Ваз 2108 коробка передач: как провести ремонт самостоятельно

Коробка передач, в любом автомобиле, отвечает за повышение и понижение скорости ведущих колес, при одном и том же количестве оборотов коленчатого вала. Двигатель, сам по себе, не достаточно мощный, и диапазон его нормальной работы (без повышенного износа) колеблется от 1500 до 4000 оборотов в минуту. Поэтому, чтоб при данных оборотах двигатель имел разную скорость, на машине используется коробка переключения передач (кпп).

По типу, коробки делятся на 2 вида – механическая и автоматическая. В данной статье, речь пойдет именно о механике, на автомобиле ВАЗ 2108.

ВАЗ 2108 – КПП: устройство составляющих, его ремонт и усовершенствование

Отечественная машина – это авто с передним приводом, а двигатель размещается поперечно, используется для продвижения по трассам. Кузов из металла сделан в соответствии с типом хэтчбек, у которого 3 двери. Задняя дверь предназначена для загрузки и выгрузки багажа. Во время перевозки длинного и негабаритного багажа, задний ряд складывается – этот момент увеличивает багажный отсек.

4-х цилиндровые карбюраторные моторы с объемом 1.1, 1.3 либо 1.5 л. На данный момент в некоторые машины устанавливают системы впрыска горючего. Переднеприводное авто гарантирует улучшенную управляемость машины при вхождении в повороты, даже во время мокрой дороги. Во время долгого использования автомобиля случается изнашивание многих элементов, ослабляются крепежи узлов агрегатов и нарушаются регулируемые величины.

КПП – это самый надежный элемент в машине. Поломка данного механизма случается достаточно редко, по сравнению с другими частями. И при всем, полный либо частичный выход ее из строя делает совершенно непригодным к дальнейшему применению авто. Эксплуатировать автомобиль по прямому назначению будет просто нельзя. Кроме всего, и для доставки машины на ремонт коробки передач потребуется эвакуатор.

О масле

Для хорошей работоспособности ваз 2109 все важные узлы должны быть покрыты маслом. Обычно производитель самостоятельно устанавливает марку моторного и трансмиссионного мала, которой рекомендовано использовать в машинах данной модели.

Если же вы не обладаете такой информацией, следует учесть, основное предназначение машины:

  • если ваз эксплуатируется по отличным дорогам областного центра – для этого существует определенный тип масла;
  • если вы гоняете на авто – идеальным вариантом станет трансмиссионное.

Не забывайте поддерживать оптимальный уровень масла

При наполнении масла следует учитывать, что коробка ваз 2109 требует чуть большее его количество. Только такой подход поможет защитить и покрыть все запчасти, расположенные у выхода картера.

Поскольку кпп является втором по важности элементом авто, при малейших поломках необходимо сразу же устранять недостатки. Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач

Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач.

‘); if(«undefined»===typeof loaded_blocks_drive){loaded_blocks_drive=[]; function n(){var e=loaded_blocks_drive.shift(); var t=e.adp_id; var r=e.div; var i=document.createElement(«script»); i.type=»text/javascript»; i.async=true; i.charset=»utf-8″; i.src=»https://www.drivenetwork.ru/data/»+t+».js?async=1&div=»+r+»&t=»+Math.random(); var s=document.getElementsByTagName(«head»)||document.getElementsByTagName(«body»); s.appendChild(i); var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_drive.length){n(); clearInterval(o)}},50)} setTimeout(n)}loaded_blocks_drive.push({adp_id:e,div:t})})(47602)

Самостоятельное выключение передачи

  • изношенность шестеренок и замков на муфте;
  • несоблюдение правил эксплуатации транспортного средства;
  • некорректно выбранный скоростной режим;
  • неправильное переключение при плохо отрегулированном сцеплении;
  • непрофессиональный ремонт кпп (игнорирование замены муфты);
  • игнорирование ремонта при наличии посторонних шумов в виде хруста.

При своевременном обращении в СТО коробку передач ваз еще как то можно будет спасти. Если же состояние слишком запущено – рассчитывайте на дорогостоящий ремонт.

О чем говорят шумы в коробке 2109

Бесшумных коробок не бывает В каждой из них имеется предельно допустимый уровень шума, который установлен ГОСТом.

  • Посторонний шум коробки ваз может происходить в результате работы шестеренок и подшипников;
  • Отработавшее или некачественное масло, также является причиной шумов;
  • Иногда причиной его появления может быть работа силового агрегата. В таком случае могут быть нестабильные обороты или установлен мощный распредвал.

Описывать посторонние шумы можно вечно, поскольку каждый водитель их слышит по-разному. Для более полного понимания причины, необходимо провести диагностику кпп.

Хруст при переключении передачи

Чрезмерная или неправильная эксплуатация автомобиля.

При наличии хруста потребуется замена синхронизатора. Если вы решите сэкономить на нем, в дальнейшем следует ожидать покупки целого блока шестеренок.

Кроме этого, наличие хруста может говорить о том, что пора сменить отработавшее масло. А возможно оно залито не той степени вязкости?

Стуки

Если вы услышали стуки в 21099, незамедлительно следует проверить шестеренки

Возможно, у одной из пар появился скол; При появлении стука во время движения, либо когда переключаете коробку с одной передачи на другую – обратите внимание на сателлиты. Скорее всего износились именно они.

Лопнула коробка передач на ВАЗ

Приобретать или нет новую коробку, решать только вам. Посудите сами, ее ремонт может вам обойтись ту же самую цену, что и покупка новой.

Коробка нестабильно и жестко переключается

За причину данного вида неполадки коробки 21099 отвечает синхронизатор или шестеренка. В некоторых случаях такая ситуация может наблюдаться при покупке новых кпп или после проведения ее ремонта.

Синхронизатор КПП

В любом случае следует знать, что при покупке новой машины необходимо делать обкатку. Жесткая эксплуатация транспортного средства приводит к серьезным неполадкам.

Преобладающие виды поломок

Одними из видов поломок КПП на ВАЗ 2108 считается износ подшипников либо нехватка масла в агрегате переключения передач. И при всем, данное повреждение очень просто исправить, путем смены масла либо смены подшипников. Совсем другое, если речь идет о более серьезных поломках, связанных с осевой перестановкой валов, искривлением рукоятки КПП, заеданием, беспричинным включением, отключением передач, износом крепежей, различных гаек, а также пружин путем ухудшения гибкости шариков – в подобных ситуациях без полноценного ремонта не обойтись.

Возможные причины поломок КПП ВАЗ 2109

Коробка передач: назначение, виды коробок передач, их преимущества и недостатки

Как и любое другое устройство, коробка передач «девятки» со временем начинает выходить из строя. Немалую роль при этом играет и качество запчастей, которые используются при ремонте. Если придерживаться рекомендаций производителя, то ремонт КПП ( в том числе и профилактический, при отсутствии поломок) следует производить каждые 50 000 км. Рассмотрим главные причины поломок коробки передач соответственно перечисленным выше «симптомам»:

«вылетающая передача»

Скорее всего, сильно изношен блок шестерен вылетающей передачи. Возможен износ замков на муфте или шестеренке, эти детали потребуется заменить. Главная причина – систематическое нарушение правил эксплуатации, неправильный выбор скоростного режима, слишком резкое переключение, неправильно отрегулированное сцепление.

шум коробки при работе на нейтральной передаче

Любая КПП имеет определенный порог шумности, который не может быть показателем поломки, ни одна коробка не работает абсолютно бесшумно. Повышенный уровень шума может указывать на необходимость замены масла в коробке или его недостаточный уровень. Кроме того, шум может возрастать при нестабильной работе двигателя. Например, если на авто был установлен спортивный распредвал, и КПП не входит в резонанс с ним. Для более точной диагностики рекомендуется браться на ближайшую СТО, так как коробка может шуметь по множеству причин, в том числе и не связанных с самой КПП.

передача включается с хрустом, включение передачи затруднено

Если КПП имеет приличный пробег, то причина, скорее всего, в износе синхронизатора. Его необходимо срочно заменить, так как ситуация чревата выходом из строя всего блока шестерен. Когда коробка новая, или синхронизатор недавно меняли, то передачи тоже могут включаться туговато – это нормально.

передача включается нечетко, включение требует усилий

Трудности при включении передачи могут объясняться, как уже говорилось выше, заменой синхронизатора. Со временем детали прирабатываются и переключение производится без усилий. Сразу после замены синхронизатора не рекомендуется резко включать передачи, выдерживать небольшие паузы при переключении. Передача все-таки не включилась – используйте двойной выжим. Если передача включается нечетко, это может указывать на неисправность в механизме выбора передачи а также с неправильной регулировкой кулисы, либо же ее опоры. Для точного определения причины нужен осмотр кулисы.

люфт коробки передач – болтается рычаг переключения

В первую очередь проверьте состояние «карданчика» (шарнира КПП). Очень часто причиной люфта служит конусный болт крепления который может раскручиваться. Люфт может возникать и в самой кулисе в результате ее износа. В этом случае необходимо заменить кулису. Кроме этого, может лопнуть возвратная пружина. Эта деталь находится в механизме выбора передач – потребуется ремонт КПП с заменой пружины.

«звенит» кулиса

Следует отметить, что это очень распространенный недостаток всех отечественных автомобилей, очень часто возникающая после ремонта ходовой части. Иногда бывает наоборот – после ремонта лязг пропадает (если он имел место на новом авто). Причина может заключаться в заводском дефекте, который признают даже представители АвтоВАЗа.

Кроме этого причина может заключать в вибрации двигателя + коробки, которая передается на кулису. Звон может быть связан с кузовом авто или неправильным выбором точек опоры. В таких случаях предпринимаются попытки устранить звон путем установки уплотнительного кольца возле кулисы (актуально только для ВАЗ 2108-2115).

утечка масла из коробки

Возможные причины – плохое крепление крышки картера, потеря герметичности сальников валов. Кроме этого, возможно, нужно заменить сальник коробки или банально закрутить сливную пробку. Не мешает также осмотреть корпус КПП на наличие повреждений и трещин.

Устройство конструкции и дальнейший ремонт коробки передач

Ремонт КПП ВАЗ 2108 – это весьма сложный и трудоемкий процесс, к тому же, если у машины достаточный пробег. Несмотря на множественные СТО, сделать ремонт смогут не все специалисты. Причин этого может быть очень много. К примеру, мало опыта, а также неимение запчастей в наличие. КПП – считается сложным элементом автомобиля. Она способна изменить тяговую силу ведущих колес авто благодаря зацеплению шестеренок с разным количеством зубьев.

Кроме всего, она предоставляет задний ход и длительное разъединение мотора (совместно со сцеплением) с иными элементами трансмиссии, в то время как машина стоит либо продвигается по инерции. Зацепление шестеренок с разным числом зубьев реализовывается их передвижением. Ведущий вал соединяется с влекомым диском сцепления, в то время как влекомый вал с иными элементами трансмиссии.

Влекомый вал по отношению к основному способен вращаться с разным количеством оборотов. Переходный вал с закрепленным комплектом шестеренок через их находится в неизменном зацеплении с основным валом.

Описание конструкции

Коробка передач на автомобили ваз 2108, 2109, 21099
Коробка передач — с ручным переключением, механическая, двухвальная, с четырьмя или пятью передачами переднего хода и одной заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей. Выпуск четырех- и пятиступенчатых коробок с индексами 2108 и 21083 соответственно к настоящему времени прекращен. На конвейер и в запасные части поставляют коробку 2109. Она отличается иным расположением сапуна вентиляции картера — на картере сцепления (раньше был на задней крышке), наличием щупа уровня масла, другой системой смазки. Передаточные числа остались прежними. Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления, картера коробки передач и крышки. Для улучшения теплоотвода их поверхность оребрена.

Первичный вал — с индексом 21083. Он выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал — также с индексом 21083. Его шестерни вращаются на игольчатых подшипниках. Шестерня главной передачи выточена заодно с валом.

Часть коробок 2109 комплектуются валами 2110 (шестерни вторичного вала 2110 — для снижения шума — вращаются на втулках). Шестерня главной передачи выполнена съемной, на шлицах. На валу она фиксируется стопорным кольцом. Внутри вторичного вала 2110 выполнена проточка для подачи смазки к втулкам шестерен.

Шестерни — цилиндрические, косозубые, постоянного зацепления, за исключением прямозубой шестерни заднего хода. На каждой шестерне имеется дополнительный прямозубый венец, с которым соединяются скользящие муфты синхронизаторов при включении передачи. В шестернях 2108 выполнены радиальные отверстия для подвода масла (смазка разбрызгиванием), шестерни 2110 смазываются маслом, поступающим из вала. Наборы шестерен невзаимозаменяемы из-за разницы посадочных отверстий и поставляются вместе с валом.

Передние подшипники валов — роликовые, задние — шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых — 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала коробки с валами 2110 расположен маслосборник, направляющий поток масла внутрь вала.

Дифференциал — конический, двухсателлитный. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи. На коробку дифференциала напрессована ведущая шестерня привода спидометра, вращающая ведомую шестерню, расположенную в корпусе привода спидометра, который крепится к картеру коробки передач.

Привод управления коробкой состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.

На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, что предотвращает их проворачивание. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое — для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси установлена вилка включения заднего хода. Механизмы выбора передач 2108 и 21083 устанавливаются соответственно на четырех- и пятиступенчатую коробку передач. У механизма 2108 на оси нет пружины.

В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на 75 000 км пробега. Его допустимо заменять на «Лукойл TM4-12», «ТНК ТРАНС КП» (80W-85;GL-4), из импортных подойдут «ESSO GEAR OIL TDL» (75W-90, 80W-90; GL-4/5) и «MULTIGEAR S» (75W-90; GL-4/5).

Разборка КПП

В некоторых случаях бывает такое – коробка ломается, а видимая причина сразу не устанавливается. Чтобы ее выявить, КПП следует демонтировать. Не все и не всегда могут сразу добраться до СТО, а снятие коробки приходится сделать самому. Для безопасности ее разборку нужно делать вдвоем, так как некоторые части со значительной массой в случае падения могут поранить человека.

Сначала следует снять с аккумулятора клемму «+», а с коробки слить жидкость. После этой процедуры снять защиту поддона. На картере есть провод, который называется «масса», прикрепленный болтом. Данный провод следует снять и немного отодвинуть в сторону, чтобы он не порвался, при последующей разборке на ВАЗе 2108 КПП. Сначала вынимаем трос сцепления. После отделяем колодку с реле стартера. Открутить 3 болта и разъединить стартер. Потом переходим под машину. Следует ослабить хомут и отцепить шарнир от тяги переключателя передач. Открутить трос привода спидометра и проводок включения лампочки задней скорости.

После нужно открутить гайки, размещенные на рычаге подвески. Открутить целиком гайку, которая соединяет кронштейн и растяжку. Далее — повернуть растяжки в стороны, чтобы не мешали для продолжения разборки. Шплинт самой гайки, который отвечает за крепление шарнира шаровой тяги к рукоятке поворота, следует открутить и вытянуть. Гайки узла рулевой тяги тоже следует открутить.

Следующее — выбиваем палец шаровой из стойки рукоятки поворота. Потом откручиваем 2 болта и отсоединяем шаровую с кулаком поворота. С 1-го из шрусов ведущих колес следует выбить хвостовик. Здесь понадобиться монтировка. Один шрус освободили, следует освобождать и второй.

Потом снять кожух картера. Затяжку, расположенную между ним и блоком цилиндров, которая крепится на 3-х болтах, следует ослабить. Поэтому, после того, как сняли КПП ВАЗ 2108 5 ступ. мотор останется без нижней опоры, а потом нужно его закрепить. Сделать это нужно вот так:

  • Взять мощный деревянный брус, длина которого примерно 1.5 м.
  • Закрепить опоры передних стоек таким образом, чтобы он размещался над мотором.
  • Закрепить мотор к брусу, применяя цепь либо прочнейшие веревки.

После того, как мотор закреплен, можно без опаски отсоединять заднюю, а также левую опору от рамы машины. Потом, двигать коробку в обратную сторону от мотора, пока первичный вал не освободится от сцепления. Следует быть осторожным, чтобы не поломать лепестки, размещенные на пружине диафрагмы сцепления.

В принципе, вся процедура завершена, теперь КПП с двигателя ВАЗ 2108 можно разбирать дальше для смены изношенных элементов.

Усовершенствование коробки передач при помощи подбора передаточных чисел

Множество методик, применяемых в тюнинге трансмиссии, прошли проверку в автомобильном спорте. Для любой машины, тем более спортивной, КПП является важным элементом в осуществлении динамических качеств двигателя. Правильно выбранные передаточные числа КПП ВАЗ 2108 сделают быстрым автомобиль с достаточно слабым силовым агрегатом.

Авто, которые относятся к серьезной подготовке, применяют кулачковые коробки передач. Они определяются многими достоинствами – могут выдерживать достаточно большие нагрузки (при помощи формы зуба и тем, как зацепляется шестеренка-кулачковая муфта). Им нужно меньше времени на переключение скоростей (благодаря неполному выжиму сцепления либо, в целом не выжимая), тем более не разрушают синхронизаторы (которых просто нет).

Но все же, кулачковые коробки передач практически непригодны для обычного трассового продвижения, так как выдают очень много шума (благодаря применению прямозубых зубчатых пар), они с «жестким переключением передач» и имеют достаточно малый ресурс. Кроме того, они намного дороже, по сравнению с синхронизированными, и должны постоянно профессионально обслуживаться.

От обычных коробок передач синхронизированные отличаются только передаточными числами. Отдельные ситуации (ВАЗ восьмой модели) допускают расширение до шестой передачи. Хорошая работа КПП осуществляется действенным подбором передаточных пропорций главной пары редуктора, первичного вала и ведомых шестерней вторичного вала. Выбор передаточных чисел происходит благодаря мощностным, а также моментальным возможностям мотора, диаметра колес, и главное от желаний автомобилиста.

Под передаточным числом КПП ВАЗ 2108 подразумевают соотношение числа зубьев на ведомой шестеренке к количеству зубьев на ведущей. Если оно увеличено, передача станет «мощнее», также «короче», по-другому, двигатель будет накручивать нужное количество оборотов. Скорость авто набирается тоже быстро, нужно только часто переключать передачи. Данный момент будет только отражаться на определенном снижении наибольшей скорости применяемой передачи.

На примере — берем езду на ВАЗ восьмой модели с мотором 1.3 л. с главной парой 4.5. Ощущается, как-будто в подкапотное пространство поместили что-то очень мощное, точно не ВАЗовское. Хотя водителю нужно часто переключать ручку КПП ВАЗа 2108, зато при всяком действии, даже на светофоре, машина – первая. В спортивных машинах шестерни применяются наиболее «экстремальные» — 4.7, а на кроссовых – совсем 5.1.

Виды неисправностей и их причины

Для того чтобы правильно определить неисправность и ее причину, необходимо не только знать принцип работы механизма, заметить все симптомы неладного.
«Вылетающая» передача – износился блок шестерен относящийся к этой самой передаче. Еще подобным проявляют себя состарившиеся замки на муфте и шестерне.

Происходит быстрый износ некоторых элементов из-за нарушений в эксплуатации транспортного средства, которые четко прописаны инструкции производителя авто. Переключение передач при неправильном скоростном режиме губительно сказывается на многих системах машины, в том числе и на КПП. Специалисты рекомендуют делать это в районе 3000-3500 оборотов. Мгновенные смены скоростей без соблюдения необходимого временного интервала в 2 с, особенно при сломанном или неправильно настроенном сцеплении тоже вызывают очень быстрый износ элементов коробки передач. Получается чрезмерная нагрузка на синхронизаторы, которая сказывается на блоке шестерен и приводит к их поломке.

Во время ремонта некомпетентным специалистом или нерадивым хозяином часто допускается одна и та же ошибка – не выполняется замена муфты включения.

Достаточно легко определить сменили ли вам муфту в КПП после ремонта в салоне или нет. Незамененный элемент начинает выдавать довольно отчетливый «хруст» во время переключения не работающей до ремонта передачи. Если же состояния механизма очень запущено, то минимальная переборка уже не спасет ситуацию.

Допустимый предел шумности есть у каждой КПП. Если издаваемые механизмом звуки превышают привычный предел, значит, что-то не так. Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что абсолютно бесшумно не работает ни одна коробка переключения передач в автомобиле.

ГОСТ уровня внешнего шума стандартной КПП – максимум 96 дБ, а внутреннего – 78 дБ.

Нестабильные обороты двигателя тоже могут вызывать шум в коробке передач. Потому если вы сомневаетесь в исправности устройства, лучше отправить авто на диагностику.

Жесткие включения, холостое переключение, вылетающая передача – все это лечится переборкой КПП. Причина, как и сама неисправность, может быть разной, зависящей от множества фактор, потому что автомобиль – это сложнейший механизм с массой взаимосвязанных узлов и систем.

Как заменить КПП на автомобиле ВАЗ 2108

Не во всех случаях бывает разумен ремонт КПП ВАЗ 2108, обмен в большинстве ситуаций разумнее и проще. Купить КПП можно новую либо бывшую в употреблении. Выбор узла определяется преимуществами, денежными возможностями автолюбителя. Бывшую в употреблении коробку выгодно покупать на разборе. В продажах бывают исправные запасные части с выработкой возможностей меньше, чем наполовину. Достоинства бывших в употреблении узлов явны.

КПП с разбора точно без заводского брака (прошедшая испытания трассой), прошла диагностику профессионалами сервисного центра перед продажей, она исправна и работоспособна, и при всем стоимость ее меньше по сравнению с новой. Реально для КПП ВАЗ 2108 стоимость определяется узловым типом (4-х либо 5-ти диапазонная), уровнем износа. Установив данную КПП, можно сэкономить финансы, а также время на ремонт.

Можно совершить замену КПП ВАЗ 2108 с 4-х ступенчатой на 5-ти ступенчатую. Тогда возможности автомобиля станут в несколько раз больше, это также будет зависеть от типа двигателя. Ведь бывает так, что с 4-х диапазонной КПП машине как-будто не хватает еще одной скорости.

В случае поломки вторичного вала КПП, следует провести его исправление

  • Нужно зажать вторичный вал КПП ВАЗ 2108 в тиски с металлическими мягкими накладками на губах.
  • Посредством 2-х монтировок нужно спрессовать шарикоподшипник, стоящий сзади вторичного вала.
  • Снять упорное кольцо.
  • Снять ведомую шестеренку 4-й скорости.
  • После снять игольчатый подшипник ведомой шестеренки 4-й скорости, и обязательно промаркировать.
  • Потом снять с вторичного вала дистанционную шайбу.
  • Посредством 2-х монтировок сквозь шестеренку третьей скорости сдвинуть синхронизатор 3-й и 4-й скорости со шлицев вторичного вала.
  • Снять втулку игольчатого подшипника 4-й скорости.
  • Потом снять синхронизатор 3-й и 4-й скоростей с блокирующей шайбой 4-й скорости. Промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
  • После снять с вторичного вала блокир. шайбу синхронизатора шестеренки 3-й скорости, после промаркировать касательно муфты синхронизатора.
  • Снять с вторичного вала шестеренку 3-й скорости.
  • Снять с вторичного вала игольчатый подшипник шестеренки 3-й скорости, затем промаркировать игольчатый подшипник.
  • Снять упорную шайбу упирающихся колец.
  • Снять с вторичного вала 2 упорных полукольца.
  • Вынуть шарик, который фиксирует из отверстия на вторичном валу.
  • Снять с вторичного вала шестеренку 2-й скорости.
  • Снять игольчатый подшипник шестеренки 2-й передачи, затем промаркировать его.
  • Снять с вторичного вала стопорную шайбу (пружинную).
  • Расположить вторичный вал шестеренки 1-й скорости на губы тисков, потом ударяя деревянной киянкой в торец вторичного вала спрессовать синхронизатор 1-й и 2-й скорости со шлицев вторичного вала.
  • Снять с вторичного вала синхронизатор 1-й и 2-й скорости с блокир. шайбой синхронизатора 2-й скорости.
  • Далее снять с вторичного вала кольцо, которое блокирует 1-ю скорость, после промаркировать блокирующую шайбу синхронизатора касательно муфты синхронизатора.
  • Снять шестеренку первой скорости.
  • Снять стопорное колечко.
  • Немного разжать замок игольчатого подшипника 1-й скорости и снять его, подвинув последний по длине вторичного вала. После промаркировать игольчатый подшипник.
  • Перевернуть вторичный вал, посредством 2-х больших отверток спрессовать внутреннюю шайбу подшипника спереди вторичного вала. После снять упорную шайбу.
  • Хорошо прочистить, промыть и высушить элементы вторичного вала. Хорошо их осмотреть.
  • Проверить, в каком состоянии валы. Если подшипники изношены, их нужно заменить. Шлицы валов обязаны быть без вмятин и всяческих дефектов.
  • Проверить положение шестерни КПП ВАЗ 2108. В случае сколов зубьев, каких-либо иных повреждений, шестеренки нужно поменять.
  • Проверить, в какой ситуации подшипники, и в случае повреждений сменить их.
  • Радиальный зазор имеющихся шароподшипников не должен быть больше 0.05 миллиметров. Данный метод проверить индикатором.
  • Далее проверить положение блокир. колец синхронизатора. Если имеются забоины и всяческие сколы, следует сменить их.
  • Далее проверяем зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. Наименьший зазор должен быть 0.6 миллиметров. В случае меньшего зазора, блокир. кольцо следует сменить.
  • Если имеются задиры и обмятия на упорных шайбах, а также стопорных кольцах, обязательно сменить их.
  • Собрать вторичный вал таким же способом, как и снимали. Блокирующие кольца поставить с размеченными раньше метками. Новейшие кольца поставить таким способом, чтобы они совмещались с пазами ступицы.
  • Шарикоподшипник сзади на вторичном вале запрессовать посредством нужной оправки, делая сверхусилие, к кольцу внутри подшипника
  • После того, как собрали, следует проверить действие синхронизаторов. Перемещая их муфты ручным способом в позицию включения надлежащих скоростей.
  • В общем, таким образом снимаются подшипники КПП у автомобиля ВАЗ.

Ремонтные работы

Чаще происходит, когда владелец ремонтирует свой автомобиль сам, а потом, в лучшем случае, везет его (или в худшем – буксирует) в сервисный центр к техникам.

Ремонт КПП машины ВАЗ-2109 можно выполнить своими руками, но только если вы уверены в своих силах.

Эта проведения работы:

  1. Первым делом демонтируйте из машины устройство подлежащее переборке.
  2. Избавьте от загрязнений простыми соляркой и ветошью.
  3. Удалите щуп указывающий уровень масла.
  4. Картер сцепления установите в вертикальном положении, открутив две гайки третьего крепления кронштейна на тросе сцепления.
  5. Снимите кронштейн второго троса.
  6. Открутите остальные крепежные элементы с задней крышки и снимите ее.
  7. Избавьтесь от болта вилки пятой передачи.
  8. Зафиксируйте валы, чтобы они не поворачивались.
  9. Открутите крепление первичного и вторичного вала.
  10. Удалите шестерню 5-й передачи и не забудьте о синхронизаторе с вилкой со вторичного вала, которые тоже необходимо снять.
  11. С синхронизатора снимите пластину опоры и удалите вилку из паза муфты.
  12. Потом удалите шестерню с одним кольцом.
  13. Снимите с вторичного вала втулку.
  14. С первичного вала удалите шестерню.
  15. Открутите отверткой винты и снимите упорную шайбу с вторичного вала.
  16. С подшипников валов снимите кольца стопоры.
  17. Удалите фиксирующие элементы и бережно извлеките их шарики.
  18. Открутите пробку заднего входа и снимите кольцо уплотнения.
  19. Извлеките пружину, а затем – шарик, слегка наклонив изделие.
  20. Демонтируйте гайки и болты крепления картера.
  21. Разделите картеры между собой с помощью плоской отвертки.
  22. В правильной последовательности, как показано на фото, открутите болты вилок переключения передач.
  23. Поднимите шток первых передач, чтобы он вышел из опоры. Поворачивайте его по направлению часовой стрелки, чтобы вышла головка из сцепления блокировочной скобы.
  24. Снимите шток с вилкой после поворота штока 3-4-й передач.
  25. Поверните шток 5-й и выньте его.
  26. Извлеките ось шестерни заднего хода.
  27. Переместите до упора шестерню заднего хода, поверните на 30-40о и снимите промежуточный элемент.
  28. Удалите первичный и вторичный вал.
  29. Извлеките дифференциал из картера.
  30. Отверните болты и снимите механизм передач.
  31. Выньте магнит.
  32. Избавьтесь от гайки крепления и снимите с шестерней привода корпус.
  33. Демонтируйте выключатель обратного хода.
  34. Уберите подшипник вторичного вала.
  35. Удалите сборник масла.
  36. Подшипник первичного вала нужно выпрессовать, чтобы получилось извлечь.
  37. Установите новые передние подшипники в картер сцепления.
  38. На защитном чехле штока сдвиньте кромку.
  39. Демонтируйте рычаг передач и извлеките шток.
  40. Замените непригодный чехол защиты шарнира.
  41. Чтобы заменить сцепления выпрессуйте сальники.
  42. Избавьтесь от мелких повреждений шлиф шкуркой на обоих картерах или по необходимости замените их.
  43. Проверьте посадочные места подшипников в картерах, изношены ли они, и замените если нужно. Проделайте то же с остальными элементами.
  44. Очистите магнит от частиц износа, если он не пригоден к использованию – замените.
  45. Очистите от герметика плоскости картеров и соберите коробку передач в обратном порядке.

Все трущиеся элементы обильно смажьте маслом и не забывайте про установку магнита.

После переборки и замены всех изношенных элементов коробка передач по применению не сравнится со своим предыдущим состоянием. Вы мгновенно ощутите все возникшие улучшения в работе механизма.

Существующие ряды КПП

Ряды КПП ВАЗ 2108: 1 – 3.42, 2 – 2.11, 3 – 1.35, 4 – 0.96, 5 – 0.78, 6 – 0.69

Еще их называют «коммерческими», потому что на протяжении долгих лет считались достаточно знаменитыми, а также сбываемыми рядами. В общем, это действительно и на данный момент. Удлиненная первая скорость, вторая и четвертая – сокращены. Любые изменения минимализированны (по пять процентов), и этого достаточно для исправления изъянов штатного ряда. В большинстве случаев ставится с ГП 4.1. Радует то, что он стоит в пределах нормы. Дает усовершенствованный разгон.

КП переднеприводных ВАЗов

Первые ВАЗы восьмой модели, сошедшие с конвейера еще в 1984 году прошлого века. Они оснащались 2-х вальными коробками передач, которые были объединены в 1 корпусе с дифференциалом. С тех далеких пор коробки передач всячески обновлялись. Но так как произошли некоторые изменения элементов, они целиком не взаимозаменяемы. В первые ВАЗы восьмой модели устанавливались 4 КПП ВАЗ 2108, а также 5-ти диапазонные КПП без щупа.

На данный момент таких практически не осталось. В 4-х диапазонных ставились главные пары 4.1, также 3.9. В пятидиапазонных 3.9, также 3.7. Большим выбором в концерне решили не баловать и применяли главную пару лишь одну – 3.7. Что касается передаточных чисел КПП, они как были, так и имеются до сих пор лишь одни для всех авто.

Советы по замене коробки скоростей

Многие водители за то, чтобы сменить на ВАЗ 2108 4-х диапазонную КПП на КПП 5-ти диапазонную. Таким образом, скоростные вероятности автомобиля увеличиваются, разгонная динамика усовершенствуется. Тем не менее 4-х диапазонная коробка передач – это уже прошлый век. И для модернизации своей машины как раз и подойдет 5-ти, а в некоторых случаях ставят даже 6-ти ступенчатую коробку передач, для которых подходят те же подшипники КПП ВАЗ 2108.

Что же выбрать

Устройство коробки передач ВАЗ 2109 несовершенно, но это не является весомым поводом менять ее полностью. Сама конструкция надежна, лишь требует некоторых доработок. Оптимальным вариантом является замена проблемной детали, которая становится причиной частых поломок узла, либо установка новых компонентов.

  1. Если надо изменить передаточные числа своей родной трансмиссии, подойдет замена пары шестерен с 17-зубовых на детали с 15 зубьями. Такая модернизация увеличивает эффективность разгона, время перехода от передачи к передаче сокращается, но уменьшается максимальная скорость авто. Отлично подойдет для поездок в городских условиях.
  2. Установка спортивных шестеренок делает передачи «длиннее», то есть переключаться от одной передачи к другой требуется реже, при этом динамика разгона и максимальная скорость практически не теряется. Такой тюнинг КПП подойдет тем, кто хочет увеличить скоростные характеристики своей девятки. В основном применяется после замены двигателя на более мощный аналог.
  3. Можно попробовать заменить родной вторичный вал девятки. Проблема этой детали в том, что внутри она полая. Из-за динамичных нагрузок на узел часто случалось так, что именно этот вал разлетался на куски, что приводило к окончательной поломке всей КПП из-за застрявших осколков в зубьях. Замена производится на полнотелый аналог вала для пары шестерен с передаточным числом 4,13.
  4. Хотите сделать свою машину более расторопной на трассе? Докупите спортивные подшипники ступицы для тюнинга. Они слегка повысят рабочие характеристики ходовой, но главное, что они являются более надежными, нежели заводские детали.
  5. Займитесь регулировкой дифференциала, но делайте это только в автомастерских и СТО с репутацией. Неправильная регулировка детали приведет к частым поломкам либо потере управляемости автомобилем.

Есть много советов и довольно детальных инструкций того, как самостоятельно заменить деталь узла или весь узел целиком, но делать этого не нужно, если вы не знаете архитектуру автомобиля. При проведении многих работ требуется практика и четкое знание дела, поэтому лучше доверьте работу мастерам в СТО.

Если требуется улучшить механизм переключения передач ВАЗ 2109, то перед его доработкой надо докупить некоторые детали и заменить ими заводские. Такой вариант решения проблем является наиболее дешевым и простым. Установка АКПП на ваз 2109 не всегда является оправданной. Такая доработка упростит управление автомобилем, слегка увеличит рабочий ресурс узла и позволит плавно переходит от одного скоростного режима к другому. С другой стороны, ремонт, обслуживание и установку автоматики потянет не каждый владелец девятки, поэтому с учетом расходов это решение не является эффективным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]