Разборка
Слейте масло из рулевого механизма и закрепите его на кронштейне A.74076/R с опорой А.74076/1.
Отвернув гайку крепления управляющий сошки 2 (рис. 5-5) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (рис. 5-6). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (рис. 5-5) картера рулевого механизма вкупе с колпачком, регулировочным винтом 8, регулировочной пластинкой 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Вытащите из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.
Рис. 5-5. Детали рулевого механизма:
1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 -наружное кольцо подшипника вала червя; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; 9 – регулировочная пластинка; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червя; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червя; 16 – сальник вала сошки.
Рис. 5-6. Снятие сошки:
1 – съемник А.47043; 2 – вал сошки рулевого управления; 3 – сошка; 4 – кронштейн A.74076/R.
Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упрямого подшипника вала червя вкупе с регулировочными прокладками 4.
Валом 11 червя вытолкните из картера внешнее кольцо 5 подшипника и вытащите вал вкупе с сепаратором 6 подшипника. Снимите сальник 15 вала червя и сальник 16 вала сошки.
Оправкой 67.7853.9541 вытащите внешнее кольцо верхнего подшипника (рис. 5-7).
Рис. 5-7. Снятие внешнего кольца верхнего подшипника червя при помощи съемника 67.7853.9541:
1 – картер рулевого механизма; 2 – внешнее кольцо верхнего подшипника червя; 3 – оправка 67.7853.9541.
Замена редуктора
Ремонт рулевой рейки своими руками
https://youtube.com/watch?v=—HYiizjMVo
https://youtube.com/watch?v=—HYiizjMVo
При замене узла трудоемкость ниже, чем при ремонте:
- убрал крепление спряженных механизмов, демонтировал редуктор, разбирать его не нужно ;
- во время ремонта производится переборка деталей, при необходимости наваривается и шлифуется вал, затем выбираем заливаемое масло, после сборки подтягиваем регулировочный винт.
На примере Гранд Чероки замена рулевого редуктора состоит из последовательности действий:
- поддомкрачивание переднего моста и установка на временные опоры;
- сняв переднее левое колесо и подкрылок внутри арки, получаем доступ снизу;
- снимите бак омывателя ;
- откручивание болта, которым рулевой кардан крепится к редуктору;
- демонтаж трубок ГУР, идущих на редуктор;
- снимается сошка рулевого редуктора и 4 крепежных болта картера.
Демонтаж редуктора рулевого управления
Таким образом, независимо от конструкции редуктора системы рулевого управления машины, чаще всего производится регулировка зазора между деталями передачи либо замена агрегата целиком. Для ремонта выпускаются наборы прокладок и сальников вала, трансмиссионное масло и редукторная набивка. Валы реставрируются народными умельцами, в мануалах нет информации по размерам посадочных поверхностей, так как узел считается не ремонтопригодным.
Сборка
Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне A.74076/R в последовательности, оборотной разборке.
Внешнее кольцо верхнего подшипника червя запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки оборотной стороной.
Опосля установки червя в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки (рис. 5-8), проверьте при помощи динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (рис. 5-9) момент трения червя; он должен находиться в границах 19,6-49 Н·см (2-5 кгс·см). Если момент окажется меньше обозначенного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рис. 5-8), а если больше – повысьте.
Рис. 5-8. Установка червя рулевого механизма:
1 – крышка подшипника; 2 – регулировочная прокладка; 3 – червь.
Рис. 5-9. Контроль момента трения червя динамометром:
1 – червь; 2 – головка А.95697/5; 3 – динамометр 02.7812.9501; 4 – кронштейн щита для ремонта рулевого механизма; 5 – картер рулевого механизма.
Опосля установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червем в положениях вала червя, повернутого на право и на лево на 30° от нейтрального положения сошки. Вероятный зазор в зацеплении убрите регулировочным винтом 2 (рис. 5-2) и затяните контргайку 4.
Опосля регулировки зазора в зацеплении ролика и червя проверьте динамометром момент трения вала червя, который должен быть равен 68,7-88,3 Н·см (7-9 кгс·см) при повороте вала червя на 30° как на лево, так и на право, от среднего положения и должен понижаться плавненько до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’±10 как на лево, так и на право, до упора сошки в головки болтов; залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла.
Источник: www.vazbook.ru
Подробное руководство по установке электроусилителя руля на Ниву
Процедура установки ЭУР своими руками выполняется так:
- Сначала необходимо отключить АКБ.
- Затем демонтируется заглушка с рулевого колеса, откручивается гайка фиксации, демонтируется сам руль. Также нужно выкрутить четыре винта с шурупом и извлечь пластмассовую накладку.
- Откручиваются крепежные болты и демонтируется панель приборов. Отключите штекер подрулевого выключателя, открутите болт, который его крепит, после чего демонтируйте устройство.
- Затем отсоединяется проводка замка зажигания, само устройство снимается, для этого открутите два крепежных винта и поверните ключ в положение I.
- Следующим этапом будет демонтаж рулевой колонки, для этого нужно открутить винт рулевого вала, а также несколько крепежных винтов и гаек. Учтите, в Нивах используются винты со срывными головками, поэтому оптимальным вариантом будет нанести насечки с помощью зубила и открутить их плоскогубцами. Далее, саму колонку необходимо опустить вниз, после чего демонтировать.
- После этого выкрутите гайки на монтажных блоках с предохранителями, извлеките их. Также демонтируйте накладку реле, расположенную под панелью приборов.
- Салон и моторный отсек отделены друг от друга с помощью перегородкой, в ней имеется эластичная заглушка, ее надо снять. Через отверстие протягивается провод ЭУР. Убедитесь в том, чтобы уложенный провод не контактировал с движущимися компонентами электродвигателя стеклоочистителя.
- Под самой приборной панелью, слева от рулевого колеса, расположен разъем на 8 контактов, к нему подведены два провода серого цвета. К этому разъему следует подключить желто-голубой от ЭУР. Затем к красной колодке, которая идет от приборки, необходимо подсоединить провода оранжевого, а также сине-розового цветов от электроусилителя. Здесь же, за приборной вы можете найти болт массы, к нему следует подключить минус.
- Под приборкой устанавливается кронштейн усилителя, в него следует продеть проводку от переключателя зажигания.
- Далее, на шлицы самого усилителя следует установить промежуточный вал, помните о том, что к нему следует заранее подключить массу. Сам вал следует надежно зафиксировать на валу рулевого механизма и прикрепить ЭУР к кронштейну. Нельзя допустить того, чтобы вал был зажат или слишком натянут.
- Сам узел фиксируется к пластине при помощи двух болтов и двух шпилек, под них желательно установить гайки.
- Далее, производится подключение силового, а также информационного разъемов к усилителю.
- По сути, на этом процедуру установки можно считать завершенной. Теперь вам нужно установить на место замок зажигания, подрулевой переключатель. Для установки накладки рулевой колонки ее необходимо будет подрезать, к примеру, ножовкой. На место ставится рулевое колесо, приборная панель. Затем протягивается проводка от ЭУР к аккумуляторной батарее. Учтите, что в имеющейся заглушке в перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо будет увеличить размер отверстия. Выполните проверку работоспособности оборудования и проверьте еще раз все подключения.
А еще интересно: Уаз Птриот и Шевроле Нива — cравнение характеристик машин
В ролике ниже вы можете понаблюдать за тем, как работает установленный самостоятельно гидроусилитель руля (автор видео — Владислав Мантула).
Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червя
Работу проводим на смотровой канаве либо подъемнике.
Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежного вала рулевого управления к валу червя рулевого механизма (см. Снятие управляющий колонки).
Вывешиваем и снимаем левое колесо.
Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней и боковой.
1. Отводим тяги вниз.
2. Головкой «на 17» отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону
3. …удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.
4. Вынимаем болт.
Аналогично отворачиваем и вынимаем два остальных болта крепления картера рулевого механизма.
5. Снимаем управляющий механизм.
6. В отверстие в щитке передка, через которое проходит вал червя, вставлена резиновая уплотнительная втулка.
7. Зазор в подшипниках червя определяется по изменению расстояния меж торцем картера рулевого механизма…
8. …и меткой на валу червя при поворачивании вала в различные стороны.
9. Для регулировки зазора в подшипниках червя зажимаем картер в тиски и ключом «на 13» отворачиваем четыре болта крепления нижней крышки.
10. Снимаем крышку…
11. …и регулировочные прокладки.
Зазор в подшипниках червя уменьшаем удалением прокладки либо подменой на наиболее узкую
Устанавливаем управляющий механизм в оборотной последовательности, не затягивая вполне гайки болтов крепления картера.
Фиксируем управляющие тяги и промежный вал рулевого управления.
Ассистент поворачивает управляющее колесо два-три раза на право и на лево до упора. При всем этом проверяем установку узлов рулевого управления на штатных местах.
Затягиваем гайки болтов крепления картера совсем.
Источник: autoruk.ru
Рулевое управление
Рулевое управление
На Ниве применен рулевой редуктор червячного типа. Он обеспечивает надежное управление автомобилем на любых скоростях и в разной дорожной обстановке. Червячный механизм оборудован червяком глобоидного типа (переменный диаметр вала), соединенного с промежуточным валом, ролика. На внешней части вала ролика установлена сошка, которая посредством тяг приводит в действие поворотный механизм. Вращение руля обеспечивает посредством червячной передачи перемещение сошки, она тягами поворачивает колеса.
Червячный рулевой механизм обладает низким уровнем чувствительности к толчкам и ударам, передаваемым от колес на неровной дороге. Он имеет возможность направлять автомобиль ВАЗ в большие углы поворота и соответственно, обеспечивает отличную маневренность автомобиля. Недостатком червячной передачи является сложность в производстве. Червячное рулевое управление имеет множество соединений, из-за чего требует периодической настройки и регулировки.
Червячный рулевой механизм применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости с зависимой подвеской управляемых колес, легких грузовых автомобилях и автобусах. Простота конструкции имеет повышенные ресурс и высокую степень ремонтопригодности. Небольшим недостатком может показаться слегка повышенное усилие на руле, возникающее по ряду причин. Проанализировав конструкцию рулевого редуктора и действующие на него нагрузки, определяем проблемные зоны и пути решения проблем.
Базовый оснащен червячной парой, которая при работе вызывает сопротивление руля по причине трения червяка и червячной шестерни. Это принцип работы червячной передачи, соответственно полностью избавиться от этого фактора возможности нет. Решением выступает применение качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.
В рулевом редукторе установленны два подшипника качения (вал червяка), два подшипника скольжения на валу сошки (он же – вал червячного колеса). Сами подшипники в исправном и смазном состоянии обеспечивают снижение трения основных деталей (и соответственно уменьшение усилия на руле).
Помимо этого, свою лепту вносит маятниковый рычаг, который вращается на двух подшипниках скольжения и обеспечивает движение рулевой рейки. Применение высококачественной смазки и периодический контроль состояния пыльников, соединений и тяг, позволит снизить возможность возникновения повышенного усилия на руле.
В-третьих, шесть рулевых пальцев должны обеспечивать качественное соединение, корректно работать в одних плоскостях с системой, и обеспечивать подвижность рулевого механизма.
Как разобрать управляющий редуктор Нива
- Сначала с редуктора следует слить масло.
- Отсоединив тяги и выкрутив болты крепления редуктора к лонжерону кузова, снимаем его с кара.
- Снимаем сошку. Выкручиваем гайку его крепления. Сошка обычно очень прикипает, для ее снятия, следует наносить по ней резкие удары молотком.
- Потом откручиваем болты крепления верхней крышки корпуса редуктора и снимаем ее вкупе с регулировочными прокладками.
- Сейчас из картера следует вытолкнуть внешнее кольцо подшипника. Для этого используем вал червя.
- Опосля что вынимаем вал вкупе с сепаратором.
- Снимаем сальники вала червя и вала сошки.
Как снять руль и рулевую колонку автомобиля ВАЗ-21213
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи
Шлицевой отверткой поддеваем декоративную накладку крышки выключателя звукового сигнала
Головкой «на 24» отворачиваем гайку крепления рулевого колеса.
Для правильной установки рулевого колеса нужно промаркировать положение рулевого колеса относительно вала
Покачивая, тянем на себя и снимаем рулевое колесо
Если рулевое колесо сидит на шлицах верхнего вала очень плотно, то тянем колесо на себя, нанося удары по торцу вала через выколотку из мягкого металла
Снятие рулевой колонки
Снимаем рулевое колесо.
Снимаем облицовочные кожухи рулевой колонки (см. Снятие подрулевого трехрычажного переключателя).
Снимаем выключатель зажигания.
Регулировка рулевого редуктора Нива
И так, мы выполнили разборку и подмену изношенных частей, установили редуктор на кар и сейчас можно приступать к регулировке.
Порядок наших действий будет смотрится последующим образом:
- Открыв капот и взором найдя редуктор, на верхней крышке корпуса которого имеется регулировочный винт и стопорная гайка они то нам и необходимы.
- Ослабляем затяжку стопорной гайки, плоской отверткой начинаем вращать винт. Закручивая винт по часовой стрелке, свободный ход в шестернях колонки будет уменьшаться, но это при условии, что длина регулировочного винта нам дозволяет его закручивать.
Если винт закручен до упора, а свободный ход не убирается, то колонка идет под подмену.
Снятие боковой тяги
Вывешиваем и снимаем колесо.
Для снятия правой боковой тяги поворачиваем руль до упора влево.
Пассатижами вынимаем шплинт
Ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления боковой тяги к рычагу поворотного кулака
Съемником выпрессовываем шаровой палец из рычага.
Можно использовать вильчатый съемник.
При отсутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем монтажную лопатку в распор между боковой тягой и рычагом поворотного кулака и молотком наносим удары по торцу рычага.
Шаровой палец из рычага также можно выпрессовать, нанеся резкий удар снизу обратной стороной молотка по рычагу поворотного кулака вблизи шарнира
Вынимаем шаровой палец из проушины рычага поворотного кулака.
Съемником выпрессовываем шаровой палец тяги из маятникового рычага.
Палец также можно выпрессовать, нанеся резкий удар снизу молотком через зубило с притупленным концом по маятниковому рычагу.
Вынимаем правую боковую тягу.
Аналогично снимаем левую боковую тягу.
Устанавливаем боковую тягу так, чтобы к рычагу поворотного кулака крепился длинный наконечник.
Заменив тягу, проверяем схождение колес (см. Углы установки передних колес)
Сервис рулевого редуктора Нива (Chevrolet, 2121, 21213 и 21214)
Как и хоть какой иной узел, управляющий редуктор обслуживать следует, придерживаясь 3-х нехитрых правил.
Три обычных, но в то же время принципиальных правила, которые следует постоянно соблюдать:
- Своевременный зрительный осмотр.
- Своевременный контроль уровня масла в редукторе.
- Своевременная регулировка.
Своевременный зрительный осмотр , дозволяет во-время найти и выявить масляные подтеки, механические недостатки и остальные повреждения на корпусе редуктора.
Контроль уровня масла – сюда так же заходит своевременная подмена масла.
Некие умельцы, приноровились заливать в редуктор водянистый ЛИТОЛ, за ранее расплавив его на плитке в посудине.
Отлично либо плохо? Любой решает сам себе. Лично мое мировоззрение, что данная мера имеет пространство быть в обслуживании редукторов, эксплуатационный срок службы которых, близится к закату. Зазоры в шестернях обычный регулировкой уже не устраняются и единственный выход, чтобы избавиться от стуков, залить в корпус редуктора водянистый литол, тем хоть немножко нивелировать свободный ход.
Ну и регулировка – дозволяет впору исключить свободный ход в шестернях редуктора.
Поочередно соблюдая три вышеприведенные советы, будьте уверенны, управляющий редуктор на ниве прослужит для вас верой и правдой не один десяток тыщ км пробега.
Источник: remladavaz.ru
Диагностика и ремонт
В случае прекращения работы насоса управление автомобилем сохраняется. Жидкость, перетекая через перепускной клапан из одной полости в другую, практически не будет препятствовать повороту колес. Однако в таком случае руль становится «тяжелее», даже по сравнению с автомобилями не имеющими усилителя. Тем не менее это дает возможность доехать до гаража или сервисного обслуживания.
Как правило, механизм ГУР обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля. Регулярная проверка и чистка пыльниковой защиты сальника вала рулевой сошки, своевременная замена масла и фильтра могут надолго продлить срок службы гидроусилителя руля. Причинами большинства неисправностей, с которыми приходится сталкиваться при ремонте, являются повреждение защиты сальника, загрязнение и как следствие — коррозия, выход из строя и течь этого уплотнения. А несвоевременная замена фильтра приводит к тому, что в рабочую жидкость – масло — попадают частицы абразива, вследствие чего изнашиваются манжеты, а также детали золотникового клапана».
В целом, оценивая ГУР по стойкости, можно назвать его вполне надежным и «живучим» агрегатом. Но все-таки ничто не вечно под луной. Иногда приходится констатировать, что узел вышел со строя. И, подобно тому, как сломавшиеся механические часы мы несем к часовщику, хотелось бы порекомендовать владельцам дорогостоящей грузовой техники вверять ремонт узлов и агрегатов автомобиля специалистам. Специалистам сервисов нередко приходится сталкиваться с попытками отремонтировать ГУР самостоятельно. И тут возникают проблемы. Например, не всем известно, что для замены сальника требуется полная разборка агрегата. Более того, при даже самой внимательной, но неквалифицированной разборке–сборке внутреннее устройство может быть нарушено. Но вообще же это надежная система, и при квалифицированном обслуживании она служит долго и безотказно.
Диагностика, сервисная зона:
У нас Вы сможете получить бесплатную диагностику системы рулевого управления. Ведь мы понимаем, что безопасность на дороге – это главный показатель эффективной работы автомобиля.
голоса
Рейтинг статьи
Lada 4×4 3D Game Over › Logbook › Подмена рулевого редуктора
Всем привет ! опосля всех вешних покатух на охоту в конец погиб управляющий редуктор он и ранее уже сетовал на здоровье но эта весна его добила)) чинить старенькый не было ни какова желания ну и был приобретен редуктор 21214 конкретно 14, а не 13. Разница похоже, что лишь в длине вала (на 10 см короче) остальное как бы идентично. Подмену обрисовывать думаю нет ни какова смысла там все просто. Разницу в вале возместил перевариванием кардана старенькый вал отпилил и приварил увеличенный. Опосля установки редуктора руль стал весьма “легкий ” и в конце концов та пропали все люфты)))
FakeHeader
Comments 18
Они есть только :для 2121 и для 213 :Старого образца длинный вал, нового образца короткий, 214 это уже гур. а те что без гура, те идут с обычным редуктором 213 У нас ценники такие : 21210-3400010-00 Редуктор рулевой 2121 — 2210р 21213-3400010-10 Редуктор рулевой 21213 ВАЗ н/о (короткий вал) 2513р 21213-3400010-00 Редуктор рулевой 21213 ВАЗ с/о (длинный вал) 2542р
Редуктор рулевой 21214 короткий вал для автомобиля отечественного ВАЗ. Артикул 21214-3400010. Цена за шт 2439.00 руб
Я конечно могу ошибаться, АвтоВАЗ много гибридов наделал))) Но ни в одном каталоге нет отдельно 214 редуктора. Вот все все варианты:
Каталог запчастей на ВАЗ-2121 Модификации: 2121, 21211, 21212 — Артикул:2121-3400010 и 21212-3400010
Каталог запчастей на ВАЗ-21213 каталог 1997 г. Модификации: 21213, 21214, 21215, 21216, 21217, 21218, 212146 — Артикул: 21213-3400010-01
Каталог запчастей на ВАЗ-21213-214i каталог 2005 г. Модификации: 21213, 21214i, 21214-20i, 21215-10, 2129, 2129-01, 2130, 2131, 2131-01, 21312, 21312-01 Артикул: 21216-3400010 21213-3400010 21216-3400010-10 21213-3400010-10
И сама конструкция нам дает понять что корпус у нас 2101, сошки 2121 и 21213 и длинна валов была только разная.
Они есть только :для 2121 и для 213 :Старого образца длинный вал, нового образца короткий, 214 это уже гур. а те что без гура, те идут с обычным редуктором 213 У нас ценники такие : 21210-3400010-00 Редуктор рулевой 2121 — 2210р 21213-3400010-10 Редуктор рулевой 21213 ВАЗ н/о (короткий вал) 2513р 21213-3400010-00 Редуктор рулевой 21213 ВАЗ с/о (длинный вал) 2542р
А как понять какой стоит без снятия? у меня 213 2002г
Ремонт рулевого редуктора нива 21213
Детали рулевого механизма
1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – внешнее кольцо подшипника вала червя; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – регулировочный винт; | 9 – регулировочная пластинка; 10 – стопорная шайба; 11 – вал червя; 12 – верхняя крышка картера; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – втулка вала сошки; 15 – сальник вала червя; 16 – сальник вала сошки |
Снятие сошки
1 – съемник А.47043; 2 – вал сошки рулевого управления; 4 – кронштейн А.74076/R |
Контроль момента трения червя динамометром
1 – червь; 2 – головка А.95697/5; 3 – динамометр 02.7812.9501; | 4 – кронштейн щита для ремонта рулевого механизма; 5 – картер рулевого механизма |
Разборка
1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1. 2. Отвернув гайку крепления управляющий сошки 2 (см. рис. Детали рулевого механизма) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (см. рис. Снятие сошки). 3. Верхние болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров. 4. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали рулевого механизма) картера рулевого механизма вкупе с колпачком, регулировочным винтом 8, регулировочной пластинкой 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Вытащите из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом. 5. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упрямого подшипника вала червя вкупе с регулировочными прокладками 4. 6. Валом 11 червя вытолкните из картера внешнее кольцо 5 подшипника и вытащите вал вкупе с сепаратором 6 подшипника. Снимите сальник 15 вала червя и сальник 16 вала сошки.
7. Оправкой (3) 67.7853.9541 вытащите внешнее кольцо (2) верхнего подшипника (1 – картер рулевого механизма). |
Сборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, оборотной разборке. 2. Внешнее кольцо верхнего подшипника червя запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки оборотной стороной.
3. Опосля установки червя (3) в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки (1), проверьте при помощи динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червя динамометром) момент трения червя; он должен находиться в границах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше обозначенного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2, а если больше – повысьте. |
4. Опосля установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червем в положениях вала червя, повернутого на право и на лево на 30° от нейтрального положения сошки. Вероятный зазор в зацеплении убрите регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез рулевого механизма) и затяните контргайку 4. 5. Опосля регулировки зазора в зацеплении ролика и червя проверьте динамометром момент трения вала червя, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червя на 30° как на лево, так и на право от среднего положения и должен понижаться плавненько до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора. 6. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’±1° как на лево, так и на право до упора сошки в головки болтов; залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла.
Нива внедорожник. Проверка и ремонт рулевого механизма
1. Кропотливо осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червя следов износа, заедания либо рисок. Изношенные и покоробленные детали поменяйте. 2. Проверьте величину зазора меж втулками и валом сошки, который не должен превосходить 0,10 мм. Если зазор больше обозначенного, то втулки поменяйте, пользуясь оправкой А.74105. 3. На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят лишь в одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтоб их торцы, имеющие выход канавок, находились снутри отверстия картера, а выходы канавок находились друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм. 4. Новейшие втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом. 5. Опосля запрессовки в картер совсем обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор меж валом сошки и втулками должен быть в границах 0,008–0,051 мм. 6. Проверьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике. Шариковые подшипники червя и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не обязано быть износа и повреждений. 7. Проверьте осевой зазор меж головкой регулировочного винта 8 (см. рис. Детали рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превосходить 0,05 мм. Если он больше, поменяйте регулировочную пластинку 9 на пластинку большей толщины.
Предупреждение
В запасные части поставляются регулировочные пластинки одиннадцати размеров, шириной от 1,95 мм до 2,20 мм; повышение всякого размера составляет 0,025 мм.
8. Проверьте состояние фиксирующих пластинок 5 (см. рис. Детали рулевого управления). Если они деформированы, поменяйте их.
ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка вала рулевого управления
1. Отверните стяжной болт вилки карданного шарнира и разъедините промежный и верхний валы рулевого управления. 2. При повреждении верхнего вала либо его подшипников развальцуйте места кернения трубы кронштейна и вытащите из трубы вал 15 (см. рис. Управляющее управление) в сборе с подшипниками 11. 3. Если вал вращается в подшипниках без заедания и в подшипниках не чувствуется круговой вольный ход (упругие круговые перемещения рулевого вала допускаются), разборка верхнего вала рулевого управления не рекомендуется. 4. При износе либо повреждении вала либо его подшипников поменяйте их новенькими. 5. Сборку проводите в порядке, оборотном разборке, обращая внимание на то, чтоб стопорный болт карданного шарнира проходил через кольцевую проточку верхнего вала. Опосля что закерните в 2-ух точках с обеих сторон трубу кронштейна, чтоб зафиксировать подшипники вала.
Источник: zinref.ru
Секреты механизма
Механизм рулевого редуктора
Помимо этого на усилие влияют шаровые опоры и их состояние. На ВАЗ 2121 установлено четыре опоры, при этом повреждение или поломка даже одной приведет к не качественной работе всего рулевого механизма. Периодический контроль состояния пыльников, своевременная регламентная замена шаровых, применение качественных запасных частей положительно влияют как на снижение усилия на руле, так и на управляемость Нивы 2121 в целом.
Существенное влияние оказывают два передних колеса, которые в поворотах трутся о дорожную поверхность. Этот фактор устранить не дадут законы физики и принципы управления транспортным средством.
В рулевом редукторе ВАЗ вал сошки снабжен двумя опорами с бронзовыми втулками, трение между валом и корпусом повышенное. Бронзовые втулки (подшипники скольжения), благодаря тому что в паре сталь-бронза коэффициент трения довольно низкий. Но он все же недостаточный для достижения минимального сопротивления, по этому уделяется большое значение наличию достаточного количества консистентной смазки в рулевом редукторе. С другой стороны возможно применение игольчатых подшипников качения взамен бронзовых втулок.
Основополагающим фактором работы пары качения выступает уменьшение площади соприкосновения подвижных деталей, так как вал не касается опор, а вращается в корпусе посредством иголок. Возникает только сопротивление качению, что значительно снижает коэффициент сопротивления, и, соответственно, уменьшает усилие на рулевой колонке.
Помимо этого увеличивается ресурс деталей и долговечность работы рулевого механизма. Так как бронзовые втулки воспринимают нагрузку по всей поверхности, а игольчатые подшипники только по линии качения. Применяемые стальные каленые иглы способны выдерживать большие нагрузки, возникающие в рулевом механизме, в зависимости от условий эксплуатации ВАЗ 2121.
В маятниковом рычаге подшипники скольжения также могут быть заменены на подшипники качения. Это повысит остроту управления, придаст легкость управлению и внесет свою лепту в надежность и долговечность работы рулевого механизма. Периодический контроль состояния пыльников и пальцев соединения с рейкой, позволит повысить ресурс деталей и сохранит легкость управления Нивой 2121.
А еще интересно: Лифт Нивы 2121 своими руками: чертежи, размеры
Применение перечисленных методов и соблюдение правил периодического контроля и обслуживания, позволят добиться определенных результатов:
- Уменьшается усилие на руле на разных скоростных режимах, при маневрировании задним ходом и во время парковки. Это повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.
- Снижается уровень передаваемых от колес на руль ударов на неровной дороге. В этом свою роль играет червячный редуктор, который уменьшает передачу колебаний и толчков.
- Увеличивается ресурс работы нагруженных деталей, что повышает долговечность и надежность рулевого редуктора. Если бронзовые втулки заменить подшипниками качения, имеющим больший срок службы и позволяющим сохранить посадочные места.
- Коэффициент полезного действия рулевого редуктора и рулевого механизма в целом существенно повышается, что способствует увеличению срока эксплуатации.
- Снижается усилие на рулевое колесо, что положительно сказывается на управлении автомобилем ВАЗ.