Не работает обогрев заднего стекла ВАЗ 2114 причины


Обогрев заднего стекла — это полезный и очень удобный вариант, который позволяет избежать запотевания и обледенения заднего стекла и в то же время обеспечивает отличную видимость в любое время года.

Обогрев заднего стекла позволяет экономить не только зимой, но и осенью, когда повышается влажность и все окна в салоне начинают запотевать. За несколько минут обогреваемое заднее стекло растапливает лед и легкий снег, а также сушит конденсат, который накапливается на окнах в случае дождя.

Все это нормально, но что делать, если при нажатии на кнопку ничего не происходит, другими словами, что делать, если обогреватель заднего стекла не работает? Именно в этом мы и попытаемся сегодня разобраться. Вы узнаете, как работает обогрев, почему он не работает и как найти неисправность и отремонтировать обогрев заднего стекла ВАЗа.

Как работает обогрев заднего стекла?

Принцип обогрева следующий. На токопроводящий провод, называемый нагревательным элементом, подается напряжение, в результате чего провод нагревается, тем самым растапливая снег и высушивая влагу. Система обогрева состоит из сети токопроводящих проводов, нескольких предохранителей и кнопки. Когда водитель включает обогрев заднего стекла, на панели загорается сигнальная лампа и замыкается один из контактов реле. Второй контакт подключен к кузову, это «минус». Таким образом, ток циркулирует в системе отопления.

Схема обогрева заднего стекла автомобилей ВАЗ

Электрооборудование автомобиля

1 – блок фар; 2 – моторедукторы очистителей фар*; 3 – противотуманные фары*; 4 – датчик температуры окружающего воздуха; 5 – звуковые сигналы; 6 – выключатель лампы освещения моторного отсека; 7 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 8 – генератор ваз 2114; 9 – датчик сигнализатора недостаточного уровня масла; 10 – датчик уровня омывающей жидкости; 11 – датчик износа колодок передних тормозов; 12 – наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**; 13 – насос омывателя ветрового стекла; 14 – насос омывателя фар*; 15 – наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ваз 2113 и ваз 2114; 16 – датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 17 – лампа освещения моторного отсека; 18 – наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем или к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях; 19 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 – стартер ваз-2114; 22 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 23 – выключатель фонарей заднего хода; 24 – датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 25 – аккумуляторная батарея; 26 – датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости; 27 – реле включения противотуманных фар; 28 – монтажный блок; 29 – выключатель стоп-сигнала; 30 – штепсельная розетка для переносной лампы; 31 – лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар; 32 – выключатель лампы сигнализатора стояночного тормоза; 33 – колодка подключения лампы подсветки; 34 – выключатель ламп освещения приборов; 35 – подрулевой выключатель; 36 – выключатель аварийной сигнализации; 37 – реле элемента обогрева передних сидений; 38 – выключатель зажигания ваз 2114; 39 – предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света; 40 – предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений; 41 – предохранитель цепи блокировки замков дверей; 42 – лампа подсветки передней пепельницы; 43 – реле зажигания ваз-2114; 44 – прикуриватель; 45 – лампа освещения вещевого ящика; 46 – выключатель освещения вещевого ящика; 47 – электродвигатель вентилятора отопителя; 48 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 49 – переключатель вентилятора отопителя; 50 – лампа подсветки переключателя отопителя; 51 – лампа подсветки рычагов отопителя; 52 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 53 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери ( расположен в правой двери ); 54 – моторедукторы блокировки замков передних дверей; 55 – провода для подсоединения к правому переднему громкоговорителю; 56 – моторедукторы блокировки замков задних дверей; 57 – провода для подсоединения к правому заднему громкоговорителю; 58 – блок управления блокировкой замков дверей; 59 – провода для подсоединения к радиоаппаратуре; 60 – выключатель очистителей фар; 61 – выключатель элемента обогрева заднего стекла; 62 – реле включения фонарей заднего противотуманного света; 63 – колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья; 64 – выключатель фонарей заднего противотуманного света: 65 – выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья; 66 – выключатель противотуманных фар; 67 – выключатель ламп наружного освещения; 68 – выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья; 69 – колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья; 70 – провода для подсоединения к левому переднему громкоговорителю; 71 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 72 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 73 – провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю; 74 – боковые указатели поворотов: 75 – выключатель плафона на стойках передних дверей; 76 – выключатель плафона на стойках задних дверей; 77 – плафон; 78 – плафон индивидуального освещения салона; 79 – колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса ваз 2114; 80 – выключатель лампы освещения багажника; 81 – комбинация приборов: 82 – лампа освещения багажника; 83 – блок индикации бортовой системы контроля; 84 – маршрутный компьютер (не во всех моделях); 85 – колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем; 86 – задние наружные фонари ваз-2114; 87 – задние внутренние фонари; 88 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 89 – фонари освещения номерного знака; 90 – дополнительный сигнал торможения, расположенный в спойлере.

Причины неисправности подогрева заднего стекла

  • Переключатели. Если нагрев не работает полностью, скорее всего, перегорел предохранитель, и его следует заменить.
  • Расставаться. Также часто случается, что токопроводящие провода сгорают или ломаются, в результате чего ток не выходит за пределы разрыва. Обрыв провода может произойти из-за истирания или обрыва, например, при некорректном ремонте.
  • Неисправная кнопка или реле. Если неисправна кнопка или реле обогрева заднего стекла, ток не течет.
  • Контакты. Окисление, обрыв или износ контактов приводит к нестабильной подаче тока и, как следствие, к плохому нагреву проводов.

Причины неисправностей и их обнаружение

Заднее стекло с подогревом срабатывает немедленно, как только зажигание включается, через несколько минут оно должно очиститься. Но это происходит так:

  1. Сигнал питания не загорается, хотя кнопка нажата, стекло не плавится (оно остается размытым);
  2. Обогрев не работает, но индикатор горит;
  3. Размораживание стекла на полоски;
  4. Недостаточный нагрев. Это явление наблюдается, если стекло очень холодное. В этом случае просто механически очистите его ото льда.

Таймер обогрева заднего стекла

Коренную причину других явлений следует искать:

  • В реле управления;
  • Проверьте состояние предохранителя в коробке;
  • Проверьте, насколько надежны разъемы с обеих сторон заднего стекла. Возможно, они должны быть удалены;
  • Также проверьте обрывы проводов питания в самом выключателе;
  • Если здесь все хорошо, проверьте проводящую нить. Когда двигатель работает, необходимо проверить напряжение приблизительно в середине каждой из секций (полос) резьбы. Если устройство показывает около 6 вольт, все в порядке. Если чтение около десяти или, наоборот, близко к нулю, то происходит перерыв. Методика поможет точно определить, где находится разрыв: заостренный электрод устройства, завернутый в широкую фольгу, ведет вдоль «подозрительной» проводящей ленты. Там, где есть скачок напряжения, есть разрыв;
  • Но часто камни можно увидеть буквально — нить распространилась в какой-то области.

Поиск обрыва обогрева заднего стекла

Поиск заключается в выявлении прерывания в цепи. Проверяем реле и предохранители (монтажный блок F8 (20А) и F8 (20А), а также кнопку, если все в порядке, следует поискать обрывы в нити накала.Для этого сначала проводим визуальный осмотр Включаем нагрев и наблюдаем, где пряди нагреваются, а где нет.

Если визуальный поиск не дал результатов, можно использовать вольтметр или мультиметр. Для поиска обрыва с помощью вольтметра включите зажигание и подогрев, затем подключите один щуп прибора к массе автомата, а другой заверните в фольгу и переместите к центру токопроводящего провода. В этом случае прибор должен показывать результат в диапазоне 5 В. В точке, где прибор показывает 0 В или, наоборот, увеличивается более чем на 10 В — можно предположить, что в этой точке есть обрыв.

При выходе из строя обогревателя заднего стекла найти обрыв поможет вольтметр. Устройство подключается к положительной клемме нагревателя, а второй зонд плавно перемещается по нити только со стороны отрицательной клеммы. В точке, где напряжение упадет до 0 В, скорее всего, будет разрыв цепи. Здесь и понадобится ремонт стеклопакетов.

Не работает обогрев стекла на ваз 21099

Заднее стекло автомобиля позволяет водителю контролировать ситуации на дороге. Ни для кого не секрет, что в случае запотевания заднего стекла, обзор ухудшается и водителю приходится ездить «по боковым» зеркалам.

Естественно, это чревато попаданием в проблемные ситуации и ремонт обогревателя заднего стекла следует выполнить в кратчайшие сроки. Как показывает практика, может отказать как обогрев всего стекла, так и несколько его нитей.

Причины поломки обогревателя заднего стекла ВАЗ

В первую очередь стоит помнить, что подвод питания к обогреву осуществляется за счет двух клемм, напаянных на стекле. От них расходятся нити обогрева, которые осуществляют непосредственный подогрев стекла и способствуют испарению излишней влаги.

Довольно часто при установке заднего стекла ВАЗ эти клеммы забывают подключить (в особенности, если вы обращаетесь к дилетантам), либо же при подключении их надламывают. В последнем случае уменьшается пропускная способность проводника, вследствие чего он со временем перегорает, а стекло не прогревается, что приводит к выходу из строя обогрева.

Если обогрев стекла был поврежден механическим путем, что также возможно – ситуация становится схожей на ту, которая была описана ранее. При механическом повреждении увеличивается сопротивление нити, происходит ее перегрев и выход из строя.

Существует и третий способ повреждения нити – банальный прогар. Он возникает естественным путем, либо из-за того, что металлическая составляющая окислилась, износилась или получила естественные повреждения. Практика показывает, что такие нарушения в работе обогрева наступают реже всего.

Ремонт обогрева заднего стекла — как и чем?

  1. Вариантов ремонта проводов много, один из которых — ремонтный комплект провода обогрева заднего стекла. На рынке эта категория представлена: Permatex и Quick. Такие ремкомплекты позволяют эффективно отремонтировать большие участки поломок, до десяти сантиметров. Набор состоит из трафаретов, баллона с полимерной смолой и самих нагревательных проводов. Ремонт проводится следующим образом: находим поврежденный участок, подготавливаем необходимый кусок проволоки, снимаем защитную пленку и приклеиваем провод к участку с помощью полимерной смолы. Когда все высохнет, процедуру можно повторить. Через 1-2 дня включите нагрев и проверьте результат.

  1. Второй способ крепления нитей обогрева заднего стекла — это использование токопроводящей пасты, типа «Контактол». Специальная паста или клей, способный проводить ток, наносится тонким чистым слоем на поврежденное место. Для более точного нанесения пасты рабочую зону можно заклеить скотчем. Паста сохнет около суток, но если у вас есть эффективный источник тепла, такой как фен или специальный обогреватель, время высыхания можно значительно сократить.
  2. Также существуют альтернативные «кустарные» методы ремонта задних стекол с подогревом. Поэтому некоторые люди используют краску, в которую добавляют медно-латунную стружку. Краска подбирается к цвету ниток, а стружка удаляется путем бритья материала. Вместо краски можно использовать клей. Как вариант, вы можете попробовать соединить точки излома с помощью паяльника. Хочу отметить, что в этом случае результат будет, но смотреться он будет не очень эстетично.

На этом я делаю вывод. Надеюсь, теперь вы знаете, что такое обогрев заднего стекла, как найти его неисправность и как отремонтировать обогрев стекла несколькими способами. На этом все, спасибо, что дочитали до конца. Буду признателен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях, это поможет нам в развитии этого проекта. Кроме того, о нашем существовании узнает больше людей. Также не забывайте оставлять свои комментарии и дополнять эту статью своими рекомендациями. Всем добра и до новых встреч на ВАЗе ремонт.

На автомобилях ВАЗ, как и на большинстве иномарок, заднее стекло оснащено функцией обогрева. Он очень полезен и предназначен для сохранения видимости через стекло в плохую погоду.

Нагрев одинаково хорошо помогает как во время дождя и тумана, когда на стекле образуется конденсат, так и зимой, когда оно покрывается слоем инея.

Но бывает и так, что не работает обогрев заднего стекла 2114. Причин этому может быть несколько — мы рассмотрим их ниже, но для начала нужно понять — по какому принципу работает сама система отопления?

Почему повреждаются полосы обогрева на заднем стекле

Тонкие нити обогрева могут или перегореть от напряжения или повредиться под внешним воздействием. По каким причинам заднее стекло обогревается частями чаще всего?


Физическое повреждение нитей

  1. Самый распространенный вариант — физические повреждения при транспортировке грузов. Положили что-то острое на заднюю полку в седане, везли что-то негабаритное в хэтчбеке, неаккуратно делали уборку или ремонт автомобиля. Нити очень тонкие и достаточно хрупкие — оборвать их просто.
  2. Повредить обогрев могут неаккуратные действия при поклейке тонировочной пленки.
  3. Перетирать нити может заводской резиновый уплотнитель или неаккуратно нанесенный клей уплотнителя. Это бывает редко, но случается — например, такая болячка есть у Opel Corsa.
  4. Еще один вариант — когда нить не повреждается, но просто перегорает со временем. Вероятность такого эффекта зависит от качества самой нити и исправности электросистемы автомобиля.

Когда не работает обогрев заднего стекла, водители могут и попросту игнорировать проблему. Но это элементарно небезопасно в зимнее и осеннее время года. Так вы не только лишаете себя возможности осмотра через заднее стекло, оставаясь только с боковыми зеркалами, но даже можете остаться вовсе без стекла.

Продолжать использовать обогрев заднего стекла когда часть нитей перегорела, а часть работает, опасно. В таком случае возникает перепад температур и на сильном морозе стекло может попросту лопнуть. Если у вас тонировка, стекло повиснет на пленке. Но без нее стекло рассыпается, и способно ранить осколками!

Общие понятия

Для того чтобы стекло нагревалось равномерно и при строго определенной температуре (достаточной для испарения влаги, но не за пределами безопасных пределов) используется специальный электропроводящий провод (тонкий плоский провод), имеющий определенную строго нормированную прочность.

Когда через него протекает ток, он нагревается, как в электрических плитах и ​​чайниках, только при гораздо более низкой температуре. Благодаря такому нагреву, помимо того, что он происходит равномерно по всей плоскости стекла (ведь проволока к нему прикладывается на равных расстояниях), последнее довольно быстро сохнет и очищается от влаги.

Иногда зимой автолюбителю может показаться, что не работает обогрев, ведь стекло долго не размораживается. В такой ситуации велика вероятность, что обогрев работает исправно, но его температуры не хватает для растопления значительного слоя льда. Необходимо вручную удалить лед специальным скребком, а затем снова включить нагрев.

Возможные неисправности

Причин, по которым вышел из строя обогрев заднего стекла ВАЗ 2114, может быть несколько.

Наиболее распространены:

  • перегоревший предохранитель;
  • контакты в гнезде предохранителя в общем блоке покрыты оксидом;
  • выключатель сломался;
  • реле вышло из строя;
  • клеммы ТЭНа окислены;
  • сгорела разводка внутренней сети;
  • произошел обрыв самих нагревательных нитей.

Первые две (и самые частые) причины решить довольно просто: нужно проверить предохранитель и при необходимости заменить его на новый (в общем блоке он обозначен как F5). Также следует проверить контакты в блоке предохранителей и очистить их наждачной бумагой или тканью, смоченной керосином.

Если предохранитель оказался исправен или был заменен, но проблема не исчезла, то, возможно, вышла из строя кнопка обогрева заднего стекла ВАЗ 2114. Проверить это, как и реле контроля, можно с помощью обычного тестера (мультиметра) . Для этого в первом случае выходные контакты «прозваниваются» во включенном и выключенном положении, а во втором — напряжение питания (его наличие) на ножках 1 и 9, а также на реле 2 и 4 (второй на диаграмме) отслеживается).

Если все вышеперечисленные элементы проверены и исправны, нужно проверить мультиметром все провода, входящие в электрическую цепь ТЭНа. При обнаружении обрыва провод следует просто заменить на новый.

Recommendations

Comments 11

Напишу тут, может, кто поможет. Поставили новое стекло. Обогрев работает. Но минут через 10-15 выбивает предохранитель который идёт на прикуриватель (магнитолу) на 20.

Контакты не отпаяны на стекле, проверял?

Проверял вроде нормальные. Нужно будет снять и очистить контакты.

такая же фигня, сегодня поеду до электрика

Отпишись потом если заработает.

потыкали тестером, сказали стекло под замену(((((

Плохо. Спасибо за ответ

потыкали тестером, сказали стекло под замену(((((

Похоже у меня тоже стекло под замену.(((

Слышал, что паста какая то есть специальная, типа ей потрёшь и восстановится проводимость нагревательного элемента. Не знаю, насколько это правда. Ну а так, стекло походу придётся менять…

паста эта — токопроводящая клеевая, в радиомагазинах есть… наносится она на повреждённые участки нагревательного элемента стекла (визуально выглядит как обрыв 1-2 мм на самой дорожке. Выглядит работа по восстановлению следующим образом: 1. Фонариком светим через стекло по каждой дорожке по отдельности, по всей длине, находим повреждённые участки. 2. СЛЕГКА лезвием делаем пару царапин на дорожке по краям обрыва и делаем тоненькую дорожку из пасты, тем самым восстанавливая токопроводимость. 3. Ждём полной кристаллизации пасты (от пары часов до суток, как в инструкции). 4. PROFIT !

В случае труднодоступности данной пасты в Вашем регионе её можно изготовить самому. Вот пара вариантов:

Краска и стружка. Стружка «добывается» из медно-латунного бруска напильником. Краска желательно красная, под цвет нитей. Смешиваем стружку с краской (50/50) до тестообразного состояния. Делаем трафарет из изоленты (скотча). Включаем обогрев, по трафарету наносим смесь. О том, что «есть контакт» вы услышите по реакции в месте ремонта. Это должно быть лёгкое шипение. Всё. Можно ехать сразу.

Клей и стружка. Подобный способ получения токопроводящей массы – применение вместо краски клея, например БФ – 2. И в том, и в другом случае. Если участок обрыва токопроводящей нити достаточно большой, то для надёжности можно использовать тонкий проводок (жилу).

Источник: www.drive2.com

Возможные варианты ремонта

Все описанные выше поломки, из-за которых не работает обогрев заднего стекла ВАЗ 2114, достаточно распространены и устраняются без особых дополнительных затрат и усилий. Гораздо более серьезной проблемой является повреждение самого нагревателя, а именно обрыв его нагревательных проводов.

Если это произошло, вы можете решить проблему несколькими способами:

  • самостоятельно ремонтирует порванные нитки;
  • установить небольшой съемный нагреватель, подключенный к прикуривателю;
  • установить полноценный стеклопакет с вентилятором.

Если токопроводящие нити обрываются, лучший вариант — восстановить их. Установка дополнительных ТЭНов в автомобиль позволяет значительно увеличить нагрузку на его бортовую сеть.

Чтобы найти точную точку разрыва, следует внимательно осмотреть все пряди под лупой.

Обнаружив отключение электричества, можно попробовать сбросить обогрев одним из следующих способов:

  1. Соедините очищенные участки пастой из токопроводящего материала.
  2. Соединить тонкой металлической опилкой. Для этого на отрыв прикладывают опилки, а с другой стороны стекла помещают мощный магнит, который будет временно удерживать их. Пока опилки притягиваются к магниту, вы должны быстро нанести на них слой краски или клея типа BF.
  3. Припаяйте точку излома при помощи ПОС-18 или аналогичного припоя (с низким содержанием олова).
  4. Зафиксируйте щель специальным клеем для восстановления нагревательных проводов (следует отметить, что встречается довольно редко и встречается не во всех автосалонах).

Завершив ремонт таким простым способом, можно полностью восстановить работу системы обогрева стекла даже при наличии многочисленных поломок.

Повреждение нитей

Электрические полосы выступают проводниками тока, немного нагреваясь за счет сопротивления (ленты соединены параллельно — напряжение распределяется равномерно). При повреждении даже одной согревающей полосы в системе перестает циркулировать ток — обогрев не работает.

Для восстановления нагревающихся полос понадобится купить специальный ремонтный комплект в автомагазине (не берите самый дешевый, чтобы не нарваться на товар низкого качества).

В набор входят:

  • специальный клей с высокой электропроводимостью (выбирайте по цвету так, чтобы “отреставрированный” участок не выделялся);
  • кисточка для его нанесения;
  • скотч для обозначения границ.

Находите место разрыва цепи (часто повреждения механические). Изучите инструкцию восстанавливающего набора, обратите внимание на время высыхания и рекомендованный способ нанесения. Подготовьте нарушенный участок к ремонту — протрите его спиртом при помощи безворсовой чистой тряпки (удаляем грязь и жир). Наклейте полоски скотча в области разрыва с двух сторон ленты (оставляйте соответствующую ширину). Нанесите спецсредство в несколько слоев (количество смотрите в инструкции). Даем клею высохнуть — часто достаточно суток. После этого снимите скотч и проверьте работу узла.

Такой способ подходит для ремонта обогрева заднего стекла в отечественных авто (например, ВАЗ 2114, ВАЗ 2112, ВАЗ 2107, ВАЗ 2109, Лада Гранта).

Существует еще два альтернативных метода восстановления обрыва:

  • При помощи металлических опилок. Вам понадобятся опилки, магнит и прозрачный клей (желательно еще скотч). Описание процесса: закрепите магнит на обратной стороне, с внутренней стороны насыпьте опилки на поврежденное место. Прилепите скотч под нижней частью полосы, чтобы не дать металлической стружке сползти. Сверху фиксируем материал клеем. Даем ему высохнуть. Готово!
  • Здесь суть в том, что используют смесь стружки цветных металлов с краской. Эта субстанция по плотность должна быть идентична пластилину. Далее фиксируем скотч, как в предыдущем варианте, и нагреваем. Наносим материал на поврежденное место и ждем полчаса (шипение — норма). Дайте еще час стеклу остыть перед использованием обогрева в полной мере.

Полезное видео

Для получения дополнительной информации посмотрите видео ниже:

  • Печка ВАЗ 2114 — плохо греет, не греет, не работает. Причины неисправностей.
  • Регулировка, тюнинг фар ВАЗ 2114 своими руками
  • Замена и ремонт стартера ВАЗ 2110

Не работает обогрев заднего стекла на стекле, с одной стороны оторвана заноза, а с другой — осколок стекла, а не ручка, что делать как подключить какой и где нужен кабель, где подключить плюс и где меньше

Проверил все предохранители, кнопку зажигания, сам провод подогрева, все проверил тестом, завел двигатель, думаю это реле 9043747, если это реле, как заменить автомобиль Лада 2114? Помогите если есть возможность!

Хорошая видимость важна для безопасной эксплуатации автомобиля. В осенне-зимний период из-за перепада температуры воздуха стекла запотевают, и видимость через них ухудшается. Вопрос прозрачности стекла особенно актуален в ночное время, когда видимость и так оставляет желать лучшего.

Эффективный способ борьбы с запотеванием автомобильных стекол — их утепление. Лобовое стекло обычно нагревается прямыми потоками горячего воздуха. Как правило, обогрев заднего стекла и зеркал заднего вида осуществляется с помощью электричества. Со стороны салона на поверхность стекла нанесены токопроводящие дорожки из высокопрочного металла в виде тонких лент. Когда через них протекает электрический ток, выделяется тепловая энергия. Стекло нагревается, и вода испаряется. Через несколько минут стекло становится прозрачным.

Обогрев лобового стекла. Своими руками любого автомобиля

Ну что ребята зима во всю свирепствует, выпадает снег, лед лежит на дорогах, машину нужно прогревать по утрам, в общем некомфортная погода. Но наверное каждый из нас с утра, боролся с обледенением лобового стекла автомобиля. Лично я никогда не забуду ледяной дождь, который превратил мой авто просто в большую льдинку! Однако сосед по стоянке пришел, запустил двигатель, включил обогревы стекол (переднего и заднего), через 3 – 5 минут у него они оттаяли, и он спокойно уехал. А вот мне пришлось торчать на стоянке около 30 минут и ждать пока 2 – 3 сантиметровый слой льда растопит печка. Эх, сделать бы самому подогрев спереди! А знаете ведь это реально …

Сейчас уже многие автомобили, так называемые – «адаптированные для России», уже идут с нитями в лобовом стекле, которые его и подогревают! Очень удобно и очень нужно как я считаю – именно для нашей холодной страны. Исчезают проблемы отскабливания щеткой льда.

Но вот у многих японских, немецких (и прочих) производителей таких элементов просто нет! Они заточены под более-менее мягкий климат, а поэтому инженерам даже в голову такое не приходит! Хотя мы в этом нуждаемся.

Для начала как работает классический обогрев

Как мы знаем стекло автомобиля, особенно лобовое и заднее состоит из двух слоев, между ними находится клейкий состав обычно похожий на пленку.

В обычном варианте внутри больше ничего нет, но вот в стекле с подогревом на средней пленке, устанавливают мелкие проводки нагревательного элемента, настолько мелкие – что их с расстояния в полметра просто не разглядеть (то есть они вообще не мешают вождению). Как вы, наверное догадались, на них поступает электрический ток, они нагреваются и способствуют оттаиванию всего стекла. Очень удобно. Но не на всех марках и моделях это реализовано.

Поэтому появляется вопрос, а можно ли установить своими руками? Оказывается можно, есть несколько решений этого вопроса.

Любое стекло с подогревом

Да, да вы не ослышались, это самый простой и эффективный путь. Дело в том, что сейчас многие компании, которые делают неоригинальные запчасти, уже давно штампуют стекла с нитями почти на любую модель, как правило, это Китайские компании.

Помимо приобретения и установки, вам нужно будет проложить проводку и сделать выключатель. Но думаю это не проблема, многие сажают на подогрев заднего стекла. То есть при включении, обогреваются сразу обе стороны передняя и задняя. Конечно, это не дешево, на рядовую иномарку класса «B» или «С», может достигать до 10000 рублей. А если ставите оригинал (такое тоже бывает – например, на комплектациях уровнем выше идут обогревы), то цена может доходить до 30000 рублей и это без учета работы и проводки электрики! Зато зима нам нипочем! Также польза и в осеннюю погоду, когда стела потеют.

Полоски обогреватели

Однако, если положить руку на сердце – то не на все автомобили бывают такие «лобовухи», на некоторые не найти, даже китайские, например я сколько не искал (на свой Chevrolet AVEO) так и не нашел! Поэтому нужно довольствоваться малым.

Под малым я имею в виду обогрев зоны дворников, если взять его достаточно мощный, то он способствует быстрому оттаиванию всего стела. Так как же это реализовать?

Давно уже на рынке существуют клеящиеся полоски, зачастую они прозрачные, а зачастую нет. Просто приклеиваем их снизу около панели, проводку прячем под пластик, и опять же подключаем к заднему обогреву.

Таким образом – нижняя часть, которая всегда во льду (снегу), будет быстро оттаивать, а затем остальное полотно будет «добить» печка автомобиля. Лично я сам много раз видел такую конструкцию, работает очень эффективно. Также отрадно, что выпускают и наши Российские производители, полоска берет не очень большую мощность – примерно 14 – 20 Вт, зависит от толщины и длины. Установить можно своими руками, тут сложного ничего нет, просто приклеиваем в нужной зоне, и подключаем.

Электрическая схема подключения обогревателя

Чтобы успешно провести диагностику и ремонт системы обогрева заднего стекла автомобиля на профессиональном уровне, необходимо знать схему подключения отопителя и понимать принцип его работы.

На фото типовая схема подключения заднего стекла автомобиля к бортовой проводке. Давайте рассмотрим, как это работает.

Напряжение питания с положительной клеммы аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и предохранители поступает на выключатель нагревателя и на силовой контакт 30 (или 87) реле. Отрицательная клемма аккумуляторной батареи подключена к кузову, одна из клемм обогревателя стекла также подключена к кузову. При нажатии кнопки питания нагревателя на обмотку реле подается напряжение, реле активируется, силовые контакты замыкаются и соединяют клеммы 30 и 87 реле вместе. Ток поступает в нагреватель, проходит по группе проводов, соединенных параллельно, и возвращается через корпус к отрицательной клемме аккумулятора.

Неисправности обогревателя заднего стекла

Функциональность обогревателя заднего стекла игнорируется, пока стекло не запотевает или не замерзает. После включения обогрева внезапно выясняется, что через несколько минут стекло не стало прозрачным или видимость появилась только через часть стекла. В зависимости от внешнего проявления даже без средств измерений можно сразу сделать предположение о причине поломки.

Обращаем ваше внимание, что обогрев заднего стекла и зеркал заднего вида можно включить только тогда, когда ключ зажигания находится в положении ON. В некоторых моделях автомобилей обогреватель можно включить только при работающем двигателе. Это сделано во избежание сильного разряда аккумулятора, так как обогреватель заднего стекла в зависимости от модели автомобиля потребляет ток от 10 А до 25 А. Для сравнения, автомобильная фара потребляет ток всего 5 А.

Обогреватель не включается

Если индикатор на кнопке включения обогрева заднего стекла не загорается после нажатия на нее, то, скорее всего, перегорел предохранитель или неисправен сам ключ. Если индикатор горит, но не нагревается ни один провод, причиной неисправности может быть реле или разъемы для подключения ТЭНа к проводке. В этом случае по документации на конкретную модель автомобиля необходимо определить расположение этих деталей и заменить неисправную. Не всегда удается быстро найти место установки реле, но есть способ косвенно проверить его работоспособность, о чем пойдет речь ниже.

Стекло медленно отпотевает

Иногда бывает, что после включения обогрева стекло потеет на время, значительно превышающее несколько минут. В этом случае, если на улице не очень холодно, причина может заключаться в плохом контакте одного из разъемов электрической схемы. В результате увеличивается контактное сопротивление, ограничивается ток и, как следствие, мощность, выделяемая на нити стеклянного нагревателя, уменьшается. Для проверки наличия такой неисправности необходимо измерить напряжение на входных выводах ТЭНа и АКБ вольтметром постоянного тока (мультиметром или циферблатным тестером, включенным в режим измерения постоянного напряжения). Напряжения не должны отличаться более чем на один вольт.

На стекле остаются горизонтальные полосы запотелости

И, наконец, самый частый случай неисправности системы обогрева заднего стекла автомобиля, обрыв одного или нескольких проводов обогревателя, приложенного непосредственно к стеклу. Этот вид неисправности сразу виден по горизонтальной полосе остаточного запотевания на стекле после включения ТЭНа.

Токопроводящие дорожки на заднем стекле имеют низкую механическую прочность и легко разрушаются при контакте с ними. Поэтому запрещается удалять скребком наледь и лед со стекла. Очищайте только мягкой тканью. Также необходимо следить за тем, чтобы при транспортировке крупных предметов они не упирались в заднее стекло. Как правило, отдельные нити нагревателя перестают работать из-за их случайного механического разрушения. После включения обогрева в области поврежденного провода остаются полосы тумана или инея.

Во время ремонта квартиры я таскал в машине плинтусы напольные и не заметил, как один из них прислонился к заднему стеклу. Спустя время, когда нужно было утеплить заднее стекло, я увидел результат своей невнимательности. Две полосы отопителя, проходящие через центр стекла, не перегревались, что сильно ухудшало видимость дороги. При визуальном осмотре на нефункционирующих полосах был обнаружен зазор шириной примерно 1 мм, как на фотографии. Встал вопрос о необходимости ремонта обогрева заднего стекла.

Когда нужен ремонт других компонентов системы обогрева?

В 95% случаев в неисправностях обогрева заднего стекла виноваты именно обрывы нитей. Поэтому мы подробно остановимся на том, как исправить именно эту проблему. Но возможны и другие варианты неисправностей системы. О них вам тоже следует знать.

В каком случае необходим ремонт контактов обогрева заднего стекла

Если кнопка системы обогрева включается и светится, а ни одна нить не греет, то скорее всего проблема в реле или в контактах обогревателя. Реле нужно найти в схеме электрооборудования вашего автомобиля и проверить его работоспособность мультиметром. Если неисправно — заменить. Если реле рабочее — проверить контакты.

Контакты системы обогрева находятся у двух токопроводящих шин, которые расположены по бокам заднего стекла. Часто они спрятаны за уплотнительными элементами и вы не можете увидеть место контакта нитей и шин, не сняв уплотнитель.

Зная схему системы обогрева, легко понять какая шина соединена с массой, а на какую подается напряжение. Например, у Рено Логан токоподающая шина расположена справа, если смотреть сзади автомобиля. Но даже если такой информации у вас нет, то просто измерьте напряжение на проводке перед шинами: на массе будет 0В, на плюсовой 12В.

Дальше возможны следующие варианты:

  1. Если шина исправна (мультиметр показывает 12В на токоподающей), а стекло не греется, то проблема в нитях.
  2. Если на топокодающей шине нет напряжения, нужно ремонтировать ее контакты.
  3. Если обе шины показывают 12В, то нужно ремонтировать контакты на шине с массой.

Ремонт выполняется с помощью токопроводящего клея. Компания Permatex предлагает для этого профессиональный набор «Ремонт контактов обогрева заднего стекла» под артикулом 213515.0.

Сначала нужно очистить и обезжирить поверхности, после чего аккуратно удалить пленку с контактов наждачной бумагой. Затем протрите салфеткой-активатором все поверхности и оставьте высохнуть на пять минут. После этого нанесите одну каплю клея и крепко прижмите поверхности друг к другу на несколько секунд. Включить и проверить работоспособность системы можно будет через 24 часа.

Когда требуется ремонт кнопки обогрева заднего стекла

Если не включается световой индикатор кнопки включения обогрева и система не работает, то проблема в предохранителе или в самой кнопке.

Сначала нужно проверить предохранитель. Например, у Дэу Ланос он маркируется как F7/30 на плане блока предохранителей в моторном отсеке, как и у Chevrolet Lacetti (схема). Если он неисправен — заменить.

Затем нужно проверить саму кнопку. Для этого ее придется вытащить из посадочного места и принудительно закоротить контакты. Если система заработала, проблема в кнопке и ее нужно заменить. Но скажем честно это одна из самых редких неисправностей системы. Кроме нитей, чаще всего проблема в реле, либо в предохранителе, или же в контактах шин.

Как найти место обрыва нити обогрева стекла

Определить, какой провод нагревателя в рифе, несложно, так как в зоне его прохождения запотевание не исчезает при работе нагревателя. Поэтому, чтобы при ремонте легко найти неисправную резьбу, желательно пересчитать количество ниток сверху вниз и запомнить, какая из них находится в обрыве, чтобы затем при визуальном осмотре попытаться найти место ее повреждения. Но обрыв нити настолько мал, что визуально обнаружить его невозможно. Так в поисках поможет вольтметр постоянного тока, омметр или индикатор напряжения. Чтобы быстро найти место неисправности в ТЭНе, нужно представить, как он работает и работает.

Устройство нагревательного элемента системы подогрева стекла

Возникает закономерный вопрос, почему так получается, что только одна или несколько ниток в нагревателе не работают, а остальные работают? Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо ознакомиться с конструкцией нагревательного элемента.

Нагревательный элемент заднего стекла автомобиля устроен следующим образом. По бокам заднего стекла прикреплены две токопроводящие шины 1 и 2. К этим стержням прикреплены жилы из высокопрочного материала. Каждая из жил имеет сопротивление примерно 10 Ом. Количество ниток зависит от высоты стакана. Таким образом, каждый провод представляет собой отдельный нагревательный элемент, работа которого не зависит от других. Применяется параллельная схема подключения нагревательных элементов. Такая схемотехника обеспечивает высокую надежность работы ТЭНа, поскольку обрыв одного или нескольких проводов не приводит к полному прекращению его работы.

Поиск обрыва нити обогревателя с помощью вольтметра

Для работы понадобится любой вольтметр постоянного тока с пределом измерения 15 В. В качестве вольтметра подойдет любой тестер с круговой шкалой или цифровой мультиметр. Перед началом работы нужно включить ТЭН.

Поскольку одна из шин ТЭНа подключена к кузову автомобиля, отрицательный вывод вольтметра можно подключить к кузову автомобиля; подойдет любой винт или болт, вкрученный непосредственно в корпус. Клипса «крокодил» удобнее прикреплять к скобе замка крышки багажника».

Так как визуально с прозрачным стеклом сложно узнать, нагревается ли ТЭН, то прикоснувшись к плюсовому щупу вольтметров на шине 1, а затем на шине 2, сразу поймешь. На шине 1 должно быть +12 В, а на шине 2 — 0 В. Возможно, левая шина вашего автомобиля заземлена, а правая шина запитана напряжением питания. Если к шинам нет доступа, измерения можно провести, прикоснувшись к любому из проводов щупом в точках соединения с шинами, то есть там, где они выходят из резинового уплотнения. На фото это точки 1 и 5.

С помощью вольтметра легко определить, какая часть системы отопления неисправна. Если ТЭН включен, индикатор питания на кнопке горит, а на шине 1 12 В, но подогрева нет, значит проводка на шине 1 исправна. Если на шине 1 нет напряжения, значит, плохой контакт в выводе питания питающего напряжения на шине 1, либо неисправно реле. Если 12 В присутствует не только на шине 1, но и на шине 2, необходимо поискать плохой контакт в клемме для подключения кабеля к шине 2 или в цепи подключения кабеля к массе автомобиля.

Поиск места обрыва нити

После проверки системы питания нагревателя можно приступать к определению места обрыва нагревательного провода. Провод представляет собой сопротивление ленты около 10 Ом, поэтому величина напряжения в разных его точках имеет разную величину. Следовательно, в точке 1 напряжение будет 12 В, в точке 3 — 6 В, а в точке 5 — 0 В. Поэтому, даже не зная, какой из проводов находится в обрыве, его можно легко определить, измерив напряжение в середине длины всех ниток. На разорванных проводах напряжение будет 12 или 0 В. Если напряжение 12 В, точка излома слева, а если 0 В, то справа.

Теперь просто медленно поднесите щуп к обрыву, вместо резкого изменения напряжения и будет разрыв. Например, на фото это отрезок нити между 6 и 7 точками.

Поиск места обрыва нити с помощью омметра

С помощью мультиметра или стрелочного тестера в режиме измерения сопротивления «title =» Как измерить «> тоже можно успешно найти место обрыва провода. Заземление, не получится.

Если обрыв провода неизвестен, необходимо подключить один конец щупа омметра к клемме заземления, а вторым по очереди прикоснуться к центру проводов нагревателя. Провод, на котором омметр покажет сопротивление, вдвое больше и будет в обрыве. Для справки: сопротивление всех проводов по отношению к шине 1 или шине 2 должно составлять 2–3 Ом. В случае обрыва нити накала омметр покажет 4-6 Ом.

При обнаружении поврежденного провода необходимо переместить наконечник зонда из центра в любую сторону. Если сопротивление увеличивается по мере того, как зонд движется к шине 1, то разрыв происходит в зазоре между шиной 1 и точкой контакта зонда. Например, в точке, обозначенной точками 1 и 2. Как только щуп пройдет разрыв, сопротивление резко упадет в несколько раз. Если сопротивление уменьшается, это означает, что обрыв провода происходит между щупом и шиной 2. Например, в точке, обозначенной точками 3 и 4. Затем необходимо переместить щуп в сторону шины 2, и когда сопротивление резко упадет, в этот момент будет пауза.

Найдите место обрыва резьбы с автомобильным зондом-тестером

При отсутствии вольтметра или омметра найти точку обрыва нити накала нагревательного элемента можно с помощью самодельного пробника автомобильного тестера, состоящего из одиночного светодиода и токоограничивающего резистора. Тестер для себя сделал очень давно, хотя измерительные приборы есть. Самодельный автомобильный тестер всегда находится в бардачке моей машины, и мне приходилось пользоваться им не раз.

Обнаружение обрыва провода с помощью щупа тестера ничем не отличается от поиска с помощью вольтметра. Индикатор в этом случае будет не стрелкой или цифрой, а свечением светодиода.

Перед тем как начать поиск поврежденной нити накала с помощью щупа, на ТЭН необходимо подать питающее напряжение. Сначала проверяется наличие напряжения на шине 1, светодиод должен гореть, если светодиод не горит, значит ошибка кроется в цепи питания блока питания. Далее проверяется напряжение на шине 2, светодиод не должен загореться, если он горит, значит неисправен контакт в месте подключения провода к шине или корпусу.

Чтобы найти место обрыва нити нагревателя, нужно медленно, слегка касаясь нити, провести ее вдоль конца щупа. В точке, где светодиод гаснет или загорается и происходит обрыв провода. Например, на шаге 6 светодиод тестера загорится, а на шаге 7 — нет. В моем случае обрывы проводов были большие, и тестер пригодился только для проверки качества ремонта.

Как найти поломку

Чтобы выяснить точно, каковы причины отказа, понадобится только стандартный вольтметр, который должен быть у всякого уважающего себя автолюбителя. Путем несложных манипуляций с этим измерительным прибором неполадка будет выявлена очень скоро.

Начать проверку нитей нагревательного элемента следует с таких действий:

  • металлические наконечники щупов оборачивают оловянной фольгой (это позволит избежать повреждения дорожек);
  • включают зажигание;
  • проверяют, нажата ли кнопка обогрева;
  • один щуп прикладывают к плюсу нагревательного элемента, укрепленного на заднем стекле;
  • второй устанавливают примерно в центре нити.

Если прибор показывает 6 вольт, то это означает, что на данном участке нет повреждений. В случае если тестер выдает 12 вольт – разрыв находится где-то на отрезке между щупами.

При наличии 10 вольт можно с уверенностью говорить о том, что разрыв расположен между минусом и центром дорожки. В этой ситуации более точно определить, где находится повреждение, позволит подключение одного щупа к отрицательному выходу. В то же время второй необходимо аккуратно вести вдоль по нитке от плюса к противоположному концу. О нахождении точного места разрыва свидетельствует повышение напряжения с нуля до 5 вольт.

Если под рукой не оказалось вольтметра, то разрыв также нетрудно будет найти и визуально. Для этого потребуется подождать, когда стекла в автомобиле запотеют, и только тогда включить обогрев. Там, где дорожка сохранила работоспособность, влага начнет заметно испаряться. На обесточенных участках конденсат останется. Вот эти отрезки нагревательного элемента и нужно будет подробно осмотреть. Для этого потребуется увеличительное стекло.

Если обогрев полностью вышел из строя, его можно заменить съемной моделью, которая крепится к стеклу на специальных присосках. Его подключают к электросети автомашины, как и многие другие приборы, через прикуриватель.

Также есть в продаже модификации, в которых установлен добавочно вентилятор. Но такой вариант не очень практичен, поскольку требует слишком много электричества.

Способы ремонта нитей нагревательного элемента

Восстановить работоспособность нагревательного провода в домашних условиях можно несколькими способами.

С помощью токопроводящих паст и клеев

Самый простой и эффективный — с помощью специальных ремкомплектов, например DONE DEAL DD6590, предназначенных для ремонта резьбы и контактов обогрева заднего стекла как любителями, так и профессионалами. Метод хорош тем, что не требует инструментов и материалов. Достаточно нанести немного токопроводящей пасты согласно прилагаемой инструкции на место обрыва нити шприца, дождаться затвердевания пасты и завершения ремонта. Но стоит такой набор больше 15 долларов.

Второй способ аналогичен предыдущему. Но вместо фирменного набора используются покупные токопроводящие клеи, например, . На место обрыва нити наносится клей, перекрывая всю часть нити на один сантиметр с каждой стороны. Для получения аккуратного вида используется трафарет из изоленты или скотча. Для надежности клей наносится дважды. Между слоями токопроводящего клея рекомендуется проложить кусок луженой медной проволоки диаметром 0,3-0,5 мм.

Считается, что токопроводящую пасту или клей для ремонта проводов стеклянных обогревателей можно изготовить самостоятельно, смешав краску или клей с латунными опилками в соотношении один к одному. Полученный состав наносится через трафарет тонким слоем до обрыва нити в несколько слоев. Но надежность этой технологии не подтверждена практикой.

Гальваническим осаждением меди

Другой метод — гальваника меди. Интересно смотрится метод ремонта нити накала нагревателя. Но по личному опыту могу сказать, что надежность таких покрытий в домашних условиях невысока. Поэтому я не решился использовать эту технологию.

С помощью пайки мягким припоем

Широкое распространение получил механический метод восстановления целостности нитей обогревателя заднего стекла методом мягкой пайки. Надежность этого метода мною проверена при ремонте нитей обогрева заднего стекла в моей машине. Приведенные ниже пошаговые инструкции, написанные на основе моего опыта, позволят вам легко отремонтировать провод нагревателя самостоятельно за считанные минуты практически без финансовых затрат.

По совету интернет-теоретиков совершил большую ошибку, пробовал зачистить нить наждачной бумагой. В результате вместо обрыва нити шириной 1 мм произошел обрыв более 1 см. Лента нити очень тонкая, всего в пару десятков микрон и стирается даже с тончайшая наждачная бумага с зернистостью, мгновенно. Однако провода нагревателя ничем не прикрыты, и достаточно обезжирить место сварки тряпкой, смоченной спиртом или ацетоном.

Если ширина обрыва провода менее 1 мм, можно обойтись без пайки дополнительного проводника. В моем случае ширина зазора была большой, и мне пришлось заранее подготовить кусок медной проволоки для перемычки. По проводнику нагревателя протекает ток около 1 А, исходя из этого подбираем провод сечением 0,17 мм 2, что соответствует диаметру 0,45 мм, согласно таблице сечений провода. Длина медной перемычки должна быть равна ширине обрыва провода плюс 2 см. Перед пайкой перемычку необходимо залудить толстым слоем оловянно-свинцового припоя ПОС-61. Лудить провод нагревателя не нужно.

Чтобы припой надежно прилегал к проводу нагревателя, перед пайкой перемычки смажьте провод в зоне пайки кисточкой с тонким слоем флюса из хлористого цинка.

После этого перемычка прижимается к нагревательному проводу и в течение секунды нагревается паяльником на 12 Вт. Рука отводится в сторону. Джемпер следует держать на веревочке. Пытаться вытащить его для проверки качества припоя недопустимо, он отвалится и оторвет кусок провода нагревателя. К сожалению, это было проверено эмпирически. В результате экспериментов пришлось паять перемычку длиной 5 см.

После припаивания одного конца перемычки другой плотно прижимается к проводу, а также нагревается паяльником. По окончании сварки для удаления остатков кислотного флюса стекло тщательно промывают водой.

Напоследок, для надежности, даже если в этом нет необходимости, приваренный сверху перемычку я покрыл прозрачным суперклеем «Момент» на основе цианоакрилатов, термостойкость которого составляет около 70 ° С. Нагреватель не нагревается до вышеуказанного температура.

В итоге время на ремонт обрыва резьбы своими руками с учетом всех подготовительных работ составило не более десяти минут. Отремонтированные резьбы находятся в эксплуатации более трех лет.

Устраняем обрыв

Залатать обрыв в целом – нетрудная задача, и решают ее несколькими способами. Чаще всего применяют электропроводящую пасту. Перед ремонтом необходимо будет закрепить место обрыва клейкой лентой (двумя кусочками – по одному на каждый фрагмент дорожки). Концы нити зачищают и промывают обязательно спиртом. Затем на них наносят пасту и оставляют сохнуть по крайней мере 24 часа.

Также восстановить работоспособность обогревающего элемента заднего стекла можно и при помощи:

  • клея (типа БФ);
  • металлических опилок;
  • магнита.

Опилки довольно легко сделать и самостоятельно воспользовавшись напильником. В свою очередь, магнит подойдет какой угодно. Его нужно разместить на внешней стороне окна, а металлическую пыль – на внутренней, где находится нагревательный элемент. Затем стык остается обработать клеем и лаком. Допускается использовать также любую масляную краску.

Достаточно эффективно чинится обогрев паяльником. Здесь понадобится припой, содержащий малое количество олова (к примеру, ПОС-18), вместо флюса берут в таком случае хлористый цинк. Но данный способ подойдет, только если обрыв маленький. Заполнять большой участок придется при помощи проволоки или медной либо серебряной.

Кроме того, нужно отметить, что сейчас в магазинах есть также особые клеевые составы для ремонта нитей обогрева. Но по какой-то причине они в настоящее время спросом не пользуются.

Подробнее разобраться с тем, как чинить испорченный обогрев на заднем стекле, поможет видео, приведенное ниже:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]