Датчик положения дроссельной заслонки на Приоре: почему плавают обороты и машина плохо разгоняется

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) в любом автомобиле, в том числе Лада Приора, необходим для обеспечения нужного объема горючего в соответствии с тем, как открыта заслонка. Как и у любого другого регулятора, ресурс эксплуатации ДПДЗ не вечный, соответственно, рано или поздно автовладельцу придется столкнуться с неисправностями устройства. Как произвести замену датчика и какой его принцип работы — читайте ниже.

О ДПДЗ и его предназначении

Из названия становится понятно, что это устройство отвечает за положение заслонки дросселя. В свою очередь, дроссельная заслонка представляет собой перепускной клапан, расположенный между воздуховодом и впускным коллектором. Через этот клапан поступает воздух, который смешивается с бензином, и подается непосредственно в камеры сгорания. Механизм привода заслонки соединен с педалью акселератора посредством металлического тросика. Нажатие на педаль газа способствует отклонению заслонки на соответствующий угол, что необходимо для поступления (всасывания) необходимого количества воздуха.

Теперь вернемся к датчику положения дроссельной заслонки на Приоре, который представляет собой электрический прибор, передающий сигнал на ЭБУ о величине открытия заслонки. И на основании такой важной информации, контроллер принимает соответствующее решение о дозировании смеси бензина с воздухом. Если датчик ПДЗ выходит из строя, то первым делом на панели приборов высвечивается индикация Check Engine. Однако с такой поломкой двигатель будет функционировать, но только в аварийном режиме, то есть, когда приготовление ТВС и угол опережения зажигания будет происходить по усредненным значениям, что приведет к повышению расхода топлива.

Это интересно! Важно понимать, что датчик может не только выйти из строя, но и начать выдавать некорректные показания в случае износа его элементов. В таком случае будет нарушена нормальная работа двигателя, так как в зависимости от отклонений, наблюдается либо обогащение смеси, либо же ее обеднение. И, кроме того, за счет некорректности информации, получаемой ЭБУ от ДПДЗ, будет происходить неполное сгорание ТВС, что приведет к увеличению выброса вредных веществ.

Местонахождение узла

Открыв капот “Приоры”, увидеть дроссельный узел не получится. Он находится под пластиковым кожухом, закрывающим сверху двигатель. Кроме эстетической нагрузки, он несет в себе функцию защиты от нагретой клапанной крышки.

После снятия кожуха взору предстанет система подачи воздуха. Она представляет собой большой резиновый патрубок, соединенный с одной стороны с коробом воздушного фильтра, а с другой – с впускным коллектором. Между ними установлен узел дроссельной заслонки “Приоры”. Он выглядит как дюралевая вставка с пластиковым черным барашком в виде сектора, к которому подведен трос управления (в случае механического привода).

Разновидности ДПДЗ на Приоре

Зачем владельцам автомобилей Приора нужно читать этот раздел, где описаны виды датчиков ДПДЗ. Ведь в случае подозрений на неисправность этого датчика, важнее первым делом выполнить проверку, и в случае положительного результата, произвести замену. Все это правильно, но знать разновидности ДПДЗ нужно для того, чтобы при замене выбрать оптимальный вариант устройства для своего автомобиля, который не только прослужит долго, но еще и обеспечит более эффективную и высокопроизводительную работу.

Именно поэтому различают два типа датчиков положения заслонки дросселя. Они имеют соответствующие названия, и отличаются конструкцией, а также принципом функционирования. Собственно о них далее Вы и узнаете:

  1. Пленочно-резисторный (или резистивный) ДПДЗ — его еще называют контактным или механическим устройством, который имеет простейшую конструкцию, и функционирует за счет изменения сопротивления. Состоит он из резистивных дорожек и подвижного ползунка, который соединен непосредственно с осью заслонки дросселя. Перемещение ползунка по дорожке способствует изменению сопротивления, на основании чего происходит перепад напряжения в цепи. Именно на основании изменения напряжения, ЭБУ понимает, в каком положении находится заслонка. В конструкции автомобилей Приора чаще всего с завода устанавливаются датчики пленочно-резистивного типа, которые отличаются невысокой стоимостью. На таком датчике имеется три контакта, один из которых — это стабилизированное напряжение 5В, второй масса, а третий — сигнальный, с которого снимаются показания, и поступают на ЭБУ.

  2. Бесконтактный датчик или магниторезистивный — это потенциометрический прибор, который состоит из постоянного магнита, изменяющего свое положение в зависимости от угла поворота заслонки. Такие датчики являются более совершенными и точными, а также характеризуются большим ресурсом службы, что связано с отсутствием контактных элементов. При этом цена их выше, чем стоимость резистивных устройств (примерно в 2 раза).

Имея представление о том, какие бывают разновидности ДПДЗ, следует рассмотреть особенности их функционирования, что пригодится при проведении проверочных манипуляций.

Принцип работы ДПДЗ на Приоре

Важно узнать принцип работы датчиков положения дроссельной заслонки, чтобы определиться с выбором подходящего варианта для своего автомобиля. Первоначально уделим внимание распространенным моделям устройств пленочно-резистивного типа. Пленочными их называют потому, что на пленочном покрытии нанесена дорожка, по которой движется ползунок. Состоит такой датчик из следующих конструктивных элементов:

  • пластиковый корпус;
  • дорожка с резистивным сопротивлением;
  • подвижная деталь в виде ползунка, перемещающегося по поверхности дорожки.

Теперь подробно о принципе работы такого важного изделия, которые чаще всего используются на автомобилях марки Приора. На дорожку подается постоянное напряжение величиной 5В (когда включается зажигание). Второй конец дорожки соединен с массой автомобиля. Цепь при этом замкнута. Третий контакт находится в соответствующем положении, и соединяется с осью дроссельной заслонки. На его выходе фиксируется незначительная величина напряжения 0,55В. Когда происходит воздействие на педаль газа, отклоняется заслонка, а вместе с ней и происходит перемещение ползунка, в ходе чего меняется сопротивление цепи.

При открытии заслонки сопротивление возрастает (от 1 до 3 кОм), а значит, и растет напряжение на выходе сигнального контакта от 0,55 до 4,5 Вольт. За счет изменения величины напряжения, ЭБУ понимает, в каком конкретно положении находится заслонка дросселя. На основании этого значения, а также данных от ДМРВ, блок управления рассчитывает необходимое количество кислорода, чтобы приготовить оптимальный состав ТВС.

Механический датчик со временем начинает показывать некорректные данные, что происходит зачастую по причине истирания контактного слоя на дорожках или ползунке. Такая деталь в случае непригодности не подлежит ремонту, и должна быть заменена.

Теперь рассмотрим особенности работы более совершенного датчика, который имеет не только другую конструкцию, но и принцип работы.

Они также устанавливаются с завода на Приоры. В основе работы ДПДЗ магниторезистивного типа лежит известный всем эффект Холла.

Благодаря этому эффекту, датчик лишился трущихся деталей, а значит, увеличился срок его службы. Вместо контактной пластины с дорожками, в таком датчике используется постоянный магнит. В корпусе также имеется интегральная плата, которая и функционирует по принципу эффекта Холла. Микросхема фиксирует изменения магнитного поля, когда изменяется положение постоянного магнита, перемещающегося вместе с заслонкой. Изменяющийся поток способствует наведению электрических импульсов, которые поступают на ЭБУ.


Принцип работы бесконтактного датчика

На ЭБУ поступают аналогичные импульсы, как и в контактных датчиках, что говорит о самом главном — возможности их замещения друг другом. Это очень важно, так как многие считают, что ДПДЗ контактного типа нельзя заменять бесконтактными.

Как проверить дроссель

Проверка дросселя – процесс несложный. Достаточно иметь в наличии мультиметр или просто вольтметр. Регулировка может происходить на территории своего гаража. Для этого отсоединяется гофротрубка, ответственная за поступление воздуха, тщательно промывается спиртом и протирается мягкой тряпочкой. Та же процедура проделывается и с впускным коллектором и самой заслонкой.

Тщательно все осмотреть. Если нет механических повреждений, регулируется датчик. С помощью ключа ослабляются винты. Заслонка поднимается и резко, до упора опускается; если не слышно удара, нужно повторить еще раз. Винты ослабляются до тех пор, пока изделие не закончит «закусывать». И только после этого фиксируются гайками крепежные элементы. Затем раскручиваются болты ДПДЗ и корпус поворачивается, датчик выставляется так, чтобы напряжение изменялось только при открытии заслонки. Все возвращается на свои места, болты затягиваются, настройка окончена.

Распространенные виды поломок ДПДЗ

Если на автомобиле установлен пленочно-резистивный датчик положения заслонки, то его неисправности зачастую связаны с износом подвижного контакта или неподвижной дорожки.

В ходе эксплуатации также не исключается вероятность возникновения процесса окисления контактов, повреждение жил или изоляции проводов питания. Со временем теряется упругость пружины, что в итоге приводит к ее залипанию.

Не только контактные, но и бесконтактные датчики выходят из строя, однако их ресурс намного больше, и они лишены особенности подачи некорректных данных.

Если бесконтактный ДПДЗ выходит из строя, то он попросту перестает подавать показания на ЭБУ, в результате чего непременно высвечивается ошибка двигателя «ЧЕК».

Это интересно! Причиной выхода из строя бесконтактных датчиков является перебой в сети или возникновение тока короткого замыкания. Ремонту такие устройства, как и пленочно-резистивные, не подлежат, поэтому их нужно менять.

Признаки неисправности ДПДЗ на Приоре: как определить поломку датчика

Характерными признаками того, что из строя выходит ДПДЗ на Приоре, являются следующие проявления:

  • падение мощности двигателя;
  • повышение расхода топлива;
  • возникновение рывков при разгоне автомобиля;
  • снижение динамики;
  • проблемный запуск двигателя (особенно на холодную);
  • возможные детонации двигателя;
  • плавающие обороты — если датчик будет показывать на ХХ, что заслонка открыта, то ЭБУ будет стремиться снизить обороты, что приведет к возникновению процесса их перепадов;
  • запоздалый отклик двигателя на изменение положения дроссельной заслонки.

Индикация Check Engine высвечивается лишь в том случае, когда сигнал от ДПДЗ отсутствует. На бортовом компьютере Приоры высвечиваются соответствующие коды ошибок:

  1. Р0122 — сигнал от ДПДЗ низкий (т.е. слабый).
  2. Р0123 — уровень сигнала от ДПДЗ высокий.

Вышеописанные признаки лишь свидетельствуют о том, что проблема заключается с цепью датчика, поэтому остается выяснить, что конкретно неисправно, и как можно устранить поломку.

Особенности проверки контактного и бесконтактного ДПДЗ на Приоре: распиновка

При появлении соответствующих признаков неисправности ДПДЗ на Приоре, не помешает произвести проверку изделия, чтобы убедиться в том, что из строя действительно вышел датчик, а не поврежден провод или окислились контакты в фишке питания. Для этого понадобится знать распиновку ДПДЗ, которая представлена на схеме ниже.

Самый простой способ проверки — воспользоваться мультиметром. Ниже описан подробный процесс проверки ДПДЗ Приора:

  1. Проверка исправности питающих проводов. Отсоединить фишку питания от датчика. Присоединить щупы мультиметра к контактам фишки A и B, после чего включить зажигание, и проверить напряжение. Величина подающего напряжения должна составлять 4,8-5,2В. Если значение отличается от указанного (обычно оно ниже), то следует искать причину в проводе, который имеет замыкание на массу.

  2. Далее приступаем к проверке контактного датчика. Самый оптимальный способ его проверки — измерить сопротивление между контактами А и С, то есть, сигнальным и плюсовым контактами. Проверку рекомендуется выполнять на снятом датчике. Подключаем щупы к соответствующим выводам, и измеряем сопротивление в кОм. Оно должно находиться в пределах от 1 до 3 кОм. При изменении положения ползунка, сопротивление должно увеличиваться, причем очень плавно без резких скачков. Если наблюдается иная картина, значит ДПДЗ нужно заменить.

  3. Еще один способ проверки (подходит как для контактного, так и для бесконтактного устройства), при котором не нужно снимать датчик, заключается в измерении напряжения в сигнальном контакте. Однако реализовывать его рекомендуется в исключительном случае, так как он предусматривает нарушение целостности контактов фишки датчика. Проводится он следующим образом: при помощи булавок нужно присоединиться к тыльной стороне фишке щупами мультиметра. Подключиться нужно к клеммам B и C, то есть, сигнальной и «массе». После подключения нужно включить зажигание и, не заводя двигатель, изменять положение заслонки. Если напряжение будет плавно возрастать до 5В при максимальном открытии заслонки, значит, деталь исправна. Если возникают резкие перепады (скачки) на ДПДЗ контактного типа, то изделие подлежит замене. Если неисправен ДПДЗ бесконтактный, то у него напряжение не будет изменяться или меняется, но в низком диапазоне.

Ниже представлено видео, где детально показан процесс проверки механического ДПДЗ.

Убедившись в неисправности датчика положения заслонки дросселя на Приоре, его следует заменить. Не пытайтесь его разбирать и ремонтировать, так как он является не ремонтируемым.

Это интересно! Проверить исправность датчика можно при помощи Bluetooth-сканера, подключенного к разъему OBD2, а также специального приложения на смартфон.

Если на БК высвечивается ошибка низкого сигнала от датчика, нужно проверить провода питания, так как, скорее всего, была нарушена изоляция. Если уровень сигнала высокий, то неисправность наверняка в самом датчике.

Где на Приоре установлен ДПДЗ: место расположения

Можно ошибиться с датчиком масла или скорости, но не знать расположения ДПДЗ на Приоре — это непростительно. Если Вы обладаете минимальными знаниями устройства автомобиля, и знаете, что такое заслонка дросселя, то непременно справитесь с поиском датчика, отвечающего за ее положение.

Находится ДПДЗ на Приоре рядом с заслонкой дросселя, но при этом важно это изделие не перепутать с регулятором холостого хода, так как он находится рядом. Выше на фото показано место расположения, а также внешний вид ДПДЗ на Приоре.

Зная его расположение, не составит труда выполнить демонтаж для проведения детальной проверки или замены.

Регулировка электронной педали газа

Регулировка педали Е-газа Приоры, Калины

Настройка педали газа на Калине и Приоре начинается с ее демонтажа. После этого нужно в крышке Е-газа ослабить 4 винта звездочкой T20, снимать крышку при этом не обязательно. Винты располагаются в овальных отверстиях, поэтому чтобы отрегулировать, достаточно будет смещать педаль вместе с болтами.

При перемещении крышки по часовой стрелке газ будет более чувствительным. Машина будет ехать резвее, но расход топлива немного увеличится. Сместив против часовой стрелки, вы добьетесь меньшего расхода и более плавного разгона.

После настройки крышку необходимо зафиксировать в выбранном положении и вкрутить обратно болты. Подробнее, как происходит регулировка электронной педали газа можно увидеть, просмотрев видео:

Регулировка педали на Приоре

Регулировка, калибровка и настройка ДПДЗ на Приоре

Необходимость проведения настройки датчика положения заслонки, возникает не только при установке нового устройства, но и при снятии штатного изделия для его проверки. Что же представляет собой калибровка или регулировка датчика? Это процесс, при котором обеспечивается правильное функционирование устройства. Когда дроссельная заслонка закрыта, сигнал от датчика должен подаваться в минимальном значении, а при ее полном открытии на 90 градусов, значение напряжения должно быть максимальным. Если же при закрытой заслонке напряжение на сигнальном проводе будет составлять к примеру 1В, хотя должно составлять около 0,5В, то ЭБУ будет считать, что она открыта, и будет неправильно корректировать состав ТВС.

При снятии штатного датчика, необходимо отметить его положение на дроссельном узле, иначе понадобится проводить процесс настройки. Об этом мало кому известно, что в итоге приводит к некорректному функционированию двигателя. Что собой представляет процесс калибровки ДПДЗ на Приоре, рассмотрим далее.

  1. Первоначально нужно отметить, что с завода на Приорах датчики могут быть установлены без настройки, и поэтому двигатель может работать некорректно. Именно поэтому выполнить процесс настройки будет полезно в том случае, если обнаружены признаки некорректной работы ДПДЗ.
  2. Процедура может выполнять двумя способами. Первый предусматривает необходимость применения диагностического оборудования (ПК с программным обеспечением и соединительного кабеля OBDII). Еще можно воспользоваться Bluetooth-модулем и приложением Open Diag. Второй способ основывается на использовании мультиметра. Для начала рассмотрим процедуру настройки с помощью диагностического оборудования.
  3. Первоначально следует установить ДПДЗ, но не затягивать крепежные винты. Обязательно надеть фишку питания.
  4. Подключить ПК с программным обеспечением, и запустить программу. В приложении перейти во вкладку «Переменные», где указывается значение сигнала от датчика ПДЗ.
  5. Включаем зажигание, и производим диагностику. В левой колонке указывается значение положения дроссельной заслонки в процентах, а в правой — величина выходного напряжения (см. фото ниже).

  6. При закрытой заслонке в правой колонке должно быть значение 0. Чтобы добиться такого результата, необходимо смещать датчик перпендикулярно оси заслонки дросселя влево или вправо. Если не удается установить значение 0, значит ,требуется увеличить диаметр отверстий крепления датчика (расточить их), воспользовавшись для этого надфилем.

  7. Важно увеличивать отверстия так, чтобы иметь возможность перемещения ДПДЗ относительно заслонки, что позволит произвести его корректировку положения. Ниже на фото показаны участки на ДПДЗ, которые необходимо стачивать надфилем.

  8. После этого повторяем процедуру, и добиваемся, чтобы по программе при закрытой заслонке было значение 0. В левой колонке напряжение выходного сигнала при этом должно составлять около 0,55В. Ориентируемся, прежде всего, на процентное значение, которое должно равняться нулю при закрытой заслонке. Не будет лишним осмотреть состояние заслонки, так как большое количество нагара на ней может стать причиной проведения неправильной корректировки.

  9. После этого открываем заслонку на максимум, и фиксируем значение в приложении. В левой колонке должно отображаться значение 100%. Это говорит о том, что датчик установлен правильно, и относительно положения заслонки, он будет передавать корректные и точные данные на ЭБУ. Фиксируем винты крепления датчика, и следим, чтобы при затяжке изделие не сместилось в сторону. В противном случае, повторяем проверку после затяжки винтов.

Такая процедура является правильной, и она позволяет настроить положение датчика с высокой эффективностью и точностью. Если же у вас отсутствует ПК, соединительный кабель и приложение, то настройку можно выполнить с помощью мультиметра. Процесс практически идентичный, только ориентироваться необходимо на выходное напряжение с датчика:

  1. Для этого датчик также следует установить на место, но не затягивать его винтами.
  2. Подсоединить к выводам фишки датчика B и C щупы мультиметра, воспользовавшись булавками, чтобы не нарушить целостность изоляции проводов.
  3. Мультиметр перевести в режим измерения постоянного напряжения не менее 5В.
  4. Включаем зажигание, и фиксируем значение при закрытой заслонке дросселя. Выходной сигнал должен составлять около 0,556-0,557В. Если значение больше, необходимо увеличить диаметр крепежных отверстий в датчике, и проворачивать его так, чтобы получить значение 0,55В при полностью закрытой заслонке.

  5. Добившись такого показателя, следует открыть заслонку на максимум, и зафиксировать величину напряжения. Оно должно составлять 4,56-4,57В.

На этом процесс настройки ДПДЗ завершен. И можно убедиться по звуку работы мотора в том, что датчик функционирует корректно.

После проделанных действий обязательно следует обнулить контроллер. Сделать это можно либо путем снятия «минусовой» клеммы с АКБ или же включением и выключением зажигания несколько раз.

На этом процесс настройки ДПДЗ на Приоре завершен. Остается рассмотреть вопрос о том, какой же тип датчика лучше устанавливать на автомобиль.

Руководство по ремонту датчика

Как заменить и отремонтировать датчик дроссельной заслонки? Перед тем, как приступить к процессу, необходимо обесточить бортовую сеть транспортного средства, для этого отключите аккумулятор.

Дальнейшие действия осуществляются в такой последовательности:

  1. Откройте капот и найдите регулятор, как мы уже сообщили, он расположен на дроссельном узле. Вам необходимо отсоединить от него разъем. Чтобы сделать это, само крепление необходимо отодвинуть вверх, как показано на фото.
  2. Далее, используя отвертку с крестовым наконечником, нужно выкрутить два болтика, который фиксируют контроллер к узлу. Будьте осторожны и не потеряйте эти болты.
  3. После того, как болты будут откручены, датчик необходимо демонтировать.
  4. Когда регулятор будет снять, обратите внимание на место его посадки. Здесь вы можете увидеть специальную поролоновую прокладку, ее необходимо оставить целой. Внимательно осмотрите прокладку — если на ней имеются следы повреждений, то ее лучше заменить.
  5. Если вы решили произвести ремонт устройства своими силами, то вам необходимо внимательно осмотреть деталь на предмет наличия повреждений. Измерьте ширину вала, этот показатель должен составлять 5 мм. Если этот показатель другой, то изменить зазор не выйдет, потребуется его полная замены. Вполне возможно, что для обеспечения нормальной работы силового агрегата вам придется также очистить сам дроссель. Ведь если на оси узла скопилась грязь, контроллер будет с трудом приходить в движение.
  6. Что касается дальнейшей установки, то в этом вопросе также нет ничего сложного. Монтаж производится в обратной последовательности, эта задача не должна вызвать сложностей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]