Почему дергается машина на ходу? Причины рывков авто во время движения

Рывки автомобиля при езде в большинстве случаев являются признаком неполадок в системе питания двигателя, зажигания или трансмиссии. Перед продолжением эксплуатации в такой ситуации лучше выяснить, почему начинает дергаться машина на ходу. Некоторые неисправности, приводящие к таким симптомам, могут угрожать безопасности или спровоцировать более серьезные поломки.

В этой статье расскажем о том, что делать, если машина дергается на ходу, как найти виновника проблемы и устранить неисправность.

Причины, по которым может дергаться на ходу машина

В этом разделе перечислены все наиболее распространенные причины, по которым машина троит и дергается на ходу. Для удобства потенциальные неисправности разделены в зависимости от используемого топлива и системы смесеобразования. Это позволит быстро определить, почему во время движения дергается авто с карбюратором, инжектором, дизельным двигателем, оснащенная ГБО или по крайней мере исключить возможные неполадки.

Почему машина дергается на ходу: причины для разных типов ДВС

ПричиныПочему дергается на ходу
ИнжекторКарбюраторНа газеДизель
Неисправность или засор карбюратора
Засор воздушного или топливного фильтра
Засор газового фильтра
Засор или износ форсунок
Проблемы со свечами зажигания, катушками или ВВ проводами
Подсос воздуха во впускной коллектор
Неисправность ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки) или привода дросселя***
Неисправность датчиков: акселератора, РХХ (регулятора холостого хода), ДМРВ (датчика массового расхода воздуха), ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости), ДАД (датчика абсолютного давления)✔*
Неисправность или плохой контакт ДПКВ (датчика коленчатого вала)✘/✔****✔*
Неисправность бензонасоса
Неисправность ТНВД (топливного насоса высокого давления)✘/✔**✘/✔**
Неисправен газовый редуктор✔/✘**
Обмерзание редуктора или магистралей
Износ или неверная настройка сцепления
Некорректная работа КПП
Износ ЦПГ, неисправности клапанов и гидрокомпенсаторов
Низкокачественное или неподходящее топливо

* актуально только для дизельных двигателей с системой впрыска Common Rail и аналогичными ** актуально только для авто с прямым впрыском и для систем ГБО 6 поколения под них, впрыскивающих жидкий газ *** актуально для инжекторных авто с электронной педалью (e-газ) **** актуально для карбюраторных авто с электронной (бесконтактной, микропроцессорной) системой зажигания

Диагностику современных автомобилей упрощает наличие ЭБУ. Если машина дергается на ходу и горит чек энджин, базовая компьютерная диагностика по OBD II с высокой долей успешности укажет причину. Однако индикатор загорается не при любых неполадках.

Выяснить, почему дергается на ходу автомобиль с карбюратором, можно только путем осмотра и проверки потенциальных мест локализации неполадки.

Основные причины почему машина дергается при движении: видео

В авто, работающих на газовом или дизельном топливе, многое зависит от поколения и особенностей системы подачи.

Помимо типа топлива и системы питания, проблематика неисправности зависит от условий, при которых автомобиль начинает дергаться:

  • при движении на малых оборотах вперед;
  • при движении назад;
  • при наборе скорости;
  • при езде с постоянной скоростью.

Почему автомобиль дергается при езде в разных режимах

Некоторые неисправности, приводящие к появлению рывков, проявляются только на определенных режимах езды, к ним относятся:

  • Засор или износ форсунок. Форсунки (на инжекторе, ГБО 4+ поколения и на дизеле) некорректно распыляют топливо, что приводит к ухудшению воспламенения ТВС, из-за чего двигатель работает нестабильно и теряет тягу. Для устранения неисправности нужно промыть форсунки или заменить их.
  • Засор карбюратора. Из-за забитых жиклеров нарушается смесеобразование. Для устранения проблемы нужно промыть карбюратор и промыть топливную магистраль.
  • Забитые топливные фильтры. Засорение бензиновых, дизельных или газовых фильтров приводит к снижению пропускной способности топливной магистрали. Устранение проблемы – замена топливного фильтра.

Новый и поломанный датчик положения коленвала

Датчик положения дроссельной заслонки выходит из строя когда стираются контакты

Проверка датчика охлаждающей жидкости мультиметром

  • Неисправность топливного насоса. Уменьшение производительности топливного насоса приводит к перебоям в подаче топлива. Проблема обычно прогрессирует по мере нагрузки: на холостых выражена слабо, а при ускорении мотор откровенно дергается и глохнет. Для проверки насоса на инжекторном авто нужно манометром измерить давление в топливной рампе, на карбюраторе – после насоса, на дизеле – на выходе из ТНВД.
  • Неисправность ДПКВ. Датчик коленвала определяет момент, в который нужно подавать топливо (и искру – на бензине/газе). Сам он выходит из строя редко, а вот при проблемах с проводкой – сигнал теряется, движок глохнет, но по инерции заводится, что и вызывает рывки, тряску.
  • Неисправность ДТОЖ. Современные ДВС с системой впрыска (и бензин/газ, и дизель Common Rail) корректируют подачу топлива и его поджиг, ориентируясь на температуру мотора. Если ДТОЖ неисправен, то доза впрыска, углы зажигания (бензин, газ) или момент впрыска (дизель) не будут соответствовать реальным условиям, из-за чего мотор начинает работать нестабильно, теряет мощность. Проверяется ДТОЖ путем компьютерной диагностики или мультиметром (нужно найти таблицу соответствия сопротивления температуре).

Диагностика датчика ДПДЗ: видео

  • Неисправность ДПДЗ или датчика акселератора. Если датчик положения дроссельной заслонки или педали газа изношен (обычно стираются дорожки потенциометра), сигнал начинает «плавать», что становится причиной неправильного управления ДЗ. Для проверки датчика нужно измерить изменение его напряжения по мере плавного нажатия педали газа (через диагностику или мультиметром). Если возникают резкие скачки или провалы вольтажа, нужно менять датчик дросселя или педали.
  • Проблемы с зажиганием. Если свечи, их катушки или провода изношены, возникают пропуски зажигания. На ранних стадиях проблема может проявляться только на ХХ, так как на высоких оборотах эти пропуски частично компенсируются силами инерции и маскируются. Для диагностики нужно осмотреть свечи, катушки, провода на предмет пробоев (искры в темноте). Нужно проверить свечи, провода, катушки, а после нахождения виновника – заменить неисправные элементы.
  • Подсос воздуха. При наличии нежелательного подсоса воздуха мотор не может нормально дозировать ТВС, смесь становится бедной, теряется тяга и возникают рывки. На карбюраторных моторах с вакуумной регулировкой зажигания (и управлением карбюратором, как, например, на старых Mercedes) также нарушается УОЗ и подача бензина. Для поиска места утечки нужно проверить впуск дымогенератором. Основные участки, где может травить воздух – патрубки и их хомуты, фланцы карбюратора, дросселя, коллектора, ресивера, уплотнители форсунок.
  • Несезонное топливо. Проблема характерна для дизелей и для газа. Летняя солярка зимой парафинизируется, забивает магистрали, поэтому мотор или вообще не заводится, или стартует с трудом и работает плохо. Аналогично ведет себя зимой летняя пропан-бутановая смесь (с преобладанием бутанов), которая в мороз плохо испаряется. Для устранения проблемы нужно разморозить солярку и заправиться топливом по сезону. С газом сложнее, так как для перезаправки нужно предварительно слить часть газа, соблюдая меры предосторожности (лучше посетить газовую СТО).
  • Плохое топливо. Если бензин, газ или дизель контрафактный, низкого качества или октановое/цетановое число не соответствует необходимому, топливо воспламеняется и горит хуже. Езда на таком горючем чревата неполадками в ДВС, системе выхлопа, поэтому нужно его слить, промыть топливную систему и заправиться качественным топливом.

Проверка датчика массового расхода воздуха с помощью мультиметра

Датчик абсолютного давления нуждается в периодической чистке

  • Неисправность ДАД. При некорректной работе датчика абсолютного давления, используемого в бензиновых моторах без ДМРВ и на ГБО 4 поколения, нарушается состав топливовоздушной смеси. Нужно проверить ДАД, и если он неисправен – заменить.
  • Неисправность ДМРВ. Неисправный датчик массового расхода воздуха подает некорректные данные о количестве поступающего во впускной коллектор воздуха, из-за чего ЭБУ неверно дозирует топливо. Проверить ДМРВ можно, измерив его напряжение (мультиметром или через диагностику) в простое. Например, для инжекторных ВАЗ вольтаж менее 1 В говорит об идеальном состоянии расходомера, от 1 до 1,02 – о нормальном, от 1,03 до 1,05 – о следах износа, а более 1,05 В – о критическом износе.
  • Износ ЦПГ, неисправности клапанов и гидрокомпенсаторов. Если мотор сильно изношен, прогорели или неровно выставлены клапаны, падает компрессия. В итоге причиной, почему дергается машина на холостом ходу, становится слабое и неравномерное давление в разных цилиндрах. Моменты силы, создаваемые поршнями, отличаются друг от друга, и от этого возникает тряска. Для проверки нужно измерить давление в цилиндрах, оно должно отличаться между «котлами» не более чем на 1 атм. Неверно выставленные зазоры нужно отрегулировать, неисправные гидрокомпенсаторы – заменить. Прогоревшие клапаны и поршни придётся менять, снимая головку, а при износе цилиндров – делать капремонт всего ДВС.

Ниже детально рассмотрим причины, почему дергается машина на ходу, отчего возникает тряска на холостых оборотах, а что может быть причиной рывков при медленном движении.

Все описанные здесь и ниже проблемы с датчиками требуют проверки как самих сенсоров, так и их проводки. Иногда исправная деталь работает некорректно из-за плохого контакта, окисления клемм, протирания изоляции, излома проводов и других подобных неполадок. Поэтому прежде чем покупать новый датчик, осмотрите разъемы и проверьте провода мультиметром!

Почему дергается машина на холостом ходу

Если машина дергается при движении на холостом ходу, но нормально ведет себя при нажатии педали, проблемы с системой подачи топлива можно исключить. Они обычно проявляются как раз когда горючего нужно больше. Наиболее распространенными неисправностями, вызывающими рывки на ХХ, являются:

Машина дергается на холостом ходу, поиск и решение проблемы: видео

  • Неисправность РХХ. На инжекторных авто впуск воздуха при закрытом дросселе осуществляется через обводной канал (байпас), пропускная способность которого регулируется регулятором холостого хода. Если он неисправен или засорен канал, воздух будет подаваться некорректно, мотор начнет дергаться и троить. Если машина дергается на холостом ходу из-за РХХ, для устранения проблемы надо заменить его.
  • Неправильная настройка ХХ на карбюраторе. На карбюраторе холостой ход регулируется винтами количества и качества смеси, при некорректном положении которых мотор может подтраивать. Устранить проблему можно путем корректировки положения винтов.
  • Засорение жиклера ХХ. Помимо винтовой регулировки, подачу ТВС на холостых оборотах регулирует отдельный жиклер, при засорении которого топливо поступает в недостаточном количестве. Для устранения неполадки нужно прочистить жиклер, а желательно – и весь карбюратор.
  • Неправильная настройка редуктора. В системах ГБО до 3 поколения холостой ход настраивается отдельным винтом, регулирующим подачу газа в обход мембраны. При его неверном положении дозировка газа будет нарушена. Для устранения проблемы нужно отрегулировать топлива до стабилизации работы мотора.
  • Раннее включение газа. На моторах с ГБО, имеющих автопереключение топлива (по оборотам мотора или термодатчику) тряска и троение на ХХ могут быть следствием перехода на газ до прогрева редуктора. В таких случаях магистрали или сам редуктор обмерзают, подача газа замедляется, мотор «голодает». Во избежание троения переключаться на ГБО нужно при достижении температуры мотора +40-50 градусов и более. На ГБО 2 и 3 поколения во избежание раннего перехода и обмерзания не стоит сильно газовать до прогрева ДВС, а на 4 и 5 – нужно проверить и при необходимости отрегулировать температуру в контроллере ГБО.

Если проблем на холостых нет, но машина дергается на ходу, понять в чем причина, помогут следующие разделы.

Дергается машина при движении на малых оборотах

Если автомобиль трогается рывками или машина на ходу начала дергаться на невысоких оборотах, причины могут быть следующими:

В чем причина когда автомобиль дергается в движении на малых оборотах: видео

  • Износ шарниров приводов. Если машина дергается при начале движения, причиной может быть износ ШРУСов, если сопровождается характерным хрустом, или неисправность крестовин кардана. Чрезмерный люфт шарниров порождает ударные нагрузки в трансмиссии, из-за чего и происходит рывок. Проверить детали на люфт можно, загнав машину на яму или подъемник и покрутив приводные валы или кардан вручную.
  • Засорение дросселя. Загрязненный дроссель при малом открытии пропускает недостаточно воздуха, из-за чего смесь дозируется некорректно, мотор работает хуже и дергается машина при движении на малых оборотах. Проверяется заслонка визуально, а при наличии отложений ее нужно промыть очистителем карбюраторов и дроссельных заслонок.
  • Некорректная настройка ГБО. Неправильно отрегулированное газобаллонное оборудование (например, перетянутая мембрана на ГБО-2) может не доливать или переливать топливо при малом ходу. Правильная диагностика ГБО 4 поколения и новее – компьютерная, более старых систем – газоанализ с помощью ШДК.
  • Проблемы с АКПП. Если гидротрансформаторная коробка пинается и машина дергается на малом ходу, нужно диагностировать КПП и ее гидротрансформатор («бублик»). Чаще всего причина кроется в нехватке давления масла, вызванном низким уровнем смазки или износом насоса. Для начала нужно замерить уровень масла, оценить его состояние. Если смазка в порядке, потребуется разборка и дефектовка коробки.
  • Пробуксовки сцепления. При движении «в натяг» на авто с МКПП и РКПП изношенное или перетянутое сцепление перегружается. Если мотору в какой-то момент становится легче провернуть диск, чем колеса – возникает рывок. Проверить сцепление можно резким ускорением. Кроме того, его пробуксовки обычно сопровождаются характерным запахом горелого сцепления.
  • Неисправен привод дросселя. На авто с системой E-газ дроссельная заслонка управляется ЭБУ с помощью электропривода, неисправность которого приводит к недостаточному ее открытию. Проверить дроссельный узел можно визуально, оценивая его открытие в зависимости от положения педали газа.
  • Подклинивание тормозов. Если тормозные колодки прихватывают диски (происходит из-за засоров контура, пережатия трубок, перекоса направляющих суппортов и других неполадок), мотору приходится преодолевать дополнительное сопротивление. Именно оно – причина рывков. Обычно проблема сопровождается ухудшением тормозных свойств авто (увеличен тормозной путь) и перегревом дисков/барабанов с колодками. Так как на скорости диски и колодки прогреваются, набирается инерция – рывки уходят, но авто хуже тормозит.

При движении задним ходом машина дергается

Если машину дергает при включении задней передачи, в основном это связано с неполадками коробки передач, и из них можно выделить четыре основных причины :

Характерный износ шестерни заднего хода в МКПП

  • Перегрев АКПП. В перегретой КПП масло теряет вязкость, становится жиже, из-за чего нарушается работа коробки передач. Задняя скорость страдает от этого одна из первых.
  • Нехватка масла АКПП. При недостаточном уровне масла в коробке также возможны рывки при включении задней.
  • Неисправность АКПП. Неисправности и засоры гидроблока, соленоидов, масляного насоса или фрикционов вызывают рывки при движении задним ходом. Выявить поломки можно при дефектовке, так как без разборки «на глаз» причину найти практически нереально.
  • Износ шестерни задней передачи МКПП. Задняя передача большинства механических коробок – несинхронизированная, поэтому при частом включении изнашивается намного быстрее передних. В прямозубых парах зубы стираются (так же, как на венце стартера), из-за чего шестерни могут проскакивать и при движении задним ходом машина дергается.

Дергается машина при движении при наборе скорости

При разгоне машина дергается преимущественно по нижеследующим причинам:

  • Проблемы с проводкой. При резком ускорении мотор отклоняется (особенно при наличии износа подушек), из-за чего могут отходить контакты от датчиков и других электрических компонентов. На инжекторе нужно проводить диагностику и чистить контакты, устранять обрывы или КЗ, менять поврежденные разъемы.
  • Забитый воздушный или топливный фильтр. Если фильтры забиты незначительно, недостаток воздуха или топлива проявляет себя только под нагрузкой и на высоких оборотах.

Подключение манометра к топливной рампе для измерения давления в топливной системе

  • Проблемы с топливным насосом. Нехватка давления топлива – частая причина, почему дергается машина при нажатии на газ. При небольшом износе бензонасоса или ТНВД он еще способен развить нужное давление подачи топлива на малом газу, но не справляется под нагрузкой, мотор «голодает» и не может развить проектную мощность. Проверяются насосы путем измерения давления.
  • Засор или неисправность второй камеры карбюратора. Вторая камера карбюратора обычно отвечает за питание мотора под нагрузками. Если она засорена, неправильно отрегулирована или неисправна (например, клин или обрыв тяги заслонки), он не может подавать пары бензина в нужном количестве.
  • “Задушенное” или неверно подобранное ГБО. Неверно настроенное ГБО (часто неопытные водители и настройщики делают так для экономии газа) или недостаточно производительный редуктор (например, редуктор на 140 л. с. на моторе 120–130 л. с.) ведет себя так же, как и некорректно работающий карбюратор или инжектор. В пиковых нагрузках газа становится маловато, из-за чего дергается машина при движении при наборе скорости. Системы 4 поколения и новее диагностируются компьютерным методом, более старые – путем регулировки на слух или (что лучше) газоанализа с ШДК.

Иногда машина дергается на высоких оборотах в процессе трогания или ускорения из-за низкого уровня топлива. Так как горючее в баке или баллоне по инерции оттекает назад, топливозаборник может оголяться и вместо жидкости захватывать пары, вызывая падение давления!

Рывки провоцируют датчики положения коленчатого вала и воздуха

Некорректность данных поступающего объема воздушного потока в мотор, вызывает неправильное открытие форсунки. В результате приготовление топливной смеси будет иметь отклонения от нормы. Двигатель работает с провалами при разгоне – это также «работа» датчика положения коленчатого вала. Он провоцирует неправильное образование искры зажигания в момент открытия форсунок. Выявить неисправность этих двух датчиков можно после проведения диагностики.

Специалисты рекомендуют регулярно чистить дроссельную заслонку. Кроме этого на многих автомобилях необходимо выполнять манипуляции по адаптации дроссельной заслонки после ее очищения. Не допустить проблем можно, если взять в привычку чистить элемент хотя бы пару раз в год.

Как найти причину и что делать

Автосканер Rokodil ScanX Pro

На авто с инжектором выяснять, почему начинает дергаться машина на ходу, нужно путем диагностики и чтения ошибок. Если имеется БК, отображающий их коды – дополнительное оборудование не нужно, в противном случае необходим OBD II сканер и ПО для него. Обойтись без дополнительных гаджетов и программ, которые к тому же зачастую платные, можно если купить портативный автосканер, например, Rokodil ScanX Pro. Такое устройство дает возможность считывать ошибки и расшифровывать их, смотреть показания различных датчиков, фиксировать данные в реальном времени. Распространенные коды ошибок говорят о проблемах таких узлов:

Диагностика почему машина дергается: видео

  • P0100-0104 – ДМРВ;
  • P0105-0109 –ДАД;
  • P0110-0114 – датчик температуры всасываемого воздуха;
  • P0115-0119, P0125-0126 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • P0120-0126, P0220-0229 – ДПДЗ;
  • P0200-0215, P0251-0296 – форсунки;
  • P0218 – перегрев КПП;
  • P0230-0233 – топливный насос;
  • P0335, P0336-0339 – ДПКВ;
  • P0350-0362 – катушки зажигания, проводка, либо блок управления.

Без компьютерной диагностики проверять, почему машина начала дергаться на ходу, придется путем поочередного осмотра узлов. Общая последовательность действий указана ниже.

Некачественное горючее

Как бы банально не звучало, в большинстве случаев распространенной причиной провалов при разгоне выступает плохой бензин. Даже при попадании воды в топливо, это вызывает сбои в работе агрегата. Понятное дело, мотор на таком горючем будет давать сбои в функционировании. Что можно сделать, если залит таким топливом полный бак? Дабы избежать поломки форсунок и насоса, желательно слить все содержимое. Если не хочется этого делать, выход один – дождаться выработки некачественного бензина.

Рывки двигателя во время движения автомобиля

  • Если после набора скорости наблюдаются провалы мощности, то виновата в этом, как правило, система зажигания. Распространяется эта проблема на все типы двигателей. Решение: выключить зажигание и проверить, плотно ли колодка с проводами прилегает к катушке. После этого нужно вновь завести двигатель и послушать, как он работает. Если слышны характерные щелчки, значит, где-то возник пробой высокого напряжения. Следовательно, колодку, высоковольтные провода (а возможно, и саму катушку) придётся менять.
  • Другая причина рывков во время движения — проблемы с бензином. Для их выявления следует выкрутить свечи зажигания и осмотреть. Если на них есть нагар белого цвета, похожий на тальк, значит, из-за некачественного бензина в камеры сгорания поступает бедная топливная смесь. Решение: слить некачественный бензин и заправляться в другом месте.

Белый налёт на свечах почти всегда свидетельствует о неподходящем качестве топливной смеси

Итог

От поломки машины не застрахован даже самый аккуратный и бережливый водитель. На это влияют многие факторы, не зависящие от водителя. Качество сборки, надежность установленных деталей, верные расчеты инженеров, состояние дорог, срок и интенсивность эксплуатации и даже климатические условия. Но каждый автовладелец должен поддерживать работоспособное состояние автомобиля. И если упорно игнорировать его «жалобы» и продолжать ездить, то можно окончательно его «убить».

Конечно, можно будет попытаться его «реанимировать», но обойтись это может в достаточно круглую сумму. Тем более что причины, по которым автомобиль может дергаться, лежат на поверхности. Свечи, сцепление, фильтры – маленькие детали, ведущие к большим проблемам. Найдите время и немного денег свозить свою машину на диагностику. Она ей необходима регулярно, как человеку посещение больницы. За должный уход автомобиль отблагодарить вас долгими годами верной службы!

Добавьте ПроКроссоверы в избранное

Видео о рывках при разгоне

Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с этим явлением: двигатель вдруг начинает работать рывками, машина как бы дёргается. Произойти это может когда угодно. При разгоне, резком нажатии педали газа и даже на холостом ходу. О том, почему это происходит и как с этим бороться, мы и поговорим в этой статье.

Умирающий топливный насос

Еще одна деталь, которая может вызвать рывки вашего автомобиля при ускорении, — это топливный насос. Если он вот-вот умрет, он может не обеспечивать оптимальный уровень давления в системе впрыска топлива. Это приведет к недостаточной подаче топлива и рывкам.

Вывод

Если машина дёргается при разгоне или при движении на малых оборотах, причины могут заключаться в дефектах топливной системы, двигателя, КПП, зажигания или других узлов. Чтобы понять, каким системам требуется ремонт, необходимо обратить внимание на характер подёргиваний, интенсивность и сопутствующие признаки. Для точного определения проблемы целесообразно провести диагностику в мастерской, особенно если у владельца нет опыта починки автомобиля своими руками или отсутствует необходимый инструмент.

Неисправности, которые случаются крайне редко

Причиной дерганья двигателей с турбонаддувом при разгоне нередко являются неисправности в самой турбине. А именно в системе регулировки давления, это электромагнитный клапан или электропривод. Но если клапан подается замене, то с электроприводом все гораздо сложнее. Другими словами необходима замена турбины.

Если были проверены все вышеперечисленные системы и расходные материалы, а машина продолжает дергаться при разгоне, то причину нужно искать в компрессии цилиндров двигателя.

Лишенная равномерности компрессия

На практике во всех цилиндрах двигателя имеется допустимый разброс (1 кгс/см.кв.) в показаниях компрессии. Ее измеряют компрессометром, его работа аналогична работе манометра. Но если в одном из цилиндров компрессия сильно упала, и как результат мотор начинает дергаться при разгоне. При данных обстоятельствах прежде всего необходимо выяснить причину повреждения в цилиндре. Проблемы могут быть из-за залегания колец, в разрегулировки клапанов, прокладки ГБЦ, головки блока.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]