«Нива» как она есть: ремонт и техническое обслуживание ВАЗ-21214


В начале 3-го тысячелетий был подведен итог и названы самые значительные события прошлого века. Бурное развитие автомобилей ВАЗ-21214 не обошло стороной. Получив известность в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого, оставаясь чем-то особенным и в наши дни, машина стала верным другом и незаменимым помощником многих людей не только на территории России, но и по всему миру.

В опросах журналов и газет о лучшем автомобиле столетия немалый процент голосов отдан автомобилю ВАЗ-21214 «Нива», так как он передовой и уникальный. Многие специалисты удивляются, как удалось создателям «Нивы» собрать в одной конструкции столько положительных качеств одновременно.

Ваз 2121- ремонт кузова своими силами

Автомобиль Нива ВАЗ 2121 стал первым комфортабельным советским внедорожником. До ее выхода из ворот завода в 1977 году, автомобили повышенной проходимости использовались в основном для военных нужд. Для советского гражданина внедорожник, в принципе, был недоступен, и в открытой продаже их не было. Была возможность купить списанные УАЗы, но комфортабельностью они не отличались.
Нива перевернула для полудиких жителей страны советов понятие о внедорожнике – такого комфорта, как в шестерке, при проходимости УАЗа никто никогда не видел, но сначала потребителя останавливала довольно высокая цена, а позже и к ней привыкли. Нива стала активным сельским тружеником и городским жителем – по эксплуатационным показателям она ничуть не уступает классике ВАЗа.

Днище Нива 21213 можно починить частично. Для этого меняются отдельные места или ставятся заплатки. В этом случае вам обязательно понадобится сварочный аппарат. Лучше всего полуавтоматический. Если производится замена отдельной части пола, дополнительно придется взять дрель. Ей высверливаются заклепки. Сварка не потребуется.

Схема последовательных действий:

  1. Поднимите машину на подъемнике или переверните.
  2. Удалите ржавый, дырявый участок.
  3. Установите ремпанель.
  4. Прихватите панель сваркой или прикрепите ее заклепками.

Среди моделей отечественного автопрома Ваз 2121 несколько выделяется из общего ряда не только за счет отличной проходимости, полного привода и несущего кузова, но и за счет того что «Нива», это первая самостоятельная, дошедшая до серийного выпуска, разработка ВАЗа. Серийно автомобиль начал выпускаться в начале 1977 года и сразу же начал пользоваться большим успехом у населения не только в союзе, а позднее и в России, но и во многих странах как ближнего, так и дальнего зарубежья.

В своем классе внедорожник из России считается наиболее удачной моделью. Он нашел своего потребителя во Франции, Португалии, Испании и Канаде. И хотя большим спросом пользуются «Нивы» в комплектации с дизельным французским двигателем «Peugeot», машины с отечественным «1,6» тоже раскупаются весьма неплохо.

Изготовление усилителя лонжерона

Чтобы правильно осуществить процесс восстановления «Нивы 21213» следует изготовить усилитель для лонжерона. Для этого сначала необходимо выкроить лекалу из толстого картона. Далее на нем необходимо отметить точки на бумаге, где будут ввинчены болты и фиксаторы. После этого нужно вырезать трехмиллиметровый лист стали по макету болгаркой.

Далее необходимо просверлить отверстия для крепления новой детали к кузову автомобиля. Во время крепежа следует убедиться, что кусок металла плотно прилегает к лонжерону, только после этого можно крепить его болтовыми соединениями и сваркой по всему периметру детали.

После полной сборки автомобиля необходимо покрыть антикором все зачищенные металлические части вашего автомобиля ВАЗ-2121. Как правило, такое покрытие высыхает в течение суток. После этой операции машина готова к дальнейшей эксплуатации.

Какие проблемы могут возникнуть

Дело в том, что для замены двигателя на ВАЗ-2121 можно подобрать почти десяток различных движков, но все они от иномарки. Но основная проблема в том, что придется выполнять и некоторые дополнительные работы при установке, например, устанавливать или менять крепления, добавлять новые детали. Из-за этого бюджетный вариант для замены найти не так просто. Выбор значительно сужается всего до нескольких вариантов.Чтобы двигатель подходил для установки, он должен соответствовать нескольким условиям:

  1. Движок от иномарки должен свободно размещаться в отсеке для двигателя Нивы. Это один из самых важных критериев, на которые стоит обратить внимание. Если придется добавлять новые детали, корректировать старые или менять форму кузова — лучше отбросить этот вариант. Стоимость такой замены слишком высока для хорошей рентабельности.
  2. Новый ДВС не должен уступать или сильно превышать по мощности старый вариант. Максимально допустимое превышение мощности — 10-20 л.с, то есть от 90 до 110 л.с. При этом максимальный предел мощности является критическим значением, и детали с таким показателем не рекомендуется устанавливать вовсе.
  3. Замена должна давать какие-то преимущества, иначе она будет бесполезной.

Какой двигатель стоит рассмотреть в первую очередь?

Как и у многих марок автомобилей, в процессе эксплуатации больше всего портится кузов. Основные «больные» места:

  • ржавчина под фарами;
  • нижние части крыльев;
  • пороги;
  • арки;
  • днище под ногами водителя.

А еще интересно: Электрическая схема ВАЗ 21214 Нива инжектор с описанием

О последней проблеме хочется поговорить подробнее. Днище под водительским сидением Нивы портится из-за постоянного контакта с водой. Зимой – это растаявший снег, в остальные времена года – дождевая вода. Жидкость пропитывает шумоизоляцию и металл протирается до дыр. Также стоит обратить внимание на место крепления раздаточной коробки к днищу. Там образуются трещины.

Избавление от царапин

Незначительные ржавчины и вспучены краски, появляющиеся на автомобиле, не является поводом для полной замены кузова. Операцию по восстановлению «Нивы» в этом случае можно с легкостью провести самостоятельно, при этом сэкономив приличную сумму собственных средств.

К примеру, царапины удаляются путем полировки лакокрасочного покрытия. Чтобы осуществить данную операцию обычно используются различные шлифовальные составы и специальные материалы. С их помощью можно легко и быстро снять верхний слой покрытия краски, тем самым выровняв потрепанные места на кузове. Полное устранение царапин возможно лишь в том случае, если наружный слой ЛКП не сильно испорчен. Также не рекомендуется снимать слишком большой слой краски во время восстановления «Нивы -2121» своими руками.

Улучшенная Нива

Инжектор, который установлен на Ниве, хоть и уменьшает расход топлива, все же не является самым экономным вариантом в городских условиях с пробками и прочими задержками. На трассе и во время длительных поездок за городом это ощущается не так сильно, поскольку машина работает без остановок и простоев.

Из-за нерентабельности авто в городских условиях водители задумываются над хорошей и эффективной заменой старого движка инжекторного типа в своей машине. Лучшим вариантом станет дизельный двигатель на Ниву. Он имеет примерно те же характеристики по мощности, но расход топлива у него сравнительно меньше. Также дизель менее капризен в плане качества горючего. Какие же варианты из этой категории моторов стоят детального рассмотрения?

Первым и самым достойным кандидатом является XUD 9 SD от Peugeot. Этот двигатель использовался для создания модифицированной версии Нивы — модели 212151 с французским движком. Его можно поставить на Ниву без особых проблем — крепления деталей и узла идентичны, мотор отлично подходит по размерам, кроме того, появляются некоторые преимущества от его монтажа.

По сути, это единственный вариант, подходящий по всем параметрам.

Блог про Уаз

О книге : Руководство. Издание 2005 года. Формат книги : файл pdf в архиве zip Страниц : 241 Язык : Русский Размер : 41.5 мб. Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей

Руководство по эксплуатации, техобслуживанию и ремонту Ваз-21213 Нива и его модификаций.

В основных Разделах Руководства описаны узлы и агрегаты автомобиля ВАЗ-21213. Особенности устройства, технического обслуживания и ремонта остальных моделей приведены в Разделе 9 «Модификации автомобилей ВАЗ-21213, вариантное или дополнительное оборудование автомобилей».

В Руководстве дается описание технического обслуживания и ремонта автомобилей на базе готовых запасных частей, имеются перечни возможных неисправностей и рекомендации по их устранению, а также указания по разборке и сборке, регулировке и ремонту узлов автомобилей.

При ремонте рекомендуется пользоваться специальным инструментом и приспособлениями, перечисленными в Приложении 2. Резьбовые соединения при сборке следует затягивать моментами, указанными в Приложении 1. Основные данные для регулировок и контроля приведены в Приложении 3. Применяемые горючесмазочные материалы и эксплуатационные жидкости перечислены в Приложении 4.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобилей, направленной на повышение их надежности и улучшение эксплуатационных качеств, в конструкцию автомобилей могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании. Эти изменения будут учтены в последующих изданиях.

Описание конструкции Нивы 2121 и 21213

Оба автомобиля обладают высокой проходимостью. Это заложено в их конструкции. Нива 2121 и Нива 21213 относятся к классу легких внедорожников:

  • тип кузова – универсал;
  • количество дверей – 3 шт.;
  • привод – полный;
  • коробка передач – 4-х или 5-ступенчатая;
  • размер дорожного просвета – 220 мм;
  • колесная база – 2,2 м.

Благодаря этим параметрам авто можно эксплуатировать в условии бездорожья. Нива 21213 обладает аналогичными параметрами. В машине только улучшился внешний вид. А также был заменен силовой агрегат.

Как усилить лонжероны

В первую очередь для восстановления «Нивы-2121» усиливают лонжероны. Чтобы осуществить такую операцию? следует подготовиться, а именно:

  • Обеспечить свободный доступ к лонжерону. Чтобы сделать это автомобиль следует загнать на эстакаду либо поднять на подъемнике, а затем снять с транспортного средства колеса.
  • Затем необходимо снять суппорт. Чтобы сделать это, необходимо сначала открутить специальный фиксатор с верхней части опоры.
  • Далее молотком следует выбить узел крепления.
  • После этого нужно ослабить крепежи амортизаторов с верхней и нижней стороны.
  • Цилиндр, входящий в состав тормозной системы, вывешивается на шлангах.
  • Верхний рычаг необходимо полностью демонтировать с автомобиля.
  • Также необходимо снять чашку и отбойник.
  • На завершающей стадии осталось произвести демонтаж редуктора и маятника руля.
  • Варианты с доработкой

    Поскольку не всегда можно поставить двигатель определенной иномарки, стоит рассмотреть варианты импортного производства, которые требуют небольшой доработки:

    1. Первым кандидатом станет опять-таки французский мотор от Peugeot серии XUD 11. Поскольку мощность этого агрегата выше, чем у предыдущей модели, потребуется внести некоторые правки в конструкцию Нивы — заменить коробку передач. Допустимый вариант — КПП от Fiat Polonez. Кроме этого, хорошим решением станет замена передних опор крепежей силовой установки, поддона и выхлопной системы. Также стоит заменить элементы привода на аналогичные детали от Шевроле Нивы.
    2. Есть варианты от японского концерна Toyota — 3С и 3CT. Трансмиссию менять не придется, а вот с креплениями придется повозиться. Еще одним допустимым вариантом с доработками является 2JZ. Потребуется установка автоматической коробки передач, обновление почти всех деталей системы выхлопа и моторного отсека, поскольку модель слишком мощная для стандартной конструкции Нивы.
    3. Движки от BMW моделей M42-M43. Для установки придется задействовать несколько хитростей и докупить несколько деталей, но окончательный эффект порадует многих автолюбителей.

    Снимаем раздаточную коробку

    Если раздатка нуждается в ремонте или замене, то необходимо поступать следующим образом:

    1. Накладка около рычагов.
    2. Рычажные ручки необходимо отвернуть.
    3. Накладку с резинками из-под рычагов нужно удалить.
    4. После проделанной манипуляции, откроются 2 провода, их следует отсоединить.
    5. Два кардана с приводом от коробки передач, которые находятся под днищем, нужно отсоединить.
    6. Контргайку со спидометра нужно свернуть и его вытянуть.
    7. Болты для отсоединения раздаточной коробки откручиваются.

    Коробку нужно снять аккуратно с крепежей, предварительно подставив под нее опору, иначе она может упасть с высоты.

    Для того чтобы подвесы было удобнее откручивать, можно воспользоваться специальным ключом – трещоткой. После того как раздаточная коробка была опущена и гайки с нее были удалены, можно начинать обследование и ремонт. В основном ремонт раздаточной коробки, который выполняется своими руками, подразумевает зачистку всех составляющих и замену определенных запчастей. Если отремонтировать деталь уже не получится, придется приобретать новую. Новая раздатка будет стоить немалых денег, но и срок ее службы окажется длительным. Если вопрос денег принципиален, то можно поискать раздатку б/у, которая была ранее восстановлена. Следует знать, что эту деталь не так просто приобрести, возможно, за ней придется ехать в другой город или заказывать индивидуально через интернет-магазины.

    Видеоматериалы того, как делается ремонт раздатки Нивы 21213 своими руками, можно легко найти и посмотреть в Интернете.

    Подготовка к ремонту

    Ремонт дна на любой модели Нивы вполне по силам произвести самостоятельно. Перед тем как варить полноценное днище или устанавливать заплаты, проведите демонтаж салона.

    1. Снимите сидения.
    2. Удалите ковролин.
    3. Демонтируйте старую шумоизоляцию.
    4. Отодвиньте электропроводку в сторону, чтобы не задеть провода во время ремонта.

    Из инструментов понадобится:

    • молоток;
    • сварочный аппарат;
    • отвертки;
    • электрическая дрель;
    • болгарка.

    После снятия шумоизоляции металл тщательно очищается и насухо вытирается. Проблемные места зачищаются болгаркой. Ее можно заменить мелкозернистой наждачной бумагой. Затем металлическая поверхность обезжиривается и обрабатывается антикоррозийным средством.

    Сварочные работы

    Первым делом удаляется ржавый металл и коррозия. Желательно проводить эту работу болгаркой. Очистку труднодоступных мест производят газосварочным аппаратом. Затем вырезаются латки из металла. Делается это специальными ножницами. Так вы сможете сделать правильные, ровные заготовки без рваных краев.

    Приварить новый пол будет проще вдвоем, так как придется одновременно фиксировать латку и обваривать ее. Основные правила приварки днища:

    1. Латка прихватывается в 3-4 точках, а после полностью обваривается.
    2. Для исправления небольших дефектов накладываются короткие швы. Длина – 3 см.
    3. Латка прикладывается максимально плотно. В местах зазоров коррозия быстро образуется вновь.
    4. Для повышения прочности швов их приковывают молотком.

    После ремонта обязательно проверьте проделанную работу в хорошо освещенном помещении. При необходимости проварите швы на Ниве повторно. Только после этого шовные валики можно зачищать.

    Восстановление геометрии

    Вам будет интересно: Воздушное охлаждение двигателя: принцип работы, преимущества и недостатки

    При сильных повреждениях кузова в результате столкновения транспортного средства мастерам приходится восстанавливать былую геометрию автомобиля. Деформация металла также возникает в результате резких перепадов температур или устареванию конструкции.

    Активная эксплуатация, а также использование автомобиля в суровых природных условиях неминуемо приведет к быстрому износу кузова личного транспорта. Плохое качество дорожного покрытия часто приводит к излишнему надрыву болтовых и сварных соединений, сокращая ресурс автомобиля.

    При необходимости восстановления старой «Нивы», устранения сильных повреждений на ее кузове, потребуется провести диагностику и восстановление геометрии автомобиля высокотехнологичным оборудованием в автосервисе. Самостоятельно в гараже правильно такую операцию выполнить невозможно.

    Ремонт днища без сварки

    Ремонт напольного покрытия Нивы можно произвести без сварочного аппарата. Делается это двумя способами:

    1. Установка заплатки из листового металла. Для их крепления используют заклепки.
    2. Применение композитных материалов. В их состав входят полимерные смолы, армирующая начинка и ускоритель реакции отвердения. Такой материал восстанавливает механическую прочность участка, снижает риск проворного появления ржавчины.

    Установка заплаток подойдет при масштабных разрушениях. Если коррозия разъела днище точечно, проще заделать дырку в Ниве специальной смесью.

    Как выбрать деталь: средние цены

    При выборе запчастей на Ниву смотрите на артикул. Деталь должна подходить именно вашей модели авто. Не берите днище от Шевроле Нива. У него другие размеры, а значит деталь придется подрезать.

    Покупая новую запчасть помните, что у фабричного днища нет ряда элементов:

    • шпилек;
    • крепежных элементов;
    • кронштейна под трос ручного тормоза.

    Их придется переставлять со старого напольного покрытия. Если вы не уверены в их сохранности, лучше сразу заказать все сопутствующие детали. Средняя цена днища в столице — 5000 рублей. Если вы хотите купить запчасть подешевле, обратитесь на авторазборку автомобилей ВАЗ.

    Самостоятельный ремонт днища требует терпения и времени. Не жалейте сил на обработку металла и очистку его от ржавчины. Некачественная подготовка и безалаберное отношение к послеремонтным работам негативно скажутся на сроке службы нового элемента кузова.

    Видеоинструкция по ремонту раздатки Нивы 21213

    Ваз-21213 остается самым любимым и актуальным автомобилем у водителей, что предпочитают экстремальный тип езды. Будь-то охота в лесной местности или рыбалка, путь к которой проходит по сплошному бездорожью или пескам, если раздаточная коробка в порядке, а состояние автомобиля оптимальное, то можно быть уверенным, что советский «вездеход» не подведет.

    Там, где иностранные джипы типа Митсубиси или Ниссана могут сесть на дно, отечественный ВАЗ-21213, пусть с трудом, хрипом и тряской, но выгребет из любой ямы и отделается легким испугом. Связана такая сверхпроходимость не с тем, что отечественные конструкторы более умны или опытны, просто автомобиль производился с учетом «особенностей» наших дорог и заранее были учтены все нюансы. Данную модель автомобиля не относят к классу комфортабельных, но и производилась данная модель не для удобства, а для высокой проходимости.

    Автовладелец, который ездит на Ниве, может значительно улучшить свое авто, отцентрируя раздаточную коробку. Если авто находится в очень частой эксплуатации, со временем деталь потребуется заменить.

    Главное достоинство представителя отечественного автопрома в том, что раздаточная коробка на нем практически неубиваема. Она может долгое время находиться в эксплуатации и с ней почти ничего не случится. Однако мы знаем, что вечного ничего нет, и со временем ее нужно будет ремонтировать или менять. Так как ВАЗ-21213 – автомобиль неприхотливый, выполнить все необходимые работы на нем можно самостоятельно.

    Делать ремонт раздаточного угла на Ниве, можно с несколькими целями. Для лучшей езды автомобиля, ее придется центрировать, если цель другая – снять. Эти два момента рассмотрим подробнее далее в нашей статье.

    Капитальный ремонт кузова

    Приобрести вазовский кузов – прекрасный шанс сберечь денежные средства на дорогом капремонте или покупке новой машины. Уже давно доказано, что желательнее без промедления спровадить дряхлый кузов на утиль, чем периодически его ремонтировать в сервисах, где за услуги подобного рода берут довольно большие деньги.

    А еще интересно: Chevrolet Niva: обзор автомобиля, технические характеристики

    Чтобы обезопасить себя от проблем, заботливый водитель пользуется профилактическими мероприятиями. В их число, помимо антиграв обработки и других процедур, входит усиление.

    Все операции, касающиеся упрочнения и реставрации корпуса авто очень сложны, занимают много сил и времени, но дают великолепный результат.

    На первое место, если речь заходит о модернизации кузова, выступает сразу же усиление лонжеронов. Она частенько проводится с помощью стального листа толщиной до 3-4 мм. Одновременно с этим усиливаются крепежные элементы подвески.

    Сразу отметим, что усиление лонжеронов впереди актуально как никогда, если на Ниву устанавливаются более жесткие амортизаторы, пружины и большие по размеру колеса. Также это рекомендуется делать после установки силовых бамперов и лебедок.

    Ремонт кузова ваз 2121 состоит из нескольких видов работ.

    В силу специфики своей эксплуатации и конструкции ваз 2121 требует к себе повышенного внимания, а именно повышенного контроля состояния кузова. В общем, если вы владелец подержанной «Нивы», и собираетесь ее эксплуатировать по назначению еще как минимум пару лет, внимательнейшим образом осмотрите состояние кузова ваз 2121 ремонт которого и усиление его отдельных элементов это скорее необходимость, чем предосторожность. Проблемными зонами, на которые следует обратить особое внимание, считаются:

    • Днище, а именно его коррозия и сквозные дыры в полу (уж очень часто машина преодолевает водные преграды без последующей качественной просушки);
    • Лонжероны, а именно на наличие трещин (последствия ударов при соответствующей усталости металла).

    Трещины лонжеронов, как правило, возникают в районе креплений:

    • Рулевого редуктора;
    • Маятника;
    • Балки двигателя;
    • Верхнего кронштейна переднего амортизатора;
    • Крепления задних амортизаторов;
    • Длинных реактивных тяг к самому днищу пола;
    • «Домика» тяги «Понара».

    На приведенных ниже фото наглядно показан ремонт кузова ваз 2121, который эксплуатировался всего пять лет.

    Реставрация задней части переднего лонжерона

    Задняя арка до ремонта

    и после ремонта

    Передний лонжерон до ремонта

    Новая, блестящая – совсем как настоящая

    Трещины в самых неожиданных местах

    Полная потеря деталей кузова

    и элементов подвески автомобиля

    Так как работы связанные с восстановлением и усилением кузова очень трудоемки и занимают кучу времени и сил, то реставрацию автомобиля с экономической точки зрения можно считать рентабельной, только тогда, когда она проведена своими руками. А это значит, что при покупке гнилого автомобиля, даже когда цена его составляет сущие копейки, необходимо учитывать будущие немалые затраты на его восстановление. Усиление и замена частей пола и лонжеронов обычно проводятся заплатами из листового металла толщиной в 3-4 мм.

    Готовые к установке заплаты/усилители лонжеронов

    Готовый, с усиленными лонжеронами, пол автомобиля

    Вместо тяги Понара

    А — образный рычаг

    Читать новости о новой Ниве

    • Лебедка для нивы в Красноярске: 500-товаров: бесплатная доставка, скидка-13% [перейти]
    • Троит двигатель Шевроле Нива. В чем причины?
    • Шины и диски для УАЗ Profi, размер колёс на УАЗ Профи
    • Переделка печки на ниве 21213 своими руками
    • Тюнинг Нивы: 145 фото идей как своими руками улучшить ВАЗ 2121
    • Точки подключения сигнализации нива шевроле
    • Определили самые популярные цвета кузова Niva Chevrolet » Лада.Онлайн — все самое интересное и полезное об автомобилях LADA
    • Колеса Низкого Давления, Как Сделать Своими Руками и Ободрать Шины Для Вездехода, Характеристики, Размер и Стоимость Камеры Пневмохода

    Уход за кузовом

    Вам будет интересно: Замена салонного фильтра «Лады-Калины»

    Чтобы продлить жизнь кузова автомобиля и избежать дорогостоящего ремонта, ответственный владелец транспортного средства проводит ряд профилактических мероприятий. Такие меры восстановления «Нивы» своими руками включают в себя:

  • удаление возникших ржавчин шкуркой;
  • обработку очагов ржавчины преобразователем ржавчин;
  • покраску обработанных частей кузова;
  • покрытие защитным лаком недавно покрашенных частей автомобиля;
  • антигравийную обработку порогов машины специальными средствами;
  • усиление кузова каркасом.
  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]