Бортовая сеть автомобиля питается от свинцово-кислотной аккумуляторной батареи с густым или жидким наполнителем. На работоспособность АКБ влияет как обычный износ, так и негативные факторы, в частности, снижается уровень, плотность тех. жидкости. При понижении уровня электролита требуется добавить жидкость, в зависимости от результатов замеров. Это позволит восстановить ёмкость, продлить срок использования АКБ.
Долив электролита в аккумулятор необходим при снижении его уровня.
Для чего нужно доливать электролит в аккумулятор
Существуют нормативы, определяющие нормальную плотность электролита. На показатель влияет сезон, температура окружающей среды, возраст батареи. Например, для средней полосы Российской Федерации нормальной считается плотность 1,25-1,3 г/см3. Если батарея перемёрзла, перегрелась, скорее всего, изменится плотность, в результате аккумулятор будет быстрее разряжаться, в итоге автомобиль может просто не завестись утром, не заряжаться от генератора автомобиля.
Если правильно долить электролит в аккумулятор, проблема будет решена, если только причина не кроется в естественном износе пластин батареи, проблемах в бортовой сети транспортного средства.
Что делать при более низкой плотности электролита?
Итак, проблема такова: аккумулятор перестал держать заряд. Стоит ли его менять? Можно ли доливать электролит в аккумулятор при низкой плотности, или же работоспособность АКБ уже не восстановить? Ответ на этот вопрос зависит от возраста аккумулятора и показателей ареометра при проверке.
Если аккумулятор достаточно старый (к примеру, ему около 4-5 лет), то его неспособность держать заряд в первую очередь связана даже не с плотностью электролита, а с нарушением целостности пластин в аккумуляторных банках. В таком случае даже восстановление прежних показателей плотности не решит проблему. Однако если аккумулятор относительно свежий, решить проблему можно доливкой электролита. Вопрос лишь в том, нужно ли заливать именно электролит?
Средние показатели плотности электролита в “рабочем” АКБ составляют примерно 1,25-1,30 г/см³. Причем данная величина должна быть примерно одинаковой у каждой аккумуляторной банки с отклонением не более 0,01-0,03. Если плотность электролита меньше 1,25, но больше чем 1,20 – вероятнее всего доливка электролита поможет решить проблему.
Также смотрим видео, как правильно повысить плотность электролита в аккумуляторе: Также советуем почитать статью, как продлить жизнь аккумуляторной батарее автомобиля. В данной статье описаны основные причины короткой жизни аккумулятора, как ее продлить, и признаки того, что он скоро перестанет работать.
Проверка уровня жидкости
Насечки для проверки уровня электролита.
Понять, нужна ли доливка электролита в АКБ, можно по контрольным меткам, нанесённым на корпусе
батареи. Отметки располагаются внутри или снаружи корпуса. На некоторых моделях аккумуляторов предусмотрено смотровое окошко из прозрачного материала. Насечки определяют минимальный и предельный уровень тех. жидкости. При нормальной эксплуатации значение находится посередине. Производители запрещают использовать аккумулятор с ненормальным уровнем электролита.
Если насечки отсутствуют, не позволяют точно определить, можно доливать электролит в аккумулятор или нет, для замеров потребуется стеклянная трубка. Для тестирования необходимо очистить АКБ от грязи, пыли, открутить пробки, вставить трубку до упора. Далее, другая сторона зажимается пальцем, таким образом, чтобы жидкость осталась внутри трубки.
В качестве альтернативы для замеров можно использовать свёрнутый лист бумаги, определяя уровень по увлажнённой части.
Уровень определяется визуально. Данный метод не позволяет получить точные результаты, но его достаточно для обеспечения работоспособности АКБ. Если жидкость ниже нормы, необходимо добавлять дистиллированную воду или электролит, если выше – откачать излишки «грушей».
Необслуживаемый аккумулятор имеет герметичный корпус, где не предусмотрен доступ к банкам. Соответственно, для проверки объёма электролита потребуется засверлить отверстия, что крайне не рекомендуется делать.
Выбор дистиллята
Если заправить аккумулятор обычной водой (в том числе и собранной дождевой), активная масса пластин очень быстро придет в негодность. Чтобы продлить срок эксплуатации аккумулятора, используйте только качественную дистиллированную воду. Для проверки качества учитывайте простейшие характеристики дистиллята:
- электропроводность. Дистиллированная вода, в отличие от обычной, не проводит электрический ток. Проверить воду можно путем измерения сопротивления с помощью мультиметра – у дистиллята оно будет равно бесконечности;
- отсутствие следов после вскипания. Для теста капните воду на чистый лист А4 либо нагрейте ее на стеклянной поверхности/кусочке фольги. После испарения дистиллята на поверхности не должно остаться ореолов и пятен.
Видео:КАК ДОЛИВАТЬ ЭЛЕКТРОЛИТ ИЛИ ВОДУ В АККУМУЛЯТОР | ЧТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Что можно долить в АКБ
Для определения, что доливать в АКБ, необходим специальный измерительный прибор – ареометр. Это стеклянная трубка с грушей, внутри которой расположен поплавок. На внешнюю стенку нанесена шкала, определяющая плотность.
Алгоритм проверки:
Проверка уровня электролита ареометром.
- Зарядить аккумулятор до 100%.
- После полной зарядки подождать 3-5 часов для нормализации химической реакции внутри банок.
- Выкрутить пробки (если аккумулятор необслуживаемый – просверлить отверстия в корпусе).
- Погрузить ареометр в банку, набрать электролит грушей.
- Поочередно провести замеры в каждой секции.
Когда необходимо заправлять аккумулятор
По мнению многих специалистов, АКБ не подлежит техобслуживанию. Поэтому вопрос автовладельцев, что доливать в аккумулятор, мастера считают неактуальным. Однако это только если он эксплуатируется в нормальных условиях.
Данный вопрос обязательно должен учитываться, если автовладелец отправляется путешествовать на своей машине на дальние расстояния. В состав электролита входит дистилированная вода, соответственно в процессе работы аккумулятора она испаряется и в случае неисправности реле-регулятора жидкость может начать переходить в парообразное состояние.
К основным моментам неисправности устройства относятся:
- Появление пара из заливных отверстий.
- Перегрев аккумулятора в процессе работы автомобиля.
- Появление электролита на корпусе АКБ.
Помимо этого, необходимо учитывать тип батареи. АКБ бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми.
В первом случае (когда АКБ обслуживаемые) процесс испарения будет больше, соответственно актуален вопрос о доливании в аккумулятор электролита или воды. В необслуживаемых АКБ жидкость герметично закрыта, поэтому в процессе эксплуатации она поднимается вверх, но только до предельно-допустимого уровня, не выходя за границы корпуса, после чего – опускается вниз и выпадает в осадок. В необслуживаемых аккумуляторах замкнутый цикл, поэтому они не требуют проверки раствора.
Когда доливать в электролит, а когда воду
При нормальных условиях шкала ареометра показывает 1,27-1,30 г/см3. Если плотность меньше – значит в батарее недостаток серной кислоты, если больше дистиллированной воды. При стандартном сценарии эксплуатации серная кислота из электролита практически не расходуется, поэтому чаще в банки заливается дистиллированная вода.
Не рекомендуется заливать излишнюю жидкость, выше уровня – это может привести к выбросу кислоты в моторный отсек.
Чистый электролит используется как для поднятия плотности, так и при полной замене технологической жидкости в банках аккумуляторной батареи – объём заправки зависит от модели АКБ.
О промывке
Ранее мы отметили, что при замерах можно обнаружить непрозрачную жидкость. Это говорит о том, что в растворе имеются разрушенные частицы свинцовых пластин. Если производить восстановление АКБ, их нужно удалить в полной мере. Что заливать в аккумулятор? Для начала нужно использовать дистиллированную воду. Ею наполняем все поврежденные банки, закрываем крышку и тщательно перемешиваем. Не бойтесь переворачивать АКБ вверх ногами.
Так мы лучше очистим внутренности банки от грязи. После смешивания выливаем обратно всю грязь. Что заливать в аккумулятор далее? Еще раз используем воду. Как залить воду в аккумулятор, мы уже знаем. Если после повторного перемешивания она не поменяла цвет, значит, мы удалили всю грязь из пластин. Теперь можно смело заливать сюда электролит и мерить плотность. Путем корректировки уровня воды и электролита мы достигнем идеального значения в 1,28 грамма на кубический сантиметр.
Особенности необслуживаемых аккумуляторов
Большинство аккумуляторов, представленных в продаже, относятся к необслуживаемому типу. Такое решение имеет как положительные, так и негативные стороны. В частности, если возникла необходимость долить электролит в банки, потребуется сверлить корпус батареи, что нарушает герметичность, автоматически лишает заводской гарантии. Каналы проделываются острым шилом вплоть до упора в свинцовые электроды. Ширина отверстия должна быть достаточной, чтобы внутрь можно было вставить трубку ареометра, который необходимо для определения плотности электролита, какую жидкость заливать внутрь необслуживаемого аккумулятора.
Если плотность в норме, но необходимо изменить уровень, потребуется груша или шприц. Доливать, в зависимости от показаний ареометра необходимо дистиллированную воду или чистый электролит. Для обеспечения нормальной работы элемента питания, уровень тех. жидкости должен находиться на 10-15 мм выше кромки электрода. Таким образом, он будет полностью погружен в жидкость, даже когда автомобиль стоит под уклоном, в результате обеспечивается нормальная эксплуатация, исключается вероятность окисления пластин, связанных с контактом с воздухом.
Долив электролита в необслуживаемый аккумулятор.
По завершении процедуры долива в каждый резервуар АКБ, рекомендуется покачать батарею, ускорив таким образом смешивание кислоты и дистиллированной воды. Трясти ИП следует аккуратно, ни в коем случае не переворачивать на бок – это приводит к попаданию шлама между электродами, что снижает ресурс. Следующий этап – контрольный замер уровня и плотности электролита. Если жидкости недостаточно, производится повторный долив до нормального значения.
Последний шаг – заделать отверстия герметиком, полностью зарядить аккумулятор.
Как меняется структура электролита
Прежде чем разобраться, что можно залить в аккумулятор, рассмотрим процессы, что происходят внутри АКБ при разрядке и зарядке. Это поможет избежать ошибок при добавлении в него жидкости.
Итак, в автомобильных аккумуляторах содержится 65 процентов дистиллированной воды. Остальная часть – это серная кислота. При таком соотношении плотность электролита составляет около 1,28 грамма на кубический сантиметр (погрешность – до трех процентов). Это оптимальный уровень, при котором выдается нужное напряжение. Отметим, что во время зарядки температура данной жидкости увеличивается. Этот процесс называется электролизом. Во время зарядки аккумулятора выделяется газ. При этом часть воды испаряется. Меняется и концентрация кислоты. Плотность электролита увеличивается. На первый взгляд может показаться, что это хорошо. На самом деле, высокая плотность приводит к снижению емкости батареи.
Если рассматривать современные необслуживаемые АКБ, они имеют герметичный закрытый корпус. Так, испарившаяся вода после зарядки превращается в конденсат. И через некоторое время она стекает обратно в «банку» (это отверстия в батарее). Характеристики раствора не меняются и плотность остается на прежнем уровне. Такая АКБ способна служить достаточно долго – до пяти и более лет. Но если герметичность корпуса нарушается, уровень дистиллята падает. Это негативно сказывается на ресурсе АКБ и ее емкости.
Стоит рассказать еще об одном факторе, который называется сульфатация раствора. Это процесс, в котором соли от кислоты начинают оседать на самих свинцовых пластинах. Обычно такое случается при подаче тока большой силы или при длительном простое аккумулятора (два месяца или дольше). Сульфатация также приводит к уменьшению емкости батареи и к снижению концентрации кислоты. Поэтому чтобы продлить жизнь аккумулятору, нужно регулярно следить за концентрацией раствора внутри и при необходимости пополнять его уровень.
Полная замена электролита
Для полной замены электролита в аккумуляторной батарее потребуется пройти несколько этапов:
Пробки аккумулятора можно выкрутить монеткой.
- Установить автомобиль на ровной площадке, перед отключением питания убедиться, что у водителя есть сервисные коды от магнитолы, другого оборудования, необходимые для их разблокировки.
- Открыть капот, снять крышку крепления, демонтировать клеммы, протереть корпус от грязи, пыли, остатков электролита.
- Открутить банки (для необслуживаемого аккумулятора – просверлить отверстия).
- Для откачки жидкости взять медицинский шприц или резиновую грушу, на которую надет наконечник-удлинитель. Во время процедуры нельзя переворачивать аккумулятор – это исключит попадание шлама в пластины, как результат, вероятность короткого замыкания.
- При сливе допускает наклон на угол до 45°, что упростит полную откачку электролита.
- Чтобы полностью избавиться от остатков старой жидкости, необходимо несколько раз промыть банки дистиллированной водой. Допускается лёгкое покачивание аккумулятора. Полностью вымыть банки не получиться – раствор всё равно останется в полостях между электродами.
- Налить новый чистый электролит: уровень – выше верхней кромки электродов.
- Дать аккумулятору отстояться 5-6 часов.
- Полностью зарядить аккумулятор током силой до 0,1 А. Длительность процедуры – 18-20 часов. Для полного восстановления ёмкости потребуется выполнить 2-3 цикла заряда малым током.
- Провести окончательную зарядку током с силой в 10% от номинальной ёмкости аккумуляторной батареи.
- Проверить уровень, плотность электролита, при необходимости довести значения до нормальных.
- Установить АКБ на автомобиль, подключить его к бортовой сети.
Долив электролита в аккумулятор нормализует работу батареи, позволяет восстановить ёмкость, снижает вероятность сульфатации пластин, исключает преждевременный выход из строя. Выполнить процедуру можно самостоятельно в домашних условиях, для этого не требуется специального оборудования, знаний.
Что нужно доливать
Среди начинающих автолюбителей можно часто услышать, что в аккумулятор необходимо доливать только электролит или даже соляную кислоту. Разберем подробнее эти ошибочные суждения. Сразу отметим, что в аккумулятор может заливаться только электролит на основе серной кислоты.
Серная кислота участвует в реакциях восстановления и окисления, которые происходят между пластинами аккумулятора. Благодаря этому взаимодействию появляется электродвижущая сила. Электролит на основе соляной кислоты не подходит для таких реакций.
Для ответа на вопрос, что нужно заливать в аккумулятор – электролит или дистиллированную воду, необходимо рассмотреть другой вопрос: что будет испаряться в первую очередь? Сама серная кислота в электролите не испаряется, так как является нелетучей жидкостью, – испаряется вода.
При запуске двигателя АКБ выдает электрический ток, сила которого может составлять несколько сотен ампер. При химических реакциях происходит испарение воды, что входит в состав электролита. Также вода может испаряться, когда АКБ находится на зарядке.
Кроме того, интенсивное испарение воды может происходить при неисправности реле-регулятора на автомобиле. В этом случае по достижении полного заряда АКБ не возникает ограничение напряжения заряда, что вызывает повышенное испарение воды.
От соотношения воды и серной кислоты зависит плотность электролита. При повышении плотности возможно повреждение пластин и выпадение солей в осадок. Поэтому для достижения требуемой плотности необходимо заливать только воду, а не электролит.
Но при недостаточной плотности электролита и очень низких температурах он может замерзнуть, и батарея выйдет из строя. Поэтому при эксплуатации обслуживаемой АКБ очень важно следить как за плотностью, так и за уровнем электролита. Для необслуживаемой АКБ такой проблемы нет, так как батарея является герметичной и вся испарившаяся вода возвращается в отсеки батареи.
Но если заливать воду из водопроводного крана, то можно причинить вред аккумулятору. Обычная вода для доливки не подходит, так как содержит большое количество минеральных солей и различных органических соединений. Поэтому для доливки в АКБ должна применяться дистиллированная вода.
Если воды мало
Если жидкость в отсеке АКБ находится ниже необходимого уровня, нужно замерить плотность электролита и долить дистиллированную воду до требуемого уровня, не забывая контролировать плотность.
Если воды нет совсем
Некоторые аккумуляторные батареи реализуются без электролита. Это не значит, что продавец обманул покупателя и выдал некачественный товар. Такие батареи называются сухозаряженными и продаются без электролита. Электролит обычно идет в комплекте в виде 6 бутылочек, соединенных между собой таким образом, что их горлышки совпадают с заливными отверстиями в аккумуляторе. Так, заливка электролита происходит удобно, одновременно во все банки.
При производстве аккумуляторные батареи проходят процесс формовки, включающий в себя зарядку батареи, ее промывку и просушку потоком горячего воздуха. Для защиты свинцовых пластин от повреждения заливные горловины банок должны быть герметично закрыты специальной лентой или пробками.
Такая АКБ может храниться до 5 лет. Батарею с электролитом хранить больше 6 месяцев не допускается.
Заливка электролита в сухозаряженной аккумуляторной батарее
При покупке АКБ в комплекте с емкостью, полной электролитом, порядок действия будет следующим:
- Работы нужно производить в специальном проветриваемом помещении с температурой воздуха не ниже +20°С, с использованием средств защиты.
- Необходимо открыть специальное суфлирующее отверстие на АКБ.
- Снять с заливных горловин защитную ленту и пробки.
- Подготовить емкость, содержащую электролит, предварительно ее распаковав и открыв.
- Перевернув АКБ, вставляем в отверстия заливных горловин АКБ горловины емкости с электролитом.
- Осторожно переворачиваем батарею и емкость, не допуская пролива жидкости.
- После заполнения электролитом банок снимаем пустую емкость.
- Для полной пропитки и охлаждения нужно оставить аккумулятор примерно на 20 минут.
- Нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить.
- В период, не раньше чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после залива электролита, проверяется его плотность. Она должна находиться в пределах 1,25 г/см3. Если плотность ниже или напряжение меньше 12,5 В, то аккумуляторная батарея должна быть заряжена.
- После завершения подготовки батареи к работе суфлирующее отверстие и отверстия заливных горловин закрываются.
Если при неправильной эксплуатации или при хранении аккумуляторной батареи электролит испарился, скорее всего, такой АКБ придется утилизировать. Но все же есть некоторые шансы восстановить работоспособность такой батареи. Чем быстрее вы это заметите, тем больше шансов вернуть такой аккумулятор в строй.
Важно! Если нет опыта обслуживания аккумуляторных батарей, такую процедуру лучше доверить специалистам. В противном случае ее можно испортить или получить травму.
Будем исходить из того факта, что аккумулятор находился в полностью заряженном состоянии до высыхания. Для того чтобы вернуть его работоспособность, АКБ нужно разрядить. Для этого заливаем во все банки дистиллированную воду. После заполнения банок и пропитки пластин можно приступить к разряду АКБ. Подключаем нагрузку, желательно небольшой мощности.
После разряда аккумулятора нужно его зарядить. Воду, которую залили в банки, не выливаем. Зарядку производим малым током. К примеру, если ток заряда, который рекомендуется для данного типа АКБ, составляет 10% от ее емкости, то ток в нашем случае должен составлять половину от этого тока, то есть 5%.
При зарядке следует проверять плотность. Если процесс проходит нормально, последняя должна повышаться. Сигналом к окончанию заряда будет служить интенсивное выделение газов из банок, так называемое «кипение» электролита. Плотность жидкости должна быть 1,15-1,2 г/см3. Если нужно продолжение заряда, ток следует уменьшить.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Если при заряде жидкость в банках аккумулятора потемнела, это значит, что он поврежден. В таком случае продолжать процесс восстановления не имеет смысла и АКБ придется утилизировать.
После достижения требуемой плотности жидкость сливается. Вместо нее заливается дистиллированная вода и цикл разряда-заряда повторяется. Этот процесс требует длительного времени, примерно 2 дня или более. В результате этих действий при заряде плотность не должна повышаться.
Затем, после того как вся жидкость будет слита с батареи, заливаем настоящий электролит и производим ее разряд снова. Для этого подключаем небольшую нагрузку. После полного разряда производим зарядку малым током.
При заряде обращаем внимание на содержимое банок и плотность электролита. Если электролит потемнел, а в банках есть признаки осыпания пластин, значит, аккумулятор придется утилизировать. Если электролит прозрачный, продолжаем заряжать до тех пор, пока плотность электролита во всех банках не будет находиться в диапазоне от 1,25 до 1,27 г/см3.
Возможна ситуация, когда плотность электролита в банках значительно различается. Для того чтобы выровнять ее, нужно повторить заряд-разряд несколько раз. Разряжать нужно до 10,5 В.
Что делать, если нет дистиллированной воды
Первое, что приходит на ум, — купить в магазине новую бутылку дистиллированной воды. Но некоторые автовладельцы предпочитают изготавливать дистиллированную воду самостоятельно, так как не доверяют качеству воды, имеющейся в продаже.
Ведь если некачественную воду залить в аккумулятор, он, конечно, некоторое время проработает. Но спустя некоторое время, его, возможно, придется просто выкинуть. Минеральные вещества, что содержатся в этой воде, осядут на пластинах и приведут к короткому замыканию. Предъявлять претензии продавцу такого товара уже никто не будет, так как времени пройдет много и доказать что-либо будет невозможно.
Лучший способ обезопасить себя от некачественного товара – приобретение товара от известного производителя, который гарантирует качество своей продукции. Это можно сделать как в специализированных магазинах, так и в интернет-магазинах. Признаками качества станут отзывы покупателей и стоимость товара.
Дистиллированную воду можно получить самостоятельно в домашних условиях с помощью перегонного куба (самогонного аппарата). Кроме того, можно очистить воду так: налить ее в пластиковую бутылку и подержать в морозильной камере в течение 2-3 часов. Для использования пригоден только лед, остатки воды сливаются.
После самостоятельного приготовления дистиллированной воды и в случае, если нет уверенности в качестве купленной, нужно проверить уровень ее жесткости. Самый правильный способ – использовать специализированный прибор, TDS-метр. Его можно приобрести в интернет-магазине за небольшую цену. В идеале он должен показывать 0 ppm, допускается применение воды с показателем 10-20 ppm.
Ближе к практике
Если с определением проблемы всё понятно, то назревает вопрос: что доливается в аккумулятор – вода или электролит? С ответом поможет результат измерений ареометром: если раствор слишком плотный, то долив воды решит проблему. Если же раствор обладает слишком низкой плотностью, то без электролита не обойтись.
Разберёмся с водой. Почему так важно доливать дистиллированную или, на крайний случай, талую воду? Дело в том, что в бутилированной воде или воде из крана содержатся примеси, которые при взаимодействии с электричеством будут давать как минимум осадок, а в худших случаях приведут к полной негодности АКБ. Поэтому необходима максимально очищенная вода.
Для долива воды понадобится обыкновенная воронка, последующая зарядка аккумулятора и повторная проверка плотности получившейся смеси.