Датчик дроссельной заслонки Калина (ДПДЗ): признаки неисправности, замена


Неисправности дроссельной заслонки внешне можно определить по таким признакам работы двигателя – проблемы с запуском, снижение мощности, ухудшение динамических характеристик, неустойчивый холостой ход, увеличение расхода топлива. Причинами неисправностей может быть загрязнение заслонки, возникновение подсоса воздуха в системе, некорректная работа датчика положения дроссельной заслонки и прочие. Как правило, ремонт заслонки несложен, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого выполняется ее чистка, замена ДПДЗ, либо устранение подсоса внешнего воздуха.

Неисправность дроссельного узла Lada Vesta

Проблемы дроссельного узла – распространённое явление на всех современных автомобилях, и Лада Веста не является исключением. Причина кроется в том, что данный узел включает в себя немало составляющих, подверженных влиянию внешних и внутренних факторов. Важно убедиться в том, что проблема заключается именно в неисправности дроссельного узла. Ниже приведён список элементов, повреждения которых могут привести к схожим признакам:

  • Датчик положения педали акселератора
  • Электродвигатель заслонки дросселя
  • Регулятор холостого хода
  • Датчик положения заслонки
  • Механические элементы корпуса
  • Воздушный фильтр и элементы забора воздуха
  • Электронный блок управления двигателем

При повреждении любой из этих деталей могут обнаружиться признаки неисправности дроссельного узла. Поэтому, прежде чем спешить в автомагазин за новым дросселем в сборе, имеет смысл провести детальную диагностику всех сопряженных с ней элементов.

Типы датчиков

Различают несколько типов ДПДЗ, но главных отличий всего два. В конструкции обычного датчика положения дроссельной заслонки, используемых всеми производителями автомобилей, имеются резистивные дорожки и ползунок. Такой регулятор жёстко фиксируется к патрубку системы воздушной подачи и соединяется с осью. Затворка открывается при давлении шофером газа, что естественно, разворачивает ось и перемещает ползунок.

Бесконтактные датчики производятся как альтернатива контактному потенциометру. Функционируют устройства за счёт динамического изменения магнитного поля. Бегунок здесь непосредственно с рабочей частью не контактирует, все завязано на электронном компоненте.


Бесконтактный ДПДЗ

Такие регуляторы реже ломаются, но стоят заметно дороже.

Подробнее о типах потенциометров в таблице.

Показатели Магнитный Индуктивный Резистивный
Ресурс нормальный нормальный низкий
Стоимость большая средняя низкая
Габариты средние большие большие
Тип аналоговый, цифровой аналоговый, цифровой аналоговый
Соотношение напряжения хорошее отличное отличное
Способы повышения надёжности возможность установки 2‐х резервных датчика дополнительные дорожки практически отсутствуют

Признаки неисправности дроссельной заслонки Лада Веста

Существует ряд показателей, указывающих на неисправность дроссельной заслонки. Симптомы могут проявляться по-разному в зависимости от вышедшей из строя детали. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, необходимо ознакомиться с перечнем возможных симптомов повреждения дросселя вашей Lada Vesta:

  • Неравномерность оборотов холостого хода
  • Остановка двигателя, как на холостом ходу, так и при нажатии на газ
  • Двигатель не запускается или глохнет сразу после запуска
  • Потеря мощности двигателя
  • Рывки при наборе скорости
  • Периодически или постоянно горит лампа Check Engine

Как видите, признаков, указывающих на проблемы дроссельной заслонки, довольно много и все они могут указывать на многие другие неисправности. Поэтому, прежде чем осуществлять ремонт дроссельного узла, нужно исключить варианты неисправности других деталей вашего авто. Для этого воспользуйтесь алгоритмом действий, приведённым ниже.

Общая информация о системе контроля

Начали колебаться обороты: значит, ДПС неисправен. Необходимо определить скорость и степень открытия дроссельной заслонки. Его конструкция основана на простом потенциометре: при изменении положения заслонки изменяется напряжение на выходе сигнала датчика. Потенциометр — это переменный резистор, чаще его так и называют.

Датчик установлен прямо на валу заслонки. Соединение с ним должно быть плотным, поэтому недопустима даже малейшая отдача. Выводы потенциометра:

  • напряжение питания, которое обычно составляет 5 вольт;
  • сигнальный выход, подключенный к ЭБУ автомобиля;
  • «Масса» («минус» блока питания, который находится на кузове автомобиля).

Вот как выглядит TPS

Наибольшее сопротивление датчика наблюдается при закрытой заслонке, при этом напряжение на ЭБУ минимальное. Нажать педаль акселератора — открыть амортизатор, в этот момент происходит изменение сопротивления и напряжение постепенно увеличивается до своего максимального значения 5 В.

В электронном блоке управления есть прошивка, в которой записаны все важные параметры. В зависимости от величины открытия амортизатора ЭБУ регулирует угол опережения зажигания, а также время открытия форсунок. Также можно использовать бесконтактный магниторезистивный тип DPDZ. Они состоят из следующих элементов:

  • электронный чувствительный элемент, обработанный специальным материалом;
  • постоянный магнит, встроенный в дроссельную заслонку.

При нажатии на педаль акселератора постоянный магнит вращается. В это время чувствительный элемент изменяет свое сопротивление из-за изменения окружающего его магнитного поля. Только в этом случае ЭБУ видит изменение угла, а не напряжения. При выходе из строя датчика возникают проблемы с запуском двигателя, увеличивается расход бензина, постоянно меняются обороты двигателя, затрудняется разгон автомобиля.

Алгоритм действий для выявления неисправности дросселя

Важно понимать, что самым надёжным способом будет скачивание кодов ошибок на смартфон или ПК посредством диагностического разъёма. Но, если такой возможности нет или разъём не работает, в неисправности узла можно убедиться, используя следующий алгоритм:

  • Проверьте воздуховод на наличие посторонних предметов, грязи, воды и т.п. При необходимости выполните чистку каналов.
  • Убедитесь в пригодности воздушного фильтра.
  • Проверьте тестером работоспособность датчика положения педали акселератора.
  • Протестируйте работоспособность регулятора холостого хода.
  • Таким же образом исключите неисправность датчика положения заслонки, а также электродвигателя.
  • Если всё в порядке, то имеет смысл разобрать узел и убедиться в целостности и работоспособности самой заслонки.

Все замеры тестером необходимо производить при включенном зажигании и при разных положениях педали акселератора.

ДПДЗ и проблемы с ним

Расположение

Датчик представляет собой устройство, определяющее угол, на который повернута дроссельная заслонка. Это датчик, без которого ваш двигатель не смог бы корректно работать. Если говорить проще, то можно сказать, что он показывает, открыта заслонка, или нет.

К тому же следует учитывать, что от датчика во многом зависит, в какой момент будет происходить зажигание, а в случае если у вас автоматическая коробка передач, – насколько правильно она будет работать. Вот почему надо следить за этим датчиком.

Проблема с датчиком заключается в том, что когда присутствует неисправность датчика, она может быть закрыта, а «мозги» считают ее открытой, соответственно, начинают подавать большее количество топлива, что будет соответствовать подходящей воздушно-топливной смеси. Вследствие этого двигатель начинает переливать, и он глохнет.

ДПДЗ на снятой дроссельной заслонке

Безусловно, мало приятного в том, когда мотор постоянно глохнет. Помимо того, есть еще одна проблема. Когда двигатель работает в таком режиме, это может вызвать его выход из строя. Если это случится, то поломка может быть очень дорогостоящей. Но даже если неисправность дроссельной заслонки не повлечет за собой более серьезные проблемы, то все равно станет бить по вашему карману, так как двигатель начнет потреблять гораздо больше топлива, чем это нужно.

Если вы хотите проверить, в порядке ли датчик, то вы должны знать, где он находится. Для того чтобы найти его, сначала отследите дроссельный патрубок. Как раз на нём и расположен датчик, соединенный с осью заслонки.

Ремонт дроссельной заслонки своими руками

Дроссельный узел автомобиля Лада Веста можно без особых сложностей заменить своими руками. Чтобы выполнить такую процедуру, как замена дроссельного узла, вам достаточно иметь стандартный набор гаечных ключей и шестигранников, а также отвёртки. Итак, выполните действия в следующем порядке:

Спасибо за подписку!

  • Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  • Отсоедините воздуховод от корпуса заслонки, ослабив хомут
  • Разъедините провода, подходящие к датчикам.
  • Открутите 4 болта крепления корпуса дросселя и извлеките его.
  • Закройте чистой тряпкой или другой заглушкой отверстие впускного коллектора.

Установка новой детали выполняется в порядке, обратном снятию. Если вам нужно осуществить такое действие, как замена датчика дроссельной заслонки, то снимать весь узел нет необходимости – достаточно просто отсоединить провода от датчика и демонтировать его, а затем в обратном порядке установить новый датчик.

Регулировка

Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.

Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.

Это интересно: Как сделать пеногенератор для автомойки из подручных вещей своими руками

Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.

В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.

Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.

Чистка заслонки

В случае если причиной плохой работы двигателя оказалось загрязнение дросселя, необходимо выполнить его чистку. Для этого вам нужно приобрести специальное средство для чистки двигателя и приступить к выполнению работы:

  • Снимаем корпус заслонки в порядке, указанном выше
  • Брызгаем средством и оставляем на некоторое время (как указанно на упаковке)
  • Чистой салфеткой или другой тканью снимаем слой грязи и нагара
  • Повторяем процедуру несколько раз до придания блеска всем деталям

Также рекомендуется снять и прочистить регулятор холостого хода и канал, в котором он расположен. Обязательно проверьте состояние воздушного фильтра, поскольку непригодный фильтр может не только стать причиной загрязнения дросселя, но и повлиять на работу двигателя в целом и создать вам немало хлопот. Удачи на дорогах!

Как осуществить проверку

Колодка

В проверке нет ничего сложного, но стоит отметить, что нужно четко придерживаться некоторой последовательности, к тому же вам потребуется дополнительный прибор – тестер.

Показатели прибора

Небольшая справка относительно лампочки «check engine»: она напоминает вам о том, что в двигателе существует какая-то неисправность и вам необходимо выполнить проверку или же ремонт двигателя. По идее, она должна загореться при включении зажигания и затем тут же потухнуть. В случае если она не гаснет, это значит, что компьютер обнаружил некоторые проблемы. В данном случае, скорее всего, нужно обратиться к специалистам.

  • В первую очередь выключите зажигание. Еще раз убедитесь в том, что на приборной панели лампочка «check engine» не горит.
  • В случае если лампочка погасла, вы можете смело открыть капот и начинать проверку датчика.
  • Сначала проверьте, есть ли минус.
  • Далее проверьте, идет ли питание на датчик (учтите, что значения могут быть разные в зависимости от того, какое напряжение используется в автомобиле).
  • Не снимая датчик с места, подключите минус на «массу», а плюс к выходному контакту, который идет на ЭБУ.
  • Не трогая никоим образом заслонку, включите зажигание. Прибор при этом должен будет показать напряжение до 0,7 вольт.
  • После этого поверните ручку, полностью открыв дроссельную заслонку. В этом положении прибор должен показать не меньше 4 вольт.
  • Выключите зажигание.
  • С выключенным зажиганием надо опять подключиться к датчику.
  • Затем плавно и без рывков крутить сектор, в тоже время смотрите на то, какие показания дает прибор.
  • В случае если они медленно растут без каких-либо резких рывков и колебаний, все в порядке.
  • Но если нет – то это свидетельствует о том, что на дорожке резистора сформировались протертые места.

Схема датчика заслонки

Обратите внимание на то, что данные показатели очень важны, ведь они влияют на то, правильно ли будет работать блок управления, отвечающий за уровень подачи топлива в инжекторы. Ведь могут быть ситуации, когда дроссельная заслонка закрыта, а компьютер воспринимает ее полностью открытой, или наоборот. И то и другое негативно сказывается на двигателе.

Причины

Обычно причиной для проведения работ становятся перебои в функционировании силового агрегата – «плавают» холостые обороты, а то и вовсе мотор глохнет или не заводится.

ВАЖНО! Производитель заявляет, что дроссельный узел является неразборным, а потому его ремонт в случае повреждения исключен. Необходимо ставить новый компонент.

Что касается регламента, то производить чистку рекомендуется раз в 50 000 км.

Поломки

Самыми частыми признаками выхода из строя дроссельной заслонки у бюджетных автомобилей (ВАЗ 2114) являются:

  • Отсутствие реакции на нажатие педали газа. Такой эффект в механических исполнениях бывает связан с обрывом тросика педали газа, его заеданием, вследствие засорения. На электронных версиях, которые стоят на моделях 2011 и 2012 годах выпуска этот признак связан с выходом из строя блока передачи данных (в этом случае на приборной панели должно появиться предупреждение о неисправности, а бортовой компьютер, если он есть должен выдать ошибку и ее код);
  • Проблемы с двигателем на холостом ходу. Еще одним признаком являются «плавающие» обороты, из-за чего соответственно двигатель не может получать оптимальную нагрузку, а водитель не может нормально двигаться;

На видео- неисправности дроссельной заслонки ваз 2114:

  • Зависание оборотов на определенной скорости во время переключения передач. Хотя такая проблема может заключаться не только в неисправности дроссельной заслонки, чаще всего признак находится в ней. Происходит это из-за засорения механического тросика педали газа или блока передачи информации (в электронной версии);
  • Также одним из признаков на автомобиле ВАЗ 2114 является выход из строя датчиков РХХ и ДПЗД. При неисправности данных датчиков на заслонку поступает неверная информация или не поступает вовсе. Также бортовой компьютер не имея данных о расходе воздуха и наличии в камерах сгорания воздушной смеси не может корректно оптимизировать работу двигателя.

Такие признаки распространены и характерны для всего бюджетного сегмента как при наличии механической заслонки, так и электронного блока.

Так в автомобиле Renault Logan признаками неисправности могут послужить те же причины, к которым может добавиться брак блока управления на первом поколении автомобиля как ее болезнь. В последующих версиях надежность блока была повышена и эта проблема как признак исчезла

Особенности работы

Подача воздушной смеси должна осуществляться дозированно, при большем усилии (нажатии) на педаль газа соответственно заслонка открывается на большую величину и количество смеси в более внушительном объеме поступает в камеру сгорания, тем самым активизируя процесс переработки бензина и увеличивая скорость и тяговые возможности автомобиля. Поэтому своевременный уход за данной деталью важен для корректной работы всех систем.

На видео- признаки неисправности дроссельной заслонки:

Электронное устройство

Современные автомобили в последние несколько лет оснащаются электронной дроссельной заслонкой. Функции на таком элементе лежат те же самые, однако устройство механизма несколько отличается по сложности и конструкции.

По сравнению со своим механическим аналогом такой узел имеет ряд существенных отличий:

  • Главным и самым значимым отличием является отсутствие тросика педали газа на электронном аналоге. В механическом устройстве этот тросик передавал импульс от нажатия педали акселератора напрямую к заслонке, и регулировал степень ее открытия. В электронном варианте на месте тросика установлен блок, и сигнал передается по системе датчиков, из-за чего электронная система получила название – электронная педаль газа (среди большинства владельцев старых автомобилей с механическим приводом заслонки такой вид педали пользуется дурной славой – так как владельцы считают ее реакцию достаточно медленной). Возможно, отсутствие тросика уменьшает реакцию на педаль газа, однако отсутствие тросика делает конструкцию достаточно надежной;

  • Наличие датчиков РХХ и ДПЗД. Такие датчики устанавливаются на все варианты инжекторных моделей, однако на рынке еще можно встретить автомобили без таковых с механическим приводом. У машин с электронным вариантом наличие таких датчиков в любом случае обязательно;
  • Наличие дополнительно электронного бока. Посредством данного блока в версии с электронной заслонкой вся информация о положении заслонки, команды на ее дополнительное открытие поступают в бортовой компьютер автомобиля и непосредственно влияют на отклик педали акселератора. Данный узел, находясь в подкапотном пространстве, подвергается усиленному воздействию окружающей среды и поэтому может со временем выйти из строя.

Снятие

Чистка дроссельного узла Лада Калина начинается с его демонтажа.

Примечание. Есть мнение, что снимать компонент необязательно. Это так, но в таком случае весь нагар польется в двигатель!

В первую очередь, нужно заглушить двигатель, дать ему остыть, после чего снять клемму с АКБ.

Затем откручиваются хомуты, фиксирующие шланги и патрубки:

  1. Маленькие – 4 ед.;
  2. Большой – 1 ед.

Отсоединяются штекера от двух датчиков – ДПДЗ и РХХ.

Снимается тросик акселератора.

Чтобы антифриз не вытекал, шланги нужно зафиксировать вверху. Кроме того, можно вставить в них болты М12.

В конце остается лишь открутить 2 гайки, используя головку на 13, и снять ДУ.

Е-газ (електронная педаль газа) и её адаптация

Первое, что нужно сделать при покупать данной машины, это поменять (я прошил мозги софтом от Ледокола) и все работает ровно.

Но есть одна проблема, е-газ довольно нежная штука, если машина по какой то причине заведётся раз на 4й-5й ( у меня этой причиной стали морозы -30) то работа е-газа сбивается, итог плавающие обороты с 800 до 1000, или того хуже машина просто будет глохнуть, либо работать на холостых с 2000 оборотов.

Теперь о том как это вылечить, то есть ПРОВЕСТИ АДАПТАЦИЮ Е-ГАЗА сайты облезть но подробного описания нет, поделюсь!

Есть 2 способа решения проблемы:

  1. Найти путного электрик и он адаптируем вам е-газ за 1000-2000р.
  2. Провести адаптацию самим!

Расскажу все по пунктам, если вы обнаружили, что обороты поплыли после, того как двигатель все таки завёлся допустим с 5 раза, то нужно:

  1. Не беспокоиться.
  2. Глушим авто, снимаем минусовую клемму и курим 3-4 мин.
  3. Одеваем клему обратно, садимся в машину и поворачиваем ключ зажигания, включились приборы, насос начал качать бенз, при этом ждём 40 сек, после чего заводим авто! Вероятнее всего ситуация будет та же! Готовимся к самому интересному! Непосредственной адаптации!
  4. Машина заведена, выезжаем на участок дороги где не мы ни нам никто не будет мешать!
  5. Трогаемся и включаем вторую передачу, жмем на педаль газа и раскручиваем до 4000 оборотов, а после отпускаем педаль газа (то есть тормозим двигателе с включённой передачей) и ждём когда обороты упадут до 1200-1000, и делаем тоже самое и того 6 раз.
  6. Паркуемся.
  7. Глушим машину.
  8. Снимаем минусовую клему, курим опять 3-4 мин, затем одеваем обратно.
  9. Садимая в авто, вставляем ключ, поворачиваем все работает, ждём 40 сек и заводим!

На тахометре 800, ничего не плавает, хозяин счастлив!

Свою машину адаптировал таким образом 3 раза, знакомых научил, не нарадуются.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]