Лада 2110 даLADно-ПРОДАНО Бортжурнал Замена наружных шрусовгранаты без снятия всего привода.Инструкция.ЧАСТЬ 1


Внутренний шрус ВАЗ 2110 или шарнир равных угловых скоростей, или по-народному «граната», является составной частью трансмиссии переднеприводного автомобиля.

Его основная роль – это непрерывная передача вращения от КПП к колесам под разными углами. Несмотря на одинаковый принцип работы всех ШРУСов, у различных моделей автомобилей они отличаются конструктивными особенностями. К тому же разные условия эксплуатации обуславливают отличия в устройстве внешнего и внутреннего ШРУСа.

Как диагностировать неисправность

Понятно, что с диагностикой очевидных неисправностей не возникает проблем. Но что делать, если видимых неисправностей нет, машина работает нормально, хотя на самом деле мелкое, незначительное повреждение, способное привести к дорогостоящему ремонту, уже появилось? Существует два основных действенных метода определения неисправности:

  • Прислушаться к работе автомобиля во время движения. Если вам кажется, что вы услышали необычные звуки, проделайте следующее: остановитесь, переведите рычаг переключения передач на первую или переднюю передачу (в зависимости от типа коробки передач), затем выверните рулевое колесо до предела в любую сторону. Далее, резко стартуйте, выжимая педаль газа полностью. Если во время такого маневра вы услышали треск или щелчки из передней части автомобиля – проверьте состояние ШРУСов.
  • Варианты визуальной диагностики неисправностей заключаются во внимательном наружном осмотре состояния пыльников. Если при взгляде на колесные диски (особенно заметно это будет на литых дисках, так как штампованные затрудняют обзор) вы увидели на передних следы густой смазки, значит, пыльник порвался и требуется срочное вмешательство. Если же следов смазки на диски нет, то внимательно осмотрите сам пыльник. Любые дефекты на нем означают возможность проникновения внутрь шарнира пыли, грязи и воды. Поэтому убедитесь, что на самом пыльнике нет царапин и трещин, а также в надежности затяжки хомутов (самая частая причина попадания загрязнений и вытекания смазки из пыльника).

Как проверить внутренний ШРУС

Поломка любой детали автомобиля связана с изменением ее размера, физических свойств или появлением выработки на трущихся частях. ШРУС – это шарнирное соединение, в котором элементы механизма тесно соприкасаются и находятся под постоянной нагрузкой. Со временем в местах взаимодействия деталей образуется выработка и увеличивается зазор, что проявляется в усилении характерного «хруста» при резком ускорении или преодолении препятствий.

В отличие от внешнего ШРУСа, который легко проверить при движении с максимальным углом поворота, внутренний редко находится в состоянии максимального искривления. Убедиться в исправности или поломке узла можно при вывешивании колеса. Для этого на подъемнике при работающем двигателе включают первую передачу, чтобы колеса медленно вращались. Если при этом от неисправной части слышен хруст, а при воздействии на вал ощущается люфт, значит ШРУС неисправен.

Устройство и внешний вид

Еще до того как вы столкнетесь с проблемами в вашем автомобиле, важно понимать, как он устроен. Именно поэтому прежде чем рассказать о неисправностях в наружной гранате или о методах их устранения, необходимо показать общее строение провода

Особенно познавательным этот абзац окажется для тех, кто впервые сталкивается с понятием шарнир равных угловых скоростей или аббревиатурой ШРУС. Итак, на фото ниже изображен привод ШРУС в сборе. На фотографии подписаны все основные элементы привода.

Конечно же, недостаточно посмотреть на что-то, чтобы понять его устройство и принцип работы. На следующей фотографии вы сможете увидеть привод ШРУС в разрезе, с обозначенными всех деталей, которые составляют его конструкцию.


Как видно из фотографий выше, привод имеет два ШРУСа: один внешний или наружный, второй – внутренний. Когда в разговоре речь заходит о ШРУСах, то вы можете услышать термин «граната» — это народное название ШРУСа (очевидно, из-за определенного наружного сходства).

Также предлагаем вам ознакомиться с видео, на котором видна работа всех элементов ШРУСа:

Принцип работы привода ШРУС очень прост: вал находится в зацеплении с дифференциалом, который и передает крутящий момент из трансмиссии на передние колеса. Внутренний ШРУС крепится к коробке передач, передний соединен с одним из ведущих колес. Очевидно, что наружная граната будет испытывать большие нагрузки и чаще взаимодействовать с окружающей средой. Такие условия работы могут привести к повышенному износу в гранате и ее более быстрому выходу из строя

Поэтому особенно важно следить за состоянием наружного ШРУСа и наблюдать изменения в его работе и возможные неисправности

Причины поломки

Выработка на обойме ШРУСа

Причины могут быть следующими:

  1. Заводской брак, который не был выявлен перед установкой. Нередки случаи, когда на новые машины производится установка контрафактных изделий. Сюда же можно отнести и очень низкое качество металла, используемого для изготовления узла.
  2. Недостаточное количество графитовой смазки либо ее отсутствие. Плохое качество пыльников, вследствие чего происходит его разрыв и на трущиеся поверхности попадает пыль, грязь, песок, вода и прочий мусор.
  3. Немаловажно и то, как вы ездите и где. Агрессивная езда вкупе с некачественным покрытием дороги – это быстрый износ гранат и их скорая замена.

Замена ШРУСа на автомобилях ВАЗ.

Начальный этап работ.

Перед тем, как заменить ШРУС своими руками, автомобиль нужно зафиксировать стояночным тормозом, а под его задние колеса положить бруски – для лучшей фиксации. Затем следует распустить гайку ступицы, сняв перед этим защитный колпак с помощью обычной отвертки. Сделать это вам поможет только крепкий инструмент, который будет идти в связке с трубой. Хотя для этих целей также можно соорудить (или одолжить) самодельный ключ, предназначенный для откручивания привода, который заслуженно считается самым надежным и безотказным инструментом. Состоит он, к слову, из зубила с приваренной отверткой на 30 и полутораметровой металлической трубы.

Замена

Автомобиль рекомендуется загнать на смотровую яму или эстакады, поставить на ручник, включить передачи и подпереть задние колеса противооткатными фиксаторами для обеспечения безопасности при ремонте.

Вооружаемся следующими инструментами: ключи на 17,19, головка на 30 и 13-17, монтировка, баллонный ключ, вороток, подъемник (домкрат), смазка и плоскогубцы.

Оба шарнира и внутренний, и внешний располагаются на валовом приводе, а значит замена их идентична и суть ее добраться до этого самого привода.

  1. Сзади на защите картера выкручиваем две гайки ключом на 19, спереди тоже две, но ключом на 17.
  2. Сливаем немного масла (меньше половины) с коробки.
  3. С необходимой стороны срываем баллонником колесные болты.
  4. Выкручиваем гайку внешней гранаты с помощью головки на 30.
  5. Осуществляем подъем транспортного средства посредством домкрата.
  6. Снимаем колесо, открутив его перед этим.
  7. Находи болты на ступице, крепящие ШРУС и выкручиваем их с помощью ключа на 13 (всего два болта).

  8. Отодвигаем ступицу монтировкой от реактивных тяг.
  9. Достаем палец гранаты из ступицы, для этого тянем стойку на себя.
  10. Убираем в сторону валовый привод.

  11. Теперь необходимо вытащить внутренний шарнир из коробки. Для этого открываем капот и используя монтировку, вставленную между деталей, осуществляем ее рывок в сторону коробки. ШРУС должен сдвинуться с места, в противном случае повторяем действие. Как только получилось, опускаемся к арке колеса и извлекаем валовый привод с двумя ШРУСАМИ.

  12. Снимаем с шарниров хомуты (большие и малые) защитного чехла. В случае обнаружения повреждения пыльников производим их замену, если состояние удовлетворительное – отодвигаем их в сторону.

  13. Молотком с силой ударяем по внутренней обойме внутренней гранаты, добиваясь того, чтобы она слетела. Аналогичны действия повторяем, с другой стороны.

  14. С валового привода снимаем старые кольца, одеваем новые и пыльник.

  15. Устанавливаем новый шарнир с помощью молотка и смазываем его и пыльник смазкой.
  16. С помощью хомутов производим фиксацию защитного чехла на гранате и валу. Со второй деталью проделываем тоже самое.

  17. Привод вала забиваем в коробку, предварительно накрутив на ШРУС гайку.
  18. Осуществляем сбор запчастей в обратной последовательности.

Диагностика неполадок детали

Гранаты имеют защиту в виде резинового пыльника. Он установлен на внешний и внутренний шарнир. Пыльник предотвращает попадание грязи в ШРУС. Еще одна его функция – это удержание смазки, без нее шарнир не будет работать.

Если пыльник со временем изнашивается или он будет разорван, то в шарнир начнет попадать песок, мелкие камни и грязь. Через некоторое время ШРУС придет в негодность и придется менять гранату. Такой ремонт обойдется намного дороже

Поэтому важно контролировать целостность пыльника. В случае обнаружения дефекта, провести замену пыльника ШРУСа

Проверить состояние пыльников можно визуально самостоятельно, не прибегая к услугам работников станции технического обслуживания. Лучше всего заехать автомобилем на смотровую яму

В первую очередь следует обратить внимание на пыльник ШРУСа наружного. ВАЗ 2110 имеет два пыльника с каждой внешней стороны от колес

Эти пыльники чаще всего выходят из строя. Внутренний пыльник подлежит замене намного реже, чем наружный.

Можно проверить целостность пыльника ШРУСа наружного без ямы. ВАЗ 2110 останавливаем на дороге, желательно на месте, где авто не будет мешать движению ни автомашин, ни пешеходов. Выворачиваем руль вправо до крайнего положения, этого будет достаточно, чтобы провести диагностику наружного пыльника с левой стороны.

Аналогично проводим ревизию пыльника с противоположной стороны. Если на пыльнике видны следы смазки или есть трещины и порезы, то следует провести замену пыльника. Конструкция ВАЗ 2110 позволяет справится с заменой самостоятельно.

Следуя рекомендациям мастеров со стажем, следует проводить замену пыльников как внешнего, так и внутреннего ШРУСа одновременно. Даже если пыльник ШРУСа внутренний еще выглядит целым и без трещин.

Какие бывают дефекты шруса

Замена шруса ваз 2110 предполагает предварительное изучение проблемы: какой дефект наступил, чтобы не навредить состоянию конструкции. На практике встречаются ситуации, когда замена внутреннего шруса ваз 2110 не приносит ожидаемых результатов, либо в процессе эксплуатации новой детали возникают неполадки.

Среди основных дефектов выделяют:

  1. Неудовлетворительное качество материала, из которого изготавливают детали.
  2. Брак в конструкции или подделка.
  3. Комплектующая низкого качества, либо отсутствие смазочного материала. В результате граната быстро получает механические повреждение и ломается.
  4. Требуется замена пыльника наружного шруса ваз 2110, если внутрь механизма попадает мусор и грязь.

В случае, когда ранее замена внутреннего шруса ваз 2110 или внешнего не проводилась, рекомендуется посмотреть видео по теме и разобраться с предложенной инструкцией по работе.

Снятие и разборка внутреннего шарнира

Снятие и разборка внутреннего шарнира Лада Приора (ВАЗ-2170)

Работу проводим при замене шарнира или его чехла. Снимаем привод переднего колеса (см. «Снятие приводов передних колес»).

Очищаем шарнир снаружи и зажимаем вал привода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Сжав раздвижными пассатижами большой хомут за выступы и поддев отверткой конец хомута…

…разъединяем хомут и снимаем его. Аналогично снимаем малый хомут.

Сдвигаем чехол с корпуса шарнира. Ветошью удаляем смазку с торца корпуса шарнира.

При замене чехла шарнира надфилем помечаем взаимное положение корпуса, обоймы и сепаратора шарнира для того, чтобы при сборке они заняли прежние места.

Отверткой поддеваем фиксатор внутреннего шарнира…

…и вынимаем фиксатор. Сдвигаем корпус шарнира по валу…

Нанося удары в торец обоймы шарнира через выколотку из мягкого металла…

…снимаем обойму с сепаратором и шариками.

Выколотка не должна передавать усилие на сепаратор и шарики во избежание их повреждения. Поддев отверткой…

…вынимаем стопорное кольцо из проточки вала. Снимаем защитный чехол шарнира с вала. Для осмотра деталей шарнира вынимаем и раскладываем по порядку шарики. Вынимаем обойму из сепаратора.

Удаляем из корпуса шарнира старую смазку и промываем его в керосине. Протираем детали шарнира ветошью и продуваем сжатым воздухом.

Осматриваем шарики, сепаратор, обойму и внутреннюю полость корпуса. Задиры, вмятины, трещины, следы коррозии не допускаются — такой шарнир заменяем.

Очищаем вал от старой смазки и наносим на него тонкий слой новой. Надеваем на вал новый чехол шарнира и устанавливаем в проточку вала новое стопорное кольцо. Надеваем на конец вала сепаратор (конической частью к чехлу).

Напрессовываем молотком с пластмассовым бойком обойму на шлицевую часть вала. Поворачиваем сепаратор до совмещения меток.

Вставляем шарики в окна сепаратора. Для удержания шариков в окнах наносим на них смазку (ШРУС-4).

Вкладываем в полости корпуса шарнира и чехла эту же смазку, наносим ее на шарики и сепаратор — всего 80 г. Надеваем корпус шарнира на внутреннюю часть шарнира по меткам и устанавливаем фиксатор. Проверяем подвижность корпуса шарнира — он должен перемещаться без заеданий.

Надеваем чехол на корпус шарнира и устанавливаем малый хомут. Устанавливаем корпус шарнира приблизительно в среднее положение от его продольного перемещения относительно вала.

Отверткой с тонким лезвием отводим край чехла от корпуса шарнира, чтобы уравнять давление воздуха внутри и снаружи чехла. Закрепляем чехол большим хомутом.

Видео по теме «Lada Priora. Снятие и разборка внутреннего шарнира»

Замена наружного и внутреннего ШРУСа привода на ВАЗ 2110, 2112, Калина, Гранта, Приора, 2109, 2114 Замена наружной гранаты и внутреннего пыльника привода ВАЗ 2112 Разборка и сборка шруса (гранаты)

Неисправности ШРУСов: симптомы и причины

ШРУС – очень долговечная деталь, которая служит от 100 до 200 тысяч километров. Впрочем, он может выйти из строя и раньше.

Главный симптом выхода ШРУСа из строя – хруст, усиливающийся при повороте руля. На большой скорости хруст ШРУСа может перейти в грохот.

Основные причины, которые «убивают» ШРУСы:

— Порванный пыльник. Через прореху в шарнир попадает грязь, которая медленно разрушает движущиеся элементы

— Частая езда по разбитым дорогам. Удары отражаются в том числе и на состоянии ШРУСов.

— Неправильная центровка коробки передач. Если снимали КПП и потом поставили криво, то ШРУСы будут работать под неправильным углом, и износятся быстрее

— Неправильный угол схождения и увеличенный максимальный угол поворота. Эти параметры могут быть нарушены при плохом ремонте и «тюнинге» рулевой трапеции. ШРУСы, опять же, работают при экстремальных углах и быстро разрушаются

— Сильные повреждения деталей подвески – ступиц, поворотных кулаков, амортизаторов и т.п. Все это может привести к нарушению углов работы ШРУСов и их ускоренному разрушению

— Сильно изношенные подушки (опоры) двигателя и КПП. Разрушение опор вызывает сильные вибрации, отчего страдают ШРУСы.

— Ошибки при установке ШРУСов. Из строя может выйти и относительно новый шарнир, если он был неправильно установлен: с недостатком или избытком смазки, например, или с неправильной установкой пыльника.

— Частая езда и особенно резкие ускорения с вывернутым рулем. Привычка лихо разворачиваться и поворачивать сильно сокращает жизнь шарнирам, потому как им приходится испытывать сильные нагрузки на максимальных углах поворота.

На этом видео виден момент «смерти» ШРУС во время того, как водитель форсировал лужу с повернутыми колесами.

Почему хрустит ШРУС?

Видео замены внешнего левого ШРУСа

Опытные водители на слух способны определять место поломки автомобиля. Подобные навыки приобретаются с течением времени, но хруст ШРУСА нельзя спутать ни с чем.

Для того, чтобы понять природу этого характерного шума, следует вспомнить, как же ШРУС устроен. Задача ШРУСА – это передача вращения от одной полуоси к другой при условии, что угол между ними непрерывно изменяется.

Такое свойство обусловлено необходимостью не только вращать ведущее колесо, но также давать ему возможность поворачивать и перемещаться вверх-вниз на пружине.

ШРУС состоит из таких основных элементов:

  • внешний корпус в виде чаши с шестью полукруглыми бороздами внутри и полуосью снаружи;
  • внутренняя обойма в виде сферического кулака и тоже шестью канавками и шлицевым соединением для полуоси;
  • между внутренними стенками чаши и обоймой находятся 6 шариков в сепараторе.

Все элементы выполнены настолько точно, что в собранном виде не имеют люфта. Обойма через шарики передаёт усилие на корпус и вращает его, а перемещение шаров по канавкам даёт возможность изменять угол между полуосями.

С течением времени в месте соприкосновения шариков с другими элементами образовывается выработка, появляется люфт. Свободный ход шариков (перекатывание) и порождает звук, который очень похож на хруст.

Учитывая, что ШРУСЫ устанавливаются по два на каждое колесо, при появлении тревожных симптомов возникает затруднение с тем, как узнать, какой ШРУС хрустит: внутренний или наружный, правый или левый.

Срок службы и обслуживание

Граната в легковушке – это расходник. Менять ее придется достаточно часто. Благо стоимость узла и ремонта обычно не самая высокая.

Сколько отходит заводская деталь зависит от трех факторов:

  • Манеры вождения;
  • Модели машины;
  • Своевременного обслуживания.

Первый фактор имеет решающее значение. Особенно сильно гранаты боятся наваливания гашетки при вывернутом в крайнее положение руле. В такие моменты узел испытывает максимальные нагрузки.

Если вы в основном двигаетесь спокойно, то ресурс для вашей машины можно поискать на тематических форумах. Есть авто, в которых штатное изделие может отходить больше ста тысяч.

Под своевременным обслуживанием подразумевается периодический осмотр пыльников, своевременная их замена и набивка смазкой. Если в резинке появится трещина, то смерть шруса наступит всего через пару недель. А в дождливую погоду это может случиться еще быстрее. Виной всему вода, которая, попадая в узел, приводит к коррозии и вымыванию защитной смазки.

Наверняка вам будет интересно узнать, что кроме гранат абсолютно во всех обычных легковушках есть телевизор! Обязательно прочитайте нашу статью об этом, чтобы быть знающим автовладельцем.


Порванный пыльник — типичная неисправность
Пыльники, кстати, стоят совсем недорого. Смазка тоже дешевая и называется банально – «ШРУС». Во время покупки не забудьте проверить, чтобы в комплекте с пыльниками шли хомуты для их затяжки.

Совет как продлить жизнь гранаты:

  1. Не давить педаль в пол на повороте, особенно при трогании
  2. Вовремя менять пыльники и смазку

Ресурс внешней и внутренней гранат сильно отличается. Первая подвержена большим усилиям, так как вынуждена поворачиваться на значительные углы, а потому чаще дает о себе знать.

Внутренняя деталь вполне может не беспокоить весь срок службы автомобиля.

Признаки проблемы

Неисправность шрусов можно выявить по весьма характерным моментам в работе узла:

  • Хруст при трогании с места;
  • Также наблюдается хруст при прохождении поворотов. Тут можно определить, какой из шрусов начал отказывать. Делается это по стороне поворота, когда слышен хруст;
  • Рывки при разгоне;
  • Люфт в самом шарнире.

Если внимательно присматриваться к автомобилю, то можно своевременно заметить проблему, и устранить ее.

Диагностика и ремонт дифференциала

Дифференциал ваз 2110 нередко требует ремонта. Очень часто неисправность зависит от подшипника, степени его изношенности. Процесс замены детали можно совершать в домашних условиях, и заключается он в прессовании коробки с цапфы. Сепаратор при этом уже непригоден для эксплуатации, деталь не может быть установлена повторно. Когда проводится диагностика, важно внимательно осмотреть зубья сателлитов, шестеренок и шлицов на предмет износа и механических повреждений. Если это есть, детали также придется заменять.

Ремонт дифференциала практически невозможен без замены подшипника. Рабочий процесс начинается с откручивания и снятия АКПП. Это трудоемкая работа, которая требует много времени и физических усилий. В первую очередь, отсоедините селекторный трос от АКПП, шланги подачи масла и электрические разъемы. Снимите переднюю часть машины для открытия доступа к валу привода. Двигатель лучше подвесить, открутить продольную лыжу и подушки коробки. Отсоедините все крепежи, связанные с мотором. Снимите коробку и произведите диагностику и замену поврежденных элементов. Обязательно выполняется замена подшипников. Для обеспечения качественной работы в дальнейшем, немаловажно очищать от старого и смазывать новым герметиком составные части перед сборкой.

Для проведения диагностики дифференциала его необходимо снять с автомобиля. Далее поочередно рассмотрим элементы дифференциала, требования к их допустимому износу и ремонту.

  1. Выньте дифференциал из коробки передач.
  2. Повернув на 90° вокруг оси сателлитов, из корпуса дифференциала выньте полуосевые шестерни.

  3. Далее снимите стопорное кольцо с оси сателлитов.

  4. Выньте из корпуса дифференциала ось сателлитов и оба сателлита.

  5. Отверните болты крепления ведомой шестерни к корпусу дифференциала.

  6. Спрессуйте ведомую шестерню с корпуса дифференциала.

  7. Осмотрите рабочие поверхности сателлитов, оси сателлитов, полуосевых шестерен и соприкасающиеся с ними сферические поверхности корпуса дифференциала. Мелкие неровности устраните мелкозернистой шкуркой. Детали, которые имеют явные дефекты замените сразу.
  8. После оцените состояние ведомой шестерни коробки передач. При наличии сколов, выкрашиваний или значительной выработки зубьев замените шестерню новой. На автомобиль устанавливают шестерни главной передачи с различным передаточным отношением. На ведомой шестерне выбито количество зубьев ведущей 1 и ведомой 2 шестерен. Шестерни главной передачи на заводе-изготовителе подбираются попарно по шуму и пятну контакта. Поэтому при замене ведомой шестерни замените также ведущую шестерню: они продаются парой. Для проверки подсчитайте количество зубьев ведущей шестерни.

  9. Осмотрите посадочные места подшипников на корпусе дифференциала. При значительной выработке этих мест замените корпус дифференциала. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках, повреждения сепараторов подшипники необходимо заменить.
  10. Для замены подшипников с помощью съемника спрессуйте их с дифференциала. При этом подшипники разрушаются. Затем…

  11. …выпрессуйте наружные кольца из картеров коробки передач и сцепления специальным съемником. Если съемник отсутствует, выпрессуйте сначала сальники полуосей. Учтите, что при этом сальники повреждаются и их надо заменить (подробнее см. подраздел 3.2.10). С наружной стороны картеров бородком выпрессуйте кольца подшипников.

  12. Обратите внимание, что под кольцом, установленным в картере коробки передач, может быть регулировочное кольцо, которое перед запрессовкой новых колец необходимо заново подобрать (см. «Подбор регулировочного кольца подшипника дифференциала»).

  13. Если необходимо заменить шестерню привода спидометра, то можно спрессовать подшипник (не разрушая его) с помощью двух отверток, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. Шестерня при этом разрушится, но ее все равно надо менять.

  14. Соберите дифференциал в обратном порядке. При сборке смазывайте все детали трансмиссионным маслом. Внимание! Ведомая шестерня устанавливается маркировкой зубьев наружу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]