Противотуманные фары на ВАЗ 2110: схема подключения своими руками, нюансы

Постоянно вносимые изменения АвтоВАЗом в свои конвейерные модели приводят к тому, что при детальном ознакомлении одинаковые по документации авто имеют существенные отличия. Например, не все заводские ВАЗ 2110 имеют противотуманные фары (ПТФ).

И у владельцев возникают вопросы относительно того, что необходимо сделать, чтобы подключить их своими руками? В данной статье речь пойдет о том, может ли «пережить» подключение противотуманных фар ВАЗ 2110 без разборки передней части автомобиля и панели приборов.


На фото – «десятка» с противотуманками

Зачем нужны противотуманки

Само название «противотуманные» фары уже говорит об их сути. Их свет проникает через туман, стену дождя, способствует более эффективному освещению дороги.

Наличие ПТФ дает три важных плюса.

  1. ПТФ или противотуманки, характеризуются более плоским световым потоком, который буквально стелится над землей, распространяется в большей степени в ширину, нежели в высоту. Это сделано специально, поскольку температура дорожного полотна выше температуры воздуха, тумана, потому он не опускается на саму землю. Следовательно, противотуманки обеспечивают определенную дальность свечения по сравнению с обычными фарами. Вы будете видеть примерно на 10 метров дальше, чем при работе ближнего света.
  2. Ширина светового луча ПТФ позволяет видеть разметку, обочину, что позволит вовремя совершить манёвр, не оказаться за пределами дорожного полотна. Увы, в условиях тумана это распространенное явление. Причем намного чаще страдают те, у кого противотуманок нет. Это факт.
  3. ПТФ не слепят встречные машины, но позволяет им видеть вас. Только при условии грамотно выполненной регулировки фар, конечно же. Следовательно, противотуманные фары на машине оказывают большое влияние на безопасность, сигнализируя встречным машинам о вашем приближении.

Особенности ПТФ отличие от головных фар

Устанавливаем парктроник своими руками

Итак, основной задачей противотуманных фар является освещение дороги в условиях плохой видимости (дождь, снег, туман и т.д.). Однако, в отличие от головного света, есть особенности.

Прежде всего, ПТФ должны иметь максимально четкую верхнюю светотеневую границу, а также пучок света должен быть строго внизу и оказываться максимально широким. Если эти условия не соблюдены, это может стать проблемой как для водителя ТС, так и для других участников дорожного движения, которые движутся по встречной полосе.

Еще отметим, что даже если в головных фарах стоит самая мощная лампа, особенности, назначение и место установки таких фар не позволяет эффективно освещать дорогу в туман или в дождь.

Дело в том, что головной свет должен как можно дальше освещать дорогу, не слепить встречных водителей и захватывать обочину. Однако в условиях ограниченной видимости ни дальний, ни ближний свет не справляются с такой задачей. Причина — мощный световой поток отражается от частиц влаги, перед водителем появляется мутная «стена». Особенно это заметно при включении дальнего света.

В свою очередь, качественные ПТФ отличаются меньшей мощностью, а сама оптика выполнена и установлена так, чтобы свет туманок буквально «пробивал» влагу и туман. Главный секрет в том, что обычно туман не касается земли, а противотуманные фары стоят максимально низко.

С одной стороны, туманки светят не так ярко и далеко, как головной свет, однако в условиях плохой видимости именно они освещают несколько метров дороги перед автомобилем. Главное, соблюдать правила установки ПТФ и настройки такой оптики.

В двух словах, существуют четкие нормы и стандарты, которых нужно обязательно придерживаться при установке. Дополнительные регулировки позволяют выставить туманки так, чтобы световой поток ложился на дорогу, не слепил водителя, не формировал «стену» в тумане перед автомобилем и т.п.

При этом важно понимать, что дешевые и некачественные ПТФ, а также неправильно установленные противотуманные фары ВАЗ или любого другого авто будут слепить встречные автомобили, однако не способны осветить дорогу в полной мере

По этой причине во время подбора туманок, в первую очередь, нужно уделять данной оптике особое внимание.

Инструкция по установке и подключению противотуманных фар на ВАЗ 2110, 2111, 2112 своими руками

Для самостоятельного монтажа и подключения потребуются слесарные навыки, умение читать и понимать электрические схемы, готовность понести определённые материальные расходы.

Инструменты и материалы

Для установки ПТФ необходимо иметь под рукой:

  • мультиметр (мультитестер);
  • контрольную лампочку;
  • комбинированную отвёртку со шлицевым и крестообразным рабочим органом;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • гаечные ключи 8х10, 12х14;
  • лёгкий молоток;
  • изоленту;
  • упаковку термоусадочных трубок.

Можно приобрести готовый комплект противотуманных фар для ВАЗ 2110 или купить всё по отдельности (более дешёвый вариант):

  • ПТФ — 2 шт.;
  • рамки правая и левая из пластика для противотуманок ВАЗ 2110 — 2 шт.;
  • клавишу с жёлтым индикатором-подсветкой;
  • реле;
  • провод с 2 медными жилами разных цветов диаметром 0,5 мм (для более мощных ламп предпочтительнее диаметр 0,75 мм) — 5 м;
  • соединительные клеммы «мама» узкие (одинарные) — 8 шт.;
  • колодку «мама/папа» широкую (двойную) для подсоединения к каждой противотуманной фаре — 2 шт.;
  • болты М8х45 — 4 шт.;
  • «барашки» к болтам М8 — 4 шт.

Самостоятельный монтаж и подключение

Перед установкой ПТФ нужно снять заглушки на переднем бампере и закрепить с помощью рамок противотуманные фары. Лучший вариант: использовать не саморезы, а болты М8х45 с «барашками», которые обеспечивают более прочное крепление и быстрый демонтаж.

Противотуманная фара вставляется в специальную рамку, с помощью которой крепится в отверстии переднего бампера

Установка ПТФ займёт минимум времени, если действовать по такому алгоритму:

  1. Подключение к электросети следует начинать с протягивания проводов из-под торпеды в подкапотное пространство. Предварительно их нужно поместить в защитную гофру.
  2. Описанная выше операция может потребовать частичной разборки торпеды. На ВАЗ 2112 в заводской электропроводке предусмотрен такой вариант подключения ПТФ, поэтому нужно лишь найти колодки для подключения, которые находятся вблизи заглушек гнёзд в переднем бампере.
  3. Снять плюсовую клемму с аккумулятора.
  4. Открыть монтажный блок-реле и предохранителей (находится слева внизу от рулевой колонки возле педали муфты сцепления).
  5. Открутить отвёрткой саморез и извлечь блок.

Монтажный блок с предохранителями находится с левой стороны вблизи левой ноги водителя

После этого нужно найти выводы предохранителей F4 (служит для защиты правой ПТФ) и F14 (защищает левую противотуманную фару).

Расположение и предназначение плавких предохранителей в монтажном блоке ВАЗ 2110, 2111, 2112 указано на внутренней стороне защитной крышки

Предохранитель F20 обеспечивает защиту задних ПТФ, которые изначально встроены в задние фонари модельного ряда ВАЗ 2110 в виде ламп габаритных огней с двумя нитями. При неблагоприятных погодных условиях вторая нить включается специальной кнопкой, которая расположена на приборной панели.

На заключительном этапе нужно надеть на концы проводов медные разъёмы типа «мама» и вставить их в штеккер согласно прилагаемым электрической и монтажной схемам.

Электрическая схема подключения противотуманных фар ВАЗ 2110, 2111 и 2112 с помощью клавиши с подсветкой и реле

Выбор места для установки кнопки включения противотуманных фар зависит от вида передней панели. Есть определённые нюансы в подключении ПТФ старой и европанели.

Простое подключение своими руками противотуманных фар на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111 со старой передней панелью без подключения реле включения ПТФ

На моделях ВАЗ 2112 с европанелью в автомобильной проводке заводом заложены провода для подсоединения противотуманных фар.

Монтажная схема подключения проводов ПТФ ВАЗ 2112 к заводской проводке, подсоединённой к гнёздам ПТФ, монтажного блока, реле и к кнопке включения с подсветкой (подключается самостоятельно)

Общий алгоритм подсоединения и подключения противотуманных фар

Монтаж противотуманок займёт примерно 1–1,5 часа, если действовать в такой последовательности:

  1. Проводка ПТФ прокладывается поверх основной проводки, которая идёт по левому переднему крылу.
  2. Питание на кнопку включения ПТФ, вставляемую в гнездо на приборной панели, по рекомендации завода следует брать от предохранителя правых габаритных огней. При этом варианте ПТФ останутся включёнными при выключенном зажигании. Если их не отключить своей кнопкой, аккумулятор быстро разрядится. А вот если ПТФ запитать от кнопки включения основных фар или напрямую от замка зажигания, то они загорятся при повороте ключа зажигания.
  3. Подсоединить штеккеры к противотуманным фарам и включить их. Если ПТФ на ВАЗ 2110 и его модификациях не загораются, значит, в монтажную схему вкралась ошибка. В этом случае следует проверить заново каждый элемент цепи.

Самостоятельный монтаж

Подключение к электросети

Приобретя готовый комплект ПТФ, можно приступить к его интеграции в штатную систему электропроводки ВАЗ:

  1. Отключаем АКБ (снимаем «+»);
  2. Открываем блок предохранителей и с помощью отвертки откручиваем 1 саморез и извлекаем блок в салон;


Схема включения противотуманных фар ВАЗ 2110 защищена плавкими предохранителями

  1. Разворачиваем блок и находим выводы двух предохранителей F4 и F14. Первый отвечает за защиту правой фары, второй – левой;
  2. В блоке также есть предохранитель F20, который отвечает за работу задних ПТФ;

Обратите внимание! Схема подключения задних противотуманных фар ВАЗ 2110 изначально присутствует на всех моделях, и представляет собой двухнитиевые лампы в блок-фаре габаритных огней.

  1. Вставляем медные разъемы проводов из комплекта согласно прилагаемой схемы;
  2. Отдельно выводим провод для кнопки в панель приборов и устанавливаем ее;
  3. Прокладываем провода через перегородку в подкапотное пространство;
  4. Собираем блок предохранителей обратно.

Установка в бампер

  1. Снимаем пластиковую заглушку и протаскиваем в отверстие проводку с разъемом;
  2. Подключаем ее к цоколю и устанавливаем противотуманную фару для ВАЗ 2110 в бампер;
  3. Берем крестообразную отвертку и приворачиваем фару 2-мя саморезами;
  4. Предварительно регулируем ее положение;
  5. Закрепляем проводку в подкапотном пространстве, оставляя слабину для замены (например, перегоревшей лампы);
  6. Подключаем аккумуляторную батарею и проверяем качество выполненной работы.


На фото – процесс фиксации ПТФ в переднем бампере

Остается только отрегулировать правильность направления светового потока. Информацию об этой процедуре вы найдете в других статьях нашего сайта, посвященных моделям АвтоВАЗа.

Вопрос цвета стекла для противотуманных фар

На старых автомобилях стекло противотуманных фар имело желтый цвет, потому многие считают, что так должно быть и сейчас, это правильнее и эффективнее.

На самом деле все обстоит иначе. Сегодня лидеры автопроизводства используют исключительно прозрачные стекла для противотуманных фар, которые во многих компонентах лучше желтых.

Нынешние противотуманки на ВАЗ 2110 доступны в двух исполнениях — прозрачные и рифленые. Большинство выбирает прозрачные стекла, хотя по факту рифленые лучше. Они обеспечивают четкий направленный луч, способный с самой лучшей стороны себя показать во время тумана или дождя.

Проблема новых фар

Случается так, что после установки новых фар, приобретенные за большие деньги от надежного, отличного производителя, качество свечения оставляет желать лучшего.
Малоопытные водители списывают все на брак или покупку подделки, замаскированную под проверенную фирму. Но на деле все обстоит совершенно иначе.

Фары светят качественно и эффективно не только в зависимости от производителя. Большую роль играет настройка, о которой кто-то не знает или попросту забывает.

Фары, только что извлеченные из заводской упаковки и установленные на место старой оптики, не имеют необходимую конкретно для вашего автомобиля регулировку. Выполнить ее самостоятельно можно, но для этого потребуется идеально ровная площадка, аналогичная стена и навыки чертежника. На практике реализовать это достаточно трудно, потому оптимальное решение — доверить регулировку специалистам со станции технического обслуживания.

Увы, ВАЗ 2110 — это не современный, передовой автомобиль, в котором фары регулируются автоматически электроникой. Здесь все приходится делать вручную.

Готовые комплекты ПТФ

На сегодняшний день в продаже можно встретить 2 вида противотуманок, у которых световое пятно формируется:

  1. За счет рисок на стекле (классическая фара с отражателем);
  2. За счет линзы (т.н. линзованные).


Полный комплект линзованных фар – проводка, реле и ПТФ с регулировочной системой и заглушками

Совет: Изготовление наклеек на фары позволит защитить линзы от повреждений.

Какие из них выбрать – зависит не только от вашего желания, но и от комплектации набора.

В частности, для установки ПТФ потребуется:

  • Полное соответствие комплекта вашей модели автомобиля (в данном случае ВАЗ 2110);
  • Система регулировки удобная в обращении (имеется ввиду – без снятия бампера или частичной разборки самой фары);
  • Наглядная инструкция о том, как подключить противотуманные фары на ВАЗ 2110.


В каждом «правильном» комплекте есть схема подключения противотуманных фар ВАЗ 2110

Обратите внимание! Только специально сконструированные для ВАЗ 2110 протовотуманки можно установить на автомобиль без каких-либо кузовных работ. К числу производителей, чьи изделия максимально просты в установке, относятся немецкая Bosch и отечественный «Завод Автосвет», цена изделий которого существенно дешевле.

Знаменитые «Киржачи» производятся на предприятии «Завод Автосвет»

Итак, мы с вами выяснили, что автомобили семейства 2110 могут отличаться способом установки ПТФ из-за технических особенностей панели приборов и переднего бампера.

Все остальное (монтаж фар и их интеграция в электросхему) не создадут проблем, поскольку:

  1. Автопроизводитель максимально подготовил транспортное средство для установки ПТФ;
  2. Самостоятельная работа займет всего 1,5-2 часа чистого времени.

Основные заблуждения

Прежде чем давать сравнительные характеристики относительно тех или иных световых приборов, необходимо дать четкое определение терминам, встречающимся в автомобильной среде.

У линзованных нет отражателя

Итак, линзованные фары на ВАЗ 2110 подразумевают, что в самой фаре есть линза (стеклянная или пластиковая), которая позволяет с меньшей поверхности встроенного отражателя получить световой луч, превосходящий традиционный по мощности.


Инструкция фирменных изделий всегда содержит информацию о строении линзованной фары

Другими словами, отражатель (рефлектор) – неотъемлемая часть любой фары, поскольку именно он собирает свет в единый поток. А вот за его направление и отвечает линза, поэтому, такую фару правильнее называть проекционной светотехникой.

Основное достоинство линзованных фар – компактность

Противотуманки можно устанавливать в блок-фары

Еще одно заблуждение, которое бытует в среде автовладельцев ВАЗ 2110 и других моделей Волжского автозавода. Оно сформировалось благодаря компактности линзованных фар и их малых габаритов, позволяющих устанавливать их вместо штатной светотехники.


Заводская классическая оптика ВАЗ 2110

На самом деле, любые световые приборы при работе в тумане не будут эффективными по одной простой причине:

  1. в молочной пелене содержится большая концентрация водяных капель;
  2. они преломляют свет, рассеивают его и отражают обратно, ослепляя водителя.

Вот почему ПТФ должны располагаться ниже штатных фар, поскольку:

  1. теплый воздух от земли и дорожного полотна подсушивает воздух;
  2. туман не касается поверхности и держится над ней на расстоянии 30-50 см;
  3. именно в этом узком пространстве и должны работать противотуманки.

Противотуманки должны светить только желтым

Устанавливаемые линзы в фары ВАЗ 2110 могут светить как белым, так и традиционным желтым цветом. Никакого нарушения здесь нет, поскольку все зависит от технических особенностей установленных ламп. (См. также статью Реле противотуманных фар ВАЗ 2110: особенности.)


На фото – проекция рассеивания светового потока. Показана разница в расстоянии освещенности дальним светом и ПТФ

Ксенон можно установить только в линзованные фары

Источником любого светового луча являются лампы, хоть речь идет о ПТФ или о традиционной головной оптике. В этом вопросе также много путаницы и заблуждений, которые мы сейчас и развеем:

На сегодняшний день в фарах используются 4 вида ламп:

  1. традиционные лампы накаливания;
  2. галогеновые;
  3. ксеноновые;
  4. светодиодные.


В современном авто применяется более 40 видов и типов ламп

На их технических подробностях мы останавливаться не будем, а отметим лишь тот факт, что стандарт для противотуманок – лампы с цоколем Н и НВ.

Другими словами, если при покупке ПТФ вы хотите получить возможность поэкспериментировать с лампами, или приобрести линзы на фары на ВАЗ 2110, то следует выбирать те, у которых в характеристиках указан данный стандарт. (См. также статью Регулировка противотуманных фар ВАЗ 2110: особенности.)

Второй вариант подключения противотуманок

Сначала выберите область для установки приборов – для этого внизу под бампером предусмотрен небольшой отсек. Кстати, фары бывают разными, одни из них рифленые, созданы для рассеивания света, а прозрачные освещают пятнами. Хотя прозрачные агрегаты сегодня пользуются у собственников ВАЗ-2110 большим спросом, специалисты считают их не такими уж полезными.

Монтаж начинается с отсоединения проводов, идущих к датчику уровня жидкости и бачку омывателя. Отсоедините гайку, находящуюся на бачке смывателя, и извлеките целый пучок кабелей, находящихся слева под лонжероном.

Рассматривая разъем Ш1, следует брать во внимание 3 провода: желтого цвета и 2 желто-черных. Отрежьте 2 куска кабеля желтого оттенка, протяните внутрь салона ВАЗ-2110. Далее зачистите кабель, обожмите клеммами достаточной ширины по типу «папа» и определите внутри колодки так, чтобы провод был присоединен к окрашенному в черный с желтым.

Соедините вместе колодку с 2-мя проводами желтого цвета, прижмите их к жгуту, после этого можно монтировать на прежнее место омывающий бачок.

Теперь вам понадобится провод (2 штуки) с длиной до 0,5 м. Добавьте клеммы под массу и закрепите к шпильке, захватите также провод массы, идущий от фары. Когда кабель от противотуманной фары уже находится в переднем лонжероне, протяните кабель там, где планируется фиксация фар. Не забудьте обработать каждый кабель клеммой массы.

Осталось надеть скобы на бампер, а колодки под клемму типа «мама» – на провода. Подготовка фар предполагает вставить в приборы лампочки, специалисты не рекомендуют прикасаться к осветительным лампочкам руками, когда они нагреются, увеличивается риск накала, приспособления могут лопнуть.

Если вы сомневаетесь, что не коснулись лампочек, или точно знаете, что касание было, нужно обезжирить поверхность, воспользовавшись спиртом. Далее подсоедините черный кабель к корпусному основанию, а желтый подведите непосредственно к лампочке. Даже новичок, воспользовавшись этим вариантом монтажа противотуманных фар, сможет разобраться, как правильно подключить противотуманки на ВАЗ-2110, и справится всего за пару часов.

Выбираем производителя фар

Водителям, в первую очередь, всегда важен хороший ближний свет. Фары Киржач оснащены линзой для ближнего света и, соответственно, отражателем для дальнего. Bosch использует отражатели в обоих случаях. В отличии от отражателя, линза имеет значительно более четкую световою линию, помимо этого, осветительные приборы «Киржач» можно вполне законно «комплектовать» ксеноном, что не предусмотрено для «Бош». Однако если сравнивать результаты обзора специалистов и мнения автовладельцев, то стоит отметить, что они несколько отличаются. Фары «Bosch» имеют слабую засветку с боковой стороны в ближнем свете, но, помимо этого, именно они вызывают предпочтение. Кроме этого, они имеют большую поверхность под ближний свет из-за отражателя. Это наилучшим образом сказывается на качестве автомобильного освещения дороги в пасмурную погоду.

Для того, чтобы в ночное время освещение было максимально продуктивным, выбрать качественную оптику не достаточно. Следует правильно фары отрегулировать, а также иметь чистые стекла (следует о стекла закрепляют на герметик, а вот на Bosch они держатся на уплотнителях. Это делает процесс замены стекол проще). Однако самым лучшим вариантом будет использование ярких галогеновых ламп для автомобильных осветительных приборов.

ТОП производителей и моделей ПТФ

Не все фонари могут встать в бампер 2110. Чтобы не ошибиться, мы составили ТОП моделей противотуманок разных производителей:

Модель ПТФ Производитель Вид излучателя и линзы Цена
ВАЗ 2110Киржач АвтосветДиодная лампа, прозрачная, основание хром 600
Бош ВАЗBoschЛампа накаливания, прозрачная, гладкая 900
ВАЗ 2110Magneti Marelli Automotive lightЛампа накаливания, прозрачная, рифленая 950
ВАЗ 2110ЛАДАЛампа накаливания, желтая, рифленая 540
LD 088DLAAДиодный излучатель, прозрачный 1000
PL 519 DLBDLAAДиодный излучатель, прозрачный 1300

противотуманные фары ваз 2110 установка снаружи

1) Снимаем заглушки в бампере, чтобы вставить фары.

Снимаем заглушки в бампере.

2) Устанавливаем облицовку противотуманки.

Вставляем облицовку.

3)Прикручиваем крепления двумя саморезами.

Прикручиваем крепления ПТФ саморезами.

4) Осталось подключить противотуманки на ваз 2110, соединив разъемы.

Подключаем провода соединив разъемы “папа”-“мама”.

  • Если ПТФ с ксеноном, то вам необходим корректор фар, для регулировки светового потока.

подключение вариант 2

1) выбираем место для установки — обычно небольшой отсек находящийся под бампером. Для ваз2110 существует два вида ПТФ: рифленые (рассеивающие свет) и прозрачные (свет идет пятнами). Прозрачные – более модный вариант, но наименее полезный.

2) необходимо приобрести клавишу с желтым индикатором, провода, реле, клемму для массы, узкую широкую клеммы типа «папа»и соответствующие им клеммы типа «мама», а также колодки и рамки для фар.

3) Под капотом отсоединяем провода, идущие к датчику уровня жидкости и омывательному бачку. Для откручиваем гайку бачка омывателя и вытягиваем пучок проводов, находящийся под левым лонжероном.

4) В разъеме Ш-1 нам нужны три провода: два желто-черных и один желтый.

5) Затем отрезаем два куска от желтого провода и протягиваем их внутрь салона машины. Зачищаем провода, крепим к ним широкие клеммы типа «папа», после этого вставляем их в колодку, чтобы помеченный провод соединился с желто-черным. Соединяем колодку и прижимаем к жгуту два желтых провода, ставим бачок омывателя на место.

6) Далее берем еще два куска провода длиной 50см каждый. Крепим к ним клемму под массу и прикручиваем к шпильке вместе с проводом массы от фар.

7) протягиваем провод противотуманки из переднего лонжерона, вытаскиваем оба провода там, где будет крепиться сама фара. На каждый провод цепляем широкую клемму массы.

8) Далее надеваем скобы на бампер, а колодки широкой клеммы типа «мама» — на провода

9) Вставляем лампочки в фары.

Совет: вставляем лампочки в фары, не прикасаясь пальцами к самим лампочкам. Иначе после нагрева лампочки лопнут. Если вдруг вы коснулись лампочек, обезжирьте их поверхность.

10) Присоединяем желтый провод к лампочке, а черный к корпусу.

  • На всю процедуру установки ПТФ уходит около двух часов.

подключение вариант 3

2) Берем колодку ПТФ, и протягиваем красный провод до черного ящика (ЧЯ), подсоединяем его к колодке реле №85.

Вот этот самый провод.

3) Контакт №3 в колодке Ш-1 запитываем из клеммы №30, находящейся на колодке реле.

Колодка Ш-1.

4) Контакт №5 из колодки Ш-1 соединяем с клеммой №87 в колодке реле.

Контакт номер пять.

5) Соединяем при помощи коннектора черные провода, на колодке реле №86 и на контакте №4 из колодки Ш-2.

Коннектор.

6) Затем подключаем к контакту №1 колодки Ш-1 желтый провод, и ведем его к левой фаре.

Подключаем к контакту №1 колодки Ш-1.

7) К контакту №6 колодки Ш-1 подключаем при помощи желто-черного провода правую фару.

Подключаем правую фару.

8) Вставляем колодку Ш-1 в разъем.

Подключенная колодка Ш-1.

9) Колодку реле размещаем на задней стенке черного ящика.

Черный ящик.

10) Переходим к приборной панели. Зеленый провод от колодки ПТФ, находящийся на контакте №10 подключаем к контакту №58R (на фото он сверху).

Сверху мы видим тот самый провод.

11) Соединяем два белых провода. Один от колодки ПТФ, а другой – от переключателя освещения с помощью коннектора. Черный провод с черным соответственно. Возвращаем соединения приборов, кнопки и козырек на свои места.

Соединяем белые и черные провода коннекторами.

12) Возвращаем кнопку с проводами ПТФ назад в корпус приборной панели.

Возвращаем провода и кнопку в корпус.

13) Оставшиеся два провода: черный идущий от контакта №7 и розовый исходящий от контакта №9 подключаем к индикатору включения противотуманных фар через колодку.

Подключаем провода через колодку.

14) Вставляем кнопку в панель.

Внимание: Обязательно проверьте, работает ли у вас подсветка кнопки и индикатор включения ПТФ.

Проверяем работу подсветки.

Проверяем работу индикатора.

Подключение противотуманок завершено, дополнительно рекомендуем посмотреть обучающее видео.

Устанавливаем ксенон в противотуманки ваз 2110 своими руками

  • Сначала лампочки H1 устанавливаем в крышку от пластиковой бутылки. Затем, при помощи герметика, в фару.

Лампочка установленная в крышку от бутылки.

  • Часто встречаются автомобили с ксеноном, установленным в фары главного света. Если пучок света при этом имеет ровные границы возможно даже узаконить ксенон при оформлении документов на авто.

Устанавливаем лампочку при помощи герметика в фару.

  • Когда отсутствуют линзы в фарах (имеется лишь отражатель), ваша машина демонстрирует засвет за допустимые границы и приводит к ослеплению остальных участников движения.

Ксеноновые противотуманки с линзами.

  • Все достоинства ксенонового света появляются с фокусирующей линзой, которая обеспечивает корректное распределение пучка света. ПТФ с ксеноновым светом — не слепят, если имеют фокусирующую линзу, и делают функцию противотуманки лучше.

Третья схема по подключению фар

Она состоит из 3-х изображений, где видны особенности соединения противотуманок ВАЗ-2110, колодки реле, разъемов Ш1 и Ш2, из чего состоит ПТФ.

  1. Взяв колодку фар, уложите провод розового цвета прямо к черному ящику, где его нужно добавить к колодке реле под номером 85 (смотрите рисунок).
  2. Предусмотрите питание контакта под номером 3 колодки, обозначенной Ш1, из клеммы № 30, размещенной на колодке реле.
  3. Клемма 87 в ходе монтажа осветительных устройств должна быть присоединена к контакту 5 из колодки Ш1.
  4. Вооружившись коннектором, присоедините друг к другу черный кабель, имеющийся на колодке реле № 86 и на контакте № 4, взятом из колодки Ш2.
  5. Проверьте, находится ли в рабочем состоянии подсветка клавиши.
  6. Индикатор включения противотуманок подразумевает точно такую же проверку.

Требования к установке ПТФ

Насколько самостоятельная установка противотуманных фонарей законна и не вызовет ли проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД? Рассмотрим выдержки из стандартов, по которым ПТФ устанавливает производитель (ГОСТ 8769–75 и ГОСТ 41.48–2004):

  1. Количество фонарей – 2 шт.
  2. Установка по высоте – не ниже 25 см от дорожного полотна, но ниже фонарей ближнего света.
  3. Установка по ширине – не дальше 40 см от габаритных огней.
  4. Угол покрытия вертикальный – 5-10 градусов.
  5. Угол освещения дорожного покрытия (горизонтальный) – 45-55 градусов.
  6. Включаются ПТФ только вместе с габаритными огнями.

Виды приборных панелей и расположение кнопки противотуманных фонарей

Как я уже отмечал выше, в зависимости от модификации автомобили ВАЗ 2110 комплектуются двумя типами панелей: так называемой старой и европанелью. Если у тебя установлена европанель, то место для установки кнопки включения противотуманных фонарей расположено слева от руля, причем эта кнопка размещается в непосредственной близости от кнопки включения габаритных огней.

Выбор противотуманных фар на ВАЗ 2110

Ассортимент ПТФ на ВАЗ 2110 сегодня довольно широк: большие и маленькие, круглые и квадратные, желтые и белые. Какие выбрать? Тут все будет зависеть от твоего вкуса и финансовых возможностей, но несколько советов я все же осмелюсь дать.

  1. Желтый свет меньше поглощается водой (а туман и дождь – это вода). Значит, желтые ПТФ будут давать более высокое качество светового пятна, чем белые той же мощности, и при этом они не будут слепить встречных водителей.
  2. Форма фар значения не имеет, главное, они должны как можно лучше подходить к посадочным местам твоего бампера.
  3. Не стоит брать очень дорогие фары именитых брендов. Чаще всего такие компании берут огромные деньги только за то, что они известны (так называемая доплата за бренд).
  4. Перед покупкой возьми фару в руки и внимательно осмотри качество изготовления корпуса и стекол. Даже по весу и внешнему виду ты почувствуешь, стоящая это вещь или барахло, которое развалится после 100 км пробега.

Ниже я приведу некоторые распространенные и доступные модели ПТФ для ВАЗ 2110, которые действительно заслуживают внимания.

Требования законодательства

В магазинах автозапчастей вашему вниманию предстанет огромный выбор противотуманок разных форм и размеров.

Но все упирается в существующий ГОСТ 8769-75, согласно требований которого:

  1. Противотуманные фары разрешено устанавливать только попарно;
  2. От плоскости бокового габарита каждая фара должна отстоять не менее 400 мм (измеряется по внешней кромке рассеивателя);
  3. Расстояние от дороги до нижней кромки рассеивателя не должно быть менее 250 мм;
  4. ПТФ не должны устанавливаться выше головного света.

Несмотря на «грозный вид», схема подключения противотуманных фар на ВАЗ 2110 соблюдена

Обратите внимание! Допускается установка ПТФ на крышу только тех автомобилей, которые используются на раллийный трассах или в состязаниях типа Off- Road.

Неожиданные причины нерабочих ПТФ на ВАЗ-2110

Самая банальная причина — это перегоревший предохранитель. Но к ней мы вернёмся позже. В конструкции противотуманок, реле, выключателей и ламп существует ещё много до сих пор неизведанного. К примеру, возможной причиной отказа противотуманок может стать совершенно неожиданная поломка.

В первую очередь проверяем сами лампочки, добраться до левой можно через капот. На некоторых версиях ВАЗ-2110 устанавливали ПТФ завода Автосвет (Киржач) с цоколем под лампу Н1. Стоковые лампы не самого лучшего качества и они не любят резких перепадов температуры.

Подобраться через капот к правой противотуманке довольно сложно, проще снять саму фару, вывернув саморезы.

Во время резкого охлаждения, при выезде из гаража зимой, к примеру, или после выключения фар, контактная ножка колбы лампы попросту отваливалась от проводника. При этом визуально галогенка выглядела абсолютно целой. Достаточно было подать плюс непосредственно на саму ножку, как лампа загоралась. Виной всему была некачественная контактная сварка, а обнаружить причину без детального осмотра самой лампы и её демонтажа практически невозможно.

Конечно, предусмотреть все варианты отказа невозможно, но самые распространённые мы рассмотрим.

Какие лучше?

Обычно в штатной оптике стоят галогенные элементы, менять на такие же, но более мощные, не имеет смысла. Лампы в противотуманки лучше устанавливать светодиодные, хороший вариант — заменить лампу противотуманной с ксеноном (автор видео — Учимся водить машину. Все секреты начинающим.).

Светодиоды можно устанавливать в ПТФ без ограничений, в отличие от ксенона. Замена лампочки в противотуманной фаре не требует специального оборудования и специфических знаний, поэтому заменить ее можно самостоятельно. Покупать лучше изделия проверенных брендов, так как дешевые китайские образцы часто некачественные и быстро выходят из строя.

При покупке светодиодов, нужно подбирать лампу с цоколем аналогичным галогеновому аналогу. Важный параметр для противотуманок – яркость, измеряемая в Люменах (Лм). Противотуманные должны иметь яркость не меньше 1000 Лм.

Правильный монтаж и подключение противотуманных фар ВАЗ 2110 и его модификаций

Не все модели десятого ряда ВАЗ оснащены заводскими противотуманными фарами. Если водитель самостоятельно проводит тюнинг дополнительного освещения, у него есть три варианта решения этой проблемы:

  1. Купить передний бампер с уже установленными противотуманными фарами. Их лишь остаётся подключить к автомобильной сети.
  2. Купить передний бампер с готовыми штампованными гнёздами под установку ПТФ. В этом случае нужно правильно подобрать комплект противотуманных фар и самостоятельно смонтировать их.
  3. Проделать самому в пластике отверстия под ПТФ, закрепить противотуманки и подключить их в сеть автомобиля. Этот вариант позволяет опытному водителю устанавливать на модельный ряд ВАЗ 2110 противотуманки от иностранных авто.

На модельный ряд «десятки» ставятся ПТФ с рифлёными (дают узконаправленный световой поток) или прозрачными (светят пятнами) стёклами.

Требования Правил дорожного движения не содержат обязательного условия установки ПТФ на автомобилях, поэтому отечественные производители не всегда ставят противотуманки на сборочном конвейере. Но есть ГОСТ 8769–75 и ГОСТ 41.48–2004, которые регламентируют количество, расположение и порядок включения всех осветительных приборов, в том числе противотуманных фар.

Требования к монтажу ПТФ

Противотуманные фары устанавливаются согласно определённым правилам:

  • количество — 2 штуки;
  • не ближе 25 см к поверхности дорожного покрытия;
  • не больше 40 см от внешнего контура фар;
  • гнёзда для противотуманок должны располагаться ниже верхней точки гнезда фары ближнего света;
  • углы прямой видимости ПТФ должны составлять: в вертикальной плоскости 5 о +5 о , в горизонтальной — 45 о +10 о .

Расположение двух ПТФ в передней нижней части автомобиля должно отвечать требованиям ГОСТ 41.48–2004 (пункт 6.3)

Включаются противотуманные фары освещения только одновременно с габаритными фонарями.

Современные марки транспортных средств, как правило, оснащены ПТФ, которые устанавливают сами производители. Для этого на переднем бампере предусматриваются специальные гнёзда. Если противотуманки там не стоят, то отверстия закрыты заглушками, которые легко снимаются.

Если монтаж ПТФ не предусмотрен комплектацией автомобиля, заводские штампованные отверстия для установки противотуманных фар закрываются заглушками на двух винтах

Первые выпуски ВАЗ 2110, 2111 и 2112 не были оснащены отверстиями для установки противотуманных фар, поэтому гнёзда нужно размечать и вырезать собственноручно, с учётом вышеизложенных требований.

Подготовка к установке

Самостоятельное подключение ПТФ на ВАЗ 2110, 2111 и 2112 подразумевает наименьшую разборку передней части автомобиля (желательно без снятия переднего бампера) и передней панели (торпеды). Поэтому прежде чем покупать готовый комплект противотуманок, следует выяснить:

  • какая торпеда стоит на вашем автомобиле;
  • есть ли штампованные отверстия под них в переднем бампере, какова их форма, а также способ крепления ПТФ.

Действовать нужно внимательно, чтобы не создать себе лишних трудностей. Если гнёзд под противотуманки в пластмассовом бампере нет, то их легко проделать с помощью дрели, нагретой пластинки из металла или выпилить ручным лобзиком. Главное, правильно разметить под размер готового комплекта ПТФ с креплениями, учесть криволинейность бампера, структуру материала (хрупкий, мягкий, твёрдый).

Сделать самостоятельно гнездо в бампере можно с помощью дрели и тонкого сверла диаметром 2–3 мм, часто располагая отверстия по контуру

Нужно запомнить простое правило. Если есть штампованные гнёзда для противотуманных фар, то форму и размер фар подбираем под них. Если отверстий нет, то сначала покупаем ПТФ, а затем по их форме размечаем и проделываем места для крепления противотуманок

Параметры выбора

Как выбрать лучшие универсальные противотуманки:

Для начала определитесь со стоимостью, которую вы можете себе позволить. Вы должны понимать, что чем ниже будет цена на оптику, тем больше вероятность, что она будет работать некорректно. Более дорогие варианты обычно имеют увеличенный ресурс эксплуатации и функционируют значительно эффективнее. Также определитесь с производителем. Как показывает практика, в настоящее время наиболее качественные товары выпускают не китайские, а европейские производители. Например, такие бренды, как Осрам или Филипс уже давно показали свое превосходство и завоевали доверие отечественных потребителей. Оцените качество защиты оптики, то есть защитное стекло

Важно, чтобы фара была оборудована именно стеклом, а не пластиком, поскольку последний имеет низкий срок службы и более подвержен повреждениям. К примеру, трещина на пластике может появиться в результате случайного попадания камушка из-под колес другого автомобиля на фару

С трещиной и поврежденным пластиком фары ездить нельзя, поскольку в непогоду это может привести к попаданию влаги в сам фонарь Поэтому пластик в любом случае придется менять. Также обратите внимание на корпус противотуманок. Желательно, чтобы он был металлическим, а не пластмассовым, поскольку опять же, речь идет о сроке службы устройств и их возможном повреждении Материал, из которого выполняется корпус, должен быть максимально устойчивым по отношению к механическим, а также температурным воздействиям. Если вы все же отдаете предпочтение более дешевым китайским аналогам, то проследите за тем, чтобы все соединения проводов были надежными, а сама проводка была более толстой. Если используются более тонкие провода, то они могут быстро выйти из строя из-за перенапряжения.

Противотуманные фары должны покупаться с учетом того, какие места крепления предусмотрены для их установки в бампере. Как сказано выше, ПТФ могут быть овальными, круглыми, прямоугольными либо квадратными по своей форме. Так вот — форма фар должна выбираться с учетом предусмотренных для их монтажа мест. Также нужно понять, какой цвет свечения вы хотите видеть. Если фары головного освещения светят желтым цветом, то, возможно, есть смысл установить фары с галогенными лампочками, чтобы не нарушать экстерьер автомобиля. Если же цвет освещения белый или голубой, то есть смысл задуматься над установкой светодиодных или ксеноновых ПТФ. Желательно, чтобы форма корпуса была аэродинамической, это даст возможность избежать возможных шумов при использовании фонарей. Если вы приобретаете линзованные фонари под газоразрядные источники освещения, то нужно уделить время и внимание их регулировке. Иначе есть вероятность, что вы будете слепить водителей других авто. Рано или поздно вам надо будет менять источники света в фарах. Поэтому при покупке выберите такую оптику, которая позволит с минимальными физическими и временными затратами произвести замену вышедших из строя лампочек. Важно, чтобы оптика обладала надежными креплениями и позволяла произвести регулировку осветительного потока. Причем не только по вертикали, но и по горизонтали. Лучше, чтобы дизайн приобретаемых изделий лаконично вписался в экстерьер транспортного средства. Противотуманки не должны выделяться. Если вы покупаете ПТФ с лампочками, то помните, что их слишком высокая мощность может негативно отразиться на работе генераторного устройства, а также электроцепей. Лучше отдать предпочтение лампочка, мощность которых составит не более 55 Вт (видео опубликовано пользователем Автолюбитель).

Материалы и инструменты

Вы легко можете купить готовый комплект ПТФ со всеми проводами, и тогда не придется разбираться, где находится реле противотуманных фар на ВАЗ 2110. Однако если приобрести запчасти отдельно, это разнообразит варианты установки, плюс позволит финансово сэкономить.

Комплект для подключения

Потому закупить нужно следующее:

  • Два комплекта фар;
  • Колодки из пластика;
  • Рамки для фар;
  • Клавишу с желтым индикатором для нее;
  • Реле;
  • Проводку. Выбирайте вариант с двумя медными жилами и двойной изоляцией, к примеру ШВВП2. Подойдет сечение 0,5 мм, но если лампы будут мощными, лучше 0,75мм;
  • Клеммы на массу;
  • Клеммы мама/папа — широкие и узкие клеммы.

Маму-папу брать в комплекте с проводами не стоит. Их лучше обжать с помощью пассатижей, когда проводка уже будет соединена.

Обратите внимание на то, какая у вас торпедо. Если она старого образца, покупайте комплект противотуманок для ВАЗ 2110, а если евро торпедо, тогда лучше использовать ПТФ для ВАЗ 2115.

Что касается лампочки, то мощности в 55В более чем достаточно. Брать дешевые противотуманки настоятельно не рекомендуем, поскольку срок их службы очень непродолжительный.

Значение цвета

Кто-то по старинке считает, что лучше, когда стекла противотуманок имеют желтый цвет. Но это не отвечает действительности. Большинство ведущих производителей сегодня выпускают прозрачные белые противотуманки, и они не только не уступают желтым, но зачастую их превосходят.

На ВАЗ 2110 можно ставить рифленые или прозрачные стекла. Последние почему-то более модные, хоть и менее полезны, поскольку светят пятнами, а рифленые дают более направленный луч, который реально повышает видимость в непогоду.

Установка

К приобретенному комплекту предлагается всегда схема подключения противотуманных фар на ВАЗ 2110, потому особых проблем возникнуть не должно. Но учтите, возможно что-то придется подкорректировать, отрегулировать для обеспечения эффективной работы.

Схема подключения

Перед тем как установить противотуманные фары на ВАЗ 2110, нужно определиться с местом их расположения. Если конструкцией авто не предусмотрено место для них, тогда монтировать будет под передний бампер.

Схема подключения ПТФ выглядит следующим образом.

  1. Прокладываем проводку противотуманных фар на ваш автомобиль. Делается это через левую часть под капотом по крылу. Примерно так же проходит основная проводка.
  2. Теперь нужно подключить питание на кнопку, которая расположится на приборной панели. Согласно заводской схеме, питание устанавливается от предохранителя на правых габаритах. Но можете воспользоваться кнопкой включения света или выводом от замка зажигания к включению головной оптики. То есть в такой ситуации противотуманки будут включаться при включенном зажигании. Некоторые берут питание от вывода на габариты. Это делать можно, но не рекомендуется. Если вы забудете отключить ПТФ, аккумулятор вскоре сядет.
  3. Соединяем штекеры с фарами. Если после этого не горят противотуманки на ВАЗ 2110, в схеме была допущена ошибка. Проверьте каждый элемент цепи. Определить где находится реле противотуманных фар на ВАЗ 2110 не сложно, потому убедитесь в наличии щелчка реле. Если он присутствует, тогда катушка его активирует. Не редко приходится менять реле.

Последний этап установки начинается уже после того, как все провода были подключены, питание заведено, и свет противотуманок пролился наружу. Речь идет о регулировке.

Проверить, правильно ли светят ПТФ, достаточно просто. Выезжайте на дорогу и смотрите, как работают противотуманные фары. Если свет направлен немного вниз, световой поток задевает как дорожное полотно, так и обочину, значит все работает идеально, и можно не опасаться гнева встречных водителей, которых вы будете слепить.

Если же имеются отклонения от нормы, обязательно выполните регулировку. Эту работу можно выполнить самостоятельно, но потребуются идеальные условия помещения. Потому лучше доверьтесь специалистам с автосервиса, у которых имеется специальный стенд, ровная площадка, оборудование для регулировки.

Что предлагает рынок


Такие изделия придется устанавливать своими руками во всех смыслах – сверлить, вырезать, крепить и настраивать работоспособность

Сегодня в свободной продаже представлены световые приборы двух типов:

  1. Встраиваемая оптика в штатные места переднего бампера;
  2. Противотуманная фара ВАЗ 2110, устанавливаемая на кронштейны.

Поэтому, выделим только основных 4 производителя, продукция которых заслуживает внимания:

  1. из Владимирской области, который уже более 70 лет производит световые приборы для отечественной автомобильной промышленности. В среде автомобилистов противотуманные фары Киржач на ВАЗ 2110 давно зарекомендовали себя с самой лучшей стороны;


Фирменная упаковка ПТФ производства «Автосвет» с заводским индексом 3743010


Фирменная инструкция предписывает убедиться в подлинности изделия (защита от подделки)

  1. Предприятие «Аутомотив Лайтинг» из Рязани предлагает продукцию, выпускаемую по лицензии Bosch. По сути, это российское предприятие является подразделением немецкого и итальянского объединения, освоив технологию изготовления отражателей из синтетического материала со свободной поверхностью.

Предприятие из Рязани является поставщиком многих отечественных автопредприятий

  1. Предприятие «Луч», также расположенное в Рязани. Особенностью данного производства являются собственные разработки противотуманок под отечественные модели автомобилей.

Цена изделий предприятия «Луч» одна из самых низких на российском рынке при довольно высоком качестве

  1. Немецкий автопроизводитель Bosch. Данную марку изделий хорошо знают во многих странах мира. Для автомобилей десятого семейства выпускаемые ПТФ подходят идеально – не требуется ни переделок в бампере, ни в штатной проводке ВАЗ.
  2. Продукция Юго-Восточной Азии под общим брендом ProSport;
  3. Противотуманные фары Hella на ВАЗ 2110 зачастую предлагаются в варианте с кронштейном. Зато это действительно качественное изделие, способное улучшить освещаемость дорожного полотна и обочины в условиях густого тумана. (См. также статью Какие противотуманные фары лучше на ВАЗ 2110: особенности.)

Высокое качество изделий подтверждает и качественная упаковка

https://youtube.com/watch?v=t0ysCPFw_WA

Виды приборных панелей и расположение кнопки противотуманных фонарей

Как я уже отмечал выше, в зависимости от модификации автомобили ВАЗ 2110 комплектуются двумя типами панелей: так называемой старой и европанелью. Если у тебя установлена европанель, то место для установки кнопки включения противотуманных фонарей расположено слева от руля, причем эта кнопка размещается в непосредственной близости от кнопки включения габаритных огней.

На некоторых модификациях европанели кнопки габаритов и противотуманных фонарей могут располагаться одна над другой:

На обычной, старой панели специального места для установки переключателя ПТФ нет, но есть места для установки дополнительных кнопок любого назначения, в том числе и для подключения ПТФ. Они закрыты заглушками и располагаются на панели переключателей между водителем и пассажиром.

На автомобилях со старой панелью места для дополнительных кнопок располагаются справа от водителя

Указанные места установки выключателя противотуманных фар на ВАЗ рекомендованы, но не обязательны. Ты можешь установить кнопку ПТФ в любом удобном для тебя месте.

Что предлагает производитель

АвтоВАЗ

Изначально в серию запускалась платформа, у которой уже в базе должны были быть противотуманные фары в переднем бампере. Но в силу различных обстоятельств, среди которых отсутствие ритмичности поставок качественных ПТФ играло не последнюю роль, завод в Тольятти выпускал автомобили в разной комплектации.

Противотуманные фары 2110 «получил» еще на стадии проектирования

И, тем не менее, на предприятии предпочитают классическую прямоугольную фару с рефлектором и специально подобранными стеклянными рассеивателями, выполняющими функции:

  1. Устройства, распределяющими световой поток;
  2. Защищающими внутренние компоненты от влаги и пыли.


Лампочки в такую фару подходят с цоколем Н1 и Н3

Богдан

Украинская сборка автомобилей ВАЗ 2110 осуществляется на предприятии «Богдан». Она организована для снижения розничной цены на украинском рынке и предлагает автомобили из ввозимых машино-комплектов.


ВАЗ 2110 с конвейера сходит со штатными ПТФ

Украинский автопроизводитель отдает предпочтение российским поставщикам:

  1. «Автосвет»;
  2. «Аутомотив Лайтинг» (Рязань);
  3. «Луч».


На фото – ксенон в ПТФ от рязанского производителя

Как собирается электрическая схема

Начнём с того, что согласно ГОСТа, противотуманные фары должны включаться одновременно с габаритными огнями. Но это вовсе не означает того, что последние не могут включаться без ПТФ. То есть, при выключенных габаритных огнях противотуманные фары зажигаться не будут.

схема


схемаДля начала устанавливаем реле. Место для этого можно выбрать где угодно, например, за приборной панелью. Провод с 86 контакта подключаем к ближайшему минусовому проводу, подходящему ко всем приборам на панели, либо сажаем его на корпус. После этого тот провод, который будет подключён на 85 – протянем к месту установки кнопки отключения и включения ПТФ и произведём подключение к её контактам. Со второго контакта этого переключателя провод идёт на контакт +12 В на замке зажигания.

Провод с 87 контакта реле протягивается через заглушку на контакт предохранителя, тогда как второй его контакт подключается к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Предохранитель лучше всего располагать как можно ближе к АКБ. К 30 контакту реле подключаются провода, идущие на клемму противотманок, включённых по параллельной схеме. Вторая клемма ПТФ подключается к массе или минусовому проводу расположенных рядом фар основного света.

После этого производится тщательная проверка всех элементов собранной схемы на предмет качества произведённых подключений и отсутствие даже теоретической возможности возникновения короткого замыкания. После этого следует проверить работоспособность схемы, подключив к ней ещё не установленные фары. Только после этого можно приступать к следующему этапу — к подключению противотуманных фар.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]