Всё о переднем редукторе Шеви Нивы — устройство, неисправности, ремонт

Здравствуйте! Нивоводы постоянно спорят о целесообразности отвязки редуктора переднего моста от двигателя. Мнения противоположны – от «обязательно делать» до «ни в коем случае». Доводы противников операции просты: «Заводская конструкция самая надежная».

Сторонники доработки считают, что отвязка моста снижает вибрации (а значит, продлевает ресурс редуктора), и позволяет безболезненно для полуосей производить лифт подвески. К тому же, на более поздней модели крепление моста независимое. Не буду убеждать вас в пользе этого решения, или его негативных последствиях. Я расскажу, как правильно выполнить эту работу.

Технология отработана на. На этой модели, РПМ (редуктор переднего моста) серийно имеет независимый подвес. Для экономии времени вы можете приобрести уже готовые комплекты отвязки.

Многие автолюбители изготавливают кронштейны и крепления собственными руками, предоставляя коллегам чертежи собственной разработки.

Общие правила доработки:

1. Крепление отвязанного моста должно быть на трех или четырех точках, не имеющих жесткой связи с двигателем. 2. В качестве опор используется балка переднего моста и стабилизатор поперечной устойчивости. 3. При определении нового положения РПМ важно не допустить горизонтального смещения осей карданного вала и полуосей. Отвязка моста может производиться с помощью комплекта подвеса редуктора от Шевроле НИВА.

Поэтому большинство владельцев автомобиля предпочитают изготовленные самостоятельно или в заводских условиях стальные кронштейны. Для автомобилей, принимающих участие в соревнованиях «офф-роад», разработан вариант стального корпуса РПМ. Такой редуктор конструктивно оснащен проушинами для независимого подвеса. Существуют и дополнительные подрамники для экстремальных условий использования НИВЫ. При установке последних, вопрос: «как отвязать передний мост» не стоит, поскольку редуктор крепится в подрамнике.

Принцип действия

Крутящий момент подается на коробку передач (КП) и раздаточную коробку полноприводного автомобиля. С нее усилие направляется до переднего и заднего моста. Карданной передачей НИВА крутящий момент подается на оси.


ВАЗ Нива

На мосты устанавливаются редуктора, которые переводят движение карданного вала во вращение полуосей колес.Оба узла переднего и заднего мостов Шевроле имеют похожую конструкцию: ведущая и ведомая шестерни, располагающиеся друг к другу под прямым углом. Шестерни редуктора снабжены зубьями особой формы, а их конструкция способствует максимальной передаче усилий между валами.

Непосредственно редуктор укрыт литым алюминиевым корпусом, закрываемым металлической крышкой. Шестерни размещаются в герметичном пространстве, заполненном трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку взаимодействующих частей, а также отвод тепла.

Редуктора, устанавливаемые на автомобилях НИВА, обязательно имеют маркировку, указывающую передаточное число.

Последовательность работ.

1. Приобретаем (изготавливаем) комплект для отвязки. При изготовлении своими руками, отверстия в поддоне сверлим в соответствии с диаметром шпилек. 2. Надежно устанавливаем автомобиль на опоры, желательно над смотровой ямой. 3. Сливаем масло из редуктора. 4. Демонтируем приводы ШРУС, предварительно освободив поворотные кулаки колес. 5. Отсоединяем передний карданный вал от фланца. 6. Выводим редуктор моста из-под автомобиля. 7. На ровной рабочей поверхности отделяем нижний поддон и боковые крышки РПМ. 8. Поверх крышек приводов ШРУС, при помощи удлиненных шпилек прикручиваем серьги-кронштейны. Возможен вариант замены последовательности монтажа крышек и кронштейнов, в зависимости от выбранного вами комплекта.

9. Вместо штатного поддона крепим усиленный, с установленными хомутами для крепления к балке стабилизатора поперечной устойчивости. Помимо заводской прокладки используем герметик. Поддон будет испытывать дополнительные нагрузки, поэтому герметичность необходимо улучшить. 10. Подвешиваем РПМ задним креплением на балку стабилизатора. Центрируем ось карданного вала и ось его фланца в редукторе. 11. Производим на балке моста разметку крепления проушин для кронштейнов переднего подвеса корпуса редуктора. 12. Привариваем проушины к балке моста, производим антикоррозийную обработку. 13. Закрепляем серьги в проушинах, используя полиуретановые или резиновые сайлентблоки. 14. Проверяем соосность карданного вала и приводов ШРУС по вертикали. 15. Присоединяем полуоси и карданный вал, закрепляем поворотные кулаки колес. 16. Заправляем в редуктор масло, согласно инструкции по эксплуатации. 17. Не запуская двигатель, и не снимая автомобиль с опор, проверяем свободное вращение колес и переднего карданного вала. 18. Производим пробную поездку, после чего повторно осматриваем автомобиль на смотровой яме.

Регулировка

Отрегулировать ведущую шестерню не удастся без динамометрического ключа и оправки А.70184. Также понадобится:

  • уровень;
  • штангенциркуль;
  • плоские щупы для измерения зазоров;
  • регулировочные кольца с шагом 0,05 мм;
  • идеально ровный металлический пруток.

Регулировка ведущей шестерни выполняется так:

  1. Горизонтально выставить привалочную плоскость картера (понадобится уровень);
  2. Установить на постель подшипников металлический пруток.
  3. Подкладывая регулировочные кольца, измерить расстояние от прутка до оправки.
  4. Поставить регулировочное кольцо. Его толщина рассчитывается как разница между реальным зазором и значением отклонения, указанным на новой шестерне.
  5. Установить вал и сопутствующие детали на место, закрепить фланец ведущей шестерни.
  6. Динамометрическим ключом затянуть гайку с усилием 12 кгс.
  7. Динамометром проверить момент, при котором вал ведущей шестерни начнет проворачиваться. Если это значение не соответствует показателям от 7,6 до 9,5 кгс, гайку нужно подтянуть.

Важно: момент затяжки не должен превышать 26 кгс. Если его недостаточно, необходимо заменить распорную втулку.

Регулировка зазора между деталями главной пары выполняется в несколько этапов:

  • Завернуть гайку, расположенную со стороны ведомой шестерни, чтобы полностью устранить зазор.
  • Используя штангенциркуль, замерить расстояние между обеими крышками.
  • Затянуть вторую гайку.
  • Проверить расстояние между двумя крышками. Оно должно вырасти на 0,1 мм.
  • Вращая первую гайку, добиться зазора между шестернями в пределах 0,08-0,13.

Остается провернуть шестерню, одновременно проверяя зазор. Если он остается неизменным, регулировка завершена. Уменьшение или увеличение люфта во время вращения шестеренок говорит о деформации корпуса дифференциала. Его можно попробовать отторцевать на токарном станке, но лучше заменить новым.

Несколько полезных советов:

• Поскольку двигатель больше не несет на себе дополнительную нагрузку, вы можете заменить штатные жесткие подушки силового агрегата на более мягкие, от ВАЗ классики. • При закреплении проушин на переднюю балку моста, сварку должен проводить опытный сварщик, знакомый с техникой, позволяющий не «отпускать» металл. Балка является несущим элементом конструкции авто, и уменьшать ее прочность не следует. • В местах сварки следует провести зачистку от окалины, затем тщательно загрунтовать и покрасить стыки. • После отвязки, РПМ не должен касаться двигателя и балки ни в статическом положении, ни во время движения автомобиля. • Если вы производите лифт подвески, следует подобрать комплект для отвязки с учетом увеличившихся углов ШРУС и карданного вала. • Сайлентблоки кронштейнов отвязанного редуктора подвержены износу так же, как подушки силового агрегата или элементов подвески. Замены этих элементов должна быть включена вами в перечень операций при проведении ТО.

Назначение маркировки

Каждый редуктор на НИВУ имеет определенную маркировку:

  • 2101, 2102 (не производятся);
  • 2103 с передаточным числом Z=4.1, что означает 10 зубьев у ведущей шестерни, 41 зуб размещен на ведомой;
  • 2106 с передаточным числом Z=3.9, т. е. 11 зубьев у ведущей шестерни, 43 зуба выполнено на ведомой.

Маркировка 2103 указывает, что это более скоростные редуктора, а 2106 — более тяговые.


Редуктор на Ниву

Заменяя один из узлов необходимо обращать внимание на значение передаточных чисел: они должны совпадать для переднего и заднего моста. Если передаточные числа различаются, то оси колес вращаются с разной скоростью. Один редуктор быстро ломается.

Маркировки переднего и заднего узлов автомобиля НИВА должны совпадать и иметь одинаковые передаточные числа. Если ранее были установлены узлы с маркировкой 2101, 2102, заменяя его, на деталь с иной маркировкой (2103, 2106), то замене подлежат оба редуктора.

Видео работы переднего моста

Инструменты:

  • Гаечный ключ накидной прямой 13 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 17 мм
  • Гаечный ключ накидной прямой 19 мм
  • Зубило
  • Молоток малый
  • Вороток под торцевую насадку
  • Удлинитель для торцового воротка
  • Насадка на вороток 13 мм
  • Насадка на вороток 17 мм
  • Насадка на вороток 19 мм
  • Насадка на вороток 27 мм
  • Шприц для заливки трансмиссионного масла
  • Емкость для отработанного масла
  • Шестигранный ключ 12 мм
  • Регулируемый упор
  • Плоскогубцы

Детали и расходники:

  • Герметик
  • Трансмиссионное масло
  • Прокладки крышек подшипников внутренних шарниров
  • Ветошь
  • Аэрозольная смазка типа WD-40

Примечание:

Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде. Снимите передние колеса.

Редуктор переднего моста можно демонтировать двумя способами:

— С предварительным снятием приводов передних колес или в сборе с приводами:

1. Слейте масло с редуктора переднего моста, как описано здесь.

Ремонт мотороллера Муравей

Прежде чем начинать ремонт, необходимо купить все нужные запчасти и инструменты. Конечно, поначалу нужно осуществить диагностику устройства, чтобы понять, в чем же на самом деле проблема.

Также необходимо взять во внимание несколько советов по поводу того, как можно менять те или иные запчасти:

  1. Желая поменять камеру или покрышку, совсем не нужно бортовать колесо. Достаточно всего лишь раскрутить все болты, крепящие его.
  2. Колесо начинает крутиться благодаря роликовой цепи, идущей через редуктор. При этом задняя подвеска полностью независима.
  3. Редуктор извлекается легко без каких-либо дополнительных инструментов, ведь он находится в самом центре мотороллера.

Ремонт сопровождается такими основными действиями:

  • слить масло с двигателя, после этого двигатель снять и поместить на какую-то плоскую поверхность;
  • снять кожухи охлаждения и династратер;
  • снять звездочку главной передачи;
  • освободить крышку сцепления от болтов и снять ее;
  • снять несколько дисков сцепления;
  • после этого можно будет легко снять корзину вместе с цепью и звездочкой, шайбочку и втулку;
  • чтобы отсоединить головку блока цилиндра, необходимо отвинтить четыре шайбы, которые его крепят, если на зеркале цилиндра имеются заметные задиры, то его следует отдавать в заточку;
  • вынуть цилиндр, вынуть кольцо поршневого пальца при помощи круглогубцев;
  • открутить стяжные болты картера, при этом может помочь ударная отвертка, которая является очень полезной в таких случаях;
  • повернуть двигатель на разобранную сторону, аккуратно ударять по нему киянкой, пока картер не разойдется на две равные половинки;
  • положить двигатель прямо, при помощи киянки аккуратно выбить карданный вал;
  • вот после этого и появляется доступ к подшипникам и сальникам.

Замена масла в переднем мосту Нива Шевроле

Завод изготовитель рекомендует замену масла в редукторе переднего моста каждые 45 тысяч пробега, для его замены потребуется ключ на 17, шестигранник на 17, шприц и емкость для старого масла. Лучше всего производить замену масла в редукторе Нива Шевроле после поездки на горячую

Отверните сливную пробку картера переднего редуктора и слейте масло в емкость после чего заверните пробку обратно

Отверните заливную пробку и залейте новое трансмиссионное масло при помощи шприца до уровня нижней кромки заливного отверстия и заверните заливную пробку. На этом замена трансмиссионного масла на Шеви завершена.

Приработка зубчатого зацепления

Завершающий этап сборки цилиндрического редуктора — приработка зубчатых передач. С помощью процедуры корректируются контактные пятна, исправляются имеющиеся дефекты, увеличивается площадь соприкосновения. После приработки уменьшается шероховатость поверхности зацепления, снижается уровень шума, увеличивается рабочий ресурс передач.

Приработка поверхностей, контактирующих с зубчатым сцеплением, включает их шлифовку абразивной пастой. Зернистость материала подбирают исходя из точности зацепления, твердости зубьев. Рекомендуемый порядок обработки зацепления содержит техническая документация и инструкция. Общий алгоритм действий при приработке:

  1. Зубья покрывают тонким слоем абразивного материала.
  2. Механизм запускают на 5–10 минут. Частоту мотора выставляют на 20–30 оборотов в минуту.
  3. Удаляют с пары зубьев пасту, проверяют состояние рабочих поверхностей. Процедуру можно считать завершенной, если будут присутствовать следы контакта, а задиры и другие эффекты — отсутствовать.
  4. Пасту необходимо заменить, а затем снова запустить устройство, постепенно увеличивая тормозной момент на выходном валу.
  5. Каждые 30 минут механизм останавливают, проверяют рабочие поверхности, меняют абразивную пасту.
  6. После удаления абразивной пасты нужно провести обкатку механизма в течение 90–120 минут. На зубья надо периодически подавать индустриальное масло, чтобы поверхность стала гладкой и блестящей, а остатки абразивного материала полностью удалились.

При кратном числе зубьев в паре перед процедурами зуб шестерни и два входящих в зацепление зуба колеса нужно пометить. При компоновке их вводят в зацепление, чтобы обеспечить совпадение ранее приработанных зубьев. При нечетном количестве зубьев все элементы прирабатываются, поэтому помечать их не нужно.

Замена сальника хвостовика Нива Шевроле передний мост

Сальник подлежит замене на новый при обнаружении течи масла, для его замены потребуется клю на 13, 24, отвертка, динамометрический ключ и молоток. Перед заменой сальника хвостовика переднего редуктора на Нива выключите передачу и заглушите двигатель, слейте масло из картера переднего моста и отсоедините передний карданный вал Шеви от фланца ведущей шестерни редуктора переднего моста. Выведите корпуса внутренних шарниров приводов передних колес из зацепления с шестернями полуосей редуктора переднего моста. Определите момент сопротивления вращению гайки фланца ведущей шестерни и замените сальник. Установите снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию и залейте масло в редуктор.

Устройство

Детали агрегата находятся в прочном металлическом корпусе, защищающем механизм от повреждений. Для смазки вращающихся частей используется трансмиссионное масло.

Усилие карданного вала, прикрученного к фланцу на хвостовике узла, передается ведущей шестерне. Далее, через сателлиты, крутящий момент распределяется между шестернями полуосей (левой и правой).

Также механизм редуктора включает подшипники, гайки, прокладки, регулировочные кольца. Для заливки масла и удаления отработки в корпус предусмотрены пробки. Ведущая шестерня, как и полуоси, оснащена сальниками, которые предотвращают утечку трансмиссионки во время движения машины. На рисунке подробно представлено устройство редуктора:

Замена подшипника и сальника корпуса внутреннего шарнира привода переднего моста Шеви Нива

Перед началом работ приготовьте молоток, бородок, съемник стопорных колец и герметик. Для замены подшипника и сальника корпуса внутреннего шарнира потребуется снять привод передних колес после чего

Снимите стопорное кольцо подшипника, при помощи молотка и деревянной проставки сбейте и снимите корпус и подшипник с вала

Используя молоток и бородок, снимите сальник внутреннего ШРУС переднего колеса

Смажьте рабочую кромку сальника трансмиссионным маслом, а на наружную поверхность нанесите тонкий слой герметика

Затем при помощи молотка аккуратно запрессуйте сальник в корпус, установите снятые детали в порядке, обратном снятию, при необходимости произведите замену старого подшипника ШРУс Нива Шевроле на новый.

Контроль и настройка зубчатых передач

Данный этап считается очень важным для сборки цилиндрического редуктора. Во время контроля определяется погрешность сделанных работ, устанавливаются нужные для долговременной эксплуатации устройства зазоры. Это завершающие этапы сборки цилиндрического редуктора. Они включают 3 операции:

  1. Проверка, регулирование биения зубчатых колес.
  2. Оценка пятна контакта зубьев в зацеплении передач.
  3. Установление боковых зазоров в зацеплении.

Контроль контактного пятна зубчатого зацепления производится краской. Зубья шестерни меньшего диаметра нужно смазать тонким слоем краски, а затем медленно провернуть на 2–3 оборота. Наличие смещения контактного пятна свидетельствует об изменении расстояния между осями или об осевом перекосе. Перечисленные проблемы могут привести к преждевременной поломке оборудования.

Параметры контактного пятна определяются степенью точности зубчатого зацепления. По высоте зуба оно должно составлять от 30 до 75%, а по длине — от 30 до 95%. Увеличение процентов означает увеличение точности зацепления. Боковой зазор определяют щупом. После монтажа и регулировки обязательно механизм проверяют на плавность хода и шумность. Устраняют возникшие проблемы повторной регулировкой или заменой дефектных комплектующих.

Снятие и установка редуктора переднего моста Шеви Нива

Редуктор переднего моста Нива Шевроле снимают для замены или ремонта. Однако разборка, регулировка и сборка редуктора требуют использования специального оборудования и предполагают наличие навыков у исполнителя. Ремонт редуктора Шевроле в гаражных условиях практически никогда не приводит к желаемому результату. Поэтому в случае необходимости ремонта редуктора воспользуйтесь услугами специализированной мастерской. Для того, чтобы снять редуктор приготовьте ключ на 13, 17, 27, шестигранник на 12, балонник, зубило, молоток, шприц для заливки трансмиссионного масла и емкость для масла.

Снимите передние колеса и слейте масло из картера редуктора переднего моста. Отсоедините передний карданный вал от редуктора переднего моста

Отверните гайку и выньте болт крепления левой крышки подшипника редуктора Нива Шевроле переднего моста к поперечине передней подвески. Снимите привод правого переднего колеса и отверните три гайки крепления крышки подшипника внутреннего шарнира левого привода к редуктору переднего моста

Разверните поворотный кулак, чтобы он потянул за собой привод, отсоедините редуктор от привода и снимите его. Установка редуктора переднего моста Нива Шевроле и снятые детали выполняется в порядке, обратном снятию, после чего залейте масло в редуктор.

Признаки неисправности

Поломки механизма чаще всего проявляют себя в виде посторонних шумов или утечки масла. Давайте рассмотрим самые распространенные проблемы, возникающие с редуктором переднего моста, и способы их устранения.

Повышенный шум во время движения возникает в следующих случаях:

  • Изношены подшипники внутреннего шарнира или дифференциала.
  • Повреждены шестерни.
  • В картер залито мало трансмиссионного масла.
  • Неправильно отрегулированы шестерни или подшипники дифференциала.

Для устранения неисправности нужно проверить уровень трансмиссионки и при необходимости долить ее.

Также следует произвести регулировку подшипников и шестерен, а также выставить правильные зазоры и моменты затяжки. Изношенные и поврежденные детали необходимо заменить.

Шум при торможении двигателем или разгоне появляется из-за ослабленной затяжки гайки фланца или неправильной регулировке подшипников и шестерен. Такая проблема устраняется регулировкой зазоров и момента затяжки.

Также шум во время разгона и торможения двигателем появляется в результате износа одного либо нескольких подшипников. Тогда их необходимо заметить.

Стук при начале движения — это следствие износа отверстий для крепления осей. Он пропадет после замены коробки дифференциала. Иногда приходится заодно менять оси шестерен.

Утечка масла — свидетельство износа манжет сальников, слабой затяжки крепления крышки картера или повреждения уплотнений. Если течь наблюдается из-под прокладки, нужно заменить ее и затянуть резьбовые соединения. Утечка трансмиссионного масла в районе хвостовика устраняется путем замены сальника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]