ДМРВ является специальным датчиком, отслеживающим массовый расход силовой установкой воздуха. Где находится этот контролирующий прибор? В топливной системе мотора, а точнее, непосредственно во впускающем тракте. Его называют специалисты самым важным элементом, обеспечивающим правильный впрыск горючего в двигатель. Этот датчик, как и любой другой узел, может выходить из строя.
В данной статье рассказывается о том, как на ВАЗ-2115 функционирует датчик ДМРВ, и о возможных проблемах, возникающих при его отказе. Поведаем мы и о путях их устранения.
Принцип работы датчика дмрв ВАЗ 2114, 2113, 2115
ДМРВ 2114, 2113, 2115 (термоанемометрического образца) содержит ощущаемую часть, тоненькую сетку (диафрагма) на базе кремния, размещенную в течении поступающего воздуха. На сеточке находится подогреваемый резистор и два тепловых сенсора, расположенных впереди подогреваемого резистора и после него.
Принцип работы дмрв состоит в разных показаниях двух температурных сенсоров, один из которых распологается перед нагревательным резистором, а втрой за ним. Сам нагревательный резистор расположен на тонкой сетке (мембране) на базе кремния, смонтированной в потоке проходящего воздуха через дмрв хетчбека ваз 2114, 2113, 2115 модели 21083-1130010. Во время работы двигателя прохождящий поток воздуха охлаждает часть сетки, расположенной перед нагревательным резистором. От этого нагревательный датчик, расположенный перед нагревательным резистором, охлаждается. А температурный датчик, находящийся за нагревательным резистором остается теплым за счет подогретого потока воздуха. Дифференциальный импульс этих двух температурных датчиков дает возможность выработки характеристической кривой, зависящий от размера прошедшего воздуха через ДМРВ. Импульс создаваемый датчиком измерения воздуха — аналоговый. Сигнал дмрв представляет собой напряжение постоянного тока, меняющееся в интервале от 1 до 5 В. Его размер зависит от количества воздуха, прошедшего через него. ЭБУ, получив сигнал от дмрв ваз 2114, 2113, 2115, модели .21083-1130010, используя свои таблицы данных, расчитывает продолжительность времени открытия топливных форсунок. Продолжительность импульса открытия топливных форсунок соответствует параметрам большого потребление воздуха
Важно ! Различные схемы автомобиля ВАЗ 2114
Принцип действия ДМРВ
В основе датчика – платиновая проволока толщиной всего лишь 70 микрометров. Она скрыта в особой тубе, находящейся перед заслонкой дросселя. Когда воздух на нее попадает, проволока охлаждается. Для восстановления нормальной температуры по ней проходит определенный заряд электричества, по величине его ЭБУ, и узнает, сколько именно нужного мотору топлива в данный момент.
В связи с тем, что воздух поступает непосредственно из атмосферы, на проволоке регулярно оседает грязь. Именно она в большинстве своем способствует тому, что датчик приходит в негодность. В последних моделях ДМРВ, впрочем, имеется система автоматической очистки.
Существенный недостаток описанной конструкции – это неприспособленность к ремонту. В результате рано или поздно, но расход денег становится неизбежным.
Устройство датчика массовго расхода воздуха
Номер позиции | Расшифровка позиции на рисунке дмрв ваз 2114, 2113, 2115 |
1 | Корпус |
2 | Соединительный разъем |
3 | дмрв ваз 2114, 2113, 2115 |
4 | Схема MAF |
5 | Металлический экран |
6 | Воздушный дефлектор |
7 | Поток входящего воздуха |
Технические характеристики дмрв ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 21083-1130010-01
ДМРВ 2114, 2113, 2115 модели 21083-1130010-01 имеет следующие технические характеристики:
- Диапазон измерения массового расхода воздуха — от 8 до 550 кг/ч;
- Погрешность измерения расхода воздуха нового дмрв ваз 2114 — +/- 2,5%;
- Величина выходного сигнала при измерении диапазона расхода от 0 до 100% — от 0,05 до 5 В;
- Питание датчика осуществляется от бортовой сети автомобиля с номинальным напряжением — 12 В;
- Диапазон изменения напряжения питания — от 7,5 до 16 В;
- Потребляемый ток (при напряжении питания от 7,5 до 16 В) — 0,5 А;
- Диапазон рабочих температур — от -45град. до +120град. С;
- Наработка на отказ, не менее — 3000 ч;
- Вес (брутто): 0,3 кг;
- Габаритные размеры упаковки: 135х125х113 мм.
Замена
Замена датчика производится довольно просто, для этого потребуется лишь, ключик на 10 мм и крестовая отвертка.
- Снимаем разъем с датчика;
- Ослабляем хомут крепления гофры к датчику;
- Откручиваем два болта с помощью ключа на 10 мм;
- Снимаем датчик;
- Сборку производим в обратном порядке;
Процесс замены завершен, после данной процедуры Ваш автомобиль должен поехать как новый.
Место установки ДМРВ на ВАЗ 2114, 2113, 2115
ДМРВ ваз 2114, 2113, 2115 8 клапанов крепится к коропусу воздушного фильтра, с одной стороны и к гибкому резиновому патрубку, сдругой стороны. Он расположен между отмосферным фильтром и дроссельным устройством,
№ позиции | Расшифровка позиции на схеме |
1 | точка крепления датчика коленвала (в приливе блока цилиндров) |
2 | распылители |
3 | ддз и регулятор свободного хода (расположены на корпусе воздушной заслонки) |
4 | дпрв |
5 | ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115 |
6 | клапан проветривания адсорбера |
7 | дтож |
8 | модуль (саленоид) поджигания |
9 | свечи поджигания с надетыми на них колпачками высоковольтных проводов |
10 | дд |
Важно ! Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 2112-3851010 Он так же, как и датчик коленвала, очень сильно влияет на пуск и работу двигателя автомобиля ВАЗ 2114, 2113, 2115
Причины появления неисправностей
В 90% случаев это загрязнение чувствительных сенсоров.
- некачественный (не сертифицированный), или неправильно установленный воздушный фильтр, пропускает пыль в измерительный канал ДМРВ;
- при эксплуатации автомобиля в сырую погоду или при проезде лужи, во впускной коллектор могут попасть капельки воды;
- если система вентиляции картерных газов не работает (повреждены шланги, сломан клапан), в трубу воздуховода попадают капли масла.
Загрязненный датчик можно почистить или даже промыть.
Важно! Не допускается механическое воздействие (кисти, ватные палочки) и применение агрессивных средств (ацетон, бензин).
При небольшом количестве грязи достаточно продувки сжатым воздухом. Если воздушная «атака» не помогла, воспользуйтесь специальным средством для аэрозольной чистки карбюраторов и ДМРВ.
Перед обратной установкой необходимо дать расходомеру просохнуть на открытом воздухе.
Схемы подключения дмрв ВАЗ 2114, 2113, 2115 8 клапанов
В зависимости от модели установленного контроллера дмрв автомобиля ВАЗ 2114, 2113, 2115 8 клапанов имеет различные варианты подключения:
- 1. Схема подключения дмрв с ЭБУ BOSCH М1.5.4, М1.5.4N, Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2, VS 5.1 (* — для режимов распределенного дозирования горючего с ЭБУ 2111-1411020-60,-61,-62 взамен клеммы «30» ЭБУ применяется клемма «48»).
- Клемма «1» — пустая;
- Клемма «3» — к контакту 30(48) контроллера;
- Контакт «4» — к клемме 12 ЭБУ;
- Клемма «5» — к контакту 7 контроллера.
Контакт «2» — к главному реле и датчику скорости;
- Вывод «1» — к контакту 44 ЭБУ;
Контакт «2» — к главному реле и датчику скорости;
Проверка
Проверка производиться в 2 этапа: первый – визуальный осмотр, второй – проверка с помощью прибора (мультиметр или компьютерная диагностика). Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Первый этап (визуальная проверка)
Для этого необходимо снять ДМРВ и осмотреть его.
Осмотр включает в себя проверку:
- Целостности контактов на разъеме;
- Чистоту внутри датчика;
- Целостность чувствительного элемента внутри датчика;
- Отсутствие трещин и сколов на корпусе;
Если каких-либо повреждений не обнаружено, можно приступать ко второму этапу проверки.
Второй этап (проверка прибором)
Для проведения проверки прибором можно использовать компьютерную диагностику или мультметр. В большинстве случаев провести диагностику датчика помогает сканер ЕЛМ327 и программа «OpenDiag» данную программу достаточно установить на смартфон и через Bluetooth подключиться к сканеру, после чего по каналам АЦП можно проверить состояние датчика.
Проверку так же можно осуществить с помощью мультиметра, как это сделать подробно рассказывается на видео.
Применяемость датчика массового расхода воздуха в зависимости от контроллера
Таблица применения различных моделей ДМРВ 2114, 2113, 2115 в зависимости от марки контроллера | ||||||||||||
Наименование детали | Модель дмрв ваз 2114, 2113, 2115 | Наименование контроллера | ||||||||||
GM | Январь 4.1 | М 1.5.4 | МР7.0Н | М1.5.4, Я 5.1.1, Я 5.1.2, VS 5.1 | M 1.5.4N, Я 5.1, VS 5.1 | МР 7.0Н, ЕВРО 3 | ||||||
8 кл. | 8 кл | 16 кл. | 8 кл | 8 кл | 8 кл | 16 кл. | 8 кл | 16 кл. | 8 кл. | 16 кл. | ||
ДМРВ 2114, 2113, 2115 | ||||||||||||
2112-1130010 2112-1130010-01* | + | + | + | — | — | — | — | — | — | — | — | |
21083-1130010-01 | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — | |
21083-1130010-10 | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + |
Примечание: * — изделия производства фирмы GM; расположение двух и более номеров в одной строке указывает на их взаимозаменяемость.
Важно ! Моменты затяжки ВАЗ 2114
Распиновка дмрв ВАЗ 2114, 2113, 2115
На авто ВАЗ 2114, 2113, 2115 устанавливался двигатель ВАЗ 2111 (l,5i) и ВАЗ 11183 (l,6i). На этих моторах различные способы подключения дмрв и поэтому немного разная рапиновка. Варианты распиновки датчика массового расхода воздуха представлены внизу.
Распиновка ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115 для двигателя ВАЗ 11183 (l,6i):
- — сигнал датчика температуры;
- — + 12 В;
- — масса;
- — + 5 В
- — сигнал ДМРВ.
Распиновка ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115 для двигателя ВАЗ 2111 (l,5i):
- — ;
- — + 12 В;
- — масса;
- — + 5 В
- — сигнал ДМРВ.
Неисправности датчика ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115
Признак неисправности дмрв ваз 2114, 2113, 2115 на моторе | Сигнал неисправности | Способ устранения |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу | Загорается лампа «Проверьте двигатель». Неисправность характерна для датчика частотного типа (Система с контроллером GM или Январь-4). Лампа «Проверьте двигатель может не гореть. | Неисправный дмрв замените. Доехать до места ремонта можно, отсоединив от датчика разьем (при этом обороты двигателя возрастут приблизительно до 2000 мин-1 |
Высокие обороты холостого хода | Загорается лампа «Проверьте двигатель». Проверьте датчики и цепи автотестером. | Неисправный датчик замените. Обеспечьте контакт в электрических цепях.. |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля. | Как правило, горит лампа «Проверьте двигатель». При обрыве в цепи или дмрв обороты двигателя не опускаются ниже 2000 мин-1. Автомобиль плохо разгоняется при нажатии педали газа. | Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправный ДМРВ 2114, 2113, 2115. |
Повышенный расход топлива | Как правило, горит лампа «Проверьте двигатель». При обрыве в цепи или дмрв обороты двигателя не опускаются ниже 2000 мин-1.Автомобиль плохо разгоняется при нажатии педали газа. | Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправный измеритель воздуха. |
Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах | Как правило, горит лампа «Проверьте двигатель». При обрыве в цепи или дмрв обороты двигателя не опускаются ниже 2000 мин-1. Автомобиль плохо разгоняется при нажатии педали газа. | Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправный датчик измерения воздуха. |
Проверка и ремонт в домашних условиях
Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитудных и частотных ДМРВ.
Способ №1 — отключение расходомера воздуха
Способ состоит в отключении датчика от топливной системы машины и проверки работоспособности системы без него. Для этого нужно отключить прибор от разъема и завести мотор. Без ДМРВ контроллер получает сигнал переходить в аварийный режим работы. Он готовит воздушно-топливную смесь лишь исходя из положения дроссельной заслонки. Если машина движется «резвее», не глохнет, значит, прибор неисправен и требуется его ремонт или замена.
Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления
Если штатную прошивку изменили, то неизвестно, какая реакция контроллера в ней прошита на случай аварийной ситуации. В этом случае под упор дроссельной заслонки нужно попытаться засунуть пластину толщиной 1мм. Обороты должны увеличиться. Теперь нужно выдернуть фишку с расходомера воздуха. Если силовой агрегат будет продолжать работать, то причина неисправности — прошивка.
Способ №3 — установка исправного датчика
Установить заведомо исправную деталь и завести двигатель. Если после замены он стал работать лучше, мотор не глохнет, то требуется замена или ремонт устройства.
Способ №4 — визуальный осмотр
Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающей гофру воздухосборника. Затем нужно отсоединить гофру и осмотреть внутренние поверхности гофры воздухосборника и датчика.
Осмотр гофры воздуховода
На них не должно быть следов масла и конденсата, поверхности должны быть в сухом и чистом состоянии. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, то грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и стать причиной его поломки. Это чаще всего встречающаяся неисправность. Следы масла могут появиться в расходомере при повышенном уровне масла в картере, а также если забит маслоотбойник вентиляционной системы картера. При необходимости нужно почистить поверхности с помощью специальных чистящих средств.
Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром
Для этого нужно включить тестер в режим, при котором проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений следует выставить 2В.
Схема работы ДМРВ
Распиновка датчика:
- Провод желтого цвета расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала с расходомера.
- Бело-серый провод – выход напряжения датчиков.
- Черно-розовый провод ведет к главному реле.
- Провод зеленого цвета служит для заземления датчиков, то есть идет на массу.
Провода могут иметь разные цвета, но их расположение неизменно. Для проверки нужно включить зажигание, но не заводить машину. Щуп красного цвета от мультиметра нужно подключить к желтому проводу, а черный нужно присоединить на массу, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра дают возможность присоединиться, не нарушая изоляции проводов.
На новом устройстве напряжение на выходе находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.
Во время эксплуатации это напряжение постепенно увеличивается и по его значению можно судить об износе расходомера:
- при хорошем состоянии датчика – напряжение от 1,01 до 1.02 В;
- при удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
- ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
- о предсмертном состоянии говорит значение в пределах от 1.04 до 1,05, если противопоказаний нет, то можно продолжать пользоваться датчиком;
- если напряжение превышает 1,05 В, ДМРВ требует замены.
Показания АЦП расходомера
Диагностика ДМРВ «Цешкой» не представляет ничего сложного и может быть выполнена своими руками.
Если на снятом датчике есть загрязнения, его можно почистить самому. Для его промывки можно воспользоваться WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а потом демонтировать сам прибор. Внутри прибора находится сеточка и несколько проволок – датчиков.
На них нужно распылить чистящее средство и промыть. Затем дать высохнуть жидкости. Если грязь осталась, то процедуру следует повторить. Этим же средством нужно почистить патрубок. Он должен быть очищен от грязи и масляных пятен. Заменив воздушный фильтр, все детали нужно вернуть на место. После процедуры чистки в 80% можно восстановить работоспособность прибора, исчезает ошибка о пониженном уровне сигнала датчика (автор видео — «24 часа»).
Промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Способ №6 — проверка с помощью сканера
Методика проверки:
- Установить на телефон (смартфон), планшет или переносной компьютер программу для диагностики (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Авто Доктор).
- Подключить с помощью специального кабеля, Bluetooth-канала мобильного устройства либо ноутбук к диагностическому разъёму, расположенному на электронном блоке управления автомобиля.
- Запустить на телефоне (смартфоне) или компьютере утилиту для диагностики.
- Дождаться окончания сканирования программой всех узлов транспортного средства. В результате утилита проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
- Расшифровать коды ошибок, которые покажет программа после завершения диагностики.
Для выполнения этого метода используются тестеры:
- K-Line 409/1;
- Сканматик;
- ELM (ЕЛМ) 327;
- OP-COM.
Способ №7 — проверка Васей Диагностом
Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с машины, нужно:
- Установить на портативный компьютер (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустить её.
- Подключить адаптер к диагностическому порту автомобиля.
- Выбрать из закладок «Блока управления» пункт «Электроника 1» или «01 – Электроника двигателя» для подключения к БУ автомобиля.
- Зайти в «Настраиваемые группы».
- Выбрать 211, 212 (значение по паспорту) и 213 (актуальное значение).
- Сравнить актуальные показатели с паспортными данными. Если отклонения высокие, значит, необходимо заменить ДМРВ.
Способ №8 — с помощью мотортестера
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Данный способ используется для проверки расходомеров частотного типа.
Для проверки ДМРВ мотортестером (осциллографом), необходимо подключить его к датчику (зависит от марки автомобиля) и запустить двигатель.
Параметры проверки ДМРВ:
- время переходного процесса при включенном зажигании;
- показания расхода воздуха на холостом ходу и резком повышении оборотов двигателя;
- напряжение в сети датчика.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить актуальные показания у официального представителя.
Как проверить ДМРВ 2114, 2113, 2115 8 клапанов мультиметром ?
Проверка датчика массового расхода воздуха модели 21083-1130010 мультиметром, осуществляется в следующей последовательности:
- Открываем капот автомобиля;
- Нажимаем пальцем на фиксатор и демонтируем клеммную фишку с ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 21083-1130010.
- Берем мультиметр и переключаем его в режим вольтметра:
- Подсоединяем щуп «минус» мультиметра к корпусу мотора (к массе);
- Включаем зажигание в авто и мерим мультиметром напругу на клемме 2 жгута проводом (нумерация клеммных выводов нанесена на ДМРВ ваз 2114, 2113, 2115 8 клапанов модели 21083-1130010) Напруга, измеренная мультиметром, на клемме 2 должна соответствовать не менее 12 В. Когда напруга не подается на клеммный разьем или она менее 12 В, то разряжена аккумуляторная батарея, порвана линия питания или поломан ЭБУ .
- Мультиметром мерим напругу на клемме 4 разъема измерителя воздуха, скрутки проводов Напруга на клемме 4 должна равняться около 5 В. Когда напруга не отвечает норме, то испорчена линия питания сенсора или сломан ЭБУ.
- Демонтируем ДМРВ ВАЗ 2114, 2113, 2115 8 клапанов и осматриваем его на предмет механических повреждений. Если видны механические повреждения чувствительных элементов, то ДМРВ 2114, 2113, 2115 меняем на новый.
Конструкция
Датчик представляет собой цилиндрическую деталь, выполненную из специального пластика, который устойчив к высоким температурам. В теле датчика расположен специальный чувствительный элемент, который подсчитывает количество воздуха поступившего в камеру сгорания двигателя. Перед данным элементом установлена специальная сеточка, которая предотвращает попадание крупного мусора, способного вывести из строя не только датчика, но и сам ДВС.
Датчик имеет разъем для подключения цепи управления с 4-мя выводами. Разъем подключается к датчику с одной стороны, а с другой к блоку управления двигателем.
Модели автомобилей ВАЗ 2114
Модель авто | Код комплектации | Тип кузова | Исполнение | Движок | Объем двигателя | Нормы токсичности | Контроллер |
ВАЗ 2114-20 | 10 ->06.05 | Хетчбек | Стандарт | 2111-86 | 1,5 | R83-02 | 2111-1411020-60 2111-1411020-61 2111-1411020-62 |
30 | Хетчбек | Стандарт | 2111-80 | 1,5 | Евро-3 | 2111-1411020-80 2111-1411020-81 2111-1411020-82 | |
40 | Хетчбек | Стандарт | 2111-75 | 1,5 | Евро-4 | 2111-1411020-30 | |
110 ->02.05 | Хетчбек | Стандарт | 2111-86 | 1,5 | Евро-2 | 2111-1411020-40 | |
120 | Хетчбек | Стандарт | 2111-80 | 1,5 | Евро-3 | 2111-1411020-80 2111-1411020-81 2111-1411020-82 | |
ВАЗ 2114-21 | 10 ->06.05 | Хетчбек | Норма | 2111-86 | 1,5 | R83-02 | 2111-1411020-60 2111-1411020-61 2111-1411020-62 |
30 | Хетчбек | Норма | 2111-80 | 1,5 | Евро-3 | 2111-1411020-80 2111-1411020-81 2111-1411020-82 | |
40 | Хетчбек | Норма | 2111-75 | 1,5 | Евро-4 | 2111-1411020-30 | |
ВАЗ 2114-22 | 10 ->06.05 | Хетчбек | Люкс | 2111-86 | 1,5 | R83-02 | 2111-1411020-60 2111-1411020-61 2111-1411020-62 |
30 | Хетчбек | Люкс | 2111-80 | 1,5 | Евро-3 | 2111-1411020-80 2111-1411020-81 2111-1411020-82 | |
40 | Хетчбек | Люкс | 2111-75 | 1,5 | Евро-4 | 2111-1411020-30 | |
ВАЗ 2114-22 | 110 ->02.05 | Хетчбек | Люкс | 2111-86 | 1,5 | Евро-2 | 2111-1411020-40 |
120 | Хетчбек | Люкс | 2111-80 | 1,5 | Евро-3 | 2111-1411020-80 2111-1411020-81 2111-1411020-82 | |
ВАЗ 21144-20 | 10 | Хетчбек | Стандарт | 11183-30 | 1.6 | Евро-3 | 21114-1411020-10 21114-1411020-11 |
20 | Хетчбек | Стандарт | 11183-20 | 1,6 | Евро-2 | 21114-1411020-30 21114-1411020-31 21114-1411020-32 | |
110 | Хетчбек | Стандарт | 11183-20 | 1,6 | Евро-2 | 21114-1411020-30 21114-1411020-31 21114-1411020-32 | |
ВАЗ 21144-22 | 10 | Хетчбек | Люкс | 11183-30 | 1.6 | Евро-3 | 21114-1411020-10 21114-1411020-11 |
20 | Хетчбек | Люкс | 11183-20 | 1.6 | Евро-2 | 21114-1411020-30 21114-1411020-31 21114-1411020-32 | |
110 | Хетчбек | Люкс | 11183-20 | 1,6 | Евро-2 | 21114-1411020-30 21114-1411020-31 21114-1411020-32 |
Руководства по ремонту и каталоги автомобиля ВАЗ 2114
Эти руководства и каталоги можно скачать и сохранить на свой гаджет.
- КАТАЛОГ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ВАЗ 2114, 2113, 2115. —
- 266 стр.
- Размер — 7,448 МБ
- Формат — pdf
- 2002
- 2002