Ваз-2110, генератор: описание, технические характеристики, обслуживание и ремонт

Print this article Font size 16

Генератор — это основа функционирования всего автомобиля. Его можно сравнить с сердцем человека, поскольку на генератор возлагается ответственность по транспортировке электричества по всем системам и узлам, которые зависят от электрики. Механическая энергия преобразуется в электричество.

Как и любой другой элемент машины, генератор ВАЗ 2110 имеет свои особенности, функции, принцип работы. Сегодня мы будем знакомиться с ним максимально детально.


Внешний вид устройства

Выполняемые функции

Итак, для чего нужен генератор? Прежде всего, для того, чтобы обеспечить все оборудование ВАЗ 2110, работающее на электричестве, энергией. Возможно, кто-то думает, что это – задача аккумулятора. Не совсем, потому что аккумулятор нужен для поддержания работоспособности при не работающем двигателе (он запускает мотор, поддерживает сигнализацию, музыкальную систему во время стоянки и т.п.).
А вот когда двигатель уже заработал, в чем ему помог аккумулятор, тут в дело вступает генератор. Именно он во время поездки поддерживает работу всей электроники, кондиционирования, аудио (а то и видеосистемы), и всего, что вы еще добавили в свой ВАЗ 2110.

Другая – не менее важная функция генератора – зарядка аккумулятора. Это происходит также при работающем двигателе. И если бы не это устройство, то аккумулятор бы не смог справляться со своими задачами, и его пришлось бы все время заряжать.

Учитывая, что сегодня на ВАЗ 2110, кроме штатной компоновки, устанавливают много дополнительных энергопотребителей, бывает, что напряжения генератора не хватает. В таком случае есть смысл в установке генератора на 120 ампер.

Технические параметры

Если старый генератор выходит из строя, многие автомобилисты задаются вопросами относительно того, какой генератор им теперь лучше поставить вместо старого.

Ничего выдумывать здесь не нужно. Самое правильное решение — это установить такой же генератор, как стоял ранее, либо более мощный.

Сегодня для ВАЗ 2110 предусмотрено применение трех видов питающих устройств:

  1. Катек 5102.3771. Генератор выдает мощность на 80 Ампер, а его напряжение составляет примерно 14В.
  2. Катек 94.3701. Это устройство с теми же параметрами. Ничем серьезно не отличаются.
  3. Катек на 120 ампер. Генератор, более адаптированный под современные реалии, когда помимо стандартного электрооборудования автомобилисты устанавливают множество дополнительных устройств.

Если у вас в машине есть мощная аудиосистема, вы пользуетесь электронасосом, питающимся от авто, а также ряд других дополнительных потребителей, вместо стандартного генератора на 80 ампер рекомендуется устанавливать 120-амперник.

Если брать во внимание размеры устройств, тогда можно выделить обычные и компактные. У них есть определенная разница в конструкции.

Если быть конкретными, то отличия заключаются в следующих компонентах:

  • Кронштейны;
  • Якорь;
  • Провод возбуждения;
  • Приводной шкив;
  • Количество крепежных болтов.

Но на деле это не играет особой роли. Ведь строение у всех генераторов, применяемых для ВАЗ 2110, одинаковое. Потому давайте разберемся в схеме и устройстве данного агрегата.

ЭлементФункции
РоторОн же якорь. Является вращающимся элементом генератора, который создает магнитное поле за счет обмотки возбуждения, расположенной на валу. Провод возбуждения получает питание от контактных колец. Они установлены на том же валу. Также тут нашлось место для приводного шкива, провода обмотки возбуждения, подшипникового узла и крыльчатки вентилятора. Последних может быть 1-2
СтаторЭто неподвижный трехфазный элемент, включающий в себя три обмотки. Они обеспечивают создание переменного тока. Соединяются обмотки между собой треугольником или звездой
КорпусДля изготовления корпуса генератора чаще всего используется легкий немагнитный сплав алюминия. Корпус выглядит как пара крышек, соединенных болтом. Передняя крышка располагается около приводного шкива, а задняя — со стороны контактных колец. Каждый соединительный болт обязательно должен быть затянут. Для разборки корпуса достаточно просто открутить крепежные болты
КрепежиВ верхнем крепежном кронштейне генератора используют два болта, а нижний кронштейн преимущественно установлен на один болт. В некоторых случаях бывает два. Переделку кронштейнов выполнять не рекомендуется, поскольку заводской выполняет важные функции. Задача кронштейнов — удерживать генератор. Рекомендуется следить за состоянием кронштейнов, поскольку они подвержены износу и поломкам
Щеточный узелПредставляет собой пару графитных щеток, пружины, которые прижимают щетки, а также щеткодержатель
Узел щеткодержателя и провода напряженияТакая конструкция характерна для современных генераторов Катек. Потому при выходе из строя регулятора, придется выполнять замену всего узла
Выпрямительный блокОснащается 6 диодами, отвечает за превращение переменного тока в постоянный. Именно постоянный ток требуется для работы всего оборудования для авто. Этот элемент обеспечивает зарядку аккумуляторной батареи, помимо прочих функций
Ременной привод передачиПривод ременной передачи позволяет увеличивать скорости, с которыми вращается коленчатый вал. Если шкив имеет небольшой диаметр, тогда клиновый ремень будет изнашиваться быстрее. Потому для малых ведомых шкивов рекомендуется использовать поликлиновый привод. Он наиболее часто встречается в современных генераторах


Внутреннее устройство

Представленное устройство актуально для всех генераторов, используемых на ВАЗ 2110, вне зависимости от их мощности — 80-120 Ампер.

Запас прочности

Если брать во внимание стандартный генератор Катек, который устанавливается на отечественные десятки, то его ресурса хватает примерно на 10 лет эксплуатации или 140 тысяч километров пробега.

Рассчитывать на указанный запас прочности устройства можно только при условии, если с ним будут обращаться должным образом.

Многие опасаются, что мощный генератор на 120 А способен негативно повлиять на состояние аккумулятора. На практике ничего подобного не происходит. Более того, установка более мощного агрегата рекомендуется, если на машину планируется ставить внушительную акустическую систему, видеооборудование.

Электрическая схема генератора ВАЗ 2110

4d56 характеристики, ремонт и обслуживание
Электрическая схема генератора ВАЗ 2110 на подробном рисунке ниже.

Основные элементы электрической схемы.

  • 1 – аккумуляторная батарея
  • 2 – генератор
  • 3 – монтажный блок
  • 4 – выключатель зажигания
  • 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

Генератор “десятки”, это агрегат переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. В разные годы на семейство ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливали генераторы, как отечественного, так и иностранного производства. Поэтому конструктивно они могут различаться.

Генератор ВАЗ 2110 | ВАЗ 2111 | ВАЗ 2112 — устройство, описание, схема

Двигатели ваз 2110: характеристики, ремонт, тюнинг

На автомобиле установлен генератор трехфазного переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения модели 9402.3701 или аналогичный. Максимальная сила тока 80 или 90 А. Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Генератор — это электрическая машина, превращающая механическую энергию, вырабатываемую двигателем, в электрическую энергию. При вращении ротора в трех статорных обмотках генератора генерируется переменный ток, для преобразования которого в постоянный в генератор вмонтирован выпрямительный блок на полупроводниковых диодах. Напряжение вырабатываемого генератором тока зависит от частоты вращения ротора и силы тока возбуждения, протекающего через обмотку ротора (обмотку возбуждения).

Для регулировки силы тока в обмотке возбуждения в генератор встроен автоматический регулятор напряжения. Он поддерживает в бортовой электросети автомобиля постоянное напряжение в пределах 13,2-14,7 В независимо от оборотов коленчатого вала двигателя. При одновременной работе мощных потребителей электроэнергии и низкой частоте вращения коленчатого вала (на холостом ходу) напряжение в бортовой сети автомобиля может быть ниже указанного предела. Аккумуляторная батарея при этом перестает заряжаться, а при большом потреблении тока — даже начинает разряжаться. Слабое натяжение ремня привода генератора приводит к его проскальзыванию по шкивам, что не позволяет генератору развить необходимую мощность и приводит к быстрому износу ремня. Косвенно проскальзывание ремня

генератора можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при увеличении оборотов коленчатого вала.

РЕКОМЕНДАЦИЯЕсли на панели (щитке) приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, не спешите сразу снимать генератор для ремонта или замены. Сначала проверьте исправность предохранителя F19, поступление напряжения +12В на обмотку возбуждения генератора при включении зажигания (разъем D) и натяжение ремня привода генератора. Исправность генератора можно проверить, не снимая его с двигателя.

См. также Генератор — проверка без снятия с автомобиля


Схема электрических соединений генератора на автомобиле ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — контрольная лампа неисправности генератора в щитке приборов


Детали генератора ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112:

1 — защитный кожух выпрямительного блока; 2 — винты крепления регулятора напряжения; 4 — выпрямительный блок; 5 — конденсатор; 6 — задняя крышка; 7 — статор с обмотками; 8 — ротор; 9 — передняя крышка; 10 — дистанционная втулка; 11 — шкив; 12 — шайба; 13 — пружинная шайба; 14 — гайка крепления шкива; 15 — передний подшипник; 16 — задний подшипник; 17 — стяжные болты крышек; 18 — болты (с изолирующими прокладками) крепления блока выпрямителей и выводов обмоток статора; 19 — болт (без изолирующей прокладки) крепления блока выпрямителей; 20 — винт крепления конденсатора; 21 — элементы крепления контактного болта; 22 — дистанционная втулка; 23 — изолирующая втулка; 24 — контактный болт

Полезные советы автомобилисту

Какие генераторы лучше поставить на ВАЗ?

Ниже представлены рекомендации для разных моделей машин отечественного производства.

ВАЗ — 2106

Г-222 – более мощный и стабильный в работе автогенератор по сравнению со стандартным Г-221. Имеет встроенное реле зарядки АКБ и повышенную отдачу (50 А против 42 А), подойдет в «шестёрку» при условии использования щёток от Г-221 или изменения схемы подключения.

ВАЗ — 2107

Наиболее простой вариант модернизации электросети – устройство Г-222. В ВАЗ-2107 генератор устанавливают без дополнительных проблем. В этот автомобиль подойдёт устройство с силой тока в 55А от модели 2108. Единственная доработка, которая понадобится при монтаже, заключается в использовании дополнительного силового реле.

ВАЗ — 2110


Штатный генератор ВАЗ-2110 – КЗАТЭ с силой тока 80 А. Имеет заводской индекс – 5102.3771. Рассчитываемый пробег – 140 000 км. В качестве альтернативных вариантов стоит рассмотреть устройства 94.3701 и на 120 А. Второй генератор на ВАЗ 2110 с инжекторным двигателем лучше установить в машины с большим количеством дополнительного оборудования, помимо видеорегистратора и мощной акустической системой.

ВАЗ — 2112 и 2114

В машины ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114 лучше установить генератор от Приоры или Калины с кондиционером. Это устройство выдаёт мощность в 115 А, что на 35 А больше по сравнению с заводским оборудованием. Единственная трудность, с которой столкнётся владелец 2114 при монтаже, заключается в необходимости замены шкива.

В качестве альтернативы можно рассмотреть автогенератор бренда Eldix мощностью 115 А. Однако к нему сложно найти запчасти, что вызовет определённые трудности даже при небольших поломках.

Машины с инжекторными моторами оснащают генераторами с отдачей 80А. Это стандартная модель 94.3701. Для увеличения мощности рассмотрите вариант с КЗАТЭ 9402.3701 90А, который подходит по типу крепежа и имеет аналогичный шкив. Если необходимо, обеспечит работоспособность большого количества энергопотребляющих устройств.

ВАЗ 2110 нет зарядки аккумулятора

Ваз-21310 niva: описание, технические характеристики, отзывы

Если на ВАЗ 2110 аккумулятор разряжается, и периодически доходит до совсем вялого уровня заряда, то зачастую проблема кроется в неполадках бортовой сети.

Схема подключения генератора и аккумуляторной батареи в автомобиле ВАЗ 2110. 5 – контрольная лампа заряда, 4 – выключатель зажигания, 3 – монтажный блок, 2 – генератор, 1 – аккумуляторная батарея. Вывод генератора «W» на ВАЗ 2110 не используется.

В нормальном режиме аккумулятор «десятки», имея емкость 55 Ач, в достаточной мере восполняет свой разряд током штатного генератора. При нормальной слаженной работе подзарядка стационарным устройством аккумулятору не требуется несколько месяцев, он сохраняет достаточный уровень заряженности — около 60-80%.

Для начала нужно определить причину разряда. Это либо утечки тока, когда автомобиль простаивает, либо неисправность бортового генератора. Еще одним вариантом может быть повышенное суммарное потребление всей электроники автомобиля. ВАЗ 2110 очень любят тюнинговать, переделывать, ставить самодельные бортовые компьютеры или мультимедийные системы. Именно последние могут привести к тому, что на ВАЗ 2110 нет зарядки аккумулятора, даже при исправном генераторе, в виду несоразмерной мощности установленной акустики с возможностями автомобиля.

Если автолюбитель точно знает, что никаких изменений в электросистеме не производилось, то в первую очередь стоит замерить отдачу тока в простое автомобиля. В идеале её не должно быть вообще, но часто из-за плохого контакта, замыканий, либо некачественной сигнализации, заряд аккумулятора может уйти буквально за одну ночь

Если же есть уверенность, что аккумулятор именно не заряжается, а в остальном работает он нормально – самое пристальное внимание следует обратить к генератору

Самая простая причина, по которой на ВАЗ 2110 нет зарядки аккумулятора – ослабление ремня генератора. Если ремень проскальзывает, генератор не набирает необходимые обороты, и, следовательно, не выдает необходимое для зарядки напряжение.

Если же после натяжения ремня ситуация не изменилась, и на панели приборов всё также горит лампочка аккумулятора, смотрим как работает генератор.

Схема проверки работоспособности генератора на стенде. 7 – аккумуляторная батарея, 6 – выключатель, 5 – амперметр, 4 – реостат, 3 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт, 2 – вольтметр, 1 – генератор.

Он может «чудить» по нескольким причинам. Например, мог выйти из строя регулятор напряжения. Если он работает на как надо, напряжение будет ниже пороговых 13 В, и аккумулятор не будет заряжаться. Регулятор нужно заменить, предварительно сняв и разобрав генератор.

Проблема может крыться также в выпрямительном блоке генератора (диодном мосту). Диод в нормальном состоянии пропускает ток только в одну сторону, предотвращая обратное поступление в обмотку генератора. Если же диод выходит из строя, он начинает либо пропускать ток в обе стороны, либо вообще его не пропускать. В первом случае сначала в работе проблему можно и не заметить, но со временем генератор начнет барахлить. Во-втором случае ток от генератора вообще не будет идти, и аккумулятор, естественно, будет садиться, и довольно стремительно.

Очень часто автолюбитель видит, что на ВАЗ 2110 аккумулятор разряжается быстро, и решает установить аккумулятор большей емкости. Иногда штатный 55 Ач аккумулятор заменяют на модель 70 Ач, и эффект ощущается – заряд держится несколько дней. Но это происходит потому, что ставится полностью заряженный емкий аккумулятор, и через несколько дней он все так же сядет. А вот когда будет выявлена истинная проблема, и генератор будет отремонтирован – такой емкий аккумулятор все равно будет садиться, так как генератор ВАЗ 2110 не рассчитан на такую емкость и не будет успевать его заряжать.

Как продлить жизнь генератора

С вопросом, какой генератор лучше поставить на ВАЗ-2110, мы немного разобрались, выслушав мнение специалистов. Теперь самое время поговорить о том, как продлить жизнь ныне здравствующего генератора без ремонта и замены комплектующих деталей. Вам обязательно пригодятся эти советы:

  • старательно объезжайте лужи, а если объехать невозможно, то преодолевайте водное пространство на минимальной скорости. Делать это нужно потому, что вода, попадая на горячую обмотку, приведет к растрескиванию лаковой изоляции. Следующая лужа, преодоленная на высокой скорости, уже приведет к замыканию обмотки;
  • к подобной проблеме может привести и мойка двигателя. Заранее нужно тщательно упаковать генератор в полиэтилен. Требуйте просушки двигателя сжатым воздухом, после этой процедуры старайтесь сразу не нагружать генератор, включая все потребители. И некоторое время не разгоняйтесь слишком сильно, чтобы не было резкого перепада температуры;
  • никогда не помогайте запустить заглохшую машину через ваш аккумулятор, не заглушив свой мотор. Двойная нагрузка может буквально угробить ваш генератор;
  • не подключайте без нужды все потребители бортовой сети, это создаст чрезмерную нагрузку на генератор, тем более если генератор штатный;
  • чаще проверяйте степень натяжения ремня генератора и при необходимости подтягивайте его;
  • никогда не снимайте клемму с аккумулятора, не загрузив генератор по полной программе, иначе регулятор напряжения выйдет из строя.

Если вы прислушаетесь к этим советам, генератор прослужит вам дольше.

Каждому автомобилисту, который интересуется устройством своего железного коня, известно, что основным источником электроэнергии в электрооборудовании любого автомобиля является энергетическая установка, в которую входит аккумуляторная батарея, генератор и реле-регулятор. Аккумулятор является основным в этой тройке. Он питает всю бортовую сеть автомобиля, а генератор с реле-регулятором, по мере своей возможности и необходимости, подпитывают АКБ и следят за тем, чтобы бортовая сеть автомобиля не превышала заданного напряжения (для автомобилей с 12-вольтовым оборудованием это напряжение составляет 14—14,6 В, а для 24-вольтового — 27—28,8 В). И хотя генераторы в автомобиле являются предметами «долгоиграющими», все же и они порой выходят из строя. Давайте посмотрим, что предлагает нам российский рынок для замены вышедшего из строя генератора, а заодно протестируем предложенные модели в нашей испытательной лаборатории.

Что делать, если реле напряжения вышло из строя?

Бывает такое, что реле вышло из строя в самый неподходящий момент, когда до дома еще ехать, а аккумулятор не заряжается. Емкость аккумулятора при экономном режиме может обеспечить довольно длительную работу двигателя, что позволит вам без проблем добраться до места ремонта. Ниже мы приведем список рекомендаций, которые помогут вам доехать, как это называется, «на аккумуляторе» и не заглохнуть.

  • Если происходит перезаряд аккумуляторной батареи, то необходимо выключить реле из цепи. Для этого, с него снимаются контактные провода и остаются висеть. В случае с «десяткой», достаточно выдернуть штекер с проводом из разъема щеток генератора. Таким образом, отключается зарядка аккумулятора, и дальнейшее движение будет уже не во вред батарее.
  • Многие специалисты предлагают идти и по другому пути – отключить обмотку возбуждения генератора. Для этого вытаскивается соответствующий предохранитель. Однако, это можно делать, если вам известно, где находится данный предохранитель.
  • Если происходит слабая зарядка аккумулятора, то для паники причин практически нет. Чтобы добраться до места назначения, необходимо поддерживать большие обороты, чтобы, хоть немного, но доводить значение напряжения до номинального. Перед остановкой двигателя, рекомендуется несколько секунд с помощью педали газа поддерживать обороты на уровне 3000 об/мин. Так вы подготовите аккумулятор к следующему пуску.
  • Старайтесь не пользоваться музыкой, электрическими стеклоподъемниками, светом фар (особенно дальним светом), а также прочими электрическими приборами, если их применение не является необходимым. Это хорошо сэкономит заряд аккумулятора.

Как он работает

Для начала разберемся, как функционирует это устройство. Схема работы у него следующая:

  • Вставляется ключ в замок зажигания;
  • Ток идет на провода возбуждения;
  • Создаваемое якорем магнитное поле проходит через обмотки статора, на его выводах появляется напряжение;
  • Когда частота вращения якоря становится достаточно большой, начинается режим самовозбуждения;
  • Предусмотренный конструкцией авто выпрямительный блок превращает переменный ток в постоянный;
  • Начинает работать регулятор напряжения при изменении частоты вращения коленвала, осуществляется регулировка времени, на которое активируется провод возбуждения.

Назначение реле-регулятора напряжения на ВАЗ 2106

Как известно, система электроснабжения ВАЗ 2106 состоит из двух важнейших элементов: аккумулятора и генератора переменного тока. В генератор вмонтирован диодный мост, который автомобилисты по старинке называют выпрямительным блоком. Его задача — преобразовывать переменный ток в постоянный. А для того чтобы напряжение этого тока было стабильным, не зависело от скорости вращения генератора и сильно не «плавало», применяется устройство, называемое реле-регулятором напряжения генератора.

Внутренний регулятор напряжения ВАЗ 2106 отличается надёжностью и компактностью

Этот прибор обеспечивает постоянное напряжение во всей бортовой сети ВАЗ 2106. Если реле-регулятора не будет, напряжение будет скачкообразно отклоняться от среднего значения в 12 вольт, причём «плавать» оно может в очень широком диапазоне — от 9 до 32 вольт. А поскольку все потребители энергии на борту ВАЗ 2106 рассчитаны на работу под напряжением в 12 вольт, то без должного регулирования питающего напряжения они просто перегорят.

Конструкция реле-регулятора

На самых первых ВАЗ 2106 устанавливались контактные регуляторы. Увидеть такое устройство сегодня практически невозможно, поскольку оно безнадёжно устарело, а ему на смену пришёл регулятор электронный. Но для знакомства с этим устройством нам придётся рассмотреть именно контактный внешний регулятор, так как на его примере конструкция раскрывается наиболее полно.

Первые внешние регуляторы ВАЗ 2106 были полупроводниковыми и выполнялись на единой плате

Итак, основным элементом такого регулятора является обмотка из латунной проволоки (примерно 1200 витков) с медным сердечником внутри. Сопротивление у этой обмотки постоянное, и составляет 16 Ом. Кроме того, в конструкции регулятора имеется система вольфрамовых контактов, регулировочная пластинка и магнитный шунт. А ещё есть система резисторов, способ соединения которых может меняться в зависимости от требуемого напряжения. Наибольшее сопротивление, которое могут выдать эти резисторы, составляет 75 Ом. Вся эта система находится в прямоугольном корпусе из текстолита с выведенными наружу контактными площадками для подключения проводки.

Принцип работы реле-регулятора

Когда водитель запускает мотор ВАЗ 2106, вращаться начинает не только коленвал в двигателе, но и ротор в генераторе. Если скорость вращения ротора и коленвала не превышает отметку в 2 тыс. оборотов в минуту, то напряжение на выходах генератора не превышает 13 вольт. Регулятор при таком напряжении не включается, а ток идёт прямо на обмотку возбуждения. Но если скорость вращения коленвала и ротора возрастает, регулятор автоматически включается.

Реле-регулятор подключается к щёткам генератора и к замку зажигания

Обмотка, которая подключена к щёткам генератора, мгновенно реагирует на повышение оборотов коленвала и намагничивается. Сердечник, находящийся в ней, втягивается внутрь, после чего происходит размыкание контактов на одних внутренних резисторах, и замыкание контактов на других. К примеру, когда двигатель работает на малых оборотах, в регуляторе задействован лишь один резистор. При выходе двигателя на максимальные обороты включается уже три резистора, а напряжение на обмотке возбуждения резко падает.

Какие факторы надо учитывать при покупке нового генератора

При выборе генератора на автомобили ВАЗ, необходимо, прежде всего, подсчитать суммарную мощность всех энергопотребляющих приборов и устройств в бортовой электросети. Мощность источника питания должна превышать эту суммарную величину на 20%.

Обязательно учитывается тип двигателя при выборе модели генератора. Генератор, работающий в паре с бензиновым мотором, может быть компактным и более экономичным. Дизель-генератор должен быть габаритнее и дороже.

Выбор генератора зависит также от технологии сжигания топливно-воздушной смеси в двигателях различного типа:

  • В бензиновых моторах подача топлива осуществляется с помощью карбюратора или инжектора. Здесь топливно-воздушная смесь засасывается в камеру сгорания за счет создаваемого разряжения. Там она сжимается и воспламеняется от искры свечи зажигания. При этом подача смеси в камеру сгорания не регулируется (не зависит от оборотов двигателя).
  • В дизелях используется только инжектор. Здесь горючая смесь впрыскивается в камеры сгорания под давлением, попадает туда через форсунки. Их открывание регулируется электронным устройством (контроллером) с множеством датчиков, реагирующих на скорость движения машины, напряжение в бортовой электросети и другие показатели. Такие двигатели расходуют меньше топлива, но более энергоемкие из-за наличия вспомогательных электронных устройств. На машину с таким мотором требуется ставить более мощный генератор.

Демонтаж и ремонт

После того, как удалось, снять устройство, необходимо выполнить осмотр и найти дефектные детали. Диагностику лучше проводить на СТО, чтобы точно быть уверенным, какую деталь нужно снять и поставить новую. Проводить работу нужно в гараже со смотровой ямой. Разборка выполняется следующим образом:

  1. От аккумуляторной батареи необходимо отключить минусовую клемму;
  2. Следующим шагом будет снятие брызговика силовой установки. После этого появится доступ к проводам возбуждения генератора – их необходимо снять;
  3. При помощи ключа «на 10» необходимо открутить гайку, которой провода крепятся к плюсовому приводу. Теперь оба провода можно снять;
  4. Далее нужно демонтировать ремень. Открыв доступ к устройству, следует открутить регулировочный болт, а затем вытащить агрегат из верхнего кронштейна;
  5. Теперь можно снять натяжную планку. Придерживая устройство, следует открутить нижнюю гайку крепления и достать болт;
  6. Разборка завершена – агрегат можно извлечь.

Выполнив дефектовку, можно понять, требуется замена генератора ВАЗ 2110 или нет. В некоторых случаях будет достаточно заменить несколько изношенных деталей. При разборке под рукой должна быть схема. Если опыта в работе с электроприборами нет, о лучше обратиться в сервисный центр.

Устранение неисправностей

Ремонт генератора на ВАЗ 2110 не относится к сложным процессам и вполне осуществим своими руками. В крайнем случае, агрегат можно заменить целиком. Всё зависит от характера неисправности. Если руководствоваться техническим регламентом, на ВАЗ 2110 проводится плановая проверка работоспособности генератора каждые 50 000 км пробега. Но это правило распространяется только на устройство, находящееся в исправном состоянии.

Проверка

Прежде чем приступать к устранению неисправностей генератора на ВАЗ 2110, необходимо убедиться в том, что именно этот узел является причиной неполадок. Последовательность действий при проверке такова.

  1. Запустить двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры.
  2. Нажать на педаль акселератора, подняв обороты двигателя до 3 тыс. об/мин.
  3. Включить максимальное количество потребителей электроэнергии бортовой сети автомобиля (дальний свет, вентилятор отопителя, освещение салона, аварийная сигнализация, подогрев сидений и заднего стекла, дворники на максимальную скорость).
  4. Замерить тестером напряжение на аккумуляторной батарее.
  5. Если в этих условиях мультиметр показывает напряжение около 13 В или меньше, то причина неполадок гарантировано связана с неисправным генераторным узлом.

Признаком может стать короткое замыкание в обмотках статора или замыкание на массу, неисправный регулятор напряжения, окисление контактов вывода колец и т. д. Чтобы проверить все детали на предмет поломок, не обойтись без снятия генератора с автомобиля и последующего разбора узла. Если нет представления, как устроен генераторный узел, и ранее вы никогда с ним не сталкивались, то лучше не рисковать и отдать его на ремонт профессионалам либо заменить на исправное устройство.

Демонтаж

Чтобы снять с автомобиля, а затем разобрать генератор на ВАЗ 2110 и поменять вышедшие из строя детали, понадобится выполнить ряд стандартных операций.

  1. Желательно работы проводить на смотровой яме или эстакаде, чтобы получить доступ к подкапотному пространству снизу.
  2. Снять аккумулятор (без этого невозможно добраться до одной из удерживающих устройство гаек).
  3. Открутить эту гайку и демонтировать регулировочную планку. Для этого подойдёт ключ или торцевая головка на 17 с удлинителем, так как таким образом будет легче открутить гайку.
  4. Снизу следует демонтировать стальной щиток, который защищает подкапотное пространство от пыли и грязи.
  5. Отсоединить от генератора все провода и снять ремень со шкива.
  6. Снять защитную крышку и ключом на 10 открутить гайку наконечника, который фиксирует провод «+» от аккумуляторной батареи.
  7. Открутить от кронштейна ещё одну удерживающую гайку.
  8. Извлечь длинный болт с крепления и вытащить генератор. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не потерять буферную втулку.

На этом работа по снятию устройства с автомобиля закончена. Сложностей процедура не несёт и вполне может выполняться своими руками. После снятия можно приступить к ремонтным работам.

Регулировка натяжения ремня

Нередко одной из причин неполадок в работе генератора служит именно ремень и его недостаточная или излишняя натяжка. Оптимальное натяжение легко проверить самостоятельно, надавив на установленный на шкивы ремень. Он должен прогнуться не более чем на 10 мм.

Для регулировки достаточно ослабить крепление генератора на кронштейне и сдвинуть его в сторону двигателя.

На регулировочной планке находится специальный длинный болт. Откручивая или закручивая его, можно менять натяжение ремня. Если причина не в этой детали, то можно переходить к щеточному узлу и агрегату, регулирующему напряжение.

Ремонт щёток и замена регулятора

Ремонту в большинстве случаев не подвергается ни щёточный узел, ни такой прибор, как регулятор напряжения. И не потому, что это сложно, а потому, что нецелесообразно. Проще поменять эти детали на новые. Приобретая узлы в сборе, каждый сможет самостоятельно их заменить за несколько минут. Но многие автомобилисты предпочитают сами поменять щётки, тем более что это допускается и позволяет несколько сэкономить.

Процесс замены генератора на ВАЗ 2110 несложный. Он заключается в снятии аккумулятора с машины и разборе задней крышки, после чего можно извлечь старые изношенные щётки и установить на их место новые. Регулятор напряжения менять ещё проще. Достаточно открутить два крепежных винта и снять агрегат, заменив его исправным.

Ремонт реле

Зачастую причина неисправности кроется не в генераторе, а в неполадках с реле. Из наиболее распространенных можно выделить следующие причины, которые приводят к необходимости его замены.

  1. Изношены графитовые щётки (выработавшие ресурс щётки не могут обеспечить надёжный контакт, и генератор не получает питание).
  2. Пробой в электросхеме (связано с повышением напряжения).
  3. Поломка крепежей, обрыв проводки и т. д.

Реле по характеру своих неисправностей занимает почетное первое место в неполадках, связанных с генератором. Многие по незнанию ищут причину именно в генераторе, хотя стоит проверить реле и, по возможности, быстро его заменить. Чтобы в этом убедиться, нужно вывесить одно из передних колес и запустить двигатель, после чего включить вторую или третью скорость. Далее нужно снять клемму с минусового контакта аккумулятора. Если двигатель не заглох – причина неисправности в реле. Машина глохнет – значит, надо заменить регулятор напряжения.

Для замены не потребуется демонтировать генератор, достаточно несложной доработки. Нужно снять питающий провод и выкрутить крепёжные винты, после чего произвести замену детали. Она не подлежит ремонтированию, к тому же это бессмысленно. Ремонт в лучшем случае ничего не даст, а в худшем – из-за неисправного регулятора будет повреждено электрооборудование автомобиля ВАЗ 2110.

Замена подшипников

Снятие и установка заднего и переднего агрегатов отличаются друг от друга некоторыми особенностями. Дело в том, что передний подшипник завальцован в посадочном гнезде крышки. И извлечь его оттуда, не повредив ее, невозможно. Соответственно, меняется деталь вместе с крышкой. Задний подшипник находится на валу якоря. Для его демонтажа потребуется подходящий съёмник. После на место устанавливается исправный подшипник.

В практическом смысле любой ремонт деталей генератора является временным и рано или поздно начнутся другие проблемы. Следует учитывать это обстоятельство и по возможности незамедлительно устанавливать новое оборудование, которое, в зависимости от качества, прослужит долгие годы.

Реле зарядки на ВАЗ: назначение и признаки неисправности

Итак, реле заряда аккумулятора или реле-регулятор генератора ВАЗ отвечает за то, чтобы аккумулятор автомобиля заряжался от генератора «правильно». Фактически, автомобильный генератор переменного тока имеет диодный мост (выпрямительный блок), чтобы преобразовать переменный ток в ток постоянный.

При этом важно, чтобы напряжение оставалось постоянным, независимо от скорости вращения генератора, которая меняется. Для этого отдельно используется реле-регулятор напряжения генератора или реле зарядки 2106

Данное устройство отвечает за постоянное напряжение в бортовой сети на отметке в 12В.

Без регулятора будут скачки напряжения, «просадки» и «подъемы» (например, 9В – 30В). Само собой, в этом случае многие энергопотребители просто сгорят, а с зарядом АКБ и самой батареей начнутся проблемы.

Если говорить о неисправностях, реле регулятор на ВАЗ и других авто не так часто выходит из строя, однако вероятность такой поломки исключать нельзя. Как правило, на выход из строя обычно указывает то, что АКБ перестает заряжаться, при этом генератор нормально работает. Однако это не все, так как есть другие симптомы и признаки поломки регулятора напряжения.

Зачастую если регулятор неисправен, напряжение на АКБ начинает отклоняться от нормы. В результате:

  1. аккумулятор не заряжается или заряжается не полностью (обычно причина в обрыве реле регулятора).
  2. аккумулятор кипит, что указывает на пробой реле регулятора и то, что ток заряда на АКБ выше нормы, батарея перезаряжена и кипит.

При этом как первый, так и второй случай является проблемой, нормально эксплуатировать авто не получится, быстро выходит из строя АКБ и т.д. На деле, если неисправно реле регулятор напряжения ВАЗ, проверка позволяет быстро определить причину.

Критерии выбора автомобильных генераторов

  1. Максимальная мощность. Мощность — это одна из основных характеристик генераторов на ВАЗ. Он должен обеспечивать бесперебойную подачу тока и снабжать электричеством аккумулятор, разряжающийся из-за работы штатных потребителей электроэнергии при малых оборотах силового агрегата. Для выполнения основных задач устройство должно обладать требуемой мощностью. Необходимый показатель указывается в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
  2. Сила тока. Заводской генератор, установленный в автомобиле, не рассчитан на большое количество дополнительных потребителей, но при этом имеет определённый запас. Если автогенератора «не хватает», то перед покупкой нового устройства предварительно проведите ревизию старого оборудования, почистите контакты, проверьте подшипники и т.д. Не стоит использовать генераторы 120А в каждом автомобиле. Во-первых, это дорого. Во-вторых, сила тока может быть избыточна. Такие электрогенерирующие устройства устанавливают в тюнингованные машины с мощной акустической системой.
  3. Размеры. Перед покупкой также стоит сравнить генераторы по габаритным размерам. Устройство должно быть компактным при высоких технических характеристиках.
  4. Уровень шума. Генератор не должен слишком шуметь при работе. Этой «болезнью» часто страдает генератор повышенной мощности, который продаётся по низкой цене. Одна из основных причин появления посторонних звуков (гула) — низкое качество подшипников, которые быстро изнашиваются.
  5. Наличие гарантии. При наличии гарантии можно обменять неисправное устройство на новое в случае брака.

Что выбрать?

Генераторами Катек выбор автомобилистов не ограничивается. Потому если старое устройство вышло из строя, следует подумать относительно того, кто встанет на его место.

https://youtube.com/watch?v=PGLXZBe5c6M

Можно выделить несколько основных вариантов.

Катек. Стандартный, достаточно надежный и весьма эффективный генератор. Выбор со стороны АвтоВАЗа в его пользу обусловлен именно этим. Плюс это отечественный производитель. Китайские изделия. Отношение автомобилистов к китайским генераторам достаточно скептическое. Этому есть объяснения. По сравнению с ними, Катек просто идеальное решение. Хотя справедливости ради отметим, что можно встретить довольно неплохие варианты китайской сборки. Но это скорее исключение, нежели правило. Импортные аналоги

Здесь в первую очередь следует обращать внимание на фирмы Bosch. Denso и Delphi

Высокое качество сборки, внушительный эксплуатационный срок, эффективная работа. Стоят они дороже российских аналогов в виде Катек, но на такое дело есть смысл потратиться немного больше.


Катек

Среди импортных устройств неплохими вариантами считаются:

  • Динамо — производитель Болгария;
  • Eldix — также выпускается в Болгарии;
  • БАТЭ — выпускают в городе Борисов, что в Беларуси.

https://youtube.com/watch?v=oK5FpoIF6i8

Выбирая для своего автомобиля новый генератор, обращайте внимание на его технические характеристики и запас прочности. Уже потом думайте относительно производителя

Смотреть в сторону Китая не советуем, если вы делаете ремонт для себя и хотите добиться высокого качества работы.

https://youtube.com/watch?v=f6cOgEFu5fU

Загрузка …

Ротор и статор

Статор – это неподвижная часть генератора, состоящая из трехфазного элемента. Обмотка устройства предназначена для создания переменного тока. В свою очередь, ротор предназначен для создания магнитного поля. Это вращающийся элемент, получающий питание от контактных колец. Здесь же находится приводной шкив, крыльчатка вентилятора, подшипники и провода обмотки возбуждения.

Рассматривая генератор на ВАЗ 2110 инжектор, нельзя обойти вниманием выпрямительный блок, функция которого сводится к трансформации переменного тока в постоянный. В блоке установлено 6 диодов

Устройство обеспечивает зарядку АКБ

Еще одной важной деталью устройства является ременной привод передач. Его предназначение сводится к увеличению скорости в зависимости от степени вращения коленчатого вала

В современных автомобилях устанавливается поликлиновый привод. Его же рекомендуется устанавливать на генератор десятки. Преимуществом ремня является высокая устойчивость к износу

В блоке установлено 6 диодов. Устройство обеспечивает зарядку АКБ

Еще одной важной деталью устройства является ременной привод передач. Его предназначение сводится к увеличению скорости в зависимости от степени вращения коленчатого вала

В современных автомобилях устанавливается поликлиновый привод. Его же рекомендуется устанавливать на генератор десятки. Преимуществом ремня является высокая устойчивость к износу.

Также в генераторе автомобиля ВАЗ-2110 есть два важных элемента: узел щеткодержателя и щёточный узел. Узел щеткодержателя находится в современных устройствах Катек.

Компоненты устройства

Если устройство генератора рассматривать с точки зрения размеров, то есть компактные и традиционные. Их разнят также конструкционные особенности.

У них различны:

  1. приводной шкив;
  2. провод возбуждения;
  3. кронштейн;
  4. устройство якоря.

Они могут иметь крепление на один болт, или на несколько, и другие «мелочи». Однако, любой генератор имеет общее строение.


Его составляющие:

  • Ротор (или якорь) – это вращающаяся часть генератора. Якорь призван создавать магнитное поле с помощью расположенной на валу обмотки возбуждения. Питают провод возбуждения контактные кольца, расположенные на этом же валу. Здесь же размещены: провод обмотки возбуждения, крыльчатки вентилятора (одна или две), приводной шкив и подшипниковый узел;
  • Статор – неподвижная часть генератора, состоящая из трех обмоток (трехфазный), которые и создают переменный ток. Эти обмотки между собой, могут быть соединены так называемыми «звездой» или «треугольником»;
  • Корпус чаще всего изготавливается из легкого немагнитного алюминиевого сплава, он представляет собой две крышки, с креплением на болт. Передняя крышка находится там же, где приводной шкив; задняя крышка – с той стороны, где контактные кольца. Каждый болт, с помощью которых задняя и передняя крышка соединены, затягивается. В дальнейшем, чтобы разобрать генератор на ВАЗ 2110, достаточно снять крепления на болт;
  • Крепление генератора на ВАЗ 2110. Имеется верхний кронштейн крепления, в котором используется 2 болта. Нижний кронштейн крепления чаще всего имеет один болт, но может быть и два, в этом случае может понадобиться небольшая переделка. Болт может быть любым, главное, чтобы размер подходил, иногда для этого требуется втулка. Сам кронштейн лучше не переделывать. Кронштейн надежно удерживает генератор, на который возложено много обязанностей. И все же, следует не забывать, что кронштейн, как и болт, может сломаться, поэтому нужно следить за его состоянием;
  • Устройство щеточного узла — это две графитные щётки, пружины, прижимающие их, щёткодержатель;
  • В современных генераторах Катек, провод напряжения и щёткодержатель находятся вместе в неразборном узле. Поэтому, если регулятор напряжения дает сбой, менять нужно весь узел. Конструктивно данный регулятор может иметь гибридное устройство – когда радиоэлементы с электронными приборами находятся в одной схеме. А вот интегралка – это когда регулятор выполнен в тонкопленочной технологии микроэлектроники. Многие считают, что регулятор интегралка лучше справляется с возложенной на него миссией – управлением продолжительностью и частотой импульсов тока. Регулятор же меняет напряжение, идущее на зарядку аккумулятора. При более высокой температуре к АКБ идет меньшее напряжение. Хотя, в принципе, не так важно, интегралка отвечает за эту регулировку, или гибридка;
  • Выпрямительный блок с шестью диодами, отвечает за преобразование переменного тока, который вырабатывают якорь и статор в постоянный, непосредственно используемый всем бортовым оборудованием. Он же служит и для зарядки АКБ;
  • Устройство имеет привод при помощи ременной передачи. Она обеспечивает в разы увеличение скорости, с которой вращается коленвал. При это клиновый ремень быстрее изнашивается, если шкив имеет малый диаметр. Если ведомый шкив небольшой, ему лучше подойдет поликлиновый привод, который чаще используется в современных генераторах.

Вот, вкратце основное устройство генераторов независимо от того, выдают они 80 или 120 ампер.

Схема системы генератора

Наглядная схема соединений цепи генератора

1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

  • «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.
  • Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе«В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
  • Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «В+» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они выходят из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
  • Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
  • Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.
  • Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
  • При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Генератор типа 94.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

На части автомобилей может быть установлен генератор ААК–5102 производства Словении. Этот генератор по своим характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором 94.3701, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей. В данной главе описывается генератор 94.3701.

Статор и крышки 10 и 11 (рис. Генератор 94.3701) стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 19 вращается в подшипниках 20 и 25, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 27.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, прикрепленным к крышке 10. Электронный регулятор 8 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 10.

Схема соединений генератора показана на рис. Схема соединений системы генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях семейства ВАЗ–2110 не используется.

Техническая характеристика генератора типа 94.3701:

— максимальная сила тока отдачи при 13 В и 6000 мин–1, А : 80 — пределы регулируемого напряжения, В : 13,2–14,7 — передаточное отношение двигатель-генератор : 1:2,4 — емкость конденсатора, мкФ : 2,2±20%

Генератор — это основа функционирования всего автомобиля. Его можно сравнить с сердцем человека, поскольку на генератор возлагается ответственность по транспортировке электричества по всем системам и узлам, которые зависят от электрики. Механическая энергия преобразуется в электричество.

Как и любой другой элемент машины, генератор ВАЗ 2110 имеет свои особенности, функции, принцип работы. Сегодня мы будем знакомиться с ним максимально детально.


Внешний вид устройства

Устройство, принцип работы и вероятные поломки генератора

Самые первые генераторы, которые когда-то устанавливались на автомобили, создавались по коллекторному принципу. Они представляли собой упрощенную конструкцию, но были ненадежны, недолговечны и не могли обеспечивать бесперебойную работу. Поэтому конструкторы долгие годы ломали голову над тем, как создать устройство более сложного типа, в работе которого не наблюдалось бы столь многочисленных изъянов.

Так появились селеновые, а вслед за ними и более совершенные — кремниевые — узлы. Эта конструкция обеспечивала синхронную подачу тока, кроме того, оказалась более компактной, экономичной по затратам на материалы и долговечной. Генератор для ВАЗ представлен в синхронном трехфазном варианте. Представляемое устройство имеет следующую конструкцию. Корпус изготавливается из дюралюминия или других металлов легких сплавов, позволяющих значительно снизить вес детали.

Строение генератора: 1 – кожух; 2 – вывод «В+» для подключения потребителей; 3 – помехоподавляющий конденсатор 2,2 мкФ; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – выводы обмотки статора; 8 – регулятор напряжения; 9 – щеткодержатель; 10 – задняя крышка; 11 – передняя крышка; 12 – сердечник статора; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – шайба; 16 – конусная шайба; 17 – шкив; 18 – гайка; 19 – вал ротора; 20 – передний подшипник вала ротора; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 – обмотка ротора; 23 – втулка; 24 – стяжной винт; 25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – отрицательный диод; 29 – положительный диод; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)

Для того чтобы система не перегревалась, в корпусе генератора ВАЗ существуют специальные отверстия, через них происходит охлаждение системы, что особенно важно в ходе интенсивной работы узла. Основную роль здесь играют подшипники и ротор. Щеточный узел также является важнейшей деталью, он передает силу напряжения по системе.

Если из рабочего строя выходит хоть одна деталь, весь узел теряет свою работоспособность. Прежде чем приступить к ремонту генератора ВАЗ 2110, следует понять, по каким симптомам можно определить, что узел неисправен. Этих симптомов множество, но основные из них следующие:

  • узел дает пониженное напряжение;
  • узел теряет возможность зарядки или, наоборот, время от времени перезаряжается;
  • узел, несмотря на то, что заряжается в обычном режиме, не передает импульс на приборную панель, либо лампочка контроллера попеременно мигает;
  • появляется шум при работе узла.

Теперь, убедившись, что поломка налицо, чиним генератор ВАЗ. Если, разобрав устройство, вы заметили, что деформированы контакты, щетки или реле, то нужно всего лишь заменить дефектные детали.

Бывает и так, что обрывается цепь, тогда приходится повозиться подольше. Нужно будет приобрести новую обмотку и вооружиться паяльником. Работа кропотливая и ювелирная, требующая внимания и аккуратности. Но ремонт генератора только заключается в ликвидации поврежденных участков, что вполне можно сделать самостоятельно.

Автомобильный генератор является обязательным элементом бортовой сети любой современной машины, независимо от типа двигателя и потребляемого им топлива. Именно он обеспечивает энергией все системы и механизмы, потребляющие электрический ток.

Схема системы генератора

Наглядная схема соединений цепи генератора

1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

  • «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.
  • Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе«В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
  • Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «В+» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они выходят из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
  • Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
  • Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.
  • Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.
  • При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Генератор типа 94.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

На части автомобилей может быть установлен генератор ААК–5102 производства Словении. Этот генератор по своим характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором 94.3701, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей. В данной главе описывается генератор 94.3701.

Статор и крышки 10 и 11 (рис. ) стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 19 вращается в подшипниках 20 и 25, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 27.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, прикрепленным к крышке 10. Электронный регулятор 8 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 10.

Схема соединений генератора показана на рис. . Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях семейства ВАЗ–2110 не используется.

Техническая характеристика генератора типа 94.3701:

— максимальная сила тока отдачи при 13 В и 6000 мин–1, А : 80 — пределы регулируемого напряжения, В : 13,2–14,7 — передаточное отношение двигатель-генератор : 1:2,4 — емкость конденсатора, мкФ : 2,2±20%

Когда необходима замена генератора

Генератор представляет собой электротехническое устройство, основными элементами которого являются статор (электромагнитная катушка) и ротор, вращающийся внутри него на подшипниках. Вращение передается к ротору от коленчатого вала приводным ремнем.

Ток (с напряжением 13.8-14.7V), вырабатываемый генератором, приводит в действие электрические устройства и приборы, установленные в машине. Генератор также заряжает аккумулятор, подающий электрический разряд двигателю в момент запуска и питающий бортовую сеть при отключенном моторе.

В генераторе могут возникать:

  • механические повреждения корпуса, креплений, подшипников, прижимных пружин и других конструктивных элементов;
  • электрические неисправности (износ угольных щеток, обрыв обмотки, выход из строя выпрямителя или регулятора напряжения).

В зависимости от типа и сложности неполадок, производится ремонт генератора (например, замена диодного моста, щеток, подшипника) или его полная замена.

Специалисты авторемонтных центров советуют проверять техническое состояние генератора через каждые 15.000 км пробега, чтобы вовремя диагностировать и устранить неисправность. Полностью менять узел рекомендуется каждые 5 лет, когда ресурс деталей неизбежно заканчивается, и фрагментарный ремонт становится нерентабельным. Использование нового генератора позволит избежать риска внезапной остановки автомобиля на дороге и возникновения аварийной ситуации.

Установить новый генератор необходимо также в том случае, когда водитель устанавливает на машину дополнительные электронные устройства:

  • более мощную аудиосистему;
  • противотуманные фары;
  • кондиционер;
  • видеорегистратор;
  • контрольные датчики и т. д.

Помните! Генераторы старых модификаций ВАЗ не рассчитаны на использование устройств с большим энергопотреблением, так как раньше в машинах устанавливались маломощные магнитолы и кассетные магнитофоны.

Основные признаки неисправности генератора:

  • Трудности запуска двигателя, недостаточная подзарядка аккумулятора.
  • Слабый и мерцающий свет фар.
  • Загорающийся световой сигнал на приборной панели, указывающего на то, что аккумулятор заряжается недостаточно. Через несколько десятков километров батарея полностью разряжается.
  • Свист под капотом, исходящий от слабо натянутого приводного ремня. Появление следов дыма и запаха горящей резины говорит о перегреве и разрушении ремня.
  • Дребезжание под капотом из-за поломки подшипников.
  • Возникновение гула, свидетельствующего о замыкании в обмотке статора.

Как снять и заменить генератор — пошаговая инструкция

Владельцы русского автопрома часто сталкиваются с проблемой в работе генератора. И что уж говорить о старых машинах, когда на новых машинах он частенько выходит из строя. Так вот, в этой статье мы с вами рассмотрим как снять генератор на автомобилях ВАЗ 2110-2112.

Работу лучше выполнять на смотровой яме.

  1. Первое что нужно сделать – отключить минусовую клемму аккумулятора, чтобы ничего не замкнуть

Далее необходимо снять брызговик двигателя (о том как его снять читаем здесь ) Отсоединяем провод возбуждения генератора, как показано на рисунке

Берем ключ на 10 и откручиваем гайку крепления проводов к плюсовому приводу генератора и снимаем оба провода

После этого нужно снять ремень генератора (читаем здесь, как снять ремень генератора)

Далее берем накидной ключ на 10 и откручиваем регулировочный болт генератора, после чего вынимаем его из верхнего кронштейна.

Снимаем натяжную планку

Берем ключ на 13 и откручиваем гайку нижнего крепления генератора и вынимаем болт (как показано на рисунках), придерживая генератор

После этого можно снимать сам генератор

Установку и замену генератора осуществлять в обратной последовательности.

Руководство по подключению генератора своими руками

Причиной замены генератора ВАЗ 2107 с инжектором или карбюратором могут стать:

  • сгоревшие обмотки;
  • возникшее межвитковое замыкание;
  • механическое повреждение корпуса;
  • неисправность трехуровневого регулятора и др.

Процедура замены генератора состоит из снятия, установки и подключения.

  1. В первую очередь обесточиваем авто, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
  2. Отсоединяем разъем от генераторной установки.


Отсоединение разъема от агрегата

  • Сняв защитный чехол, нужно Ключом на «10» отсоединить клемму и снимаем провод.
  • Ослабив крепление генератора, нужно демонтировать приводный ремень.
  • С помощью ключа на «17» откручиваем гайки и демонтируем регулировочную планку.
  • Открутив нижнюю крепежную гайку вынимаем болт и втулку.
  • Демонтируем генератор.

  • Снятый для ремонта агрегат
    Монтируется генераторная установка в обратной последовательности. Перед установкой агрегата нужно хорошо изучить схему подключения генератора 2107 с инжектором или карбюратором, а также схему электрических соединений. При этом нужно обратить внимание на отличие 37.3701 от Г222.

    После установки нужно отрегулировать натяжение ремня. Чтобы отрегулировать натяжение ремня, нужно ослабить два болта крепления агрегата. Воспользовавшись монтировкой, следует натянуть ремень и зафиксировать его в таком положении с помощью гайки на регулировочной пластине. Затем нужно поверить степень натяжения. Для этого нужно нажать на ремень в промежутке между шкивами.

    Прогиб должен находиться в передах от 10 до 17 мм. Процедуру следует повторять, пока не будет достигнуто нужное значение. После натяжения все гайки крепления окончательно затягиваются. На этом подключение агрегата можно считать оконченным.

    Современные автомобили оснащены большим количеством электроники, поэтому генератор должен быть мощный, чтобы обеспечивать питанием бортовую сеть и работу элементов сети. Поэтому нужно тщательно следить за его техническим состоянием.

Принцип работы

Чтобы генератор мог отдавать ток в нагрузку, необходимо запитать обмотку возбуждения. Это, собственно, и происходит, когда мы включаем зажигание. Далее коленчатый вал работающего двигателя заставляет якорь вращаться. В это время в обмотке статора начинает вырабатываться электричество, которое отдается в бортовую сеть.

В автомобилях ВАЗ-2110 генератор вырабатывает переменный ток, а все потребители рассчитаны на постоянный. Для его преобразования применяется выпрямительный диодный блок.

Но и это не все. Дело в том, что величина напряжения, вырабатываемого генератором, постоянно меняется в зависимости от количества оборотов коленвала. Для ее стабилизации используется реле-регулятор напряжения.

В итоге на выводах устройства мы имеет постоянный электрический ток стабильного напряжения.

Что не так с ремнем

Ремень генератора ВАЗ-2110 служит приводом для ротора устройства. Он передает вращательный момент от коленчатого вала двигателя на шкив якоря. Работа генератора напрямую зависит от его состояния. Важным моментом является натяжение ремня. Если он натянут слабо, возможно проскальзывание шкива. Из-за этого устройство не сможет вырабатывать ток необходимых параметров.

Признаком ненатянутого ремня является характерный «свист», чаще проявляющийся в сырую погоду. Эти же симптомы указывают и на его износ. Перенатяжение ремня перекашивает вал ротора. Это способствует ускоренному износу подшипников устройства.

Оптимальным считается такое натяжение ремня, при котором каждое из его полей посредине между шкивами можно максимально сдвинуть в сторону противоположного максимум на 15 мм.

Расположение, демонтаж генератора ваз 2110

Узел находится под капотом справа внизу, по уровню ниже правой фары, напротив пассажирского сидения. Работы по демонтажу не вызывают особых трудностей. Устройство посажено глубоко в моторном отсеке. Извлекать удобнее вниз.

Расположение генератора ваз 2110

Возможны два варианта:

  • работать, установив автомобиль на смотровую яму,
  • воспользоваться домкратом.

Третий вариант – неисправность застала в дороге. Запасной генератор имеется, поднять авто нечем. Ремонт выполняется долго, на ощупь, вслепую.

Пошаговая инструкция:

  1. Установить автомобиль на ручной тормоз.
  2. Поднять переднюю правую сторону домкратом.
  3. Ослабить крепление, снять минусовую клемму аккумуляторной батареи.
  4. Стянуть резиновый защитный колпачок, открутить ключом М10, снять гайку, гровер шайбу с клеммы В+. Подойдет рожковый ключ. Вороток с трещоткой, головкой ускорят, упростят процесс.- Отсоединить провод с разъемом.
  5. Выкрутить, вытащить регулировочный болт натяжения ремня генератора.
  6. Уменьшить натяжение ремня, придвинуть генератор ближе к двигателю.
  7. Отвернуть гайки верхнего, нижнего крепежных болтов. Вынуть втулку.
  8. Выбить нижний болт, удалить верхний с планкой.
  9. Придерживая одной рукой генератор, другой сбросить ремень со шкива, освободить, вынуть прибор.
  10. Исправное устройство устанавливается в обратном порядке. Проверить надежность контактов, избегая искрения.
  11. Отрегулировать натяжение ремня: свист свидетельствует о слабом, гул подшипника генератора – о чрезмерном натяжении.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]