Самостоятельная диагностика и замена модуля зажигания ВАЗ 2107

Одним из важных элементов системы зажигания, необходимой для воспламенения рабочей горючей смеси в ДВС автомобиля является модуль зажигания (катушка зажигания). Катушка зажигания ВАЗ 2110 преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное, благодаря чему создается искра на свечах зажигания.

Вполне очевидно, что при возникновении сбоев в работе зажигания, в первую очередь на работоспособность проверяют свечи, провода, колпачки, а потом и саму катушку зажигания.

Другими словами, нужно знать, как проверить модуль 2110 (катушку зажигания). Далее мы рассмотрим более подробно, что представляет собой и как проверить модуль зажигания, какие бывают неисправности и как их устранить.

Виды систем зажигания ВАЗ 2107

Эволюция ВАЗ 2107 превратила систему зажигания этого авто из ненадёжной механической конструкции в современную управляемую компьютером электронную систему. Изменения происходили в три основных этапа.

Контактное зажигание карбюраторных двигателей

Первые модификации ВАЗ 2107 были оборудованы системой зажигания контактного типа. Работала такая система следующим образом. Напряжение от аккумуляторной батареи поступало через замок зажигания на трансформатор (катушку), где увеличивалось в несколько тысяч раз, а далее — на трамблёр, который распределял его по свечам. Так как напряжение на свечи подавалось импульсно, для замыкания-размыкания цепи использовался механический прерыватель, размещённый в корпусе трамблёра. Прерыватель подвергался постоянным механическим и электрическим нагрузкам, и его приходилось часто приходится регулировать, выставляя зазоры между контактами. Контактная группа устройства имела небольшой ресурс, поэтому её приходилось менять через каждые 20–30 тыс. км пробега. Однако, несмотря на ненадёжность конструкции, машины с таким типом зажигания можно встретить и сейчас.


Контактная система зажигания требует регулировки зазора между контактами прерывателя

Бесконтактное зажигание карбюраторных двигателей

С начала 90-х годов на карбюраторные ВАЗ 2107 стали устанавливать бесконтактную систему зажигания, где прерыватель был заменён на датчик Холла и электронный коммутатор. Датчик расположен внутри корпуса распределителя зажигания. Он реагирует на вращение коленвала и отправляет соответствующий сигнал на коммутирующий блок. Последний, основываясь на полученных данных, подаёт (прерывает подачу) напряжения с аккумулятора на катушку. Затем напряжение возвращается на трамблёр, распределяется и уходит на свечи зажигания.


В бесконтактной системе зажигания механический прерыватель заменен электронным коммутатором

Бесконтактное зажигание инжекторных двигателей

Последние модели ВАЗ 2107 оснащены инжекторными двигателями с электронным управлением. Система зажигания в этом случае вообще не предусматривает никаких механических устройств, даже распределителя. Кроме этого, в ней нет ни катушки, ни коммутатора как таковых. Функции всех этих узлов выполняет одно устройство — модуль зажигания.

Управление работой модуля, как и работой всего двигателя, осуществляется контроллером. Принцип действия такой системы зажигания следующий: контроллер подаёт напряжение на модуль. Последний преобразует напряжение и распределяет его по цилиндрам.

Немного о ценах

Мы уже отмечали, какой коммутатор и транзистор используется при ремонте модуля зажигания у десятки. Первый стоит примерно 3 доллара, а за второй придется отдать около 6 долларов.

Некоторые умельцы используют отечественный аналог транзистора — модель КТ848А. Разумеется, он стоит дешевле. Но проблема его в более низком качестве и больших размерах, что несколько осложняет процесс ремонта.

Модуль зажигания

Модуль зажигания — это устройство, предназначенное для преобразования постоянного напряжения бортовой сети в электронные высоковольтные импульсы с последующим их распределением по цилиндрам в определённом порядке.


В инжекторных ВАЗ 2107 модуль зажигания заменил катушку и коммутатор

Конструкция и принцип работы

В конструкцию устройства входят две двухвыводные катушки зажигания (трансформаторы) и два высоковольтных коммутатора. Управление подачей напряжения на первичные обмотки трансформатора осуществляется контроллером на основании полученной от датчиков информации.


Работой модуля зажигания управляет контроллер

В системе зажигания инжекторного двигателя распределение напряжения осуществляется по принципу холостой искры, предусматривающему попарное разделение цилиндров (1–4 и 2–3). Искра образуется одновременно в двух цилиндрах — в цилиндре, в котором подходит к завершению такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, где начинается такт выпуска (холостая искра). В первом цилиндре происходит возгорание топливно-воздушной смеси, а в четвёртом, где догорают газы, не происходит ничего. После проворачивания коленвала на пол-оборота (1800) в процесс вступает вторая пара цилиндров. Поскольку от специального датчика контроллер получает информацию о точном положении коленчатого вала, проблем с искрообразованием и его очерёдностью не возникает.

Расположение модуля зажигания ВАЗ 2107

Модуль зажигания расположен на фронтальной стороне блока цилиндров над масляным фильтром. Он закреплён на специально предусмотренном металлическом кронштейне при помощи четырёх винтов. Идентифицировать его можно по выходящим из корпуса высоковольтным проводам.


Модуль зажигания расположен на фронтальной части блока цилиндров над масляным фильтром

Заводские обозначения и характеристики

Модули зажигания ВАЗ 2107 имеют каталожный номер 2111–3705010. В качестве альтернативы рассматривают изделия под номерами 2112–3705010, 55.3705, 042.3705, 46.01. 3705, 21.12370–5010. Все они имеют примерно одинаковые характеристики, но при покупке модуля следует обращать внимание на объем двигателя, для которого он предназначен.

Таблица: технические характеристики модуля зажигания 2111–3705010

НаименованиеПоказатель
Длина, мм110
Ширина, мм117
Высота, мм70
Масса, г1320
Номинальное напряжение, В12
Ток первичной обмотки, А6,4
Напряжение вторичной обмотки, В28000
Длительность искрового разряда, мс (не менее)1,5
Энергия разряда искры, МДж (не менее)50
Диапазон рабочих температур, 0Сот -40 до + 130
Примерная цена, руб. (в зависимости от производителя)600–1000

Назначение и характеристики

Катушка 2111-3705010 предназначена для:

  • формирования высоковольтных импульсов;
  • распределения сигналов между свечами зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров.

Основные технические параметры узла:

  • рабочее напряжение – 12 В;
  • ток в первичной цепи – 6,4 А;
  • напряжение во вторичном контуре – 28 кВ;
  • длительность искры – не менее 1,5 мс;
  • энергия разряда – 50 МДж.

Прочитайте, может пригодится: Снятие подрулевого переключателя ваз 07

Диагностика неисправностей модуля зажигания инжекторных ВАЗ 2107

Зажигание инжекторного ВАЗ 2107 является полностью электронным и считается довольно надёжным. Однако и с ним могут возникнуть проблемы. Модуль при этом играет не последнюю роль.

Признаки неисправности модуля зажигания

К симптомам неисправного модуля относятся:

  • загорание на приборном щитке сигнальной лампы Check engine;
  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • троение двигателя;
  • провалы и рывки при разгоне;
  • изменение звука и цвета выхлопа;
  • повышение расхода топлива.

Однако эти признаки могут появиться и при других неисправностях — например, при неполадках топливной системы, а также при выходе из строя некоторых датчиков (кислородного, массового расхода воздуха, детонации, положения коленвала и др.). Если двигатель начинает работать некорректно, электронный контроллер переводит его в аварийный режим, используя все ресурсы, которые есть в наличии. Поэтому при изменении работы мотора увеличивается расход топлива.

В таких случаях следует прежде всего обратить внимание на контроллер, считать с него информацию и расшифровать код возникшей ошибки. Для этого потребуется специальный электронный тестер, имеющийся практически на любой станции технического обслуживания. При выходе из строя модуля зажигания коды ошибок в работе двигателя могут быть следующими:

  • P 3000 — отсутствие искрообразования в цилиндрах (для каждого из цилиндров код может выглядеть как P 3001, P 3002, P 3003, P 3004);
  • P 0351 — обрыв в обмотке или обмотках катушки, отвечающей за 1–4 цилиндры;
  • P 0352 — обрыв в обмотке или обмотках катушки, отвечающей за 2–3 цилиндры.

Вместе с тем подобные ошибки контроллер может выдавать и при неисправности (обрыве, пробое) высоковольтных проводов и свечей зажигания. Поэтому перед диагностикой модуля следует проверить провода высокого напряжения и свечи.

Основные неисправности модуля зажигания

К основным неисправностям модуля зажигания ВАЗ 2107 относятся:

  • обрыв или замыкание на массу в проводке, идущей от контроллера;
  • отсутствие контакта в разъёме;
  • замыкание обмоток устройства на массу;
  • обрыв в обмотках модуля.

Проверка модуля зажигания

Для диагностики модуля инжекторной ВАЗ 2107 потребуется мультиметр. Алгоритм проверки следующий:

  1. Поднимаем капот, снимаем воздушный фильтр, находим модуль.
  2. Отсоединяем от модуля колодку жгута проводов, идущих от контроллера.
  3. Устанавливаем на мультиметре режим измерения напряжения в диапазоне 0–20 В.
  4. Не запуская двигателя, включаем зажигание.
  5. Минусовой (обычно чёрный) щуп мультиметра подключаем к «массе», а плюсовой — к среднему контакту на колодке жгутов. Прибор должен показывать напряжение бортовой сети (не менее 12 В). Если напряжения нет, или оно меньше 12 В, неисправна проводка или сам контроллер.
  6. Если мультиметр показывает напряжение не менее 12 В, выключаем зажигание.
  7. Не подключая разъёма с проводами, отсоединяем высоковольтные проводники от модуля зажигания.
  8. Переключаем мультиметр в режим измерения сопротивления с пределом измерения 20 КОм.
  9. Для проверки устройства на предмет обрыва в его первичных обмотках измеряем сопротивление между контактами 1a и 1b (крайние в разъёме). Если прибор сопротивление стремится к бесконечности, в цепи действительно имеет место обрыв.
  10. Проверяем модуль на обрыв вторичных обмоток. Для этого измеряем сопротивление между высоковольтными выводами первого и четвёртого цилиндров, затем — между выводами второго и третьего цилиндров. В рабочем состоянии сопротивление модуля должно быть около 5–6 КОм. Если оно стремится к бесконечности, цепь оборвана, а модуль неисправен.

Видео: проверка модуля зажигания ВАЗ 2107

Порядок работ

Перед началом работ необходимо выставить информацию в блок управления. Помогут это сделать датчики.

Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор, необходимо иметь некоторые навыки, связанные с ремонтом автомобиля:

  1. Найти газораспределительный механизм и освободить его от футляра.
  2. Между датчиком и зубчатым диском коленвала должно остаться расстояние, не превышающее 0,5 – 0,7 мм. Это необходимо для того, чтобы импульс от датчика смог пройти при этом не возникало бесперебойного образовывания искр.
  3. Шкив коленвала должен оставаться на своем месте. Как это проверить? В этом помогут метки, расположенные на маховике. Они должны совпадать с метками картера КПП. Для этого необходимо поворачивать коленвал.
  4. Необходимо проследить, чтобы метка, расположенная на масляном насосе, была совмещена с приливом блока цилиндра.
  5. Между меткой на колесе привода распределительного вала и приливом крышки ремня ГРМ должно быть совпадение.
  6. Поршни 1, 4 цилиндра при условии, что все точки совмещены, будут находиться в верхнем положении. Расстояние между зубчиками должно совпасть с приливом на блоке цилиндра. Расположенный на 20 месте зубчик, совпадет с датчиком коленвала.
  7. От датчика пойдет сигнал в систему управления ДВС. Он будет означать то, что поршень первого цилиндра занимает верхнее положение в сжатом состоянии.

Замена модуля зажигания ВАЗ 2107

В случае неисправности модуль зажигания лучше заменить на новый. Ремонт возможен только в том случае, когда поломка заключается не в обрыве или замыкании обмоток, а в видимом нарушении какого-либо соединения. Так как все проводники в модуле алюминиевые, потребуется специальный припой и флюс, а также определённые знания из области электротехники. При этом гарантий, что устройство будет работать безупречно, никто не даст. Поэтому лучше купить новое изделие стоимостью около тысячи рублей и быть уверенным, что проблема с модулем зажигания решена.

Самостоятельно заменить модуль сможет даже неискушённый автолюбитель. Из инструментов понадобится лишь шестигранный ключ на 5. Работы выполняются в следующем порядке:

  1. Открываем капот и отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Снимает корпус воздушного фильтра, находим модуль зажигания и отсоединяем от него провода высокого напряжения и колодку жгута проводов.
  3. Шестигранником на 5 откручиваем четыре винта крепления модуля к его кронштейну и снимаем неисправный модуль.
  4. Устанавливаем новый модуль, фиксируем его винтами. Подключаем высоковольтные провода и колодку проводов.
  5. Подсоединяем клемму к аккумулятору, запускаем двигатель. Смотрим на щиток приборов и слушаем звук работы двигателя. Если лампа Cheсk engine погасла, а мотор работает устойчиво, всё сделано правильно.

Как оценить уже проделанную работу

Точная диагностика проводится с помощью компьютера. Однако самостоятельно оценить то, насколько правильно функционирую цепи также возможно.

  1. При выключенном зажигании проверить контакты.
  2. Узнать напряжение внутри модуля на клеммах С и В.
  3. Провести проверку высоковольтного провода. Для этого необходимо взять свечу и поместить ее в колпачок. При этом ее следует приставить к блоку цилиндров. Если ДВС будет включен с помощью стартера, появится искра. Проверку делают для всех проводов. Если искра не появилась, то нужно проверить или даже заменить всю систему зажигания.
  4. Если двигатель продолжит некорректно работать, предстоит проверка системы питания.

Для карбюраторной модели ВАЗ 2110 также проводят выставление меток с целью регуляции системы зажигания.

Если зажигание ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов происходит рано или, наоборот, поздно, то ухудшается эргономичность всего двигателя. Также снижается и мощность. На двигатель оказывают воздействие высокие температуры и чрезмерны нагрузки. Кроме всего прочего может возникнуть детонация. Все это может привести к тому, что в ВАЗ 2110 пропало зажигание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]