Стоит ли отключать адсорбер, плюсы и минусы, возможные последствия


Согласно Евростандарту экологии «Евро-3», выброс в атмосферу углеводородных паров, которые возникают при испарении бензина — запрещен. Учитывая это, учеными было придумано устройство, которое позволяет улавливать и нейтрализовать вышеописанные пары.

Этим «спасительным» устройством стал так называемый адсорбер или как его некоторые называют — «абсорбер» (от слова абсорбент — способный впитывать, от части, такое название также можно считать правильным), его устанавливают в топливную систему автомобиля с целью устранения вредных паров, которые возникают в результате испарения бензина.

Сегодня, мы постараемся ответить на наиболее популярные вопросы, связанные с адсорбером, для того чтобы вы узнали, что это, для чего нужно и как работает адсорбер топливной системы. В качестве примера мы возьмем ВАЗ 2110.

В качестве абсорбента, который впитывает углеводородные испарения выступает уголь, которым наполняют резервуар адсорбера. Откуда берутся пары? Пары, как уже было сказано выше, выделяет бензин из-за нагревания топлива и постоянного взбалтывания во время движения пары поднимаются вверх, затем, через отверстие в горловине бака поступают в сепаратор. В сепараторе пары конденсируются и стекают обратно в бак, а часть газов, не успевшая перейти из газообразного состояния в жидкое или попросту говоря стать конденсатом, поступает по паропроводу в гравитационный клапан и непосредственно в адсорбер, которые он нейтрализует при помощи активированного угля. Процесс этот происходит в момент, когда мотор не работает.

Если же двигатель работает, система управления путем открытия электромагнитного клапана выполняет продувку адсорбера, после чего вредные пары вместе с воздухом выбрасываются во впускную трубу, где они сжигаются.

Польза от такой системы двойная, т. к. прежде всего не происходит загрязнения атмосферы вредными испарениями, кроме того, происходит экономия топлива, поскольку, бензин не испаряется, а возвращается через сепаратор в бак.

Как правильно называть адсорбер или абсорбер?

Обе концепции существуют в мире. Но несмотря на то, что «сорбео» и «абсорбео» переводятся с латинского алфавита почти одинаково: адсорбер — (от латинского Ad — он, с и sorbeo — абсорбирующий) и абсорбер — (от латинского абсорбео — I впитывают), смысловая нагрузка у обоих слов разная.

  1. В нашем случае это адсорбер, поскольку это устройство, поглощающее газообразные или растворимые вещества своей твердой поверхностью, не подвергаясь химическим реакциям. Бывают аппараты периодического и непрерывного действия.
  2. А абсорбер — это аппарат, который полностью поглощает газы (пары) внутри с последующей химической реакцией, в результате которой одно из веществ полностью поглощается специальной жидкостью (абсорбером).

Поэтому для нашей ситуации верным будет первый вариант.

Как отрегулировать процесс подачи топлива с помощью электросхемы?

По описанной выше схеме производится топливная регуляция в автомобиле. При этом она зависит не только от нагрузки клапанов в двигателе, но и от соответствующего положения относительно клапана дроссельной заслонки. С помощью схемы электрических проводков и клапанов удается понять, какой из реле или предохранителей работает с неисправностью, и вовремя его заменить. При этом одну из главных ролей при подаче топлива выполняет электрооборудование (контроллеры), регулирующее работу форсунки.

Назначение и принцип работы

Адсорбер — это контейнер, заполненный активированным углем, который действует как фильтрующий элемент. Этот элемент является основной частью системы EVAP — Evaporative Emission Control (системы улавливания паров бензина).

Система интегрирована в топливную систему автомобилей стандарта Евро-2 и выше. Таких адсорберов вы не увидите на классических ВАЗах и даже на модели 2108, не говоря уже о Москвиче, Волге 3110 и тд

Целью является снижение вредных выбросов в атмосферу и устранение запаха бензина в салоне автомобиля.

Но несмотря на простоту конструкции, помимо корпуса и фильтрующего элемента адсорбер состоит из:

  1. Отводы: подача воздуха, приток, отвод паров бензина.
  2. Сепаратор: здесь пары конденсируются и сбрасываются обратно в резервуар.
  3. Гравитационный клапан (аварийный): останавливает перелив топлива при опрокидывании машины.
  4. Электромагнитный клапан (или вакуумный клапан, например, на некоторых моделях Nissan) является одним из важных элементов (подробнее ниже).
  5. Прочие дополнительные устройства (в зависимости от модели автомобиля).

Пары топлива, которые скапливаются в бензобаке, должны куда-то уходить. В старых машинах они выбегали в атмосферу через специальную трубку. В современных автомобилях топливные баки изолированы от внешней среды.

Пары бензина через отдельный выпускной патрубок попадают в адсорбер, где они конденсируются в виде топлива, которое возвращается в бак или во впускной коллектор. В первом случае процесс происходит при выключенном двигателе, во втором — при работающем.

Как только автомобиль заводится, ЭБУ посылает сигнал на электромагнитный клапан. Последний открывается и выдувается активированный уголь (активированный уголь). Пары топлива «извлекаются» из сорбента и сразу попадают в специальный ресивер, а затем в камеру сгорания.

Чтобы узнать больше о том, что такое адсорбер, перейдите по ссылке.

Принципиальная схема монтажного блока

1. блок-фара; 2. датчики износа передних тормозных колодок; 3. датчик включения электродвигателя вентилятора; 4. электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 5. звуковой сигнал; 6. генератор: 7. датчик уровня масла; 8. блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 9. контроллер отопителя; 10. выключатель клапана рециркуляции; 11. лампа подсветки рычагов управления отопителем; 12. коммутатор; 13. концевой выключатель карбюратора; 14. датчик контрольной лампы давления масла; 15. свечи зажигания; 16. электромагнитный клапан карбюратора; 17. датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18. датчик-распределитель зажигания; 19. катушка зажигания; 20. стартер; 21. электродвигатель вентилятора отопителя; 22. дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 23. датчик скорости; 24. выключатель света заднего хода; 25. микромоторедуктор привода заслонки отопителя; 26. клапан рециркуляции; 27. датчик уровня тормозной жидкости; 28. колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла; 29. аккумуляторная батарея; 30. электродвигатель смывателя ветрового стекла; 31. датчик уровня омывающей жидкости; 32. датчик уровня охлаждающей жидкости; 33. моторедуктор очистителя ветрового стекла; 34. монтажный блок: 35. колодки для подключения жгута предупредительного света; 36. переключатель наружного освещения; 37. комбинация приборов; 38. выключатель заднего противотуманного света; 39. контрольная лампа противотуманного света; 40. контрольная лампа обогрева заднего стекла; 41. часы; 42. выключатель обогрева заднего стекла; 43. подрулевой переключатель; 44. колодка для переключения проводов при установке блок-фар другого типа; 45. регулятор освещения приборов; 46. выключатель зажигания; 47. колодки для подключения жгута проводов очистителей фар; 48. розетка для переносной лампы; 49. плафон индивидуального освещения салона; 50. выключатель стоп-сигнала; 51. плафон освещения салона; 52. блок бортовой системы контроля; 53. датчик указателя уровня топлива; 54. выключатель аварийной сигнализации; 55. датчик ремня безопасности водителя; 56. прикуриватель; 57. лампа подсветки пепельницы; 58. выключатель лампы освещения вещевого ящика; 59. колодка для подключения бортового компьютера; 60. лампа освещения вещевого ящика; 61. боковые указатели поворота; 62. выключатели в стойках передних дверей; 63. выключатели в стойках задних дверей; 64. выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 65. фонарь освещения багажника; 66. датчик температуры для системы отопления; 67. наружные задние фонари; 68. внутренние задние фонари; 69. фонари освещения номерного знака; 70. элемент обогрева заднего стекла; 71. колодка для подключения дополнительного стоп-сигнала;

В жгуте проводов панели приборов вторые концы проводов белого, черного, оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены между собой в одних точках.

Схемы оборудования авто ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 отличаются (за исключением системы управления двигателем) только добавлением омывателя и очистителя двери задка.

1 – блок-фара ВАЗ-21102 2 – датчики износа колодок передних тормозов 3 – выключатель света заднего хода ВАЗ-21102 4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя 5 – звуковой сигнал ВАЗ-21102 6 – моторедуктор блокировки замка правой передней двери 7 – реле включения электростеклоподъемников 8 – предохранитель на 8 А 9 – стартер ВАЗ-21102 10 – аккумуляторная батарея 11 – генератор ВАЗ-21102 12 – электродвигатель омывателя ветрового стекла 13 – датчик уровня омывающей жидкости 14 – моторедуктор блокировки замка левой передней двери 15 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери 16 – датчик уровня охлаждающей жидкости 17 – моторедуктор очистителя ветрового стекла 18 – клапан рециркуляции ВАЗ-21102 19 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя 20 – электродвигатель отопителя ВАЗ-21102 21 – выключатель замка багажника 22 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери 23 – моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери 24 – блок управления системы блокировки замков дверей 25 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя 26 – датчик уровня тормозной жидкости ВАЗ-21102 27 – моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери 28 – переключатель наружного освещения 29 – комбинация приборов 30 – выключатель заднего противотуманного света 31 – контрольная лампа противотуманного света 32 – контрольная лампа обогрева заднего стекла ВАЗ-21102 33 – выключатель обогрева заднего стекла 34 – подрулевой переключатель 35 – выключатель освещения приборов 36 – выключатель зажигания 37 – монтажный блок 38 – выключатель клапана рециркуляции ВАЗ-21102 39 – контроллер отопителя 40 – выключатель аварийной сигнализации 41 – лампа освещения рычагов управления отопителем ВАЗ-21102 42 – лампа освещения вещевого ящика 43 – выключатель лампы освещения вещевого ящика 44 – прикуриватель 45 – блок индикации бортовой системы контроля ВАЗ-21102 46 – лампа освещения пепельницы 47 – выключатель сигнала торможения 48 – моторедуктор блокировки замка левой задней двери 49 – переключатель электростеклоподъемника левой задней двери 50 – моторедуктор электростеклоподъемника левой задней двери ВАЗ-21102 51 – розетка для переносной лампы ВАЗ-21102 52 – часы ВАЗ-21102 53 – моторедуктор электростеклоподъемника правой задней двери 54 – переключатель электростеклоподъемника правой задней двери 55 – моторедуктор блокировки замка правой задней двери 56 – боковой указатель поворота 57 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза 58 – датчик ремня безопасности водителя ВАЗ-21102 59 – плафон направленного света 60 – плафон освещения салона 61 – датчик температуры воздуха в салоне 62 – выключатель в стойке передней двери ВАЗ-21102 63 – выключатель в стойке задней двери 64 – наружный задний фонарь ВАЗ-21102 65 – внутренний задний фонарь 66 – фонари освещения номерного знака 67 – фонарь освещения багажника ВАЗ-21102

Где установлен?

Как правило, адсорбер устанавливается под капотом справа по ходу движения автомобиля, например, в ВАЗ 2110 он имеет форму бочки.

В других автомобилях он может быть квадратным и устанавливаться слева от двигателя (по ходу движения), под воздуховодом (Lada Granta), вакуумным усилителем тормозов (некоторые модели Nissan) или в районе радиатора. В ВАЗ 2114 он находится рядом с аккумулятором и воздушным фильтром.

На Volkswagen Passat B3 адсорбер расположен под воздушным фильтром с правой стороны по ходу движения.

Другие автомобили: см. Руководство по эксплуатации модели.

Для чего необходима электросхема ВАЗ-2110?

При замене или ремонте инжектора с 8 клапанами схема электрооборудования выполняет роль своеобразного путеводителя, с помощью которого можно разобраться со всеми нюансами в процессе подключения конкретных деталей проводки. Кроме того, электросхема ВАЗ-2110 при использовании инжектора с 8 клапанами позволяет понять функционирование всех устройств электропроводки.

На схеме клапаны инжектора расположены равномерно, при этом сама система представляется в виде 2-ух сочетающихся компонентов:

Также на схеме с 8 и 16 клапанами указывается расположение электронного блока, с помощью которого координируется работа приведенных выше 2-ух систем. Резервное оборудование, в свою очередь, защищает электропроводку от перегрузок и повышает эффективность эксплуатации всей инжекторной системы.

Совет: если вы собрались ремонтировать инжектор, обязательно посмотрите схему электропроводки на ВАЗ-2106. Это даст вам возможность заменить все неисправные детали, не повредив общую работу проводки в автомобиле.

Обозначенные цифрами на схеме элементы приведены ниже:

Схема электрических проводов и предохранителей дает понимание всей работы инжекторной системы, а также показывает конкретное положение каждого из элементов. На ней располагаются следующие элементы:

Почему отказываются от адсорбера?

Несмотря на преимущества данного конструктивного решения, а это: экономия топлива, отсутствие запаха в салоне, снижение вредных выбросов в атмосферу (хотя многим это наплевать), адсорбер имеет ряд существенных недостатков, из-за которых многие стремятся закрыть его или полностью удалить.

Недостатки, они же признаки неисправности:

  1. Высокая стоимость товара (не для всех автомобилей). Заменить или удалить? Чаще отдают предпочтение второму варианту. Например, на Acura MDX цена товара колеблется в пределах 10 000 руб. Для ВАЗ — от 800 руб.
  2. Неисправность устройства приводит к перебоям в работе агрегата: двигатель не тянет (плохой разгон авто, гашение подъема, транспортировка грузов, плавающий холостой ход на горячем двигателе, если бак пластиковый, то с адсорбер забит, постоянно сжимается и открывается (при отсутствии перепускного клапана в крышке), в результате он может лопнуть от давления паров бензина, если он металлический, то деформируется. Неисправность адсорбера Шипение при открытии крышки топливного бака, вызванное движением воздуха в баке (не наружу) и запахом бензина в салоне, неправильным уровнем топлива. Появление ошибки p0443 (причина возникновения неисправности) ошибка — забитый или неисправный электромагнитный клапан).

Поэтому, когда товар выходит из строя, многие люди выключают его и снимают или выбирают более сложный путь: открывают корпус и заменяют старый активированный уголь новым.

Схема легкового автомобиля ВАЗ 21102

1 — блок-фара ваз-21102. 35 — выключатель освещения приборов 2 — датчики износа колодок передних тормозов. 36 — выключатель зажигания 3 — выключатель света заднего хода. 37 — монтажный блок авто 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя 38 — выключатель клапана рециркуляции 5 — звуковой сигнал. 39 — контроллер отопителя 6 — моторедуктор блокировки замка правой передней двери. 40 — выключатель аварийной сигнализации 7 — реле включения электростеклоподъемников. 41 — лампа освещения рычагов управления отопителем 8 — предохранитель на 8 А. 42 — лампа освещения вещевого ящика 9 — стартер ваз-21102. 43 — выключатель лампы освещения вещевого ящика 10 — аккумуляторная батарея ваз-21102. 44 — прикуриватель 11 — генератор 45 — блок индикации бортовой системы контроля 12 — электродвигатель омывателя ветрового стекла 46 — лампа освещения пепельницы 13 — датчик уровня омывающей жидкости. 47 — выключатель сигнала торможения 14 — моторедуктор блокировки замка левой передней двери. 48 — моторедуктор блокировки замка левой задней двери 15 — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери. 49 — переключатель электростеклоподъемника левой задней двери 16 — датчик уровня охлаждающей жидкости. 50 — моторедуктор электростеклоподъемника левой задней двери 17 — моторедуктор очистителя ветрового стекла. 51 — розетка для переносной лампы 18 — клапан рециркуляции. 52 — часы ваз-21102 19 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя. 53 — моторедуктор электростеклоподъемника правой задней двери 20 — электродвигатель отопителя. 54 — переключатель электростеклоподъемника правой задней двери 21 — выключатель замка багажника. 55 — моторедуктор блокировки замка правой задней двери 22 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери. 56 — боковой указатель поворота 23 — моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери. 57 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза 24 — блок управления системы блокировки замков дверей. 58 — датчик ремня безопасности водителя 25 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 59 — плафон направленного света 26 — датчик уровня тормозной жидкости. 60 — плафон освещения салона 27 — моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери 61 — датчик температуры воздуха в салоне 28 — переключатель наружного освещения. 62 — выключатель в стойке передней двери 29 — комбинация приборов. 63 — выключатель в стойке задней двери 30 — выключатель заднего противотуманного света. 64 — наружный задний фонарь 31 — контрольная лампа противотуманного света. 65 — внутренний задний фонарь 32 — контрольная лампа обогрева заднего стекла. 66 — фонари освещения номерного знака 33 — выключатель обогрева заднего стекла. 67 — фонарь освещения багажника

Как отключить или удалить адсорбер на машине и нужно ли перепрошивать ЭБУ?

Следует понимать, что при снятии адсорбера отключается соленоидный клапан, который подключен напрямую к контроллеру и управляется последним.

Это приведет к появлению ошибки p0443, о которой мы уже упоминали выше. Трубки тоже заглушены, особенно та, которая идет к впускному коллектору.

В чем недостаток такого отключения?

Дело в том, что по патрубку, идущему во впускной коллектор, постоянно втягивается воздух, даже в режиме холостого хода происходит так называемая малая продувка адсорбера. На высоких оборотах от 1500 до 2000 и выше возникает большая утечка.

В прошивке ЭБУ учитываются постоянные утечки воздуха и расход паров топлива при образовании топливовоздушной смеси, несмотря на то, что все это проходит от датчика массового расхода воздуха, причины неисправности которого могут можно найти, перейдя по ссылке.

Если вы заткнете шланг, что многие делают, определенное количество воздуха не попадет во впускной коллектор, минуя ЭБУ, но ЭБУ все равно примет это во внимание.

То есть контроллер учитывает один объем воздуха, но фактически входит другой (меньший). В результате количество топлива вырабатывается блоком управления двигателем на основе большего количества воздуха, чем подается. Это приводит к обогащению топливовоздушной смеси.

В результате двигатель не работает должным образом, потому что смесь постоянно обогащается там, где это нужно и не нужно, и увеличивается расход топлива.

Также стоит рассказать о переходном режиме работы двигателя, который может проявляться при приближении к перекрестку, светофору, лежащему милиционеру, моменту выхода газа.

В этот момент может произойти неисправность — снижение скорости ниже минимальной. Двигатель вроде задыхается, не хватает воздуха, причина в слишком обогащенной смеси. Через несколько секунд ситуация разрешится в электронном виде.

Поэтому отключение адсорбера будет правильным следующими способами:

  1. После снятия устройства в трубе, проходящей непосредственно перед расходомером, установите насадку диаметром 1 мм. Это хотя бы частично решит проблему, так как будет дозироваться только воздух без паров бензина.

  2. ЭБУ мигает (сложно). Если устранить ошибку проверки невозможно, возможно, потребуется изменить настройку микросхемы двигателя, а это дорого.
  3. Разборка всей системы за исключением электромагнитного клапана, который как минимум.
  4. Установкой резистора (эмуляции клапана) в электрическую цепь 200 — 250 Ом и 2 Вт. Для этого согните ножки резистора и вставьте его в микросхему клапана. Закрепляем все изолентой. Но это не всегда помогает.

Как отключить адсорбер на ВАЗ 2110, 2112, 2114

Принимая во внимание вышеперечисленные рекомендации, мы делаем следующее:

  1. Отсоедините разъем питания от клапана.
  2. Отсоедините все шланги от адсорбера и снимите адсорбер вместе с суппортом.
  3. Закрепляем вентиль в том месте, где можно дотянуться до заглушки проводами и трубами.
  4. Подсоедините к нижнему штуцеру шланг с топливным фильтром (см. Фото ниже).
  5. По окончанию верхнего штуцера: подключаем патрубок, идущий на впускной коллектор.
  6. На патрубок, идущий к бачку, ставим еще один фильтр, аналогичный первому.

При такой схеме при открытии клапана в систему поступает чистый воздух, правда, без паров бензина.

Исключаем клапан

Этот способ еще проще. Разбираем все, включая клапан. На патрубок, идущий от бензобака, надеваем топливный фильтр, а патрубок, идущий на впускной коллектор, амортизируем болтом с хомутом.

Последствия этого метода описаны выше, но этот метод тоже имеет право на жизнь.

Что касается Приоры, Гранты, Лады Ларгус, Газели и других автомобилей, то отключение амортизатора аналогично описанному выше.

Toyota Chaser

Стоит рассмотреть одну из иномарок, например Toyota Chaser.

Принцип отключения аналогичен предыдущим:

  1. Найдите клапан баллона. Он расположен рядом с датчиком массового расхода воздуха на корпусе воздушного фильтра.
  2. Отсоедините от нее микросхему с проводами и все шланги (может включиться управление на панели приборов).
  3. Найдите адсорбер, отсоедините от него трубы и подключите.
  4. Отсоедините патрубок, идущий к клапану, от дроссельного узла и соедините его болтом с хомутом.
  5. Надеваем топливный фильтр от карбюратора ВАЗ на патрубок, ведущий к баку.

В чем подвох перепрошивки с Евро 4 на Евро 2

Многие просят ЭБУ от Евро-4 до Евро-2, как правило так делают при снятии катализатора и установке смеси. В этот момент может произойти (намеренно или случайно) отключение адсорбционного клапана, и ЭБУ не контролирует последний и никак не контролирует его.

В результате в случае неисправности клапана двигатель будет работать с перебоями, и ошибка не будет отображаться на комбинации приборов. Чтобы в этом убедиться, закройте вентиль и понаблюдайте за работой двигателя.

Если версия подтверждается, заглушите трубы адсорбера и закройте клапан, контроллер все равно не управляет им.

Схема электрооборудования ваз 21102 инжектор 8 клапанов

Схема ваз 21102 будет полезна для самостоятельного ремонта авто. На ней указаны все реле, фары, электродвигатели и разъёмы. Рекомендации по ремонту: Не работает электронный спидометр — повреждены цепи питания комбинации приборов, датчика скорости, дорожки платы комбинации приборов. Надо обожать клеммы, заменить неисправные провода, комбинацию приборов. Не работает тахометр — повреждены цепи питания комбинации приборов, управляющая цепь тахометра, дорожки платы комбинации приборов. Не загораются контрольные лампы — плохой прижим патрона к цоколю лампы или лепестков патрона к печатной плате, повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники, сгорела лампочка. Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива — замыкание провода датчика на «массу».

FakeHeader

Comments 8

О результативной борьбе с пропусками путем устранения серийного заводского схемного косяка www.drive2.ru/b/480194662074679487/

Пишешь, склоняюсь к мысли о плохой прошивке. И рассказываешь как устранял косяк с катушкой. Не логично. Я частный пользователь Ледоколовской прошивки и признаю ее лучше заводской. Что не навязываю. Но, тяга лучше, расход меньше(на 1,5 л). Может, на вашем бензине, заводская быть лучше? (Тк отличие, допустим, основное — качество топлива) теоретически может. На практике, благодарных отзывов, вижу, больше. Понял, как могу поступить с адсорбером. Спасибо, за подсказ!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]