В настоящее время очень хорошее развитие имеет автомобильный мир. Дело в том, что только так можно оставаться на плаву и получать хорошую прибыль от продаж. Это касается не только самих транспортных средств, но и простых агрегатов. К примеру, двигатель ВАЗ 2112.
В данной статье мы поговорим только про данную модель силового агрегата. Ведь он обладает множеством особенностей, которые присущи не только советскому времени, но и нынешнему.
Характеристики мотора 2112
Основной задачей конструкторов при создании ДВС 2112 было улучшить технические характеристики до возросших на то время мировых стандартов, поэтому была принята схема газораспределения с двумя распредвалами DOHC и четырехтактная схема двигателя с 16 клапанами. Для безопасности клапанов по умолчанию использовались поршни с проточкой, которые по идее не должны их гнуть при обрыве ремня ГРМ.
Конструкция 2112
Однако, если первые два конструкционных решения в двигателе не вызывают нареканий, то с поршнями произошла недоработка, которая не была исправлена конструкторами:
- глубины проточки 3 мм и толщины прокладки 1,3 мм оказалось недостаточно для хода клапана 7,5 мм;
- за счет «лишних» 1,8 мм поршень гнет клапана.
В последующих модификациях недостаток исправлен за счет установки поршней 21124 с глубиной проточки 5,5 мм. Базовый вариант мотора 21120 так и остался с дефектом, поэтому для двигателя характерны следующие эксплуатационные свойства:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 2112 |
Годы производства | 1998 – 2006 |
Объем | 1499 см3 (1,5 л) |
Мощность | 68,4 кВт (93 л. с.) |
Момент крутящий | 133,3 Нм (на 3400 об/мин) |
Вес | 120 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | электронный многоточечный |
Зажигание | отдельная катушка для каждой свечи |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | объединен с ресивером, модуль изготовлен из полимера |
Выпускной коллектор | приемная труба, объединенная с нейтрализатором |
Распредвал | 2 шт. |
Блок цилиндров | чугун, вес 28,8 кг |
Диаметр цилиндра | А класс – 82 – 82,01 мм B класс – 82,01 – 82,02 мм С класс – 82,02 – 82,03 мм D класс – 82,03 – 82,04 мм Е класс – 82,04 – 82,05 мм |
Поршни | проточка глубиной 3,5 мм |
Кольца | стальные 21083-1004029 или чугунные 21083-1000100-10 |
Диаметр поршня | А класс –81,94 – 81,95 мм В класс – 81,95 – 81,96 мм С класс – 81,96 – 81,97 мм D класс – 81,97 – 81,98 мм Е класс – 81,98 – 81,99 мм |
Коленвал | база от 21083, добавлен демпфер крутильных колебаний |
Количество подшипников коренных | 5 |
Ход поршня | 71 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 5,9 л/100 км смешанный цикл 7,5 л/100 км город – 9,4 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,5 л/1000 км |
Моторное масло для 2112 | 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40 |
Объем масла моторного | 3,5 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс мотора | заявленный 150000 км, реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | гидротолкатели |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Количество ОЖ | 7,8 л |
Помпа | с полимерной крыльчаткой |
Свечи на 2112 | BCPR6ES либо АУ17ДРВМ, длина резьбы 19 мм, диаметр 14 мм, ключ 16 мм |
Зазор между электродами свечи | 1,1 мм |
ГРМ | DOHC |
Ремень ГРМ | 136 зубов, ширина ремня 25,4 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | с обратным клапаном |
Маховик | 128 зубов высотой 10,1 мм, размер поверхности под сцепление 256,7 мм |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые, код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | давление в цилиндрах от 12 бар номинальное, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 30,7 – 39 Нм маховик – 61 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 31 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный) головка цилиндров – четыре стадии 20 Нм, 69 – 86 Нм + 90° + 90° |
Информация, какое масло использовать в ДВС, актуальна для владельцев, так как гидрокомпенсаторы клапанов чувствительны к качеству смазки, поэтому изготовителем рекомендовано для движков полусинтетика фирм Манол, Мобил, Лукойл, Шелл и ТНК.
В зависимости от сезона мануал рекомендует, какое масло лить в двигатель:
- зима – 5W30 либо 5W40;
- лето – 20W30 или 20W40;
- всесезонная смазка – 10W30.
Благодаря 5 типоразмерам ремкомплекта гильз цилиндров и диаметра поршней капитальный ремонт может производиться многократно, а мотор относится к «миллионникам».
Ремонтопригодность
ВАЗ-21120 подкупает простотой устройства и высокой ремонтопригодностью. Проблем с поиском запчастей не возникает. Их можно легко найти в любом специализированном магазине. Единственный «подводный риф» при приобретении нужных деталей – высокая возможность нарваться на подделку. Особенно контрафактными запчастями славится китайский производитель.
Чугунный блок цилиндров обеспечивает капитальный ремонт любой сложности. При этом восстанавливать двигатель можно в гаражных условиях. Автосервисы также с удовольствием берутся за ремонтные работы.
В целом ДВС ВАЗ-21120 получился не совсем удачным, но простота обслуживания и ремонта в большей степени компенсируют этот недостаток. Важно помнить, что от отношения автовладельца к двигателю зависит ресурс работы последнего.
Особенности конструкции
Поскольку руководство автоВАЗ привлекало к проектированию 16-клапанного ДВС специалистов Дженерал Моторс (ГРМ) и Порше (компоновка), двигатель 2112 обладает следующими конструктивными решениями:
- впускные клапана управляются кулачками собственного распредвала, для выпускных клапанов имеется отдельный распредвал;
- внутри ГБЦ проложены маслоканалы;
- плавающая посадка поршневого пальца;
- отверстия в блоке под дополнительное навесное оборудование;
- кованные стальные шатуны длиной 121 мм.
Капремонт 2112
Приятной особенностью для владельцев этих моторов стали гидротолкатели, избавляющие от периодической регулировки клапанов своими руками или на СТО.
Принцип действия гидротолкателей
Модификации ДВС
Благодаря наличию свободного пространства внутри блока и ГБЦ сразу после создания базовой версии двухвального 16-клапанного движка 2112 стали появляться его версии:
- 21124 – форсировка ДВС до 89 л. с. за счет объема 1,6 л;
- 21126 – модернизация мотора до мощности 98 л. с., объем 1.6 л;
- 21128 – максимальные объемы камер сгорания 1,8 л, увеличение мощности до 105 л. с.
В этих версиях не гнет клапаны, капремонт нужен значительно реже. Первая версия создавалась исключительно ради увеличении объема и соблюдения норм Евро-3. Заводской тюнинг произведен за счет увеличения высоты блока до 197,1 мм и увеличения хода поршня.
Во второй версии конструкторы попытались обеспечить максимальный эксплуатационный ресурс узлов. Для этого используется специальное хонингование цилиндров по методу Federal Mogul. Блок 21126 имеет серый цвет, а количество классов ремкомплектов поршней и гильз цилиндров снижено до трех с шагом 0,01 мм.
Версия 21128 изготавливается не АвтоВАЗом, а сторонним производителем ЗАО Супер-Авто. Характеристики движка значительно улучшены:
- объем 1,8 л;
- крутящий момент 162 Нм;
- мощность 75 кВт.
Цилиндры расточены на 0,5 мм (диаметр 82,5 мм), разработан оригинальный коленвал, обеспечивающий ход поршня 84 мм, ширина колец изменена до 2 мм (маслосъемное), 1,5 мм (компрессионное нижнее) и 1 мм (компрессионное верхнее). Проходное сечение дросселя увеличено до 51 мм, установлены форсунки Siemens повышенной производительности.
Существуют еще две модификации ДВС 2112:
- 21127 – создан в 2013 году, крутящий момент повышен до 148 Нм, объем до 1,6 л, мощность до 106 л. с.;
- 21179 – первый вариант в линейке производителей с объемом 1,8 л для Ларгуса и Весты.
ДВС 2127
ДВС 21179
В первой версии решена проблема плавающих оборотов за счет замены двумя датчиками ДТВ (температура воздуха) и ДАД (абсолютного давления) одного ДМРВ (массового расхода воздуха).
В моторе 21179 впервые применен фазовращатель, создавался он на базе 21126, поэтому условно считается модернизацией поколения 2112.
Фазовращатель 21179
История создания ВАЗ 21124
Инженеры АвтоВАЗа понимали, что к моменту массового выпуска отечественных автомобилей 10 поколения, силовые агрегаты восьмого и девятого поколения сильно устареют. Веяния времени мирового автомобилестроения требовали увеличения мощности и экологичности выпускаемых двигателей. Ведь европейские производители Volkswagen, Opel, Renault выпускали двигателя гораздо мощнее нежели отечественный АВТОВАЗ. Но кроме мощности европейские моторы были экономичнее и экологичнее. Перед инженерами АвтоВАЗа встала задача создать что-то подобное.
Для получения желаемого было несколько путей. Чтобы добиться чистоты выхлопных газов, было принято безоговорочное решение перейти на распределённый впрыск. Кроме чистоты выхлопа, это решение частично решало вопросы увеличения мощности и экономичности.
Для получения желаемой мощности, одного распределённого впрыска оказалось мало, решено было поднимать количество лошадиных сил, за счёт увеличения объёма двигателя. Объём 1.6 литра удалось получить увеличив хода поршня до 76.5 мм., что стало возможно после реконструкции высоты двигателя и использовании коленвала с большим кривошипом. Больше стал диаметр цилиндров, теперь он составляет 82 мм. Но и этой модернизации было не достаточно.
16-клапанная версия
Дальнейшее улучшение характеристик двигателя было возможно, при установке турбонаддува или переходе на головку БЦ, где количество клапанов увеличивалось вдвое.
- Первый вариант предполагал большие капиталовложения и множественные технологические нововведения.
- Второй вариант был менее затратным. Модернизации подвергалась только ГБЦ, остальные узлы и системы двигателя в больших технических изменениях не нуждались. Увеличение количества клапанов в два раза, улучшала наполняемость цилиндров горючей смесью. Это увеличивало крутящий момент и мощность почти на 15 процентов. В результате всех изменений 1.6 литровый двигатель имеющий инжекторное питание и 16-ти клапанную головку, смог развивать мощность до 90 л., сил.
Доработки от Porsche
Здесь нужно отметить, что отечественные конструкторы не имели опыта в проектировании сложных конструкций, которой являлась головка БЦ. Поэтому инженеры АвтоВАЗа пошли по накатанной дорожке, они обратились к известным специалистам немецкого концерна Porsche, которые в прошлом проектировали для АвтоВАЗа двигатель ВАЗ 2108.
Однако русские специалисты не сидели без дела и параллельно вели работы по созданию ГБЦ 16 V. В результате конструкция предложенная специалистами Porsche, нуждалась в прокладке очень сложной формы. Решить вопрос с созданием прокладки предложила фирма Elring из Германии. Цена вопроса, почти пол миллиона немецких марок, что конечно представителей АвтоВАЗа не устраивало. В результате вопрос с изобретением прокладки решили специалисты РТИ НТЦ за полторы тысячи Советских рублей.
При завершении проектирования ГБЦ 16 V, специалисты Porsche столкнулись с определёнными трудностями. Пришлось подключать узкопрофильных специалистов из Италии и Австралии. В конечном итоге ГБЦ 16 V созданная для 10 поколения двигателей Волжского автозавода получилась оригинальной и многонациональной, с уникальной конструкцией. При этом, первые двигателя, на которые устанавливалась эта ГБЦ, имели вставные колодцы. И лишь на двигателе ВАЗ 21124, в 2004 году, ГБЦ 16 V модернизированная русскими инженерами, получила литые свечные колодцы, как это изначально задумывалось на АвтоВАЗе.
Плюсы и минусы
Недоработана система охлаждения, а возможности мотора не использованы, даже наполовину:
- специалисты признают, что головка блока цилиндров 2112 имеет безупречную конструкцию впускного и выпускного тракта;
- однако производитель комплектует ее клапанами малого диаметра от предыдущих вариантов ДВС, используя возможности мотора на 35 – 40% максимум.
Недостаточный диаметр клапанов
В то же время увеличить мощность собственными силами можно – нужно аккуратно расточить отверстия, не повредив перегородку, а затем подобрать пружины и облегченные клапана, скомпоновать их внутри ГБЦ.
Описание
Силовой агрегат может быть установлен на многие модели отечественного производства. Такую особенность можно отнести к очень большому плюсу, что не удивительно. Ведь в случае поломки некоторые детали можно спокойно заменить, взяв их с другого транспортного средства.
Стоит отметить, что в основе данного агрегата лежит всем известный двигатель ВАЗ 21128, произведенный еще в советское время. Конструкторы заявляют, что технический потенциал и геометрические размеры практически ничем не отличаются.
Во время конструирования силового агрегата были применены зарубежные технологии от таких компаний, как Porshe и General motors. Если говорить подробно, то вместе с сотрудниками Моторс была выпущена совершенно новая система распределительного впрыска топливовоздушной смеси. Благодаря такому ходу удалось получить высокую экономичность и экологическую безопасность. Данные факторы очень важны для современного автомобильного мира.
Конечно, двигатель ВАЗ 2112 имеет и недостатки:
- В основном они связаны с недостаточной мощностью на малых оборотах. Специалисты говорят, что силовой агрегат раскрывается только после 3 500 оборотов в минуту. Из этого следует, что мотор не подойдет всем тем, кто любит высокую мощность и скорость.
- Также агрегат имеет слабый ременной привод и постоянно гнущиеся клапаны во время обрыва.
В каких авто использовался?
С конвейера завода производителя сошли всего три модели ВАЗ, использующие мотор 2112:
- 21103 – седан;
- 21113 – универсал;
- 2112 – седан, версия GLI люкс и Стандарт.
ВАЗ-2112
Поскольку характеристики двигателя 21124 и ДВС 21128 не слишком отличаются от оригинала, его монтировали на те же самые ВАЗ Лада. Модификацией мотора 21126 оснащались исключительно Приоры.
Надежность
Несмотря на множество нововведений ВАЗ-21120 в итоге получился не очень удачным. Проблемы с системой зажигания, недоработанная ЦПГ и другие неисправности постоянно преследовали этот мотор.
Тем не менее, при грамотной, щадящей эксплуатации и своевременном обслуживании двигатель выхаживал свой заявленный ресурс, порой даже значительно превышая его.
Имеются данные, что пробег двигателя доходил до 400 тыс. км. При этом все автовладельцы заостряли внимание на своевременной замене масла.
Техобслуживание
Эргономичное устройство ДВС позволяет обслуживать двигатель 2112 со следующей периодичностью:
Объект техобслуживания | Время, год или пробег, 10000 км (что наступает раньше) |
Ремень ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 /20000 км |
Зазор в клапане | 2 /20000 км |
Вентиляция картера | 2 /20000 км |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 /20000 км |
Топливопровод и крышка бака | 2 /40000 км |
Масло моторное | 1 /10000 км |
Фильтр масляный | 1/10000 км |
Фильтр воздушный | 1 – 2/40000 км |
Фильтр топливный | 4 /20000 км |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 /40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 /20000 км |
Датчик кислородный | 1,5/100000 км |
Свеча зажигания | 1 – 2 /20000 км |
Коллектор выпускной | 2/40000 км |
В отличие от охлаждающей жидкости масло частично оседает на стенках каналов смазки, поэтому при объеме 3,5 л реально требуется 3,2 л полусинтетического продукта.
Обслуживание
В данную группу входит не только замена моторного масла, но и регулировка клапанов.
Первым делом стоит сказать про ВАЗ 2112 замена масла которого должна выполняться каждые 15 000 километров пробега. Конечно, если вы замените его чуть раньше или чуть позже, то ничего страшного. Главное, не забывать про это дело, чтобы двигатель 2112 не голодал и не выходил из строя.
Замена масла
Для замены потребуется немного инструментов и специальная емкость для старого масла.
Порядок действий при сливе старого масла:
- Открутить специальную пробку, которая расположена под силовым агрегатом. Для этого можно использовать ключ на 17 или просто руки.
- Сливать нужно очень осторожно, чтобы масло не попало на пол и вашу кожу, так как оно очень горячее. В случае неосторожности можно получить серьёзный ожог и другие неприятности.
- После откручивания следует протереть поддон картера и сам 2112 двигатель. Это нужно для того, чтобы все было чисто. Заворачиваем пробку и идем дальше.
- Отворачиваем масляный фильтр, расположенный под капотом автомобиля. Это действие следует проделывать при помощи специальной отвертки или съемника.
- После этого можно промазать прокладку нового фильтра маслом и завернуть последний на штуцер. Нужно очень внимательно следить за прикладываемой силой, чтобы не повредить резьбу.
Порядок действий при заливке:
- Снимаем крышку с заливной горловины;
- Берем качественное масло и заливаем его в количестве 3,4 литра. Следует очень внимательно следить за уровнем, чтобы двигатель ВАЗ 21128 получил свое количество специальной жидкости;
- После всего этого можно завести силовой агрегат и дать ему поработать в течение нескольких минут. Это нужно для того, чтобы масло прошло по всем системам и создало защитную пленку. Далее заглушаем агрегат и проверяем уровень масла.
- Если необходимо долить, то доливаем;
- Также следует посмотреть на приборную панель. Если двигатель ВАЗ 21128 работает стабильно, то на ней не должно гореть лампочки check engine.
Регулировка клапанов
Теперь можно перейти к самому сложному и интересному. Дело в том, что регулирование 16 клапанного агрегата дело не самое простое, нужен специальный опыт.
Сейчас существует два способа регулировки: при помощи прибора и без него.
Первым делом разберем технологию с применением прибора:
- Следует открыть крышку клапанного механизма и снять кожух с ремня газораспределительного механизма;
- Установить специальный прибор, предназначенный урегулировать 8 и 16 клапанный механизм;
- Выставить необходимые метки на коленвале и распредвале. Это нужно для того, чтобы правильно отрегулировать клапана. Проверяем натяжение ремня ГРМ. В случае необходимости затягиваем его и проворачиваем распределительный вал на несколько зубьев по часовой стрелке;
- Проверяем зазор при помощи щупа;
- Отворачиваем шайбу и смотрим, что на ней обозначено. Далее покупаем готовый комплект шайб и устанавливаем их вместо старой.
Без прибора:
- Первым делом необходимо снять крышку клапанов;
- Поднять одно из колес при помощи домкрата;
- Определяем, где находятся впускные и выпускные клапаны;
- Поворачиваем колесо до тех пор, пока одно из колен коленчатого вала не окажется сверху. Замеряем зазор первого клапана;
- Далее нужно просчитать, какая шайба понадобится в данном случае. Данное действие необходимо и тогда, когда будут делать тюнинг двигателя ВАЗ 2112.
Просчитывать толщину шайбы можно по специальной формуле:
- Н = В+(А–С), мм,
- где А – замеренный зазор;
- В – толщина снятой шайбы;
- С – номинальный зазор;
- Н – толщина новой шайбы.
Вот таблица, которая поможет в регулировке клапанов ВАЗ 2112 тюнинг двигателя:
УГОЛ, НА КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ ПОВОРАЧИВАТЬ КОЛЕНВАЛ | КУЛАЧКИ | |
ВЫПУСКНОЙ | ВПУСКНОЙ | |
40-50 | 1 | 3 |
220-230 | 5 | 8 |
400-410 | 8 | 6 |
580-590 | 4 | 7 |
Все это позволяет избавиться от троения силового агрегата.
Неисправности: причины, устранение
Имеет мотор 2112 следующие слабые стороны в своей конструкции:
Поломка | Причина | Ремонт |
Обрыв ременного привода ГРМ, загиб клапанов | 1)износ валов 2)протечки сальников валов; 3)протечки помпы | диагностика, замена расходников и выработавших ресурс деталей |
«Троение» | 1)проблемы зажигания 2)низкая компрессия | 1)замена свечей, проводов и катушек комплектом 2)восстановление компрессии |
Плавающие обороты | 1)нагар на дроссельной заслонке 2)отказ РХХ, ДПДЗ, ДПКВ, ДМРВ | 1)очистка заслонки 2)замена датчика |
Стук | 1)гидрокомпенсаторы 2)поршни 3)подшипники коренные 4)вкладыши шатунные | регулировка или замена |
Причину вибраций ДВС самостоятельно определить очень сложно, так как необходимо специальное оборудование.
Другие отличия
Движки отличаются также конструктивным исполнением «вдоха». 120-й впуск состоит из двух алюминиевых деталей: коллектора («рога») и ресивера, соединенных между собой резиновыми гофрами. Агрегат 21124 «украшает» впускная система, выполненная из пластика и состоящая из единой детали.
По-разному устроена система зажигания. ВАЗ 2112 оснащен модулем распределителя зажигания, а на 21124 для каждого цилиндра установлены индивидуальные катушки. В связи с различиями систем впуска и зажигания отличаются между собой и клапанные крышки.
1,6-литровый агрегат имеет еще некоторые отличия от собрата: регулятор давления перенесен с топливной рампы в насос, катализатор расположен непосредственно у ГБЦ, имеется 2 датчика кислорода (Евро-3) вместо одного (Евро-2) у 1,5 литрового. Раздельная конструкция кожуха ГРМ упрощает замену зубчатого ремня.
Часто спрашивают: где находится заводской номер двигателя на ВАЗ 2112? И действительно, номер, расположенный под воздушным фильтром, обнаружить довольно трудно. Находится он на заднем торце БЦ, под корпусом термостата. Чтобы найти нужные цифры, требуется освободить крепление воздушного фильтра и несколько отклонить его в сторону.
Если коррозия не позволяет прочитать порядковое обозначение, следует прибегнуть к помощи мелкой абразивной шкурки, а затем промыть площадку жидкостью WD-40.
Тюнинг ДВС
Прежде, чем производить тюнинг, следует учесть нюансы конструкции, которые имеет двигатель 2112:
- чипование в данном случае бесполезно;
- поставить распредвал Стольников 8.9, СТИ-2 или СТИ-3.1;
- заменить дроссель на 54 – 56 мм;
- смонтировать выпускной тракт с пауком 4/2/1.
Распредвал Стольников
Таким образом, ДВС 2112 является 5 поколением моторов АвтоВАЗ с четырехтактным циклом. В базовом варианте недоработана конструкция (гнет клапаны), в модификациях эта ошибка исправлена.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Технические данные ВАЗ 21124
ВАЗ 21124 — четырёхтактный бензиновый двигатель, имеющий инжекторную систему питания. Четыре цилиндра ДВС расположены в один ряд. Расположение в моторном отсеке поперечное. Материал изготовления БЦ — высоко прочный чугун.
- Система газораспределения имеет два распредвала и 16 клапанов, по 4 на отдельно взятый цилиндр.
- Точный объём двигателя 1599 куб., см.
- Поршень имеет длину хода 75.6 миллиметров., а его диаметр 82 мм.
- Крутящий момент ДВС 21124 при 3700 оборотов мин., составляет 131 Нм. Мощность данного ДВС 89л., сил. Степень сжатия 21124 — 10.3:1.