Система охлаждения, встроенная в силовой агрегат популярного отечественного бестселлера Lada Granta, имеющая 8 клапанов, имеет традиционную конструкцию. Среди важнейших компонентов этого агрегата — помпа (помпа). Предлагаемые в «плане комплектации для грантов модификации двигателя» имеют следующие заводские обозначения:
- «ВАЗ-11183»;
- «ВАЗ-11186»;
- «ВАЗ-21126» (то же для АКПП);
- «ВАЗ-21127».
Замена помпы должна проводиться правильно, выбор нужно делать исходя из данных в каталогах. Правильный выбор детали — очень важный аспект безопасности двигателя, так как «безопасность» ремня ГРМ зависит от насоса (его функциональности). Что ж, какой насос выбрать — решать вам.
Далее уточним каталожный код рассматриваемого компонента. Выглядит это так: 21114-1307010-00 или 21114-1307010-01.
проверить степень износа изделия и необходимость его замены можно собственными ручными манипуляциями. Для этого можно ограничиться визуальным наблюдением. Если эта мера не приводит к желаемому результату, элемент необходимо разобрать, чтобы окончательно убедиться в наличии трещин или износа. В этом случае необходимо заменить насос.
Далее остановимся на характеристиках, наличие которых «классифицирует» элемент как не подлежащий использованию:
- шум, создаваемый изношенным подшипником;
- признаки протечек, свидетельствующие о повреждении уплотнителей;
- при обнаружении износа или поломки крыльчатки этот факт будет подтвержден недостаточной циркуляцией жидкости в контуре охлаждения (повышением температуры);
- появление осевого люфта на валу также может достоверно свидетельствовать о «мертвом» подшипнике.
Все это сигнализирует о необходимости замены помпы.
Назначение и рекомендации
Насос служит для обеспечения правильной и достаточной циркуляции жидкости в контуре охлаждения двигателя Лада Гранта, имеющего 8 клапанов. Элемент требует проявления периодического внимания, что позволит системе работать длительное время без внезапных и неприятных сюрпризов. Игнорирование управляющего воздействия может привести к внезапному повреждению, а это неизбежно приведет к перегреву двигателя.
Качественный продукт положительно сказывается на работоспособности системы отопления Лада Гранта 8-клапанного варианта. Наличие подделок очень распространено, поэтому стоит заранее убедиться и обсудить с продавцом, когда возвращать некачественный товар.
Какой насос выбрать? Для модели Lada Granta рекомендуем выбирать 8-клапанную помпу между двумя производителями, заслужившими доверие автомобилистов, а именно:
- ТЗА (Тольяттинский инертный (Луганский завод автомобильных радиаторов).
Важный аспект выбора — сделать акцент на цветах, которые присутствуют на корпусах оригинальной продукции. Также будет полезно сравнить канавки и ребра жесткости, сделанные на крыльчатке. Рекомендуем внимательно сверить весь перечень маркировок и надписей с теми, что есть на оригинальных товарах.
Сегодня рынок может предложить внушительный ассортимент этой продукции для Lada Granta, имеющей 8 клапанов. Гарантированный вариант избежать столкновения с подделкой — взять с собой оригинальную помпу. Отсутствие опыта «общения» с запчастями у такого самолета может сыграть с покупателем плохую шутку.
Какой насос выбрать все-таки? Приобрести помпу можно у официального дилера, а если такая опция недоступна, ниже приведены рекомендации для следующих аналогов с ценовым параметром:
- «ТЗА» (код 21116-1307010-00) по цене 815-1100 руб.;
- «ЛУЗАР» (№ 21116-1307010-00), в районе 1240 руб.;
- «Крафт» с ценой около 1550 руб.;
- «HEPU», самый дорогой вариант (1800 руб.).
Бытует мнение, что «оригинал» можно найти на рынке по сомнительной цене, от 500 руб. Однако подлинность продукта не может быть гарантирована, поэтому только покупатель несет ответственность за осмотрительность этого шага.
Как заменить деталь на 8-ми и 16-клапанном агрегате?
Для процесса ремонта, то есть при замене насоса, необходимо обзавестись простейшими инструментами, а именно:
- разные отвертки;
- клавиши размером «10» и «17».
- Отключите бортовое питание от аккумуляторной батареи.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в традиционное положение ВМТ на модели LADA Granta.
- Ролик натяжителя разбираем вместе с ремнем ГРМ, предварительно отключив его натяжение.
- Снимаем шкив с коленчатого вала.
- Снимаем крышку, защищающую приводной распределитель.
- Откручиваем болты крепления помпы. Не забывайте о предварительном сливе жидкости!
- Извлекаем насос из полости корпуса моторного агрегата (отверткой).
- Не забывайте об обязательной замене прокладки!
- Устанавливаем новый продукт на месте, соблюдая его правильную ориентацию (цифра вверх).
Важно! Коленчатые валы (ГРМ и коленвал) не проворачиваем, чтобы не сломать этикетку.
Признаки и причины поломки
Опознать поломку детали можно по таким признакам:
- недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости и как следствие — частый перегрев мотора;
- наличие подтеков в месте крепления помпы.
гул подшипников в месте крепления насоса;
Данные маркеры свидетельствуют о наиболее вероятных причинах неисправностей в помпе «Гранты»:
- износ или повреждение подшипника;
- порча сальника;
- изношенность уплотнительной прокладки;
- излом крыльчатки помпы.
В большинстве случаев деталь становится не пригодной для капитального ремонта и требует полноценной замены. Игнорирование неполадок помпы ведет к замене ремня ГРМ, замене комплектующих шатунно-поршневой группы. Также может потребоваться замена клапанов и вкладышей.
Замена помпы завершена
Отметим, что 8-клапанные агрегаты Lada Granta страдают от риска обрыва ремня из-за заклинивания ранее диагностированной и замененной помпы. На этих агрегатах ресурс насоса близок к 80 тысячам ходов, с гарантией, равной одному году. Здесь следует быть внимательным и выбирать только качественные запчасти.
Среди владельцев Лада Грант существует разногласие по поводу необходимости покрытия новой прокладки герметизирующим составом или отсутствия необходимости в таком действии. Производители насосов заявляют, что в этом нет необходимости! Многие мастера пренебрегают этим постулатом и добавляют герметик, объясняя это лучшей герметизацией охлаждающего канала, в котором находится насос.
При замене акцентируем внимание на некоторых важных аспектах:
- не выдувайте шпонку шкива распределительного вала;
- блокируем коленчатые валы после снятия ремня, исключая их вращение.
Двигатель ВАЗ-21116
Последствия обрыва ремня ГРМ на восьмиклапанном двигателе ВАЗ-21116. На поршнях отчетливо видны следы от удара клапанов.
Последствия обрыва ремня ГРМ на восьмиклапанном двигателе ВАЗ-21116. На поршнях отчетливо видны следы от удара клапанов.
И ежу ясно: если вовремя менять ремень, натяжные ролики и помпу, то риск получить разруху, уж если и не будет сведен к нулю (поправка на некачественные комплектующие), то станет существенно меньше.
Особенность замены на 8-клапанных версиях «ВАЗ» («11183» — 82 л с и «21116» — 87 л с.)
Перед заменой насоса мы обеспечиваем наличие инструментов, аналогичных по составу рассмотренной ранее процедуре.
- В соответствии с техникой безопасности отключаем аккумулятор.
- Сливаем жидкость из контура охлаждения.
- Действуем по указанной выше последовательности.
Процесс очень похож на действия на 16-клапанной версии LADA Granta. Единственное отличие будет заключаться в креплении крышек раздачи. Помните при замене помпы о необходимости замены прокладки, что позволит получить чувство безопасности в плане обеспечения достаточной герметичности системы на автомобиле LADA Granta.
В большинстве случаев материал прокладки — паронит. Желательно не пренебрегать и покрыть прокладку герметиком.
Подводим итог
Теперь вы знаете, какой насос выбрать лучший. Они стремятся оперативно диагностировать и заменять насос охлаждающей жидкости на LADA Granta. Используйте только качественные изделия, которые позволят сборочным элементам работать долго и правильно. Не поленитесь сравнивать разные товары в разных предложениях, это разумное действие с точки зрения выбора лучшего варианта.
Лада Гранта 2012
- Спасибо вам всем! Уверен, что данная статья будет очень полезна владельцам Lada Granta с двигателем 21116, установленным на автомобили с пакетом «норма». До этой статьи их было 3, я удалил их и решил написать эту, чтобы не путать хронологию событий!
Начнем с того, что моей машинке исполнился год. В этом году было мало приятного и мало. Я пробежал 31 тысячу километров. Основной пробег по МО Кашира, Ступино, Москва, несколько выездов в Тулу.
Меня давно мучает странный стук двигателя на холодном. Особой паники я не вызвал, так как двигатель прогрелся и тиканье пропало. А на 29000 км пробега перестало пропадать на ощупь после прогрева и даже издавал треск при трогании с места. Генератор, выхлопная система, ШРУС, передний бампер и это далеко не полный список того, что я проверил. Остались помпа и автоматический натяжитель ремня ГРМ, открыли крышку, но ничего подозрительного не увидели. Я пошел на службу, чтобы увидеть своих друзей более знающим взглядом. Насос сказал по звуку, открыл коробку ГРМ и наверняка ремень ГРМ проходит по шкивам. Больше всего меня пугала эта диагностика, так как на Ладу Гранту запчастей нет вообще. Полазил по форумам и Drive2, нашел пару случаев, когда помпа ставилась от предыдущих, говорили, что отличается только шириной шкива, да и то не сильно.
И так надо было купить:
— Водяной насос 2170;
— автоматический роликовый натяжитель зубчатого ремня 2190;
— ремень ГРМ 2190;
К моему удивлению, ремень ГРМ на Грант был практически в каждом магазине, с роликом и помпой для засадных мешков, как и положено, срок доставки заказа не неизвестен.
Попросил в магазине показать помпу девятки и приоры, разницы не сразу заметил кроме ширины шкива да и с девятки заболел.
Почему нельзя поставить помпу девятки на двигатель Лада Гранта 21116:
Если бегло взглянуть на помпу ВАЗ-21116 и ВАЗ-210914, уверяю, вы не заметите разницы, у помпы ВАЗ-210914 будет немного другое рабочее колесо и не будет небольшого резьбового отверстия для притягивания случай раз, но это не проблема, главное отличие в зубчатом шкиве. На двигателе ВАЗ-21116 шкив перекочевал с предыдущего ВАЗ-21126, только стал немного туже. На Приоре шкив идет с закругленными зубьями, а на ВАЗ-210914 — с прямоугольными, а уж тем более они на пару миллиметров выше, установив эту помпу на двигатель ВАЗ-21116, вы натолкнете ремень ГРМ и продержится в десять раз меньше. На момент покупки не знал и купил от девятки.
Потому что не рекомендуется ставить ролик автоматического натяжителя на двигатель ВАЗ-21116 Приора ВАЗ-21126
Ролик, который я купил от предыдущей Pilenga PT-P 1570s, на глаз оказался таким же, за исключением отверстия под болт сбоку крепления мотора. Когда я снял свое видео, я понял, что есть большая разница! Во первых родной каток 21116 большего диаметра, а во вторых он уже есть. Пластиковый корпус предыдущего ролика шире и прилегает к двигателю, это решается измельчением излишков шлифовальной машиной или, как я, шлифовальной машиной. Отличие есть еще в одной детали, толщина металлического корпуса катка шире, чем у приоры, а потому если ставить от приоры все равно надо шайбу ставить. Мой вывод не оптимистичен: поскольку ролик имеет створки меньшего диаметра, чем гарантируется, необходимо вытянуть его за отметку при растяжении ролика и тем самым эффективно лишить его диапазона автоматической регулировки.
Замена ремня ГРМ, ролика и помпы. Попытка №1
Собраны все купленные запчасти в одну посылку:
— автоматический ролик натяжитель 21126 (2170) Пиленга ПТ-П 1570;
— Ремень ГРМ ВАЗ 21116 (2190) Original 5670XS
— Водяной насос ВАЗ-210914, ТЗА 21091307010-75
Итого 2540 руб.
Раньше мне самому не приходилось менять времена, некогда было учиться, и я решил взять его в сервис. Там все было решено. Помпа есть, люфт есть, но не так критично! Почему прогнулся ремень ГРМ? Пока не ясно.
Подшипник тоже в очень хорошем состоянии, как и ремень! Сунул в багажник родные запчасти, поставил новые. Завожу машину и ура! Выстрел прошел, ремень как перчатка! Я заплатил 2000 рублей и счастливый поехал домой.
В общей сложности замена расходников раз обошлась мне в 4500 рублей, спасибо ребятам с АвтоВАЗа.
Вы, наверное, думали, что все в порядке, помпу заменили и теперь машина как новая Нет, нет и нет.
Поехал домой и решил осмотреть подкапотное пространство, все нормально, кроме ремня генератора слишком туго натянуто, ну нечего отрегулировать натяжение, проверить и поехать домой (запомните этот момент).
Утром он начал уходить и снова появился бл * стук, он попытался двинуться с места, а потом последовал треск! Разочарованный, я приступил к работе. На работе есть много размышлений на эту тему, а потом я натыкаюсь на форум и картинки в Интернете! Покажи фото водяных насосов и шкивов от априори и девятки и покажи разницу! Просто у меня в голове ураган мыслей.После работы лечу домой, открываю ремень ГРМ и да . ремень явно глушен. Спереди вы видите отпечатки зубов .. они снова меняются.
Замена ремня ГРМ, ролика и помпы. Попытка №2
На этот раз я дождался выходных, время найти не ту помпу был четверг. До субботы он преодолел чуть более 200 км. Всего проехал около 400 км. В этот раз я решил все поменять сам. Снова зашел в магазин и купил помпу и ремень ГРМ.
Сложил детали в сумку и поехал домой, день был солнечный, решила даже в гараж не брать.
— Водяной насос ТЗА 21121307010-75
— Ремень ГРМ ВАЗ 21116 (2190) Original 5670XS
Итого 1030р + 740р = 1770р.
Описывать процесс замены помпы и ремня ГРМ не буду, так как по ремонту и эксплуатации очень много литературы, которой, кстати, и сам пользуюсь.
В чем разница между водяной помпой ВАЗ-21116 и ВАЗ-21126.
Отличаются они только шириной шкива и опять же немного. Ролик оставил его семье, он не рисковал с Приоровским, тем более что условия у него были идеальные.
В качестве ключа для натяжения ролика я использовал съемник стопорных колец с плоскими губками. Время было установлено сразу и без проблем.
Увидел от кого-то на Drive2, что помпа от предыдущих цепляется при плотной затяжке коробки ГРМ, этого не наблюдал, на глаз даже определил небольшой зазор между шкивом помпы и кожухом.
Двигатель при запуске стучит и скрипит.
Установили тайминги, завели двигатель, ремень остался на месте, авто помпа явно понравилась от предыдущих! =) НО! При выезде раздался стук и треск . улыбка исчезла с лица, но появилась через 10 минут рытья в подкапотном пространстве! Помните, я сказал вам запомнить момент, когда я ослабил натяжение ремня генератора! Нравится! Первый раз в сервисе поменял ГРМ, ремень генератора очень туго натянули на меня и прижали генератор и звук в результате пропал! Придя домой, я снял напряжение и утром снова появился звук! В этом вся загадка!
Теперь решение: мой взгляд устремился к пустому отверстию, отверстию, в котором должен сидеть нижний болт крепления генератора к кронштейну (длинный болт), болта там нет! Блин, я знал, что узнаю, откуда исходит потрескивание, и что это не конструктивная особенность машины! Стал смотреть и понимать, болт почему то открутился и слетел. Конечно, за спиной были грехи, когда я забыл подтянуть детали, но это было раза 3-4 в моей жизни, здесь невозможно, так как я никуда не торопился и копался в поисках удовольствия!
Вставил новый болт, поставил чековую шайбу, теперь думаю никуда не денется! Как я раньше этого не замечал ?! На ходу и тихо, машина едет как новая! Вау, и она меня трахнула.
В этой статье есть еще одна неразгаданная загадка! Поскольку ремень ГРМ ходил по шкивам, я бы не сказал, что мой собственный насос сильно пострадал. Ну ок теперь все работает тьфу-тьфу. Живу за городом, добраться до автомагазинов общественным транспортом проблематично, хорошо, что есть Daewoo Matiz 1.0 Best, мне помогает.
Купил вместе с Грантом одновременно. Пробег на Matiz’e 24540 км, только масло и фильтры. Почему у узбеков лучше, чем у нас?
В общей сложности при всех косяках смена ГРМ обошлась мне в 6270 руб . тубу Машина проехала всего 30 000 км.
Ну почему молчат французы и японцы? Рено + Ниссан айыыы! Почему на полках магазинов нет запчастей? Почему ремень ГРМ пробежал по шкивам на 30 000 км?
Автомобили Lada Granta заслуженно заслужили репутацию надежных и неприхотливых в обслуживании автомобилей. Водители в целом отзываются об этой модели хорошо, к тому же все процедуры, необходимые для восстановления функций или замены агрегатов на «Гранте», можно легко провести вручную. В перечень самостоятельных работ также входит демонтаж вышедшего из строя насоса.
Через сколько менять помпу на гранте
Чтобы не подорваться на мине, достаточно знать, где она заложена. Давайте поиграем в саперов и выясним, когда действительно нужно менять насосы охлаждающей жидкости и ремни ГРМ на вазовских моторах.
Двигатели отечественной разработки для Грант, Калин, Приор, Вест и Иксреев, за исключением ВАЗ-11183, относятся к категории «втыковых». Что означает — при обрыве ремня газораспределительного механизма поршни встречаются с клапанами. Читай — рвануло и привело мотор к дорогостоящей в ремонте разрухе.
С Вестой и Иксреем прогресс налицо — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для 16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ-11189. Не могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами. 2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — помпе!
Новые вазовские моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?
Продолжим исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до 180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км? Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото, отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.
Замена помпы (водяного насоса) на Лада Гранта делается двумя способами: если помпа «висит» на ремне ГРМ, то через замену ГРМ, если отдельно от ремня — то без снятия ГРМ. Замену помпы на Lada Granta , можно доверить только мотористу в автосервисе. Менять ее своими руками категорически не рекомендуется.
Вместе с заменой помпы на Лада Гранта нужно обязательно менять прокладку помпы (водяного насоса). При покупки помпы, обратите внимание — есть ли в комплекте прокладка помпы. В дешевых помпах прокладка продается отдельно. При замене помпы на Lada Granta лучше сразу заменить антифриз. Не стоит принимать решение о замене помпы самостоятельно. Сделайте диагностику системы охлаждения, моторист сможет точно определить помпа это или нет и даст гарантию на то, что замена помпы исправит проблему.
Стоимость замены помпы (водяного насоса) на Лада Гранта:
Варианты замены | Замена | Цена помпы |
Замена помпы Лада Гранта , без ГРМ | от 2 000 руб. | от 1 100 руб. |
Замена помпы Лада Гранта , со снятием ГРМ | от 4 500 руб. | от 1 100 руб. |
По времени, замена помпы на Лада Гранта занимает от 2 до 12 часов в зависимости от объем двигателя.
Гарантия на замену помпы
— 180 дней.
Рейтинг производителей помпы Лада Гранта на основе отзывов владельцев: 1. Graf (Италия) 2. Airtex (Испания) 3. SKF (Швеция) 4. Luk (Германия) 5. Ruville (Германия)
Когда нужно менять помпу на Lada Granta :
— люфт приводного шкива помпы; — посторонние звуки со стороны помпы; — подтеки на помпе; — уходит антифриз, при этом подтеков не видно.
Двигатель Лада Гранта
Основными дефектами водяного насоса Лада Гранта являются протечки охлаждающей жидкости и износ подшипника (определяется по повышенному шуму, гулу при работе). Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос (помпу) в сборе.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 17», две отвертки.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Силовой агрегат любого транспортного средства работает в тесной связи с системой охлаждения. Постоянная циркуляция антифриза (или антифриза) по системе обеспечивает надлежащее охлаждение двигателя и защищает трущиеся части двигателя от перегрева. Следовательно, если бы не было системы охлаждения, двигатель нельзя было бы считать рабочим агрегатом: при первой нагрузке он нагревается до критической температуры и закипает.
Работа системы охлаждения укладывается в простую схему:
Водитель заливает антифриз в расширительный бачок.
После запуска двигателя в полость помпы начинает поступать антифриз.
Оттуда жидкость под давлением направляется к радиатору в сборе и блоку цилиндров.
В результате насос в данной схеме играет роль насосного оборудования, что обеспечивает бесперебойность подачи охлаждающей жидкости в двигатель.
Устройство изготовлено из твердых сплавов металла, что позволяет продлить срок службы всех движущихся и трущихся частей насоса
На Лада Гранта помпа запускается при включении двигателя. Сам насос является частью газораспределительного механизма: лопасти его крыльчатки будут вращаться до тех пор, пока шкив не провернется через ремень ГРМ.
Признаки неисправности помпы на автомобиле «Лада Гранта»
«Лада Гранта» продолжает лучшие традиции автомобилестроения отечественного завода, поэтому ее конструкция не вызывает особых трудностей при диагностике. Для выявления неисправности насоса нет необходимости обращаться к руководству по эксплуатации или обращаться в сервисную службу. Есть всего три признака неисправности водяного насоса, которые водитель может определить самостоятельно.
Мотор начал сильно греться
Если Гранта начинает сильно нагреваться даже зимой во время движения и вентилятор больше не может охлаждать двигатель, то это явный признак того, что помпа вышла из строя. Дело в том, что наличие охлаждающей жидкости в системе еще не является гарантией охлаждения двигателя, так как при отсутствии давления жидкость просто не потечет к блоку цилиндров.
Подозрения можно подтвердить довольно просто:
Подождите, пока двигатель прогреется до рабочей температуры.
Если начинает выходить только холодный воздух, циркуляция антифриза в системе прерывается. Скорее всего, проблемы связаны с сильным износом лопастей рабочего колеса насоса, в связи с чем необходимо как можно скорее заменить насос на новый.
Показания приборов в салоне говорят о сильном прогреве двигателя — это повод заглянуть под капот и проверить состояние помпы
Неравномерно изнашивается ремень ГРМ
Часто водители, решив поменять ремень ГРМ, с удивлением замечают, что он носится только с одной стороны. Конечно, это ненормально для резинового изделия — конструкция ГРМ рассчитана на равномерный запланированный износ каждой детали.
Ремень ГРМ трется с одной стороны из-за ослабленных подшипников на валу насоса. Следовательно, если наблюдается асимметричный износ ремня ГРМ, это указывает на то, что насос вот-вот выйдет из строя. Обычно, если подшипники ослаблены, водитель во время движения слышит громкий скрип или стук из-под капота.
Даже через короткое время ремень начнет изнашиваться только с одной стороны, в случае износа подшипников насоса
Течь помпы
Даже качественный водяной насос не может работать вечно. Поэтому со временем уплотнение насоса (наиболее уязвимый элемент насоса) начнет изнашиваться и, как следствие, течь. А потеря антифриза в зоне ГРМ однозначно свидетельствует о том, что помпа потеряла герметичность и больше не выполняет свою функцию в необходимом объеме. Конечно, если утечка небольшая, машину все равно можно использовать, так как система продолжит обеспечивать охлаждение двигателя. Однако в любой момент может полностью прорваться сальник и весь антифриз вытечет из картера.
В некоторых случаях негерметичность водяного насоса наблюдается не только из-за износа сальника, но и из-за неправильной установки резинового уплотнения при замене насоса.
Обильный выброс антифриза в распределительном узле свидетельствует о разгерметизации водяного насоса
Насос охлаждающей жидкости корейского производства к двигателю ваз-21179
Владелец любой пожилой иномарки с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в отдельности.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.
Замена водяного насоса на «Гранте» (8 клапанов)
Водитель может поменять помпу на 8-клапанной «Лада Грант», не обращаясь на СТО. Главное, придерживаться инструкции по замене, а после завершения замены правильно выставить значения коленвала и шкива. Обычно вместе с водяным насосом принято менять ремень ГРМ.
Где располагается помпа
Поскольку запуск насоса осуществляется газораспределительным механизмом, вполне очевидно, что он будет интегрирован в систему распределения. То есть нужно искать расположение помпы на Лада Грант с правой стороны двигателя.
перед снятием ремня ГРМ визуально увидеть насос невозможно — виден только шкив помпы, который как раз запускает крыльчатку.
Водяной насос входит в состав ГРМ
Подготовка инструментов
Для работы вам понадобится несколько гаечных ключей, типовые вспомогательные инструменты и материалы:
ключ 10;
головное гнездо 10;
ключ 17;
отвертка с плоским и тонким лезвием;
емкость для слива охлаждающей жидкости (не менее 10 литров);
Замена помпы на «Лада Грант» не требует специальных инструментов: достаточно стандартного набора инструментов
Сколько охлаждающей жидкости нужно слить и залить при замене
Вне зависимости от наличия времени или желания водителя слив антифриза все равно потребуется при замене водяного насоса. Это необходимо для сброса существующего давления в системе охлаждения и защиты от возможных рисков. Однако главный вопрос — сколько жидкости нужно слить.
Традиционно при замене насоса сливается весь объем антифриза, так как новому водяному насосу потребуется новая охлаждающая жидкость. Однако, если новый антифриз был залит совсем недавно, менять его нет смысла. Достаточно слить 4-5 литров жидкости для снижения давления, затем снова вылить те же литры.
Дренаж можно производить двумя способами:
Отсоедините шланги от радиатора и поставьте емкость под сливные отверстия. Этот метод позволяет удалить практически всю жидкость из системы охлаждения.
Откручиваем крышку с корпуса расширительного бачка: выйдет не более 5 литров антифриза.
Заливайте новую охлаждающую жидкость только после завершения всех монтажных работ. Рекомендуется проверить надежность соединения труб подачи и возврата антифриза с фитингами.
Процедура замены помпы
На 8-клапанной «Ладе Грант» поменять водяную помпу немного проще, чем на 16-клапанной. Все действия хозяина укладываются в следующую схему:
Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
Подставьте домкрат под правое переднее колесо и снимите его.
Затем откручиваем винты, которыми крепится крышка распределительной коробки. Снимите крышку.
Ослабьте натяжитель ролика газораспределительного механизма.
Уменьшите натяжение ремня привода генератора.
Снимите ремень ГРМ и ремень с генератора.
Отсоедините от насоса впускной и выпускной патрубки. Достаточно ослабить степень сжатия металлического хомута отверткой, так как трубы легко снимаются. Антифриз может протечь, поэтому лучше заранее поставить тару под штуцеры насоса или расстелить тряпку.
Снимите крышку с помпы.
Открутите гайки, которыми насос крепится к стенке двигателя.
Сразу после разборки необходимо будет очистить поверхности фланца от протечек антифриза и отложений грязи, обязательно удалить остатки резиновой прокладки.
Фото: порядок работ при замене помпы
После этого вы можете установить новый вместо старого насоса. Все этапы работы выполняются в обратной последовательности. Перед установкой водяного насоса рекомендуется нанести на прокладку тонкий слой герметика и подождать 10 минут, чтобы он слегка подсох. Герметик добавит целостности всем компонентам насоса и продлит срок службы сальника.
Видео: комплексная замена помпы и ремня ГРМ
Водяной насос системы охлаждения двигателя
Вот она, мина — водяной насос. Относится к системе охлаждения, но приводится ремнем механизма газораспределения. Если помпа даст клина из-за кончины подшипника, то срежет зубья у ремня, и далее — разруха в моторе. И именно об этой детали «забыли» упомянуть в разделе регламентных работ всех сервисных книжек. Что с ней делать? Потребителю остается только гадать. Ждать кончины от естественного износа на «втыковом» моторе? Глупость. А если менять, то когда? Похоже, мина даже не сам водяной насос, а совершеннейшее к нему пренебрежение во всей официальной для потребителя «литературе» ВАЗа.
Новые вазовские моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?
Продолжим исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до 180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км? Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото, отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.
Характеристика различий процедуры для «Лады Гранты» 8 и 16 клапанов
В целом, существенных отличий в конструкции двигателей с 8 и 16 клапанами у Лада Грант нет. Однако процедура замены водяного насоса будет отличаться только одним знаком: 8-клапанная модель имеет один шкив коленвала, а 16-клапанная — два.
В результате разборка и установка водяного насоса займет больше времени на 16-клапанных версиях, но схема замены будет идентичной для 8-клапанных моделей.
На автомобиле Lada Granta с 16-клапанным двигателем устанавливаются два коленвала, благодаря чему срок замены помпы значительно увеличивается
Выбирая новую помпу, нужно быть внимательным — на Лада Грант устанавливаются водяные насосы различной конструкции с 8 и 16 клапанами. То есть их нельзя считать взаимозаменяемыми, как это обычно бывает на других модификациях автомобилей ВАЗ.
Обнаружение неисправности помпы на Лада Грант и ее замена своими руками — вполне доступная процедура для любого водителя. Для работы не требуется специального оборудования — будет использован стандартный набор инструментов, который можно найти в любом гараже.
Замена детали на разных типах двигателя
Как поменять помпу на Гранте 8-клапанной или 16-клапанной, разницы большой не существует. Алгоритм, описанный выше, остается неизменным с учетом одного нюанса: на «восьмерке» коленвал оснащается одним шкивом, на «шестнадцатиклапаннике» — двумя. Процедуры замены будут проходить идентично, просто при работе с 16-клапанным мотором от автолюбителя потребуется больше времени на выполнение работ.
Нужно отметить, что при покупке насоса нужно обращать внимание на то, для какого типа двигателя предназначено изделие. Упаковки имеют маркировки, чтобы автолюбитель выбрал нужную деталь для 8-клапанного и 16-клапанного мотора соответственно.