04.02.2022 7 069 ВАЗ 2110
Автор:Иван Баранов
С помощью измерения компрессии в цилиндрах можно продиагностировать детали силового агрегата без его разборки. Для правильной диагностики, необходимо знать, какая компрессия должна быть в двигателе ВАЗ 2110. Статья содержит информацию о способах измерения компрессии и подробную инструкцию с видеопроверки 16-тиклапанного двигателя.
[ Скрыть]
Компрессия – что это и какая она должна быть?
Компрессия – это показатель максимального давления в камере сгорания, которое может создать поршень при достижении ВМТ при такте сжатия.
Замер же этого показателя дает представление о герметичности камеры, которая в свою очередь зависит от состояния ряда элементов – поршня и компрессионных колец, клапанов с седлами, прокладки головки блока, установленного теплового зазора в ГРМ.
Поскольку сама технология проведения замеров компрессии несложная, а данные, полученные в результате ее выполнения, позволяют оценить остаточный ресурс силовой установки и выявить ряд неисправностей, то эта диагностическая операция является достаточно распространенной.
Силовые установки автомобилей хоть и имеют общий принцип построения, но конструктивно они отличаются, что также сказывается и на показателях компрессии.
Для каждого двигателя установлены свои определенные значения максимального давления в камерах сгорания, которые обязательно указываются в тех. документации к авто.
К примеру, для ВАЗ-2106 нормальной считается компрессия в 11 кгс/см кв., а вот для ВАЗ-2110 этот показатель уже составляет 13 кгс/см кв.
Отметим, что необязательно при замере прибор должен показать значения, соответствующие норме. По мере износа узлов двигателя показатели компрессии будут падать.
При этом если они снизятся ниже определенного значения, это будет сигналом крайнего износа ЦПГ силовой установки, и надобности в проведении капитального ремонта.
Также допускается некоторая разбежность в показаниях между цилиндрами. При этом она не должна превышать 1 кгс/см. кв.
То есть, если на ВАЗ-2115 замеры показали, что компрессия в цилиндрах составила в 1-м – 12 кгс, 2-м – 11 кгс, 3-м – 12 кгс, 4-м – 12 кгс, то силовая установка авто будет считаться в рабочем состоянии.
Подробнее читайте все про компрессию и степень сжатия дизельного двигателя.
Что делать, если нет под рукой компрессометра?
Можно ли замерить компрессию без прибора? Практика показывает, что да, можно. Но данный метод даст относительные и приблизительные показания. Чтобы замерить без приборов показатель сжимания, выворачивайте свечи изо всех цилиндров, кроме испытуемого. Прокрутите вручную коленвал, пока не закончится такт сжатия (наблюдайте за метками – они должны совпасть). Поочередно проделайте эту операцию со всеми цилиндрами. Там где давление будет низким, на поворот коленвала уйдет меньше усилий. Таким способом, конечно, вы не получите точных показателей сжимания в двигателе. Но понять наличие неполадок можно.
Замерять компрессию рекомендуется через каждые 20-30 тысяч километров пробега, поэтому каждому автолюбителю рекомендуется иметь свой компрессометр. Его цена не настолько велика, чтобы экономить на нем.
Причины падения компрессии в одном цилиндре
Бывает и так, что в одном из цилиндров произошло падение давления, причем значительно (в некоторых случаях компрессия может снизиться до 3-4 кгс/см кв.).
И такие результаты диагностики – повод беспокоиться, ведь в силовой установке возникли неисправности.
Причинами падения компрессии в одном из цилиндров выше нормы могут стать:
- КОМПРЕССИОННЫЕ КОЛЬЦА. Эти элементы играют одну из самых важных ролей, поскольку в их задачу входит обеспечение герметичности в паре «поршень-цилиндр». Если кольца повреждены (лопнули) или залегли, они начнут пропускать рабочие газы в подпоршневое пространство, из-за чего и происходит значительное падение компрессии;
- КЛАПАНЫ. Через эти элементы производится впуск составляющих горючей смеси и отвод отработанных газов. Но при такте сжатия клапаны закрыты, что обеспечивает герметизацию камеры сгорания. Но если у клапана из-за нарушения процессов горения подгорели кромка тарелки и посадочное седло, или же нарушен тепловой зазор, и он получается немного поджатым, то герметичность камеры не соблюдается, что и сказывается на компрессии;
- ПОРШЕНЬ. Виной падения давления в цилиндре этот элемент становиться редко, но все же бывают ситуации, когда причина кроется именно в нем. В результате все тех же изменений процессов, возможно прогорание днища поршня. Происходит это обычно из-за нарушения угла зажигания. А если поршень прогорел, то герметичности не будет;
- ГОЛОВКА БЛОКА. Хоть и редко, но бывает так, что в камере сгорания появляются трещины и другие дефекты, сказывающиеся на потере компрессии. Также головка может стать причиной потери давления в каком-то цилиндре в случае, если ее повело из-за перегрева. Из-за изменения геометрии, головка в некоторых местах просто не прилегает плотно к прокладке. Даже банальная недостаточная затяжка болтов ГБЦ может сказаться на компрессии;
- ПРОКЛАДКА ГБЦ. Из-за внутренних дефектов или перегрева может произойти пробой этой прокладки. В результате один из цилиндров соединяется с каналом системы охлаждения или смазки, другим цилиндром (в таком случае сильное падение компрессии наблюдается в двух цилиндрах), также пробой может вести наружу из двигателя. Читайте больше про признаки пробитой подкладки ГБЦ.
Также читайте почему не тянет двигатель автомобиля.
Чем и как мерить компрессию?
Как уже было отмечено выше, замер компрессии – операция несложная, и ее запросто можно выполнить в гаражных условиях.
Но для этого понадобиться специальный измерительный прибор – компрессометр.
По сути, это обычный манометр, оснащенный обратным клапаном, а также удлинителем для удобства проведения диагностики (также в комплекте могут идти насадки для работы с разными силовыми установками).
Помимо этого, прибора потребуется также свечной ключ. Самостоятельно провести диагностику не удастся, поэтому нужен еще и помощник.
Как делаются замеры компрессии, рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ «Калина».
Последовательность действий для проведения диагностики такова:
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры;
- Сбрасываем давление в топливной рампе (вытаскиваем предохранитель бензонасоса, а затем снова заводим двигатель, чтобы он выработал остаточный в рампе бензин);
- Снимаем наконечники свечей зажигания, а также от модуля зажигания;
- Выкручиваем все свечи;
- Устанавливаем компрессометр в свечное отверстие цилиндра;
- Просим помощника выжать педаль газа до упора (обеспечит максимальную подачу воздуха в цилиндр, из-за чего показания будут точнее), а после включить стартер в работу. При этом для получения корректных данных нужно, чтобы в замеряемом цилиндре прошло все 4 такта, то есть нужно провернуть коленчатый вал минимум на 2 оборота;
- Поскольку компрессометр имеет обратный клапан, то на приборе зафиксируется максимальное значение давления в цилиндре;
- Записываем или запоминаем полученное значение давления, делаем сброс показаний и переходим к следующему цилиндру.
После проведения замеров во всех цилиндрах, сравниваем данные. Если разбежность в показаниях не превышает 1 кгс/см кв., ставим свечи на место и продолжаем эксплуатацию авто.
Двигатель Лада Веста
Товары, из ассортимента Дастершоп77 по теме статьи: Изображение
Артикул | Наименование | Производитель | Цена | Наличие | В корзину |
DC1300-20182 | Комплект прокладок дроссельной заслонки K4M/F4R (большая+малая) ROSTECO | Аналог | 500 / 350 р. Дисконт: 250 р. | 2 | |
DC380-ASAM-30376 | Подушка крепления радиатора ASAM-SA 30376 аналог арт. 7700430992 / 215081131R | Аналог | 150 / 100 р. Дисконт: 80 р. | 5 | |
DC800-8200291355 | Клапан рециркуляции картерных газов Renault 8200291355 | Оригинал | 4500 / 3900 р. Дисконт: 3200 р. | 3 | |
DC919-226A41772R | Датчик кислорода лямбда зонд верхний Дастер, Веста и др. двиг. H4M 1.6 226A41772R / 226901841R / 226906393R | Оригинал | 4500 / 4200 р. Дисконт: 3900 р. | 5 | |
DC1211-8200132254 | Форсунка топливная для двигателя K4M оригинал 8200132254 | Оригинал | 2200 / 1900 р. Дисконт: 1600 р. | 8 | |
DC1321-161757436R | Прокладка дроссельной заслонки H4M оригинал 161757436R | Оригинал | 800 / 600 р. Дисконт: 500 р. | 1 | |
DC619-8200048024 | Крышка расширительного бачка оригинал Рено 8200048024 | Оригинал | 700 / 500 р. Дисконт: 250 р. | 1 | |
DC981-FCR210114 | Бензонасос электрический FRANCECAR FCR210114 | Аналог | 1500 / 1200 р. Дисконт: 1100 р. | 2 | |
DC1398-30777 | Прокладка под кольцо бензонасоса ASAM 30777 | ASAM | 300 / 200 р. Дисконт: 150 р. | 3 | |
DC1200-BK64105/30598 | Кольцо бензонасоса с прокладкой | Аналог | 1000 / 700 р. Дисконт: 500 р. | 3 | |
DC1322-224332428R | Катушка зажигания 1,6 H4m оригинал 224332428R | Оригинал | 2900 / 2500 р. Дисконт: 2100 р. | 2 | |
LRT-002 / 6001548140 | Бачок омывателя неоригинал, АНАЛОГ 6001548140 | LOGEM | 1000 / 900 р. Дисконт: 500 р. | 1 | |
DC382-ASAM-30494 | Бачок расширительный ASAM-SA 30494 (7701470460) | Аналог | 1000 / 700 р. Дисконт: 600 р. | 1 | |
DC1314-135101KT0A | Сальник коленвала передний H4M оригинал 135101KT0A | Оригинал | 900 / 700 р. Дисконт: 550 р. | 2 | |
DC1320-161191KA1B | Дроссельная заслонка H4M оригинал 161191KA1B | Оригинал | 25000 / 18900 р. Дисконт: 17900 р. | 1 | |
DC1746 | Мембрана клапана рециркуляции картерных газов Рено Дастер, Каптур, Террано и др. (мембрана КВКГ F4R 2.0) | Аналог | 2200 / 1700 р. Дисконт: 1500 р. | 2 | |
DC1766 | Ремкомплект прокладок дроссельной заслонки K4M/F4R (большая+малая) Балаково ПТП64 | Аналог | 300 / 200 р. Дисконт: 150 р. | 2 | |
6001548140 | Бачок омывателя Рено 6001548140 оригинал | Оригинал | 2000 / 1700 р. Дисконт: 1500 р. | 1 | |
DC918-226A44171R | Датчик кислорода нижний лямбда зонд H4M 1.6 Лямбда-зонд Рено 226A44171R | Оригинал | 11000 / 10500 р. Дисконт: 9900 р. | 1 | |
DC955-150100565R | Насос масляный для F4R оригинал 150100565R | Оригинал | 5500 / 4800 р. Дисконт: 4400 р. | 1 | |
DC957-8200665520 | Стартер K4M 1.6 оригинал 8200665520 | Оригинал | 12000 / 9900 р. Дисконт: 9500 р. | 1 | |
DC1302-166008992R | Форсунка топливная для двигателя H4M оригинал 166008992R | Оригинал | 3500 / 2600 р. Дисконт: 2400 р. | 4 | |
DC1315-122791HC0A | Сальник коленвала задний H4M оригинал 122791HC0A | Оригинал | 2000 / 1700 р. Дисконт: 1400 р. | 1 | |
DC1663-21120370501015 | Катушка зажигания ВАЗ 1.6/1.8 21129/21179 оригинал 21120370501015 | Оригинал | 1900 / 1200 р. Дисконт: 900 р. | 4 | |
DC1664-21179113201000 | Форсунка топливная ВАЗ 1.8л 2179 оригинал 21179113201000 | Оригинал | 1800 / 1500 р. Дисконт: 1300 р. | 4 | |
DC1643-140323253R | Прокладка впускного коллектора H4M оригинал 140323253R | Оригинал | 1900 / 1500 р. Дисконт: 1400 р. | 1 | |
DC1644-140328698R | Прокладка впускного коллектора H4M оригинал 140328698R | Оригинал | 700 / 600 р. Дисконт: 400 р. | 4 | |
DC1738 | Фильтр топливный бензонасоса сетка Рено Дастер, Каптур, Террано, Веста и др. 2.0 / 1.6 (Masuma) | Аналог | 800 / 500 р. Дисконт: 350 р. | 1 | |
DC522-233009370R | Стартер для двигателя F4R оригинал арт. 233009370R | Оригинал | 14000 / 10600 р. Дисконт: 9900 р. | ||
DC1682-6001549070 | Абсорбер топливных паров оригинал 6001549070 | Оригинал | 3300 / 2500 р. Дисконт: 2000 р. | ||
DC1740 | Фильтр топливный бензонасоса погружной Рено Дастер, Каптур, Террано, Веста и др. 2.0 / 1.6 (LYNX) | Аналог | 2100 / 1800 р. Дисконт: 1400 р. | ||
DC1002-B208A03276 | Форсунка топливная для двигателя K4M DEKO B208A03276 (аналог 8200132254) | Аналог | 2000 / 1500 р. Дисконт: 1300 р. |
Как определить, из-за чего упала компрессия в цилиндре?
Если выявлено, что в одном из цилиндров компрессия ниже нормы, причем значительно следует определить, что именно послужило появлению такой проблемы.
Чтобы более точно установить, из-за чего упал показатель давления в цилиндре, следует провести несколько несложных процедур:
- В цилиндр со сниженной компрессией залить 10-15 гр. моторного масла, после чего провести замер снова. Если показатели улучшились, значит, причина падения кроется в кольцах (они залегли или одно из них лопнуло);
- Снять клапанную крышку и проверить тепловые зазоры клапанов на требуемом цилиндре;
- Внимательно осмотреть двигатель в месте стыка головки с блоком. Если имеется пробой прокладки, ведущий наружу, то будут видны масляные подтеки;
- Вытянуть щуп и оценить состояние масла. Если оно сильно почернело и отчетливо проявляется запах гари, то это может свидетельствовать о пробое прокладки, при котором цилиндр соединен с масляным каналом;
- Собрать двигатель и завести. Затем следует осмотреть расширительный бачок системы охлаждения. Если в нем заметны выходящие пузырьки воздуха, то это будет сигналом соединения цилиндра с каналом системы охлаждения. Дополнительно можно приложить руку к выхлопной трубе на заведенном моторе. Если на ладони остались небольшие сладковатые на вкус капли, то это будет указывать на попадание ОЖ в цилиндр, то есть, имеется пробой.
Если все проведенные процедуры результата не дали, то есть, после заливки масла компрессия не повысилась, тепловые зазоры в норме и предпосылок на пробой прокладки ГБЦ нет, значит, причина кроется в поршне, клапанах или ГБЦ.
Но чтобы удостовериться в этом, придется снимать головку блока.
Ненормальные показатели
Как вы, наверное могли догадаться – это когда в одном из четырех цилиндров давление значительно отличается от остальных, например в одном – 5,0, а в других 9,5 атм. ДА и двигатель будет работать не стабильно. Бывают ненормальные показатели и в двух и даже в трех-четырех «горшках». Но это уже говорит о том, что ваш двигатель почти умер, и его нужно капиталить!
Так почему же такое бывает — когда в одном давление намного меньше чем в остальных? Причин этому может быть несколько, все из моего опыта, однако практически всегда нужно снимать головку блока:
1) Пробита прокладка. Такое бывает очень часто, когда пробивает прокладку между блоком и головкой блока – просто меняем.
2) Не затянута головка. Это продолжение первой причины – если неправильно затянуть головку, то прокладка также может пропускать давление.
Это самые простые причины, но они самые распространенные – например, такое часто было на моих новых купленных «ВАЗах», в частности на ВАЗ 2114 и у друга на ВАЗ 2110. Так что в первую очередь лезем туда, на новых «нашемарках» – проблема будет именно в этом на 80%. Дальше идут проблемы посложнее.
1) Пропускают уплотнительные кольца. Такое бывает от износа, либо от того что они сломались. Однако если у вас давление упало в одном из цилиндров, то значит, скорее всего — сломаны. Ремонт сложный, нужно разбирать сам блок вытаскивать поршни.
2) Закоксовались кольца. Решил вынести в отдельный пункт – от некачественного моторного масла, кольца могут закоксоваться.
Просто масло подгорает в местах соприкосновения и запечатывает кольца на одном месте – хотя это не правильно, кольца не ходят по своим проточкам, а вытачивается только одна сторона, что приводит к быстрому износу – правда таким образом давление упадет во всех 4 цилиндрах. Потому как масло смазывает все 4 штуки.
3) Износ стенки блока. Такое редко – но бывает, то есть кольцо тут не причем, а страдают именно стенки, о которые они трутся. Скорее всего, это некачественный материал.
4) Перегрев двигателя. При перегреве, теряется герметичность колец и стенок блока, они начинают пропускать как давление, так и моторное масло. Косвенный признак – синий дым из выхлопной трубы при работе.
5) Прогорел – сломался сам поршень. В таких случаях компрессия может упасть просто в «ноль».
Иногда прогорает сам поршень, это может быть как небольшой «прогар» скажет сбоку, а также и очень большой – например, посередине. Также бывает поршень ломается, например от встречи с клапаном при обрыве ремня ГРМ – опять теряем атмосферы.
6) Клапана. Тут очень много причин. Это и неправильная регулировка. И прогар клапана, бывает — горит один, поэтому компрессия будет разниться именно в одном цилиндре. Также его может сломать при обрыве ГРМ.
Это основные причины, по которым значения будут отличаться именно в одном горшке из всех четырех.
Устранение неисправности
Устранение причин падения компрессии в одном из цилиндров напрямую зависит от того, что стало виной ее появления.
Чаще всего такая проблема возникает из-за залегания колец. Образование нагара (закоксовки) в одном из цилиндров происходит из-за проникновения в него большого количества масла.
К примеру, это может произойти, если маслосъемные колпачки клапанов этого цилиндра повреждены.
Сложность устранения падения компрессии, причиной которого стали кольца, зависит от характера повреждения.
Если они просто залегли, то можно попытаться провести раскоксовку. Но если кольца лопнули, то придется разбирать чуть ли не весь двигатель, чтобы заменить поврежденные элементы.
Примерно то же касается и клапанов. При их разрегулировке, достаточно привести тепловые зазоры в норму. Но если клапана и их седла подгорели, то проводятся ремонтные работы с ГБЦ – меняются клапаны, производится их притирка.
Относительно прокладки ГБЦ, то если все из-за нее – то ее меняют. А вот с головкой блока не все так просто.
Если ее повело из-за перегрева, то еще можно устранить проблему путем торцевания поверхности.
Но в случае образования дефектов в теле головки ее заменяют. Любые неисправности поршня – однозначно замена.
Зачем проводить проверку
Проверять компрессию на ВАЗ 2110 рекомендуется регулярно, чтобы предотвратить возможные неполадки и проблемы с мотором.
Измерения проводят при открытой и закрытой дроссельной заслонке. Каждый вариант проверки дает свои результаты и данные о состоянии двигателя.
Проверка с открытой заслонкой позволяет определить:
- Проблемы и повреждения на поверхностях цилиндров;
- Деформация, прогорания клапанов;
- Залипание или закоксованность поршневых колец.
Если проверить компрессию при закрытой заслонке, вы сможете узнать:
- Не зависли ли клапаны;
- Плотно ли происходит прилегание к седлу клапана;
- При наличии гидротолкателя определяется наличие дефектов профиля кулачка распредвала.
Способы
Существует два основных способа, с помощью которых можно провести проверку показаний компрессии в двигателе.
Особенности
С помощью измерительных приборов
Эффективный, дает максимально точный результат. Но требует наличия специальных измерительных инструментов — манометра или компрессометра. Применяется в 90% случаев
Сложный в исполнении, поскольку требует выкрутить из каждого цилиндра свечу и провернуть коленвал. Определить проблематичный цилиндр можно за счет усилий, которые приходится прикладывать при прокручивании. Эффективность не высока
Учитывая возможные результаты проверки, рекомендуется всегда проверять компрессию только измерительными приборами и делать это хотя бы раз в 3-4 месяца, а также при возникновении подозрений на нестабильную работу двигателя.
Проводим замеры