Электровентилятор охлаждения двигателя с кожухом на ВАЗ Нива


Большинство владельцев автомобиля Lada 4×4 («Нива») задумывается о том, как улучшить заводские характеристики модели, и одной из самых популярных процедур по тюнингу машины становится установка дополнительного вентилятора.

В случае частых поездок по бездорожью мотор авто подвергается сильному нагреву, с которым не справляется штатное оборудование; то же самое случается при длительной эксплуатации в жаркий сезон, особенно в южных регионах.

Если перегреть двигатель, ремонт обойдется довольно дорого, и избежать этого риска позволит дополнительный вентилятор охлаждения. «Ниву» после установки этого элемента можно использовать в самых суровых условиях, не боясь, что ДВС «закипит».

Выбор дополнительного вентилятора

Важным моментом перед установкой является выбор самих устройств, которые можно поставить на автомобиль. На «Ниву» подходят как заводские сдвоенные вентиляторы, так и одинарные приспособления иностранного производства.

Заводские модели требуют меньше усилий при установке, поскольку имеют соответствующие крепления, стоят сравнительно недорого; аналоги зарубежного производства более качественные и бесшумные, однако их цена выше даже в случае покупки б/у запчасти.

Если устанавливать на автомобиль вентилятор с электроприводом, сделать это можно как с внутренней части радиатора, так и внешней. В первом случае приобретается устройство подходящих габаритов и мощности с машин Волжского завода, во втором – электровентиляторы ВАЗ-21214.

Наружные детали необходимо защищать от воздействия мороза зимой, чтобы крыльчатка не примерзла к внутренней стороне кожуха, а внутреннее расположение требует достаточного свободного места под капотом.

Второй вариант расположения встречается чаще.

Возможные проблемы и их причины

Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:

  1. Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
  2. Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
  3. Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
  4. Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.

Подготовка к установке

Прежде чем начать устанавливать элемент, необходимо учесть несколько моментов:

  • перед монтажом потребуется снять радиатор вне зависимости от схемы расположения дополнительного вентилятора, поскольку он будет мешать;
  • для работы потребуется приобрести тройник от автомобиля ГАЗель, и на рынке можно найти несколько вариантов этого приспособления. Короткий тройник не подходит в силу малых размеров и диаметра патрубков, длинный придется укорачивать. Наиболее здравое решение – найти средний тройник;
  • при выборе температурного датчика подойдет модель ТМ-108 (его также ставят на ВАЗ-03, 07, ГАЗ-3102, 3110). Резьба датчика перед установкой смазывается герметизирующим средством: штатная шайба не обеспечивает полной защиты от протечек.

Как установить дополнительный вентилятор на Ниву: пошаговое руководство

Чтобы поставить на модель 2121 или 21213 дополнительный вентилятор, потребуется выполнить следующие действия:

  • cлив тосола, снятие радиаторной решетки и самого устройства. Основные сложности на этом этапе заключаются в закисании винтов, резьбы, из-за чего при скручивании можно сорвать ее. Если это произошло, винты придется высверлить;
  • после снятия необходимо сделать стальные кронштейны шириной 2,5 см с резьбовыми отверстиями: они необходимы для фиксации вентиляторного кожуха к кузову. Пара изделия ставится слева от радиатора, еще пара – сверху и снизу. На более поздних модификациях «Нивы» крепления для установки электровентиляторов уже имеются с завода: для такой модели понадобится снять решетку и дефлектор штатного устройства;
  • верхние кронштейны требуют установки уплотнителя для герметичности; можно использовать изделия, устанавливающиеся на автомобильные двери. После этого можно монтировать сам вентилятор и закрепить его в кожухе. В некоторых случаях кузов не имеет точек фиксации устройства, и потребуются сварочные работы для создания креплений.

Расточка блока не влияет на прокладку, дорабатывать ее нет необходимости. Важен порядок затяжки болтов ГБЦ. Именно несоблюдение этого правила чаще всего приводит к повреждению прокладки в процессе сборки.

Бывают случаи разрыва перемычек, не говоря о нарушении герметичности по причине пережатия прокладки.

Установленный сдвоенный вентилятор

После этого устройство подсоединяется к электрике автомобиля. Поскольку оно будет включаться автоматически, потребуется поставить датчик температуры, который подаст сигнал о необходимости охлаждения ДВС.

На заводском радиаторе обычно присутствует отверстие под установку такого датчика, но если его нет, можно провести врезку тройника от ГАЗели с соответствующей резьбой.

При монтаже проводки потребуется поставить предохранитель с реле (если устройство сдвоенное, этих элементов необходимо по две штуки) и монтировать кнопку включения в салоне.

Классическая схема работы электроприбора может быть улучшена: три положения (выключенный прибор, автоматический и принудительный, т.е. ручной запуск) обеспечат правильный температурный режим для двигателя в любых условиях эксплуатации.

Электровентилятор охлаждения двигателя с кожухом на ВАЗ Нива

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке электровентилятора в сборе с кожухом ВАЗ 21214 НИВА, в строке «Комментарий» указывайте инжекторный или карбюраторный двигатель, модель вашего автомобиля, год выпуска.

На инжекторном автомобиле НИВА 4х4 при недостаточно интенсивном воздушном потоке охлаждение радиатора производится электровентилятором 21214-1300024. Он установлен перед радиатором двигателя и включается по сигналу электронного блока управления двигателем.

Главный радиатор автомобиля NIVA 4х4 представляет собой сотовый теплообменник, работающий по принципу «охлаждающая жидкость — воздух». Главная его цель — отдать лишнее тепло мотора в окружающую среду. Снабжен электрическим двумя вентиляторами, установленные в специальном диффузоре на поверхности теплообмена радиатора, и датчиком температуры. Последний сигнализирует о повышении температуры в сотах теплообменника, в результате чего блок управления включает вентилятор. Чаще всего такая ситуация возникает при движении в пробках или повышенных нагрузках на малой скорости движения.

На инжекторных автомобилях ВАЗ 2121, ВАЗ 21213-21214i вентиляторы системы охлаждения 21214-1300024-43 «Валее 95» приводятся электродвигателями постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Управляет работой вентиляторов контроллер системы управления двигателем, на который поступает сигнал от ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости). Электродвигатели вентиляторов системы охлаждения двигателя не нуждаются в обслуживании. В случае выхода из строя замените вентилятор системы охлаждения двигателя новым.

1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 21214— жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

Технические характеристики Электровентиляторов системы охлаждения двигателя с кожухом 21214-1300024-43:

— Потребляемое напряжение: 12В;

— Потребляемый ток: 18А;

— Количество электровентиляторов — 2 шт.;

— Ø крыльчатки: 285 мм;

— Обороты: 2 700 об/мин;

— Тип вращения: осевое.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости ВАЗ 21213 — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентиляторов. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок, охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.

Рубашка охлаждения двигателя — система каналов в блоке и головке цилиндров, позволяющих отводить тепло от горячих стенок гильз и камер сгорания.

Конструкция электродвигателя не предполагает ремонтопригодность. Электродвигатель имеет ресурс более 5 000 часов, что эквивалентно примерно 8 годам средней эксплуатации. Искрогасящие дросселя нужны для того, чтобы «погасить» искру, возникающую в момент разрыва контакта щеток с коллектором из-за которой быстро изнашиваются (выгорают) щетки и коллектор.

Вентилятор охлаждения 21214-1300024-43 «Валее 95» полностью соответствуют требованиям нормативам заводов-изготовителей:

— аэродинамические свойства;

— электрические параметры.

Продукция сертифицирована по международной системе менеджмента качества ISO 9001 TUV и имеет сертификаты соответствия ГОСТ-Р.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21214130002443.

ВАЗ 2121, ВАЗ 21213-21214i

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить мотор радиатора ВАЗ-21214 в сб. с кожухом на инжекторном автомобиле семейства НИВА 4х4.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!

Схема подключения электровентилятора к системе

Особенности установки перед радиатором: Процесс монтажа дополнительного вентилятора по этой схеме мало отличается: необходимо предусмотреть соответствующие крепления и проследить за тем, чтобы крепежные болты не мешали поставить приспособление. Для того чтобы поток воздуха направлялся внутрь, потребуется установить входной диффузор: его можно сварить из стальных пластин. Подобный способ монтажа дополнительного охлаждающего устройства особенно популярен у тех владельцев «Нивы», которые ездят преимущественно в городе.

Установка дополнительного электрического вентилятора, будь то сдвоенная или одинарная модель, позволяет охладить двигатель «Нивы» при увеличенных оборотах, а также при высокой температуре воздуха, вызывающей перегрев системы в условиях дорожной езды.

Электроустройство имеет большую частоту вращения, за счет чего эффективнее обдувает двигатель и снижает риск его повреждения. Для монтажа такого приспособления потребуется сравнительно небольшой набор инструментов, а справиться с задачей можно за 1,5-2 часа.

Способы подключения вентиляторов.

Температура поднялась, вентиляторы включились, все просто. Тянем проволоку обратно вместе со жгутом.

При замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключенном параллельно.

Составлен на опыте установки оных в 2 машины. После этого соединить освободившиеся клеммы на двигателях проводом соответствующего сечения.

Если идти ещё дальше, то самым правильным вариантом подключением Бикары, была бы схема с двумя датчиками разных температурных порогов срабатывания, так чтобы не нагружать электросхему автомобиля, если может справиться и один вентилятор. Индикатор состояния АПС. Чтобы зафиксировать и окончательно загерметизировать эти импровизированные «чехольчки», в несколько оборотов крепко приматываем изолентой их края к проводам. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.

Смотрите также: Составленре сиет на электромонтажнве оаботы

Новая схема включения вентиляторов охлаждения

Вытаскиваем любую понравившуюся заглушку на «бороде» я вытащил крайнюю правую , берем кусок проволоки, вставляем в образовавшуюся дырку и двигаем правой рукой проволоку под углом влево, по направлению к находящемуся под торпедой краю «бороды». Электродвигатель очистителя ветрового стекла. Как показывает опыт не совсем, правда, мой, но лично виденный , она не гарантирует, что ОЖ не будет подтекать. У кого проложены эти подводящие трубки, вытаскиваем кольца.

Это вызвано работой двигателя с большими нагрузками при езде по бездорожью. Укоротив тройник, зачищаем наждачкой его конец, на котором должно быть утолщение, и облуживаем его тонким слоем припоя. Стартер В них большой необходимости не имеется. А очень даже просто.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]