Бензонасос не качает бензин. Возможные причины, способы решения проблемы

Автомобильный бензонасос – это устройство, предназначенное для бесперебойной подачи горючего к установке, в которой происходит образование топливной смеси. Даже малейшая его неисправность ведет к перебоям в работе двигателя, а при более серьезных неполадках вы попросту его не запустите.

В этой статье мы рассмотрим ситуации, когда бензонасос не качает топливо вообще, либо же качает, но не в том количестве, которое необходимо силовому агрегату для нормальной работы. Также мы попытаемся разобраться в возможных причинах той или иной неисправности устройства подачи топлива и обсудим методы их самостоятельного устранения на примере автомобилей отечественного производства карбюраторного ВАЗ-2109 и инжекторного ВАЗ-2114 .

Какие бывают бензонасосы

Автомобили с бензиновыми двигателями, в зависимости от марки, модели и модификации, могут оснащаться различными по конструкции бензонасосами. Но все они делятся на две основные категории: механические и электрические. Большинство карбюраторных двигателей оборудованы механическими устройствами подачи топлива. Если брать ВАЗ 2109 (карбюратор), то с завода он комплектовался мембранным насосом производства ДААЗ. Главное отличие этого устройства – простота конструкции, разобраться в которой несложно даже новичку. В карбюраторной «девятке» бензонасос расположен в моторном отсеке авто. Его несложно узнать по характерной полусферической шляпке и по шлангам топливопровода.

Двигатели инжекторных ВАЗ 2114 оснащаются электрическими бензонасосами. В основе их конструкции также находится мембрана, но в отличие от «механики», устройства подачи горючего в автомобилях с автоматическим впрыском топлива, находятся не под капотом, а непосредственно в баке.

Замерить давление топлива в рампе

Как было сказано выше, для того чтобы замерить давление топливного насоса в рампе нужно манометр последовательно закрутить в подачу топлива. Замер производят на разных режимах, в зависимости от симптомов неисправности:

  • Автомобиль не заводится. Делаем измерение при включении зажигания. Через диагностический сканер можно включить бензонасос через исполнительные механизмы. Рабочее давление от 3 до 4 атм.
  • Пропала тяга. Сначала нужно измерить давление топлива на зажигании, если выдает нормальное показание, мерим на холостом ходу. Насос должен выдавать 2,5 – 4,2 атм в зависимости от типа двигателя. 2,5 — РДТ на рампе, 4,2 — РДТ в баке.
  • Бываю случаи, когда владелец жалуется на потерю тяги кратковременно или в жару. В таком случае нужна проверка на ходу. Цепляем манометр, проверяем герметичность контакта со штуцером, чтобы не было течи бензина. Закрепляем прибор на лобовое стекло, можно под дворник, и едем. Если во время движения давление топлива падает, нужно заменить бензонасос, фильтра, продуть магистрали.
  • Как проверить бензонасос в стенку. Такая процедура нужна для исключения забитого фильтра, магистралей регулятора давления топлива. Значение давления на инжекторе в стенку должно быть от 6 атм.

Конструкция бензонасоса карбюраторного ВАЗ 2109

Чтобы понять, почему не качает бензонасос ВАЗ 2109 (карбюратор), давайте вкратце рассмотрим его конструкцию. Итак, устройство подачи топлива «девятки» состоит из:

  • корпуса;
  • толкателя с рычагом механической подкачки;
  • диафрагмы в сборе;
  • крышки с клапанами и штуцерами для крепления шлангов;
  • сетчатого фильтра;
  • рычага ручной подкачки.

Самостоятельная диагностика и ремонт

Самый простой и проверенный не одним водительским поколением способ проверки рабочего состояния насоса, заключается в отключении шланга от выхода и его ручной прокачки. Следует только учесть

, чтобы рычаг прокачки двигался, диафрагма должна находиться в своей верхней точке, а толкатель внизу эксцентрика.

Если они остановились в обратном положении, одного оборота ручкой ручного завода будет достаточно для возвращения диафрагмы и толкателя в нужное положение.

При ручной прокачке топливо должно подаваться из насоса струей в такт движения ручного рычага. Главное при проведении данной процедуры подстелить на двигатель тряпку

, чтобы бензин не разбрызгивало по моторному отделению.

Для исправления внутренних дефектов необходим демонтаж насоса. Процедура не сложная. Достаточно отсоединить подводящие шланги топливной магистрали и открутить две крепежные гайки ключом на «13-ть».

Во время снятия насоса

необходимо проявить аккуратность и не повредить прокладки. Их под бензонасосом три. Вначале идет прокладка с толщиной около 0,3 мм, затем идет прокладка, обеспечивающая теплоизоляцию насоса от нагрева блока цилиндров, после чего вновь укладывается тонкая прокладка-уплотнитель, но только толщиной в 0,75 мм.

Методом подбора толщины прокладок

устанавливается высота выхода толкателя, которая должна находиться в пределах от 0,8 мм. до 1,3 мм. Но между основой прилегания бензонасоса и термоизоляционной прокладкой всегда должна быть расположена прокладка с толщиной не более 0,33 мм.

Начинающим водителям нужно помнить, что когда не качает бензонасос на ВАЗ 2106 и его разобрали для ремонта, повторная сборка не гарантирует его работоспособности. Для правильного сборочного монтажа этой детали необходим определенный опыт и навыки, особенно в части удаления просветов между сопрягаемыми деталями.


Немного можно углубиться в историю, так как сейчас пойдет речь о том, почему на автомобиле ВАЗ 2107 не работает бензонасос. И разговор будет о карбюраторном двигателе. Следовательно, привод топливного насоса осуществляется при помощи штока, установленного в головке блока цилиндров. Но сначала нужно рассмотреть конструкцию устройства и понять, что может выйти из строя.

Принцип действия механического бензонасоса

Бензонасос приводится в действие кулачком распределительного вала, который двигает толкатель в горизонтальном направлении, заставляя его совершать возвратно-поступательные движения. Толкатель, в свою очередь, воздействует на рычаг механической подкачки, а он уже поднимает-опускает шток мембраны.

Таким образом внутри топливного насоса создается определенное давление, которое поддерживается клапанами крышки устройства. Один из них пропускает горючее внутрь, не пуская его обратно, а второй выталкивает в топливопровод, идущий к карбюратору.

Как видите, конструкция очень проста, поэтому, чтобы определить причину того, что бензонасос не качает, достаточно его разобрать и проверить состояние основных элементов.

Толкатель

Поскольку корпус никак не влияет на работу бензонасоса, если он, конечно, не поврежден, то начнем с толкателя. Этот элемент выполнен из стали и просто так сломаться не может. А вот износиться – пожалуйста, особенно если он не оригинальный, а купленный в виде отдельной запчасти. Стоит его длине уменьшиться на несколько миллиметров, и бензонасос не качает топливо.


Вернее, он-то качает, но амплитуда движения диафрагмы существенно сокращается. Отсюда низкое давление горючего в системе, и, как следствие, перебои в работе двигателя. Стандартная длина толкателя для насосов ДААЗ – 84 мм. Замеряйте его длину, и при необходимости замените износившуюся деталь.

Фильтр насоса и рычаг ручной подкачки

Первое, что вы увидите, разобрав устройство подачи топлива – сетчатый фильтр. Он выполнен из тонкого перфорированного пластика. Виной тому, что не качает бензонасос, может служить и он, если имеет место его деформация или сильное загрязнение.

В первом случае фильтр необходимо заменить, во втором – промыть жидкостью для чистки карбюраторов.

Рычаг ручной подкачки к тому, что бензонасос не качает топливо при вращении распределительного вала, не имеет отношения. Единственное, что может в нем сломаться – это пружина, откидывающая его в начальное положение.

Проверка питания

Установить факт наличия напряжения на разъеме ТН можно с помощью простейшей контрольки для проверки электрических цепей. Чтобы проверить бензонасос, в электросхемах для вашей модели авто найдите распиновку электрического разъема топливного модуля. Для работы электродвигателя насоса необходим «–» и «+». Если после включения зажигания и подсоединения контактов контрольки к соответствующим пинам колодки лампочка загорелась, значит, с питающим напряжением все в порядке. Пользуясь этим методом, вы можете проверить наличие +12В и массы в разъеме реле бензонасоса, установить наличие питающего напряжения от ECM к реле. Если бензонасос не включается, а с компонентами электрической цепи проблем нет, причина в самом ТН.

Удобнее всего определять, почему нет питания на бензонасос, при помощи мультиметра. Допустим, что +12В на насос выходят из реле, но к разъему топливного модуля так и не приходят. В таком случае необходимо прозвонить провода от реле к топливной секции. В режиме омметра вы не только найдете обрыв, но и сможете увидеть паразитное сопротивление в цепи. Рассматривая возможные причины, по которым не качает бензонасос, не забывайте о поломке иммобилайзера. Нередко в таких случаях двигатель запускается, но через несколько секунд глохнет.

Бензонасос не качает: инжектор

Как уже было сказано, насосы в карбюраторных и инжекторных двигателях имеют разную конструкцию. В автомобилях с принудительным впрыском топлива все процессы, связанные с его подачей в камеры сгорания, контролируются электронным блоком управления, поэтому здесь могут иметь место и поломки различного рода электронных устройств.

К основным причинам, по которым не качает бензонасос инжекторного двигателя, можно отнести:

  • неисправность электропривода устройства;
  • засорение фильтра насоса;
  • выход из строя реле;
  • перегорание предохранителя.

Схема подключения


Схема реле бензонасоса
Выше изображена стандартная схема подключения ТН инжекторного двигателя. ECM (контроллер) после успешного опроса иммобилайзера запитывает обмотку катушки реле бензонасоса (выводы 85, 86). Под действием электромагнитной индукции силовой контакт 30 (постоянный «+» от АКБ, защищенный предохранителем Х) и контакт 87 замыкаются, что ведет к включению бензонасоса. Основные неисправности:

  • перегорание предохранителя; Внимание! Взамен сгоревшей плавкой вставки установите предохранитель штатного номинала. Установка вставки, рассчитанной на большую силу тока, может привести к возгоранию автомобиля.
  • образование окислов внутри разъемов, подгорание силовых контактов реле бензонасоса. Паразитное сопротивление ведет к падению силы тока в цепи и уменьшению производительности нососа;
  • перетирание, переламывание проводов;
  • обламывание фиксатора разъема питания, идущего к топливному модулю. Нередко в таком случае контакт нарушается при проезде неровностей.

Видео: Не работает бензонасос. Как найти и устранить причину.

Как понять, что причиной перебоев в работе двигателя является именно бензонасос

Диагностировать проблемы с бензонасосом в автомобиле с инжекторным двигателем гораздо проще, нежели в машине с карбюраторным мотором. Дело в том, что при включении зажигания отчетливо слышится звук работы электродвигателя топливного модуля. Он продолжается несколько секунд. Звук этот свидетельствует о том, что бензонасос крутит, качает топливо.

Если это происходит при повороте ключа, значит, с самим устройством все в порядке, и причину нужно искать в другом месте. Ну, а если при включении зажигания вы не слышите характерного звука работы насоса, можете быть уверенны – проблема в нем, или в элементах его энергообеспечения.

Причины и их выявление

Причинами, почему не работает бензонасос, может быть: нарушение целостности его диафрагмы, скопление грязи в зоне клапанов, загрязнении фильтра, если пружина потеряла упругость, корпус стал не герметичным, обычный естественный износ частей насоса. Неисправность электрического возникает лишь при воздействии на него. Сейчас на современных машинах он довольно надежный. Можно выделить несколько. Неисправность проводки (грязные или ржавые провода могут создавать перебои в работе), грязь в баке, засорение топливного фильтра, частая и длительная езда на автомобиле с минимальным количеством топлива и, конечно же, обычный естественный износ частей насоса.

Неисправность проводки

Для диагностики насоса в электросистемах потребуется найти цоколёвку электрического разъема топливного модуля, подходящего модели машины. Чтобы понять, что не идет питание на бензонасос, присоедините контакты «контрольки» к соответствующим pin и заведите машину.

Загорание лампочки будет означать, что все в норме и нет никаких неполадок с питающим напряжением.

Точно таким же методом можно заодно проверить +12 В и массы, находящихся в электрическом включателе, который предназначен для замыкания. Если не включается бензонасос при включении зажигания, но нет недочетов в электро цепи – причина в ТН.

Неисправность электромоторчика

Если слышно, что насос гудит, но не качает, нужно проверить давление в рулевой рейке и внешней проводке. Если все пройдет на отлично и не выявиться никаких сбоев. Пробуйте искать проблему в электромоторчике насоса. Этот прибор осуществляет движение бензина внутри насоса. Стоит понимать, что клеммы могут окислиться, и по итогу прекращается подача питания и функционирование насоса. Поэтому нужно выделить время на проверку обоих устройств. Клеммы обязательно зачищаем/перепаиваем.

Реле бензонасоса

Эта часть находится рядом с массой топливного насоса. По идее исправная работа реле предполагает, что при включении зажигания насос создаёт давление, затем отключается. После чего должен слышаться щелчок, означающий включение реле. После щелчок, обозначающий его отключение. Знаком неполадок будет то, что реле не щелкает, то есть не срабатывает. Для устранения требуется замена реле.

Предохранители

Во время проверки не стоит забывать про предохранитель. Находится он в блоке. На нем должна быть маркировка FUEL PUMP. Вытаскиваем его и осматриваем контакт. Если целый, то поводов для беспокойства нет. Повреждённый будет указывать на перегорание и стоит заменить такой предохранитель.

Начните с реле и предохранителя

Учитывая, что модуль подачи топлива находится в баке авто, и добраться до него не так просто, диагностику лучше начать с реле и предохранителя:

  1. Отверните винты крепления крышки монтажного блока, расположенного слева от рулевой колонки.
  2. Под ней найдите предохранитель F3 (15 А) и реле R2. Это и есть те элементы, которые нам нужно проверить.
  3. Что касается предохранителя, то его необходимо «прозвонить» тестером. В случае непригодности – замените его.

Проверить реле в условиях гаража достаточно сложно. Но можно взять аналогичное (из соседнего гнезда), заведомо исправное реле, и поставить его вместо диагностируемого. Теперь включайте зажигание. Качает бензонасос? Причина найдена! Ну а если ничего не изменилось, идем дальше.

Замена топливного насоса

Если все вышеописанные элементы функционируют как надо, то остается очистить фильтры или установить работоспособный насос.

Прежде чем приступить к этой процедуре, понадобится откачать имеющееся в баке топливо. Для замены насоса потребуется также отвертка и комплект ключей.

Процедура выполняется в такой последовательности:

  • автомобиль обесточивают, путем отключения минусового провода от аккумулятора;
  • снимется заднее сиденье;
  • демонтируется защитная пластмассовая крышка, расположенная под ними;
  • от насоса все провода отключают;
  • отсоединяют топливные шланги;
  • откручивают фиксирующую пластину ключом на 7;
  • вытаскивают сам насос.

Следует помнить, что доставать его из бензобака необходимо очень аккуратно, так как в процессе нетрудно повредить датчик топлива (поплавок).

Электропривод и фильтр

Бензонасос в инжеторном ВАЗ 2114 является элементом топливного модуля, который располагается в баке автомобиля. В его состав также входят:

  • фильтр грубой очистки;
  • датчик уровня горючего;
  • патрубки для присоединения к топливопроводу.

Чтобы добраться к модулю, необходимо снять нижнюю часть заднего сиденья, отсоединить жгут проводов и открутить 8 винтов крепления его крышки. Извлеките все устройство в сборе. Первым делом осмотрите фильтр грубой очистки. Если он засорен, замените его.

Для проверки электродвигателя потребуется подключить его напрямую к клеммам аккумулятора. В случае его нормальной работы, «прозвоните» проводку и проверьте контакт провода массы на крышке модуля. Если же электродвигатель не подает признаков жизни, вопрос «почему не качает бензонасос» наконец-то нашел свое решение.

Пытаться его ремонтировать самостоятельно нецелесообразно. Просто купите новый моторчик и установите вместо старого. И еще, не стоит тратиться на покупку всего модуля, который сейчас стоит около 3 тыс. рублей. Купите отдельно электродвигатель и новый фильтр. Все это обойдется вам в три раза дешевле.

Причины неисправности

  1. Предохранители под торпедой на ЭБУ. Самый верхний на 15 А (насос) и самый нижний на 7,5 А (идет на ЭБУ, на модуль зажигания).
  2. Неисправное реле топливного насоса. Находится там же под торпедой — самое верхнее (ниже верхнего предохранителя).
  3. Плохая масса топливного модуля. Она крепится под торпедой, где ручной тормоз. Нужно зачистить и заново крепко закрепить массу. Если она отпала, также не будет работать указатель уровня топлива.
  4. Отсутствие плюсового контакта. Убираем заднее сиденье. Проверяем наличие контактов в колодке проводов. Если отсутствует плюс, то причина либо в реле, либо в предохранителе.
  5. Не рабочий моторчик бензонасоса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]