Снятие, разборка и ремонт коробки передач ВАЗ-2107

Коробка передач принадлежит к числу наиболее важных узлов автомобиля, от бесперебойной работы которых зависит долговечность и надёжность машины. Если возникает необходимость снять КПП для её замены или проведения ремонтных работ, следует быть уверенным в том, что без демонтажа коробки в данном случае не обойтись, т. к. снятие КПП представляет собой достаточно сложный и трудоёмкий процесс, особенно если он выполняется впервые. Замена или ремонт коробки на СТО — мероприятие дорогостоящее, поэтому многие владельцы автомобилей ВАЗ-2107 предпочитают выполнять эти работы самостоятельно. Что следует знать автолюбителю, который впервые снимет КПП «семёрки» без посторонней помощи?

  • Крепление КПП ВАЗ-2107
    Видео: как снять и поставить на место подушки КПП ВАЗ-2107
  • Как самостоятельно снять КПП ВАЗ-2107
      Какие потребуются инструменты
  • Подготовительные работы
  • Снятие рычага управления КПП и другие работы в салоне
  • Демонтаж коробки передач
  • Как поставить КПП на место
      Центровка диска сцепления
  • Установка коробки и рычага управления КПП

    Видео: снятие и установка рычага управления КПП ВАЗ-2107

  • Снятие МКПП

    В любом случае, чтобы произвести ремонт коробки передач ВАЗ-2107, потребуется ее снять с автомобиля. А для того чтобы это сделать нужно загнать автомобиль на смотровую яму или эстакаду.

    Первым делом нужно снять с рычага переключения передач стержень. После этого нужно отверткой открутить саморезы крышки, закрывающей отверстие пола кузова авто. На этом работы внутри салона закончены, все последующие действия по снятию производятся снизу автомобиля.

    Находясь под автомобилем нужно:

    1. Снять приемную трубу выхлопной системы;
    2. Затем откручивается и снимается стартер с картера маховика;
    3. От коробки передач отсоединяется карданный вал.

    Для удобства снятия коробки нужно отсоединить поперечину задней опоры двигателя и трос привода спидометра.

    Далее от коробки передач отсоединяется цилиндр гидропривода сцепления. Важно, чтобы при отсоединении цилиндра, случайно не снять с него гидравлический шланг.

    После этого нужно отвернуть болты с помощью которых крепится крышка картера сцепления (ключ на 10). Далее приступают к непосредственному снятию коробки, а поскольку вес ее значительный, под нее нужно установить надежную опору.

    Затем при помощи торцового ключа откручиваются болты благодаря которым крепиться картер сцепления к двигателю. Теперь, чтобы снять коробку ее нужно аккуратно сдвигать назад, постепенно выводя первичный вал со ступицы ведомого диска сцепления.

    Делать это нужно осторожно, чтобы не допустить смещения ведомого диска, иначе установка коробки на место будет затруднена. В принципе, работы по снятию завершены, можно производить ремонт коробки передач ВАЗ-2107.

    Так же читайте — Ремонт автоматической коробки передач, особенности ремонта.

    Промежуточный вал

    Предназначен для передачи крутящего момента определенной величины от первичного к вторичному. Вращается на подшипниках 2, 22 и 19. Шестерни составляют с валом единое целое. В этом же блоке установлены шестерни пятой скорости 18 и задней 20. Последняя устанавливается на отдельном валу 21, соединенном с вторичным на шлицах.

    Для залива масла в коробку передач ВАЗ 2107, слева в корпусе предусмотрено специальное отверстие 11, закрываемое пробкой. Низ корпуса закрывается стальной крышкой, которая крепится десятью гайками. Все соединения крышек с корпусом коробки загерметизированы специальными прокладками, предотвращающими протекание масла. Подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов закрыты сальниками, которые не дают вытекать маслу из поддона коробки передач.

    Заправочный объем масла для коробки передач ВАЗ 2107 равен примерно 1,6 литров. Некоторые автолюбителя предпочитают заливать масло через верх, в месте, где ручка вставляется в КПП. Такой метод значительно проще стандартного, так как ручка находится в салоне и получить к ней доступ не составляет особых проблем, чего нельзя сказать о заливном отверстии.

    Управление переключением передач осуществляется набором вилок, которые приводит в движение ручка. Устройство и основные детали механизма переключения скоростей наглядно иллюстрирует следующая схема.

    Здесь номерами 1, 2 и 16 обозначены вилки переключения скоростей: третьей и четвертой, первой и второй, задней и пятой соответственно. Номерами 5, 7 и 9 обозначены штоки соответствующих вилок, которые приводит в движение ручка 8, выведенной в салон автомобиля ВАЗ 2107.

    Схема работы механизма переключения следующая: когда ручка 8 изменяет свое положение, ее шарнир входит в зацепление с выемкой на одном из штоков, другой конец которого жестко сцеплен с вилкой болтом 3. Вилка, в свою очередь, входит в паз на соответствующей шестерне переднего (16, 23, 24, 25) или промежуточной (20) заднего хода. Таким образом, ручка 8 обеспечивает перемещения вилки и происходит зацепление определенной шестерни вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного. При этом цепочка передачи крутящего момента замыкается, вторичный вал начинает вращаться со скоростью, соответствующей передаточному числу зацепленных в данный момент шестеренок. При включении задней скорости, в отличие от остальных, ручка при движении «утапливается» вниз.

    Как видим, схема устройства коробки ВАЗ 2107 достаточно сложная, поэтому не рекомендуется заниматься ее ремонтом, не имея соответствующих навыков. Лучше доверить это дело специалистам.

    Разборка коробки

    Повышенная шумность коробки передач может быть вызвана износом или выходом из строя ее подшипников валов, а также значительным износом шестерен и синхронизаторов. Чтобы определить, что вызывает повышенный шум, потребуется ее разборка.

    Работа это довольно сложная в технологическом плане, и если автолюбитель не уверен в своих силах, то лучше обратиться на специализированное СТО, иначе в последующем неправильная сборка может привести более значительным последствиям, или же к тому, что коробка передач работать не будет.

    Но, если решено было самому производить ремонт коробки передач ВАЗ-2107, то для этого потребуется набор ключей и головок, мощная отвертка, съемники для снятия подшипников.

    Порядок работы.

    Первым делом откручивают гайки с помощью которых крепится корпус рычага переключения и снимают рычаг с коробки.

    Затем снимается кронштейн крепления выхлопной трубы. После этого откручиваются болты крепления задней и нижней крышек коробки. Этого будет достаточно, чтобы визуально определить состояние шестерен и синхронизаторов.

    Если замечен значительный их износ, то, скорее всего причина повышенного шума в них. Но стоит также и проверить валы коробки на осевое смещение. Если таковое имеется, то подшипники также сильно изношены и требуют замены.

    Для проведения работ по замене изношенных частей потребуется полная разборка коробки передач. Для этого вначале снимают заднюю крышку, открутив гайку ее крепления, доступ к которой возможен после снятия нижней крышки.

    Для удобства ее снятия потребуется переместить вниз ползун 1-2 передачи. Затем несильно постукивая по крышке, снимают ее со шпилек.

    Чтобы получить доступ к подшипнику 5-й передачи и заднего хода, нужно выпрессовать заглушку. После чего извлекается блок 5-й и передачи заднего хода.

    Съемником аккуратно извлекается подшипник и сальник вторичного вала из корпуса крышки. При следах заметного их износа, они заменяются на новые.

    Признаки необходимости замены (ремонта) коробки передач Ваз 2107

    • Повышенный шум и вибрация в агрегате.
    • Затрудненное переключение или самопроизвольное выключение передач.
    • Утечка масла из КПП.
    • Блокировка колес.
    • Отсутствие вращения кардана при включенной передаче и работающем двигателе.

    Для устранения большинства проблем не требуется полная замена КПП, однако проведение ремонта требует ее снятия и установки.

    Перечень необходимого инструмента

    • Набор гаечных ключей (лучше головок с карданными шарнирами) на 10, 13, 19 мм.
    • Отвертка и пассатижи.
    • Длинный брусок, которым можно подпереть коробку (как вариант, короткий прочный брусок и домкрат).

    Дальнейшая разборка

    Для дальнейшей разборки коробки от нее отсоединяется картер сцепления. Это даст возможность доступа к сальнику передней крышки коробки. Если замечено подтекание масла, то сальник нужно заменить.

    Дальше выкручивается болт подшипника передней крышки, болт блока шестерен и болт крепления промежуточного вала. После чего откручивается пластина, под которой находится пружины и фиксаторы ползунов.

    Пружины и фиксаторы тоже изымаются, важно заметить, какая пружина стояла в каком гнезде, поскольку пружина 5-й передачи и заднего хода несколько длиннее.

    После этих процедур снимается блок шестерен. Но перед этим нужно запомнить расположение дистанционных колец. Вначале снимаются шестерни 5-й передачи вместе со штоком переключения. В большинстве случаев шестерни имеют ограничители хода в виде стопорных колец, снимать их нужно аккуратно.

    Затем извлекается задний подшипник промежуточного вала и этот вал извлекается из корпуса. После этого из корпуса достается ползун, отвечающий за включение 3 и 4 передачи, заранее открутив от него болт крепления вилки включения.

    Таким же образом извлекается ползун 1 и 2 передачи. При их извлечении важно не потерять блокировочные сухари, находящиеся в картере коробки.

    Закончив с ползунами можно извлекать первичный вал. Последующей операцией будет снятие стопорной пластины, за которой находится подшипник вторичного вала.

    После его снятия появится возможность извлечения вторичного вала. Разборка завершена.

    Вторичный вал

    Является продолжением первичного в пространстве. На нем собраны шестерни первой (23), второй (24) и третьей(25) передач, свободно перемещающиеся и в определенных положениях входящие в зацепление с соответствующими шестернями промежуточного вала 1. Все шестерни имеют разный диаметр, благодаря чему обеспечивается изменение величины передаваемого крутящего момента.

    Вторичный вал вращается на подшипниках 9, 11 и 12. Первый из них – роликовый, устанавливается в первичный вал, остальные запрессованы в картер и заднюю крышку соответственно.

    Повышенная шумность

    После разборки нужно провести дефектовку деталей коробки. Если замечен сильный износ зубьев шестерни, они подлежат замене. Замену шестерен лучше производить по очереди. Чтобы не попутать шестерни.

    Очень многие шестерни имеют стопорные кольца. Такую же дефектовку проходят и синхронизаторы. Заметив хоть незначительный их износ или повреждения – они заменяются.

    Особое внимание нужно приделить состоянию подшипников. Они не должны иметь люфта, появления глубоких беговых дорожек шариков.

    Хотя, даже если подшипник внешне и выглядит исправным его лучше заменить. Этим исключается возможность появления шума после сборки коробки.

    Самопроизвольное выключение скорости

    Если же ремонт коробки передач ВАЗ-2107 связан с самопроизвольным выключением какой-либо передачи, то в таком случае пристальному вниманию подлегают ползуны и фиксаторы.

    Нужно осмотреть состояние посадочных мест фиксаторов. Если края посадочных мест имеют сильный износ, то ползуны нужно заменить.

    Еще один метод восстановления посадочных мест используют некоторые умельцы. Для этого на посадочные места наносится слой металла при помощи сварочного аппарата. А затем при помощи болгарки в нанесенном металле вырезаются новые посадочные места.

    Метод довольно прост, но не очень эффективен, поскольку нанесенный металл по своей структуре мягче, а значит, износ его будет значительно быстрее.

    Фиксаторы, при ремонте желательно заменить, так же, как и пружины, которые поджимают их к ползунам.

    Делается это потому, что пружины постоянно находятся в поджатом состоянии и со временем сседаются, из-за чего не создают должного усилия на фиксаторы.

    РЕМОНТ

    На ВАЗ 2107 5-ступенчатая коробка, которая, несмотря на сравнительную простоту своего устройства, может прийти в негодность по классическим для МКПП причинам:

    • износ по естественным причинам: большой пробег, ненормированная эксплуатация и выработка ресурса составными частями, несоответствие погодных условий желаемым, и как следствие — уменьшение ресурса, и т.д.;
    • несоответствие рабочей жидкости стандартам, пригодным для нормальной работы трансмиссии;
    • неоригинальные запасные части, имеющиеся в составе коробки;
    • повреждение корпуса КПП механическим воздействием;

    Когда дело касается коробки передач, даже если это «Жигули», оптимальным вариантом будет поручить диагностику и обслуживание специалистам на СТО. Благо, отремонтировать её обойдётся не слишком дорого, за исключением редких случаев, требующих полной замены всего механизма, когда более целесообразно будет уже приобрести такой же новый автомобиль.

    Затрудненное переключение

    Причинами затрудненного переключения передач может являться сильное загрязнение кулисы рычага или заедание ползунов.

    Для того чтобы определить причину данной неисправности нужно взять корпус рычага переключения и проверить, нет ли заедания при перемещении рычага. Если таковой имеется, нужно установить причину и устранить ее.

    Если же рычаг в корпусе перемещается без особых усилий, значит причина в ползунах. После снятия их с корпуса коробки передач, нужно внимательно осмотреть их. Обычно в местах заедания на ползунах остаются отметины в виде потертостей и царапин.

    Затем нужно осмотреть посадочные места ползунов на наличие частиц, вызывающих заедание. Также как вариант может быть небольшой изгиб самого ползуна. В таком случае ползун заменяется.

    Сальники КПП и их замена

    Сальники в любом механизме, где они есть, исполняют роль прокладок. В данном случае они предназначены для герметизации отверстий, откуда выходят первичный и вторичный валы. Ранее сальники отливались из резины.

    В настоящее время из современных композитных материалов, более устойчивых к смене температурного режима и агрессивной среде.

    Сальник первичного вала

    Сальник, который устанавливается на первичный вал, имеет размеры:

    • • внешний диаметр – 47 мм;
    • • внутренний диаметр – 28 мм;
    • • ширина – 8 мм;
    • • вес – 20 грамм.

    Установлен он в отверстии выхода вала в кожухе сцепления и служит для предотвращения протекания смазывающей жидкости через вал.

    Сложности в замене сальника нет, но коробку передач снять придется.

    Очередность выполнения работ по смене сальника следующая:

    1. С КПП снять кожух сцепления.
    2. Снять выжимной подшипник и вилку муфты сцепления.
    3. Вынуть отработавший сальник, подцепив его отверткой или ножом.
    4. То место, где находился сальник, хорошо вычистить и протереть насухо.
    5. Установить новый сальник на штатное место.
    6. Поставить на место все детали, которые сняли с коробки в обратном порядке.

    Сальник вторичного вала

    Сальник, который устанавливается на вторичный вал больше и имеет размеры:

    • внешний диаметр – 56 мм;
    • внутренний диаметр – 32 мм;
    • ширина – 10 мм;
    • вес – 10 грамм.

    Установлен он на выходе вторичного вала сзади коробки.

    Очередность выполнения работ по смене сальника следующая.

    1. Открутить гайку крепления фланца, предварительно его зафиксировав.
    2. Снять с вала центрирующее металлическое кольцо.
    3. Снять фланец и шайбу, применяя съемник.
    4. Вытащить старый сальник, применяя инструмент.
    5. Зачистить и вымыть место посадки сальника.
    6. Установить новый сальник.

    Советы, которые помогут долго не задумываться о замене механической коробки

    Несмотря на свою относительно высокую надежность, механическая КПП требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Это необходимо для длительного срока службы агрегата и его бесперебойной работы в течение всего срока.

    1. Стиль вождения. Разгон рывками на высоких оборотах способствует выходу из строя не только механической коробки передач, но и двигателя автомобиля. Поэтому передачи переключать следует плавно, в соответствии с текущей скоростью движения. Таким образом обеспечивается комфортная и динамичная передача крутящего момента от двигателя к колесам, снижается износ мотора и КПП за счет уменьшения нагрузки.
    2. Своевременное обслуживание МКПП. Трансмиссионное масло меняется как минимум раз в 3 года либо через каждые 40-50 тысяч км пробега (у некоторых моделей авто этот интервал увеличен). Срок замены жидкости устанавливается производителем и указывается в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
    3. Качество трансмиссионных жидкостей и запчастей. Замена масла механической коробки передач и ремонт этого агрегата выполняются достаточно редко. Поэтому на приобретении качественных запчастей и рекомендованных жидкостей экономить не стоит.
    4. Своевременное ТО. Уровень трансмиссионной жидкости желательно проверять через каждые полгода эксплуатации либо по достижении 15 тысяч км пробега после предыдущей проверки. При необходимости масло следует доливать до требуемого уровня. Если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях либо стиль езды достаточно агрессивен, период между проверками можно сократить.

    Соблюдая эти несложные правила, вы обеспечите механической коробке передач своего авто долгую работу. Тем более, в отличие от «автомата» МКПП не столь требовательна в обслуживании.

    Причины и признаки неисправности подшипников в МКПП

    Подшипниковые узлы в МКПП выполняют функцию опор качения, поэтому при неисправной опоре качения, будет затруднительное вращение элементов, появится дисбаланс, а так же радиальное и осевое биение, люфт, шум, стук.

    – Подшипник гудит, усиление шума происходит при выключенном сцеплении; – Затруднительное переключение скоростей; – Самопроизвольное выключение передачи; – Слышен стук при нажатии на педаль сцепления.

    • Истечение срока службы изделия;
    • Некачественный шарикоподшипник;
    • Износ или биения;
    • Агрессивный стиль вождения и переключения скоростей;
    • Недостаточное количество смазки или её отсутствие;
    • Попадание грязи или абразивных частиц внутрь шарикоподшипника;
    • Неисправность смежных узлов («выжимник», сцепление, вторичная или промежуточная ось).

    После снятия оси с п/ш, необходимо убедится, в том, что деталь неисправна. Для этого проверьте лёгкость вращения детали, а так же сделайте визуальный осмотр, а именно наличие повреждений колец, сепаратора, а так же дефектов дорожку качения. В случае хорошего состояния изделия, желательно сделать замеры осевого зазора, радиального зазора люфта, как показано на видео.

    Видео: «Как гудит подшипник первичного вала VAZ 2107»

    Видео: «Люфт подшипника первичного вала кпп VAZ 2107»

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]