Замена (снятие) бензонасоса и датчика уровня топлива

Российские автовладельцы с любовью относятся к первому отечественному кроссоверу ВАЗ 2121 «Нива» и продолжают его эксплуатировать на протяжении 40 лет. За эти годы автомобиль немного эволюционировал. Правда его внешность почти не изменилась, а вот силовая установка преобразилась: на смену карбюратору пришёл инжектор. И на тех, и на других модификация машины, владельцам загадывает непростые ребусы датчик уровня топлива (ДУТ). Это некомфортно сказывается на управлении, так как водитель не уверен в точном количестве бензина в баке.

Далее расскажем о причинах и признаках неисправности ДУТ, какие виды датчиков существуют, какой выбрать, как проверить, заменить и отрегулировать.

Принцип работы

На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:

  1. Резистор (потенциометр).
  2. Подвижной контакт (ползунок).
  3. Металлический рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.

Насосы с 2005 года

Каталоги после возвращения к проекту ВАЗ-21214 уже имеют немного другие номера и сказать как обозначались оригинальные экземпляры уже сложно. Начиная с внедрения 214 рампы на ВАЗ-21214 стали использоваться Утесовские ЭБН 21214-1139009-10 с ДУТ 3М. Здесь все также на крышке используются трубки с гайками, как и на прошлых версиях. Хотя зачастую на крышке все также используется номер 21214-11390009 без указания последних цифр, да и фильтры очистки тоже не у всех выглядят одинаково. В любом случае сейчас в номенклатуре Утеса все пришло в норму и соответствует номенклатуре ВАЗ.

ЭБН 21214-1139009-10. По заверениям производителя используется на автомобилях ВАЗ-21214 с Евро-2 и Евро-3 с 2006 года.


Электробензонасос 21214-1139009-10 производства Утес

  • Производитель — Утес;
  • Дата снятия — 08.2009г.;
  • Насос — Bosch 0 580 454 035;
  • Корпус — Утес, 21214-1139009-10, с гайками;
  • ДУТ — Утес 3М (маркировка на резисторе 3-01).

Аналогов данного насоса довольно много — и СЭПО, и Пекар, да и у Утес есть аналоги для него — последний имеет номер 21214-1139009-10К, но оборудован насосом от Joinhands Auto Spare Parts CO., LTD.

Причины и признаки неисправности

Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.

Главные неисправности и способы устранения

Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:

  • Снимите лючок ДУТ (под 2-м рядом сидений) и отсоедините розовый провод. Включите зажигание. Если стрелка поднялась, то датчик «приказал долго жить». Требуется замена.

Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:

  • Снимите комбинацию приборов. Отсоедините красный провод от колодки №3 в панели и включите зажигание. Если стрелка упала, значит ДУТ неисправен, а если нет, то проблема в проводке. Возможно где-то короткое замыкание.

Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:

  • Вероятнее всего произошло замыкание провода датчика с массой. Проверьте механизм и устраните замыкание.

Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.

Виды датчиков

Несмотря на устоявшийся десятилетиями классический внешний стиль, «Нива» пережила некоторые метаморфозы внутри себя. Одним из самых массовых преобразований можно считать «фокусы» с датчиком топлива, которые провернул АвтоВАЗ. Если открыть каталог, то даже у бывалого механика разбегутся глаза от разнообразия. Мы разобрались, всё упорядочили и составили номенклатуру согласно хронологии выхода ДУТ.

Таблица 1. Оригинальные номера датчиков уровня топлива

Годы выпускаКодОписание
С 1981 г.21210-3827064-00Впервые появился в каталогах.
До 2000 гг. ВАЗ 2121321210-3827010-02В каталогах не встречается. Выпускался ПО «Постас», г. Энгельс. В продаже почти не найти.
С 1990 гг. ВАЗ 2121321213-3827010-00Модернизированный датчик на базе первого ДУТ (…00). Изменения претерпел резистор: теперь его сопротивление стало 250 Ом, взамен прежних 350 Ом.
С 1990 гг. ВАЗ 2121321213-3827010-01Для АвтоВАЗа датчики изготавливались на предприятии «Точмаш» г. Владимир.
С 1990 гг. ВАЗ 2121321213-3827010-02Информация о производителе отсутствует.
ВАЗ 21214 С 1999 г.21214-1139009-01Для инжекторных машин. Модульный узел, состоящий из датчика уровня топлива и электронасоса. В каталогах идёт под аббревиатурой ЭБН. Производитель GM.
ВАЗ 21214 С 1999 г21214-1139009-00Модуль ЭБН. . Насос марки Bosch.
ВАЗ 21214 С 2005 г.21214-1139009-10Модуль ЭБН. . Для автомобилей с системой Bosch MP7.0Н.
ВАЗ 21214 С 2009 г.21214-1139009-20 21214-1139009-21Модуль ЭБН. . Насос марки Bosch, резистор 3М-01. .
В настоящее время Lada 4×4 (4×4M), Urban21214-1139009-22 21214-3827010-15-0Модуль ЭБН. Изготовитель «СЭПО». Насос Aisan 81B. Второй номер (…15–0), это датчик уровня топлива новейшего образца, как на Ниве Шевроле (на защёлках).

Комментарий с тематического форума: «ВАЗ наделал невероятное количество модификаций этих датчиков, поэтому найти необходимый сложно. По крайней мере 3-е моих знакомых, которые проводили эту замену из-за износа резистора, так и не смогли подобрать такой же. Пришлось ставить что было. Стрелка указателя при этом подвирает. Но приспособится можно».

Цена

Купить ДУТ для ВАЗ 21213-21214 можно во многих магазинах запчастей. Но профессионалы сервисных мастерских рекомендуют обращаться в специализированные торговые точки «LADA», а ещё лучше в монобрендовые магазины «Нива». Здесь менеджеры более компетентные и понимают проблемы покупателей. Если рекомендованного производителем датчика топлива нет в наличии, то подойдёт вариант заказа через интернет.

Таблица 2. Стоимость ДУТ для ВАЗ 21213–21214

ПроизводительКодЦена, руб.
Точмаш21213382701001585
Пекар212133827010540
АвтоВАЗ21213-3827010-01365
ВАЗ (Модуль ЭБН)21214-1139009-201 670
Стартвольт (Модуль ЭБН)SFM 01242 120
VOLTON (съёмный датчик)21214-3827010-15-0380

Источники: old.autopiter.ru, ada-original.ru

Перед заменой рекомендуется посмотреть на оригинальный номер датчика, чтобы купить именно тот, что и должен стоять. Хоть они и могут взаимозаменяться, производитель всё же не рекомендует использовать другую деталь. Иначе стрелка может «врать», как это выше написал участник форума.

Немного о впрыске

Возможно многие из вас знают о всех перипетиях разработки впрысковой системы подачи топлива на Нивы, возможно нет, вполне вероятно некоторые из вас знают и даже больше нашего. Так что не хотим вводить в заблуждение и постараемся вкратце пересказать слова участников процесса разработки, описанные в книге «Высокой мысли пламень».

Работы по поиску путей внедрения впрыска на Автовазе, по заверениям конструкторов, велись еще с 70-х. Но только к концу 80-х начались значимые перемены. Автоваз ищет партнеров среди трех мировых производителей: GM, Bosch, Siemens. Ну и как нам всем известно, в июне 1990-го выбирает GM.

Первые поставки компонентов ЭСУД были произведены в 93-м и включали комплекты под нормы токсичности Евро-1 для Нивы. К слову, к моменту начала поставок часть компонентов системы была адаптирована к производству на мощностях отечественной оборонной промышленности. Сами же бензонасосы поставлялись заокеанскими товарищами. Решение о разработке аналогов для системы GM в России было озвучено еще в 1992 году. В начале 93-го начались поиски партнеров.

Конкурс среди потенциальных российских партнеров Bosch проводился в течение полутора лет с июля 1993 года. Его выиграло АО «СЭПО». Доли участников СП «Bosch-СЭПО» распределяются следующим образом: Bosch — 60%, АО «СЭПО» — 20%, АО «Авангард» (г. Энгельс) — 10%, АО «АвтоВАЗ» — 5%. (Газета «Коммерсантъ» №195 от 20.10.1995, стр. 9).

Конечно же за право локализовать производство Bosch конкурировал с GM в лице Delphi, но смог предложить более интересные условия. В качестве партнера Bosch выбрали Саратовский завод и на его базе должны были организовать производство, но… корпус, принадлежащий СЭПО и переданный под СП, более известное как Бош-Саратов, немцам не понравился. В силу того, что помещение готово не было, все дружной компанией уехали в г. Энгельс на мощности местного завода запальных свечей. Здесь было организовано производство датчиков кислорода, датчиков расхода воздуха и контроллеров М1.5.4. Уже было завезли оборудование по производству форсунок, но расчеты выдали совершенное отсутствие выгоды в локализации производства данных компонентов, в результате от данной линии отказались и частично передали оборудование под производство модулей электробензонасосов, что ранее здесь не планировалось.

К чему вся эта предыстория? К тому, что мы не можем дать правдивый ответ, кто таки делал сам корпус (модуль) 21214-1139009-01 (были-ли это сами СЭПО или уже подключился Ульяновский Утес, или, что выглядит мало вероятным, GM), и точно не подскажем какой там стоит ДУТ (уж очень он напоминает по форме изделия от СЭПО, но то лишь догадки). Мало-ли вдруг у вас есть более полная информация будем рады, если поделитесь.

Из найденного на просторах сети есть описание, сделанное участником форума о Нивах: «Насосы бывают двух типов — с маркировкой на фланце «УТЕС» и выбитым каталожным номером, начинающимся с цифр 21214, а также более старые, у которых фланец имеет не серебристо-оловянный, а бронзовый оттенок, наружной маркировки, кроме стрелки, указывающей направление установки, нет. Разные и разъемы на фланце — у «Утеса» овальный горизонтально ориентированный четырехконтактный разъем белого цвета, в который вставляется «хвост» длиной сантиметров 10-12 с квадратным четырехполюсным разъемом (розовый, лиловый, серый и черный провода). У безымянного изделия (замечу, оно дороже минимум на треть — скорее всего, ведет свою родословную еще от систем GM) — на фланце намертво заделанная фишка грязно-желтого цвета, из которой идет такой же «хвост» в 10-12 см длиной с четырехконтактным разъемом, описанным выше. То есть, по посадочным местам и подключению ЭБНы идентичны — отличаются только шириной топливозаборника (у «Утеса» шире, и это лучше — меньше вероятности перекрытия присосавшейся грязью). Датчики уровня топлива и контакты включения лампы аварийного резерва топлива идентичны, поплавки — тоже, отличаются только цветом пластмассы.»

Правда на просторах сети мы также нашли и вариант с «бронзовым оттенком» без разъема белого цвета, а с такой же фишкой желтого цвета и выгравированными «Утес» и «21214-1139009» на крышке, но что тут хотеть от российского рынка запчастей.


Данное изоображение вполне соответствует описанию выше

Что касается ЭБН 21214-1139009-00, то информация о нем появляется в промежутке между 06.2000г. и 09.2001г. По всем нашим данным два этих насоса взаимозаменяемы.

Что касается первых нив с распределенным впрыском (ВАЗ-21214-20-010) — ЭСУД Bosch MP7.0, контроллер 2123-1411020-10 и 23 рампой — номера запчастей которой мы можем посмотреть в каталоге 1999 года (в дополнении к нему), и которому еще можно довериться, то там говороится, что ЭБН используется все тот же, что и на моновпрысковой — 21214-1139009-01.

ЭБН 21214-1139009-01. Первые насосы, используемые в ВАЗ-21214 и разработанные в эпоху коллаборации с GM.

  • Производитель — ;
  • Дата снятия — ;
  • Насос — GM;
  • Корпус — 21214-1139009;
  • ДУТ — прямоугольный.

Описание и фотография — чуть выше.

ЭБН 21214-1139009-00. ЭБН с Утесовским корпусом и Бошевским насосом.

  • Производитель — Утес;
  • Дата снятия — ;
  • Насос — Bosch;
  • Корпус — Утес 21214-1139009, металлическая крышка, цельная трубка;
  • ДУТ — прямоугольный.


Изображение из какой-то брошюры, выпущенной после 2006 года. К слову, здесь еще прямоугольный датчик.

Как проверить

На рынке запчастей полно контрафакта и деталей плохого качества. Независимые эксперты автоизданий рекомендуют проверить новый датчик уровня топлива перед установкой. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Его потребуется переключить в омметр.

Сверху на крыше ДУМ есть 2 электрических выхода. В них вставлены штекеры: один для уровня, другой для сигнальной лампочки. Установите плюсовой щуп тестера на выход уровня, а минусовой щуп на массу. Далее двигайте рычаг датчика, имитируя полную заправку или пустой бак. Параметры на тестере должны меняться, от 20 (верхнее положение) до 250 Ом (нижнее). Никаких скачков и перепадов не допускается. Если дефекты есть, то выявлена некачественная деталь. Её необходимо вернуть в магазин.

Замена

Для демонтажа старого датчика уровня топлива и установки нового в бак, придётся снять много деталей задней части салона. Вам потребуется инструмент: крестовая и плоская отвёртки, ключи 7 мм, 10 мм, пассатижи (2 шт), маркер и ветошь. Ремонт желательно проводить на улице или в просторном помещении, чтобы не отравиться парами бензина. А ещё рекомендуется купить прокладку под ДУТ (45–50 руб.), так как старая часто не подлежит повторной установке. Сам процесс замены выглядит так:

  1. Установите машину на ручной тормоз.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Отверните по 2 самореза коврика с каждой стороны.
  4. Снимите клипсы с боковых обшивок и сами обшивки.
  5. Отверните 4 болта с 2-х кронштейнов заднего ряда сидений.
  6. Сложите спинку и выньте сиденье из салона.
  7. Откиньте коврик бензобака.
  8. Отверните 2 самореза, крепящих лючок ДУТ.

  9. Маркером пометьте одну фишку, чтобы затем не перепутать.
  10. Снимите 2 штекера (уровень бензина и сигнальная лампа).
  11. Крестовой отвёрткой ослабьте 2 хомута топливопроводов.
  12. Отверните 7 гаек крышки датчика (ключ 7 мм).
  13. Аккуратно выньте ДУТ из бака.
  14. Дождитесь, пока топливо из фильтра (сеточки) сольётся.

  15. Снимите прокладку (осторожно, чтобы её части не упали в бак).
  16. Почистите посадочное место.
  17. Установите новый датчик уровня топлива, но не закрывайте лючок.
  18. Включите зажигание и проверьте работу ДУТ на приборной панели.
  19. Соберите всё в обратной хронологии.

На инжекторной «Ниве» снятие и установка модуля ЭБН проходит в такой же последовательности. Только для отсоединения 2-х штуцеров шлангов понадобится 2 ключа на 17 мм. А перед снятием топливопроводов необходимо скинуть давление бензина в рампе.

Почему ДУТ неправильно показывает уровень бензина?

Иногда стрелка индикатора количества топлива водит водителя в заблуждение. Как правило, это вызвано проблемами проводки или неисправностью датчика. Неправильные показания возникают по следующим причинам:

  • Напряжение бортовой сети сильно отличается от номинального.
  • Окислились контакты подключения индикатора на панели приборов или потенциометра.
  • Параметры резистора ДУТ не соответствуют номинальному значению.
  • Износились контакты потенциометра или бегунка.

Совет: если исправный датчик после снятия и установки в бензобак стал неправильно показывать уровень, следует снова снять его и проверить форму и ход рычага.

Как отрегулировать

Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:

  1. Залейте полный бак топлива.
  2. Включите зажигание и запомните показания стрелки (можно нарисовать на бумаге).
  3. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  4. Демонтируйте ДУТ и немного подогните пассатижами рычаг (одними плоскогубцами крепко держите у основания).
  5. Затем установите датчик в бак, подключите АКБ и поверните замок зажигания.

Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.

Взаимозаменяемость электробензонасосов

Для тех, кто не хотел читать все что выше, но быстро уловить весь смысл.

21214 моновпрыск. Используйте только свой 01. Несмотря на прямое указание в каталогах, что 00 может быть использован как замена 01 — при разговоре об аналогах, а не об оригинале, лучше не пробовать.

21214 до 08.2009. 10 и их аналоги. Что касается первых модификаций автомобилей с распределенным впрыском 21214-20-010 — загляните, что там прежде чем покупать. Вероятнее всего там стоят 00 или 01. В большинстве случаев мы продаем -10 и для владельцев автомобилей до 2006 года, т.е. вместо 00 ил 01. В чем их отличие уже никто из наших сотрудников и не упомнит. Единственное, что бросится в глазу сразу — это жгут бензонасоса. В -00 и -01 он имел другой способ крепления. Так что, если надумаете покупать 10 вместо 00-х, убедитесь в наличии жгута 2112-1139080-01.

21214 с 08.2009. 20 и их аналоги. На все автомобили начиная с М-ки (в том числе и Урбаны) ставятся 20-е ЭБН.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]