Замена ступичного подшипника: пошаговый процесс замены своими руками в домашних условиях заднего и переднего подшипника

  • ➡️ Виды конструкций ступичных узлов
  • ➡️ Полезные советы по эксплуатации подшипников
  • ➡️ Основные выводы руководства по замене задних ступичных подшипников
  • Задние ступичные подшипники автомобиля — это вид подшипниковой опоры, которая обеспечивает вращение заднего колеса авто и его жесткую фиксацию на оси. Сам подшипник расположен в ступице, к которой в свою очередь крепится колесо. Подшипники отличаются: конструкцией, размерами, техническими характеристиками.

    В данной статье рассмотрим такие вопросы:

    • Способы замены задних ступичных подшипников;
    • Причины и признаки неисправности;
    • Виды ступичных подшипниковых узлов, номера и размеры;
    • Советы по эксплуатации и замене.

    Для начала приведем 2 типовые схемы расположения деталей. На схеме слева неразборный ступичный узел с HUB-3 (подшипник 3-поколения) – справа HUB-1 (1-поколение).

    Основные признаки выхода из строя ступичного подшипника

    Различают следующие признаки, по которым можно распознать, что в ступичном подшипнике есть неисправность:

    • Возникновение колесного люфта, неважно какого – бокового или по оси. Такая проблема может сопровождаться либо неравномерностью износа шинного протектора, либо при движении прямо автомобиль постоянно уходит в сторону, либо руль начинает биться, как в случае с недостаточно правильной колесной балансировкой;
    • Наличие в области ступицы гудения (шума), изменяющего свою тональность в зависимости от того с какой скоростью движется машина. Такие звуки водители по неопытности могут относить к нарушениям в регулировки развала-схождения или приписывать их особенной реакции шинных протекторов.

    Как определить, что элемент пора менять?

    Основными признаками неисправности ступичного подшипника являются металлический гул и(или) люфт колеса в процессе движения. Последний критерий самому сложно заметить. Может помочь видео, сделанное из идущего сзади автомобиля.

    Для того чтобы водителю определить, где находится неисправность, нужно на скорости до 15 км/ч резко повернуть. Если шум исчезнет, сломался элемент с противоположной стороны. Для проверки рекомендуется сделать аналогичный поворот в другую сторону.

    Когда слышатся скрежет и хруст, шоферу рекомендуется остановиться. Это признак полного разрушения подшипника, в результате чего может отлететь колесо.

    В стационарных условиях неисправность определяется после установки автомобиля на подъемник. Отклонения на ведущих осях проверяются путем набора скорости до 70 км/ч и прослушивания гула возле каждого из колес. Если колесо не ведущее, его крутят руками и раскачивают. Люфт будет ощущаться.

    Правильная диагностика ступичного подшипника

    Последовательность действий должна соответствовать следующему алгоритму:

    • Колесо, подлежащее диагностике выводится, для того чтобы оно могло беспрепятственно совершать вращение. При этом машина либо ставится на подъемник, либо применяется исправный домкрат;
    • Колесо надо крутануть, чтобы стало понятно. Что его вращение свободно. Бывают случаи возникновения шумов, причиной которых является недостаточное растормаживание колеса, при этом по барабану или диску трутся колодезные колодки;
    • Надо покачать колесо, взяв его за оба края верхний и нижний как к себе, так и от себя. После чего процедура возобновляется, после того, как будет сделан разворот на девяносто градусов.

    При обнаружении люфта, начинается проверка того, как у ступицы затянуты гайки. Здесь пригодится с большим плечом вороток. Кроме того, что он рассчитан на приложение больших усилий, размер его торцевой головки считается наиболее подходящим.

    Понадобится также техническая спецификация на автомобильную технику с указанием момента затяжки на гайку для подшипника.

    Действия проводятся в следующей последовательности:

    • Гаечный колпачок для защиты снимается;
    • При наличии шплинта, его необходимо убрать;
    • За рулем помощник должен нажать на тормозное устройство, чтобы зафиксировать колесо;

    Подготовленным ключом делается проверка усилия затяжного момента. В случае соответствия спецификационным требованиям, но оставшимся люфтом, подшипник подлежит замене.

    Замена подшипника ступицы на передней оси

    Общий алгоритм одинаковый, за исключением особенностей в конструкции автомобиля:

    • Аккумуляторное устройство отключается;
    • Болты на колесе ослабляются;
    • При помощи подъемника или башмаков с домкратом поднимается колесо спереди;
    • Проводится сжимание защитного колпачка у ступичной гайки. Затем с приводного вала, конкретнее с резьбового колпака удаляется шланг;
    • После того, как помощник нажал на тормоз, отворачивается гайка на ступице;
    • Колесо снимается;
    • Отворачивается суппорт тормоза от крепежного места так, чтобы не повредить шланги. На кузове аккуратно закрепляется деталь проволокой. Шланги, при этом, должны остаться свободными;
    • Отключается разъем ABS-датчика;
    • Диск снимается после отвинчивания винтов;
    • Рулевой наконечник отсоединяется от стойки, затем то же самое проделывается с конусным наконечником;
    • Стойку надо немного потянуть на себя, чтобы извлечь из ступицы шлицевую часть;
    • Используя съемник, предстоит снять ступицу и подшипник с ней;
    • Новый комплект запрессовывается. Отдельно сделанный подшипник устанавливается не в старую ступицу, а в новую;

    Проведение сборки осуществляется в обратном порядке.

    Какой способ лучше

    Однозначно ответа нет, потому что каждый ремонт – частный случай. Все зависит от возраста автомобиля, мудрости владельца транспортного средства, его ответственности за техническое состояние машины. Если человек приобретал авто, чтобы покататься, к потом продать «замученного стального коня», то автомеханику придется достаточно долго трудиться над такой машиной, там практически все составляющие системы будут изношены. В этом случае подойдет второй или третий вариант. Идеальный ремонт машины выполняется в сжатые сроки, не требует дополнительных финансовых вливаний. Первый способ – самый профессиональный и эффективный – использует автомеханик и очень быстро вернет машину в эксплуатацию.

    Таким образом, мы обозначили три основных способа, как снять подшипник, но каждый умелец выбирает самый оптимальный, то есть тот, которые подходит больше всего в конкретном случае. Всем удачи в самостоятельном ремонте. Не уверены, тогда обратитесь к специалистам.

    Важной деталью ходовой части автомобиля является ступица колеса. Для ее свободного вращения на оси, в ней помещается подшипник. В процессе эксплуатации он снашивается и становиться необходима замена ступичного подшипника. Сигналом того, что ступичный подшипник изношен могут служить хруст, вибрация и отклонение автомобиля с курса при прямолинейном движении.

    Замена ступичного подшипника на задних колесах

    Операции проделываются такие же и в таком же порядке, как в случае с передними колесами.

    Отличается процесс следующим:

    • Рулевую тягу отсоединять не потребуется;
    • Отсутствует также необходимость в том, чтобы демонтировать ШРУС;
    • В случае применения пресса при наличии на машине рычажной подвески, проводиться будет не демонтаж стойки, а рычажное устройство со ступицей.

    Так что процедура на практике оказывается более простой для выполнения.

    Выбор ЗПС

    При выборе заднего ступичного подшипника следует ориентироваться на требуемые характеристики и производителей, которые сегодня выпускают подходящие для ВАЗ 2109 ЗПС.

    Начнем с характеристик. Выбор следует делать в пользу подшипников, имеющих следующие параметры.

    Характеристика Показатель
    Внутренний диаметр 30 миллиметров
    Наружный диаметр 60 миллиметров
    Ширина 37 миллиметров
    Масса 0,4 килограмма
    Диаметр шарика подшипника 9,525 миллиметров
    Количество шариков в подшипнике 28 штук

    Для задней ступицы используется шариковый, радиально-упорный, двухрядный подшипник закрытого типа.

    Теперь поговорим о производителях. Их есть несколько, каждый из которых имеет свои особенности.

    Производитель подшипника Особенности
    VBF от Волгоградского завода Автомобилисты считают этот завод подшипников достаточно надежным, проверенным. Важный плюс заключается в том, что подделки Волгоградского производителя на рынке — достаточно большая редкость
    Подшипники Саратовского завода — SPZ Близкий вариант к Волгоградскому заводу, который славится надежностью и имеет внушительную популярность среди владельцев отечественных автомобилей. Подделок немного больше
    SPZ 4 Это продукция того же Саратовского завода, только для бюджетных потребителей. Достаточно дешевые подшипники характеризуются меньшей долговечностью. В остальном серьезных нареканий на качество нет
    20 ГПЗ. Курский завод Сейчас встретить продукцию этого завода большая редкость, поскольку производило предприятие подшипники еще во времена СССР и некоторое время после прекращения его существования. Сегодня выпуск продукции не осуществляется, но изредка остатки подшипников можно встретить. Качество отменное (СССР, как ни как), однако остановка производства не позволит вам легко найти. Может, их уже и вовсе нигде нет

    Фото-инструкция по замене ступичного подшипника

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]