Год | Двигатель | Тип | Цвет | Срок эксплуатации | Рекомендуемые производители |
1987 | для всех | TL | синий | 2 года | Felix, Prompek, Speedol Super Antifriz, Sapfire, Тосол-40 |
1988 | для всех | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, AGA-L40, Sapfire, Тосол-40 |
1989 | для всех | TL | синий | 2 года | Аляска А-40М, AGA-L40, Sapfire |
1990 | для всех | TL | синий | 2 года | Felix, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Sapfire |
1991 | для всех | TL | синий | 2 года | Лукойл Супер А-40, Тосол-40, Speedol Super Antifriz, Sapfire |
1992 | для всех | TL | синий | 2 года | Тосол-40, AGA-L40, Speedol Super Antifriz, Anticongelante Gonher HD |
1993 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Лукойл Экстра, Aral Extra, Mobil Extra, Zerex G, EVOX Extra, Genantin Super |
1994 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Лукойл Экстра, Zerex G, Castrol NF, AWM, GlycoShell, Genantin Super |
1995 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Glysantin G 48, Havoline AFC, Nalcool NF 48, Zerex G |
1996 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Mobil Extra, Aral Extra, Nalcool NF 48, Лукойл Экстра, Castrol NF, GlycoShell |
1997 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | AWM, EVOX Extra, GlycoShell, Mobil Extra |
1998 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Havoline AFC, Aral Extra, Mobil Extra, Castrol NF, AWM |
1999 | для всех | G11 | зеленый | 3 года | Aral Extra, Genantin Super, G-Energy NF |
2000 | для всех | G12 | красный | 5 лет | GlasElf, AWM, MOTUL Ultra, G-Energy, Freecor |
2001 | для всех | G12 | красный | 5 лет | Castrol SF, G-Energy, Freecor, Лукойл Ультра, GlasElf |
2002 | для всех | G12 | красный | 5 лет | Freecor, AWM, MOTUL Ultra, Лукойл Ультра |
2003 | для всех | G12 | красный | 5 лет | Лукойл Ультра, Motorcraft, Chevron, AWM |
2004 | для всех | G12 | красный | 5 лет | MOTUL Ultra, MOTUL Ultra, G-Energy |
2005 | для всех | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, AWM, G-Energy, Лукойл Ультра, GlasElf |
2006 | для всех | G12+ | красный | 5 лет | Chevron, G-Energy, Freecor |
Для дизельных и бензиновых двигателей параметры будут — одинаковыми!
При покупке необходимо знать оттенок — Цвет и Тип антифриза, допустимый для года выпуска вашей 2109. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте — у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Для ВАЗ 2109 (1 поколение) 1987 г.в, с любым типом двигателя, подойдет — традиционный класс антифриза, тип TL или тосол с оттенками синего цвета. Примерный срок следующей замены которого составит — 2 года.
По возможности, сверьте выбранную жидкость на соответствие требованиям спецификаций производителя автомобиля и интервалы техобслуживания.
У каждого типа жидкости — свой цвет. Бывают редкие случаи, когда тип подкрашивается другим цветом. Цвет красного антифриза может быть от фиолетового до светлорозового (у зеленого и желтого теже принципы).
Для чего нужен антифриз
Во время работы мотора выделяется много тепла, которое необходимо отвести и сбросить в атмосферу через радиатор. Внутри двигателя расположены каналы, по которым движется теплоноситель (охлаждающая жидкость, ОЖ), отбирающий излишки тепловой энергии и доставляющий ее к радиатору. При этом он постоянно контактирует с деталями двигателя и системы охлаждения, изготовленными из различных материалов, поэтому должен быть химически инертным по отношению к ним.
Выбор антифриза для ВАЗ
Зимой, когда температура воздуха опускается ниже нуля градусов, вода, являющаяся основной любого антифриза, должна переходить в твердую форму, то есть превращаться в лед. Однако другие компоненты антифриза препятствуют такому развитию событий, поэтому температура замерзания охлаждающей жидкости гораздо ниже, чем у воды. Даже когда температура опускается ниже допустимой, антифриз превращается не в сплошной кусок льда, разрывающий двигатель изнутри, а в множество мелких шариков, что и защищает мотор от повреждений.
Грамотный выбор качественного антифриза для ВАЗ 21099
Здравствуйте! Машина ВАЗ 21099, был залит Felix голубой. Подскажите, пожалуйста, стоит ли менять на красный или зеленый (если это допустимо)? (Виктор)
Добрый день, Виктор. К вопросу выбора расходного материала всегда нужно подходить с особой ответственностью. Поэтому вы правильно сделали, что обратились за советами к нам. Мы проанализировали ваш вопрос и готовы дать несколько рекомендаций.
Основные характеристики антифриза
К основным характеристикам относят:
- температуру закипания;
- температуру замерзания;
- класс, определяющий состав и физико-химические свойства.
Температура закипания
Рабочая температура двигателей, которые устанавливают на переднеприводные автомобили ВАЗ, составляет 90–100 градусов, однако допустимо кратковременное повышение до значения 103 градуса. Поэтому температура закипания ОЖ должна хоть немного превышать максимально допустимую температуру двигателя, то есть быть выше отметки 105 градусов. Если же авто используют для транспортировки прицепа по горным дорогам, или различных гонок, то температура кипения охлаждающей жидкости должна составлять как минимум 110 градусов, потому что двигатель работает в тяжелом режиме и сильно греется.
Температура замерзания
Температура замерзания или кристаллизации ОЖ должна быть ниже ожидаемой минимальной (ночной) температуры зимой. Если же параметр охлаждающей жидкости окажется выше, то несмотря на кристаллизацию в форме шариков, возможно повреждение двигателя.
Класс антифриза
Класс антифриза показывает:
- его химический состав;
- физико-химическое влияние на детали двигателя и охлаждающей системы;
- срок службы.
Замена антифриза ВАЗ
Этот параметр маркируют буквой «G» и цифрами, которые обозначают класс охлаждающей жидкости, а также содержание в ней тех или иных реагентов, которые влияют на ее физико-химические свойства. Основу любого залитого в охлаждающую систему антифриза составляет вода, незамерзаемость обеспечивают этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин, а защищают мотор от воздействия ОЖ различные добавки, так называемые ингибиторы коррозии, которые и определяют класс продукта. Вот классы антифризов:
- G11 – антифриз на основе этиленгликоля, в качестве ингибиторов коррозии используют силикаты и соли различных неорганических кислот. Такая охлаждающая жидкость отличается невысокой теплопроводностью, ведь силикаты образуют на стенках каналов толстую накипь, которая и ухудшает отбор тепла от металлических деталей. Срок службы такого вещества составляет 1–2 года, после чего эффективность ингибиторов падает и антифриз начинает разрушать двигатель. К этому же классу относится разработанный в СССР Тосол.
- G12 – охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, а в качестве ингибиторов коррозии применяют соли алифатических карбоновых кислот (карбоксилаты), которые взаимодействуют с металлом только в очагах коррозии. Благодаря отсутствию толстого слоя накипи жидкость эффективней отводит тепло, а срок службы составляет 5–7 лет.
- G12+ – антифриз на основе этиленгликоля, а в качестве ингибиторов коррозии применяют силикаты и карбоксилаты в различных пропорциях, благодаря чему сочетают относительно невысокую стоимость, эффективность и долгий (4–6 лет) срок службы. Часть производителей называет такой антифриз гибридным.
- G12++ – вещество на основе этиленгликоля, содержит карбоксилаты и силикаты, но отличается высокой температурой кипения (135 градусов).
- G13 – антифриз на нетоксичной пропиленовой или глицериновой основе, ингибиторы коррозии – карбоксилаты и различные неорганические элементы, включая силикаты. Уступает G12++ по теплопередаче, а его цена заметно выше.
Необходимые принадлежности
Произведение операции по обслуживанию системы охлаждения мотора возможно при наличии не менее 8 литров специального состава. В сервисной книге специалистами Lada отображен перечень подходящих ОЖ:
- Тосол АМ;
- «ОЖК ЛЕНА»;
- «ЛЕНА-40»;
- Тосол А-40М;
- SPEKTROL ANTIFREEZE;
- AGIP ANTIFREEZE EXTRA;
- Glisantin G 03.
В роли приспособлений выступают рожковый ключ на «13», отвертка и тара для слива тосола объемом не менее 8 л.
Какой антифриз выбрать для автомобилей ВАЗ 2108–2115
Несмотря на то, что эти машины оснащали различными двигателями, лучше всего для них подходят антифризы классов G12, G12+ и G12++. Тосол и другие охлаждающие жидкости класса G11 можно заливать в автомобиль лишь если вы готовы менять его раз в два года и будете эксплуатировать транспортное средство без тяжелых нагрузок (щадящий режим).
Материал класса G13 не обеспечивает той же теплопередачи, которая свойственна жидкостям предыдущих классов, поэтому при соблюдении мер безопасности у него нет никаких преимуществ. Поэтому ответ на вопрос – какой заливать антифриз в машину ВАЗ 2114, зависит от тех целей, которые владелец ставит перед своим транспортным средством.
Помните: цвет никак не связан с классом антифриза, поэтому у одних производителей красная жидкость относится к G12+, а у других может быть присвоена даже G13 или G11. Поэтому смотрите на то, что написано на таре с ОЖ и указано в сертификате соответствия.
Как классифицируется охлаждающая жидкость
Если вы используете оригинальный тосол, синего цвета, тогда вы обеспечиваете системе надежную защищу от ржавчины и пены. Бывает данная жидкость и жёлтого цвета, но она совершенно не подходит к нашему автомобилю, она предназначена для сверхмощных моторов. Зелёный раствор отличается особой стойкостью к коррозии и высоким уровнем теплопроводности. Потому, этот продукт вам также подойдёт. Если вы ищите ОЖ, которая прослужит вам максимально много времени, тогда обратите внимание на жидкость красного цвета. Её можно не менять на протяжении пяти лет.
Менять или доливать после протечки системы охлаждения
Этот вопрос возникает, когда автовладелец или водитель обнаруживает лужу антифриза под машиной ВАЗ 2114 или любым другим автомобилем. Отличить разлитый антифриз от масла или бензина несложно – достаточно коснуться его пальцами и потереть их друг от друга, продукты перегонки нефти оставят на коже жирные следы. Если же вы не уверены, что разлито под машиной, конденсат кондиционера или ОЖ, коснитесь жидкости пальцем или тряпкой, затем посмотрите на ее цвет – конденсат является дистиллированной водой, поэтому бесцветен.
Помните: система охлаждения герметична, поэтому теплоноситель выходит из нее лишь при нарушении целостности двигателя или иных деталей. Если антифриз находится в салоне машины пятнашка (ВАЗ 2115), или разлит под ней, то ее системе охлаждения необходим срочный ремонт. Только после ее восстановления можно заливать новую жидкость.
Но когда такое происходит во время движения, без доливки жидкости не обойтись. И тут возникает вопрос, какой залить антифриз в машину ВАЗ 2114 (ну или любую другую), чтобы избежать неприятностей. Хорошо, если известен класс антифриза в системе охлаждения, тогда достаточно на ближайшей заправке или в автомагазине приобрести такую же жидкость.
Если же неизвестен класс ОЖ, то заливайте антифриз G12+, потому что он более совместим с веществами других классов. Но, долго ездить с такой смесью нельзя, потому что средства различных классов конфликтую друг с другом, что негативно влияет на состояние и ресурс двигателя. То есть можно доехать до места ремонта, а после устранения проблемы необходимо промыть систему охлаждения и залить жидкость подходящего класса.
Замена антифриза на ВАЗ
Если же у вас есть подозрение, что система охлаждения заполнена жидкостью G11, то смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля ВАЗ 2110 или любого другого можно только в самых экстренных случаях, чтобы доехать своим ходом до места ремонта.
Кроме того, после устранения протечки системы охлаждения, необходимо высушить салон автомобиля от антифриза ВАЗ 2114 или любой другой модели/марки.
Замена жидкости
Если предполагается перевести автомашину с тосола на антифриз по каким-либо причинам, то старую охлаждающую жидкость следует слить, выкрутив при этом пробки в блоке и в радиаторе. Стоит помнить, что это не поможет удалить весь объем ОЖ (а он стабильно равен 7,8 литра).
Для того, чтобы полностью очистить всю систему, следует залить ее обычной водой и проехать на автомашине около 30 километров, после чего заново все слить и уже залить антифриз. Само собой разумеется, что проводить эту процедуру можно только в теплое время года, но никак не на морозе.
Сразу следует сказать, что некоторые автомобилисты выполняют сами и советуют другим дополнительные процедуры по очистке системы от старой ОЖ — добавлять в дистиллированную воду уксус, ацетон и другие добавки. Проводить подобные операции категорически не рекомендуется. В лучшем случае — от них не будет никакой пользы, в худшем — они могут вызвать повреждение системы охлаждения.
Менять или доливать антифриз после закипания двигателя
Если закипает антифриз в машине ВАЗ 2114 или любой другой модели, то происходит следующее: вода, являющаяся теплоносителем, испаряется и превращается в пар, который поднимает давление в системе охлаждения мотора. Это приводит к выдавливанию части жидкости в расширительный бачок, а после его переполнения, на землю. Пар обладает гораздо меньшей способностью передавать и переносить тепло, поэтому сильно нагревается головка блока цилиндров (ГБЦ), что приводит к отвердению маслосъемных колпачков, из-за чего они уже не могут удерживать масло.
Кроме того, из-за резкого скачка температуры деформируется корпус головки, а также перегреваются гильзы цилиндров и верхняя часть блока. Если сразу же после закипания двигатель перевели в экономичный режим (2,5–3 тысячи оборотов без нагрузки), чтобы усилить циркуляцию остатков антифриза и охладить ГБЦ, то высока вероятность повреждения этой детали. В особо тяжелых случаях страдает даже блок цилиндров, то есть деформирует привалочную плоскость со стороны головки.
Как заменить антифриз ВАЗ
Если машина все же закипела, а возможности вызвать эвакуатор нет, то доливайте любую жидкость, можно смешивать антифриз с тосолом в системе охлаждения автомобиля ВАЗ 2114 или любой другой, ведь после достижения ближайшего автосервиса придется менять или капитально ремонтировать мотор. Поэтому лучше регулярно проверять состояние двигателя и своевременно менять ОЖ, ведь стоимость ремонта или замены силового агрегата составляет десятки тысяч рублей.
Помните: не важно, долили вы жидкость или полностью заменили в закипевшем моторе, это не устранит тех повреждений, которые он уже успел получить, поэтому без ремонта не обойтись. Если же пренебречь починкой, то в лучшем случае резко возрастет расход масла и бензина, а мощность мотора ощутимо упадет, а в худшем силовой агрегат загорится, после чего потушить машину будет крайне сложно.
Зачем нужно менять охлаждающую жидкость
Очень важно вовремя менять антифриз, ведь от этого зависит общее состояние вашего четырёхколёсного друга. Охладительная система должна быть всегда в порядке. Иначе начнутся более серьезные проблемы. Вплоть до полного прекращения функционирования двигателя. По опыту могу сказать, что тосол нужно менять по необходимости. Для этого периодически заглядывайте под капот и проверяйте уровень ОЖ. Очень важно использовать только высококачественные антифриз и того, никаких проблем не возникнет.
Как менять антифриз
Замена ОЖ своими руками доступна любому автовладельцу. Если вы решили сделать это самостоятельно, то поступайте так:
- Поставьте автомобиль на ровную площадку.
- Поддомкратьте переднюю часть машины и зафиксируйте подпорками.
- Снимите защиту двигателя.
- Опустите автомобиль на землю.
- На инжекторных ВАЗ 2110–2115 отсоедините от двигателя и отодвиньте модуль зажигания, потому что он закрывает доступ к сливной пробке блока.
- Поместите под машину (район капота) тазик объемом 8–10 л.
- Закройте генератор обрезком пластиковой бутылки или куском целлофана/полиэтилена, чтобы защитить от попадания жидкости.
- Открутите сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров.
- Открутите крышку расширительного бачка.
- Дождитесь окончания слива теплоносителя.
- Закрутите сливные пробки.
- Установите на место защиту и модуль зажигания.
- Заливайте антифриз в расширительный бачок небольшими порциями, ожидая, пока он заполнит двигатель и выдавит воздух.
На этом видео вы увидите весь процесс замены охлаждающей жидкости:
Если не подставить тазик под струю охлаждающей жидкости, то во время ее слива лужа антифриза под машиной ВАЗ 2114 появится обязательно, а учитывая токсичность большинства ОЖ, допускать такое нежелательно.
Чтобы залить антифриз в машину без воздушных пробок ВАЗ 2114 (или любую другую), нужно соблюдать особый порядок действий.
При неправильной заливке высок риск завоздушивания системы охлаждения, то есть часть каналов ГБЦ не заполнена ОЖ, а значит, деталь будет работать при постоянном перегреве. На карбюраторных моделях удалить лишний воздух несложно, для этого заведите мотор на 20–40 секунд, чтобы насос выгнал воздух, а затем долейте недостающую жидкость.
Что выбрать?
Сегодня при замене охлаждающей жидкости в автомобилях отечественного производства чаще всего упоминается тосол. Но помимо тосола также активно применяется антифриз для более современных автомобилей.
В системе охлаждения ВАЗ 2109 можно использовать антифриз, а не тосол.
- Все охлаждающие жидкости — это антифризы, а тосол — это охлаждающая жидкость, разработанная еще в советские времена в качестве альтернативы.для иностранного антифриза;
- Тосол — это просто название типа антифриза, более адаптированного к специфике эксплуатации автомобилей в нашей стране (тогда СССР);
- Цена более доступная по сравнению с другими охлаждающими жидкостями;
- Чаще используется отечественными автовладельцами
- В мире существует множество видов антифризов;
- Разница между ними — основа, цвет, состав и другие параметры;
- В состав антифриза входят специальные присадки, обеспечивающие эффективную работу системы охлаждения и продлевающие срок ее службы;
- Раствор антифриза дороже, что является наиболее частой причиной выбора раствора антифриза.
Разнообразие ассортимента
Рассматривая особенности каждого из представленных видов охлаждающих жидкостей, можно сделать определенные выводы:
- Если брать во внимание качественные характеристики, то он намного лучше антифриза.
- Антифриз более практичен, если рассматривать его адаптацию к нашим автомобилям. Его состав был разработан с учетом местного климата, качества автомобилей и дорожных условий.
- Тосол может спросить у любого встречного водителя, проезжающего на поломке его ВАЗ 2109.
- Свойства тосола достаточны для нормального функционирования СО.
Практика показывает, что нет смысла переплачивать за антифриз, чтобы заливать охлаждающую жидкость в систему охлаждения ВАЗ 2109.
Оборудование