Автомобили Лада Приора оснащены двумя датчиками концентрации кислорода (далее — ДКК). Верхний — диагностический, нижний – управляющий.
Контролеры предназначены для определения количественного состава кислорода в выхлопных газах с целью последующей корректировки угла зажигания.
Избыточное количество воздуха в топливной смеси, равно как и недостающее, негативно влияют на функционал технического средства. Чаще всего, повышается расход горючего, пассивная динамика разгона, нестабильная работа на холостых оборотах.
В ходе систематической эксплуатации машины, заправки некачественным топливом контролеры выходят из строя. Процесс самостоятельной замены не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Нарушение регламента не допустимо.
Датчик кислорода на Лада Приора: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
Несмотря на то, что цена оригинального контролера чуть выше 1500 рублей, не многие автолюбители охотно покупают заводские запчасти. Чаще отдают предпочтение дешевым аналогам.
Так называемые «обманки» устанавливают вместо штатных датчиков. Спустя 90 – 100 тыс. км. катализатор Лада Приора приходит в негодность, о чем свидетельствует ряд признаков. По желании клиента мастера СТО удаляют (вырезают) штатный катализатор с выхлопной системы, заменяют «пустышкой».
Пустышки выпускные коллекторы изготавливают по схеме: 4-2-2 или 4-2. В народе называются пауками. Это цельная конструкция вместе с муфтой выпускного коллектора, приемной трубой.
Чтобы электронный блок управления не идентифицировал системную ошибку, лямбда зонд заменяют одним из видов обманок:
- Механической;
- Электронной.
Лямбда зонд проверка.
Чтобы проверить работоспособность кислородного датчика, вам потребуются: заводская инструкция, которая подскажет, где находится лямбда зонд, осциллограф и цифровой вольтметр. Это основные вспомогательные инструменты. Двигатель на время проверки прибора следует прогреть. Как проверить лямбда зонд самостоятельно? Это так же просто, как и промывка инжектора.
Изучите инструкцию производителя на предмет основных параметров кислородного датчика. Проверьте показатели, на которые имеет влияние нестабильная работа лямбда зонда: напряжение бортовой сети, опережение зажигания, работа системы подачи топлива
Также обратите внимание на внешний вид механизмов, в частности на наличие или отсутствие механических повреждений корпуса и проводки. Загляните в моторный отсек, и найдите лямбда зонд. Осмотрите его на предмет внешних загрязнений
Если наконечник лямбда зонда укрыт слоем сажи, свинца или бело-серым налетом, то, скорее всего, его нужно будет заменить. Поражение прибора отложениями вызвано некачественным составом топлива. Если наконечник датчика чист, продолжайте проверку дальше. Отключите кислородный датчик от колодки и подключите его цифровому вольтметру. Заведите автомобиль, и, нажав педаль газа, увеличьте обороты двигателя до отметки 2500 оборотов в минуту. Используя устройство для обогащения топливной смеси, устройте снижение оборотов до 200 в минуту. При условии, что ваш автомобиль оборудован топливной системой с электронным управлением, выньте вакуумную трубку из регулятора давления топлива. Посмотрите на показания вольтметра. Если стрелка прибора приблизится к отметке 0.9 Вт, значит, лямбда зонд находится в рабочем состоянии. О неисправности датчика свидетельствует отсутствие реакции вольтметра, и показания его в пределах меньших отметки 0.8 Вт. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого возьмите вакуумную трубку и спровоцируйте подсос воздуха. Если кислородный датчик исправен, показания цифрового вольтметра будут на уровне 0.2 Вт и ниже. Проверьте работу лямбда зонда в динамике. Для этого подключите датчик к разъему системы подачи топлива, и установите параллельно ему вольтметр. Увеличьте обороты двигателя до 1500 оборотов в минуту. Показатели вольтметр при исправном датчике должны быть на уровне 0,5 Вт. Другое значение свидетельствует о выходе из строя лямбда зонда.
Правильный демонтаж и установка нового датчика лямбда зонда.
- Первым делом отсоедините провод датчика от электропроводки. Проводите процедуру при холодном двигателе и выключенном зажигании. Для замены старого прибора используйте датчик с той же маркировкой, что и предыдущий.
- С помощью подходящего ключа открутите старый датчик. Лучше всего снимать прибор с включенным зажиганием, и, соответственно, горячим датчиком и топливным трубопроводом, иначе есть риск сорвать резьбу, так как в холодном состоянии металл сжимается, и откручивать нужно с немалыми усилиями. Когда из отверстий покажется пар, можно глушить двигатель. Откручивать дальше будет легче.
- Закрутите новый лямбда зонд до упора, чтобы создать хорошую герметичность.
- Соедините электрическую проводку.
- Проверьте работоспособность нового кислородного датчика с помощью осциллографа, цифрового вольтметра, омметра при температуре двигателя от 350 С.
О том, как сделать ремонт выхлопной системы узнаете уже в другой нашей статье.
Электрическая обманка
Эмулятор имеет микропроцессор, корректирующий сигнал для ЭБУ. Последний «считает» что датчик исправен и пропускает данные, не интерпретируя ошибкой.
Фактически, в конструкции уже нет катализатора, вместо него вварен участок выхлопной трубы.
Стоимость эмулятора варьируется от 1500 рублей, что составляет 85 – 90 % от цены нового ДК. В отличие от штатного контролера, эмулятор имеет неограниченный срок эксплуатации.
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
BOSCH 0 258 006 537 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BOSCH 0 258 986 602 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BREMI 30223 | От 1500 — 1600 |
ERA 550489 | От 1500 — 1600 |
DENSO DOX-0150 | От 1500 — 1600 |
Металлическая проставка | 250-300 |
Электронный эмулятор | От 1350 |
*цены указаны состоянием на май 2022 года |
Назначение контактов ЭБУ Bosch ME17.9.7
В таблице приведено назначение контактов контроллеров 21126 – 1411020-40, 11194 – 1411020-20Синим цветом выделено отличие в подключении для контроллеров 21214 – 1411010-50Колодка
№ | Назначение вывода | № | Назначение вывода |
Секция X2 | Секция X1 | ||
1 | Вход. Датчик положения коленвала B | 1 | not connected |
2 | Вход. Датчик кислорода 2 | 2 | not connected |
3 | Вход. Датчик положения др. заслонки 1 | 3 | Масса аналоговых датчиков |
4 | Масса ДК 1 | 4 | Масса аналоговых датчиков |
5 | Масса ДТОЖ | 5 | Масса датчика педали акселератора 1 |
6 | Масса ДК 2 | 6 | Масса датчика педали акселератора 2 |
7 | Масса датчиков положения др. заслонки | 7 | Вход датчика давления хладагента (2 уровень) (не используется) |
8 | Масса датчика расхода воздуха и темп. воздуха | 8 | not connected |
9 | not connected | 9 | not connected |
10 | not connected | 10 | not connected |
11 | not connected | 11 | Датчик педали акселератора 2 |
12 | not connected | 12 | not connected |
13 | Вход. Датчик положения коленвала А | 13 | not connected |
14 | not connected | 14 | not connected |
15 | Вход. ДТОЖ | 15 | Выход. Главное реле |
16 | not connected | 16 | Вход. Клемма 15 замка зажигания |
17 | not connected | 17 | not connected |
18 | not connected | 18 | not connected |
19 | not connected | 19 | Вход. Датчик давления хладагента (1 и 3) уровень (не используется) |
20 | Вход. Датчик положения др. заслонки 2 | 20 | not connected |
21 | not connected | 21 | Вход. Датчик педали акселератора 1 |
22 | not connected | 22 | Вход. Диагностика вентиляторов (не используется) |
23 | Питание (3,3V) датчиков положения др. заслонки | 23 | not connected |
24 | not connected | 24 | not connected |
25 | not connected | 25 | not connected |
26 | not connected | 26 | Питание (3.3V) датчика педали акселератора 2 |
27 | Вход. Датчик температуры впускного воздуха | 27 | К‑Line |
28 | not connected | 28 | Выход. Тахометр |
29 | not connected | 29 | Выход. Сигнал расхода топлива |
30 | Вход. Датчик кислорода 1 | 30 | not connected |
31 | Вход. Датчик положения распредвала | 31 | Выход. Реле кондиционера (не используется) |
32 | Вход. Датчик скорости автомобиля | 32 | CAN‑H |
33 | Вход. Датчик массового расхода воздуха Вход. Датчик (частотный) расхода воздуха | 33 | not connected |
34 | not connected | 34 | Вход. Запрос на включение кондиционера (не используется) |
35 | Выход. Клапан продувки адсорбера | 35 | Вход. Выключатель 1 педали тормоза |
36 | not connected | 36 | Вход. Выключатель педали сцепления |
37 | Вход. Датчик детонации – клемма 1 «+» | 37 | Питание (5V) датчика расхода воздуха |
38 | Вход. Датчик детонации – клемма 2 «-» | 38 | Питаниа (3.3V) датчика положения педали акселератора 1 |
39 | Выход. Нагреватель ДК 2 | 39 | not connected |
40 | not connected | 40 | Выход. Контрольная лампа MIL |
41 | not connected | 41 | Выход. Реле вентилятора 1 |
42 | Выход. Форсунка 2 цилиндра | 42 | Выход. Реле топливного насоса |
43 | Выход. Форсунка 3 цилиндра | 43 | not connected |
44 | Выход. Форсунка 1 цилиндра | 44 | CAN‑L |
45 | Выход. Форсунка 4 цилиндра | 45 | not connected |
46 | Выход. Нагреватель ДК 1 | 46 | not connected |
47 | Масса датчиков Масса электроники | 47 | Выключатель 2 педали тормоза |
48 | not connected | 48 | not connected |
49 | not connected | 49 | not connected |
50 | Масса выходных каскадов | 50 | not connected |
51 | Выход. Привод дроссельной заслонки 1 «+» | 51 | Выход. Реле стартера |
52 | Выход. Привод дроссельной заслонки 2 «-» | 52 | Выход. Реле вентилятора 2 |
53 | Катушка зажигания 2 цилиндра (не используется) | 53 | Масса выходных каскадов |
54 | Катушка зажигания 3 цилиндра Катушка зажигания 2,3 цилиндров | 54 | Масса выходных каскадов |
55 | Катушка зажигания 4 цилиндра (не используется) | 55 | Выход +АБ после Главного Реле |
56 | Катушка зажигания 1 цилиндра Катушка зажигания 1,4 цилиндров | 56 | Выход +АБ после Главного Реле |
Где расположен кислородный датчик
На модели Лада Приора первый контролер установлен в корпусе выпускного коллектора, второй находится за муфтой приемной трубы.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 – 90 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Схема устройства
Давайте посмотрим на схему зонда, чтобы дать представление о размещении узлов. Знание конструкции позволяет понять положение деталей, подверженных поломке.
Пример конструкции зонда
- 1 — металлический фитинг, предназначен для установки зонда, на внешней поверхности имеются кромки под ключ, резьба расположена снизу;
- 2 — керамический изолятор;
- 3 — уплотнительный элемент для ввода электропроводки;
- 4 — сигнальные кабели;
- 5 — металлический защитный колпачок с вентиляционными каналами, предназначенный для защиты измерительного элемента от повреждений;
- 6 — пружинная контактная часть;
- 7 — чувствительный элемент из керамики;
- 8 — нагревательный стержень;
- 9 — вентиляционный канал;
- 10 — внешний металлический корпус.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Приора
Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок электронного блока управления;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.
Как проверить мультиметром
Тестером можно проверить работу нагревательной составляющей датчика кислорода:
- Устройство для диагностики переключается в режим замера параметра сопротивления.
- Подключаются щупы устройства к контактам нагревателя. Эти элементы обычно выполнены из кабеля, характеризующегося большим сечением.
- Выполняется прозвон контактов нагревательного устройства.
- Если нагревательный элемент рабочий, то полученная величина сопротивления составит меньше 10 Ом. Если этот параметр выше, то электрическое нагревательное устройство вышло из строя, требуется его замена.
Проверка тестером выполняется так:
- Найдите место монтажа контроллера под капотом вашего автомобиля.
- Щупы мультиметра подключите к сигнальным выходам датчика или электроцепям. На самом тестере выставляется предел измерения в 2 вольта.
- На следующем этапе надо искусственно создать ситуацию переобогащенной горючей смеси. Для этого можно использовать метод перегазовки, периодически нажимая на педаль газа. Либо можно демонтировать разъем датчика давления.
- Затем считываются показания, которые выдал тестер. В идеале они должны составить от 0,8 вольт, это говорит об исправности датчика кислорода.
- Надо искусственно создать ситуацию обедненной смеси. Для этого можно сделать подсос воздуха, немного ослабив хомут воздуховода. При обедненной смеси показания тестера должны составить не более 0,2 вольт.
V_i_t_a_l_y рассказал о диагностике кислородного контроллера с помощью мультиметра.
Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2110 Приора
Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
Блок ECU должен проверять множество параметров одновременно. Самой важной информацией будет положение коленчатого вала. Есть возможность отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведет к остановке двигателя.
Датчики подключенные к ЭБУ
Перечислим все элементы по порядку:
- 15 — ДТОЖ. Резистор вкручен в корпус термостата. Определяется температура антифриза;
- 17 — ДПРВ, он же DF (датчик фазы). Принцип действия — эффект Холла. Положение распределительного вала контролируется. Проверьте это здесь.;
- 20 — ТПС. Сопротивление, прикрепленное к дроссельному узлу 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
- 21 — ДМРВ. Датчик подключен к корпусу фильтра. Проверить воздушный поток, здесь обсуждаются основные симптомы его неисправности;
- 22 — МАК. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме ожидания. Проверить и диагностировать это здесь. Про замену РХХ тут.;
- 24 — лямбда-зонд или лямбда-зонд (см. Выше);
- 25 — датчик скорости. Исправлено в слоте смены. Принцип действия — эффект Холла;
- 26 — ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленчатого вала;
- 27 –DD (датчик детонации). К внешней стенке блока цилиндров прикреплен пьезоэлемент.
Давайте посмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны изображения датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный двигатель внутреннего сгорания).
Каждый предмет будет легко найти под капотом
Все сказанное справедливо сразу для двух двигателей — для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).
Не откручивайте датчик ДТОЖ без слива охлаждающей жидкости. А отключение датчика означает отключение разъема, а не разборку самого датчика.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Давайте посмотрим на другое изображение.
Капот и моторный отсек 21124
важно понимать, где расположены следующие элементы:
Положение фазового датчика показано в предыдущей главе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Установить таким образом, чтобы сохранить герметичность, будет сложно.
Установка кислородного датчика на Лада Приора
- Устанавливаем машину на смотровой канал (яму);
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Снимаем концевики;
- Ключом на «17» выкручиваем датчик;
- Вкручиваем ДК, надеваем клеммы;
- Запускаем двигатель, остается проверить функционал.
Замена своими руками завершена.
LADA PRIORA 21723
Назначение контактов колодки комбинации приборов
1 К электроусилителю руля 2 К контрольному сигнализатору аварийной сигнализации 3 К датчику аварийного давления масла 4 К выключателю стояночного тормоза 5 К блоку управления иммобилизатора 6 К блоку управления подушкой безопасности 7 К выключателю наружного освещения 8 К переключателю указателей поворота (правый борт) 9 К переключателю указателей поворота (левый борт) 10 К блоку управления системы впрыска топлива 11 К датчику отключения подушки безопасности переднего пассажира 12 К датчику непристегнутых ремней безопасности 13 К блоку управления электронного распределителя тормозных сил 14 К клавише «RESET»на подрулевом переключателе (-) 15 К датчику уровня тормозной жидкости 16 К датчику управления антиблокировочной системы тормозов 17 К выключателю дальнего света фар 18 К выключателю освещения комбинации приборов 19 Корпус 20 К клемме «30» аккумуляторной батареи 21 К клемме «15» выключателя зажигания 22 К датчику расхода топлива 23 К клавише режимов переключения функций маршрутного компьютера по кольцу вперед и перевода минут (-) 24 К клавише режимов переключения функций маршрутного компьютера по кольцу назад и перевода часов (-) 25 К датчику наружной температуры (-) 26 К датчику наружной температуры (+) 27 К датчику уровня топлива 28 К датчику скорости 29 К датчику температуры охлаждающей жидкости 30 Низковольтный вход тахометра 31 Диагностика при производстве комбинации приборов 32 К клемме «L» реле-регулятора генератора
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута проводов заднего LADA PRIORA
1 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов панели приборов; 2 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов дополнительного 2 (левой задней двери); 3 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов боковых дверей (правой передней двери); 4 – боковой указатель поворотов левый; 5 – контроллер электропакета; 6 – боковой указатель поворотов правый; 7 – блок освещения салона; 8 – выключатель контрольной лампы ручного тормоза; 9 – фонарь левый; 10 – фонарь правый; 11 – датчик температуры воздуха салона; 12 – выключатель плафона освещения салона в стойке двери водителя; 13 – выключатель плафона освещения салона в стойке правой передней двери; 14 – выключатель плафона освещения салона в стойке правой задней двери; 15 – выключатель плафона освещения салона в стойке левой задней двери; 16 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов боковых дверей 2 (левой передней двери); 17 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов дополни- тельного (правой задней двери); 18 – колодки жгута проводов заднего к громкоговорителю заднему правому; 19 – колодки жгута проводов заднего к громкоговорителю заднему левому; 20 – прикуриватель; 21 – модуль электробензонасоса; 22, 23 – колодки жгута проводов заднего к колодкам жгута проводов панели приборов 2,3; 24 – фонарь освещения багажника; 25 – дополнительный сигнал торможения; 26 – выключатель привода замка багажника; 27 – плафон освещения салона; 28 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов переднему; 29 – датчик скорости левый задний; 30 – датчик скорости правый задний; 31 – датчик системы автоматической очистки стекол (датчик дождя); 32 – регулятор чувствительности датчика дождя; 33 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов панели приборов 4; 34 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов датчиков системы парковки; 35 – блок сигнализации системы безопасной парковки; 36 – преднатяжитель ремня безопасности водителя; 37 – преднатяжитель ремня безопасности пассажира; 38 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов боковых дверей 3 (правой передней двери); 39 – блок управления надувных подушек безопасности; 40 – блок управления системы парковки; 41 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов заднего дополнительного (двери задка); 42 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов заднего дополнительного 2 (двери задка); 43 – обогреватель левого сидения; 44 – выключатель электрообогревателей сидений; 45 – обогреватель правого сидения. 46 – колодка жгута проводов заднего к выключателю системы парковки.
Монтаж обманки
Установку выполняйте только в специализированных автомастерских, так как необходимо специальное оборудование:
- Сварочный аппарат;
- Шлифовальная машинка;
- Металлическая труба;
- Фланцевые соединения.
Этапы монтажа следующие:
- Отключить действующий датчик;
- Вырезать катализатор на участке выхлопной трубы;
- Вварить металлическую вставку;
- Вкрутить ДК вместе с проставкой.
Если владелец ВАЗ 2110 желает установить электронную обманку, то для этого потребуется перепрошивка ЭБУ портативным сканером.
Ремонт
Виды выполняемых работ зависят от того, какие признаки неисправности были выявлены в ходе диагностики.
Ремонт проводки
При выявлении видимых нарушений или внутренних, требуется выполнить ремонт проводки или ее замену.
Ремонт разъема
В случае механической поломки разъема требуется его замена, так как он не обеспечит изоляции соединяемых контактов.
При окислении разъема необходимо его переподключение и чистка контактов.
Чистка (временная мера)
В течение эксплуатации автомобиля на поверхности датчика накапливается значительный слой нагара.
Чистка выполняется с применением ортофосфорной кислоты и щетки из мягкого материала. Внешний электрод и защитный кожух необходимо вымачивать около 20 минут до отставания скопившегося нагара либо очистить с помощью щетки.
Не рекомендуется применение средств из жестких материалов, например: щетки по металлу, отвертки, наждачной бумаги.
После чистки лямбда зонд необходимо полностью просушить.
Замена
Замена первого или второго датчика заключается в следующих действиях:
- отключение разъема;
- демонтаж лямбда зонда из выхлопной системы;
- установка заведомо исправного датчика;
- подключение разъема.
После ремонта, чистки или замены элементов лямбда зонда требуется выполнить повторную проверку его работы с помощью запуска двигателя и его прогрева до рабочей температуры.