Загорелась лампочка зарядки аккумулятора? Не стоит паниковать


Ни для кого не секрет, что при повороте ключа зажигания приборная панель автомобиля приветствует нас целым рядом вспыхнувших индикаторов и сигнальных лампочек. Все они в той или иной степени говорят нам об исправности бортовых систем и готовности мотора к старту. Одним из наиболее заметных таких индикаторов является горящий красным цветом значок аккумулятора. При отсутствии проблем пиктограмма загорится в момент включения зажигания и сразу погаснет, как двигатель запустится. Данный момент свидетельствует, что на аккумулятор пошла зарядка от генератора. А вот о том, что делать и куда бежать, если этот индикатор не погас или вдруг загорелся в дороге, мы сейчас и поговорим.

Небольшой технический ликбез: почему возникает неполадка

Когда машина на ходу, АКБ постоянно подзаряжается от генератора напряжением 13,6–14,2 вольт. С возрастанием оборотов увеличивается и выходное напряжение генератора, что может вести к негативным последствиям и порче аккумулятора. Для решения вопроса в цепь встраивается реле-регулятор или, проще говоря, стабилизатор напряжения, снижающий силу тока до необходимых величин.

Горящая лампочка отсутствия зарядки аккумулятора

В результате мы имеем идущую под стабильным напряжением зарядку вашего автомобильного аккумулятора. И если на панели приборов загорелась лампочка заряда аккумулятора, то это означает, что АКБ не получает зарядку от генератора.

После запуска зажигания напряжение сначала через предохранитель подаётся на сигнальную лампу заряда АКБ. После чего напряжение в 12 В проходит через диод, стабилизатор напряжения, щётку, контактное кольцо и обмотку. Далее, чем быстрее вращается ротор, тем больше увеличивается и фазовое напряжение. Это ведёт к выравниванию напряжения на контактах сигнальной лампочки, после чего она тухнет, показывая тем самым, что зарядка аккумулятора проходит в должном режиме.


Схема включения генератора на ВАЗ 2105

Диодный мост

Размещают на задней поверхности генератора, отвечает за преобразование переменного тока. К распространенным неисправностям относят пробой и обрыв.

Для уточнения проверяют мост мультиметром, положив один щуп на вывод 30 генератора, а второй – на корпус. Сопротивление исправного моста стремится к бесконечности. Предварительно убеждаются, что в цепи нет короткого замыкания.

Если в дороге загорелась лампа заряда аккумулятора

Едете вы себе спокойно и никого не трогаете, как самым неожиданным образом (как всегда, впрочем) загорается на панели красным цветом пиктограмма аккумулятора. Это сигнал к тому, что генератор вашего автомобиля неисправен и перестал давать ток для подзарядки, так что вся электрика теперь «сидит» лишь на аккумуляторной батарее.

С чем мы можем столкнуться в данном случае:

  • Оборвался ремень генератора. Электричество вырабатывается во время вращения оси генератора. Ось же эта приводится в движение с помощью ремня. Так что в случае обрыва ремня генераторный вал прекращает своё вращение и останавливается выработка электричества. А это ведёт к загоранию лампы заряда аккумулятора на приборной панели.
  • Вышел из строя стабилизатор напряжения на генераторе. Тут всё просто. Деталь накрылась медным тазом, и у нас снова не поступает ток необходимого напряжения на аккумулятор. Вопрос решается заменой вышедшего из строя элемента.
  • Сильный износ щёток генератора. Вал генератора снабжён графитовыми щётками, способствующими выработке электричества. Со временем они могут сильно износиться, что приведёт к снижению показателей вырабатываемого электричества и загоранию красной пиктограммы аккумулятора на приборке. Тут также необходима замена изношенных компонентов на новые.

Список возможных причин, конечно, не совсем полный. Приведены наиболее критические. Иногда могут быть ещё проблемы с диодами, окислившиеся клеммы и контакты, неполадки с предохранителем или контактом провода массы.


Устройство генераторов на автомобилях ВАЗ

Щетки генератора

Щетки получают ток и передают его на аккумулятор. Хоть детали и маленькие, но они очень важны, ведь обеспечивают езду автомобиля. Изготавливаю их из графита, иногда пропитывают специальным раствором для продолжительной работы.

Для выявления неисправностей снимают щеточный узел и осматривают его. Опалины и другие характерные признаки указывают на изношенные детали. Неисправность щеток обусловлена и механическим износом. Для этого измеряют высоту графитовых элементов. Срочно заменяют деталь при высоте меньше 5 мм.

На старых иномарках и в отечественных машинах проверяют неполадки щеток другим методом. При работающем двигателе скидывают минус с аккумулятора. Если мотор продолжает работать – все в порядке, щетки подают напряжение.

Что делать, если горит лампочка зарядки

Справиться самостоятельно с вышеприведёнными неисправностями где-нибудь в пути будет довольно затруднительно, разве что ремень генератора можно поменять, если вы вдруг всегда с собой возите запасной.

Но не всё так страшно, и даже с горящей лампой заряда аккумулятора вы вполне способны продолжать движение. Просто роль источника питания полностью ляжет на плечи аккумулятора. Тем не менее даже без подзарядки аккумулятора можно будет проехать достаточное расстояние, если будете придерживаться этих простых, но необходимых в данном случае рекомендаций:

  • не стоит без крайней на то причины заглушать двигатель своего автомобиля. Дело в том, что при запуске стартер потребляет довольно много электроэнергии. Так что в случае вынужденной остановки потом заводиться стоит народным методом – «с толкача».
  • лучше отказаться от включения дополнительных элементов, потребляющих электроэнергию. Да, без музыки, печки, подогрева зеркал и заднего стекла ехать будет заметно менее комфортно. Но лучше так, чем застрять где-нибудь в мороз посреди трассы.
  • также лучше отказаться от включения в тёмное время суток противотуманных фар и дальнего света.
  • для того чтобы аккумулятор не запитывался от неисправного генератора, лучше сразу отсоединить идущие от него провода и обмотать их изоляцией.

Следуя этим несложным советам, вы легко сможете доехать до ближайшего автосервиса или до родного гаража.


Загоревшийся на панели индикатор отсутствия заряда АКБ

Нарушение контакта на выводах АКБ

На этом этапе диагностики нужно проверить состояние клемм проводов и контактных выводов батареи. Нередко они окисляются, вследствие чего контакт между ними ослабевает. В случае когда горит лампочка аккумулятора, но зарядка есть, именно эта неисправность чаще всего является причиной.


Генератор работает в нормальном режиме, напряжение поступает на клеммы, но теряется из-за слабого контакта. Вот и получается, что зарядка идет, но горит лампочка зарядки аккумулятора. Причем горит она в большинстве случаев тусклым светом. Устраняется подобная неисправность путем зачистки клемм и контактных выводов АКБ, а также обработки их водоотталкивающей жидкостью.

Список самых частых вопросов по проблеме

Немало можно встретить и дополнительных вопросов, связанных с работой лампы заряда аккумулятора. Итак, если лампа:

«Загорается при включении поворотника»

Данный момент в основном характерен для вазовской классики. В большинстве своём народ рекомендует не заморачиваться и ездить себе спокойно дальше, так как в целом система работает исправно. Но те, кто не сдался, находили проблему в барахлящем диодном мосте, кто-то зачищал контакты, кто-то рекомендовал проверить предохранители, а кто-то просто лампы менял. Что будет в вашем случае — никто наверняка не скажет.

«Горит вполнакала»

Тут первым делом рекомендуют смотреть на диодный мост, дальше уже можно на щётки генератора, проверить массу. Хотя кое-кому даже рекомендовали капнуть в замок зажигания WD-40, якобы ключ слегка не возвращается. И помогало!

«Периодически светится на холостых, пониженных/высоких оборотах»

Для начала следует проверить ремень генератора и его натяжение, далее можно грешить на диодный мост и регулятор напряжения. В случае с высокими оборотами всё дело может быть также в уставшем состоянии щёток генератора.

«Моргает»

В данном случае причину нужно искать в окислившихся или засорившихся контактах (на АКБ в том числе) и разъёмы. Так что смотрим, ищем и чистим. Также может быть неисправен регулятор напряжения. Стоит также проверить предохранители и диодный мост.

«Загорается на холодном двигателе»


Данное явление чаще сигнализирует о необходимости замены АКБ

Здесь причиной может быть аккумулятор, т. к. после холодного старта он будет потреблять тока больше обычного, посему может иметь место просадка напряжения, особенно если АКБ «дохлая». Или же дело может быть в плохих контактах или даже ремне натяжения, который может поначалу проскальзывать из-за попавшего на него тосола или какой другой жидкости.

«Начинает гореть при включённых фарах»

Ищем возможные проблемы в диодном мосту и попутно проверяем щётки генератора на износ.

«Горит, хотя зажигание выключено»

Возможно, пробой диодов, также ещё одной причиной может быть неисправность в контактной группе зажигания и даже установленная нештатная сигнализация.

«Горит, но зарядка-то идёт!»

Тут причиной может быть пробой дополнительных диодов на диодном мосту. Бывает ещё, что причина в неисправном регуляторе напряжения. Данные моменты особенно характерны для нашей классики. Однако загвоздка может быть и в плохой массе по причине окислившихся и заржавевших контактов на корпусе машины. Решением в данном случае предлагается массу перебросить с батареи непосредственно на стартер.

Как нетрудно заметить, в подавляющем числе описанных ситуаций проблема практически всегда на поверхности. Либо что-то не так с контактами, либо подвёл предохранитель, либо диод пробитый или же неисправность стабилизатора напряжения вылезла.

Причины

При исправной системе лампочка горит короткое время, после чего гаснет.

Проверка причина неисправности проводится по определенной схеме. Как правило, проблема кроется в неисправности генератора или АКБ, поэтому проверку начинают с них.

Вариант подсвечивания лампочкиПричина
Не гаснетГенератор, батарея питания
Горит периодическиОслаблен ремень генератора, плохой контакт на выходе
ТусклоПроводка
МигаетАКБ, проводка, масса
Горит на маленькой скорости, потом гаснетКлеммы АКБ, щетки, реле, ремень генератора
После перегазовкиДиодный мост
При движенииПоврежден аккумулятор, щетки, масса

При загорании индикатора во время езды рекомендуют доехать до места ремонта или стоянки, так как велика вероятность, не завести автомобиль после остановки.

Самостоятельная диагностика систем, отвечающих за заряд АКБ

Минимально желательный набор инструментов:

  • контрольная лампочка на 12 В;
  • пара отвёрток (как плоская, так и крестообразная);
  • нож и пассатижи;
  • наждачка для возможной зачистки контактов;
  • мультиметр.


Основные функции и возможности мультиметра

Ниже приведён план для самостоятельной диагностики и выявления возможных дефектов в работе системы зарядки АКБ. Попутно будет акцентировано внимание на моментах, указывающих на износ и выход из строя того или иного компонента/детали.

  1. Первым делом смотрим на предохранитель генератора.
  2. Следующим шагом будет проверка обмотки ротора генератора на короткое замыкание или обрывы. Для этого цепляем на контактные кольца зажимы мультиметра, переключённого на замер сопротивления. Приемлемыми числами можно считать диапазон от 1,8 до 5 Ом. Показало меньше — у вас в витках случилось короткое замыкание, видно явное увеличение — значит, присутствует прямой обрыв обмотки.
  3. Проверка ремня на целостность и натяжение. Малая отдача генератора вполне может быть связана с ослабленным натяжением приводного ремня. Ярким свидетельством этому будет хорошо слышимый свист при резком нажатии на педаль газа или разгоне.
  4. Визуальный осмотр проводки на предмет выявления повреждений изоляции и перегорания.
  5. Необходимо глазами пробежаться по корпусу самого генератора — вдруг присутствуют трещины, повреждения и ещё что.
  6. Проверка контактных колец и щёток генератора. Как вы уже знаете, щётки в процессе эксплуатации могут изнашиваться и даже перекашиваться. Наряду с этим канавки токосъёмных колец могут со временем забиваться графитовой пылью. Свидетельством тут будет чрезмерное искрение.
  7. Надо будет проверить и подшипники. На них нужно будет обратить внимание, если ваш генератор стал заметно громко посвистывать и гудеть.
  8. Определение возможной поломки статора. Чтобы правильно проверить обмотку последнего, необходимо отсоединить его от стабилизатора напряжения. Если мультиметр, переключённый на замер сопротивления, выдаёт значение, уходящее в бесконечность, то можно говорить, что у статорных обмоток отсутствует надлежащий контакт с корпусом (массой).
  9. Проверка диодов в стабилизаторе напряжения. Для данной операции также требуется мультиметр. Сначала, например, плюсовой зажим цепляется к «+» или «–» стабилизатора, а минусовой на вывод фазы. Затем нужно просто поменять зажимы местами. И если в ходе данных операций показания на мультиметре заметно разнятся, то диод не проблемный, если же нет, то он неисправен. Также окисленные контакты свидетельствуют о скором выходе из строя диодного моста.

Проверка работы генератора мультиметром (видео)

Неисправность предохранителя

Электрическая цепь зарядки аккумуляторной батареи, как любая другая, защищена предохранителем. Расположен он в монтажном блоке под капотом автомобиля. В «шестерках» и «семерках» этот предохранитель обычно обозначается как F10, но, в любом случае, перед проверкой лучше полистать инструкцию пользователя. Чаще всего при его неисправности напряжение на батарею вообще не поступает, но случается и так, что именно он становится причиной того, что горит лампочка зарядки аккумулятора, но зарядка есть.

Проверка предохранителя производится тестером после его извлечения из посадочного гнезда. Если прибор покажет, что деталь пришла в негодность, просто замените ее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]