ВАЗ 2110 оснащалась не только инжекторным двигателем, но и карбюраторным. Большую популярность и остаток лет производства десятая модель Лады производилась с инжекторным двигателем. Инжектор помог «десятке» улучшить технические характеристики, повысил надежность и стабильность работы ДВС. Как известно инжекторные двигателя оснащаются большим количеством различной электроники и датчиков, направленных на поддержания работы всего автомобиля. ВАЗ 2110 с появлением инжектора стала работать намного лучше, мягче, а динамика стала радовать. Впрыск топлива в камеру сгорания осуществлялся под давлением с помощью топливных форсунок, топливо распылялось под давлением, которое нагнеталось бензонасосом.
Довольно часто топливные форсунки из-за низкого качества топлива загрязняются, что делает их пропускную способность немного ниже и приводит к недостатку топлива и потери мощности автомобиля.
В данной статье речь пойдет о топливных форсунках на Ладе 110, а именно об их назначении, конструкции, расположении, признаках неисправности, способах промывки и замене.
Назначение
Топливные форсунки предназначены для распыления топлива, которое смешивается с воздухом, образуя топливную смесь, после чего поступает в камеру сгорания. Форсунки пришли на смену старому карбюраторному впрыску, который производил моновпрыск на все 4-цилиндра, а форсунки позволили производить индивидуальный впрыск для каждого цилиндра. Исходя из этого, можно обозначить назначение топливных форсунок – это подача топлива под давлением в камеру сгорания определенного цилиндра. Всего на ВАЗ 2110 четыре топливные форсунки, которые подключены в одну систему, к топливной рампе.
Мойка инжектора ультразвуком
По действенности этот метод промывки инжектора лучше остальных методов. Основанием метода служит явление кавитации. Это когда в определённом месте увеличивается жидкостная температура при сочетании с твёрдой поверхностью под влиянием звуковых волн.
- Для мойки ультразвуком нужен спец стенд с ванной, в неё помещается образователь ультразвука и моющее средство. Часто мастера используют привычное вещество для помывки посуды, растворённое в воде.
- Под влиянием ультразвуковых волн на плоскости форсунок внутри и снаружи появляются делянки резкого нагревания, это вызывает появление пузырьков пара. Когда частота и направленность волн выбраны неправильно, то по завершению кавитации наверху металла появляются раковины.
- Это приведёт прибор к поломке. Потому не стоит ставить эксперименты со сделанными самостоятельно ультразвуковыми ваннами и стирочными машинками. Смена форсунок выйдет намного дороже, чем мойка ультразвуком в автосервисе.
Для помывки форсунки в ванне с ультразвуком, нужно сбавить давление в рампе, выключить АКБ и вынуть их из автомашины. После помывки детали устанавливаются обратно на место и подключаются.
Правильно проведённое мытьё убирает все загрязнители со всех частей форсунок, в том числе изнутри, за счёт чего увеличивается мощность двигателя, уменьшается расходование топлива.
Устройство
Топливная форсунка это электромеханическая деталь, которая под действием электрического тока открывается канал и пропускает зажатое топливо через распылитель в камеру сгорания. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, на якоре которого имеется запорная планка, когда на обмотке форсунки появляется напряжение, якорь втягивается, тем самым открывая канал для прохождения топлива.
Форсунка состоит из множества деталь, но наиболее часто риску загрязнения подвержен сетчатый фильтр, который засоряется из-за продуктов сгорания топлива и некачественного топлива.
Форсунка состоит из:
- Уплотнительного кольца;
- Сетчатого фильтра;
- Электрического разъема;
- Обмотки;
- Возвратной пружины;
- Якоря;
- Корпуса;
- Иглы;
- Штифта;
Расположение
Форсунки распложены напротив каждого цилиндра и вставляются в специальные фрезерованные отверстия в ГБЦ с одной стороны, а с другой стороны они собраны в единую систему через топливную рампу. Все 4 форсунки подключены параллельно и распыляют одинаковое количество топлива в цилиндры.
Расположение форсунок зависит от типа двигателя. Например, в 8-ми клапанном двигателе топливная рампа с форсунками находится на задней части ГБЦ, над выпускным коллектором.
В 16-ти клапанном двигателе, топливная рампа расположена на передней части ГБЦ, под впускным ресивером.
О профилактике
Здесь хочется сказать о методе очистки, при котором в бензобак добавляют специальные присадки. В отличие от других, этот способ не доказан научным путем. Кроме того, присадка, которая подходит к определенному типу двигателя к другому может и не подойти.
Присадку добавляют в бензобак, потому ее химические элементы будут воздействовать на всю топливную систему.
Если кто-нибудь все-таки решит использовать присадку в качестве средства профилактики, внимательно изучите отзывы, а также рекомендации производителя. Главное, не навредить двигателю.
И о самом надежном и недорогом способе профилактики топливной системы — это, как не странно, заливать качественное топливо, использовать такой же топливный фильтр и своевременно его менять.
Признаки неисправности
Довольно часто форсунки выходят из строя из-за перегорания обмотки либо загрязнения, что серьезно сказывается на работе двигателя. Если в первом случае форсунка отказывает полностью и это трудно не заметить, то во втором случае при загрязнении определить неисправность форсунки довольно сложно, но все же она будет показывать признаки, по которым можно узнать, исправна форсунка или нет.
Признаки поломки форсунки:
- Двигатель троит;
- Потеря мощности;
- Пропала динамика автомобиля;
- Плохо запускается ДВС;
Все эти симптомы косвенны и могут наблюдаться при других проблемах в автомобиле, для более детального определения неисправностей в форсунках необходимо проводить их диагностику.
Способы очистки
Существует три основных способа, которые позволят вам прочистить ваши форсунки. Каким из них воспользоваться, решайте сами.
Способ | Особенности |
Автомобильная химия | Достаточно эффективное, но финансово затратное средство. Плюс работать с химией рискованно, поскольку она очень опасна для вашего здоровья. Очистка проводится только при полном соблюдении правил безопасности |
Услуги СТО | Автосервисы сейчас сделают все за ваши деньги. Но придется прилично заплатить. Не забывайте и о том, что найти действительно хорошее, ответственно и недорогое СТО — нечто из области фантастики. Потому или сомнительное качество работы, или внушительные деньги за эффективную чистку |
Самостоятельная чистка | Экономически самый выгодный способ, позволяющий сэкономить и качественно выполнить поставленную задачу. Выбирать такой вариант следует только в том случае, если вы имеете представление об устройстве мотора, расположении и функциях форсунок |
Не проводите самостоятельную чистку, если ни разу самостоятельно не залезали в подкапотное пространство с целью замены или ремонта узлов двигателя. Доверьтесь проверенным специалистам, не рискуйте.
До и после очистки
Проверка
Проверку форсунок можно произвести путем замера давления топлива, а уже проверить более детально форсунки можно только после их снятия.
Проверка давлением топлива
Такая проверка довольно примитивная и не определит поломку форсунки с 100% эффектом, а заключается данная проверка в определении протечки форсунки. Топливные форсунки должны держать давления бензина и не пропускать его, довольно часто случается, что они начинают пропускать топливо, которое затем стекает в цилиндры.
Замерив, давление топлива можно определить, есть ли протечка или нет, но следует отметить, что данная процедура без снятия не даст точного результата, так как давление может падать и по другим причинам.
Проверка после снятия
Необходимо подать давление напрямую на форсунку и посмотреть пропускает ли она топливо при закрытом клапане.
Вторым этапом необходимо проверить четкость распыления топлива, то есть на предмет загрязнения форсунки. Для этого необходимо подключить форсунку к стенду, либо собрать собственную схему для промывки форсунок.
Проведение диагностики
Перед заменой обязательно выполняют осмотр и проверку работоспособности.
Способы выявления неисправностей описываются следующим образом:
- При непрогретом моторе, хотя последний продолжает работать.
Достаточно потрогать форсунку рукой, чтобы проверить, работает ли она. Если ощущается вибрация или пульсирование – значит, всё правильно. Но данный способ нельзя назвать полностью достоверным.
- Осмотр при холостом ходе.
Количество оборотов немного увеличивают. А потом смотрят, как в данном состоянии работает двигатель. Потом на колпачках для удерживания форсунок несколько ослабляют гайки. После количество оборотов должно снизиться. Если этого не происходит – одна из деталей точно сломалась.
Работу начинают, когда неисправности точно проверены.
Промывка форсунок ВАЗ 2110
Промыть форсунки можно тремя способами: с помощью специальной промывки, на станции технического обслуживания (СТО) и своими руками самостоятельно. Первый способ не дает нужного эффекта и зачастую даже усугубляет положение, а промывка на СТО встает в копеечку, что не каждый автолюбитель захочет тратить на такую легкую процедуру. Поэтому правильнее всего будет произвести промывку своими руками.
Для самостоятельной промывки необходимо изготовить цепь питания форсунки, для этого нам понадобиться:
- Очиститель карбюратора;
- Провода 2 м;
- Кнопка ВКЛ/ВЫКЛ;
- Лампа на 12В;
- Разъем форсунки;
- Шприц;
Сборка электрической цепи
Для промывки форсунки необходимо подавать на нее питание, для этого потребуется собрать электрическую цепь по схеме представленной ниже. Такую сборку произвести не сложно, достаточно лишь внимательно посмотреть на рисунок и все станет понятно.
Видео промывки
Ремкомплект форсунок
Если форсунки не удается промыть и они уже находятся в удручающем состоянии можно воспользоваться ремкомплектом топливных форсунок для ВАЗ 2110, он продается в обычных магазинах автомобильных запчастей для отечественных авто. Стоимость данного комплекта невелика и составляет примерно 200-300 рублей.
В ремкомплект входит:
- Уплотнительные кольца;
- Сеточки;
- Фиксаторы;
- Фильтры и т.п.
Замена расходных деталей форсунок поможет исправить их загрязнение.
Материалы
Для прочистки вручную стоит запастись:
- Тремя проводами протяжённостью 50 -100 см;
- Источник энергии на 9 -12 V. Если применять авто аккумулятор, нужно последовательно с ним вмонтировать резистор для сопротивлений 50-200 Ом;
- Переключатель кнопочный;
- 1-2 небольших флакона с очищающей жидкостью к карбюратору;
- Трубки из пластика и резины для соединения баллончика с форсункой. Отдельные специалисты в таком деле применяют шприц вместимостью 5 мл, его расширением одевают на форсунку, а во вторую часть устанавливают трубку очистителя.
Один конец проводника подсоединяется к источнику энергии или АКБ и форсунке. Другой подсоединяется к АКБ и кнопке. Третий подводится к кнопке с форсункой. Советуется применить стандартизированные клеммы.
На форсунку одевается трубочка либо шприц, подсоединяется баллончик. Помывку оптимально проводить вдвоём.
Снятие форсунок
Для того чтобы снять форсунки потребуется специальный инструмент необходимый для проведения данной работы. Следует отметить, что процесс снятия форсунок на ВАЗ 2110 зависит от типа двигателя, в 8-ми клапанном двигателе их демонтаж произвести довольно просто, а вот в 16-ти клапанном ДВС придется повозиться. Рассмотрим каждый из двигателей в подробной инструкции.
Инструмент, который понадобиться:
- Плоская и крестовая отвертки;
- Набор рожковых ключей;
- Набор шестигранников;
После подготовки инструмента можно приступать к снятию.
Демонтаж форсунок 8-ми клапанного ДВС
- Сбрасываем давление топлива, путем отключения разъема бензонасоса, который находится под задним сиденьем автомобиля.
- Запускаем мотор и даем ему поработать, пока он не заглохнет, после чего приступаем к снятию форсунок.
- Откручиваем трубки подачи и обратки (если она есть) топлива двумя ключами на 17 мм.
- Откручиваем трубки от топливной рампы.
- Откручиваем рампу от ГБЦ шестигранником (2 болта).
- Тянем рампу в сторону от ГБЦ и вынимаем ее.
- Затем снимаем фиксаторы форсунки и вытягиваем ее из рампы.
Демонтаж форсунок 16-ти клапанного ДВС
- Сбрасываем давление топлива, путем отключения разъема бензонасоса, который находится под задним сиденьем автомобиля.
- Запускаем мотор и даем ему поработать, пока он не заглохнет, после чего приступаем к снятию форсунок.
- Откручиваем трубки подачи и обратки (если она есть) топлива двумя ключами на 17 мм.
- Откручиваем трубки от топливной рампы.
- Откручиваем крепления ресивера две гайки.
- Откручиваем хомуты с манжет, соединяющих ресивер и впускной коллектор.
- Разъединяем ресивер от впускного коллектора.
- Откручиваем рампу от ГБЦ шестигранником (2 болта).
- Тянем рампу в сторону от ГБЦ и вынимаем ее.
- Затем снимаем фиксаторы форсунки и вытягиваем ее из рампы.
Видео
Демонтаж
Перед тем как заменить или почистить форсунки, их потребуется снять с топливной рампы. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- Убедитесь, что мотор как следует остыл. Проводить работы на горячем двигателе не безопасно;
- Отключите от бензонасоса питательные провода, чтобы обесточить устройство;
- Постарайтесь максимально снизить давление в системе питания движка. Для этого двигатель заводится, а далее вам нужно дождаться, пока он сам заглохнет при холостых оборотах;
- Повторите такую процедуру несколько раз до тех пор, пока машина попросту перестанет реагировать на повороты ключа зажигания;
- Все, теперь наша цель — топливная рампа. Для ее снятия нужно предварительно снять клеммы с аккумулятора, обесточить саму рампу, отключить шланги подачи горючего, а также отсоединить все электроприборы, идущие на нее. Это датчики давления, холостого хода, положения дроссельной заслонки;
- Если у вас двигатель на 8 клапанов, тогда снимать ресивер не требуется. Этот шаг актуален для моторов с 16 клапана;
- Специалисты не рекомендуют снимать впускной коллектор без демонтажа дроссельной заслонки и шланга, идущего к ней. Лучше открутите и разъедините все сразу, что позволит вам удобнее продолжить работу;
- Отверстия выпускного коллектора накройте чем-то, чтобы защитить их от попадания посторонних предметов;
- Используя шестигранник, вы сможете открутить пару болтов и снять вместе с форсунками топливную рампу;
- Следите внимательно за тем, чтобы не было перекосов при снятии рампы, иначе с демонтажными процессами могут возникнуть проблемы;
- Снимаем форсунки. Чтобы это сделать, отсоединяются крепежные скобы, которые удерживают электрический разъем. Также нужно снять скобу, которая удерживает форсунку на ее посадочном месте.
Демонтировав элементы, обязательно закройте посадочные места, дабы избежать попадания мусора и прочих предметов, а сами форсунки разместите на столе или полу, предварительно постелив сухую ветошь.
Тут уже решайте, менять или чистить элементы топливной системы. Если требуется замена, на место старых форсунок установите новые, и выполните процедуру сборки.
Очистка
Тут действуйте следующим образом.
- Снимите резиновые кольца с форсунок, а когда чистка закончится, поставьте на их место новые уплотнители.
- Процесс чистки следует начинать с сопел, на которых формируются различные отложения по мере эксплуатации авто.
- Не забудьте тщательно зачистить воронкообразные поверхности, где накапливаются смолистые отложения.
- Следующий шаг — это каналы подачи смеси топлива.
- Чтобы открыть электромагнитный клапан для подачи горючего, придется обмануть устройство источником питания на 5-7 В.
- Некоторые используют стабилизируемые источники напряжения, зарядки от телефонов или даже аккумулятор машины. В случае использования АКБ подачу напряжения следует выполнить через лампочку. Она будет играть роль демпфера тока. Иначе вы рискуете сжечь обмотку.
- Электричество подается по двум проводам, в разрыв одного из которых устанавливается кнопка. Она будет замыкать и размыкать сеть. Так создается имитация работы форсунки в двигателе за счет воздействия импульсного электрического заряда.
- Подавать очищающую жидкость для очистки форсунок можно через баллончик со средством для чистки карбюраторов. Не дорого и эффективно, даже получше специализированной химии.
- Обязательно герметично соедините баллон и форсунку резиновой трубкой, хомутами и любыми другими средствами.
- Все готово? Можно тогда подавать электричество, чтобы форсунка открывалась. Параллельно нажимайте на кнопку баллончика со средством для очистки.
- Вскоре факел струи жидкости, который будет выходить через распылитель топлива форсунки, изменит свое «корявое» направление, и станет равномерно выходить из сопла. Это говорит о том, что вы удалили весь нагар.
Самодельный прибор для очистки
Прежде чем ставить очищенную форсунку на место, проверьте ее реальное состояние.
Проверка
Для проверки вам нужно:
- Замерить сопротивление форсунки с помощью мультиметра. Если показатели составляют в пределах 10-15 Ом, форсунка исправна;
- При отклонении от этих рамок, чистка бессмысленна. Нужно только менять форсунки;
- Проверьте устройства на предмет герметичности;
- Для этого, выполняя очистку, не включайте подачу электрического импульса, чтобы форсунка не открывалась;
- Под давлением устройство с нарушенной герметичностью начнет подавать признаки течи. Следовательно, элемент подлежит замене.
Форсунки не поддаются ремонту и разбору на элементы с целью восстановления функциональности. При нарушении сопротивления и герметичности, устройства обязательно меняют на новые.
Почистить форсунки достаточно легко, если грамотно соорудить устройство для данной процедуры. Если же подобных навыков нет, обратитесь в хороший автосервис.
Источник: luxvaz.ru