Инструкция по замене заднего подшипника ступицы ВАЗ-2109


Задний подшипник ступицы – одно из самых слабых звеньев почти всех отечественных автомобилей.

И дело здесь не в низком качестве комплектующих (хотя, данный аспект также играет не последнюю роль), а в ужасных дорогах страны.

Следовательно, хороший водитель должен своевременно производить замену неисправного элемента. В противном случае это может привести не только к более серьезным затратам в будущем, но и к ДТП. Давайте же рассмотрим основные нюансы данной работы.

Признаки неисправности

Итак, замена заднего подшипника ступицы ваз 2109 может понадобиться:

  • при появлении шума (обычно проявляется в виде сильного гула) или стука в задней части вашего авто;
  • появления люфта в подшипнике.

Ступица заднего колеса ВАЗ 2109

.

В случае если у вас проявился один из вышеуказанных признаков, необходимо поочередно поднять задние колеса и убедиться в наличии или отсутствии неисправности:

  • хорошенько раскрутите каждое из вывешенных колес и послушайте, появляются ли при этом посторонние шумы. Наличие явного гула говорит о проблемах с подшипником;
  • обязательно проверьте наличие люфта (производится на вывешенном колесе). Для этого возьмитесь за верх колеса и подергайте его от себя и к себе. Если подшипник целый, то колесо люфтить не должно. В противном случае необходимо готовить себя к серьезной работе.

Бывают ситуации, когда времени на ремонт нет. Попробуйте слегка поджать гайку ступицы. Подобная хитрость порой помогает убрать люфт, но ненадолго. В дальнейшем все равно придется производить замену.

Строение

Деталь имеет довольно простое строение. Основные элементы:

  • внешний обод (служит для ввинчивания болтов);
  • внутренняя часть (для подшипников);
  • отверстия со шлицами (для шруса);
  • защитные колпачки;
  • датчик (его иногда включают в конструкцию).

Шрусы — это шарниры равных угловых скоростей, главная их задача — передача крутящего момента.

Обратите внимание! Набор крепежных элементов для этой детали — две гайки и одна шайба.

Ступицы разного назначения имеют различия в технических характеристиках. Ступицы для легковых машин имеют вид полого легкого цилиндра, а у «тяжеловесов» диаметр детали больше.

Чем опасно бездействие?

Неисправность заднего подшипника ступицы лучше не игнорировать по нескольким причинам:

  • во-первых, при наличии шума и гула ездить в автомобиле далеко не так приятно, как может показаться на первый взгляд. Чтобы избавиться от лишних звуков автолюбители готовы терпеть любые издержки;
  • во-вторых, игнорирование поломки подшипника может привести к необходимости замены всей стойки (что, естественно, влечет за собой более серьезные затраты);
  • в-третьих, неисправности ходовой системы опасны непредсказуемостью автомобиля на дороге и повышению вероятности ДТП. Следовательно, шутить с этим весьма нежелательно.

Как снять ступицу заднего колеса и установить новую

Порядок действий по замене выглядит так:

1. Авто устанавливается на подъемник. 2. Далее следует открутить гайки, снять суппорт. 3. Демонтировать шланг, тормозной диск, рычаг рулевого механизма. 4. Освободить ступицу от шаровых опор и снять крепеж стойки. 5. Установить новый подшипник, все детали «вернуть» на место.

Важно! Для диагностики можно обратиться в СТО, но по отзывам автовладельцев качество ремонта будет зависеть от ответственности и мастерства специалиста, поэтому в некоторых случаях починить деталь можно самостоятельно, но следует быть предельно внимательным.

Какой марки подшипник должен быть?

Чтобы замена задних ступичных подшипников ваз 2109 была как можно более долговечной, необходимо правильно выбрать деталь.

Итак, конструктивные особенности детали таковы – подшипник имеют закрытую форму (двухстороннее уплотнение). Тип — радиально-упорный, шариковый, двухрядный.

В продаже можно найти и роликовую версию – 537906. К ее особенностям стоит отнести меньшую скорость вращения и большую грузоподъемность.

Производятся подшипники на четырех заводах – на Саратовском подшипниковом заводе (SPZ), в Вологде (23 ГПЗ), Самаре (СПЗ-4), Курске (20 ГПЗ). К слову, в Курске подшипники уже не выпускаются.

Что касается качества, то лучшие – первые два варианта. Что касается Самары, то там производятся подшипники для любителей сэкономить (то есть высокого качества ожидать не стоит).

Номинальные параметры подшипника задней ступицы следующие: диаметр (внутренний – 30 мм, наружный – 60 мм), ширина – 37 мм, вес – 400 грамм, количество шариков – 28 штук.

Причины неполадок

Ступица — очень прочная деталь автодиска, поэтому поломки случаются редко. Но все же иногда происходит деформация запчасти. К тому же задняя ступица более износоустойчива в отличие от передней, так как меньше подвергается сильным нагрузкам.

«Дорожные факторы»

Попадающая влага и пыль со временем вытесняют смазку, и диск в результате избыточного трения начинает перегреваться.

Недостаточная смазка

Занимает первое место среди причин поломки этой запчасти.

Важно! Иногда ее причиной становится некачественный материал для смазки.

Чрезмерные нагрузки

В среднестатистической местности это маловероятно. Обычно встречается в гористых районах.

Сильный «затяг» крепежа

Часто бывает, что болты ввинчены до упора более чем надо — так происходит износ резьбы.

Важно! Если ступица и подшипник являются неразделимым соединением, то износ такой конструкции почти не грозит.

Необходимые инструменты

Для выполнения работы ничего необычного не требуется – большинство инструментов уже есть в гараже автолюбителя:

  • пассатижи (с их помощью необходимо будет демонтировать стопорные кольца);
  • торцевой ключ. Если есть весь набор – замечательно, но для данной работы особенно необходим номер «30»;
  • накидной ключ. Снова-таки можно использовать набор, но для работы достаточно и одного ключа на «12». Без него не получится снять направляющие штифты с тормозного барабана;
  • специальный съемник (необходим для выпрессовки подшипников);
  • из дополнительных инструментов может пригодиться молоток, небольшой деревянный брус, монтировка и зубило.

ТАБЛИЦА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

№ п/пПроизводительНомер каталожныйЦена 2022 год, рубКомплектация
Кольцо стопорноеГрязезащитный колпакКонтргайкаИнструкция
1VBF Россия2108-3104020500
2SPZ Россия2108-3104020520
3SKF ШвецияVKBA130719002++
4FAG Германия545312A600

Инструкция по замене подшипника

Чтобы быстро и безошибочно выполнить работу, следуйте таким рекомендациям:

Для начала снимите защитный колпачок и расконтрите ступицу заднего колеса (сделать это можно с помощью молотка и зубила).

Послабьте протяжку болтов на ступице и колесе. Учтите, что момент затяжки гайки ступицы весьма серьезный, поэтому нелишним будет увеличить «плечо» ключа дополнительной трубой.

Поставьте авто на первую скорость и зафиксируйте автомобиль (сделать это можно с помощью установки специальных «башмаков» под передние колеса). На ручной тормоз не ставьте.

Окончательно откручиваем все болты и снимаем заднее колесо.

Откручивайте направляющие штифты.

И демонтируйте тормозной барабан.

Если он не снимается, можно воспользоваться бруском (в роли прокладки) и молотком. Путем постукивания по нему, или прокручивая барабан можно с легкостью подорвать с «насиженного» места.

Теперь переходите к основной части. Полностью откручивайте гайку ступицы и снимайте ее с цапфы.

Если есть съемник, то используйте его.

Если же нет, то можно воспользоваться более простым методом.

Или использовать монтировку.

Верните колесо на месте, прикрутите его к ступице болтами (можно до конца не затягивать). После этого резко переместите его на себя (ступица должна сняться).

Учтите, что данная работа не всегда проходит гладко. В частности, на цапфе может остаться внутреннее кольцо подшипника. Если вам не повезло, то придется убирать его с помощью зубила и монтировки.

Или можно применить съемник.

Подшипник в ступице будет фиксировать специальное стопорное кольцо – снимайте его. Для этого можно использовать специальные пассатижи-съемники или обычную отвертку.

Теперь выдавливайте с помощью съемника подшипник из ступицы. Если съемника под рукой нет, то необходимо найти трубу с подходящим диаметром, поставить ее и бить до «победного».

Или так.

Очистите внутреннюю поверхность ступицы и хорошо смажьте ее.

Запрессовывайте новый подшипник. Здесь есть несколько вариантов – сделать работу с помощью съемника, тисков или же молотка и деревянной или металлической, как в нашем случае, проставки.

Возвращаем на место стопорное кольцо с помощью отвертки и пассатижей.

Производим монтаж ступицы на ось. Если не получается посадить деталь на место вручную, можно аккуратно подбивать подшипник с внутренней стороны.

Важные моменты

  • Предлагаемый выше способ замены ступичного подшипника считается самым лёгким, однако у него есть свои недостатки. Главный недостаток заключается в том, что при съёме кулаков неизбежно будет нарушен развал колёс автомобиля. Для того чтобы избежать нарушения развала, перед снятием поворотного кулака следует поставить пару меток (сделать это можно с помощью зубила, например). Первая метка показывает, в каком положении находился в стойке регулировочный болт. Вторая метка показывает, в каком положении находился поворотный кулак. Конечно, эти метки не позволят добиться точного первоначального развала колёс, однако отклонение от исходного развала при их использовании будет минимальным.
  • Новые ступичные подшипники практически никогда не садятся на место с первого раза даже с применением съёмника и тисков, так что их придётся «досаживать» вручную, то есть вбивать в кулак. Для этого потребуется обрезок стальной трубы (причём диаметр трубы должен в точности совпадать с диаметром внешнего кольца подшипника). Наставка устанавливается на кольцо, после чего по ней следует аккуратно ударить молотком. Кулак при этом должен лежать на ровной твёрдой поверхности, а наставка на подшипнике должна стоять точно, без перекосов.
  • Открутить гайку на 30, удерживающую ступичный подшипник, бывает тяжело. Именно поэтому на вороток торцового ключа лучше всего надеть длинную металлическую трубку и использовать её в качестве дополнительного рычага.
  • Очищать гнездо ступичного подшипника от ржавчины лучше всего с помощью металлической щётки. Если щётки нет, можно воспользоваться обычным кухонным ножом. Смазывать гнездо перед запрессовкой нового подшипника лучше не маслом, а солидолом.
  • Установив подшипник, следует проверить, правильно ли он «сел» на место. Самый простой способ проверки: после того как колесо поставлено, следует поднять машину домкратом чуть выше и слегка покачать колесо с новым подшипником (от себя и к себе). Колесо не должно болтаться. Если чувствуется люфт, значит, подшипник установлен плохо. Обязательно следует крутануть колесо как можно сильнее и послушать звук, который оно издаёт при вращении. Это должен быть очень тихий, однотонный гул. Если слышится какой-то скрип, или хуже того — щелчки, значит, подшипник установлен неправильно.

Как видно из статьи, замена ступичных подшипников — задача довольно трудоёмкая, даже с учётом того, что в статье приводится самый простой способ (альтернативный способ замены позволяет обойтись без снятия поворотных кулаков, но в этом случае автовладельцу обязательно потребуется смотровая яма, которая есть далеко не у всех). В предлагаемом выше способе яма не нужна, а главная трудность состоит в том, чтобы не нарушить развал колёс машины. Если развал всё-таки оказался нарушен, выход только один: ехать в ближайший автосервис и регулировать развал-схождение снова.

Виды

Существуют следующие виды ступиц:

  • ведущих неуправляемых колес;

Этот тип применим для заднеприводных авто, устанавливается на задние колеса.

  • ведомых неуправляемых;

Созданы для задних колес переднеприводных машин.

  • ведущих управляемых;

Применяются в передних колесах переднеприводных авто.

  • ведомых управляемых;

Такой вид нужен передним колесам машин с задним приводом.

Выбор запчастей

Для замены подшипника нам, естественно, потребуется сам подшипник и гайка крепления ступицы.

Они могут идти, как в комплекте, так и по отдельности. Замена подшипника допускается на одном колесе, но все же, лучше будет поменять на обоих колесах оси. Ниже в таблице приведены основные производители запчастей с указанием их каталожных номеров.

ПроизводительНомер по каталогу запчастей
LADA21083104020
ComplexCX 081
AUTOKIT01.280
Euroex2108-3104020
A.B.S.200068
FEBESTDAC30600037
BORG & BECKBWK468
CORAMCR001
BENDIX050841B
BREDA LORETTCR 2552
FIAT4178737
BREDAC171
CORTECO19017731
Finwhale2108-3104020
Marketoem2108-3104020
FINWHALEHB321
FIRST LINEFBK468
FLENNORFR891547
IPD309110
KAWEFR891547
Kemp77644281
LEMFOERDER2006801
LONGHO8751615_
LSA21083104020
SNRR17204
Mastersport2108-3104020
MEYLE2146330001
MGAKR3106
MOOGLA-WB-11604
SBS1401762312
NK762312
SCT GERMANYSCP 1307
OPTIMAL802658
SPIDAN26727
SKFVKBA 559
TRISCAN853070201
ZKL2108-3104020

Методика и алгоритм ремонтных работ

Замена ступицы или подшипника на автомобиле ВАЗ-2108 — это четкий технологический процесс, в котором придется соблюсти определенные процедуры. Первым этапом в процессе замены является подготовительный. Он необходим для того, чтобы правильно оценить предстоящий фронт работ, подготовить место и соответствующие инструменты.

  1. Домкрат. Чтобы замена проблемного узла состоялась, нужно для начала вывесить колесо, сняв с него нагрузку весом. Для этого транспортное средство поднимается домкратом. Если замена производится в условиях автосервиса или специально оборудованного гаража, то используют подъемником, который позволит поднять машину на комфортную высоту.
  2. Съемник. Замена ступицы или подшипника на автомобиле ВАЗ-2108 требует использования двух разных съемников, размеры которых — 3 и 6 см — соответствуют диаметрам обойм опоры вращения.
  3. Пассатижи.
  4. Ключи гаечные на 12 и 30.

При любых условиях замена опоры вращения начинается с демонтажа ступичного блока.

  1. Снимается переднее колесо со стороны дефектного узла. Для этого автомобиль фиксируется ручником, ослабляются крепежные болты. Затем уже на поднятом домкратом ВАЗ-2108 болты полностью откручиваются и колесо снимается.
  2. Снимается тормозной диск.
  3. Не до конца откручивается суппорт. Его придется закрепить в таком положении, например, проволокой.
  4. После этого, используя съемник, демонтируем ступицу вместе с подшипником.

Алгоритм дальнейших действий зависит от того, ремонт какого из двух узлов требуется. В любом случае придется впрессовывать подшипник, иначе манипуляции со ступицей невозможны. Сборка узла происходит в обратном порядке.

Диагностика авто ВАЗ 2108

Поверхностную диагностику сделать довольно легко. После долгой дороги, или после того как появились подозрительные звуки нужно дотронуться к диску колеса, из которого исходил стук. Колесо с поломанным подшипником будет очень большой температуры, до него нереально будет притронуться.

Для более детальной проверки вам понадобится подъемник. Если его нет, то можно воспользоваться обычным домкратом. Сначала снимите крепления с колеса, поскольку позже это сделать будет весьма проблематично. Поднимите ту часть машины марки ВАЗ 2108, которая вас беспокоит. Не забудьте подставить опоры, и упоры противооткатные под задние колеса. Дальше все еще проще, вам нужно взять двумя руками колесо, и с максимальной силой попробовать его покачать. Если стук повторится то это явный признак проблемы, а если звук пропадет при нажатии тормоза, то на вашем ВАЗ 2108 срочно нужно поменять подшипник ступицы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]