Замена масла и фильтров
Замена масла выполняется согласно регламенту производителя каждые 15 тысяч км, при более экстремальной эксплуатации рекомендована замена каждые 7,5 тысяч км. Вязкость масла используемого АвтоВАЗ – 5w30, марка GM dexos2.
Данная процедура выполняется следующим образом:
- Съем маслозаливной крышки
- Съем пробки слива
- Слив отработанного масла
- Залив масла
Замена свечей зажигания
Согласно требованиям свечи заменяются после 30 тыс. км пробега по рекомендации завода-изготовителя. АвтоВАЗом рекомендованы следующие типы свечей: А17ДВРМ, BRISK «Super» LR17YC, LR15YC. Работы выполняются по следующим этапам:
- Съем защитного экрана ДВС
- Отсоединение электропровода
- Извлечение свечей
- Установка новых элементов
Замена технических жидкостей
Подбор температурных режимов жидкости осуществляется исходя из эксплуатационных условий. Производить замену необходимо после достижения 60 тыс. км пробега. Порядок действий:
- Съем пробки слива на радиаторе
- Съем пробки на блоке цилиндров
- Съем шланга с патрубка дросселя
- Слив жидкости
- Установка пробок на свои места
- Залив жидкости до момента появления из шланга дросселя
- Установка шланга на патрубок
Доработка деталей, установка насосов и шлангов
Сошка на гидроусилитель руля также должна быть доработана. Ее с помощью дисковой электропилы срезают на 3-5 мм в части переднего упора, ставят на нижний вал сошки ГУР, устанавливают стопорную шайбу, заворачивают гайку крепления, законтривают гайку, отгибая усики стопорной шайбы.
ГУР в сборе с сошкой ставится при среднем положении руля, при совпадении метки на торце рулевого вала (гидроусилителя) с соответствующей меткой на его корпусе. Усилитель располагается на лонжероне с помощью трех болтов из комплекта, гайки затягиваются усилием около 35-45 Нм (потребуется ключ и головка торцовая на «17», динамометрический ключ). Далее место соединения корпуса автомобиля и гидроусилителя герметизируется с помощью силикона или пенополиуретана. Шаровые пальцы от рулевых тяг возвращаются в отверстия сошки, затягиваются гайками корончатого типа и зашплинтовываются.
Покупайте только оригинальную деталь
Установка насоса ГУР начинается с установки шкива привода и крепления его специальной втулкой на удлиненную гайку. Далее устанавливается кронштейн насоса гидроусилителя, закрепляется головка цилиндра через верхнюю площадку кронштейна, устанавливается сам насос. На шкив привода насоса на коленчатом вале, а также шкив насоса надевается клиновой ремень, который нужно натянуть посредством перемещения насоса через пазы кронштейна и затягивания болтов крепления моментом около 22 Нм.
Штатное место размещения генератора Нивы 4х4 внизу, что назвать удачным решением нельзя. Во время прохождения внедорожья, на него без труда попадает вода и грязь, либо капает тосол, что существенно сокращает срок службы. Чтобы защитить важную деталь от влаги владельцы прибегают к доработке. Рассмотрим, как перенести генератор на Ниве вверх.
Замена фильтра салона
Периодичность замены фильтра составляет 15 тыс. км пробега. Он располагается с левой стороны от лобового стекла в подкапотном пространстве. Порядок действий:
- Снять крышку фильтра
- Извлечь старый фильтр
- Установить новый и установить обратно крышку
Особенности установки гидроусилителя руля
Вкратце об особенностях установки ГУР на Ниву:
- Сначала откручивается центральная гайка рулевого колеса, после чего оно демонтируется. Для откручивания гайки может потребоваться съемник. С рулем демонтируется и карданный шарнир.
- Затем ослабляется ремешок вентилятора.
- После установки гидроусилителя нужно заправить систему — для этого откручивается крышка расширительного бачка, в систему заливается масло до нужного уровня. После этого рулевое колесо следует провернуть в крайние положения несколько раз при отключенном моторе, это позволит избавиться от воздушной пробки в системе.
- При прокачке системы рекомендуется поддомкратить переднюю часть авто или отключить от сошки рулевую тягу. Далее, производится запуск мотора, в систему добавляется необходимое количество жидкости. Если вы заметили, что после добавления масло стало пениться, это свидетельствует о попадании воздуха в шланги ГУР. Тогда вам нужно будет заглушить мотор и подождать какое-то время, пока не перестанут выделяться пузырьки.
- Процедура осуществляется практически идентичным образом установке ЭУР, только есть некоторые нюансы. Перед тем, как приступить к процессу, внимательно ознакомьтесь с сервисной книжкой, которая идет в комплекте (автор видео — канал Andrew Humm).
Замена топливного фильтра
Топливный фильтр меняется каждые 30 тыс. км. Если условия эксплуатации происходят в засушливых, песчаных регионах, или используется низкокачественное топливо, замену следует производить каждые 20 тысяч пробега.
- Под задним сиденьем отвинтить крышку и снять блок проводов
- Произвести запуск двигателя, дать выработать топливо
- Снять крепление кожуха и затем снять топливный фильтр
- Произвести работы в обратном порядке после установки нового фильтра
Последствия неправильной установки и регулировки
Газораспределительный механизм сильно влияет на работу двигателя, поэтому при замене деталей и выставлении меток требуется соблюдать тщательность и не допускать ошибок. Но если это все же случилось, двигатель сразу даст об этом знать.
При грубой ошибке мотор не заведется. Если смещение фаз невелико, то электронная система управления двигателем компенсирует это регулировкой зажигания. Если же фазы сдвинуты на ползуба или зуб шестеренки, система не в состоянии компенсировать такое смещение.
Это приводит у следующим последствиям:
- резкая потеря тяги — автомобиль плохо отзывается на нажатие педали акселератора;
- ухудшение топливной экономичности;
- двигатель работает с перебоями, даже на высоких оборотах;
- повышается температура охлаждающей жидкости, вызывающая перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями;
- преждевременный износ распределительного вала, прогар клапанов, обрыв цепи с последующим капитальным ремонтом двигателя.
Диагностика тормозной системы и по необходимости замена
Замена тормозных расходников(колодок и дисков) регламентирована и зависит от условий, частоты и интенсивности их использования.
- Произвести визуальный осмотр суппортов и колодок
- При необходимости замены снять колесо
- Произвести разбор суппорта
- Извлечь колодки
- Заменить на новые и собрать блок тормозов
Как выбрать помпу для Нивы?
Водяные насосы выпускаются для разных модификаций этого автомобиля; так, помпа 21230-1307011-82 подходит на все виды, однако в некоторых случаях используется модель на 2107 с более широкой крыльчаткой
При покупке важно следить, чтобы корпус подходил к крыльчатке, иначе установить элемент получится с трудом. Чтобы не ошибиться, можно купить изделие в сборе
Если мотор Нивы инжекторный, классическая помпа может не справиться с высокой температурой, деталь придется менять раньше
Рекомендуем обратить внимание на разновидности запчасти:
- Стандартная помпа с пластиковой крыльчаткой; лопасти расположены ниже, имеют более вытянутую форму. Насос нового образца, оснащенный пластиковой крыльчаткой с удлиненными лопастями. Помпа HEPU, имеющая более прочную чугунную крыльчатку.
Замена ремня ГРМ
Оценка состояния ремня ГРМ производится каждое ТО на наличие повреждений и силы натяжения, которая не должна превышать 0.8 на 10 кгс. Замена рекомендована после 15 тыс. км пробега.
- Снять крышку двигателя
- Произвести визуальный осмотр ремня ГРМ на повреждения и натяжение
- При необходимости замены снять кронштейн натяжного ролика
- Произвести замену ремня ГРМ согласно меткам
Регламент технического обслуживания, проверки
Исправное техническое состояние автомобиля — непременное условие безопасности движения. Установлено, что из-за технической неисправности автомобилей возникает около 5 % дорожно-транспортных происшествий, иногда с тяжелыми последствиями. Водитель должен уметь определить техническое состояние автомобиля и вовремя обнаружить его неисправности.
Постоянное исправное состояние автомобиля в течение продолжительного времени обеспечивается проведением планово-предупредительного технического обслуживания и, в случае необходимости, ремонта. По периодичности и трудоемкости выполняемых при техническом обслуживании работ различают: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).
ЕО выполняют ежедневно перед выездом, а СО — два раза в год при переходе с весенне-летней эксплуатации на осенне-зимнюю или наоборот и совмещают с очередным ТО-1 или ТО-2. Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливается по фактическому пробегу автомобиля в километрах с учетом условий эксплуатации.
Наименование операции ТО | Пробег, тыс. км | ||||||||
2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | |
Двигатель | |||||||||
Проверка отсутствия посторонних шумов и стуков в двигателе | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка герметичности систем охлаждения и питания; состояния шлангов, трубок и соединений | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Замена топливного фильтра (см. тут) | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Очистка и промывка элементов системы вентиляции картера | — | — | — | — | — | — | + | — | — |
Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка работоспособности термостата (см. тут) | — | — | + | — | + | — | + | — | + |
Замена воздушного фильтра (см. тут) | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Замена свечей зажигания (см. тут) | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Замена масла в двигателе и масляного фильтра* (см. тут) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Замена охлаждающей жидкости** (см.тут) | — | — | — | — | — | — | + | — | — |
Проверка токсичности отработавших газов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка отсутствия в памяти контроллера кодов неисправностей ЭСУД. Если коды имеются, устранение причин их возникновения и удаление их из памяти контроллера | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Трансмиссия | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка состояния пыльников ШРУСов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка отсутствия посторонних шумов и стуков при работе сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, переднего и заднего мостов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка герметичности коробки передач, раздаточной коробки, переднего и заднего мостов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода сцепления | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка свободного хода педали сцепления (см. тут) | + | — | + | — | + | — | + | — | + |
Проверка уровней масла в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах переднего и заднего мостов | — | + | + | + | — | + | + | + | — |
Замена масла в коробке передач, раздаточной коробке, редукторах переднего и заднего мостов (см. тут, тут, тут) | + | — | — | — | + | — | — | — | + |
Замена тормозной жидкости в системе гидропривода сцепления | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Смазка шлицевых соединений и подшипников крестовин карданных валов (см. тут) | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ходовая часть | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка состояния: рычагов и штанг подвесок, их резинометаллических шарниров; шаровых опор: шарниров приводов передних колес; защитных резиновых чехлов и колпачков: буферов отбоя, резиновых втулок амортизаторов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка состояния резиновых подушек стабилизатора поперечной устойчивости | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Проверка состояния гидравлических амортизаторов | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Подтяжка креплений элементов передней и задней подвесок | + | — | + | — | + | — | + | — | + |
Измерение и регулировка зазоров в подшипниках ступиц передних колес | + | + | + | + | — | + | + | + | — |
Замена смазки в подшипниках ступиц передних колес | — | — | — | — | + | — | — | — | + |
Проверка состояния дисков и шин колёс, балансировка колёс и перестановка их по схеме | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Регулировка углов установки передних колес (см. тут) | + | — | + | — | + | — | + | — | + |
Рулевое управление | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления (см. тут) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка люфта рулевого колеса | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка герметичности уплотнений узлов и агрегатов гидроусилителя рулевого управления, состояния шлангов, трубок и соединений | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка состояния и натяжения ремня привода насоса гидроусилителя руля (см. тут) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Регулировка углов установки передних колёс (см. тут) | + | — | + | — | + | — | + | — | + |
Тормозная система | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка передних тормозных колодок (см. тут) | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка задних тормозных колодок (см. тут) | — | — | + | — | + | — | + | — | + |
Проверка эффективности работы тормозов | — | + | + | + | + | + | + | + | |
Проверка регулировки стояночного тормоза и положения выключателя сигнала торможения (см. тут) | + | — | + | — | — | + | — | + | |
Проверка работоспособности регулятора давления и вакуумного усилителя тормозов (см. тут) | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов и работы контрольной лампы уровня в бачке гидропривода тормозов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Замена тормозной жидкости в системе гидропривода тормозов * (см. тут) | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Электрооборудование | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка состояния и натяжения приводного ремня (см. тут) | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе (см. тут) | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка работы генератора, освещения, световой сигнализации и контрольных приборов, регуляторов направления пучков света фар, стеклоочистителей и омывателей | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Зачистка коллектора стартера, проверка износа и прилегания щеток. Очистка и смазка деталей привода стартера | — | — | — | — | + | — | — | — | + |
Зачистка контактных колец генератора, проверка износа и прилегания щеток | — | — | — | + | — | — | + | — | — |
Зачистка клемм проводов и выводов аккумуляторной батареи, нанесение на них смазки | — | — | + | — | + | — | + | — | + |
Регулировка направления пучков света фар (см. тут) | + | — | + | — | + | — | + | — | + |
Кузов | 2 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Проверка лакокрасочного покрытия на наличие сколов, трещин и очагов коррозии; арок колес и днища на наличие повреждений мастики | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Смазка петель дверей, шарниров задних сидений, троса привода замка капота; ограничителей открывания дверей; шарниров и пружины крышки люка топливного бака; замочных скважин дверей; осей пружин и сухарей фиксаторов замков дверей | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Прочистка дренажных отверстий порогов, дверей и полостей передних крыльев | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
* Или через два года, в зависимости от того, что наступит ранее. ** Или через три года, в зависимости от того, что наступит ранее.
то же самое на картинке
Если техническое обслуживание автомобиля (ТО-1, ТО-2, СО) можно проводить на станциях технического обслуживания, укомплектованных специальным оборудованием и кадрами специалистов, то ЕО водитель должен уметь выполнять самостоятельно.
Перед выездом из гаража необходимо тщательно осмотреть автомобиль и проверить: его чистоту, отсутствие вмятин, повреждений и царапин; уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; отсутствие течи из радиатора, шлангов и сальников, натяжение ремня вентилятора (прогиб ремня при нажатии на него большим пальцем руки между шкивами генератора и вентилятора с усилием 40—60 П (4—6 кгс) должен составлять 10—15 мм); уровень масла в поддоне картера двигателя с помощью масломерной линейки (щупа); наличие тормозной жидкости в питательных бачках механизмов привода сцепления и тормозов; отсутствие подтеканий тормозной жидкости; исправность стояночной тормозной системы; величину люфтов в шарнирах и соединениях рулевого привода и крепление рулевого механизма; исправность рессор, пружин, торсионов, реактивных штанг, стабилизаторов и амортизаторов; состояние шин колес (в том числе и запасного колеса) и давление воздуха в них; давление следует проверять манометром; разница в показаниях правого и левого (особенно передних) колес не должна превышать 10 кПа (0,1 кгс/см2); наличие топлива в баке, отсутствие подтеканий из него и топливопроводов; исправность звуковых и световых сигналов; наличие света в фарах и габаритных фонарях; показания контрольно-измерительных приборов; крепление и чистоту номерных и опознавательных знаков; состояние и надежность сцепного устройства автомобиля и прицепа; наличие в автомобиле медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря), упоров под колеса и необходимого в пути инструмента. Обнаруженные неисправности следует немедленно устранить.
При понижении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения необходимо своевременно доливать ее. Если в качестве охлаждающей жидкости применяется антифриз, то при понижении его уровня вследствие утечки доливают антифриз, а при естественном испарении — дистиллированную воду.
После осмотра необходимо запустить и прогреть двигатель, убедиться в отсутствии посторонних стуков, проверить устойчивость работы двигателя при разной частоте вращения коленчатого вала. Проехав несколько десятков метров, следует проверить работу сцепления, коробки передач, рулевого управления и тормозной системы.
По возвращении в гараж необходимо произвести уборку в кузове автомобиля и его мойку (при необходимости). Уборку начинают с удаления пыли из салона при помощи пылесоса (это наиболее эффективный способ). Обивку из дерматина, автобима, текстовннита и искусственной кожи протирают влажной ветошыо, желательно из мягкого материала (фланели). Сильно загрязненные места можно мыть раствором нашатырного спирта в воде применение активных растворителей недопустимо), а для мытья стекол применяют средства для мойки окон, зеркал и т. п.
Коврики следует вынуть из автомобиля, резиновые — промыть и просушить, а из матерчатых тщательно выбить пыль.
Мойку автомобиля вручную производят обычной водопроводной водой из шланга с наконечником. Направлять сильную струю воды на внешние поверхности кузова не рекомендуется, так как от этого портится окраска. Необходимо предварительно смочить водой весь кузов автомобиля, направляя струю под углом к его поверхности, а затем смыть грязь губкой из поролона или мягкой щеткой, непрерывно поливая обмываемые места водой. Движения руки при этом должны быть направлены сверху вниз, а губку (щетку) следует прижимать с небольшим усилием, так как имеющиеся в грязи песчинки могут поцарапать (подобно абразиву) окрашенные поверхности, и они потеряют блеск, который трудно восстанавливается. По этой же причине не следует удалять пыль и грязь с лакокрасочного покрытия легкового автомобиля сухими обтирочными материалами. При мойке рекомендуется становиться боком к автомобилю: в таком положении меньше забрызгиваются одежда и обувь мойщика. Во всех случаях мойку необходимо производить в направлении от передней части автомобиля к задней и сверху вниз.
После мойки кузов следует насухо вытереть (желательно замшей, она хорошо впитывает воду), не давая высохнуть отдельным каплям воды, иначе на поверхности кузова автомобиля останутся белые пятна от содержащихся в воде различных солей.
Нельзя мыть автомобиль очень горячей водой, а также водой, температура которой существенно отличается от температуры окружающего воздуха.
Нежелательно, чтобы на окрашенной поверхности длительное время находилась влага, так как она может вызвать разрушение покрытия. Замерзание воды на лакокрасочном покрытии вызывает образование в нем трещин.
Солнечные лучи также оказывают заметное разрушительное действие на окраску автомобиля. Под их воздействием происходит изменение цвета пигмента, выделение его на поверхности покрытия, разрушение пленкообразователя. Поэтому, когда автомобиль не находится в движении, его следует держать в тени или под навесом.
Для восстановления блеска окрашенных поверхностей кузова необходимо пользоваться только специальными препаратами, которые можно приобрести в хозяйственных или автомагазинах в отделе «Автокосметика».
Во время движения водитель обязан следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, прислушиваться к шуму, сопровождающему работу двигателя и движение автомобиля. Каждую стоянку в пути следует использовать для осмотра подвески, рулевого управления, трансмиссии автомобиля, тормозной системы и двигателя.
Видео
Замена тормозной жидкости
Жидкость подлежит замене каждые 45 тыс. км по рекомендации завода-изготовителя и выполняется следующим образом:
- Снять крышку бачка
- Залить тормозную жидкость
- Произвести прокачку тормозов каждого колеса поочередно
Перечень работ при ТО-4 пробег 60 000 км.
На исходе четвертого года от выпуска авто проводится стандартное обслуживание модели Chevrolet Niva по классической схеме. Пробег в 60 000 км. обязывает обновить масло для движка, проверить состояние приводных ремней и уровень охлаждающей жидкости.
Установка новых тормозных колодок
Замене подлежат воздушный фильтр и комплект свечей зажигания. Мониторим состояние крышки распределителя зажигания и клапана принудительной вентиляции картера двигателя. Полностью обновляем тормозную жидкость. Официальный список работ включает диагностику тормозной системы.
Диагностика ремня компрессора кондиционера
В зависимости от комплектации некоторые автомобили оснащены кондиционером. Диагностика и замена ремня компрессора производится каждые 15 тыс. км. Натяжения ремня не должно превышать 0.8 мм при давлении 10 кгс Порядок действий:
- Снять защитный поддон
- Снять защитный кожух ремня
- Проверить натяжение ремня, наличие повреждений
- При необходимости, либо по истечению допустимого пробега, произвести замену
Насос ГУР
Насос гидроусилителя можно назвать основным узлом, так как именно он нагнетает жидкость, создавая в магистрали повышенное давление. Основным элементом насоса является крыльчатка, которая приводится во вращательное движение ременной передачей. К сожалению, многие неисправности ГУР связаны именно с выходом из строя насоса. Недопустимо его жидкостное голодание.
О наличии воздуха можно узнать по внезапно возросшему усилию на руле, а также характерному жужжащему звуку при повороте руля. Прокачка магистрали является стандартной процедурой и осуществляется поворотом руля в одну и в другую сторону.
Замена масла в КПП
Обслуживать КПП и менять масло нужно по достижении ресурса в 60 тыс. км, рекомендованные типы масел 75W90, 80W85, 80W90. Замена жидкости производится следующим образом:
- Снять заливную пробку
- Отвинтить сливную пробку
- Слить отработанное масло и закрыть сливное отверстие
- Произвести залив нового масла
Все данные работы производятся на каждом плановом ТО. Техническое обслуживание рекомендуется производить на специализированных сервисах с соблюдением рекомендаций производителя по моторесурсу.
Соблюдение данных правил позволит автомобилю находится в исправном техническом состоянии, что в свою очередь избавит владельцев от появления поломок и отказов систем автомобиля. Своевременное ТО позволяет проходить Шевроле Нива до 500 тыс. км без отказа двигателя, трансмиссии и ходовой.
Особенности регламента ТО Chevrolet Niva
Так как большинством автомобилистов машина считается неприхотливой дорожной лошадкой, то нередко ТО Chevrolet Niva владельцы проводят самостоятельно подручными средствами. Однако качество подобных работ не всегда дотягивает до обслуживания в специализированных сервисах.
Первое и второе плановое обслуживание для новой Chevrolet Niva рекомендуется проводить на фирменном автосервисе с использованием профессионального оборудования.
Завод предлагает модель в различных комплектациях. Востребованной является сборка «L», но также на рынке присутствуют авто в вариантах LC, LE, GLS, GLC и LE+. Для всех машин перечень работ, периодичность ТО и установленный график обслуживания будет идентичным. Если залито моторное масло для обкатки, то потребуется дополнительно провести нулевое техобслуживание спустя несколько тысяч километров пробега.