Универсал Лада Ларгус создавался с прицелом на практичных владельцев, для которых на первом плане стоит вместимость автомобиля. В зависимости от кузовного исполнения и комплектации эта модель способна разместить в салоне от пяти до семи пассажиров, включая водителя. При этом запаса пространства для груза остается в объеме 560 литров (5-местная версия). Если сложить спинки заднего посадочного ряда, то полезный объем для поклаж возрастает до небывалых 2350 литров. Когда владельцу и такого пространства мало, он вполне может установить багажный отсек поверх крыши.
Многие владельцы Лада Ларгус не хотят жертвовать пространством багажного отделения в угоду стремления усадить в салон «полный комплект» пассажиров. Какой компромисс найти в данной ситуации? Выход есть! Это прицеп! К автомобилю он присоединяется посредством специального сцепного устройства, именуемого фаркопом. Поэтому многих автовладельцев интересует установка фаркопа да еще и своими руками, об этом и расскажем.
Основные параметры фаркопов
Такие сцепные модули существуют в нескольких конструктивных видах. Они классифицируются по базовым техническим характеристикам. Для легковых авто различают следующие типы шарообразных сцепных элементов:
- категории «А», «Н» (максимальная несущая способность прицепа — до 150 кг груза);
- виды «F», «G» (грузоподъемность прицепа достигает 3500 кг и вдобавок присутствует возможность отрегулировать высоту крепежа);
- тип «V» (устройства не регулируются, однако грузоподъемность приближается до максимума в 2500 кг);
- категория «ВМА» (обладают быстросъемным крепежом вертикального типа).
В среде практичных автолюбителей именно последний из рассмотренных видов сцепных устройств удостоился максимальной популярности.
В зависимости от метода крепления фаркоп подразделяется на:
- несъемные компоненты (здесь крюк жестко фиксируется сваркой);
- съемные изделия, где рабочий крюк крепится посредством болтовых стыков или особого приспособления.
Перед тем, как выбрать фаркоп на Лада Ларгус требуется определиться с типом прицепа и весом наиболее часто транспортируемого груза. Не следует стремиться достигать нагрузок сверх регламентных значений, указанных в паспорте устройства, поскольку повышенные напряжения материала передаются кузову автомобиля, неизбежно вызывая течение деформаций. К сведению! Заводской сцепной элемент для Лада Ларгус может выдержать пик тягового усилия в 1300 кг, а максимум вертикально прикладываемой нагрузки на изделие составляет 75 кг.
Установка жабо на Рено Дастер своими руками
Двигатель Рено Дастер 1.6 устройство
Объем масла в двигателе Рено Дастер 2.0
Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа в современных автомобилях
p, blockquote 29,0,0,0,0 —>
В автомобилях до 2000 годов выпуска применялись аналоговые схемы управления задними световыми приборами. Наибольшую трудность при подключении вызывает правильное определение места включения соответствующего проводника.
p, blockquote 30,0,0,0,0 —>
Эту работу многие автолюбители производили методом «тыка», последовательно подключая контакты разъема прицепа к индикаторной лампе. С появлением цифровых схем управления световыми приборами и другим электрооборудования автомобиля такой метод стал опасен.
p, blockquote 31,0,0,0,0 —>
Видео — подключение проводки фаркопа на Nissan Note:
p, blockquote 32,0,0,0,0 —>
p, blockquote 33,0,0,0,0 —>
Цифровое управление электрооборудованием предполагает, что к световым приборам не идут непосредственно от рулевой «стрекозы», «лягушки», реле и других переключателей толстые проводники на задние габариты, стопы и другие световые приборы. Туда поступают напряжение питания и цифровые сигналы управления.
p, blockquote 34,0,0,0,0 —>
Простое подключение к проводникам задних фонарей типа «скрутка» здесь неуместно. Даже, если подключиться непосредственно к световым приборам задних фар, которые сейчас в большинстве светодиодные, не факт, что электроника не выдаст сообщение об ошибке и отключит эти световые приборы вообще, так как будет превышен потребляемый ток.
p, blockquote 35,0,0,0,0 —>
В связи с этим для подключения электроники фаркопа в современных автомобилях используются блоки согласования.
p, blockquote 36,0,0,0,0 —>
p, blockquote 37,1,0,0,0 —>
Они комплектуются набором необходимых проводников, схемой подключения. Описание блоков согласования должно содержать список автомобилей, с которыми совместим блок.
p, blockquote 38,0,0,0,0 —>
В интернете есть схемы самодельных устройств. Если есть желание поэкспериментировать, можно приобрести недорогой радиолюбительский набор:
p, blockquote 39,0,0,0,0 —>
p, blockquote 40,0,0,0,0 —>
Схема подключения таких блоков изображена в обобщенном виде. Конкретную трассировку проводов приходится определять самостоятельно.
p, blockquote 41,0,0,0,0 —>
p, blockquote 42,0,0,0,0 —>
Видео — схема подключения UniKIT 2 для фаркопа Baltex:
p, blockquote 43,0,0,0,0 —>
p, blockquote 44,0,0,0,0 —>
Как установить сцепное изделие?
Последовательность монтажных действий отражена в техническом руководстве, которое обязательно прилагается к самому фаркопу. В общих чертах алгоритм выглядит следующим образом.
- Освобождаем багажный отсек Лада Ларгус от лишней поклажи.
- Автомобиль вывешивается подъемным устройством, а в его отсутствие устанавливается над ямой.
- Обесточивается бортовая сеть путем «сброса» клемм с выводов АКБ.
- Чтобы получить доступ к рабочему участку днища демонтируем тепловую защиту и ослабляем крепеж глушителя.
- Рекомендуется приобретать и устанавливать устройства, конструкция которых адаптирована под монтаж именно на кузов LADA Largus, поскольку в лонжеронах кормы уже изначально выполнены соответствующие отверстия. Отыскать их нетрудно, они закрыты специальными заглушками.
- Для фиксации изделия в комплекте поставки присутствует набор крепежа.
Совет! При монтаже обрабатывайте как штатные, так и просверленные монтажные отверстия антикоррозийными веществами.
Касаемо устройства для LADA Largus заметим, что данное изделие обладает П-образной конструкцией, чьи ножки подлежат фиксации к кузовным компонентам автомобиля, а в средней части имеющейся поперечины присутствует монтажное место под крюк. Некоторые модификации фаркопов предполагают наличие в комплекте пластин усиления, которые подлежат установке в местах присутствия болтового соединения.
- Монтажную «операцию» производим с нижней части авто. Здесь не лишней будет помощь напарника.
- В лонжеронные отверстия вставляем болты вместе с втулками.
- На них с наружной стороны кузова надеваем кронштейн сцепного устройства и фиксируем его посредством гаек. Затягивать их с полным моментом пока не следует.
- Установив и отцентрировав фаркоп, убеждаемся в отсутствии помех бамперу и выхлопной системе.
- Только теперь приступаем к полной затяжке всего перечня крепежа.
- Возвращаем на прежнее место тепловой экран.
Чтобы при последующем демонтаже устройства не пришлось спустя несколько сезонов «возиться» с заржавевшими крепежными компонентами, беспощадно срезая их болгаркой, рекомендуем все стыковые соединения обработать мастикой для антикоррозийных работ.
Нормативные требования к установке
Установка несъемного фаркопа относится к изменениям конструкции транспортного средства и в обязательном порядке должна быть зафиксирована в его техническом паспорте. Если сцепной механизм входит в перечень допустимого дополнительного оборудования и может быть легко демонтирован (съемные варианты фаркопов), то специальной регистрации для такого фаркопа не требуется.
Подключаем электропитание
Внимание! У многих владельцев именно этот этап способен вызвать максимальные трудности. Процедуру коммутации розетки сцепного изделия рекомендуем осуществлять в «присутствии» прицепа, который подлежит эксплуатации с автомобилем. Это объясняется наличием у некоторых модификаций прицепов нестандартной электрической схемы кабельной разводки.
Розетку закрепляем на кронштейне, а заизолированные кабели укладываем в металлизированный рукав. Он впоследствии фиксируется с помощью стяжек.
Далее проводка сквозь выполненное в кузове отверстие прокладывается внутрь багажного отсека LADA Largus. Это отверстие изначально заблокировано пробкой и располагается поблизости к глушителю, между бампером кормы и колесной аркой. Далее кабельные отводы коммутируются с бортовой сетью.
Теперь приведем стандартную распиновку проводов для универсала Ларгус.
С левой стороны:
- провод оранжевого цвета отвечает за стоп-сигнал;
- черный кабель — масса;
- розовый провод – ПТФ кормы;
- зеленый отвод — левый сигнализатор поворота;
- голубой — габаритная светотехника.
С правой стороны:
- оранжевый кабель – второй стоп-сигнал;
- черный провод – масса;
- бежевый отвод – лампа заднего хода;
- зеленый кабель – правый сигнал поворота;
- голубой провод – габаритный свет.
Завершив коммутацию кабельной сети, проверяем функционирование всего перечня световых устройств прицепа.
Советы
p, blockquote 71,0,0,0,0 —>
Общие рекомендации при эксплуатации электрооборудования прицепа:
p, blockquote 72,0,0,0,0 —>
- избегайте перегрузок в сети, особенно при пользовании бытовыми приборами легковых прицепов, это может вызвать возгорание;
- проверяйте электрооборудование прицепа перед каждым выездом, хотя бы внешне;
- перед каждым сезоном проверяйте качество электрических соединений вне салона автомобиля и прицепа, производите защиту контактных зон и разъемов солидолом и другими средствами;
- не допускайте болтающихся проводов, обязательно крепите их к элементам конструкции пластмассовыми хомутами,
- по возможности, переоборудуйте ваш прицеп на влагонепроницаемые светодиодные приборы.
Читайте статью про датчик массового расхода воздуха, признаки неисправности и как его проверить на работоспособность.
Какое сопротивление должно быть у исправной катушки зажигания.
Видео — установка фаркопа на LADA Granta и распиновка розетки:
p, blockquote 74,0,0,0,0 —> p, blockquote 75,0,0,0,1 —>
Может заинтересовать:
По опыту могу сказать, что монтаж розетки все таки лучше производить с помощью специальных электротехнических клемников, а не скруткой и изолентой. Во-первых эстетически более культурно все выглядит, во-вторых при длительной эксплуатации изолента со временем начинает разматываться, а скрутка проводов ослабевает. Как результат — место скрутки начинает искрить, терять контакт и габариты с тормозами начинают моргать, а то и вовсе гаснуть. И еще стоит следить за тем, что бы при поездке без прицепа розетка была закрыта заглушкой, иначе туда забивается грязь, влага и песок. Особенно в осенне-весенний период, иначе придется потратить несколько часов выкавыривая все это острой отверткой.
Варианты конструкций
Начнем с выбора ТСУ и попробуем определить, какой лучше.
На рынке представлен широкий выбор производителей и поставщиков. Так в перечень востребованных входят:
Но отталкиваться только от бренда не стоит, поскольку грамотный выбор предусматривает обязательный комплексный подход к вопросу.
Разнообразные виды фаркопов, представленные на рынке, вводят покупателя в заблуждение. Потому для начала разберемся в этом.
Если опираться на способ крепления, все ТСУ могут быть:
- фиксированными (такими Ларгусы оснащаются с завода);
- съемными (быстро и легко снимаются специальным механизмом);
- фланцевыми (крепление осуществляется болтовыми соединениями на специальной площадке).
Скажу сразу, что тут лучше выбирать съемные, поскольку с ними намного проще обращаться, легко снимать по ненадобности, но так же просто возвращать на место, если собираетесь ехать с прицепом.
Шары ТСУ
Еще существуют разные виды шаров, на которые надевают сцепное устройство прицепа.
- Шар А. Нагрузка на него составляет до 1500 кг;
- Шар Н. Нагрузка аналогична, но цена ниже по сравнению с предыдущим вариантом;
- Шар F и G. Нагрузка до 3500 кг с функцией изменения высоты фиксации;
- Шар V. Обладает грузоподъемностью до 2500 кг, но не регулируется;
- BMA. Имеет вертикальное крепление, которое легко и быстро снять;
- Крепление под квадрат.
Среди владельцев Ларгуса популярностью в последнее время пользуется шар типа А, что обусловлено его практичностью и простотой эксплуатации.
Основными критериями я бы назвал горизонтальную и вертикальную предельную нагрузку. Для ее расчета требуется понимать, с какими грузами вы собираетесь иметь дело и какие прицепы за собой возить.
Одно дело, когда фаркоп должен выдержать Пчелку, и совсем другое, если это целый трейлер, дом на колесах.
В завершении напоминаем
Использование автомобиля с неисправными осветительными приборами подразумевает привлечение владельца к административной ответственности. Но в целом установка фаркопа даже своими руками под силу многим автовладельцам.
Источники
- https://ShinyNado.ru/raznoe/kak-ustanovit-farkop-na-largus-svoimi-rukami.html
- https://AutoPolar.ru/remont-i-tyuning/ustanovka-farkopa-na-largus.html
- https://car-engine.ru/2021/09/01/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BF-%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D1%81-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC/
- https://kalina-2.ru/remont-vaz/podkljuchenie-rozetki-farkopa-lada-largus
- https://alarm-bike.ru/lada/ustanovka-farkopa-na-lada-largus.html
- https://alexey-demidov.ru/specifika/kak-postavit-farkop-na-largus.html
- https://pricep-vlg.ru/farcop/farkop-lada-largus/
- https://gil-service.ru/dvigatel/ustanovka-farkopa-na-largus.html
- https://new-lada.ru/lada-largus-ustanovka-farkopa/
- https://ZamenaRenault.ru/largus/obshhee-temi/ustanovit-farkop-na-ladu.html
Вывод
Как показывает практика, фаркоп многие считают полезным элементом сцепки автомобиля с прицепом, но сегодня он не является крайней необходимостью. Устанавливать его или нет — это выбор каждого автовладельца.
Любой опытный автомобилист может подтвердить нижеприведённый тезис: «Даже легковой автомобиль нуждается в фаркопе». Очень немногие частные средства передвижения комплектуются фаркопом на заводе.
Приобрести автомобиль Lada Largus (любой комплектации) Вы сможете здесь — https://saloncentr.ru/catalog/vaz/lada-largus-u5. Отечественный кроссовер не оснащается фаркопом на производстве. Но он может быть докуплен отдельно.
Оригинальное ТСУ
- 99999901007216 — Буксирный крюк (без проводки). Цена около 6500 руб.
- 99999000017182 — Для подключения розетки фаркопа требуются комплекты проводов. Цена около 750 рублей.
На рис. 2-15 показан базовый вариант буксирного крюка, установленного на автомобиле LADA LARGUS.
Рисунок 2-15 — Устройство буксирного крюка LADA LARGUS и комплект поставки: 1 — буксирный крюк левый; 2 — штанга; 3 — кронштейн крепления правый; 4 — розетка; 5 — крючок
Отсоедините заднюю подушку 3, рисунок 2-16, подвеску глушителя 1 от корпуса или глушителя (плоской отверткой).
Рисунок 2-16 — Подготовка к установке кронштейнов буксирного крюка: 1 — глушитель; 2 — левый задний лонжерон; 3 — подушка задней подвески глушителя; 4 — правый задний лонжерон; 5 — пробка отверстия лонжерона
Откручиваем задний защитный щиток глушителя, снимаем щиток.
Снимите колпачки 5 (плоской отверткой) с отверстий внутри заднего левого 2 и правого 4 лонжеронов).
На внешней стороне лонжеронов зачистить аналогичные отверстия от слоя ПШМ (плоской отверткой).
Изнутри лонжерона 2, рисунок 2-17, вставить в каждое из отверстий болт 1 с шайбой из комплекта поставки, с внешней стороны лонжерона надеть кронштейн 3 на болты и закрепить гайками, не затягивая.
Таким же образом установите второй кронштейн на другой лонжерон кузова
Рисунок 2-17 — Установка кронштейна буксирного крюка: 1 — болт крепления кронштейна; 2 — задний лонжерон кузова; 3 — круглые скобки
Установите штангу на кронштейны и закрепите болтами из комплекта поставки (19 сменная головка, ручка).
Затяните болты крепления кронштейнов к лонжеронам кузова (ключ 17, запасная головка 17, ручка).
Тюнинг Лада Ларгус, Кросс: все новшества, обвес, салон, чип тюнинг
А вот с электрикой будет немного сложнее, если у вас не было подобного опыта ранее.
Электрика
Сначала демонтируйте оба задних фонаря. Проводка вашего ТСУ протягивается через заводские отверстия. Также просверлите пробку и в нее протяните проводку. Ее мы закрепим на балке фаркопа с помощью хомутов, которые идут в комплекте.
Здесь главное придерживаться схемы. То есть соединять провода автомобиля с проводкой вашего ТСУ в правильном соответствии.
Возьмем левый разъем. Здесь провода такие:
Как быстро очистить свечи зажигания от нагара: выбираем лучший способ
А вот с электрикой будет немного сложнее, если у вас не было подобного опыта ранее.
Электрика
Сначала демонтируйте оба задних фонаря. Проводка вашего ТСУ протягивается через заводские отверстия. Также просверлите пробку и в нее протяните проводку. Ее мы закрепим на балке фаркопа с помощью хомутов, которые идут в комплекте.
Здесь главное придерживаться схемы. То есть соединять провода автомобиля с проводкой вашего ТСУ в правильном соответствии.
Возьмем левый разъем. Здесь провода такие:
Установка
- Снять запасное колесо.
- Снять защитный экран над глушителем (3 гайки).
- Снять пластиковые заглушки с лонжеронов (на фото указано стрелками).
- Расширить отверстие для креплений, убирая защитную ленту и мастику.
- Вставить сначала передний болт, втулку, снаружи навесить кронштейн и наживить.
- Вставить задний болт и вставить его снаружи в лонжерон. Вставить втулку, шайбу, гайку наживить.
- Аналогично сделать с правой стороны.
Проверьте, чтобы фаркоп прижался к бамперу, но не задевал глушитель. Затянуть все болты крепления и установить защитный экран.
Какие есть особенности при выборе прицепного устройства на Lada Largus?
Для автомобилей данной модели используются фаркопные шары класса «А». Общая нагрузка на такие шары колеблется от 1 000 до 1 500 кг горизонтально и от 75 до 100 кг вертикально в зависимости от габаритов как автомобиля, так и прицепа, и самого фаркопного шара.
Мы рекомендуем фаркопы фирмы Galia, которые выгодно выделяются среди других моделей удачным соотношением приемлемой цены и высокого качества. Также просим вас обратить внимание на то, что не стоит устанавливать б/у фаркопы, поскольку невозможно точно определить, каким нагрузкам подвергалась конструкция и превышали ли они норму.
Рекомендации по выбору
При подборе ТСУ для своей Лады Ларгус опирайтесь на несколько критериев. Они помогут сделать правильный выбор и без лишних проблем эксплуатировать сам фаркоп и прицеп для него.
Основными нюансами выбора считаются:
- Нагрузка. Примерно прикиньте, какой груз вы собираетесь перевозить, чтобы ТСУ выдерживало соответствующие нагрузки;
- Конструкция. Между несъемными и съемными выбор явно в пользу последних. Это даже не обсуждается. Да, они дороже, но цена себя оправдывает;
- Производитель. Выбирайте только хорошо зарекомендовавшие себя фирмы. Дешевые китайские или какие-либо другие ТСУ только создадут лишние проблемы;
- Цена. Зависит от всех перечисленных выше характеристик. Иногда она варьируется в зависимости от того, покупаете ли вы ТСУ в Москве, Спб, городе Краснодар или где-то в провинции. Каждый магазин делает свои накрутки на заводскую стоимость. Потому лучше покупать у официальных дилеров;
- Соответствие с прицепом. Если прицеп уже есть, то ТСУ подбирают под него. Либо наоборот. Даже если розетка фаркопа и вилка прицепа не совпадают между собой, всегда доступен переходник. Не забывайте, что на Ларгусе с бортовым компьютером также обязательно потребуется блок согласования.
Почти всегда где-то можно купить товар со скидкой, подобрать подходящий дисконт. Используйте артикул или конкретную модель для поиска.
Думаю, этого достаточно. Если считаете, что есть еще пара мудрых советов, обязательно напишите в комментариях и поделитесь своими наблюдениями с нашими читателями.