Нива Шевроле относится к классу внедорожников и автомобилей с высоким клиренсом, а о чем это говорит? Это говорит о возможности неустойчивости на дорожном полотне при высокой скорости движения. И в самом деле, ведь совершение любых маневров на джипах и внедорожниках крайне рискованно и опасно. Внедорожные автомобили еще больше подвержены такому влиянию при маневрировании или резком повороте руля на скорости.
Именно для того, чтобы исключить или снизить вероятность заноса и опрокидывания, производители автомобилей семейства внедорожников, вносят некоторые корректировки в систему управления, а, точнее, дополняют механизм кузова стабилизатором поперечной устойчивости, именно о нем и поведает эта статья. Рассмотрим назначение устройства и его конструкцию, а также узнаем, что такое каталожный номер изделия.
Немного о работе подвески автомобиля
Не трудно догадаться, что уровень безопасности и комфорта в дороге как для водителя, так и для пассажиров практически напрямую зависит от исправности подвески, а также того, как хорошо она справляется со своими задачами.
Каждый компонент подвески автомашины нацелен на определённую функцию. Рычаги вместе с цапфами удерживают колесо в необходимой плоскости, параллельно позволяя ему свободно вращаться в двух различных плоскостях (момент вхождения в поворот).
Амортизаторы гасят возникающие во время движения колебания, гарантируя тем самым плавность хода транспортного средства. Пружины в то же время призваны обеспечить жёсткость подвески и возвращение её компонентов в первоначальное состояние.
Основные узлы и компоненты передней подвески автомобиля
Это интересно: Принципиальная схема подсветки приборов и органов управления без регулятора яркости Chevrolet Lacetti 2004 — 2013
Стабилизатор поперечной устойчивости
Но есть в подвеске ещё одна немаловажная деталь, без которой уже ни один современный автомобиль не обходится. А деталь эта — стабилизатор. Его легко можно увидеть, если машину загнать на подъёмник или поставить на смотровую яму. На переднем мосту, среди пружин, амортизаторов и прочих рычагов легко будет заметен изогнутый стальной прут, что одним своим плечом закреплён к подрамнику, а другим — к ступице колеса. Крепления стабилизатора не жёсткие и позволяют перемещаться ему по оси в одной плоскости.
В конструкции подвески стабилизатор появился ещё на заре автомобилестроения, когда скорости стали достигать 20 км/ч и выше. Введение этого элемента в конструкцию подвески позволило обеспечить сохранение устойчивости транспортного средства при прохождении поворотов и осуществлении манёвров.
Таким образом, основной задачей стабилизатора в процессе движения является распределение вес кузова автомашины по всем его колёсам в случае возникновения крена. В частности, это касается случаев достаточно крутых поворотов или при внезапной смене траектории движения.
Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости
На достаточно распространённом сегодня типе подвески McFerson стабилизатором является торсионный рычаг, работающий на кручение. Элемент этот жёстко соединён с кузовом автомобиля или подрамником. Усилия, возникающие в подвеске, передаются на стабилизатор через дополнительные рычаги, которые за счёт шарниров сообщаются с подвеской. Эта нехитрая схема позволяет препятствовать даже серьёзному крену транспортного средства и тем более его опрокидыванию.
Задний мост чаще всего оснащается стабилизатором этого типа в случае наличия на автомобиле полного привода. Если говорить об автомобилях с задним приводом и сплошной балкой на заднем мосту, то там роль стабилизатора отдана реактивной штанге также известной как тяга Панара.
Также ряд японских внедорожнков в своё время, помимо тяги Панара, дополнительно оснащались ещё одним стабилизатором, который в виде изогнутой тяги шёл вдоль балки заднего моста и сообщался с силовыми компонентами кузова через небольшие рычаги.
Резинки стабилизатора
Начнем с того, что надоел какой то посторонний звук с передней правой стороны. Просмотрев передок заметил, что резинки стабилизатора как то порядком износились. Было решено начать с них. Еду на рынок, покупаю «подушки штанги переднего стабилизатора для а/м ваз 2123» фирмы БРТ. артикул 2123-2906040Р- 4 шт 2123-2906046Р- 2 шт Так же был куплен топливный фильтр, первый попавшийся на глаза.
и крышка расширительного бачка, так как старая вообще не держала давления
Крышка поменяна почти сразу, дня через два руки дошли до фильтра и вот только вчера решился на резинки… Скинул стабилизатор быстро, так как защиты снял еще в те выходные, при замене фильтра топливного.
Состояние резинок скажем так «хреновенькое». Зачищаем стабилизатор от грязи и ржавчины, и замечаем какие то непонятные следы по краям, похожие на сварку, так же в этом месте видны какие то изгибы
Решено поменять на новую, но не сейчас. Ставим новые резинки с помощью жидкого мыла
Начинаем установку… Проходит 2 часа, а я все еще не могу прикрутить хомуты к рычагам… Решено попробывать сначала прикрутить к кузову и к мосту, а потом к рычагу…
Стало еще хуже… Кстати мой новый домкрат, подаренный женой на 23 февраля
Продолжим… Откручиваем все обратно… Снимаем колесо… И пытаемся прикрутиться к рычагу уже не с ямы, а с верху… И вот через час, при помощи монтировок молотков струбцын и много еще чего то попавшегося под руку, все таки наживляем хомуты стабилизатора к рычагам… Радости полные штаны… Перекуриваем, пьём чай и лезем обратно в яму затягивать хомуты… И тут же вот:
Звоня мужу сестры, и уже через 40 минут у меня (на всякий случай) два ноых хомута… Ставим все на место… Кстати, пока ждал новые хомуты, решил починить задний дворник, скинул запаску, открутил поводок, срезал там все лишнее и поставил назад… Попробывать сразу не успел, так как уже приехали хомуты. А попробывал лишь по приезду домой. Дворник стал чистить)
)))))
Ну а теперь как же так может быть… новые резинки стабилизатора, новый фильтр, работающий задний дворник… и облезший передний шильдик… не дело
Снимаем его, и … случайно ломаем(((
Несем домой, моем, клеим с помощью супер клея и соды… И оптягиваем черным винилом…
Источник
Втулки стабилизатора. Признаки неисправности. Последствия.
Для наилучшего гашения вибрации и силовых воздействий, идущих на кузов автомобиля, подавляющее большинство элементов подвески соединены посредством упругих элементов. То же касается и стабилизатора. Для его крепления используются специальные втулки (резинки, подушки) из прочной резины или полиуретана. С течением времени по мере эксплуатации транспортного средства втулки эти могут начать разрушаться и заметно терять в упругости. Результатом этого становится неудовлетворительная работа стабилизатора =. Могут начать проявляться более серьёзные дефекты, которые со временем будут лишь быстрее нарастать.
Схема устройства стабилизатора и элементы его крепления
Первым симптомом, предвещающим замену втулок, станет лёгкое стучание подвески. Похожий стук может наблюдаться и при «уставших» амортизаторах. Только вот в случае с втулками слышен он будет не только на ямах и ухабах, но и при вхождении в относительно крутые повороты. При этом автомобиль часто ощущается излишне валким и вялым. Появившийся стук будет следствием возникшего люфта в соединительных узлах рычагов стабилизатора по причине износившихся втулок.
Если вовремя не предпринять меры, то стуки в дальнейшем только усилятся и начнут повсеместно сопровождать работу подвески вследствие нарастающей деформации и разрушения втулок. Может появиться поперечная качка кузова и чрезмерный люфт рулевого колеса. Возможно «рыскание» автомобиля не только в поворотах, но и в случаях торможения или перестроения. Автопроизводители в большинстве своём советуют менять втулки стабилизатора через каждые 30–40 тыс. пробега. Однако в наших условиях лучше всё же ориентироваться на износ втулок. Поэтому внезапно возникший стук и лёгкий дребезг в поворотах будут явными признаками близящейся замены компонентов.
В качестве народного метода проверки втулок на исправность предлагается переехать на 2-й передаче «лежачего полицейского» наискосок. Появился глухой стук в районе педалей — скорее всего, втулкам хана. Можно ещё просто залезть под машину самому всё осмотреть. Изношенная втулка «порадует» наличием трещин и потёртостей характерных для изношенной и растрескавшейся резины. Автомастера эти трещины иногда ещё называют «ромашками».
Втулка стабилизатора и кронштейн для её крепления
Также резина втулок может просто задубеть и утратить необходимую упругость. Если втулки стабилизатора не получается как следует рассмотреть, то просто сильно качните рукой вверх-вниз и в стороны сам стабилизатор. Если чувствуется люфт, скрипы и стуки в нижней части подвески, значит, втулки пришли в негодность.
Но для наилучшего результата лучше, конечно, заехать на эстакаду, смотровую яму или воспользоваться подъёмником. Из инструментов понадобится лишь ломик или же монтажная лопатка, которые надо просто упереть в днище машины и слегка «покачать» стабилизатор, в местах его стыковки с кузовом. Если почувствовался заметный люфт или обнаружилась потеря эластичности, то самое время думать о замене втулок.
Модернизация переднего стабилизатора. Втулки стаба от Шнивы на Ниву.
Увлекательное путешествие в мир бесконечного ремонта нивы продолжается. Каждый день что-то новое, есть дни, когда за день появляется несколько проблем. Ещё теплится в душе надежда, что всё ломается от того, что Машина почти 2 года стояла на улице и не эксплуатировалась. При чём все, уже появившиеся проблемы вылезли быстро, без длительных прогрессий и предварительных симптомов. Рулевая тяга застучала, износ почти критический. До этого не люфтов, не уводов машины-ничего. Просто загремела сильно сразу. Рабочий цилиндр сцепления- потёк за сутки. С вечера капал, на следующее утро бежало ручьём. Вчера мост был сухой, сегодня с сальника полуоси просто льётся-весь диск в масле. Так и со стабом. Позавчера еду, всё ровно, вдруг стало греметь снизу. Доехал до работы- нырнул: левая втулка вылетела из-под скобы и висит на кончике стаба. Купил внутреннии втулки родные, наружние тоже. Покрутил в руках…Ну не внушает доверие способ их фиксации, усик только её и держит от бокового перемещения. Купил втулки 2123. По месту придумаю.
Вчера снял стаб, прикинул: шнивские внутренним диаметром больше на 1-2 мм( не изучал матчасть, точнее по каталогу можно диаметр стаба шнивы глянуть) а внешний размер наоборот меньше на 4-5 мм чем родные.
На стаб натянул термоусадку, толстостенную.
В скобы подложил вставки из нержавейки.
Ну и хрен с ним. Нормальные герои всегда же идут в обход