Зазор между кулаком распредвала и клапанным стержнем обеспечивает компенсацию теплового расширения клапана. Причем если топливный зазор будет увеличен, то клапан не сможет производить полное открытие, а в случае сильно маленького теплового зазора клапан не сможет производить полное закрытие.
Сегодня мы попробуем убедить вас в том, что процесс регулирования тепловых зазоров на автомобиле ВАЗ 2109 совершенно несложен и по времени это на это нужно не больше тридцати минут.
Когда необходима регулировка клапанов?
Прибегнуть к регулировке необходимо в том случае, если двигатель автомобиля стал нестабильно работать. Появился характерный стук во время работы мотора. Опытные водители определяют необходимость проведения регулировочных работ по следующим симптомам:
- резко увеличился уровень расхода топлива автомобилем;
- появился стук во время работы авто;
- на холостом ходу силовой агрегат нестабильно работает;
Регулировать клапана нужно раз в 25-30 тысяч километров. Это оптимальный срок, за это время конструктивные зазоры увеличиваются в силу износа некоторых деталей. Дальше расскажу о порядке проведения регулировочных работ.
Подготовка к регулировке клапанов
Прежде чем начать регулировать клапана на ВАЗ-2109, следует обзавестись всеми инструментами, которые могут понадобиться в процессе данной работы. А именно:
- отвертка;
- набор гаечных ключей;
- пинцет;
- регулировочные шайбы;
- специальный набор для произведения регулировки клапанов;
- прокладка крышки клапанов;
- герметик.
Автомобиль устанавливается на ручной тормоз. Одно из передних колес вывешивается при помощи домкрата таким образом, чтобы его можно было вращать.
При этом должна быть включена 5-я передача (если нет такой возможности – 4-я).
Далее следует:
- отсоединить патрубки от крышки клапанов;
- снять корпус очистителя воздуха;
- все тросики проводов заслонок отсоединить от карбюратора;
- для того чтобы коленвал легче проворачивался, можно выкрутить свечи;
- отвернуть 2 гайки, за счет которых крепится крышка, а затем снять ее. От остатков масла очистить верхнюю часть головки блока цилиндров;
- с ремня ГРМ снять переднюю крышку;
- поршень первого цилиндра выставить в ВМТ такта сжатия. Для выполнения данного действия следует повернуть колесо таким образом, чтобы метка на шкиве распредвала соединилась с меткой, имеющейся на задней крышке плоскозубого ремня.
Зачем нужно регулировать клапана
Металлический шток клапана имеет тенденцию растягиваться и сжиматься во время движения. Седла в головке блока цилиндров прогибаются, что изменяет тепловой зазор. И физически ему нужна определенная стоимость в связи с конструктивными особенностями двигателя. Последствия несвоевременной адаптации необратимы. Заклинивший клапан в процессе работы восьмиклапанного двигателя теряет герметичность, лавинный поток после зажигания обжигает его края и седло ГБЦ, уходящее обратно в корпус головки. Такой ремонт дорогостоящий и не покрывается гарантией. Лучше вовремя отрегулировать, тем более что цена регулировки 8-клапанного двигателя в 600-800 рублей за 30 000 км не такая уж и ощутимая.
При правильно выставленном зазоре машина будет двигаться свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Нагрев нельзя регулировать ни при каких обстоятельствах. Только охладите двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и закрутить вентили.
Бывают случаи, когда клапаны отрегулировали, а стук все равно остается. Причина может быть не в просветах. На холодном двигателе могут стучать головки поршней, втулки-толкатели в корпусе головки. Причин может быть много, поэтому спешить с выводами и все тщательно проверять не стоит. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого можно легко прослушать звуки работающего двигателя.
Симптомы прогоревшего клапана
Главный признак прогоревшего клапана – отчетливое троение двигателя при всех режимах работы. Также ощутимо падает мощность и растет расход топлива. Признаки поломки сходны с другими проблемами двигателя, и ее легко перепутать со следующими неполадками:
- Износом поршневых колец и падением компрессии в цилиндрах.
- Поломкой высоковольтных проводов и свечей зажигания.
- Поломкой форсунок и неисправностями системы питания.
Для точной диагностики неисправности исключают все вышеназванные варианты в следующем порядке:
1. Проверка исправности свечей зажигания производится на работающем двигателе при холостых оборотах последовательным отсоединением колпака каждой свечи. При снятии внимательно следят за реакцией двигателя и стабильностью его работы. Если двигатель стал работать хуже, значит в цилиндре клапана целы. Если характер работы почти не поменялся, то, скорее всего, проблемный цилиндр обнаружен.
Рекомендуем: Как быстро и просто осуществить замену подшипника генератора на ВАЗ 2110?
2. На неисправном цилиндре меняют свечу зажигания на заведомо работоспособную, проверяют высоковольтный провод и катушку зажигания. После запуска двигателя становится ясно, была ли поломка в системе зажигания, или требуется дальнейшая диагностика.
3. Если при замене неисправных деталей системы зажигания двигатель продолжает троить, причиной поломки могут служить прогар клапана или неисправности в поршневой группе в виде залегания или износа колец. Обе поломки приводят к низкой компрессии в проблемном цилиндре, но методом ее измерения выяснить, какая именно из двух поломок случилась, не получится. Для этого выполняют следующую дополнительную диагностику:
- После замера компрессии, в проблемный цилиндр через свечное отверстие заливают несколько мл моторного масла и делают повторный замер. Если компрессия увеличилась, значит проблема в залегании колец, если нет – значит прогорел клапан;
- На проблемном цилиндре осматривают свечу зажигания. При прогоревшем клапане она будет полностью сухой, и без налета масла. Если поломка связана с поршневой группой, то свеча будет покрыта маслом, а при работе мотора из снятого сапуна можно наблюдать сизый дым.
Когда необходима регулировка
Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:
- появление характерного стука при работе двигателя;
- резкое увеличение расхода топлива;
- нестабильная работа на холостом ходу.
Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.
Итог
Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.
Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.
ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы.
Для чего нужны тепловые зазоры?
Обычно среди автолюбителей применяется термин регулировка тепловых зазоров, но правильнее будет называть данный процесс так – регулировка тепловых зазоров между кулаком распредвала и клапанным стержнем. Но обычно такое слегка заумное название используется в технической литературе, а в разговорной речи используется формулировка-регулировка клапанов.
Между кулаком распредвала и клапанным стержнем существует тепловой зазор, который измеряется на заводе производителе.
Тепловой зазор на автомобиле марки ВАЗ 2109 замеряется при помощи специального щупа на холодном двигателе, то есть с температурой до +20 ⁰С между кулаком распредвала и регулирующей шайбой толкателя.
В случае возникновения некого металлического постукивания, необходима регулировка клапанов.
Не обращайтесь сразу же в автомобильный сервисный центр, так как можно провести такую достаточно простую процедуру самостоятельно. Таким образом вы сможете сэкономить около тысячи рублей. Поверьте, данная процедура не настолько сложная, чтобы платить за нее такие деньги, ведь для этого вам нужно будет только приобрести специальный комплект инструментов.
Процесс регулировки клапанов
Регулировка клапанов ВАЗ 2109
На машинах марки ВАЗ 2109 регулировка теплового зазора проводится с помощью специально приспособленных шайб. регулировка тепловых зазоров на автомобиле ВАЗ 2109 проводится на холостом двигателе.
Итак, алгоритм проведения регулировки клапанов на автомобиле марки ВАЗ 2109:
- Демонтируйте крышечку цилиндрового блока. Для выполнения данного пункта демонтируйте фильтр воздуха, отсоедините патрубок, крепится к крышке клапанов, но перед этим сначала ослабьте его хомут. После этого отсоедините от крышки клапанов механизм руководства дроссельной заслонкой и осторожно демонтируйте крышечку цилиндрового блока;
- Выкрутите свечки зажигания;
- Демонтируйте переднюю пластмассовую крышку, защищающую систему газораспределения;
- Прокрутите коленвал автомобильного двигателя по часовой стрелочке, пока пометка на шкиве системы газораспределения не совпадет с пометкой на задней крышке. Проворачивать коленчатый валик можно исключительно при помощи гаечного ключа за болтики, закрепляющие шкив генератора. В случае если вы случайно проскочили через пометку, то прокрутите автомобильный двигатель еще на несколько оборотов;
- После того как пометки сошлись, прокрутите коленчатый валик еще на несколько зубчиков системы газораспределения;
- Измерьте тепловой зазор выпускающего клапана первого цилиндра и впускающего третьего цилиндра. У выпускающих клапанов он по стандарту составляет приблизительно 0,2 миллиметров, а у выпускающих 0,4 миллиметра;
- В случае если тепловые зазоры не совпадают со стандартом, то нужно опустить поршень цилиндров до самого нижнего расположения и при помощи специального приспособления извлеките установленную шайб;
- Измеряем размер необходимой шайбы, для этого отнимите от величины теплового зазора величину рекомендуемого зазора, а после к получившемуся значению добавьте толщину используемой шайб;
- Измерьте значение теплового зазора для каждого клапана поочередно, при каждом повороте коленчатого валика на пол-оборота;
- Установите шайб подходящей толщины и опять повторите измерения.
Рекомендуем: Как производится установка биксенона H4 своими руками: схемы и последовательность подключения
Что надо иметь под рукой
Как вы уже поняли, вам необходимо иметь набор регулировочных шайб различной толщины. Можно купить специальные наборы либо сначала сделать все замеры, выполнить расчёты и приобрести те шайбы, которые вам необходимы.
Кроме того, регулировка клапанов ВАЗ-2109 потребует от вас наличия специального приспособления, сжимающего пружину клапана, небольшой металлической распорки и штанги толкателя. Не лишним будет пинцет и микрометр для замера толщины шайб (при отсутствии различимой маркировки). Вам также понадобится набор пластинчатых щупов для измерения зазора и пинцет для удобного изъятия шайбы.
Как отрегулировать клапана ВАЗ 2109: инструкция
На всех моделях ВАЗ принцип регулировки клапанов практически ни чем не отличается. Регулировать зазоры нужно по порядку работы цилиндров: сперва 1 и 4, после 5 и 8. Поршень первого цилиндра устанавливаем в ВМТ, дальше убеждаемся в том, что совпали метки на шкиве и задней крышки ремня. Выглядеть это должно следующим образом:
Ключом на «17» проворачиваем распределительный вал на три зуба, таким образом мы обеспечим выход кулачков распредвала от толкателей. Берем щуп, начинаем проверять зазоры. Щуп должен проходить с небольшим усилием. В случае его свободного или затруднительного продвижения по зазору необходима регулировка.
При помощи рычага фиксируем толкатель в нужном положении. Дальше снимаем старую шайбу, устанавливаем нужный нам зазор. Если нужно, ставим после завершения всей работы другую шайбу. Процедуру нужно повторить для каждого цилиндра двигателя.
Порядок регулировки клапанов
Чтоб работа была проведена более качественно, следует разметить шкив распредвала еще и дополнительными метками, расположенными по кругу, причем каждые 90 градусов. Во время поворота на это количество градусов коленвал должен сделать оборот на 180. Таким образом, каждый последующий поршень будет входить в верхнюю мертвую точку такта сжатия.
- Совмещаем отметки, имеющиеся на задней панели кожуха ремня ГРМ со шкивом. Проворачиваем по часовой стрелке распредвал приблизительно на 2-3 зубца. Делается это при помощи ключа на 17, которым необходимо захватить гайку крепления шкива. Благодаря данному действию, от толкателей смогут полностью отойти кулачки распредвала.
- Берем щуп регулировки клапанов и измеряем имеющийся зазор. Он должен благодаря легкому толкательному движению перемещаться между кулачками.
Если зазоры оказались таковыми, что не соответствуют минимальным размерам, необходимо выполнить следующие действия:
- Непосредственно на шпильку корпуса подшипника распредвала устанавливается приспособление, при помощи которого и производится регулировка клапанов.
- Толкатель проворачивается до тех пор, пока отверстие не будет направлено к мастеру. Благодаря рычагу следует установить толкатель до упора, зафиксировав такое положение.
- Взять в руки длинный, крепкий и острый предмет, которым можно поддеть регулировочную шайбу. Последнюю следует извлечь при помощи пинцета. На ней будет вынесена ее толщина.
Рекомендуем: Что делать, если троит двигатель ВАЗ-2112 16 клапанов
Для того чтобы правильно подобрать толщину новой шайбы, стоит прибегнуть к таким расчетам: к толщине снятой шайбы прибавить разницу между результатом, который показал замер зазора и тем, что указан согласно инструкции.
Замена прогоревших клапанов
Операция замены клапанов различных двигателей сходна, и различается только размером деталей и размещением их на головке блок цилиндров. Перед выполнением операции готовят притирочный порошок, новые сальники клапанов и новую прокладку под головку. После демонтажа ГБЦ, операции проделываются в следующем порядке:
1. Рассухаривание клапана. Для этого головка выкладывается на ровную поверхность, под клапан помещают резиновый коврик. Трубку диаметром 13 мм наставляют на клапан, чтобы сухарики находились внутри, и молотком наносят удары. Клапан рассухаривается, а сухарики остаются в трубке. Операция также без труда проводится при помощи специального приспособления, сжимающего прожину, и позволяющего вытащить сухарики.
- Клапан вытаскивают, вставляют новый, и проверяют направляющую втулки пошатыванием. При биении до 1 мм направляющую не заменяют.
3. При необходимости замены направляющей, используют специальную оправку. Старую деталь выбивают в направлении распредвала при помощи полукувалдочки тяжелым ударом, чтобы деталь не раскрошилась. После в головку забивают новую втулку, предварительно надев на нее стопорное кольцо.
4. Новый клапан фиксируется стопорным кольцом, узел смазывают маслом.
5. Притирание клапана. Седло первоначально обрабатывают специальной шарошкой, после чего на край клапана наносят притирочный порошок, вставляют в головку, зажимают второй конец в патрон дрели, и, подтягивая его вверх-вниз, обеспечивают клапану герметичное прилегание к седлу. Операцию желательно провести для всех клапанов.
6. Засухаривание клапана. Для этого пружину сильно прижимают и вставляют сухарики. Головку блока цилиндров крепят на блок цилиндров двигателя.
Описанный метод позволяет произвести замену прогоревших клапанов всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.
Таблица регулировки по инструкции завода
Марка автомобиля | Вход | Вход |
приора 21116 | 0,25 | 0,4 |
калина 2 21116 | ||
лада гранда 21116 | ||
бабушка 2190 | 0,2 | 0,35 |
приора 2170 | ||
21114 | ||
21102 | ||
21099 | ||
21093 | ||
21083 | ||
11186 | ||
11183 | ||
2190 | ||
2115 | ||
2114 | ||
2113 | ||
2112 | ||
2111 | ||
2110 | ||
2109 | ||
2108 | ||
ваза 99 | ||
ВАЗ 083 | ||
1118 | ||
11113 оха | ||
1111 ящик |
Проверка качества работы
После окончания ремонта необходимо проверить работу двигателя. Сначала устанавливаем на место все демонтируемые элементы и вкручиваем свечи зажигания. После запуска двигателя не должно быть стука клапанов и другого стороннего шума. Рекомендуем проводить проверки в течение 15-20 минут – это позволит убедиться в нормальной работе цилиндров даже после нагрева.
Самому настроить клапана на модели ВАЗ-2109 несложно. Эту работу можно выполнить самостоятельно, главное – иметь в наличии специальный комплект и пару часов свободного времени. Используя пошаговую инструкцию и схему регулировки, вы сделаете работу качественно и сэкономите на поездке в автосервис.
Какие приспособления для регулировки лучше выбрать
Обычный инструмент не подходит для точной и быстрой регулировки. Используются специальные приспособления, с помощью которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы. Сегодня в продаже есть специальные наборы для регулировки, их стоимость небольшая. Приобрести такой комплект будет выгоднее, чем пытаться сделать устройства из подручных средств. Не все смогут найти подходящие материалы и правильно сделать щуп или фиксатор, а в случае некачественного ремонта работа двигателя может стать ещё хуже.