В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы с аккумулятором и генератором. Зачастую, АКБ может выходить из строя по причине недостаточно заряда. Эта проблема актуальна как для многих иномарок, особенно с пробегом, так и для различных отечественных авто (ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и т.д.).
Для нормальной работы автомобильного аккумулятора необходимо, чтобы генератор заряжал АКБ во время работы двигателя, при этом не допускается как недозаряда, так и перезаряда аккумуляторной батареи. Далее мы рассмотрим проблемы с зарядом АКБ на примере ВАЗ 2106, реле зарядки на данной модели авто, а также как проверить реле регулятор ВАЗ самостоятельно.
Что такое реле зарядки
Вся система электрооборудования питается от двух источников:
- Аккумуляторной батареи – при остановленном двигателе. Именно от АКБ подается питание на обмотки стартера в момент запуска двигателя.
- Генераторной установки – она предназначена для питания всех потребителей при запущенном двигателе. Но первостепенная задача – это восстановление уровня заряда аккумулятора, так как после запуска он теряет емкость, причем значительно.
Величина напряжения аккумулятора всегда одинакова – может только уменьшаться, если не будет производиться зарядка.
А вот генератор автомобиля может вырабатывать напряжение в интервале 10-30 Вольт. Это большой диапазон, система электрооборудования не сможет справиться с такими перепадами. Именно реле зарядки ВАЗ-2106 позволяет стабилизировать напряжение, не допускает перенапряжения.
Механические неисправности
Поэтому, независимо от кого, карбюраторная у вас машина, или инжектор, с генератором лучше не шутить, а при обнаружении неисправностей быстро на них реагировать.
Если генератор перестал давать зарядку, ничего хорошего в этом нет. Необходимо сразу приступать к поиску причины такой неисправности. В противном случае все ваше электрооборудование окажется без питания, а аккумулятор в скором времени полностью сядет.
Если генератор работает хорошо, тогда аккумуляторная батарея не будет нуждаться в дополнительной зарядке специальными устройствами в течение многих месяцев, порой даже лет. В АКБ стабильно будет сохраняться минимум 60% заряда. Таким образом, аккумуляторы постоянно восполняют запас заряда за счет работы генератора.
Конструкция генератора
В любом автомобиле, в том числе и в отечественной «шестерке», генератор состоит из таких узлов:
- Статор – это неподвижная часть, она крепится при помощи резьбовых соединений к кронштейнам на блоке двигателя. На статоре имеется обмотка (силовая), состоящая из трех равных частей – вырабатывается на ней переменное трехфазное напряжение.
- Ротор (якорь) – это вращающийся элемент, на нем имеется обмотка и два контактных кольца. Приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала.
- Спереди и сзади на ротор устанавливаются крышки. Чтобы вращение было максимально плавным и свободным, используются подшипники.
- Шкив предназначен для передачи вращения на ротор. Устанавливается на нем же, посредством шпонки удерживается от проворачивания.
- Щетки позволяют передать напряжение на обмотку вращающегося ротора. Схема реле зарядки ВАЗ-2106 содержит также лампу, расположенную в приборной панели. Обратите внимание на то, что при ее сгорании происходит прекращение подачи напряжения на обмотку возбуждения.
- Полупроводниковые диоды выпрямляют трехфазное переменное напряжение. На выходе появляется постоянное однополярное.
Реле зарядки на ВАЗ-2106, в отличие от большинства других автомобилей, устанавливается на кузове, а не в корпусе генератора. На многих современных машинах регулятор напряжения и щеточный узел совмещены в одном корпусе.
Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения ВАЗ 2101
ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Контрольная лампа горит или периодически загорается при движении автомобиля | |
Проскальзывание ремня привода генератора | Отрегулируйте натяжение ремня |
Обрыв в соединении между штекером «85» реле контрольной лампы заряда и центром звезды генератора | Проверьте и восстановите соединение |
Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда | Проверьте реле, отрегулируйте его или замените |
Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения | Восстановите соединение |
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения | Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор |
Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец | Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине |
Обрыв или короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора | Присоедините выводы обмотки к контактным кольцам или замените ротор |
Короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей генератора | Замените выпрямительный блок генератора |
Обрыв в одном или нескольких вентилях генератора | Замените выпрямительный блок генератора |
Обрыв в соединении между штекерами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда | Восстановите соединение |
Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора | Замените статор генератора |
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания | |
Перегорела нить накала | Замените лампу |
Разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда | Зачистите контакты, отрегулируйте или замените реле |
Обрыв в соединении между штекером «87» реле контрольной лампы заряда и штекером «I» блока предохранителей | Восстановите соединение |
Короткое замыкание одного или нескольких «отрицательных» вентилей генератора | Замените выпрямительный блок генератора |
Замыкание обмотки статора на массу | Замените статор |
Генератор работает, аккумуляторная батарея заряжается слабо | |
Слабое натяжение ремня; проскальзывание при большой частоте вращения и при работе генератора под нагрузкой | Отрегулируйте натяжение ремня |
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее; окислены выводы аккумуляторной батареи; повреждены провода | Очистите выводы батареи от окислов, затяните зажимы, замените поврежденные провода |
Неисправна аккумуляторная батарея | Замените батарею |
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения | Зачистите контакты, отрегулируйте или замените регулятор напряжения |
Аккумуляторная батарея перезаряжается | |
Плохой контакт между массой и корпусом регулятора напряжения | Восстановите контакт |
Разрегулирован или поврежден регулятор напряжения | Отрегулируйте или замените регулятор напряжения |
Неисправна аккумуляторная батарея | Замените батарею |
Повышенная шумность генератора | |
Ослаблена гайка шкива генератора | Подтяните гайку |
Погнуты лопасти вентилятора | Отрихтуйте вентилятор или замените |
Повреждены подшипники генератора | Замените подшипники |
Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора) | Замените статор |
Короткое замыкание в одном из вентилей генератора | Замените выпрямительный блок |
Скрип щеток | Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине |
Видео про «Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения» для ВАЗ 2101
Генератор не даёт зарядки, как найти и устранить неисправность.
Причина отсутствия заряда АКБ на ВАЗ 2101 . Как найти
https://youtube.com/watch?v=EGoltTS4LuM
Признаки неисправности генератора автомобиля или быстрая проверка генератора
Для чего нужен регулятор напряжения
Основная функция реле зарядки аккумулятора на ВАЗ-2106 – это предотвратить появление скачков напряжения на выходе генераторной установки. Но вот стабилизировать большой ток оказывается не так уж и просто – для этого нужно применять очень массивные элементы. Если в слаботочных цепях можно обойтись установкой стабилитрона, то при токе 50-60 Ампер сделать это проблематично. Но выход есть – можно стабилизировать напряжение, поступающее на роторную обмотку возбуждения.
Если обратиться к школьному курсу физики, то можно узнать, что значение напряжения на выходе генератора полностью зависит от двух параметров – скорости движения и величины магнитного поля. Другими словами, необходимо, чтобы скорость вращения ротора или величина магнитного поля были постоянны. Только в этом случае на выходе генератора напряжение не будет изменяться. Но невозможно без применения специальных средств поддерживать обороты ротора на одном уровне, остается одно – стабилизировать напряжение питания обмотки возбуждения.
Подключение вольтамперметра DSN-VC288 100 вольт 10 ампер. Все просто
Доброго утра, дня и вечера Уважаемые мастера — самодельщики!
Сегодня я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных, на сегодняшний день, китайском измерительном приборе, вольт амперметре DSN-VC288. С рабочими параметрами измерения напряжения от 0 до 100В и силой тока от 0 до 10А.
Вольт амперметр DSN-VC288, на сегодняшний день, является одним из самых популярных и востребованных, для измерения напряжения и силы тока, у радиолюбителей и мастеров самодельщиков. Устанавливается на различные электрические приборы. Цена данного прибора весьма бюджетна. В интернет магазинах колеблется от 100 до 200 русских рублей. Что на сегодняшний день, можно считать практически даром.
Вольт амперметр DSN-VC288 не слишком годится для сборки лабораторного блока питания. Так как минимальный шаг индикации показаний силы тока, 10 ma. Т.ч. поставить его можно в ЛБП с не слишком высокими требованиями к точности измерения выдаваемого напряжения и силы тока. То есть в домашний блок питания, где не требуется очень высокая точность.
Подключается данный прибор очень просто. В данном приборе присутствуют два разъема. Разъем на 3 контакта служит для подачи напряжения питания на сам прибор. Все таки это электронная система и тоже любит кушать электричество, правда совсем немного. Питание вольт амперметра укладывается в вилочку от 5 до 30 В. Контакт для снятия измеряемого напряжения на нагрузке. Изамеряемое напряжение, это напряжение которое будем снимать непосредственно с нагрузки от 0 до 100 В. Контакт третий это минус. 2-Х контактный разъем служит для измерения силы тока в цепи. Подключается в цепь через минус последовательно от источника питания к нагрузке.Так же на плате вольт амперметра DSN-VC288 размещены два подстроечных резистора. Которые служат для калибрования индикации измеряемого напряжения и тока, соответственно.
Многие, кому пришлось столкнуться с выше указаным прибором измерения, недовольны низким качеством калибровочных подстроечных сопротивлений. Здесь, как говорится, кому повезет, а кому не очень.
Как всегда, немного о технике безопасности
Это важно, уважайте электричество, не суйте пальцы в розетку, не измеряйте напряжение языком и оно вас не тронет
Любителям смотреть, а не читать предлагаю посмотреть, с удовольствием, видео ролик с подробным описанием подключения вольтамперметра DSN-VC288.
Контактные регуляторы
До сих пор можно встретить автомобили, на которых установлены механические регуляторы напряжения. Они крайне несовершенны, обладают массой недостатков, но владельцы таких машин уверены в том, что «старое всегда лучше». И каждые три дня лезут под капот, чтобы производить корректировку зазора, чистку контактов. Но на примере контактных систем удобно рассматривать принцип действия регуляторов в целом. Суть протекающих процессов в полупроводниковых и механических немного схожа.
В основе конструкции находится обмотка – она намагничивает металлический сердечник. Обмотка состоит из 1300 витков тонкого провода. При диагностике такого реле нужно знать, что сопротивление этой катушки 17 Ом. Контакты изготавливаются из вольфрама. Присутствует в конструкции шунт и регулировочная пластина. Также имеется несколько пружин и резисторов, коммутация последних производится механическими контактами.
Демонтаж и снятие
Как демонтировать генератор VAZ и как демонтировать устройство? Какой генератор лучше поставить на VAZ-A 2106?
Чтобы восстановить генератор VAZ 2106, выполните следующие действия:
Вот список действий, которые категорически не следует выполнять при проверке:
Функциональная проверка не должна производиться при коротком замыкании или иными словами «искре»; соединить между собой клеммы разной конфигурации, а также подключить клемму 30 или B + к массе; диагностика и работа генератора не могут начаться без подключенных потребителей
Это особенно важно соблюдать при отключенном аккумуляторе;
Электронные регуляторы напряжения
Произведено подключение реле зарядки ВАЗ-2106 к обмотке возбуждения генератора. И независимо от того, электронная или механическая система используется, назначение у нее одно – поддерживать напряжение на уровне 13,6 Вольт. Электронные устройства стабильнее механических и не требуют частого вмешательства – в них нет механических контактов, которые подгорают иногда.
Один минус – при использовании реле и щеток, заключенных в один корпус, менять придется сразу два узла. Но существуют регуляторы, которые закрепляются отдельно от щеточного узла.
Проверка отдельного реле
Аналогично можно проверить новый тип регулятора, то есть отдельный, здесь процесс проверки намного облегчен. Для примера возьмем модель типа Я112B, они устанавливались на многие отечественные авто раньше (ВАЗ).
Это отдельный элемент, поэтому просто откручиваем его от кузова (бывает и от крышки генератора) и присоединяем к нашему стенду, еще раз хочу напомнить желательно — иметь блок питания на 12В, тогда процесс проверки на много облегчается. Если нет, используем зарядное устройство (с режимами регулировки) и подключаем по нижней схеме.
Проверка такая же, повышаем напряжение до 14,5 В, лампа должна погаснуть, если нет, или отключается при напряжении намного выше – то реле вышло из строя нужна замена.
Как проверять регулятор
О том, как проверить реле зарядки ВАЗ-2106, должен знать каждый автомобилист. Главные условия:
- Через устройство должно проходить напряжение, величина которого менее 14 Вольт. Для диагностики подключают к нему питание от аккумулятора автомобиля.
- Если напряжение свыше 14 Вольт, то оно не должно проходить через регулятор. Для проверки по схеме производится соединение элементов, а в качестве питания используется аккумулятор автомобиля и, например, две батарейки типа АА, соединенные с ним последовательно.
Главный признак того, что реле зарядки ВАЗ-2106 вышел из строя – напряжение на клеммах аккумуляторной батареи ниже 13,6 Вольт.
Каждый автомобиль оснащен устройством стабилизации напряжения. На «шестерках» устанавливают реле регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106. Задачей прибора является поддержание уровня напряжения бортовой сети.
Установка и подключение реле
Сколько должен выдавать генератор для нормальной зарядки аккумулятора
Всегда работайте от устройства к аккумуляторам. В первую очередь подключите кабели к реле, затем установите предохранитель, и только после этого подключите кабель к аккумулятору. Такая последовательность безопаснее, чем подключение от аккумуляторов к устройству
На все кабели, идущие непосредственно от аккумуляторов необходимо устанавливать предохранители. Они защищают кабель от возгорания, которое может возникнуть при соприкосновении поврежденного положительного проводника с корпусом автомобиля или катера. Предохранители ставят как можно ближе к клеммам аккумуляторов так, чтобы большая часть кабеля была защищена.
Номинал предохранителей выбирают на 30-50% больше номинала реле. Например, для устройства, рассчитанного на 100 ампер, потребуется предохранитель на 130-150 ампер. Многие реле рассчитаны на перегрузку в 600% от номинала, однако выдерживает такой ток всего лишь в течении нескольких миллисекунд
Ток зарядки | Минимальное сечение кабеля, мм2 | Номинал предохранителя, А |
50 | 10 | 75-80 |
70 | 16 | 80-90 |
90 | 25 | 125-130 |
110 | 35 | 150 |
120 | 50 | 150-175 |
Для защиты кабеля от аккумуляторов к реле подходят предохранители ANL, MRBF, MIDI / AMI. Для сигнальных проводников достаточно предохранителя на 5 ампер.
Назначение устройства
Напряжение генераторов зависит от следующих факторов:
- Частоты вращения ротора.
- Токовой нагрузки.
- Величины магнитного потока.
Достаточным условием для выработки электрической энергии является вращение ротора генератора ВАЗ 2106 в магнитном поле. Магнитный поток пересекает обмотки статора. Образуется напряжение переменного тока. Диоды генератора выпрямляют ток.
Роль электромагнита выполняет обмотка возбуждения. Она уложена в пазах вращающей части. Напряжение возбуждения поступает на нее через щеточный узел. Изменяя силу тока, проходящего через обмотку, управляют генерацией.
Регулятор напряжения ваз 2106 (РР) управляет током обмотки ротора. Блок изменяет сопротивление цепи возбуждения в зависимости от уровня напряжения сети. Генератор реагирует должным образом. Так устройство возвращает напряжение генератора к норме.
К работе блока регулировки предъявляют повышенные требования. Они обусловлены условиями работы и техническими характеристиками потребителей. Вся аппаратура, которая подключена к сети легкового транспорта, рассчитана на 12 вольт (В). Регулятор напряжения ВАЗ должен удерживать диапазон от 13,2 до 14,4 В. Этот промежуток не должен зависеть от количества оборотов ротора и амперной нагрузки.
Реле регулятор напряжения должен включаться в работу автоматически после пуска двигателя. Помимо основного назначения устройство выполняет дополнительные функции:
- защищает генератор от перегрузок;
- подзаряжает аккумуляторную батарею;
- предохраняет приборы от перенапряжения.
Доп. оборудование: Установил цифровой вольтметр в панель ВАЗ-2107
После проблем с генератором и нестабильным напряжением, решил установить цифровой вольтметр для контроля напряжения в бортовой сети автомобиля. Для этого заказал с Алиэкспресс автомобильный вольтметр с LCD-экраном, который можно встроить в панель.
Устанавливать решил на место штатного радиоприемника, так как магнитола у меня перенесена наверх.
- Провода желтый (красного не было) и черный по 2 метра, сечением 1 мм, можно и меньше
- Пластиковая заглушка радиоприемника, куда будет вставляться вольтметр
- Выключатель, для предотвращения разряда батареи
- Клеммы «папа-мама» и «массы»
- Набор термоусадочных трубок
- Плавкий предохранитель на 10 А
- Подручные инструменты и паяльник
Подключать его будем напрямую к клеммам аккумулятора для более точного измерения, вот по такой схеме:
В видео допущена ошибка и указана неправильная схема — кнопка и предохранитель должны быть на «плюсовом» проводе (!).
Припаиваем клеммы к проводам, контакты изолируем термоусадочной трубкой, можно также использовать фишки-разъемы.
Клеммы «массы» пока не припаиваю, так как надо будет тянуть провода через подторпедное пространство в моторный отсек — паять буду уже на месте.
В пластиковой заглушке вырезаем отверстия под датчик и кнопку.
Все собираем, получилось как-то так.
Тянем провода под панелью и через моторный щит к аккумулятору. Желтый (красный) идет к «+», черный к «-» батареи. Оставляем небольшой запас по длине в центральной консоли для удобства снятия всей конструкции.
Теперь припаиваем клеммы «массы» к проводам и прикручиваем к клеммам АКБ.
Проверяем показания с помощью мультиметра через прикуриватель. Делаем поправку в уме на примерно 0,1 Вольт к показаниям за счет потери напряжения в проводах — значит на клеммах АКБ у нас 12.4 Вольт.
Готово, теперь отпала необходимость постоянно возить с собой мультиметр.
Типы конструкций
Существуют 2 вида регуляторов: старого и нового образца. Они заменяют друг друга, хотя содержат разные начинки. Старая конструкция комплектуется механическим реле. На машинах ВАЗ установлен регулятор напряжения типа РР-380. Приборы такой серии используют подвижные контакты для включения резисторов.
Данная запчасть снята из серийного производства. Сейчас подобные экземпляры встречаются редко. Вибрационный регулятор РР-380 к тому же имеет ряд недостатков. Укажем на трудности при эксплуатации контактного варианта:
- необходимость настройки;
- ступенчатая регулировка;
- периодическая зачистка контактной группы;
- низкая надежность;
- создает радиопомехи;
- малый срок эксплуатации.
Сегодня на замену устаревшей модели пришли технологии на полупроводниках. Автомобили производства ВАЗ, ГАЗ, УАЗ комплектуются электронными разработками. Новшество является огромной заслугой и успехом российских производителей.
Регуляторы на базе транзисторов относят к бесконтактным реле. ВАЗ 2106 получил блок типа 121.3702. Радиодетали размещены в пластмассовом корпусе прямоугольной формы.
Специфика установки
Таблица характеристик цифрового вольтметра.
Если с цифровыми вольтметрами, которые питаются от прикуривателя, не возникает проблем во время монтажа, то модели, устанавливаемые непосредственно в приборную панель, часто заставляют водителей задуматься над порядком их подключения.
Большинство вольтметров, представленных на рынке, имеют два или три провода для подключения к сети, хотя встречаются модели и с четырьмя контактами. Провода имеют стандартную цветовую маркировку:
- красный провод соответствует «плюсу»;
- черный провод подключается к «минусу»;
- белый провод отвечает за управление интенсивностью подсветки, включение и выключение устройства.
В некоторых случаях возникает непредвиденная проблема при таком подключении вольтметра: он тускло светит либо вообще отказывается работать. Причиной может служить альтернативная маркировка проводов, в которой белый провод отвечает за «минус», а черный — за управление прибором.
Датчик напряжения устанавливается в штатное место часов, но в некоторых случаях, когда свободного места для вольтметра найти невозможно, приходится проделывать отверстие под него непосредственно в приборной панели.
Отличное место для подключения устройства — заглушка приборной панели с левой стороны от руля. Она имеет небольшой размер, ее легко снять и закрепить для обработки.
Рисунок 1. Схема подключения вольтметра с импульсным стабилизатором.
Корпус вольтметра имеет рельефную поверхность: рамка вокруг дисплея будет выступать над поверхностью панели автомобиля. Благодаря этому прибор не будет проваливаться внутрь посадочного гнезда, а также будет скрывать неровности краев отверстия.
Недорогие модели вольтметров могут не иметь отдельного провода для питания, подключение такого устройства осуществляется посредством трех контактов на корпусе датчика (рис. 1). В таком случае подключение вольтметра делают при помощи 4-жильного провода от компьютерного дисковода (рис. 2). Широкий разъем формата IDE при этом отрезают, а остальные проводки крепят при помощи пайки к контактам автомобильной проводки. 4-пиновый контакт обеспечивает хорошее соединение и дает возможность, в случае необходимости, оперативно и без особых усилий заменить вольтметр при поломке.
Вне зависимости от особенностей строения вольтметра, перед его монтажом детально изучается схема проводки автомобиля, в соответствии с которой определяется место подключения прибора. Не лишним будет и внимательное прочтение инструкции к устройству, так как способы его подключения могут отличаться.
Диагностика устройства
Неисправность элементов цепи зарядки можно определить во время езды. При работающем двигателе смотрят на панель приборов. При падении напряжения реле зарядки включает лампочку. Сигнализация указывает на возможный отказ РР.
Чтобы проверить регулятор напряжения, необходим вольтметр. Тестер можно приобрести в магазине или взять на время у знакомого электрика. Переключатель режимов выставляют на предел 20 В. Общий провод (черный) соединяют с массой легкового авто, а красный щуп ставят на знак «+» аккумулятора.
Проверить реле регулятор можно на заведенном моторе и полностью заряженном аккумуляторе. Последовательность действий для диагностики устройства должна быть следующей:
- Ключом зажигания заводим двигатель.
- Включаем нагрузку (фары дальнего света).
- Прогреваем мотор в течение 15 мин.
- Устанавливаем частоту вращения 2,5 тыс. по тахометру.
- Снимаем показания тестера на клеммах батареи.
После выполнения всех пунктов проводят анализ. Если стрелка на шкале прибора установилась в пределах 14,2 В, то регулятор справляется со своей задачей. При этом напряжение не должно существенно зависеть от количества оборотов.
Отклонение показателей от нормы свидетельствует о поломке регулятора.
Запомните, что электронное реле не допускает снятия клемм с аккумулятора на заведенном двигателе. Это приводит к броску напряжения и выходу из строя электронных устройств.
Электросхемы автомобиля ВАЗ 2106
Его конструкция состоит из пары щеток, изготовленных из графита, пружин, которые позволяют их крепче прижимать к кольцам на роторе, а также щеткодержателя. Ослабляем и демонтируем приводной ремень. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора. Содержание: Как подключить штатный генератор Г Замена генератора ВАЗ на Г Доработка генератора Г для ВАЗ Проверка работоспособности системы электропитания Электрическая схема ВАЗ Собственно говоря, если рассматривать электрическую схему ВАЗ , которую мы на всякий случай привели ниже, то выясняется, что от схемы она отличается только наличием дополнительных электроприборов, что повлекло за собой некоторые изменения. Заключение Теперь вы знаете, из каких элементов состоит генератор ВАЗ
Выглядит выпрямительный блок как большая подкова, в которую запрессованы полупроводниковые элементы. Следовательно, происходит генерация электрической энергии. Для этого требуется, обесточив все токопотребители автомобиля, увеличить обороты мотора до 2,5 тыс.
Поэтому устанавливайте грязезащитный щиток, который предохранит ваш автомобиль от воздействия влаги.
Никакой генератор не обходится без выпрямительного блока и регулятора напряжения. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Чем он лучше штатного шестерочного? ГЕНЕРАТОР ВАЗ 2101 ЛАМПА ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Читайте дополнительно: Измерительные электротехнические лаборатории
Подключение блока
Перед выбраковкой устройства следует убедиться в исправности других деталей. Осмотру подлежат ремень, генератор, аккумулятор, провода. Отсутствие зарядки ВАЗ 2106 может быть вызвано ослаблением ремня. Если перед проверкой блок снимался, то следует убедиться в правильности соединения проводов.
Замена регулятора напряжения выполняется в гаражных условиях. Даже неопытный водитель сможет сделать это. Потребуется инструмент, умелые руки и немного знаний.
Открываем капот, чтобы найти выносное реле. В «Жигулях» коробка крепится ушками к левому крылу. Объект находим возле бачка с тормозной жидкостью. Некоторые реле вмонтированы в корпус генератора. В народе их называют интегралом.
Не спешите откидать проводку от клемм. Бывалые автолюбители советуют предварительно обозначить провода маркером. До регулятора напряжения ВАЗ подходят 2 провода серого и оранжевого цветов. Они крепятся к клеммам с цифрами 67 и 15. Не перепутайте провода. Серый цвет соответствует номеру 67, а оранжевый 15.
Как проверить генератор мультиметром
Диодный мост генератора можно проверить мультиметром, но также можно также воспользоваться стендом, которым проверяли регулятор.
Но перед этим, прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора, подсоедините красный провод тестера к клемме 30 генератора, а чёрный провод — к корпусу. Режим работы тестера выставьте на прозвонку (иконка диода). Если его нет, то ставьте на 1−2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания другие, диодный мост неисправен.
Затем проверьте выпрямители тока на пробой. Положительный (красный) щуп оставьте на клемме 30, отрицательным коснитесь болтов крепления моста по очереди. Дисплей мультиметра во всех случаях должен выдавать бесконечность, любые другие означают пробой.
Далее положительный щуп подсоедините к болтам крепления моста, а отрицательный к корпусу генератора. В этом случае тестер также должен выдавать бесконечность.
Но на практике такой проверки чаще всего бывает недостаточно. В большинстве случаев требуется более детально прозвонить генератор.
Тщательная прозвонка
Для этого открутите крепёжные болты выпрямительного блока, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь можно проверить индивидуально каждый полупроводник. Перед проверкой желательно промыть стабилизатор проточной водой, используя щётку средней жёсткости, а затем тщательно высушить. Для быстрой сушки вполне подойдёт фен для волос.
Один из щупов тестера закрепите на диодной пластине, второй подсоедините к центральному выводу каждого диода, закреплённого на этой пластине. Затем поменяйте щупы местами. В одном случае мультиметр должен показать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление, равное примерно 570−590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:
- В первом и втором замере (когда сменили полярность) показания мультиметра одинаковы;
- Сопротивление диодов больше или меньше номинальных значений.
Со второй пластиной диодного моста произведите те же действия. Если обнаружена неисправность одного или нескольких диодов, проще будет заменить выпрямительный блок целиком. Правда, попадаются умельцы, которые меняют вышедшие из строя диоды по отдельности, но такая работа требует определённого навыка и сноровки.
Проверка обмоток якоря и статора
При дальнейшей проверке требуется полностью разобрать генератор. В первую очередь визуально проверьте якорь. Кольца щёток не должны иметь почернений, сколов и износа беговых дорожек. Почернения и небольшой износ можно зачистить наждачной шкуркой-нулевкой. Кольца, имеющие глубокие канавки, нужно заменить или — если позволяет толщина колец — проточить на токарном станке.
Обмотка якоря не должна явно пахнуть гарью. Цвет обмотки должен быть однородным, не иметь повреждений и разрывов. Для проверки обмотки якоря на обрыв понадобится мультиметр. Выставьте режим работы на прозвонку или замер сопротивления и подсоедините щупы к щёточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3−5 Ом. Затем один щуп оставьте на кольце, другой соедините с корпусом. Дисплей мультиметра должен показать бесконечность.
Статор генератора диагностируется после извлечения из корпуса. В первую очередь проведите визуальный осмотр. Не должно быть видимых повреждений проволоки и её изоляции. Затем провод тестера соедините с корпусом статора. Вторым проводом коснитесь выводов по очереди. Их всего три. Тестер должен быть в режиме прозвонки. Если на дисплее бесконечность, то это говорит об исправности статора.
Дальнейшая проверка состоит в диагностике обмоток. Сопротивление всех трёх обмоток должно быть одинаковым.
Перед сборкой генератора нужно проверить и при необходимости заменить подшипники. При проворачивании они не должны подклинивать или издавать скрипящий звук. Это говорит о том, что они сильно изношены и вскоре они выйдут из строя. Поэтому их лучше сразу заменить.
Диагностируем неисправности реле зарядки
- Изношенные щетки генератора. Если длина щеток генератора автомобиля ВАЗ-2106 стает недостаточной, может пропасть заряд. При диагностировании неисправности в первую очередь следует тщательно проверить состояние щеток в генераторе. Их длина не должна быть меньше 12 миллиметров. Если она не вписывается в минимальные требования, тогда их необходимо заменить.
- Не работает диодный мост генератора. Выход из строя одного либо нескольких элементов блока выпрямителя может быть причиной неисправности зарядки. Следует при помощи тестера проверить исправность всех диодов.
- Предохранители. При отсутствии зарядного тока в автомобиле ВАЗ-2106 стоит проверить плавкие предохранители. Если обнаружен сгоревший, его следует заменить.
- Генераторный ремень и его натяжка. Генераторный ремень выполнен в форме клина, поэтому его распирает между щеками в шкиве. При износе шкива генераторный ремень может проскальзывать в щеках. Из-за этого иногда проявляются проблемы с зарядкой. В таком случае незамедлительно необходимо поменять шкив и ремень генератора.
- Клеммы аккумуляторной батареи. Если на аккумуляторной батарее есть окисление клемм, это может препятствовать заряду батареи. В данном случае следует почистить клеммы содой, растворенной в воде. Такое средство способно снять налет. После полной очистки клемм от окисления следует хорошо протереть их сухой тряпкой, после чего смазать густой смазкой.
Неэкономная поломка – торопимся с ремонтом!
Казалось бы, что здесь такого – не хватает напряжения. Автомобиль ведь на бензине ездит, а не на электричестве. Однако нехватка мощности тока приводит к тому, что увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, некоторые электроприборы и вовсе перестают работать, и в дальнейшем потребуется их замена. Особенно это заметно в темную пору, когда задействовано много приборов электропитания.
С такой неполадкой вы справитесь легко и быстро, зарядив его как следует. Однако иногда это не помогает. Загляните под капот – клеммы аккумулятора могут быть плохо зажаты или окислены. Если на парковке ток еще будет сохранять постоянное напряжение, то во время езди из-за вибрации клеммы могут отходить, размыкая цепь. Для устранения проблемы необходимо хорошенько смазать крепежи и перетянуть болты, иногда поможет только замена старых клемм на новые.
Схема подключения генератора ВАЗ-2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
гаснет причин пропадания зарядки на ВАЗ Для
Mitsubishi Carisma Бортжурнал Горит лампочка зарядки аккумулятора, но зарядка есть, в чем причина
2106 проверки электрической цепи автомобиля наличие необходимо простейшего мультиметра или вольтметра. распространенными Наиболее причинами пропадания напряжения зарядки слишком:
- являются слабое натяжение ремня генератора его либо износ;
- неисправность генератора (износ неисправность, щеток диодного моста, обрыв или катушек перегорание статора или якоря);
- неисправность напряжения регулятора;
- обрыв в цепи зарядки.
Наиболее причиной распространенной пропадания зарядки является неисправность напряжения реле. Для того чтобы проверить работоспособность его, достаточно будет снять с него провода оба, соединить между собой, запустить При. двигатель условии, что все остальные цепи элементы являются годными, напряжение в цепи около достигнет 17 В или больше. Если же напряжение не необходимо, то растет провести проверку наличия +12 В на клемме, выводу к подключенной 15 реле-регулятора. При его проведите отсутствии проверку предохранителя, отвечающего за цепь и целостность саму этой цепи.
Если питание на клемме этой есть, то необходимо проверить соединения в возбуждения цепи генератора. Подключите лампу-пробник аккумуляторной +12 В между батареи и проводом, который подключен к реле 67 выводу-регулятора напряжения. Таким образом провести можно проверку цепи реле напряжения-также, а генератор исправность генераторных щеток и обмоток якоря его. При отсутствии напряжения на выводах делают лампы предположение о неисправности выпрямительного моста.
проверяют Далее исправность проводника от генератора до реле-Для. регулятора такой проверки необходимо отключить генератора от клемму и соединить его с -12 В. Свечение контрольной говорит лампы о неисправных щетках или обрыве якоря обмоток. При подозрении на неисправность генератора, снимают его с автомобиля и производят полную разборку. проверяют Далее исправность каждого диода в диодном генератора мосту, выполняют прозвонку катушек статора и предмет на якоря обрыва или перегорания. Неисправные ремонтируют элементы или заменяют.
Схема зарядки ВАЗ аккумулятора 2106 предусматривает наличие постоянного независимо от 13, 5 до 14, 3 В, напряжения от оборотов двигателя. Однако бывают когда, случаи на средних оборотах двигателя напряжение просаживается «заметно» при включении дополнительной нагрузки. возникновении При такого явления необходимо проверить ремня натяжение генератора и отрегулировать его. Слабый клеммах на контакт аккумуляторной батареи иногда также такому к приводит эффекту.
Если же напряжение на клеммах выше батареи указанных пределов, надо проверить контакты все, начиная от плюсового вывода батареи до регулятора-реле напряжения. Если все контакты в реле, то норме-регулятор подлежит замене.
Своевременный электрооборудованием за уход автомобиля, состоянием контактов и клемм батареи аккумуляторной, регулярная проверка натяжения ремня и электролита уровня в аккумуляторе позволит двигателю вашего работать автомобиля долго и без проблем, а вам – многих избежать неисправностей в дороге.
Измерение напряжения цепи с помощью вольтметра
Прибор вольтметр помогает измерить разность потенциалов в электрической цепи. Для минимизации влияния на сеть прибор должен иметь максимально большое сопротивление. Оно определяет погрешность измерений и чувствительность устройства. В процессе усовершенствования вольтметры прошли путь от стрелочных, аналоговых приборов до дискретных с цифровыми индикаторами. Измерение напряжения стало неотъемлемой функцией большинства мультиметров и электронных осциллографов. Применяются измерение и индикация напряжения в некоторых удлинителях, устройствах защитного отключения и автоматических выключателях.
Проверка электрооборудования Уаз если пропал заряд аккумулятора
На автомобиле Уаз Патриот два источника тока для питания всего электрооборудования — аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея используется при пуске двигателя и для питания электрическим током напряжением 12 Вольт стартера и других потребителей при неработающем двигателе. Когда двигатель работает, основной источник тока — генератор, он обеспечивает электрическим током все потребители, включая систему зажигания, и зарядку аккумулятора.
Если в комбинации приборов горит сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи, значит ток не поступает от генератора в бортовую сеть и расходуется запас энергии аккумуляторной батареи. Эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой разряда аккумуляторной батареи недопустима, так как иногда причиной загорания лампы может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке.
Остановите автомобиль, заглушите двигатель и определите, какая неисправность привела к загоранию сигнальной лампы. Если причиной неисправности не стало короткое замыкание, а аккумуляторная батарея была заряжена полностью, можно доехать до места ремонта и без генератора, но лучше попытаться устранить неисправность на месте.
Порядок проверки электрооборудования Уаз Патриот в случае отсутствии заряда аккумулятора.
1. Проверьте, не оборван ли ремень привода вспомогательных агрегатов. Если произошел обрыв, замените ремень привода генератора.
2. Если ремень цел, проверьте и при необходимости отрегулируйте его натяжение.
3. Если сигнальная лампа продолжает гореть, сдвиньте резиновый защитный чехол клеммы «плюс» аккумуляторной батареи. Проверьте провода, подсоединенные к клемме «плюс», клемме «минус» аккумуляторной батареи.
4. Проверьте провода, подсоединенные к стартеру и генератору. Они могут быть оборваны, обломаны внутри изоляции или с окисленными или ненадежными контактами.
5. В случае наличия неисправности устраните ее и запустите двигатель. Если появился ток зарядки, можно продолжать движение.
6. Если после принятых мер сигнальная лампа продолжает гореть при работающем двигателе, то возможная причина неисправности кроется в самом генераторе.
Причин неисправности генератора может быть несколько и устранять их лучше в условиях автосервиса или гаража, а вам остается надеяться, что запаса энергии в аккумуляторной батарее хватит чтобы до них добраться.
Для того чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля с неисправным генератором, по возможности отключите аудиосистему, лишние приборы освещения, кондиционер, вентилятор отопителя, обогрев стекла задней двери и тому подобное.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Схема подключения генератора ВАЗ-2110
На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.
Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:
- Аккумулятор 12В;
- генератор 94.3701;
- монтажный блок;
- замок зажигания;
- контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов
Советы и рекомендации
Частым виновником неисправной работы реле регулятора может быть окисление его клемм. Такое окисление приводит к значительной потере напряжения. В таком случае необходимо провести тщательную очистку контактов и произвести повторную проверку. Показатель напряжения на контактах должен быть аналогичен тем показателям, которые выдает сама АКБ, то есть не должно быть заметных потерь. Пониженное напряжение на контактах указывает на то, что их следует зачистить, а сам регулятор зачастую оказывается в рабочем состоянии. После очистки клеммы можно дополнительно обработать специальными химическими средствами, которые препятствуют дальнейшему окислению.
Напоследок хотелось бы добавить, что стоимость реле регулятора не высокая. Одним из верных путей будет его замена на новый элемент при обнаружении сбоев в его работе. Более того, интегральные реле регуляторы являются деталью в монолитном корпусе, который не подлежит разборке для проведения ремонта. Экономия на данном устройстве себя не оправдывает, так как быстрый выход из строя батареи или существенное снижение ресурса аккумулятора повлечет более серьезные расходы при необходимости замены АКБ.
Аналоговые и цифровые приборы
В основании аналоговых приборов лежат электромагнитные, магнитоэлектрические, электродинамические системы. Аналогичные типы конструкций заложены в амперметры. Для увеличения пределов измерения используются шунты. После измерения необходимо учитывать в полученном результате сопротивление добавочного резистора.
В основе конструкции цифрового вольтметра лежит АЦП. Точность измерения определяется дискретизацией с которой работает аналогово-цифровой преобразователь. Индикатор вольтметра отображает готовый результат в цифровом виде, что значительно облегчает работу с устройством. Влияние на сеть у таких приборов минимально благодаря наличию собственного источника питания.
Широкая распространенность дискретных вольтметров привела к их интеграции в другие устройства. Большинство мультиметров имеют возможность измерять постоянное и переменное напряжение. При этом для повышения точности измерений в конструкции предусматривается несколько пределов. Высокое сопротивление вольтметра позволяет уменьшить его влияние цепь, к которой подключается измерительный прибор.
Как определить сгоревший предохранитель
Есть два способа:
- визуальный осмотр;
- диагностика мультиметром.
Визуальная проверка
Необходимо проверить целостность металлической перегородки элемента. Если она нарушена, то вставка перегорела.
Диагностика контролькой и мультиметром
Не всегда при перегорании элемента нарушается целостность перемычки. Не лишней будет проверка мультиметром. Щуп прикладывают к предохранителю, включают прибор и если он показывает иное, нежели 0 Ом, сопротивление, то значит элемент сломан.