Механизм сцепления автомобиля ВАЗ 2106
Устройство с простейшей конструкцией, обеспечивающей зацепление силовой установки и коробки передач. Механизм отличается примитивностью, что делает его ремонт и обслуживание максимально доступным для рядового автомобилиста.
Описание конструкции
Здесь присутствуют элементы:
- педаль сцепления;
- главный цилиндр;
- магистраль напорная;
- рабочий цилиндр;
- вилка сцепления.
Внутри конструкции находится специальная жидкость, обеспечивающая передачу импульса от педали к вилке.
Как работает привод сцепления
- Автомобилист нажимает на педаль.
- Поршень главного цилиндра, соединенный шарниром с рычагом педали, продавливает жидкость по цилиндру, создавая избыточное давление внутри магистрали.
- Масло проходит по напорной линии и поступает в рабочий цилиндр.
- Далее происходит выталкивание поршня и передвижение вилки сцепления.
- Механизм выходит из зацепа и мотор отключается от коробки передач.
Принцип действия одинаков для всех модификаций и версий. Отдельные автолюбители устанавливают сухое сцепление. Фактическое отличие только в рабочем элементе – классический содержит жидкость, сухой – трос.
Поломки сцепления
Среди самых распространенных «диагнозов» автомехаников выделяются.
- Пробой уплотнителя головного или рабочего цилиндра. Жидкость вытекает из системы, приводя к ее завоздушиванию.
- Засор напорной магистрали или ее закоксование. Проблема является последствием использования поддельного масла или его несвоевременной замены.
- Механическое повреждение вилки или рабочего цилиндра. Детали расположены в нижней части автомобиля. Обычно пользователи могут повредить механизм при переезде через бездорожье, бордюры.
- Самой легкой проблемой является растяжение пружины или ее выпадение из паза крепления.
Симптомы неисправностей
Проблемы, возникающие при неправильной регулировке сцепления.
- Машина дергается. Это говорит, что диск отходит недостаточно далеко от корзины и в момент выжимания привода мотор не полностью отключается от коробки передач.
- Передачи не хотят включаться. Аналогично возникающий симптом при указанной выше проблеме.
- При резком нажатии на педаль газа машина не реагирует или ускоряется слишком медленно. Также возможны подергивания во время стабильной езды.
- Педаль сцепления проваливается/слишком жесткая, при этом передачи не включаются.
О выборе главных цилиндров сцепления
Если у владельца «шестёрки» начались проблемы со сцеплением и он решил приобрести новый цилиндр, то перед ним неизбежно встанет вопрос: а какой цилиндр лучше взять? Ответ прост: главный цилиндр сцепления на всей вазовской «классике» начиная с ВАЗ 2101 по ВАЗ 2107 практически не претерпел изменений. Следовательно, на «шестёрку» можно без проблем поставить цилиндр с «копейки», с «семёрки» или с «четвёрки».
Водители считают наилучшим вариантом устанавливать на «шестёрку» стандартные вазовские цилиндры
Представленные в продаже цилиндры тоже универсальны, они подходят ко всему модельному ряду классических автомобилей ВАЗ. Как правило, автолюбители стараются устанавливать оригинальные вазовские цилиндры. Проблема заключается в том, что вазовская «классика» давным-давно снята с производства. И запчастей к ней с каждым годом становится меньше. Это правило относится и к цилиндрам сцепления. В результате автовладельцы вынуждены пользоваться продукцией других производителей. Вот они:
- FENOX. Это самый популярный производитель запчастей к вазовской «классике» после ВАЗа. Цилиндры от FENOX можно найти практически в любом крупном магазине запчастей по всей стране. Эти цилиндры надёжны и пользуются неизменно высоким спросом, несмотря на несколько завышенную цену. Если стандартный вазовский цилиндр водитель может приобрести за 450 рублей, то цилиндр от FENOX может стоить 550 рублей и выше;
- Pilenga. Цилиндры от этого производителя встречаются на прилавках магазинов гораздо реже, чем продукция FENOX. Но при должном старании найти такой цилиндр всё же можно. Цена на цилиндры Pilenga начинается от 500 рублей.
И это все крупные на сегодняшний день. Разумеется, сегодня на рынке запчастей есть масса других, менее известных брендов. Однако связываться с ними настоятельно не рекомендуется. Особенно если их цилиндры стоят вдвое дешевле вышеуказанных. Весьма высока вероятность купить подделку, которая прослужит очень недолго. Вообще, цилиндры сцепления на «классику» подделывают часто. Причём в отдельных случаях подделки выполняются настолько искусно, что отличить их от оригинала может только специалист. А для рядового автолюбителя единственным критерием качества остаётся цена. Следует понять: хорошие вещи всегда стоили дорого. И цилиндры сцепления не являются исключением из этого правила.
Что касается установки на ВАЗ 2106 цилиндров от других автомобилей, то такие эксперименты автолюбителями почти не практикуются. Причина очевидна: цилиндр сцепления от другого автомобиля рассчитан на другую гидравлическую систему. Такой цилиндр отличается как по размерам, так и по техническим характеристикам, важнейшей из которых является способность создавать давление. Уровень давления, создаваемого «не родным» цилиндром сцепления, может оказаться или слишком низким, или наоборот, слишком высоким. Ни в первом, ни во втором случае это не сулит ничего хорошего гидравлике «шестёрки». Таким образом, установка «не родных» цилиндров на ВАЗ 2106 — явление крайне редкое. И делается это лишь при полной невозможности достать нормальный вазовский цилиндр.
Инструкция по регулировке сцепления своими руками на ВАЗ 2106
Для этого необходимо выполнить простую последовательность действий, без использования узкоспециализированных съемников или зажимов. Предварительно подготавливается стандартный набор инструментов:
- плоская отвертка;
- линейка или уголок;
- гаечные ключи № 10, 13, 17;
- чистая ветошь.
Далее ремонт выглядит таким образом.
- Машина загоняется на смотровую яму или эстакаду и надежно закрепляется подпорными башмачками, для предотвращения откатывания.
- Внутри салона, за педалью сцепления имеется ограничитель ее хода (помечен цифрой 1). Этим элементом выставляется рабочий зазор между толкателем и главным гидравлическим блоком. Разбалтывание педали считается в норме при колебаниях 0,5-2 миллиметра.
- Вторым этапом выставляется рабочий люфт толкателя вилки сцепления (под номером 2) – деталь отклоняется в сторону от поршня. При этом зазор считается нормальным при его величине 4-5 мм.
Важно! Рабочий ход педали сцепления до включения блока должен составляет 25 – 35 мм.
Также процедуру ремонта можно посмотреть на видео.
Инструменты, приспособления, расходные материалы
Для выполнения операции потребуется набор:
- стандартная линейка на 25-30 см;
- деревянный или пластиковый упор;
- пассатижи;
- комплект рожковых ключей № 10, 13, 17.
Также потребуется ветошь, если выполняется прокачка будет нужна емкость для слива отработки и набор шприцев со шлангами подходящего размера.
Подготовка к самостоятельной регулировке
Прежде чем лезть в машину, следует внимательно изучить руководство и почитать теорию. Далее операция выполняется так.
- Прогреть машину и загнать ее на смотровую яму, эстакаду или подъемник.
- Заглушить мотор. Закрепить автомобиль в устойчивом положении, для предотвращения его смещения.
- Заранее подготовить необходимые ключи, инструменты и ветошь для уборки грязи.
Ремонт и замена муфты
Ремонт гидравлической системы заключается в выявлении и устранении неисправности. Таким образом, при утечке рабочей жидкости необходимо устранить причину утечки. Это может быть износ манжеты, разработка на рабочей поверхности цилиндра или шланг шлама. Затем вам необходимо заменить изношенную манжету, цилиндр или муфту шланга ВАЗ 2106, соответственно. В любом случае, после ремонта гидравлической системы сцепления
, необходимо удалить воздух из него. перекачивание системы.
Ситуация с прямым ремонтом муфты сложнее. Этот тип работы подразумевает частичный или полный демонтаж контрольно-пропускного пункта, который не может не повлиять на продолжительность и трудоемкость ремонтных работ, поэтому лучше выполнить их с помощником.
Начните работу с установки автомобиля на смотровой яме, эстакаде или на лифте. После этого, чтобы обеспечить доступ к муфте, следующая подготовительная работа выполняется примерно в этом порядке:
- в салоне рычаг переключения передач отсоединен от коробки передач;
- в багажном отсеке от батареи, клеммы снимаются, болты крепления стартера ослабляются.
Кроме того, если автомобиль находится на лифте. он поднимается. Затем в порядке очереди:
- от резервного датчика клеммы отключены;
- из резонатора. выхлопная труба;
- из корпуса коробки передач. цилиндр управления сцеплением;
- карданный вал, траверс и стартер демонтируются;
- болты крышки сцепления и подушки на коробке передач ослаблены.
Подготовка к снятию редуктора завершена, и после этого есть два варианта выбора: полностью удалите коробку передач (что более трудоемко) или просто сдвиньте ее на расстояние, позволяющее отвинтить болты крепления муфты корзину к маховику. Я должен сказать, что если необходимость замены вилки сцепления или разблокировочного подшипника VAZ 2106 недоступна, то вариант с неполным разборкой коробки передач вполне подходит. В этом случае коробка после смены будет опираться на приемную трубку.
После этого, после отвинчивания болтов, корзина перемещается от маховика, приводной диск сцепления удаляется, и после того, как снова перемещая корзину в направлении двигателя, ее можно снять с входного вала редуктора. Извлекая корзину, кроме осмотра и приводного диска на предмет неисправностей, можно будет проверить состояние подшипника разблокировки и вилки сцепления. Более подробно о замене муфты ВАЗ 2106 можно найти, просмотрев видео в Интернете.
Соберите в обратном порядке. При установке ведомого привода важно не ошибиться. его выступающая сторона относится к коробке передач. Перед завинчиванием болтов корзины в качестве направляющей используется оправка, которая облегчает центрирование элементов сцепления, которое является концом входного вала редуктора.
После завершения сборки, если ремонт не повлиял на систему гидравлической муфты, вам необходимо отрегулировать только свободное перемещение толкателя рабочего цилиндра сцепления. Наконец, можно сказать, что при замене муфты ВАЗ 2106 на период ее обслуживания повлияет на цену продукта, что в большинстве случаев говорит о качестве.
Настройка сцепления ВАЗ 2106
Проверить правильно ли настроено положение сцепления на автомобиле ВАЗ 2106 можно таким способом.
- Поставить машину на «нейтралку» и прогреть мотор до рабочей температуры. На заведенном ДВС, не трогая рычаг акселератора, включить позицию «R». Откликом на действие должно быть плавное перемещение рычага без посторонних звуков или чрезмерного усилия.
- Во время эксплуатации автомобиля, все позиции КПП работают четко, вылеты, скрипы, хрусты отсутствуют.
- При резком разгоне, набор оборотов двигателя пропорционален ускорению. В случае проскальзывания диска сцепления, мотор начинает раскручиваться без МКПП.
При обнаружении каких-либо неисправностей или неполадок необходимо выполнить более подробную диагностику узла. Возможно потребуется замена диска или ремонт корзины.
Замена сцепления
Обратите внимание на то, что обязательно устанавливать новые болты крепления корзины сцепления. На старых резьба уже имеет мелкие деформации, следовательно, соединение окажется весьма ненадежным. Цена всех элементов составит примерно 2000-2500 рублей.
Если же вы предпочитаете агрегаты зарубежного производства, то выйдет дороже. Однако стоит задаться над простой истиной: срок службы импортного порой меньше, нежели отечественного, а цена может быть больше в два раза. Зачем платить лишние деньги? И вообще, цена машины если составляет 20-40 тыс. руб., зачем большие деньги вкладывать в нее?
Но вернемся к процедуре замены. Выкручиваете все болты с корзины, снимаете ее и ведомый диск сцепления. Новые элементы устанавливаете аналогично, но болты наживляете, не затягивайте. Желательно перед установкой посмотреть на состояние венца. Если оно плачевное, то стоит сразу поставить новый.
В магазинах его цена около 200-250 рублей, не очень накладно. Но ведь можно снизить стоимость ремонта, достаточно снять венец, нагреть его и установить обратной стороной. Но придется купить новый, если ранее такая процедура выполнялась.
Обратите внимание на вилку сцепления ВАЗ 2106, если на ней имеются повреждения, то обязательно замените ее. Новый выжимной подшипник устанавливается в любом случае. Можно нанести на него смазку ШРУС, например. Это способно немного увеличить его ресурс.
Практически закончили, осталось взять направляющую втулку и установить ее в отверстие диска сцепления. Не вынимая вал, затяните крест-накрест все болты крепления корзины. Не допускайте перекосов, иначе сцепление будет работать неправильно, его ресурс уменьшится.
Вот и все, замена сцепления проведена успешно, теперь остается собрать автомобиль. Но здесь никаких трудностей не возникнет, так как все действия обраты тем, которые были подробно описаны в данной статье. Если вам требуется провести еще и замену тормозной жидкости в системе привода, то читайте дальше.
Как правильно прокачать сцепление на ВАЗ-2106
Последовательность выполнения операции следующая.
- Загнать машину на яму или поставить на козлы. Надежно зафиксировать авто.
- Очистить расширительный бак и штуцер для прокачки от грязи. Последний расположен на рабочем цилиндре.
- Открыть крышку РБ.
- Проверить возможность откручивания штуцера и надеть на него подготовленный заранее шланг. Второй конец трубки опустить в емкость для отработки.
- Помощник садится за руль и накачивает давление 4-5 раз качнув педалью. В конце нужно зажать и удерживать ее.
- Следом откручивается запорный штуцер и жидкость, вместе с воздухом выходит в емкость для слива отработки. Параллельно нужно следить за уровнем масла в РБ, при необходимости доливать его.
- Когда пузыри полностью выйдут штуцер закрывается.
- Для исключения остатка воздуха в магистрали, рекомендуется операцию 2-3 раза повторить.
Регулировка толкателя на рабочем цилиндре
Регулировка сцепления ВАЗ-2106 осуществляется в таком порядке:
- Очистите все элементы от коррозии и грязи. Резьбовые соединения обработайте проникающей смазкой.
- Выкрутите гайку, которая находится на толкателе рабочего цилиндра.
- Одним ключом необходимо удерживать болт для регулировки, а вторым ослабить контргайку.
- Зафиксируйте толкатель таким образом, чтобы он не смог повернуться.
- Эмпирическим путем отрегулируйте свободный ход и закрутите контргайку.
- Установите пружину на место.
Проверьте работу всей системы сцепления, замерьте свободный ход всех элементов. Если он больше положенного и есть провалы, нужно повторить корректировку.
Меняем сцепление своими руками без снятия трансмиссии
- Установить машину на смотровой яме или подъемнике и надежно закрепить ее от скатывания.
- Отсоединить от КПП кардан и рабочий цилиндр.
- Демонтировать защитный кожух механизма и траверсу.
- Открутить подушку коробки.
- Руками или при помощи рычага отодвинуть корпус КПП от силовой установки до упора. Для страховки можно установить подпорку под коробку.
- Далее потребуется выкрутить 6 болтов крепления корзины из маховика.
- Корзину коробки нужно сдвинуть до упора и через получившуюся щель вытянуть диск сцепления.
- Аналогично сдвинуть корзину обратно и вынуть ее.
- Последним этапом демонтируется выжимная вилка и одноименный подшипник снимается с первичного вала КПП.
- Установка новых деталей выполняется в обратной последовательности.
Работы под автомобилем
Пожалуй, это наиболее сложная часть всего ремонта, так как здесь намного больше действий придется совершить. Так что располагайтесь удобнее и приступайте к выполнению следующих операций:
- Выкрутите последнюю (нижнюю) гайку крепления стартера и снимите его. Эта гайка самая противная, так как с помощью простых ключей подобраться к ней проблематично, потребуется воспользоваться головкой, трещоткой и карданом. Правда, получалось работать и обычным рожковым ключом, установленным в торец.
- Выкрутите крепление подвесного подшипника.
- Рассоедините кардан и фланец заднего моста. Удерживайте от проворачивания головку болта рожковым ключом на 12.
- Нанесите резкие удары по карданному валу, чтобы сбить его с резиновой муфты на валу коробки передач. Уберите кардан в сторону.
- Выкрутите крепление подушки, установите под КПП опору.
- Снимите с вилки сцепления рабочий цилиндр. Не потеряйте планку, которая находится под ним, и пружину.
- Снимите тросик спидометра.
- Вот и все, теперь остается только выкрутить четыре болта, которыми крепится коробка к блоку двигателя.
Снимайте коробку передач аккуратно, старайтесь отодвинуть ее от блока ДВС на максимальное расстояние. Дело в том, что можно повредить ведущий диск сцепления ВАЗ 2106. И сделать это довольно просто.
Если взять в пример девятки и более новые ВАЗы, то на них ведущие диски сцепления более надежные и прочные. Желательно установить рычаг КПП в положение, соответствующее третьей скорости.
Советы профи
Опытные автомеханики рекомендуют придерживаться советов.
- При прокачке следует использовать только качественную жидкость.
- Операции, связанные со сцеплением, выполняются только в чистоте. Попадание грязи недопустимо.
- Рекомендуется проверять настройки сцепления каждые 3-4 месяца активной эксплуатации. Предельно допустимым отклонением от рабочего положения является 10% от ширины диапазона.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Источник
Когда нужна регулировка привода сцепления
Понять, что требуется отрегулировать механизм не сложно. Об этом скажет сама машина. Явными признаками расстройства агрегата служат такие факторы.
- Провалы педали – при нажатии чувствуется падение ноги до определенного уровня.
- Потеря упругости при давлении.
- Машина начинает трогаться в начале или конце хода педали.
- Болтание рычага или полное отсутствие рабочего люфта.
- Затруднение включения передач.
- Пробуксовка диска сцепления во время разгона и торможения машины.
Также допустимы другие отклонения в нормальной работе узла и блока КПП.
Параметры регулировки сцепления
При необходимости настройки механизма, машина начинает вести себя неадекватно. Педаль проваливается, усложняется переключение скоростей, появляются рывки и подергивания.
Существуют заводские рекомендации, устанавливающие строгие допуски люфтов.
Какой ход педали считается нормой
В правильном положении и полностью исправном состоянии перемещение педали до выхода механизма из зацепления составляет 2,5-3,5 сантиметра. Эталонная норма установлена производителем и считается рекомендательной величиной.
Некоторые автолюбители перенастраивают систему под себя, настраивая в пределе 45-55 мм.
Как измерить ход педали своего автомобиля
Опытные мастера рекомендуют выполнять измерение хода так.
- Под углом 90 градусов к педали прикладывается линейка.
- Далее следует отметить высоту педали в сантиметрах.
- Надавить на рычаг до появления упора.
- Сделать отметку на линейке.
Измерить разницу величин, в норме свободный ход ограничивается на 25-35 мм.
Периодичность настройки
Жестко установленного временного интервала обслуживания механизма нет. Изготовитель настаивает на том, что регулировка сцепления обязательна после выполнения любых ремонтных и сервисных работ, связанных напрямую или косвенно с устройством.
К примеру:
- замена диска/корзины сцепления;
- прокачка магистралей;
- установка новых цилиндров.
Замена электропроводки ВАЗ 2104
При сбоях в подаче питания на электрооборудование прежде всего следует проверить целостность электрической цепи. Для этого необходимо:
- Обесточить проверяемый участок, отсоединив минусовую клемму аккумулятора или соответствующий предохранитель.
- Подключить контакты мультиметра к концам проблемного участка цепи, а один из щупов — к «массе».
- Если на табло мультиметра отсутствуют какие-либо показания, в цепи есть разрыв.
- Проводка меняется на новую.
Подбор проводов и замена проводки производится согласно схеме электропитания ВАЗ 2104. При этом используются штатные компоненты или компоненты от другой модели с подходящими характеристиками.
Видео: замена проводки, предохранителей и реле классических моделей ВАЗ
Для замены проводки разбирается передняя часть салона. Провода недостаточной длины наращиваются, а соединения спаиваются и изолируются.
Видео: замена электропроводки в салоне и под капотом
Полностью заменить электропроводку ВАЗ 2104 своими руками практически невозможно. При возникновении такой ситуации лучше обратиться в автосервис.
Как отцентровать диск сцепления без первичного вала
Немного о центровки диска сцепления. И популярном мифе:
Если не отцентровать диск, то сцепление будет «бить». Правда.
Если не отцентровать диск, то не получится установить КПП на место, т.к. центры отверстий корзины, диска, посадочного места на маховике должны совпасть, в противном случае вал не зайдет до конца.
Вообще официальных методов центровки диска существует 2.
1) Центровка диска по посадочному месту первичного вала.
Этот метод штатно используется в СЦ опелеподбных авто, в т.ч. и Ланоса. Используется оправка по размерам первичного вала. Для Ланоса вот такая
2) Центровка диска по корзине.
Используется инструмент такого типа
Неофициальных методов много — черенком от лопаты — пальцем — другими частями тела и всякой фигней, что попадется под руку.
Но я опишу 2, которые очень простые, не требуют вложений, из подручных материалов делаются за 5 минут
1 Способ. Болт и синяя изолента.
Вообще, синяя изолента — уникальная вещь. Ей можно отремонтировать все. И не только отремонтировать.
Нам понадобится — болт М10 или сверло на 10 или 11 мм. — моток синей изоленты Сначала на конец (болта) наматывает некоторое кол-во изоленты и примеряем что бы он (конец болта) с небольшим натягом входил в посадочное место первичного вала на маховине. Потом, отмеряем растояние на котором будет находиться диск сцепления и наматываем необходимое кол-во изоленты, что бы диск смог одеться с небольшим натягом. Т.е. мы получаем аналог приспособления из официального 1 способа.