Моторы Гранта комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Устройство и принцип работы
На Грантах, как с 8-ми, так и 16-ти клапанными двигателями устанавливают термостаты Лузар LT0191 и LT190. Своим принципиальным строением ничем не отличаются от аналогичных приборов на других автомобилях. ТС на Гранте представляет собой, отлитый из латуни, цилиндр с крышкой и отводным боковым патрубком. Его основной деталью является термоэлемент.
Он представляет собой медный баллон, заполненный специальным воском (церезином). При повышении температуры воск расширяется, выталкивая шток наружу, который в свою очередь упирается в седло клапана. При достижении температуры выше 92 °С шток полностью открывает клапан, освобождая проход ОЖ в большой контур через радиатор.
При понижении нагрева ОЖ воск в баллоне будет сжиматься. В работу включится возвратная пружина, которая вернёт шток в первоначальное положение, а клапан закроется.
Радиатор
На автомобиле «Лада Гранта» используется алюминиевый трубчато-пластинчатый элемент с пластиковыми бачками и перегородкой. Стоит отметить, что для данной модели ВАЗ применяется радиатор французского производства. Такой же использовался и на «Рено Логане».
Для чего служит радиатор? Он предназначен для охлаждения рабочей жидкости в системе путем прохождения сквозь соты потоков холодного воздуха. Устанавливается данный элемент в передней части авто, в районе «телевизора». Забор воздуха производится из улицы. Чем быстрее едет авто, тем сильнее будет теплоотвод. Но также данный процесс может осуществляться принудительно, когда машина стоит на месте (например, в пробке). Для этого в системе предусмотрен вентилятор. О нем мы расскажем ниже.
Схема системы охлаждения двигателя LADA Granta
Неисправности электровентилятора в большинстве случаев связаны с нарушением в электроцепи, неполадками термореле и электродвигателя. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. Пришла очередная зима. Для начала снятый термостатный баллон опускается в прозрачную емкость, в которую предварительно налили охлаждающую жидкость.
Установите термостат на двигатель автомобиля Лада гранта ВАЗ в порядке, обратном снятию. Проведение проверки Процесс проверки термостата представляет собой относительно простую процедуру.
Затем, открутив крышку расширительного бачка, сбросьте давление в системе. В других случаях процедура проводится при загрязнении антифриза, утечке. Вернуться к оглавлению Замена охлаждающей жидкости в СОД Уровень антифриза в бачке проверяется только после остывания двигателя. Отжать и повернуть пластину-фиксатор, сняв крышку.
Узел находится в блоке цилиндров и участвует в работе ГРМ, так как имеет общий с системой газораспределения привод. С появлением модернизированной системы охлаждения Лада Гранта ситуация изменилась в лучшую сторону и вот почему. Благодаря этому он начнёт прогреваться и отдавать тепло в салон уже с первых минут после запуска мотора, прогреваясь одновременно с ним. Кроме того, кольцом из резины уплотняется место, в котором крышка соединяется с корпусом.
Чем отличается система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 от Гранты
Защита двигателя демонтируется. Если двигатель находится в постоянном режиме недостаточного прогрева, эксплуатация в течение длительного времени запрещена, так как его нельзя подвергать нагрузкам.
Наблюдается улучшение циркуляции, снижается гидравлическое сопротивление. Обогрев дросселя не подключили на саксофоне поставили заглушку. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вырвать повреждение радиатора и шлангов.
Общая информация Существуют одноклапанные, двухступенчатые и двухклапанные термостаты, а также приборы с электронным управлением. Надеваем резиновый патрубок на штуцер. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Их неисправности связаны с нарушением герметичности и утечками, а недостаток охлаждающей жидкости приводит к перегреву. Ниже мы более подробно расскажем о возможных неисправностях термостатов, приведем инструкцию по их замене и проверке, а также поделимся методикой по переделке и модернизации данной детали, позволяющей повысить порог ее срабатывания до 92C. Термостат от гранты на Ваз 2110 .
Система охлаждения Лады Гранты
ВАЗ 2190 или Лада «Гранта» — новая разработка Волжских конструкторов. Эта машина создавалась на базе Лады «Калины», получив в наследство некую схожесть.
Так же специально были разработаны сотни (порядка 430) новых оригинальных элементов, включая топливную систему и новейшую систему охлаждения двигателя.
Последствия перегрева мотора
Повышение температуры силового агрегата может вызвать различные последствия, в зависимости от степени «закипания» мотора. Специалисты выделяют три варианта перегрева:
Локальный
Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.
Средней тяжести
Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:
- прогар прокладки головки блока цилиндров;
- деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.
Критический случай
Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:
- деформация всей цилиндро-поршневой группы;
- оплавление вкладышей коренных и шатунных;
- поломка коленвала;
- пробитие поршнем блока ДВС.
Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.
Можно ли узнать о том, что мотор был перегрет
Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:
- мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
- перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.
После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.
Термостат
Это неотъемлемый элемент в любой системе охлаждения. «Гранта» не является тому исключением. Термостат нужен для регулировки объема потока ОЖ, что проходит через радиатор. Внутри механизма имеется специальный клапан. Благодаря ему обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим. А расположен данный механизм между рубашкой охлаждения двигателя и основным радиатором.
Отметим, что в СОД «Гранты» имеется два контура: малый и большой. По первому жидкость циркулирует, когда клапан термостата находится в закрытом положении. Поскольку объем антифриза в данном контуре небольшой, это позволяет быстрее набрать двигателю нужную температуру (и соответственно, прогреться). Как только жидкость достигает 85 градусов, срабатывает перепускной клапан. После этого антифриз начинает циркулировать по большому кругу. Полное открытие клапана осуществляется при 102 градусах Цельсия.
Отметим, что термостат на «Гранте» был доработан и получил усовершенствованную конструкцию. Ввиду этого его часто устанавливают на «Калину» разных поколений. Корпус термостата выполнен из пластика фирмы BASF (Германия). В качестве уплотнения применены материалы EPDM 55 от шведской . Резьбовыдавливающие винты – от (Германия). Также в конструкции применяется усовершенствованный датчик температуры ОЖ с безрезьбовым креплением.
Проводим диагностику
Если за окном холодно, а салон не может нормально прогреться, то нужно проверить работу системы охлаждения, которая имеет непосредственное влияние и на обогрев салона.
Уровень охлаждающей жидкости
С этой целью необходимо открыть капот, и на непрогретом моторе проверить, где находится охлаждающая жидкость.
Если её уровень в бачке располагается между минимальной и максимальной отметками, то всё в порядке. Но, при снижении этого уровня, возможны проблемы с герметичностью системы охлаждения, а это приводит к понижению давления внутри системы. Если проблему не устранить, то печка не сможет прогревать воздух в салоне достаточно эффективно.
Термостат
Это термостат родной Luzar
Речь идёт о возможном заедании клапанов термостата в положении, где охлаждающая жидкость циркулирует только по большему кругу. Так что, в холодный период охлаждающая жидкость не будет прогреваться до нормальной температуры, поэтому и в салоне теплее не станет.
Расположение термостата под капотом
Убедиться в наличии именно этой поломки можно по тому, что машина, пребывая в пробках, начинает очень быстро перегреваться. К тому же, при передвижении по трассе со стабильной скоростью, мотор теряет свою температуру слишком быстро, если говорить о холодном времени года. Впрочем, даже если этих «симптомов» у вашего автомобиля не наблюдается, то это ещё не значит, что термостат работает надлежащим образом. Вполне возможно, что его недоработка заключается только в ощутимых проблемах с отопителем салона.
Для ещё более сложных случаев можно проверить патрубки, которые подключаются к радиатору отопителя. В нормальном состоянии один из них должен быть горячим, а другой — лишь немного теплым. Если же второй из патрубков очень холодный, то это укажет на то, что в вашем автомобиле забился печной радиатор. Прочистить его так просто не удастся. Скорее всего, придётся полностью снимать всю печку.
Замена охлаждающей жидкости в СОД
Уровень антифриза в бачке проверяется только после остывания двигателя. Доливать ОЖ до отметки максимум нельзя – во время работы жидкость нагревается и увеличивается в объеме, после долива клапанная крышка плотно закручивается.
Необходимо постоянно контролировать уровень антифриза, резкое снижение его объема может быть причиной неисправности системы охлаждения, устранять которые следует безотлагательно. Долить антифриз в расширительный бачок сможет каждый автомобилист:
- Автомобиль должен находиться на ровной поверхности, все работы проводятся на остывшем двигателе.
- Открутить крышку расширительного бачка.
- Посмотреть состояние антифриза, на нем не должно быть масляной плёнки и других загрязнений. Если цвет ОЖ темный или ржавый, СОД нужно промыть.
- Если уровень жидкости ниже минимального, следует осмотреть все соединения на предмет утечек. При их отсутствии долить антифриз между двумя отметками и плотно закрутить клапанную крышку.
Профилактика проблем
Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:
при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max); если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше
При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра; еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.
Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.
Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.
Проводка приборной панели
Схема электрооборудования панели приборов является наиболее сложной, поскольку содержит 34 устройства. Но и в ней можно разобраться. Вот список имеющихся устройств.
Панель приборов — сложное устройство
- Штепсель, к которому подключен штекер 9 передней проводки.
- Штепсель для подключения штекеров 10 и 11 передней проводки.
- Разъем, к которому подключено гнездо 1 проводки задка.
- Разъем для подключения гнезда 2 проводки задка.
- Блок управления габаритами, ближним светом, аварийкой.
- Механический замок зажигания.
- Переключатель режимов маршрутного БК.
- Переключатель дворников.
- Щиток приборов.
- Переключатель световой сигнализации.
- Включатель электропривода замка багажника.
- Диагностическая колодка.
- Разъем, к которому подключен штекер жгута воздухозаборной коробки.
- Включатель обогревателя заднего стекла.
- Включатель аварийки.
- Включатель тормозного сигнала.
- Разъем для подключения динамиков аудиосистемы.
- Разъем, к которому подключается автомагнитола.
- Устройство на рулевом колесе.
- Модуль водительской подушки.
- Отсутствует.
- Блок плавких предохранителей.
- Усилитель руля (ЭУР).
- Розетка прикуривателя.
- Лампочка подсветки консоли управления климат-контролем.
- Лампочка освещения приборки.
- Гнездо, к которому подключен штепсель проводки системы зажигания.
- Контрольное устройство.
- Включатель индикатора положения педали сцепления (только на авто с механической коробкой переключения передач).
- Е-газ.
- Резистор системы климат-контроля.
- Электромотор обогревателя салона.
- Переключатель обогревателя салона.
- Модуль управления блокировкой дверей.
Электросхемы проводки системы зажигания Лады Гранты различаются в зависимости от типа установленного двигателя, поэтому при замене мотора нужно менять и проводку этой системы.
Схемы электрооборудования Лада Гранта в версиях автомобилей Standard (Стандарт или Норма) и Liftback (Лифтбэк) одинаковые, а в Lux (Люкс) имеет небольшие различия. Независимо от вариации транспортного средства, минусовым контактом в электросхеме всегда является «масса» или заземление. Провод должен быть соединен с любым болтом, вкрученным в кузов автомобиля.
Система и основные характеристики электрооборудования Лада Гранта
Вентилятор
Для чего служит данный механизм? Вентилятор обеспечивает продувку основного радиатора СОД на небольших скоростях движения. Обычно он работает в городских условиях либо на горных дорогах, когда двигатель терпит большие нагрузки. Стоит отметить, что система охлаждения «Лады Гранты» предусматривает наличие электрического вентилятора. Он установлен в специальном пластиковом кожухе. Последний прикреплен к радиатору охлаждения «Лады Гранты» при помощи нескольких болтов.
Как работает электрический вентилятор? Он действует несколько иначе, нежели аналоги на вискомуфте. Когда мотор холодный, лопасти его не вращаются. Но как только на электронный блок управления ДВС поступит сигнал о высокой температуре (например, 85 градусов Цельсия) от датчика, ЭБУ даст сигнал на включение вентилятора. И наоборот, если жидкость вновь стала холодной, сработает датчик и блок отключит питание на вентилятор. Происходит управление в автоматическом режиме. Но стоит отметить, что при неисправности температурного датчика (который установлен в гнезде термостата) возможны проблемы с системой охлаждения «Лады Гранты». Вентилятор не будет включаться в работу и машина начнет закипать.
Как проверить термостат
Проверку термостата можно осуществлять в два эта, но один из способов проверки довольно трудоемкий и чаще всего от него отказываются.
Первый способ
Для осуществления проверки термостат должен быть снят. Так же необходимо подготовить инструмент и материалы, которые будут использоваться для проведения работ.
Что понадобиться:
- Кухонная плита или горелка;
- Градусник;
- Емкость с водой;
Демонтированный термостат погружаем в емкость с водой и кипятим его на плите до температуры в 85°C (определить температуру поможет градусник, помещенный в воду). При достижении температуры в 85°C термостат должен открыться полностью, если же он открывается значительно раньше, значит, он неисправен и подлежит замене на новый.
Второй способ
Для проверки этим методом демонтировать термостат нет необходимости, но проверку нужно осуществлять на остывшем моторе. Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. В тот момент, когда двигатель нагрелся до 70°C, необходимо потрогать патрубок большого круга (это нижний шланг радиатора), он должен быть холодный. Если же шланг прогревается уже на 70°C, то необходимо менять термостат, так как он неисправен.
Что делать
Что делать при перегреве двигателя
Как только вы заметили, что двигатель начал перегреваться, и датчик уже входит в красную зону, самый оптимальный вариант, это заглушить двигатель. Если вы на ходу, то следует включить нейтралку, и катиться до полной остановки (включив аварийку), никаких нагрузок, педаль газа не трогаем.
Если уровень жидкости в порядке, значит есть отказ вентилятора, термостата, или что-то попало в систему. Можно открыть полный периметр, то есть включить печку на максимальный обогрев салона. Температура жидкости должна упасть, после чего спокойно глушим машину.
Если жидкости почти совсем нет, только что заметили, то здесь без вариантов, глушить мотор немедленно. Это случай повреждения двигателя, либо маслосъёмки, либо радиатор. Машину до сервиса исключительно на эвакуаторе.
Что советуют профессионалы – следите за своей машиной, проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Если тосола будет в норме, то даже выход из строя вентилятора не станет фатальным, всегда можно помочь снизить температуру печкой.
Расширительный бак
Расширительный бачок «Лады Гранты» предназначен для компенсации объема антифриза в системе. При нагреве, данная жидкость меняет свою плотность и увеличивается в объеме. Наряду с этим, растет и внутреннее давление в системе. Чтобы жидкость не разорвала патрубки и радиатор, в системе предусмотрен специальный бачок, компенсирующий данные нагрузки. Часть давление сбрасывается через крышку. Последняя содержит в себе специальный клапан – впускной и выпускной. Если говорить о технических характеристиках крышки, она открывается при давлении в 150 кПа. Так срабатывает выпускной клапан, который препятствует интенсивному парообразованию в системе. Впускной же задействуется при разряжении. Работает он при давлении в 3 кПа.
Отзывы
Профилактика, замена новыми | ||
Свист из-под крышки расширительного бачка | Осмотр | Замена |
Мотор длительное время набирает рабочую температуру | Осмотр уровня антифриза | Доливка жидкости, замена термостата новым |
Датчик температуры систематически показывает ложные данные | Осмотр электрического контура, замер сопротивления датчика | Замена новым |
Нет циркуляции в магистрали | Осмотр через расширительный бачок при заведенном моторе | Промывка, удаление воздушных пробок |
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года езжу на машине, замечаний нет. Своевременно провожу технический осмотр, заправляю качественное горючее, масла, умеренный стиль вождения. |
2. | Геннадий: на 50000 км заклинил штатный термостат, заменил новым по гарантии. Больше поломок не было, машинка работает словно часики. |
3. | Кирилл: единожды лопнул резиновый патрубок в месте фиксации хомутом, считаю, что то была моя ошибка, сильно перетянул. Качеством сборки доволен, нареканий нет. |
4. | Владлен: слышал негативные отзывы в адрес Гранты, мол, часто завоздушивается система. Подобное случается, но крайне редко, дефект не носит массового характера. |
5. | Игнат: чтобы машина работала исправно, а детали служили дольше, необходимо бережно относиться к ней, ухаживать, обслуживать ее. |
6. | Дмитрий: полгода прошло с момента покупки машины, пока работа идеальная, никаких вложений за исключением покупки расходных материалов. |
7. | Валентин: качеством сборки отечественного транспорта доволен, случаются поломки, но они малозначащие, легко устранимы. Инженерам удалось сочетать хорошее качество по доступной цене. |
Отрицательные | |
1. | Иван: негативный опыт в ходе эксплуатации машины, уже на 45000 заклинил термостат, после полетел подшипник. Модель еще сырая, множество недоработок, изготовитель не стремиться их оперативно устранять. |
2. | Владимир: качество сборки на низком уровне, после двух месяцев эксплуатации машины треснул резиновый патрубок, пошла утечка тосола. |
3. | Вячеслав: Лада Гранта или Рено Логан — очевидно, что последнее. Качество изготовления французского автопрома на порядок выше отечественного аналога. |
Вывод Как показывает практика, большинство обращений в СТО вызвано заклиниванием термостата на Ладе Гранте. Причины разные. Фактор брака при изготовлении не исключается, но вина лежит также на владельце машины.
Приобретайте оригинальные запчасти, своевременно обслуживайте машину — тогда количество поломок сократиться в несколько раз.
Отсутствие датчика температуры двигателя – мера экономии?
Интересным моментом является отсутствие на панели приборов указателя о температуре жидкости и состоянии двигателя. Как говорят сами разработчики, данный указатель не соответствует ценовой категории авто и является слишком дорогим для нее.
Решением проблемы была установка на панели специальной лампочки, которая в случае перегрева загорается красным цветом. При исправности системы, в этом случае, автоматически включается вентилятор, и проблема устраняется без участия водителя.
Несмотря ни на что, Лада Гранта, система охлаждения которой является очень продуманной, работает хорошо и редко приводит к поломкам. Это зарекомендовавший себя автомобиль, хоть и бюджетного класса.
На автомобилях семейства Лада Гранта с инжектором предустановлена жидкостная система охлаждения замкнутого типа. Антифриз циркулирует по системе принудительно, выполняя при этом две функции: отвод избыточного тепла и смазку агрегатов.
Штатная рабочая температура системы охлаждения 94 – 99℃, независимо от фактической комплектации машины, типа кузова, прочих технических характеристик.
Помпа
Также она именуется, как жидкостный насос системы охлаждения. На «Гранте» данный элемент находится под крышкой привода ГРМ. Приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Внешне являет собой некую круглую крыльчатку. Этими лопастями помпа и захватывает жидкость, циркулируя ее по системе. Работает насос постоянно при включении двигателя. Разница только в оборотах вращения крыльчатки. Чем больше водитель дает газа, тем чаще вращается коленвал, и соответственно, водяной насос.
В системе охлаждения «Гранты» применяется помпа центробежного типа с принудительной циркуляцией. В насосе имеются закрытые подшипники. Чтобы они свободно вращались, внутри предусмотрена смазка. Она залита на весь срок службы помпы и не нуждается в периодической замене. Меняется насос целиком в случае если подшипник начал издавать характерный шум.