Лада 4×4 с пробегом: 3 преимущества и 3 главных недостатка

Ранее мы уже сравнивали Ниву ВАЗ-2121 с УАЗом-469(3151). Сегодня же сравним обычную короткую Ниву с Chevrolet Niva. Не будем углубляться в историю создания этих автомобилей, а попробуем выделить основные преимущества и недостатки каждого внедорожника. И если сравнение Нивы с УАЗом было не совсем корректным т.к. эти автомобили относятся к разным классам, то сейчас в этом плане все в порядке. Шевроле Нива является по сути развитием ВАЗ-2121, поэтому технически эти автомобили похожи. Итак, приступим к сравнению.

Что представляет собой ВАЗ 2131

Нива 2131 — рестайлинг модели 2121. Изменения коснулись в основном кузова автомобиля. Машина имеет 5 дверей, это обеспечивает удобную посадку пассажиров. Увеличилась длина до 4240 мм, ширина осталась прежней. Изменения претерпела и колесная база (больше, чем ширина).

Технические характеристики машины представлены в таблице.

Страна сборкиРоссия
Страна моделиРоссия
Класс автомобиляJ
Количество дверей5
Максимально развиваемая скорость137 км/ч
Разгон до 100 км/чЗа 19 секунд
Средний расход топлива на 100 км9,8 литров
Марка топливаАИ-95

Как машину назовешь — так она и повезет

Пожалуй, ни у одного автомобиля не было столько наименований, сколько у Лады 4х4. Кстати, такое название машина приобрела только в 2013 году, на основании соглашения между АвтоВАЗом и General Motors, по которому товарный знак “Нива” перешло к General Motors и может использоваться только для автомобиля Chevrolet Niva. Во время первых тестирований, автомобиль называли Formika (муравей), но это название не прижилось так же, как и шуточное наименование прототипа ВАЗа-2121 — “Крокодил Гена”. В итоге, сошлись на “Нива”, что вопреки бытующему мнению, дает отсылку вовсе не к большому пшеничному полю, а к именам детей конструктора проекта 2121 Петра Прусова и ведущего конструктора ВАЗа Владимира Соловьева — Наталья, Ирина, Вадим, Андрей.


Фото 2: Тот самый “Крокодил” — прототип “Нивы” Э2121 (Источник: Яндекс.Картинки)

Плюсы автомобиля

Достоинства:

  • Подвеска высокого качества.
  • Большое количество места на заднем сиденье.
  • Уверенная езда.
  • Надежность и неприхотливость двигателя.
  • Постоянный полный привод.
  • Хорошая проходимость по дорогам.
  • Большой объем и длина багажника.
  • После раскладывания сидений можно спать в полный рост.
  • Малый расход топлива для внедорожника (всего 10 литров на 100 километров).
  • Отсутствие сложностей с поиском деталей.
  • Поломки, как правило, устраняются за короткий промежуток времени.
  • Вмятины легко выпрямляются при помощи физического усилия.
  • Не требует тщательного ухода.
  • Невысокая стоимость авто и запчастей.
  • Простота конструкции.
  • Возможность устранения неисправностей с минимальным набором инструментов.
  • Адаптированность под российские дороги.
  • Невысокая стоимость технического обслуживания.
  • Усилитель руля хорошего качества.
  • Наличие как пониженной передачи, так и блокировки мостов. Все это можно использовать одновременно. Подобной функцией снащены только дорогостоящие джипы.
  • Имеется возможность перевозить длинные предметы (до 4 метров).
  • При переезде через бордюры и камни подвеска никогда не пробивается.
  • Минимальный риск повредить поддон картера.
  • Удобное расположение двигателя.
  • Много места для ног водителя и переднего пассажира. Не приходится держать конечности строго в одном положении.
  • Высокий клиренс позволяет преодолевать различные препятствия.
  • Хорошая защита радиатора от коррозии.
  • Возможность ремонтировать ВАЗ 2131 своими силами.
  • Короткая база облегчает преодоление различных препятствий.
  • Высокая стойкость против аварий.
  • Запасное колесо расположено под капотом. Это означает, что ни салон, ни багажник не пачкаются. Важный момент: колесо может принять на себя удар в момент столкновения.
  • Плавный угол наклона спинки переднего кресла.

Нива — чемпион ралли “Париж-Дакар”

Мало кто интересовался биографией “Нивы” настолько глубоко, а ведь там кроется немало удивительных фактов. ВАЗ-2121 не только обрел невероятную популярность в Европе (кстати, как и многие автомобили советского автопрома), но и успел отличиться спортивными достижениями. Впервые “Нива” заявила о себе на ралли 1986 года, когда в гонке принимали участие около 170 автомобилей, и стартовало сразу 5 экипажей! Такого масштаба не ожидал никто и, уж тем более, мало кто верил в успех никому неизвестного тогда автомобиля.


Фото 3: Lada 4×4 Niva Poch на ралли “Париж-Дакар” (Источник: Яндекс.Картинки)

Вопреки ожиданиям, до финиша дошли целых два экипажа из пяти. Конечно, для ралли были представлены модели ВАЗ-2121 не в стандартной модификации, а с несколько измененной спецификой, чтобы выдержать суровые условия гонки — 15 000 км по пустыне и грунтовой дороге. Была установлена усиленная подвеска, бензобак с большей вместительностью, проведена защита днища и был вварен каркас безопасности. Все в соответствие с техническими стандартами ралли “Париж-Дакар”.

Для дальнейшего достижения успехов, когда соревнования осуществлялись уже с более мощными автомобилями, “Ниву” пришлось немного подшаманить. В 1981 году объем двигателя был увеличен до 1,8 л, благодаря чему мощность автомобиля выросла почти вдвое — до 140 лошадей, что произвело фурор на гонках Дакар-81, заняв тогда 3 место. А, уже в 1983 году, когда был установлен новый двигатель Simca объемом 2,4 л, ВАЗ-2121 взял серебро, оставив позади мощный Range Rover. После проведения гонок авторитет советского автопрома на европейском рынке значительно вырос, что стало мощным рывком в увеличении продаж “Нивы” на экспорт, которую европейцы ласково называли “русский танк”.

Минусы машины

Недостатки:

  • Небольшое количество места на переднем сиденье (можно без ущерба для дальних пассажиров отодвинуться).
  • Медленный разгон.
  • Обгонять крупные машины необходимо с осторожностью.
  • Малая мощность двигателя.
  • Тонкий слой лакокрасочного покрытия снижает стойкость автомобиля к окружающей среде.
  • Плохая устойчивость кузова к коррозии. Часто начинает гнить после первого года эксплуатации. Причина — низкое качество металла, обработка дешевыми антикоррозийными средствами.
  • Вибрация от раздаточной коробки. У некоторых автовладельцев проблема начинается очень быстро. Временное устранение недостатка — капитальная переборка механизма.
  • Проблемы с охлаждающей системой, заключающиеся в течи антифриза. Важно постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости. Регулярное устранение течей — залог долгой работы авто.
  • Использование сальников низкого качества приводит к течи масла из двигателя, редуктора и других элементов. Важен постоянный контроль и оперативное устранение дефектов.
  • Необходимость пролива всех технологических отверстий маслом. Также важно поменять масло в коробке и мостах на полусинтетический вид.
  • Замена сцепления происходит, как правило, каждые 40-45 тысяч километров.
  • На высокой скорости в салоне шумно.
  • После езды под дождем часто возникает поломка — отсутствие искры.
  • Проблемы с настройкой карбюратора, несмотря на наличие инжектора. Кроме того, часто встречаются нарушения в работе топливной системы и топливных магистралей.
  • Некоторые владельцы отмечают недостатки в системе освещения. Решение проблемы — установка дополнительного освещения.
  • Не совсем эстетичный внешний вид.
  • Устаревшая конструкция.
  • При больших нагрузках можно порвать привод. Не следует переезжать большие овраги на большой скорости.
  • Малый угол поворота передних колес.
  • На каждые 50 тысяч километров приходится менять стойки амортизаторов, а также шаровые опоры. В целом необходимо перебирать практически всю подвеску.
  • Ненадежная электрика (панель приборов).
  • Вой в коробке передач. Причина – просчеты конструкторов при разработке автомобиля.
  • Низкая производительность печки (особенно ощущается в зимние месяцы).
  • Подшипники ступиц низкого качества, некоторые из них приходится менять при пробеге 10 тысяч километров.
  • Крестовина карданного вала не рассчитана на высокие нагрузки. Она может легко выйти из строя, а это повлечет за собой дорогостоящий ремонт.

avtoexperts.ru

Легендарная российская Нива выпускается с 1977 года. Модель создавалась для жителей сельской местности. Изначально автомобиль назывался ВАЗ 2121 Нива. Затем с 2006 по 2022 годы продавали, как Lada 4X4, а в 2021-м и вовсе переименовали в Lada Niva Legend. Но сути это не меняет. Этот внедорожник много лет практически не меняется, при этом остается востребованным. В чем плюсы и минусы Нивы, для чего ее покупают, разберемся в сегодняшней статье.


Lada Niva 4X4

Скажу сразу, что на днях я самостоятельно тестировал автомобиль в модификации ВАЗ 21214М. Правда экземпляр был не новым, а 2012 года с пробегом около 150 000 км. Но это не помешало понять суть автомобиля. Поэтому данная запись является не только теоретической, но и практической. По поводу состояния, “болячек” и отличий модели расскажу ниже.

Начнем с того, что Lada 4X4 имеет не рамный, а несущий кузов. То есть рама интегрирована в кузов. Таким образом, создателям удалось сократить общую массу автомобиля. Хотя предложения по созданию Нивы с рамным кузовом и полностью зависимой подвеской в то время были. К счастью, они были отклонены.


Схема Нивы

Благодаря несущему кузову, передняя подвеска независимая на поперечных рычагах, а задняя зависимая на четырех поперечных и одном продольном рычагах.


Задняя подвеска и мост

Таким образом, мы имеем трехдверный внедорожник, стилистически напоминающий легковой автомобиль ВАЗ 2106. Только укороченный и с измененной задней частью в кузове хэтчбек. Создатели использовали существующие наработки прошлых лет и применили их к Ниве.

Кузов очень склонен к коррозии. Экземпляр 2012 года имеет множество рыжиков по всему кузову. В Сети можно найти фотографии и отзывы, в которых даже на полугодовалом автомобиле можно обнаружить следы начинающейся ржавчины. Видимо на заводе используется некачественная сталь, да и оцинковку она не проходит, а жаль.


Lada 4X4 — вид сбоку

Как видно на фотографиях, машина имеет нестандартные диодные фары. Цена — около 7000 рублей. Плюс владелец установил шноркель (3000 руб), багажник на крышу с креплениями для сноубордов, а также всесезонные шины Kama Flame, размерностью 205/70/R16. Да, и не забываем о тонированных вкруг стеклах. Все это меняет внешность Нивы, делая ее более брутальной.

Внешне ВАЗ 21214М отличается от других версий измененными боковыми зеркалами, решеткой радиатора и надфарниками. В салоне другие приборная панель, механизм складывания спинки заднего сиденья. По элементам подвески — иные амортизаторы, передние пружины, шаровые опоры, нижние рычаги с сайлентблоками. Сцепление увеличенной до 215 мм размерности фирмы Valeo.

Попадая в салон, ощущаешь будто это ВАЗ 2106 или 2107. Вообще на первых Нивах интерьер был полностью идентичным с ВАЗ 2106. В процессе он немного изменился, но суть осталась прежней — низкое качество материалов и отсутствие такого понятия, как эргономика.


Интерьер

Владелец установил более комфортные сиденья от Chevrolet Aveo. Так, что переднее кресло с подлокотником.

Что касается комфорта, то его здесь нет и ждать не приходится. С одной стороны, стоит помнить, что машина создана еще в СССР, с другой — сейчас 2022 год и мы стали более требовательными, привыкли к современным и комфортным автомобилям.


Заднее сиденье Lada 4X4

Чтобы пройти на задний ряд, нужно отодвинуть и наклонить переднее сиденье.

Багажника практически нет. Владелец установил сабвуфер и усилитель, чем занял практически все пространство. Объем по паспортным данным составляет 265 литров, а при сложенных спинках задних сидений увеличивается до 585 литров.


Багажник Нивы

Заглядывая под капот, кроме двигателя обнаруживаешь запасное колесо. Для “Ниваводов” ничего удивительного, но для обывателя — что-то новенькое. Владелец пошутил, сказав, что в Ниве есть подогрев колеса.


Под капотом 1.7

Двигатель 21214 с распределенным впрыском топлива имеет объем 1,7 литра, мощность 83 л.с. и 129 Hm крутящего момента, доступных при 4000 об/мин. Четыре цилиндра, восемь клапанов, цепь в приводе ГРМ. Блок цилиндров — чугунный.


Двигатель 21214

В плане обслуживания все просто и понятно — менять моторное масло раз в 10 000 км и заливать качественное топливо. Ресурс около 160 000 км пробега без капитального ремонта, а то и больше.

В паре с мотором работает 5-ступенчатая механическая коробка передач. О какой-то динамике говорить не приходится. По паспортным данным разгон с нуля до сотни занимает 17 секунд, а максимальная скорость составляет 142 км/ч. Проблема лишь в том, что на такой максимальной скорости в Ниве ехать, мягко говоря, не комфортно.

Гидроусилитель рулевого управления в ВАЗ 21214М имеется. Конечно же с ним управление дается легче, чем без него. ГУР на Нивы ставится с 2006 года.

Привод постоянный полный. Схема такая. Передний и задний мосты связывают два карданных вала через раздаточную коробку. Межосевой дифференциал раздатки постоянно передает крутящий момент на переднюю и задние оси в одинаковой пропорции, но при пробуксовке одного из колес, наибольший момент начинает передаваться именно на него. Поэтому в Ниве есть блокировка дифференциала, при включении которой, момент начинает жестко распределяться между передней и задней осью, а не на одно застрявшее колесо. Таким образом у Нивы больше шансов, чтобы выехать с бездорожья.


Схема полного привода Нивы

Также имеется понижающий ряд коробки. При включении которого, двигатель поддерживает высокие обороты, но скорость остается небольшой. Это подходит для преодоления бездорожья. Блокировка межосевого дифференциала плюс понижающий ряд — фишка Нивы.


Красным отмечен рычаг блокировки дифференциала, напротив рычаг понижающей передачи, справа рычаг КПП

Однако, по умолчанию межколесной блокировки нет. Ее устанавливают дополнительно те, кто часто ездит по настоящему бездорожью. Она позволяет заблокировать дифференциал на оси, и, при ее включении будут крутиться оба заблокированных колеса, а не одно.


Самоблокирующийся дифференциал

Кроме этого, автомобиль имеет отличную геометрическую проходимость. Короткая база, клиренс в 220 мм, угол въезда и съезда в 40 градусов. Плюс полный привод, сделали из Lada 4X4 настоящий внедорожник.

Правда, на бездорожье не стоит быть слишком самонадеянным. Следует адекватно оценивать шансы на успех. Нива — это не болотоход и не трактор. Где-то она проедет, а где-то застрянет.


Lada 4X4 в снегу

Проверяя проходимость мы застряли в снегу. Попросту сели на брюхо. Благо, что колесная база короткая и немного подкопов под днищем и колесами, выехали.

Выводы

В итоге мы имеем проходимый внедорожник по доступной цене. Кстати, рыночная стоимость экземпляра в обзоре составляет около 250 000 рублей. Новая Lada Niva Legend стоит от 554 000 рублей. За эти деньги вы получаете возможность проезжать туда, куда на обычной легковушке не проедите.

Да, кроме этого, Нива имеет высокую моральную проходимость. Потому что ее не жалко. А еще крепкие бамперы, которыми можно сносить ветки и кустарники, хотя в целях сохранения природы, этого делать не стоит.

Обслуживать и содержать не дорого. Запчасти дешевые, а в сервисе с вас много не попросят, в отличии от иномарки.

Но есть существенный минус. Lada 4X4 — не комфортный автомобиль, поэтому подойдет только тем, кто хочет за “недорого” далеко выезжать за пределы городской суеты. А для езды только по городу и трассе существуют более комфортные машины.

Всем удачи, Айрат Кадырмаев.

Рекомендации будущим владельцам

Шланг омывателя задней двери специалисты советуют перенести в другое место. Кроме того, важно задуматься о дополнительных способах обогрева в зимнее время года. Салон также можно утеплить. Многие автовладельцы ставят ступеньку у порогов.

Для того, чтобы насладиться достоинствами, нужно покупать новую машину. Только в этом случае положительных эмоций будет больше, чем отрицательных. Важно прислушиваться ко всем посторонним шумам на дороге, это поможет предотвратить серьезную поломку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]