Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Какие датчики температуры установлены на ВАЗ 2114

ДТОЖ предназначен для отслеживания температуры антифриза в контуре системы охлаждения силового агрегата. После получения данных о текущем «градусе», ЭБУ повышает (занижает) обороты силового агрегата с целью корректировки температуры.

От точности показаний ДТОЖ зависит качественный состав топливной смеси. Срок эксплуатации датчика неограниченный, за исключением механического повреждения, короткого замыкания в цепи.

Где находится: штатное место установки — внешняя часть корпуса термостата. Цоколь ввинчивается в тело термостата. К верхней части подведены два силовых контакта для питания от бортовой сети.

  • Внутри цоколя ДТОЖ установлен плавильный элемент. Как только градус антифриза достигает «90», контакты замыкаются, бортовой компьютер сигнализирует об ошибке.

Далее водитель принимает решение о целесообразности экстренной остановки автомобиля, проведения профилактики, вызова эвакуатора.

Каталожные артикулы, цены датчиков температуры на ВАЗ 2114:

НазваниеКаталожный артикулЦена в рублях

ДТОЖ (оригинал), 8 клапанов, инжектор2115-3811053от 350
ДТНВ (оригинал)2115-3828210 2115-3828210-02 2115-3828210-03от 350 — 400

Какой датчик выбрать

Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.

Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов

ПроизводительНомерСумма, руб.
GM АвтоВАЗ21120–3851010–00250
АвтоВАЗ21120–3851010–82165
Magneti marelli1719 16011 150355
Hella6PT 009 107–271735
Eps1.830.0981080

Источники: autopiter.ru, exist.ru.

Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.

Какие признаки указывают на неисправность датчика

Самостоятельно понять, что ДТОЖ начинает плохо работать, автовладельцы могут по следующим признакам:

  • автомобильный вентилятор начинает работать даже в том случае, если двигатель ВАЗ-2114 не полностью прогрелся;
  • полностью прогретый мотор отказывается нормально работать;
  • расход топлива в несколько раз увеличивается.

Среди самых частых поломок следует выделить такие:

  • пропадает контакт с температурным датчиком;
  • происходит разрыв соединительных контактов и разрыв защитной изоляции;
  • вентилятор для охлаждения начинает работать не системно.

Перед тем как приступать к замене ДТОЖ, нужно проверить его работу и ни в коем случае не перепутать его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости, что довольно часто бывает у автолюбителей, которые выполняют работу без учета рекомендаций.

Почему зашкаливает стрелка температуры — основные причины!

Нормальная рабочая температура двигателя на панели приборов — это 90 градусов. Стрелкой указана красная зона перегрева двигателя. Более подробно о ситуации, когда панель приборов не показывает температуру двигателя.

Выяснить, из-за чего произошла неисправность можно и у себя в гараже, а не обязательно ехать в автосервис. А вот на устранение проблемы может понадобиться сторонняя помощь профессионалов.

Итак, рассмотрим, основные причины того, что на приборной панели ВАЗ-2114 стрелка температуры уходит вверх:

  • Схема приборной панели.
  • Датчик температуры.
  • Жгут проводов.
  • ЭБУ.

Методы решения

Стрелка зашкаливает!

Когда причины определены, можно перейти непосредственно к их устранению, и рассмотреть вопрос более детально. Итак, для начала, стоит отметить, что автомобилисту потребуется некоторое знание конструктивных особенностей автомобиля, а также познания в электрической части.

Схема приборной панели

Плата приборной панели

Первое место, где необходимо искать проблему – это приборная панель. Для того, чтобы устранить неисправность придётся демонтировать «приборку», а также разобрать ее.

Следующим этапом будет то, что необходимо найти моторчик, который как раз и приводит стрелку в действие. Неисправности здесь может быть две. Какие именно:

  • Вследствие короткого замыкания сгорела обмотка моторчика.
  • Распаялись или оторвался провод, который припаян от моторчика к плате приборной панели.

Для устранения этой причины необходимо осмотреть место, и определить наличие обрывов. Для полной достоверности необходимо прозвонить контактные провода моторчика, которые замыкают обмотку.

Ещё одним этапом диагностики станет разъём, который подключается к плате. Необходимо найти контакт, который отвечает за показатель температуры и также прозвонить его при помощи мультиметра. Если выявлен обрыв связи, то необходимо его устранить.

Внимание! Если автомобилист не имеет опыта ремонта подобных узлов, настойчиво рекомендуется обратиться к профессиональным автоэлектрикам, чтобы при самостоятельном ремонте не натворить еще большей беды. Они сделают все быстро и качественно.

Датчик температуры

Датчик температуры проверяется мультиметром

Если проблема была скрыта не в приборной панели, то необходимо обратиться непосредственно к датчику температуры. Именно он служит показателем температуры двигателя и передает данные через ЭБУ на стрелку. Выход из строя изделия, может послужить причиной возникновения эффекта подвисания, и зашкаливания стрелки на приборной панели.

Для определения работоспособности датчика, его необходимо демонтировать и при помощи мультиметра «прозвонить». Если установлено, что он «мертвый», то его необходимо заменить.

Жгут проводов

Отсоединение жгута проводов от приборной панели для проверки

Если первые две причины устранены, а проблема осталась, то стоит поискать проблему в жгуте проводов, который идет от двигателя к приборной панели. Конечно, не все автомобилисты способны справиться с таким видом диагностики, по причине незнания распиновки проводов. Поэтому, в данном случае, также стоит обратиться к профессиональным автоэлектрикам для выяснения причин и ремонта. Хотя, причина здесь довольно проста и понятна – обрыв провода или его перегорание.

ЭБУ

Список ошибок ЭБУ

Не часто проблему ухода стрелки с нормального положения может спровоцировать электронный блок управления. Именно он задает все параметры и сигналы на приборную панель.

Для устранения неисправности необходимо подключиться к нему и проверить наличие ошибок связанных с датчиком температуры и охлаждающей системы. Так, элементарный сброс ошибок может привести к нормализации работы прибора.

Расположение температурных датчиков

  1. Один из них ДТОЖ, расположен на патрубке охлаждающей системы, идущем от головки блока к термостату. Он подает сигналы на электронный блок управления компьютера, чтобы своевременно включалось дополнительное охлаждение (вентилятор). На радиаторе его не ищите, он там располагался у предыдущих моделей. Имеет две клеммы. Выглядит снятый с автомобиля ДТОЖ следующим образом:

Внешний вид ДТОЖ

  1. Второй датчик называется ДТУОЖ, он имеет одну клемму, и подает сигнал на приборную панель в салоне, где водитель видит температуру охлаждающей жидкости (не двигателя, как ошибочно многие думают). Располагается он, как видно из первого рисунка, на блоке двигателя под патрубком охлаждающей системы. Может иметь резиновый колпачок, закрывающий клемму от попадания влаги. ДТУОЖ выглядит следующим образом:

Внешний вид ДТУОЖ

Факторы и сигналы о неисправности

Специалисты сервисных центров довольно часто сталкиваются с поломкой ДТОЖ. Многие из них сходятся во мнении, что в основном прибор выходит из строя по естественным причинам. Например, происходит обрыв внутренних контактов резистора. Из-за этого на ЭБУ поступают некорректные параметры, что влечёт сбой в системе.

Например, главный контроллер считает горячий двигатель холодным, поэтому отправляет команду на расходомер (ДМВР) — обогатить смесь, то есть, сократить подачу воздуха. Как следствие, мотор начинает «захлёбываться» и работать с провалами. Помимо естественной поломки ДТОЖ, могут появиться другие причины неисправности:

  1. Нарушилась герметичность корпуса датчика.
  2. Произошёл обрыв электропроводов.
  3. Слетела колодка питания.

В перечисленных случаях ЭБУ предупредит владельца, включив сигнал на приборной панели Check Engine (проверьте двигатель). Помимо этого, водитель может ощутить следующие признаками неисправности датчика:

  • тяжёлый запуск двигателя;
  • плавающие обороты;
  • сильная детонация;
  • потеря мощности;
  • мотор глохнет.

Перечисленные симптомы сопровождаются фантастическим увеличением расхода топлива и появлением тёмного дыма из выхлопной трубы. Значит пора отправиться в автосервис на диагностику. А можно самостоятельно проверить систему ЭБУ. Для этого установите на смартфон специальное приложение и купите адаптер Bluetooth на диагностическую колодку.

Признаки неполадок

Характерные симптомы выхода из строя ДТОЖ следующие:

  • Включение вентилятора, когда мотор не прогрет;
  • Плохо заводится прогретый мотор;
  • Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу;
  • Нестабильная работа двигателя (троение, отсутствие тяги)
  • Повышается расход бензина;

Если ДТУОЖ вышел из строя, мотор работает стабильно, без перебоев, но на приборной панели вы видите, что жидкость не греется или совсем не остывает. Это все признаки неисправности ДТОЖ на ВАЗ 2114.

Возможные причины

Самой распространенной причиной таких неполадок для ДТОЖ и ДТУОЖ являются:

  • Окисление клемм (контактов);
  • Обрыв провода питания;
  • Поломка самого датчика;

Поэтапная проверка устройства


Самостоятельно проверить дееспособность датчика нужно поэтапно:

  1. Если при заведенном двигателе стрелка на приборной панели поднимется до максимума, а двигатель будет холодным, нужно отсоединить соединительные контакты от датчика. Если стрелка опустится до минимальной отметки, замену элемента придется производить.
  2. В ином случае, если стрелка на приборной панели не изменит своего положения, нужно просто осмотреть соединительные контакты, чтобы убедиться, что замыкания не произошло на массе автомобиля.
  3. Если двигатель прогревается нормально, а стрелка не поднимается с «нуля» или бесперебойно меняет свое положение, следует искать причину неисправности в предохранителях.
  4. Ели при проверке выяснится, что предохранители нормально функционируют, нужно будет замкнуть автомобильную массу. В случае поднятия стрелки до максимальной отметки менять датчик придется обязательно.

О поломках ДТОЖ

  • нет контакта с датчиком;
  • потеря изоляции, разрыв контактов;
  • отказ устройства;
  • вентилятор не работает системно.
  • движка еще даже не прогрета, а вентилятор уже работает;
  • прогретый двигатель не хочет работать;
  • бензин стал расходоваться больше.

Рекомендуем: Как отремонтировать карданный вал на европейском грузовике?
Перед тем, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, помните, главное не перепутать его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости!

Функции ДТОЖ в системе ЭБУ

Инжектор сменил карбюратор, а значит на автомобиле исчез «подсос». За обогащение или обеднение топливно-воздушной смеси теперь отвечает блок ЭБУ. Он считывает показания t°C с термодатчика и настраивает подачу бензина для прогрева ДВС и последующей эксплуатации машины. Ещё ДТОЖ отвечает за включение и выключение вентилятора радиатора, предотвращая закипание охлаждающей жидкости.

Этапы поиска неполадки

Опытные мастера для выявления неисправности делают следующее:

  • Начинают проверку с предохранителей, сгоревшие заменяют, и на этом проблема может быть решена;
  • Осмотр на предмет внешних повреждений (оплавленная пластмасса, изоляция, сколы)
  • Снимают клемму, отстегнув защелку, и чистят контакты. Если проблема в них, то работа мотора стабилизируется;
  • Проверяют мультиметром цепь питания, отсутствие питания будет означать обрыв провода;
  • Снятие и проверка ДТОЖ;

Замена

Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:

  1. Ждём, пока мотор полностью остынет.
  2. Шприцем откачиваем из расширительно бачка ОЖ (100–200 мл.).
  3. Откручиваем минусовую клемму АКБ (ключ 10–13 мм).
  4. Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра (ключ 8 мм).
  • Бережно откидываем «кастрюлю» вправо.
  • Отсоединяем колодку питания от ДТОЖ.
  • Отворачиваем датчик (ключ 19 мм).
  • Очищаем привалочную площадку от грязи.
  • Вкручиваем новый ДТОЖ.
    Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.

Снятие ДТОЖ

А вот проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, требует его снятия с автомобиля. Снимается он элементарно:

Совет: работать безопаснее на остывшем моторе, чтобы не обжечься и не ошпариться.

  • Отключаете клеммы от аккумулятора
  • Снимаете воздушный фильтр вместе с кожухом, для этого отключаем колодку с проводами и ослабляем хомут на патрубке;
  • Отключаем колодку и ослабляем хомут.
  • Используя головку на 19 либо ключ, выкручиваем болты крепления корпуса к кузову;
  • Откручиваете болты, которыми корпус прикреплен к кузову.
  • Отсоединяете резиновую опору от кронштейна, который прикреплен к полке АКБ.
  • Из-под тяги капотного замка вынимаете кронштейны еще двух опор и снимаете корпус фильтра вместе с датчиком воздуха и шлангом;
  • Частично сливаете жидкость из системы охлаждения, подставив емкость. Чтобы процесс происходил быстрее, снимают крышку с радиатора или расширительного бачка;
  • Аккуратно отсоединяют разъем от датчика, он имеет специальную защелку;
  • Ключом на 21 выкручивают датчик;

Самостоятельный съем датчика


Прежде чем снимать ДТОЖ с ВАЗ-2114, нужно демонтировать воздушный фильтр, чтобы он не мешал при работе. Далее предстоит сделать следующее:

  1. Слить охлаждающую жидкость. Следует обязательно учесть, что сливать тосол или антифриз нужно лишь с холодного двигателя и перед работой подготовить тару, в которую будет сливаться жидкость. Емкость нужно подставить под низ радиатора, аккуратно отвинтить пробку для слива и выждать около 15 минут, чтобы жидкость полностью стекла.
  2. Резиновый защитный слой аккуратно снимается с датчика.
  3. Используя ключ на 21, выкручивается прибор.
  4. Осматривается маркировка измерителя, чтобы новый датчик удалось установить согласно основной системы.
  5. На место пришедшего в непригодность прибора устанавливается новый, учитывая при этом маркировку. Перед установкой специалисты рекомендуют нанести на резьбу качественный герметик, чтобы предотвратить утечку тосола или антифриза.
  6. Охлаждающая жидкость заливается до нужного уровня в радиатор и в блок цилиндра двигателя.

Проверка в домашних условиях

После снятия, остается убедиться, что датчик неисправен. Для этого, нужно знать, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114 самостоятельно. Надо измерить его сопротивление в холодном состоянии и после помещения в кипяток:

  • Сопротивление на клеммах выкрученного из автомобиля прибора составляет около 3500 ОМ;
  • Сопротивление, после погружения его в стакан с кипятком должно быть ниже 200 Ом;
  • Получение промежуточных значений, не так важно;

Если показания сильно отличаются, значит ДТОЖ следует заменить. Смотрите на его маркировку, и приобретаете такой же датчик. Затем вкручиваете его на место старого, и подключаете к нему разъем. Не забудьте залить в систему тосол. Теперь вы знаете, как проверить ДТОЖ на ВАЗ 2114.

Как проверить ДТОЖ

В первую очередь нужно помнить, что для того, чтобы правильно показывать температуру охлаждающей жидкости, датчик необходимо погружать именно в эту жидкость. Поэтому регулярно проверяйте наличие хладагента и его уровень в системе. Это, пожалуй, первое, что нужно сделать, если вы подозреваете, что этот счетчик не работает должным образом.

Если с уровнем антифриза в системе охлаждения полный порядок, возможно, окислились контакты или есть другие неровности подключения датчика температуры охлаждающей жидкости. Вы можете сами проверить его подключение. Обычно, но не всегда, этот датчик устанавливают рядом с термостатом. В некоторых двигателях не только ДТОЖ. Поэтому проверьте правильность количества датчиков и их расположение для вашего автомобиля. Когда вы найдете датчик температуры охлаждающей жидкости и определите, что с его подключением все в порядке, нужно проверить сам прибор. Для этого ДТОЖ необходимо разобрать, так как его нужно проверить погружением в стакан с кипятком.

А затем возьмите датчик, окуните его в стакан с кипятком и измерьте сопротивление на выходе. В целом единых индикаторов изменения сопротивления нет. Датчики для разных машин от разных производителей покажут разную разницу в сопротивлении. Правильные значения при определенных температурах, характерных для вашего датчика, необходимо найти в Интернете.

В результате, если значения сопротивления датчика и эталонные значения совпадают или имеют минимальную погрешность, датчик температуры охлаждающей жидкости достаточно исправен. Ну а если значения сопротивления различаются, датчик нужно заменить. На самом деле сама его конструкция, как и принцип работы, не предусматривает какого-либо ремонта. Поэтому других альтернатив просто нет.

См. Также: Признаки неисправности датчика детонации .

Проверка датчика

Ваш двигатель на ВАЗ 2114 перегревается, либо проявляются другие признаки поломки ДТОЖ. Это говорит о том, что сначала следует проверить данный элемент.

Есть два метода проверки, с каждым из которых мы вас познакомим.

Первый метод


Снятие

  1. Заведите автомобиль, посмотрите на приборную панель. Стрелка указателя на максимуме, но двигатель все равно холодный. Отсоедините контакты от измерителя. Если после этого стрелка упала максимально вниз, это говорит о необходимости замены датчика температуры охлаждающей жидкости у ВАЗ 2114.
  2. Если стрелка осталась вверху, на максимальном показателе, присмотритесь к контактам ДТОЖ. Часто они просто замыкают на массе автомобиля.
  3. Двигатель может греться нормально, равномерно, но при этом стрелка указателя прыгает в разные стороны. Вероятнее всего, вышли из строя предохранители.
  4. Если предохранители исправны, замкните контакт на массу. Если стрелка сразу прыгнула вверх, тогда датчик температуры вышел из строя.

Метод второй

  1. Возьмите мультимер, включите его в режиме омметра.
  2. Вооружитесь термометром с насечками более 100 градусов по Цельсию.
  3. Приготовьте термостойкую тару, которая не деформируется из-за горячей охлаждающей жидкости.
  4. Подключите щупы прибора к выводу датчика и корпусу.
  5. Подсоединив ДТОЖ, поместите его в емкость с ОЖ и начинайте нагревать.
  6. Следите за показателями омметра и термометра одновременно.

В таблице указаны показания, которые соответствуют рабочему, исправному датчику. Таким методом можно проверять состояние нового датчика перед установкой на место старого.

Температура, ССопротивление, Ом
301350-1880
50585-820
70280-390
90155-196
11087-109

Как снять датчик указателя температуры охлаждающей жидкости?

Перед тем, как снять датчик охлаждающей жидкости, уберите воздушный фильтр, он будет мешать его открутке. И первым делом слить антифриз (тосол). Сливать будем следующим образом:

  1. Двигатель должен быть остывшим.
  2. Понадобятся накидные ключи на 8, 13, 17.
  3. Приготовьте тару для ОЖ, которую сливаем!
  4. Убираем защиту движки, ключом отворачиваем крепления радиатора
  5. Ставим печку на максимум, потом открываем кран отопителя и крышку расширительного бочка.
  6. Ставим тару под радиатор и МЕДЛЕННО (если быстро, то гениратор зальете) отворачиваем пробку слива.
  7. Минут 10 пусть сбегает.
  8. Переходим к самой движке: аналогично ставим тару под нее и отворачиваем пробку (под модулем зажигания) на блоке цилиндров.
  9. Опять 10 минут пусть льется.

Перед тем, как закрыть все пробки, протрите горлышко каждого из отверстий!

Вспоминаем, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, и начинаем его снимать:

  • нашли его, сняли защитный слой из резины;
  • смотрим на корпус, ищем маркировку (на одной из его 6-гранной части), запоминаем, чтобы потом поставить все соответственно системе;
  • выкручиваем измеритель двадцать первым ключом;
  • ставим новый.

Как поменять датчик температуры на ВАЗ 2114:

  • купили новый;
  • тем же ключиком на 21 заворачиваем новый на его законное место;
  • вспоминаем маркировку;
  • на резьбу добавьте немного термогерметика, чтобы наверняка;
  • заливаем обратно ОЖ (тосол или антифриз) в отопительную систему (радиатор) и блок цилиндров мотора.

Если и теперь не работает датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, то внимательно проверьте следующее:

  1. Его качество, может быть, он бракованный (отнесите в магазин, попросите заменить), по сему, чек сохраняйте всегда, от любой покупки зап. частей!
  2. Может быть утечка ОЖ, может быть, вы все таки забрызгали генератор.
  3. Вы могли просто не залить обратно антифриз
  4. Датчик недостаточно плотно вкручен

Все проверили, но измеритель все равно не показывает температуру двигателя ВАЗ 2114. Тогда вам стоит обратиться в сервис. Как и на любом транспортном средстве, в четырнадцатой все взаимосвязано. Система может выйти из строя по сопутствующей причине: например, когда вы снимали ДТОЖ, вы решили снять модуль зажигания, чтоб не мешал. Решение-то верное, однако, снять модуль и поставить его наместо – тоже искусство.

Второй момент, связанный с датчиком температуры: уровень охлаждающей жидкости. Он может быть непостоянным, может быть и так, что измеритель этого уровня (тоже датчик), вышел из строя, и так далее. Следите за антифризом, сбережете нервы и свой измеритель температуры ОЖ.

В сервисе вам заменят датчик и гарантируют качественную его замену с надлежащей качественной сборкой всех деталей на свои места. Естественно, купить датчик температуры охлаждающей жидкости можно на месте, причем, стоимость работы по замене будет в два раза больше стоимости устройства.

О том, сколько стоит датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, стоит судить исходя из географического положения: от 80 до 400 рублей в любом магазине, где продаются автозапчасти. Удовольствие, в принципе, не дорогое, но, если учесть факт довольно частых поломок (авто перестали выпускать в 2013 году, поломки сам собой разумеющийся процесс), все таки затратное. По этому, не стоит заморачиваться на услуги сервиса, нужно попытаться самому разобраться в ситуации. Тем более, сейчас интернет насыщен всевозможными полезными ссылками, форумами, фотографиями, схемами и даже видео по замене той или иной автозапчасти.

Как самостоятельно заменить

Подготовительный этап:

  • Рожковой ключ на «19»;
  • Ветошь;
  • Дополнительное освещение по мере необходимости;
  • Новый «измерительный прибор».

Алгоритм замены:

  • Устанавливаем ВАЗ 2114 в периметр ремонтной зоны;
  • Глушим двигатель, открываем капот;
  • Обеспечиваем первоочередные меры по безопасности: блокируем задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем стояночный тормоз;
  • Снимаем клеммы с ДТОЖ, ключом отвинчиваем датчик;
  • Заменяем прибор новым, завинчиваем, надеваем силовые клеммы вновь.

Проворачиваем ключ в замке зажигания, активируем его, проверяем функциональность оборудования. Доливаем недостающее количество антифриза по мере необходимости.

Рекомендуем: Ремонт и сборка двигателя ВАЗ 2105

Работа датчиков

Прежде чем ознакомиться с технологией того, как проверить датчик холостого хода, давления масла, температуры и прочие разновидности контрольных устройств, нужно рассмотреть особенности их работы.

Основные приборы представленного типа мониторят функционирование мотора и сопутствующих систем. Именно двигатель нуждается в точном контроле работы его элементов и систем. Его поломка влечет за собой необходимость проведения капитального ремонта. Чтобы избежать больших финансовых затрат, рекомендуется проверять работоспособность датчиков.

Контрольные устройства отвечают за тестирование уровня нагрева системы, охлаждающей жидкости. Они обеспечивают замер состояния различных узлов в процессе холостого хода, в обычном режиме и т. д. Как проверить датчик температуры, воздуха, давления масла и прочих подобных устройств, следует знать каждому владельцу авто.

Инструкция по замене

На модели ВАЗ 2114 нужный нам элемент устанавливается в блоке двигателя, а не в блоке радиатора!

Чтобы проверить термистор температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) своими руками нужно сначала его снять. У модели 2114 это сделать не очень трудно. Для этого вам придется:

  1. Снять воздушный фильтр, ведь сам датчик находится на впускном патрубке рубашки охлаждения головки блока цилиндров;
  2. Снять с аккумулятора провод с отрицательным зарядом;
  3. Слить с радиатора ОЖ (охлаждающую жидкость). Если у вас есть хороший опыт ремонта, то можно обойтись и без этого пункта, но новичкам выполнять этот пункт рекомендуется;
  4. Отсоединить все контакты. Выверните, помогая глубокой торцовой головкой, датчик;
  5. После этого, можете откручивать датчик. Если болты затянуты слишком туго, то воспользуйтесь ключом.

Выкручивание ДТОЖ должно происходить аккуратно и постепенно

Где стоит ДТОЖ

Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).

Устройство системы охлаждения на ВАЗ-2114

Местоположение датчика температуры охлаждающей жидкости

Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены, необходимо понимать саму конструкцию системы охлаждения и месторасположения датчика в основном силовом агрегате:

Здесь всё устроено тривиально

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Процесс замены датчика (ДТОЖ)

Как говорилось раннее, процесс замены слишком прост и займет всего минут 10-15.

Поэтому, как показывает практика, автомобилисты проводят операцию своими руками. Итак, разберем, последовательность действий направленных на замену датчика охлаждающей жидкости:

  1. Снимаем клемму с АКБ.
  2. Проводим демонтаж клеммы АКБ

  3. Откручиваем и демонтируем воздушный фильтр. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальный доступ к датчику.
  4. Для того чтобы добраться до датчика необходимо снять воздушный фильтр

  5. Отсоединяем провода, которые питают элемент.
  6. Отключаем колодку проводов питания датчика
  7. Датчик температуры охлаждающей жидкости с демонтированной фишкой
  8. При помощи ключа на 19, проводим демонтаж изделия.
  9. Демонтаж ДТОЖ
  10. Ключом на 19 выкручиваем датчик
  11. Сборка проходит в обратном порядке.

Выбор изделия

К выбору изделия стоит подойти тщательно, поскольку от его качества напрямую будет зависеть срок эксплуатации, а также режимы работы двигателя. Итак, рассмотрим все варианты покупки датчика температуры охлаждающей жидкости для ВАЗ-2114.

Оригинал

Оригинальный вид датчика ОЖ производства АвтоВАЗ

2101-3808600 – оригинальный каталожный номер детали, которая устанавливается на почти все автомобили семейства Лада. Производится данное изделие на заводе АвтоВАЗ. Стоимость составляет 300 рублей. Устанавливается в стандартное посадочное место и не требует доработок.

Аналоги

Кроме оригинальной детали существует ряд аналогов, которые можно устанавливать на автомобиль. Некоторые из них по качеству намного лучше, чем оригинал.

Это был не оригинальный датчик

Итак, рассмотрим, все варианты аналогов датчика температуры охлаждающей жидкости:

Наименование производителяКаталожный номерСтоимость, в рублях

FenoxTSN22101210
LUZARLS 0101240
FenoxTSN22101O7240
Vernet2509250
PatronPE13059300
Intermotor52400300
Era330082350
Facet7.3000350
Eps1.830.000400
KW530.000550
H+B Elparts70511515600
Cargo180804700
Hella6PT 009 107-151750

Датчик ОЖ производства «Хелла»

Последствия несвоевременной замены датчика

Не многие автолюбители знают, что неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости влияют на работу двигателя в целом. Рассмотрим, основные последствия неисправности данного узла для автомобиля:

  • Некорректная работа электронного блока управления двигателем. Так, датчик не дает достоверных данных на ЭБУ, что в жаркое время может вовремя не включить вентилятор охлаждения. Так, в свою очередь последствием станет то, что автомобиль закипит. Это может привести к тому, что в худшем случае, может вызвать деформацию и прогиб головки.
  • Из-за некорректной работы датчика могут быть нарушены следующие функции: производительность мотора, динамика движения, работа термостата .
  • Другие последствия, к которым датчик привязан косвенно.

Причины неисправности

Зависание стрелки на приборной панели

Наверное, ни для кого не секрет, что зависание стрелок на приборной панели неразрывно связано с электрическими цепями в автомобиле. Для устранения неисправности, автолюбителю потребуются некоторые познания в автоэлектрике, а также конструктивные знания ВАЗ-2114.

Как показывает практика, большинство автомобилистов, при появлении такой поломки обращаются в автосервис, но данную проблему реально устранить своими силами. Но, прежде всего, необходимо найти непосредственную причину возникновения эффекта.

Какие есть варианты?

Итак, рассмотрим, возможные варианты зависания стрелки указателя температуры двигателя на приборной панели:

  • Сломался магнитный моторчик привода стрелки.
  • Разрывы и нарушения в работе электрических цепей приборной панели.
  • Замыкание в плате самой приборки.
  • Зависание, связанное с датчиком температуры.
  • Неполадки в ЭБУ.

Методы устранения

Когда основные причины определены, можно перейти непосредственно к методам устранения проблемы.

Для совершения ремонтно-диагностических операций понадобиться некоторый инструментарий, а именно: мультиметр, OBD II – кабель, планшет или ноутбук, а также набор ключей и отверток для демонтажа основных и вспомогательных узлов.

Итак, теперь, когда автомобилист во всеоружии, можно перейти непосредственно к процессу диагностики и ремонта.

Сломался магнитный моторчик привода стрелки

Процесс ремонта и разборки приборной панели

Самой распространенной неисправностью зависания или не реагирования стрелки на панели приборов является поломка моторчика привода. Для диагностики данного устройства необходимо мультиметром замкнуть контакты обмотки на электроцепь или сопротивление.

Если тестер ничего не показывает то, скорее всего, обмотка сгорела или имеется разрыв контакта с платой.

Для устранение неисправности, конечно, рекомендуется обратиться к автоэлектрику, который сделает все быстро и качественно, но если автолюбитель имеет необходимые навыки и умения в ремонте подобного оборудования, то он сможет самостоятельно заменить моторчик и припаять необходимые контакты.

Разрывы и нарушения в работе электрических цепей приборной панели

Определение неисправности связанное с проводкой

Еще одной из распространенных причин зависания датчика, является разрыв электрической цепи от датчика охлаждающей жидкости к приборной панели. Выявить это достаточно просто, необходимо вынуть провод массы с датчика и подключить его к любому другому «минусу», чтобы электрическая цепь замкнулась.

Если провод не перебит, то стрелка начнёт двигаться, если нет, то по электрической схеме необходимо найти провод, в котором произошел обрыв и устранить неисправность. Как показывает практика, то автомобилисты не меняют провод, а просто проводят соединение и изоляцию контактов в месте разрыва.

Замыкание в плате самой приборки

Определение замыканий на плате приборки

Неоднократно были случаи, когда замыкание в плате приборки приводило к зависанию стрелки.

Но, в данном случае, косвенным признаком является то, что выходят со строя и находящиеся рядом указатели. Так, может не показывать тахометр и другие указатели. Здесь, устранением неисправности является замена приборной панели в сборе.

Зависание, связанное с датчиком температуры

Местонахождение датчика температуры

Зависание стрелки температуры на панели приборов будет связано с неисправным датчиком температуры. Так, его диагностику можно провести по аналогии с обрывом проводки, или проверить при помощи тестера. Если вследствие диагностических операций оказалось, что датчик ОЖ неисправен, его необходимо заменить.

Неполадки в ЭБУ

Процесс определения ошибок ЭБУ и их устранение

Крайне редко, зависание стрелки будет связано с неисправностью в электронном блоке управления двигателем.

В данном случае, при помощи соответствующего кабеля необходимо подключиться к «мозгам» автомобиля и посмотреть, есть ли ошибки. Если их слишком много, то необходимо их обнулить.

Конечно, если данная процедура не помогла, то рекомендуется сбросить программное обеспечение. Данную процедуру рекомендуют доверять профессионалам, которые не только устранят проблему, но и настроят мотор на оптимальный режим работы.

Проверка термистора на работоспособность

Когда уже результат нашего труда находится перед нами, можно проверить всю работоспособность и правильность показаний. Сделать это можно при помощи:

  • Градусника.
  • Емкости с водой.
  • Омметра.
  • Таблицы соответствия теплоты электрическому сопротивлению. В основе работы элемента стоит принцип измерения сопротивления в зависимости от температуры.

Если показания ДТОЖ вашего ВАЗ 2114 отличаются от ниже представленных, то этот элемент необходимо заменить. Ведь отремонтировать прибор практически невозможно. При двадцати градусах электрическое сопротивление должно быть на уровне 3520 Ом, при сорока градусах – 1459 Ом, а при кипятке – 177 Ом. Если везде порядок, то проблема может таиться в другом месте, как термостат.

Для чего нужен ДТОЖ?

Датчик температуры охлаждающей жидкости или просто ДТОЖ — один из важнейших измерительных приборов. Он расположен в моторном отсеке и отвечает за измерение температуры охлаждающей жидкости (охлаждающей жидкости) в системе. В качестве измерительного элемента в детали, называемой термистором, установлен указатель, резистор, изменяющий текущее сопротивление в зависимости от температуры двигателя. Эта информация нужна для настройки параметров двигателя:

  • Коленвал работает.
  • Состав горючей смеси.
  • Быстро прогрейте двигатель при запуске.
  • Поддерживает стабильность во всех режимах.

Несмотря на важность такого устройства для ВАЗ 2114, принцип его работы относительно прост. Он сообщает нам об изменениях температуры охлаждающей жидкости и передает необходимую информацию в электронный блок управления (ЭБУ).

ДТОЖ передает показания в электронный блок управления (ЭБУ), который, используя датчик температуры на комбинации приборов, информирует водителя.

Контроль указателя температуры на панели приборов

Для того, чтобы заранее предотвратить подобную неисправность, необходимо следить за указателем на панели приборов, потому как именно он, первый подаст сигнал о неполадках, переводя стрелку в красную зону. Ниже мы расскажем вам как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114 своими руками.

Где найти датчик температуры?

На ВАЗ-2114 предусмотрена система охлаждения двигателя жидкого типа, то есть весь процесс происходит благодаря циркуляции внутри системы антифриза, либо тосола.

Обратите внимание на эту статью, для того, чтобы узнать, что лучше антифриз или тосол!

Система охлаждения ВАЗ-2114

Вся система включает в себя следующие элементы: радиатор охлаждения и отопления, вентилятор радиатора, термостата, насоса (помпы – прим.), расширительного бачка, всевозможных патрубков и наконец, датчика температуры охлаждающей жидкости.

Датчик легко найти под капотом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен на участке между головкой блока цилиндров и термостатом, то есть на блоке самого двигателя.

Его корпус имеет грани (под гаечный ключ – прим.), для наибольшего удобства демонтажа, а подключение производится путём подключения колодки с двумя проводами.

Конструкция

Датчик по своей конструкции можно сравнить с обычным резистором, который изменяет параметры своего сопротивления в зависимости от степени нагрева двигателя.

Где расположен прибор, показывающий температуру антифриза в ВАЗе 2114

В начале хочется напомнить о следующем: сама охладительная система на автомобилях бывает трёх видов: смешанной, воздушной и жидкой. У интересующей нас машины, СО работает на тосоле, то есть на жидком продукте. Вся схема предусматривает несколько однозначно важных компонентов:

  • радиаторного вентилятора;
  • радиатора для отопления салона;
  • радиатора для охлаждающей системы;
  • рубашки СО;
  • насоса и расширительного бака;
  • патрубков, соединяющих узлы;
  • датчика температуры ОЖ.

У ВАЗа 2114 датчик, в отличие от других моделей автомобилей ВАЗ расположен на блоке мотора.

Рекомендации по уходу и обслуживанию датчиков

  • Строго соблюдать рекомендации производителя по срокам технического обслуживания автомобиля;
  • Покупать детали с оригинальными каталожными артикулами. Точные данные указаны в руководстве по эксплуатации вашим техническим средством;
  • При появлении первых признаков неисправности двигателя обращайтесь в СТО;
  • Не покупайте датчик температуры от других технических средств, так как полноценная функциональность оборудования не гарантирована;
  • Тщательно сверяйте каталожные артикулы на деталях, запчастях с фактической маркировкой, указанной в руководстве по эксплуатации.

Основные поломки датчика

Причин, по которым датчик температуры охлаждающей жидкости может выйти из строя не так много, потому как из-за простоты своей конструкции ломаться там нечему. И если же он всё-таки сломался, обращать внимание следует на следующее:

  • Отсутствует контакт с датчиком – причиной подобной неполадки может стать банальный обрыв, либо деформация провода ввиду воздействия на неё коррозии.
  • Устройство вышло из строя ввиду истечения своего эксплуатационного срока.

Выводы

При надобности замену датчика легко произвести своими руками, потому как выполнение таких работ в сервисе, выйдет гораздо больше самой запчасти.

Средняя цена в большинстве магазинов составляет порядка 200 рублей, и не смотря на то, что она небольшая, выходят из строя они с завидной периодичностью, поэтому к вопросу выбора устройства следует подойти со всей серьёзностью и ответственностью.

Источники

  • https://zapchasti.expert/datchiki/datchik-temperatury/datchik-temperatury-vaz-2114.html
  • https://ladaautos.ru/vaz-2114/osnovnye-priznaki-neispravnosti-dtozh-vaz-2114.html
  • https://vaz-2114.info/priznaki-neispravnosti-dtozh-na-vaz-2114/
  • https://ladafakt.ru/dtozh-vaz-2114-priznaki-neispravnosti.html
  • https://luxvaz.ru/vaz-2114/78-datchik-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti.html
  • https://remontvazov.com/datchik-temperatury-vaz-2114
  • https://carfrance.ru/zamena-datchika-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti-vaz-2114-svoimi-rukami-naglyadnoe-posobie/
  • https://remontvazov.com/datchik-urovnya-ohlazhdayushhey-zhidkosti-vaz-2114
  • https://carfrance.ru/kak-proverit-datchik-temperatury-oxlazhdayushhej-zhidkosti/

Признаки неисправности

Если у вас есть проблемы с работой вентилятора (включается при холодном автомобиле), проблемы с запуском «горячего» мотора или слишком большой расход топлива, то проблема может таиться именно в ДТОЖ.

Вы вполне можете самостоятельно проверить работоспособность детали, выполняя несложные действия. Перед заменой детали, нужно сначала проверить предохранители. Если с ними все впорядке и ток поступает на датчик, то диагноз один: замена узла.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]