Описание
Созданный и запущенный в производство в 2016 году двигатель ВАЗ-21179 существенно отличался от своих предшественников. В первую очередь увеличенным рабочим объемом. Значительные изменения получили элементы шатунно-поршневой группы, ГРМ, системы смазки и охлаждения.
Ваз-21179 представляет собой четырехцилиндровый рядный бензиновый атмосферник объемом 1,8 литра, мощностью 122-145 л. с и крутящим моментом 170-184 Нм.
Устанавливался на автомобили ВАЗ:
- Лада Веста 2180 и СВ 2181 (2016-2021);
- Лада Веста Кросс 2180 (2018-2021);
- Лада Веста Спорт 2180 (2018-2021);
- Лада Х-рей (2015-2021);
- Лада Х-рей Кросс (2018-2021).
Дополнительно планировалась установка этого двигателя на другие модели ВАЗ (Ларгус, Калина-2, Гранта и Лада 4х4 NG), но реализации проекты не получили.
Блок цилиндров традиционно изготовлен из чугуна. Основой разработки послужил блок от ВАЗ-21126. Доработки заключались в изготовлении дополнительного маслоканала для смазки регулятора фаз газораспределения, улучшения охлаждения межцилиндровых перемычек и изменении крепления кронштейна правой опоры ДВС.
Претерпел изменения коленвал мотора. Радиус кривошипа увеличен до 42 мм вместо прежних 37,8, что сказалось на ходе поршня. Теперь он стал 84 мм (был 75,6). Для снижения трения диаметр шатунных шеек уменьшен на четыре миллиметра.
Смазка коренных вкладышей стала производиться по новой схеме.
Поршни стандартные, алюминиевые, с тремя кольцами, два из которых компрессионные, одно маслосъемное (с хромовым покрытием).
Шатуны укороченные, взаимозаменяемые. Поставляются из Индии.
Значительные доработки получила головка блока цилиндров. Распредвалы (2 шт.) – составной конструктивной разработки. Кулачки прессованные (порошковая металлургия). На впускном распредвале смонтирован регулятор фаз газораспределения (фазовращатель). Головка устанавливается на металлическую прокладку.
Также доработан модуль впуска – вместо ДМРВ установлены датчики температуры и абсолютного давления. Кроме этого из конструкции удален дополнительный ресивер с системой изменения длины воздушного тракта.
В системе охлаждения используется помпа корейского производителя (GMB). В целом охлаждение двигателя стало более эффективным.
Система смазки несколько увеличена в объеме, имеет маслонасос повышенной производительности (как и водяной – от GMB). Картер алюминиевый, литой.
Более полный перечень изменений представлен на рисунке.
Основные изменения в двигателе ВАЗ-21179
Привод ГРМ ременный. Ресурс службы, определенный производителем, составляет 180 тыс. км. Необходимо помнить, что при обрыве ремня привода встреча клапанов с поршнем неизбежна. Результат предсказуем – изогнутые клапана и разрушенный поршень.
Несмотря на инновационные решения при проектировании ДВС конечный результат оказался далеким от задуманного, тем более от идеала.
Основная «болезнь» мотора – масложор. Отмечались случаи, когда он превышал 3 л. на 1000 км. пробега. Моторостроители ВАЗа неоднократно пытались решить эту проблему, но попытки успехом не увенчались.
Специалисты связывают увеличенный расход масла с конструктивными просчетами при разработке силового агрегата.
Во-первых, высота блока цилиндров осталась прежней, но шатуны были укорочены. В результате такого решения возросла скорость движения поршней с одновременным увеличением нагрузки.
Во-вторых, качество клапанов очень низкое (их поставка осуществляется из Китая).
В-третьих, в результате недоработки производителя имеются ошибки в неправильно спроектированной схеме смазки узла коленвал-коренной вкладыш (канавка на вкладыше менее 180֯, а в бугелях ответных проточек вообще нет).
Дополнительно сюда можно отнести низкое качество контроля при сборке двигателя (имеются случаи увеличенных зазоров в ЦПГ).
Проблема масложора устраняется расточкой блока под очередной ремонтный размер с заменой поршней и колец. Другими словами, двигателю необходимо сделать полный капитальный ремонт независимо от его пробега.
Особенности
В 2106 году двигатель ВАЗ 21179 1.8 был создан и запущен в производство, и при этом он имел достаточно большое количество отличий от своих предшественников. Сразу все отмечают увеличение рабочего объема. Достаточно серьезные изменения получили и детали ШПГ, газораспределительный механизм, система охлаждения и смазки.
Мотор исполнен в привычной конфигурации в виде бензинового рядного мотора с четырьмя цилиндрами без турбины. Это позволило гарантировать характеристики двигателя ВАЗ 21179 в виде 122-145 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составляет от 170 до 184 Нм в зависимости от года выпуска.
Производители изначально планировали устанавливать этот силовой агрегат также и на другие модели автомобилей: Ларгус, Калина-2, Гранта и Лада 4х4 NG. Но ввиду сложившихся обстоятельств, реализовать данную затею у них не получилось.
Уже по сложившейся традиции блок цилиндров изготавливали из чугуна. В качестве основы для разработки инженеры применили блок от силового агрегата ВАЗ-21126. Но блок несколько доработали путем применения дополнительного масляного канала, необходимого для смазки регулятора фаз газораспределения. Помимо этого улучшили охлаждение перемычек между цилиндров. Также изменили крепление кронштейна правой опоры двигателя.
Коленчатый вал ДВС также потерпел определенные изменения. Производителям для того, чтобы увеличить ход поршня с 75.6 до 84 миллиметров, пришлось изменить радиус кривошипа с 37.8 до 42 миллиметров. Для того, чтобы достичь оптимальных показателей трения также уменьшили диаметр шатунных шеек на 4 миллиметра.
Также была применена новая схема для того, чтобы смазывать коренные вкладыши. Поршни в стандартном исполнении, изготовлены из алюминия. Производители устанавливали два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо, имеющее хромое покрытие.
Шатуны были с уменьшенной длиной и взаимозаменяемые. Поставка деталей осуществлялась из Индии. Достаточно большое количество доработок наблюдается и в головке блока цилиндров. Оба распределительных вала имеют составную конструктивную разработку. Кулачки изготавливались методом прессования с помощью порошковой металлургии. Впускной распределительный вал является местом для монтажа фазовращателя (регулятора фаз газораспределения). Между головкой и блоком установлена металлическая прокладка.
В модуле впуска также наблюдаются достаточно серьезные доработки, поскольку вместо датчика массового расхода воздуха теперь начали применять датчик температуры и абсолютного давления. Помимо этого конструкция получила облегчение в виде удаления дополнительного ресивера с системой изменения длины воздушного тракта.
Система охлаждения предусматривала установку помпы от GMB (корейская компания). Это позволило сделать всю системы более эффективной. Система смазки тоже получила увеличения объема. В ней установлен масляный насос повышенной производительности, от того же производителя что и помпа. Картер отливали из алюминия.
Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью ремня. Производители заявляют о том, что ремень ходит 180 тысяч километров. Но стоит помнить, что если ремень оборвет, то клапана двигателя ВАЗ 21179 встретятся с поршнями. В результате получается разрушенный поршень вместе с погнутыми клапанами.
Технические характеристики
Производитель | Концерн «АвтоВАЗ» |
Год начала выпуска | 2016 |
Объем, см³ | 1774 |
Мощность, л. с | 122-145 |
Крутящий момент, Нм | 170-184 |
Степень сжатия | 10.3 |
Блок цилиндров | чугун |
Количество цилиндров | 4 |
Порядок впрыска топлива | 1-3-4-2 |
ГБЦ | алюминий |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 84 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 (DOHC) |
Привод ГРМ | ремень |
Турбонаддув | нет |
Гидрокомпенсаторы | есть |
Регулятор фаз газораспределения | VVT, 1 (на впуске) |
Емкость системы смазки, л | 4.4 |
Применяемое масло | 5W30, 5W40, 10W30, 10W40 |
Система питания топливом | инжектор |
Топливо | бензин АИ-92 |
Экологические нормы | Euro 5 |
Ресурс, тыс. км | 220 |
Расположение | поперечное |
Вес, кг | 110 |
Тюнинг (потенциал), л. с | 150 |
Техническое обслуживание
Производители заявили о том, что ресурс силового агрегата составляет 220 тысяч километров, но при грамотном обслуживании и соответствующем уходе можно без проблем проехать и 400 тысяч километров. Но для этого необходимо своевременно обслуживать мотор. Новое масло в двигатель ВАЗ 21179 необходимо вместе с фильтром менять каждые 10 тысяч километров.
Ремень генератора подлежит замене после 30 тысяч километров пробега. Вмешательство в систему охлаждения в виде замены антифриза требуется после 45 тысяч километров пробега. Свечи и аккумулятор, рекомендуется проверить после 60 тысяч километров. Ремень привода ГРМ проходит до 180 тысяч.
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
Вопрос надежности ВАЗ-21179 всегда вызывал споры среди автовладельцев. К общему мнению прийти не удалось.
Производителем было сделано несколько попыток увеличения надежности ДВС. К ожидаемому результату они, к сожалению, не привели. Как отмечалось, основной бедой данного мотора являлся высокий расход масла. Основными путями решения этой проблемы были выбраны:
- изменение калибровки регулятора фаз газораспределения;
- обращение к поставщикам клапанов по вопросу повышения качества поставляемой продукции;
- изменение технологии изготовления маслосъемных колпачков;
- замена масла 5W30 на более вязкое;
- изменение конструкции маслоотражателя.
Работа в этих направлениях проведена огромная, но результата практически не дала. Об этом пишут автолюбители в своих комментариях на форумах. Так, Xotab_555 о. И такие отзывы не единичны.
В то же время отмечается, что некоторые двигатели отходили по 300-350 тыс. км без поломок и отклонений в вопросах расхода масла. Но, судя по отзывам, это касается той части моторов, которым был сделан капитальный ремонт с заменой поршневой группы и расточкой цилиндров.
Общий вывод не утешительный – надежность мотора ВАЗ-21179 крайне низкая.
Слабые места
Их не так уж и много, но они значительные. О повышенном расходе масла уже говорилось. В системе смазки часто возникает еще одна неприятность – заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении.
Основная причина явления – загрязнение рабочей поверхности продуктами сгорания и использование загрязненного масла.
Подтеки масла через уплотнители. Устраняются путем замены сальников или прокладок. Иногда достаточно просто чуть сильнее затянуть их крепление.
Возникновение стуков на непрогретом двигателе. В большинстве случаев «авторами» являются гидрокомпенсаторы. Это не смертельно, но сделать диагностику мотора на профильном СТО в таком случае лишним не будет – причин появления стуков множество.
Электрика агрегата так же вызывает множество нареканий. Особенно «достает» регулярное появление на приборной панели значка «Check Engine». Зачастую, немедленная компьютерная диагностика двигателя в этом случае никаких отклонений в работе систем двигателя не обнаруживает.
Низкое качество поставляемых для сборки деталей импортерами, особенно из Китая.
Остальные неисправности, иногда возникающие в агрегате, не критичны.