Электронная система автомобиля оснащается функцией распознавания ошибок в работе многих узлов и механизмов, поэтому при наличии технических проблем следует обязательно обратить внимание на панель приборов. Кроме загорания сигнала Check Engine, информация о неполадках может передаваться в зашифрованном виде. Код обычно состоит из букв и символов, поэтому, не зная точное значение такого «послания», невозможно предпринять каких-либо действий по улучшению ситуации. Если двигатель автомобиля начинает работать нестабильно, то система мониторинга технического состояния авто выдает ошибку p0300, но аналогами такого сообщения могут быть также коды вида p03хх в которых «х» может быть заменен цифрой.
Что означает ошибка Р0030
Ошибка Р0030 возникает в случаях, когда ЭСУД фиксирует неправильное образование топливовоздушной смеси или обрыв электрической цепи нагревателя лямбды 1 (банк 1) до нейтрализатора.
Условия фиксирования ошибки P0030
В памяти ЭБУ данная ошибка записывается только при следующих условиях:
- Мотор работает.
- Система самодиагностики зафиксировала отсутствие опорного напряжения в электрической цепи нагревателя кислородного датчика.
- Такая неисправность наблюдается 2 драйв-цикла (последовательность: зажигание выключено — зажигание включено — двигатель запускается — движение, остановка — зажигание выключается).
- На нагревателе HO2S сопротивление меньше 3 Ом, либо превышает 35 Ом.
- Температура каталитического нейтрализатора выше 300°С.
Условия фиксирования ошибки с кодом p0030 актуальны практически для всех автомобилей, где установлены два кислородных датчика (управляющий и диагностический). В частности ее можно встретить на: ВАЗ, Ford, Hyundai, Kia, VW, Peugeot, Chevrolet, Subaru, Skoda, Mazda, Citroen и BMW.
Диагностика
Ошибка на дисплее — пропуск зажигания
Неприятная ситуация, когда автомобилист приходит к автомобилю, заводит его, а нормально тронуться с места не может, поскольку тот начинает дёргаться. Это означает, что появились проблемы в зажигании.
Диагностика неисправности проводится достаточно легко, ведь электронный блок управления двигателем сразу распознает ошибку.
Прежде чем лезть в ЭБУ стоит посмотреть, не загорелся ли « Check Engine » на панели приборов. Так, это сигнал, что появились ошибки в работе главного силового агрегата. Если контролер «мозгов» оснащен дисплеем, который располагается на панели приборов, то определить ошибку можно сразу.
Признаки неисправностей
В основном код Р0030 сопровождается следующими отклонениями в нормальной работе двигателя:
- постоянно горит лампа Check;
- значительно повышается расход топлива;
- снижается мощность двигателя;
- при разгоне мотор начинает тупить, передает тягу рывками;
- блок управления переводит авто в режим аварийной работы — обороты коленвала ограничиваются 3000 об/мин, а в некоторых случаях может ограничиваться скорость до 30-60 км/час.
Помимо этого ошибка часто появляется в паре с другими кодами, которые либо просто дублируют ее, либо сигнализирует о наличии сопутствующих неисправностей. Код ошибки P0032 в месте с Р0030 может отображаться чаще остальных, так как он указывает на неисправность самого нагревателя. В результате выхода из строя нагревателя, система регистрирует слишком высокое опорное напряжение в 0,9 V, как при слишком богатой смеси (при норме в 0,45 V).
Отображение вспомогательной ошибки P0032
Отображение одновременно двух ошибок: P0030 и P0134
В таблице ниже представлены наиболее распространенные коды, которые могут отображаться одновременно с ошибкой obd P0030 на разных автомобилях:
Код ошибки | Расшифровка |
P0031 | Датчик кислорода до нейтрализатора, проверка КЗ цепи нагревателя “на землю” |
P0032 | Слишком высокое напряжение в цепи нагрева датчика кислорода 1 |
Р0036 | Неисправность в цепи нагревателя датчика кислорода 2 (банк 1) |
P0037 | Датчик кислорода после нейтрализатора, проверка КЗ цепи нагревателя “на землю” |
P0038 | Датчик кислорода после нейтрализатора, короткое замыкание |
P0050 | Нагреватель датчика кислорода 1, банк 2 — неисправность электрической цепи |
P0053 | Подогревающий резистор первого лямбда зонда, некорректное сопротивление |
P0054 | Подогревающий резистор второго лямбда зонда, некорректное сопротивление |
P0057 | Подогреваемый кислородный датчик 2, банк 2, управление нагревателем — низкое напряжение цепи нагревателя |
P0134 | Низкий уровень сигнала датчика кислорода, не активна цепь УДК |
P0141 | Нагреватель датчика кислорода 2, банк 1 — неисправность электрической цепи |
P0172 | Слишком богатая смесь (отображается редко, преимущественно на Субару) |
P2251 | Лямбда зонд 1, банк 1, обрыв цепи кабеля массы |
P2626 | Подогреваемый кислородный датчик 1, банк 1, ток накачки — обрыв цепи |
Как понять, что есть множественные пропуски зажигания по цилиндрам
Понять, что происходит пропуск момента зажигания в цилиндрах можно по следующим признакам:
- Наличию детонации.
- Двигатель стал плохо заводиться.
- Снижению мощности.
- Провалам при наборе скорости.
- Повышенной вибрации двигателя при работе.
В зависимости от причины, вызвавшей отклонения в работе двигателя, возможна также окраска выхлопных газов в черный цвет. Ошибка пропуска зажигания обязательно негативно отразится и на экономических показателях работы силовой установки.
Причины появления ошибки
Если диагностический сканер обнаружил код р0030 сразу же спустя 30 секунд после старта двигателя, то это может указывать на несколько частых причин.
Основные причины:
- Обрыв в проводе первого лямбда датчика либо отсутствие контакта в его разъеме.
- Происходит замыкание провода лямбды на массу.
- Сгорел предохранитель нагревателя датчика (преимущественно устанавливается на модели концерна VAG).
- Неисправен сам нагреватель кислородного датчика — проверить сопротивление (должно быть не меньше 3Ом и не больше 35Ом).
- Датчик по типу не соответствует штатному, который устанавливают с завода — проверить и заменить на подходящий. Такая проблема часто возникает на автомобилях Subaru, когда устанавливается аналог лямбды, устранить ошибку получается только после замены на оригинал.
- Неисправна шина передачи данных на контроллер, управляющий датчиком. Либо установлен несовместимый контроллер — заменить ЭБУ.
- На контроллере установлена неподходящая прошивка.
Где искать неисправность
В некоторых случаях ошибка P0030 может отображаться без каких-либо нарушений в динамике автомобиля. Все системы работают нормально, расход не меняется, но код формируется. В таком случае нужно проверить несколько основных возможных причин ошибки:
- Может оборваться провод на участке от зонда до соединительной колодки. Необходимо отключить разъем и проверить контакты мультиметром. Если датчик в порядке, то он должен без проблем прозваниваться.
- Провод на участке от соединительной колодки до ЭСУД может перетереться или нарушен один контакт. Также требуется снять провод и проверить, приходит ли контакт на блок — присутствует ли сопротивление.
- Проблемы в самом блоке. К примеру, на ВАЗ 2114 установлен блок 2111-1411020-81 Январь 7,2, для которого характерна проблема перегорания микросхемы TLE6240GP B1. Чтобы решить проблему, придется относить блок к специалисту, чтобы тот перепаял данную микросхему, поскольку они довольно часто могут выходить из строя. Цена самой микросхемы в среднем от 300 до 500 р.
Коды ошибок ВАЗ – самые распространенные неполадки и их отражение
Практически все современные автомобили оснащены отличными бортовыми компьютерами, которые могут полностью диагностировать важные системы и технические узлы транспортного средства. При возникновении известной компьютеру поломки водитель получает на экране определенный набор цифр и букв, который именуется кодом ошибки. Первые компьютеры, устанавливаемые на отечественные авто корпорации ВАЗ просто выдавали общие ошибки, подсвечивая лампочку Check Engine даже в случаях незначительных неполадок. Сегодня же компьютеры более разумные и могут точно описать возникшую проблему.
К сожалению, коды ошибок ВАЗ далеко не идеальны. Порой проблема с аккумулятором или генератором выводится на экран как серьезная поломка двигателя. Потому не стоит сразу же брать в руки калькулятор и начинать считать сумму расходов на ремонт. Для начала необходимо диагностировать неполадку и получить больше сведений о том, что происходит под капотом вашего автомобиля. Сегодня мы поговорим о некоторых конкретных кодах ошибок и обсудим особенности возникновения разных неполадок.
Основы кодов ошибок на автомобилях ВАЗ — диагностируемые узлы
Машины отечественного производителя сегодня во всей линейке модельного ряда оснащены необходимыми компьютерными системами диагностики. Но данные системы далеко не идеальны, и это признают даже конструкторы самого завода. За основу определения неполадок взяты общие датчики, никаких специфических данных при поломке эти системы не дают.
Демонстрация неполадок вашего авто основана на некоторых функциях, потому коды не могут показать точную проблему. К примеру, несколько датчиков стоит на системе подачи воздуха в двигатель. Кислород и его расход действительно могут показывать наличие проблем с агрегатом, но это не всегда точно. Наиболее серьезные коды ошибок, на которые стоит обращать особое внимание, следующие:
- неполадки, связанный с бортовой электрической сетью — коды P0562 и P0563 говорят о низком и высоком уровне напряжения соответственно;
- коды P0506 и P0507 сообщают о неправильной настройке холостого хода — слишком низкие и слишком высокие обороты;
- четыре кода говорят о неисправностях в одном из цилиндров — P1301, P1302, P1303, P1304;
- также четыре кода отвечают за неисправности форсунок на каждом цилиндре — P0201, P0202, P0203, P0204;
- крайне важный код, после возникновения которого лучше остановить эксплуатацию — показатель повышенной температуры двигателя P0217;
- код P0300 нередко оказывается предвестником необходимости капитального ремонта, ведь означает случайные пропуски воспламенения топлива.
Большинство кодов связаны с работой датчиков, ведь это наиболее простой способ построить диагностическую систему автомобиля. Тем не менее, такой подход оказался эффективным для владельцев отечественных автомобилей, ведь теперь вы точно можете знать, что с автомобилем случилась какая-то проблема. Исправлять неполадку самостоятельно уже не имеет смысла, система авто значительно усложнилась.
Потому после получения информации о неисправности лучше всего предпринять визит на автомобильный сервис и провести диагностику. На СТО никогда не полагаются только на данные бортового компьютера. Зачастую проводится независимая проверка всех систем и определяется наличие неполадок по поведению автомобилю, показаниям владельца и по прочим важным критериям.
Как найти неисправность
Проверка плюсового контакта нагревателя кислородного датчика
Прежде всего стоит проверить напряжение в соединительной колодке первой лямбды и наличие окислов, бывает что после очищения контакта спецсредством проблема уходит. Также стоит проверить работоспособность самого датчика, путем измерения сопротивления.
Для проверки провода лямбда-зонда нужно отключить две части соединительной колодки. Ту часть, которая идет вниз на датчик “мама” не трогаем, а замеры делаем на колодке “папа”, провода которого ведут на ЭБУ.
При включенном зажигании проверьте мультиметром какое напряжение поступает по проводам от ЭБУ на нагревательный элемент датчика. Для этого на приборе следует выбрать режим измерения напряжения в 20 V и поочередно снять показания на контактах. Черный щуп крепим на массу к корпусу, а красный щуп подсоединяем к правому верхнему контакту (если колодка не перекручена, то это будет плюсовой контакт нагревателя датчика). Он должен показать чуть больше 12 V. Противоположный по диагонали, левый нижний контакт также идет на нагреватель и он должен показывать напряжение не более 3,27 V.
При подключении к левому верхнему контакту, мультиметр покажет совсем небольшое значение — 0,02 V. После этого подсоединяем щуп к противоположному, правому нижнему контакту — там напряжение должно быть порядка 0,45 V. Это контакт кислородного датчика, который анализирует уровень кислорода в выхлопных газах и передает опорное напряжение прямо на ЭБУ. После этого уже система корректирует топливо воздушную смесь исходя из полученных данных.
Опорное напряжение кислородного датчика всегда должно проверяться на прогретом двигателе!
Также колодку “папа” можно проверить, выбрав на мультиметре режим прозвона. Если все контакты прозваниваются, то провод в нормальном состоянии, а проблема скорее всего заключается в самом датчике кислорода.
Чтобы проверить сам лямбда зонд, на мультиметре выбираем режим измерения сопротивления 200 Ом. Красный щуп подсоединяем к правому верхнему контакту, а черный к левому нижнему, оба идут на подогреватель лямбды (на большинстве автомобилей эти провода белые). В норме сопротивление рабочего датчика должно составлять 3,3-3,5 Ом. Более подробно о проверке лямбда зонда можно посмотреть на примере Ford Mondeo 1 можно посмотреть здесь.