центральный замок |
F23 | 10 | Дневные ходовые огни |
F24 | – | Не используется (резерв) |
F25 | 10 | Основной и дополнительный стоп-сигналы; Освещение салона |
F26 | – | Не используется (резерв) |
F27 — F30 | – | Запасной предохранитель |
F31 | – | Не используется (резерв) |
F32 | 30 | Цепи управления электродвигателя вентилятора отопителя и электроусилителя рулевого управления |
Реле
Обозначение | Защищаемый элемент |
К1 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
К2 | Электродвигатели стеклоподъемников |
К3 | Стартер |
К4 | Ближний и дальний свет фар; Дневные ходовые огни; Обогрев заднего стекла; Электродвигатель вентилятора отопителя; Очиститель и омыватель ветрового стекла |
К5 | Лампы указателей поворота |
К6 | Электродвигатель очистителя ветрового стекла |
К7 | Дальний свет фар |
К8 | Звуковой сигнал |
К9 | Ближний свет фар |
К10 | Обогрев заднего стекла |
К11 | ЭБУ двигателя |
К12 | Топливный насос |
Для машин, собранных в 2015 году
В 2015 году версий салонного блока предохранителей в LADA Granta было 2: от фирм АВАР и Delphi. Их схемы и с расшифровкой приведены ниже.
Схема блока АВАР
Схема блока Delphi
Предохранители
Обозначение | Номинал, А | Защищаемые цепи |
F1 | 15 | Катушки зажигания; Форсунки; Контроллер системы управления двигателем |
F2 | 5(1) | Дневные ходовые огни |
25(2) | Центральный блок кузовной электроники; Модуль двери водителя | |
F3 | 10(1) | Аварийная сигнализация |
10(2) | Контроллер управления автоматической коробкой переключения передач; Привод управления автоматической коробкой переключения передач | |
F4 | 10 | Контроллер системы надувных подушек безопасности |
F5 | 7.5 | Клемма 15 приборов |
F6 | 7.5(1) | Свет заднего хода; Указатели поворота |
7,5(2) | Свет заднего хода; Контроллер управления автоматической коробкой переключения передач; Блок управления системой безопасной парковки | |
F7 | 7.5 | Клапан продувки адсорбера; Датчики: массового расхода воздуха/давления, фаз, концентрации кислорода |
F8 | 25 | Обогрев заднего стекла(1) Обогрев заднего стекла и наружных зеркал(2) |
F9 | 5 | Габаритные огни (правая сторона) |
F10 | 5 | Габаритные огни (левая сторона); Подсветка приборов и клавиш; Фонари освещения номерного знака; Плафон освещения багажника и вещевого ящика |
F11 | 5 | Задние противотуманные огни |
F12 | 10 | Ближний свет (правая фара); Электрокорректор правой фары |
F13 | 10 | Ближний свет (левая фара); Электрокорректор левой фары |
F14 | 10 | Дальний свет (правая фара) |
F15 | 10 | Дальний свет (левая фара) |
F16 | 10 | Противотуманные фары, правая(2) |
F17 | 10 | Противотуманные фары, левая(2) |
F18 | 20 | Обогреватели передних сидений; Прикуриватель |
F19 | 15 | Моторедукторы блокировки замков дверей(1) |
5 | ABS(2) | |
F20 | 15 | Звуковой сигнал |
F21 | 10 | Топливный насос |
F22 | 15(1) | Омыватели, очистители лобового и заднего стекол; |
25(2) | Центральный блок кузовной электроники; | |
F22 | 25(2) | Центральный блок кузовной электроники; Омыватель, очиститель заднего стекла |
F23 | 5 | Комбинация приборов; Диагностический разъем |
F24 | 7.5(2) | Муфта компрессора кондиционера; Контроллер системы автоматического управления климатической установкой |
F25 | 7.5(1) | Сигналы торможения; Плафон освещения салона |
7,5(2) | Cигналы торможения | |
F26 | 10(2) | Центральный блок кузовной электроники |
F31(для блока пред-й ф. АВАР) F27(для блока пред-й ф. Delphi) | 30 | Электростеклоподъемники передних дверей(1) |
25 | ABS(2) | |
F32(для блока пред-й ф. АВАР) F28(для блока пред-й ф. Delphi) | 30(1) | Электровентилятор отопителя |
30(2) | Электровентилятор отопителя; Контроллер системы автоматического управления климатической установкой |
Реле
Обозначение | Защищаемые цепи |
K1 | Электровентиляторы охлаждения радиатора |
K2 | Электростеклоподъемники(1) Электровентиляторы охлаждения радиатора(2) |
K3 | Дополнительное реле стартера |
K4 | Разгрузочное реле выключателя зажигания |
К5 | Указатели поворота и аварийная сигнализация(1) |
K6 | Стеклоочиститель(1) Обогрев сидений(2) |
K7 | Дальний свет фар |
K8 | Звуковой сигнал |
K9 | Ближний свет фар |
K10 | Обогрев заднего стекла; Обогрев наружных зеркал(2) |
K11 | ЭБУ двигателя |
K12 | Топливный насос |
K13 | Дополнительная аварийная сигнализация(1) Свет фонарей заднего хода(2) |
K14 | Дополнительная аварийная сигнализация(1) Электровентиляторы охлаждения радиатора(2) |
K15 | Обогрев ветрового стекла(2) |
K16 | |
K17 | Электромагнитная муфта кондиционера(2) |
Примечание к таблице:
- (1): комплектация «Стандарт»;
- (2): комплектации «Норма», «Люкс».
Для машин, собранных в 2016, 2022 годах
Предохранители
Обозначение | Номинал, А | Защищаемые цепи |
F1 | 15 | Катушки зажигания; Форсунки; Контроллер системы управления двигателем |
F2 | 30 | Центральный блок кузовной электроники(3) |
F3 | 15(1),(2) | Аварийная сигнализация |
10(3) | Центральный блок кузовной электроники; Переключатель световой сигнализации | |
F4 | 20(1),(2) | Омываталь и очиститель ветрового стекла |
15(3) | Подушки безопасности; Датчик дождя | |
F5 | 7.5 | Клемма 15 приборов |
F6 | 7.5(1),(2) | Свет заднего хода; Указатели поворота |
7.5(3) | Свет заднего хода; Система безопасной парковки | |
F7 | 7.5 | Клапан продувки адсорбера; Датчики: массового расхода воздуха/давления, фаз, концентрации кислорода; Система контроля давления в шинах(2),(3) |
F8 | – | Резерв |
F9 | 5 | Габаритные огни (правая сторона) |
F10 | 5 | Габаритные огни (левая сторона); Подсветка приборов и клавиш; Фонари освещения номерного знака; Освещение багажника; Освещение вещевого ящика(2),(3) |
F11 | 5 | Задние противотуманные огни |
F12 | 10 | Ближний свет фар (правая фара) |
F13 | 10 | Ближний свет фар (левая фара) |
F14 | 15 | Патрон для подключения доп. приборов в багажнике |
F15 | 10 | Очиститель и омыватель заднего стекла (опция) |
F16 | 5 | Модуль двери водителя(3) |
F17-F20 | – | Резерв |
F21 | 10 | Дальний свет фар (левая фара) |
F22 | 10 | Дальний свет фар (правая фара) |
F23 | 10 | Противотуманная фара (правая) |
F24 | 10 | Противотуманная фара (левая) |
F25 | 15 | Обогрев передних сидений(2),(3) |
F26 | 5 | ABS/ECS |
F27 | 15 | Прикуриватель |
F28 | 15 | Топливный насос |
F29 | 15 | Моторедукторы блокировки замков дверей и багажника(1),(2) |
20 | Центральный блок кузовной электроники; очиститель и омыватель ветрового стекла(3) | |
F30 | 10 | Дневные ходовые огни(1),(2) |
F31 | 7.5 | Муфта компрессора кондиционера(2),(3) |
F32 | 7.5 | Сигнал торможения; Контроллер управления автоматической коробкой передач(2),(3); Освещение салона(1),(2) |
F33 | 25 | ABS/ECS |
F34 | 5 | Комбинация приборов; Диагностический разъем |
F35 | 15 | Подушки безопасности(1),(2) |
F36 | 10 | Звуковой сигнал |
F37 | 10 | Мультимедийная система |
F38-F40 | – | Резерв |
F41 | 50 | Обогреватель ветрового стекла(2),(3) |
F42 | 30 | Электростеклоподъемники передних дверей(2) |
F43 | 50 | Контроллер управления роботизированной коробкой переключения передач |
F44 | 30 | Электровентилятор отопителя; Контроллер системы управления климатической установкой(2),(3) |
F45 | 25 | Обогрев заднего стекла Обогрев наружных зеркал(2),(3) |
F46 | – | Резерв |
Реле
Обозначение | Защищаемые цепи |
К1 | Разгрузочное реле выключателя зажигания |
К2 | Стартер |
К3 | Cтеклоочиститель(1),(2); Электровентилятор охлаждения радиатора(3) |
К4 | Электровентилятор охлаждения радиатора; Указатели поворота и аварийная сигнализация(1),(2) |
К5 | Муфта компрессора кондиционера(3) |
К6 | Передние стеклоподъемники(2) Обогрев заднего стекла и наружных зеркал(3) |
К7 | Дальний свет фар |
К8 | Звуковой сигнал |
К9 | Ближний свет фар |
К10 | Свет заднего хода(2),(3) |
К11 | ЭБУ двигателя |
К12 | Топливный насос |
К13 | Обогрев сидений(2),(3) |
К14 | Обогрев ветрового стекла(2),(3) |
К15 | Обогрев заднего стекла и наружных зеркал(1),(2) |
К16 | Муфта компрессора кондиционера(2) |
К17 | Резерв |
К18 | Электровентилятор охладжения радиатора(2) |
Примечание к таблицам:
- (1): комплектация «Стандарт»;
- (2): комплектация «Норма»;
- (3): комплектация «Люкс».
Для машин, собираемых с 2022 года
Предохранители
Обозначение | Номинал,А | Защищаемый элемент |
F1 | 15 | Электровентилятор радиатора (минимальная скорость) (в исполнении с кондиционером или климатической установкой); Электровентилятора радиатора (максимальная скорость); Муфта компрессора кондиционера (машины с кондиционером или климатической установкой); ЭБУ двигателя; Форсунки ; Катушки зажигания 2×2 (для 8-клап. ДВС); Катушки зажигания (для 16-клап. ДВС) |
F2 | 7.5 | Клапан заслонки впускной трубы (для двигателя 21127); Клапан продува адсорбера; Датчики кислорода, фаз (для 16-кл. моторов), массового расхода воздуха (для 8-кл. ДВС или 16-клап. 21126); Селектор АМТ (в исполнении с контроллером АМТ); Система контроля давления в шинах |
F3 | 5 | ABS/ECS |
F4 | 15 | Подушки безопасности |
F5 | 7.5 | Стартер/Контроллер автоматической коробки передач; Разгрузочное реле выключателя зажигания; Обогрев лобового и заднего стекла; Обогрев сидений; Топливный насос; ЭБУ электрообогревом ветрового стекла; ЭБУ двигателя; Аудиосистема; ЭБУ электроусилителя рулевого управления; Переключатель стеклоочистителя; Центральный блок кузовной электроники; Терминальный блок «ЭРА-ГЛОНАСС»; Выключатель педали сцепления (для механической коробки передач); Выключатель педали тормоза; Комбинация приборов; Система блокировки дверей; Выключатель блокировки двери водителя; Выключатель кондиционера; Датчик скорости автоматической коробки передач; Переключатель режимов автоматической коробки передач; Контроллер АМТ; Система контроля давления в шинах |
F6 | 7.5 | Свет заднего хода; Указатели поворота; ЭБУ системы парковки |
F7 | 10 | Дальний свет (правый) |
F8 | 10 | Дальний свет (левый |
F9 | 5 | Габаритные огни (правая сторона) |
F10 | 5 | Габаритные огни (левая сторона); Фонари освещения номерного знака; Плафон освещения багажника; Подсветка приборов и клавиш |
F11 | 5 | Задние противотуманные огни |
F12 | 10 | Ближний свет (правый); Электрокорректор фар |
F13 | 10 | Ближний свет (левый); Электрокорректор фар |
F14 | 20А | Центральный блок кузовной электроники; Очиститель, омыватель ветрового стекла; Подрулевой переключатель стеклоочистителей |
F15 | 10 | Очиститель, омыватель заднего стекла |
F16 | 5 | Аудиосистема; Разгрузочное реле выключателя зажигания |
F17 | 5 | Система блокировки дверей |
F18 | 5 | Обогрев зеркал |
F19, F20 | – | Резерв |
F21 | 15 | Топливный насос |
F22 | 7.5 | Выключатель сигнала торможения |
F22 | 7.5 | Основной и дополнительный стоп-сигналы; ABS/ECS; Контроллер АМТ |
F23 | 5 | Комбинация приборов; Диагностический разъем |
F24 | 10 | Звуковой сигнал |
F25 | 15 | Патрон для подключения дополнительных потребителей в салоне/Прикуриватель |
F26 | 5 | Терминальный блок «ЭРА-ГЛОНАСС» |
F27 | 10 | Противотуманная фара (правая) |
F28 | 10 | Противотуманная фара (левая) |
F29 | 15 | Обогрев передних сидений |
F30 | 10 | Аудиосистема |
F31 | 10 | Указатели поворотов; Питание блока кузовной электроники; Дневные ходовые огни |
F32 | 30 | Центральный блок кузовной электроники: электростеклоподъемники; Замки дверей и багажника; Датчик дождя; Освещение салона, вещевого ящика и багажника |
F33 | 5 | Модуль двери водителя |
F34 | 7.5 | Муфта компрессора кондиционера (в исполнении с кондиционером или климатической установкой); Контроллер системы автоматического управления климатической установкой |
F35 | 15 | Контроллер автоматической коробки передач; Привод управления автоматической коробкой передач |
F36 | 15 | Аварийная сигнализация |
F37 | 15 | Выключатель привода замка багажника; Реле управления приводом замка багажника; Освещение багажника; Блок управления системой блокировки дверей |
5 | Выключатель привода замка багажника; Освещение багажника | |
25 | Выключатель привода замка багажника; Реле управления приводом замка багажника; Освещение багажника; Блок управления системой блокировки дверей | |
F38 | 10 | Дневные ходовые огни |
F39 | 15 | Патрон для подключения дополнительных потребителей в багажнике |
F40 | 10 | Прицеп |
F41 | 50 | Обогрев ветрового стекла |
F42 | 30 | Обогрев заднего стекла и наружных зеркал |
F43 | 50 | Контроллер АМТ |
F44 | 30 | Электровентилятор отопителя; Контроллер системы автоматического управления климатической установкой |
F45 | 30 | Электростеклоподъемники передних дверей; Управление наружными зеркалами |
F46 | – | Резерв |
Реле
№ на схеме | Номинал, А | Назначение |
K1 | 50А | Разгрузочное реле выключателя зажигания |
K2 | 30А | Стартер |
K3 | 30А | Очиститель ветрового стекла; Автозапуск (в вариантном исполнении) |
K4 | 30А | Электровентилятор радиатора максимальной скорости (в вариантном исполнении) |
K5 | 30А | Повороты и аварийная сигнализация; К15А (автозапуск) (в вариантном исполнении) |
K6 | 30А | Обогрев заднего стекла |
K7 | 20А | Дальний свет фар |
K8 | 20А | Звуковой сигнал |
K9 | 20А | Ближний свет фар |
K10 | 20А | Муфта компрессора кондиционера (в исполнении с кондиционером или климатической установкой) |
K11 | 20А | Главное реле ЭСУД |
K12 | 20А | Топливный насос |
K13 | 20А | Обогрев сидений (в вариантном исполнении) |
K14 | 70А | Обогрев ветрового стекла (в вариантном исполнении) |
K15 | 20А | Включение аварийной сигнализации |
K16 | 30А | Питание аварийной сигнализации; Включение лампы заднего хода (в вариантном исполнении) |
K17 | 30А | Электростеклоподъемники; Вентилятор радиатора в режиме автозапуска (в вариантном исполнении) |
K18 | 30А | Электровентилятор радиатора минимальной скорости (в вариантном исполнении) |
Проверка совмещенного реле-регулятора
Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110
Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.
Причины отсутствия зарядки и их диагностика
Щетки генератора «шестерки»
Изнашивание щеток генератора. При недостаточной длине щеток генератора ВАЗ 2106 зарядка становится низкой и может исчезнуть совсем. Проверка технического состояния запасных частей должна начинаться с тщательного осмотра щетки генератора. Длина щеток не может быть менее 12 мм. Если она меньше, необходима замена детали.
Проверка отдельного регулятора
Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.
Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.
Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.
Проверка реле типа 591.3702-01
Схема проверки реле типа 591.3702-01
Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.
В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.
Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.
Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В: | |
на первой ступени | не более 0,7 |
на второй ступени | 14,2 ± 0,3 |
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом | 17,7 ± 2 |
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом | 5,65 ± 0,3 |
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм | 1,4 ± 0,07 |
Расстояние между контактами второй ступени, мм | 0,45 ± 0,1 |
Проверка трехуровневого реле
Регулируемый источник питания
Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.
Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.
Проверка генератора
Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:
- отключить провода, которые шли к контактам 67 и 15 регулятора напряжения;
- подключить к ней лампочку (исключив из схемы регулятор);
- снять с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи провод.
В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.
Где находятся предохранители Лада Гранта
Блок предохранителей находится возле левой ноги водителя. Чтобы открыть крышку нужно потянуть за нижний левый угол крышки (№1) и освободите левую точку запирания, затем среднюю (№2) и две правые точки запирания (№3 и 6). После чего освободите верхние точки (№4 и 5) и снимите крышку.
Установка крышки монтажного блока производится в следующем порядке: сначала защелкиваете правую часть крышки, затем нижние, после чего верхние. Следите за точным совпадением крепежный элементов крышки в металлические фиксаторы.
На пластиковой крышке монтажного блока есть обозначения, которые указывают, за что отвечает каждый предохранитель (F) и реле (K).
Рекомендации по увеличению срока службы регулятора
Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:
- не допускайте чрезмерного загрязнения генератора, периодически проводите осмотр его состояния, а при необходимости и демонтаж с чисткой агрегата;
- проверяйте натяжку ремня генератора, при необходимости подтягивайте его (самостоятельно или в автосервисе);
- контролируйте состояние обмоток генератора, в частности, не допускайте их потемнения;
- проверяйте контакт на управляющем проводе реле-регулятора, причем как его качество, так и наличие на нем окисления;
- выполняйте периодическую проверку напряжения на аккумуляторной батарее автомобиля с запущенным двигателем.
Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.
Итоги
Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.
В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.
Home Автоэлектроника Регуляторы напряжения автомобильных генераторов |
Рис. 1. Способы управления током возбуждения: Г — генератор с параллельным возбуждением; Wв — обмотка возбуждения; Rд — дополнительное сопротивление; R — балластное сопротивление; К — коммутатор тока (регулирующий орган) в цепи возбуждения; а, б, в,г, д указаны в тексте.
Современный автомобильный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) работает в широком интервале изменения оборотов (900. 6500 об/мин). Соответственно изменяется и частота вращения ротора автомобильного генератора, а значит и его выходное напряжение.
Щетки генератора.
Щетки генератора деталь которая есть практически в каждом автогенераторе.
Чем современней автомобиль, особенно иномарка, тем больше в нем электрических потребителей, которые тем или иным образом облегчают жизнь владельцу машины. Соответственно все большую роль среди автомобильных агрегатов играет автогенератор, который снабжает электричеством все потребители на машине.
Для чего предназначены щетки генератора?
С помощью щеток генератора напряжение с реле регулятора подается на обмотку возбуждения — ротор . На роторе закреплены коллекторные кольца — коллектор ротора к которому плотно прилегают щетки. Чтобы передать ток с реле напряжения на обмотку ротора, щетки должны находится в определенном положении и прижиматься к коллекторным кольцам с определенной силой. Для этого они установлены в посадочных местах щеткодержателя и с обратной стороны их поджимает пружина.
Материал из которого изготовлены щетки генераторов иностранных производителей — смесь меди и графита отличается от отечественных лучшей износостойкостью и проводимостью. По этой причине не рекомендуется установка на иномарки этого элемента от отечественных автомобилей.
Как узнать, когда нужна замена щеток генератора?
- Пробег автомобиля, 150-200 тыс. км. является сроком когда деталь порядком изношена.
- Загорается и снова тухнет контрольная лампочка зарядки аккумулятора. Так может продолжаться несколько дней, пока значок не загорится окончательно.
- Потеря мощности или просадка напряжения из за неплотного прилегания изношенной детали.
- Скачки напряжения бортовой сети автомобиля могут свидетельствовать о неисправности детали.
- Если на генератор попало много моторного масла или иной технической жидкости, в этом случае деталь подвержена повышенному износу.
Как проверить, действительно ли необходима замена щеток генератора?
Для определения причин неисправности необходимо разобрать генератор и осмотреть щетки генератора — они должны быть достаточной длинны и контактировать с контактными кольцами.
Если оставшаяся длинна хотя бы одного элемента менее 3 мм, необходима замена в любом случае. Также щетки генератора должны быть хорошо подвижны в своих посадочных местах, иметь примерно равную остаточную длину, не должны быть загрязнены, пружины должны прижимать с одинаковым усилием.
Как выполнить замену щеток на генераторе? Порядок действий.
На многих современных автогенераторах щетки составляют одно целое с реле регулятором напряжения, например это справедливо для фирм Valeo, Bosch, Mitsubishi, Magneti Marelli у фирмы Denso реле регулятор выполнен отдельно от щеточного узла.
Для замены щеток генератора, если они встроены в реле регулятор, из инструментов потребуются паяльник 40-100 Вт, припой, флюс, сверло 1,5-3 мм, дрель или шуруповерт, а также инструмент для снятия регулятора.
Регулирование напряжения в генераторах с электромагнитным возбуждением
Способы регулирования
. Если главное магнитное поле генератора наводится электромагнитным возбуждением, то электродвижущая сила Eг генератора может быть функцией двух переменных: частоты n вращения ротора и тока Iв в обмотке возбуждения — Eг = f(n, Iв).
Именно такой тип возбуждения имеет место во всех современных автомобильных генераторах переменного тока, которые работают с параллельной обмоткой возбуждения.
При работе генератора без нагрузки его напряжение Uг равно его электродвижущей силе ЭДС Eг: Uг = Eг = СФn (1).
Напряжете Uг генератора под током Iн нагрузки меньше ЭДС Eг на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении rг генератора, т.е. можно записать, что Eг = Uг + Iнrг = Uг(1 + β) (2).
Величина β = Iнrг/Uг называется коэффициентом нагрузки.
Из сравнения формул 1 и 2 следует, что напряжение генератора Uг = nСФ/(1 + β), (3) где С — постоянный конструктивный коэффициент.
Уравнение (3) показывает, что как при разных частотах (n) вращения ротора генератора (n = Var), так и при изменяющейся нагрузке (β = Var), неизменность напряжения Uг генератора может быть получена только соответствующим изменением магнитного потока Ф.
Магнитный поток Ф в генераторе с электромагнитным возбуждением формируется магнитодвижущей силой Fв = W Iв обмотки Wв возбуждения (W — число витков обмотки Wв) и может легко управляться с помощью тока Iв в обмотке возбуждения, т.е. Ф = f (Iв). Тогда Uг = f[n, β, f(Iв)] 1 что позволяет удерживать напряжение Uг генератора в заданных пределах регулирования при любых изменениях его оборотов и нагрузки соответствующим выбором функции f(Iв) регулирования.
Автоматическая функция f(Iв) регулирования в регуляторах напряжения сводится к уменьшению максимального значения тока Iв в обмотке возбуждения, которое имеет место при Iв = Uг/Rw (Rw — активное сопротивление обмотки возбуждения) и может уменьшаться несколькими способами (рис. 1): подключением к обмотке Wв параллельно (а) или последовательно (б) дополнительного сопротивления Rд: закорачиванием обмотки возбуждения (в); разрывом токовой цепи возбуждения (г). Ток через обмотку возбуждения можно и увеличивать, закорачивая последовательное дополнительное сопротивление (б).
Все эти способы изменяют ток возбуждения скачкообразно, т.е. имеет место прерывистое (дискретное) регулирование тока. В принципе возможно и аналоговое регулирование, при котором величина последовательного дополнительного сопротивления в цепи возбуждения изменяется плавно (д).
Но во всех случаях напряжение Uг генератора удерживается в заданных пределах регулирования соответствующей автоматической корректировкой величины тока возбуждения.
Дискретно — импульсное регулирование
В современных автомобильных генераторах магнитодвижущую силу Fв обмотки возбуждения, а значит и магнитный поток Ф, изменяют периодическим прерыванием или скачкообразным уменьшением тока Iв возбуждения с управляемой частотой прерывания, т.е. применяют дискретно-импульсное регулирование рабочего напряжения Uг генератора (ранее применялось аналоговое регулирование, например, в угольных регуляторах напряжения).
Суть дискретно-импульсного регулирования станет понятной из рассмотрения принципа действия генераторной установки, состоящей из простейшего контактно-вибрационного регулятора напряжения, и генератора переменного тока (ГПТ).
Рис. 2. Функциональная (а) и электрическая (б) схемы генераторной установки с вибрационным регулятором напряжения.
Функциональная схема генераторной установки, работающей совместно с бортовой аккумуляторной батареей (АКБ), показана на рис. 2а, а электрическая схема — на рис. 26.
В состав генератора входят: фазные обмотки Wф на статоре СТ, вращающийся ротор R, силовой выпрямитель ВП на полупроводниковых диодах VD, обмотка возбуждения Wв (с активным сопротивлением Rw). Механическую энергию вращения Aм = f(n) ротор генератора получает от ДВС. Вибрационный регулятор напряжения РН выполнен на электромагнитном реле и включает в себя коммутирующий элемент КЭ и измерительный элемент ИЭ.
Коммутирующий элемент КЭ — это вибрационный электрический контакт К, замыкающий или размыкающий дополнительное сопротивление Rд, которое включено с обмоткой возбуждения Wв генератора последовательно. При срабатывании коммутирующего элемента (размыкание контакта К) на его выходе формируется сигнал τRд (рис. 2а).
Измерительный элемент (ИЭ, на рис. 2а) — это та часть электромагнитного реле, которая реализует три функции:
- функцию сравнения (СУ) механической упругой силы Fn возвратной пружины П с магнитодвижущей силой Fs = WsIs релейной обмотки S (Ws — число витков обмотки S, Is — ток в релейной обмотке), при этом результатом сравнения является сформированный в зазоре с период Т (Т = tр + tз) колебаний якоря N;
- функцию чувствительного элемента (ЧЭ) в цепи обратной связи (ЦОС) регулятора напряжения, чувствительным элементом в вибрационных регуляторах является обмотка S электромагнитного реле, подключенная непосредственно к напряжению Uг генератора и к аккумуляторной батарее (к последней через ключ зажигания ВЗ);
- функцию задающего устройства (ЗУ), которое реализуется с помощью возвратной пружины П с силой упругости Fп и опорной силой Fо.
Работа регулятора напряжения с электромагнитным реле наглядно может быть пояснена с помощью скоростных характеристик генератора (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Изменение Uг, Iв, Rб во времени t: а — зависимость текущего значения выходного напряжения генератора от времени t — Uг = f (t); б — зависимость текущего значения в обмотке возбуждения от времени — Iв = f (t); в — зависимость среднеарифметического значения сопротивления в цепи возбуждения от времени t — Rб = f(t); I — время, отвечающее частоте (n) вращения ротора генератора.
Пока напряжение Uг генератора ниже напряжения Uб аккумуляторной батареи (Uг Uб) магнитодвижущая сила Fs релейной обмотки становится больше силы Fп возвратной пружины П, т.е. Fs= Is Ws > Fп. Электромагнитное реле срабатывает и контакт К размыкается, при этом в цепь обмотки возбуждения включается дополнительное сопротивление.
Еще до размыкания контакта К ток Iв в обмотке возбуждения достигает своего максимального значения Iв max = UгRw > Iвб, от которого, сразу после размыкания контакта К, начинает падать, стремясь к своему минимальному значению Iв min = Uг/(Rw + Rд). Вслед за падением тока возбуждения напряжение генератора начинает соответственно уменьшаться (Uг = f(Iв), что приводит к падению тока Is = Uг/Rs в релейной обмотке S и контакт К вновь размыкается усилием возвратной пружиной П (Fп > Fs). К моменту размыкания контакта К напряжение генератора Uг становится равным своему минимальному значению Umin, но остается несколько больше напряжения аккумуляторной батареи (Uгmin > Uб).
Замена щеток генератора lada granta (ваз гранта)
Вам потребуются: отвертка с плоским лезвием, ключи «на 8», «на 12», торцовые ключи «на 7», «на 8», «на 24», молоток, паяльник, вольтметр постоянного тока, мегомметр. Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки.
При необходимости проверить и заменить регулятор напряжения можно без снятия генератора с автомобиля Лада Гранта.