Замена масла в КПП(коробке передач) Ваз 2109: периодичность замены, выбор трансмиссионного масла пошаговая инструкция и рекомендации по замене

Механические коробки передач отечественных автомобилей, в отличие от некоторых других узлов и механизмов, получились довольно надежными. В частности, на автомобиле ВАЗ 2109 коробка передач имеет большой запас прочности, и если не нарушать режим эксплуатации и своевременно обслуживать – она с легкостью отрабатывает пробеги, исчисляемые сотнями тысяч километров.


Более подробно о том, какое масло заливать в коробку передач можно прочитать тут.

Одним из важных пунктов в обслуживании МКПП на рассматриваемом автомобиле выступает замена трансмиссионного масла. Стоит отдать должное конструкторам АвтоВаза: они спроектировали КПП таким образом, что поменять в ней масло своими руками вполне реально.

При этом не понадобится никаких специальных приспособлений и специфических знаний. О том, как залить новое масло в коробку передач ВАЗ 2109 – читайте в нашем материале.

Причины замены трансмиссионного масла в коробке ВАЗ 2109

Замена трансмиссионной жидкости в коробке «девятки» может понадобиться по следующим причинам:

  • Когда появились посторонние звуки и скрипы. Постепенно жидкость теряет свои свойства, в нее могут попадать частицы металла и влаги. В свою очередь, это приводит к ускоренному износу деталей.
  • Если трансмиссионная жидкость приобрела темный или черный цвет, то ее следует заменить вне зависимости от пробега автомобиля.
  • Приобретение подержанного автомобиля. Особенно, когда неизвестно как давно бывший владелец менял жидкость.

Узнать уровень трансмиссионной жидкости в КПП ВАЗ 2109 поможет щуп, на котором есть 2 отметки max и min — доливать необходимо в случае, если уровень ниже отметки min

Особенности замены

Теперь переходим непосредственно к процедуре по замене трансмиссионного масла. Задача не сложная, но и легкомысленно подходит к этому вопросу не стоит.

Для начала ознакомьтесь с общими рекомендациями:

  • Всегда держите наготове сухую ветошь, чтобы протереть щуп, извлекая его из катера;
  • Перед проверкой уровня смазки прогрейте машину, попереключайте 1-2 передачи;
  • Проверять уровень смазывающего вещества необходимо перед и после замены;
  • Если ваш ВАЗ 2109 не оснащен щупом, ориентируйтесь по нижней кромке маслозаливного отверстия. Жидкость должна доходить до этой кромки, но не быть выше или ниже данной отметки.

Для коробки передач недолив смазки так же плох, как и перелив. Всегда старайтесь получить золотую середину, чтобы КПП могла работать максимально эффективно, долго и надежно.


Полезно знать

Периодичность замены трансмиссионного масла

Сориентироваться, как часто нужно менять трансмиссионное масло, помогают нам рекомендации производителя вашего транспортного средства.

В частности, если вы обладаете отечественным автомобилем ВАЗ-2109, тогда необходимо осуществлять замену трансмиссионной жидкости через каждые 60 тысяч километров пробега.

Однако поспешим внести небольшие коррективы. Если вы эксплуатируете своё авто в сложных условиях, заставляете преодолевать большие расстояния по дорогам плохого качества, тогда заливать новое масло в КПП лучше всего после пробега в 30 тысяч километров.

Рекомендуем также научиться слышать собственное авто. Прислушивайтесь ко всем звукам, которые ранее не проявлялись при переключении передач. Если вы стали замечать подозрительные скрипы, если каждая попытка переключить скорость сопровождается даже незначительными затруднениями, значит, пришло время поменять ТМ. Замена потребуется и в тех случаях, когда сцепление не работает.

Что нужно иметь под рукой

  • Четыре литра трансмиссионной жидкости (остатки пойдут на доливку в процессе эксплуатации). Точное количество масла, заливаемого в КПП, составляет три литра для четырехступенчатой коробки и три с половиной литра для пятиступенчатой (Ответ на вопрос, сколько нужно заливать масла).
  • Подходящее место (смотровая яма, эстакада какое лучше – Ваш выбор)
  • Воронка, желательно большого диаметра и с длинным концом (для удобства).
  • Ключ или головка на «17», можно и то и другое.
  • Старые тряпки, руки с щупом вытирать, возможно для чего-то еще.
  • Большой таз для слива отработанной жидкости и бутылка для перелива и последующей ее утилизации (подойдет пятилитровая канистра).
  • К тому же, если у вас КПП без щупа, потребуется специальный шприц, гибкий шланг длиной 20 – 25 сантиметров.
  • Тонкая проволока и изолента.

Это самое основное, что непременно понадобиться в процессе производимых работ.

О видах трансмиссионных масел

Для автомобилей ВАЗ 2109 рекомендуется использовать следующие виды трансмиссионных масел:

  1. API GL- 4
  2. SAE

Давайте поговорим о каждом из этих видов более подробнее.

API GL- 4

Такие трансмиссионные масла пригодны для эксплуатации в различных условиях тяжести от легких до тяжелых и используются в синхронизированных коробках передач.

SAE

Самая популярная классификация трансмиссионных масел. Для коробки ВАЗ 2109 подойдут следующие типы:

  1. Минеральное 85W Данный тип масла отлично подойдет для коробок передач с большим пробегом. Обладает хорошими смазывающими свойствами в жаркую погоду из-за хорошей вязкости густеет при низкой температуре.
  2. Полусинтетическое 75W Смазывающие свойства на высоком уровне. В теплых климатических условиях остается достаточно вязким. Зимой быстро прогревается. Снижает шум в работе КПП
  3. Синтетика 75W В летнее время из-за высоких температур становится жидким. Особое внимание стоит уделить сальникам КПП, вероятны подтеки масла, не густеет на морозе.

Совет автора: Выбирая трансмиссионное масло в коробку ВАЗ 2109 стоит учитывать свои финансовые возможности, и рекомендации специалистов.

Процесс замены масла своими руками

Для замены масла в механической коробке передач ВАЗ 2109 подойдут смазки класса GL-3 или GL-4. Вязкость подбирается в зависимости от климатических условий эксплуатации.

Например, для северных районов понадобится более жидкая смазка с вязкостью 75W-80, 75W-85 или 75W-90. Для более теплого климата можно заливать 80W-85 или 80W-90.

Класс вязкости зимних трансмиссионных маселТемпература запуска двигателя на морозе, °С
70W-55
75W-40
80W-26
85W-12
Класс вязкости летних трансмиссионных маселТемпература эксплуатации масла
8020
8530
9040
11045
14050
19055
25060

Брать густые трансмиссионные масла с индексом зимней вязкости 85W не желательно, так как зимой это создаст дополнительную нагрузку на МКПП и станет причиной перерасхода топлива.

Также рекомендуется заливать полусинтетическое масло. Оно по праву считается наиболее рациональным вариантом, если рассматривать соотношение цена-качество.

Совет.

Экспериментировать с другими классами или вязкостями не стоит. Сегодня рынок изобилует смазками всех типов и видов. И даже в отдаленных районах можно без проблем найти необходимый вариант.

Сколько заливать масла в коробку? Исходя из того, что должно слиться немногим более трех литров, приобретать нужно не менее этого объема. Сегодня многие производители выпускают трансмиссионное масло в 4-литровых емкостях. Этого количества как раз хватит. И еще немного останется в запасе на случай доливки или другой непредвиденной ситуации.

Сливаем старое мало

Перед тем как поменять масло в коробке, желательно его разогреть. Для этого в летний период будет достаточно проехать 5-10 км, зимой чуть больше. После этого ставим автомобиль на яму или приподнимаем левую переднюю часть на домкрате и снимаем колесо.

В нижней левой части МКПП есть два болта. Один закрывает сливное отверстие. Второй – контрольно-заливное. Подставляем под коробку порожнюю емкость.

Сначала откручивается верхний болт. Извлекать его нужно аккуратно, так как под ним установлен пружинный клапан. Иногда шарик залипает в отверстии. В этом случае его нужно подцепить отверткой или любым другим подходящим предметом. С верхнего отверстия может слиться немного масла.

После этого откручивается нижний болт. Через сливное отверстие выходит основной объем отработавшей смазки. Если на коробке предусмотрен щуп, то контрольный болт можно не выкручивать. Достаточно извлечь щуп, чтобы не создавалось разряжение воздуха, и процесс слива не затягивался.

Заливаем новое масло

Перед заменой смазки нужно тщательно взболтать канистру. Некоторые присадки могут частично оседать на дно.

На МКПП ВАЗ 2109 трансмиссионное масло может заливаться двумя способами в зависимости от конструктивных особенностей. Если предусмотрен щуп – удобнее производить заливку через него. Если щупа нет – заливка осуществляется через контрольное отверстие на коробке.

Для этой операции понадобится шприц или специальная лейка со шлангом. Изготовить ее можно из пластиковой бутылки и трубки с диаметром до 10 мм.

Смело заливаем 3 литра масла. После этого проверяем его уровень при помощи щупа или путем извлечения заливной трубки из контрольного отверстия на МКПП.

На щупе есть метки. Превышать уровень, вопреки советам «бывалых», не стоит. Если случайно вышло залить на 1-2 мм больше – это не страшно. Но если уровень значительно выше допустимого – это негативно скажется на эффективности смазки и на сроке службы масла.

В случае с контрольным отверстием заливать нужно до тех пор, пока смазка не начнет вытекать через него.

Проверка уровня масла в коробке ВАЗ 2109

Отследить уровень масла в коробке передач удобнее всего с помощью щупа. Но где находится щуп уровня масла в КПП ВАЗ 2109 и что он из себя представляет?

Щуп внешне напоминает металлическую полоску на одном конце которой есть о и «max», а на втором, противоположном, деталь заканчивается чёрным, резиновым кольцом.

Проверка уровня масла при помощи щупа:

  1. Устанавливаем автомобиль на ровной поверхности.
  2. Выжидаем положенные пятнадцать минут.
  3. Запасаемся тряпкой (ветошью).
  4. Открываем капот.
  5. Со стороны водительского крыла ищем черное, резиновое кольцо нашей детали. Оно находится на коробке передач прямо под трубкой воздушного фильтра по очистке воздуха.
  6. Вытаскиваем найденное кольцо.
  7. Насухо протираем его приготовленной заранее тряпкой.
  8. Аккуратно, не касаясь стенок, ставим щуп обратно до упора.
  9. Вынимаем и осматриваем риски на щупе.

Оптимальный уровень масла в КПП ВАЗ 2114 показывает о. Если реальный уровень ниже этой отметки, то масло следует долить.

Виды

Для КПП используют сегодня различные масла, каждое из которых имеет свои особенности.

Тип масла Особенности
Синтетические Наиболее дорогие, высокоэффективные трансмиссионные масла. Они обеспечивают надежную, длительную работу коробки. Но приобретать их для ВАЗ 2109 нецелесообразно, поскольку больше такое масло подходит для дорогих импортных автомобилей или более современных отечественных машин
Полусинтетические Оптимальный выбор для ВАЗ 2109 и дешевых иномарок. Такое масло сохраняет работоспособностей шестерней КПП, продлевает срок их службы. При высоком уровне качества полусинтетика имеет привлекательную для владельцев девятки стоимость. Меняют каждые 75 тысяч километров пробега
Минеральные Самые дешевые трансмиссионные масла, которых лучше избегать даже для ВАЗ 2109. В определенной степени они выполняют свои функции, но рекомендовать их нельзя. Если альтернативного решения нет, как временную замену синтетике или полусинтетике использовать можно.

Основной критерий выбора масла для КПП является класс. Поскольку ВАЗ 2109 является переднеприводным автомобилем, заливать в коробку передач рекомендуется смазки классов GL3 или GL4. Импортные масла имеют такие обозначения, а зарубежные — ТМ3 и ТМ4 соответственно. При этом смазки ТМ5/GL5 использовать не рекомендуется, поскольку они изнашивают синхронизаторы коробки передач.

Пошаговая инструкция

Для того, чтобы заменить масло в коробке передач ВАЗ 2109 выполняем следующие действия:

  1. Завести машину и совершить на ней поездку, во время которой включить каждую из передач и дать ей некоторое время поработать. Это поможет прогреть коробку и разжижить масло, придав ему максимальную текучесть.
  2. Установить машину над ямой и подставить под переднюю часть емкость для сбора масла.

  3. Открыть капот. Демонтировать защиту картера.
  4. Снять колпачок с сапуна. Очистить сапун и его колпачок от грязи.

  5. Извлечь щуп. Выкрутить сливную пробку и подождать, пока старая смазка полностью вытечет.
  6. Закрутить сливную пробку. При помощи большого шприца или груши залить в посадочное отверстие щупа необходимое количество новой смазки.

  7. Установить щуп на место. Надеть колпачок на сапун.

Таким образом, самостоятельная замена масла — совсем несложная операция, которая по силам каждому. Единственное, о чем следует помнить — это о необходимости через некоторое время после замены проверить уровень и, если он низок, долить недостающий объем масла.

Непосредственная замена (МКПП в которой предусмотрен щуп)

  1. Замена производятся на прогретой до рабочей температуры коробке (чтобы слилось максимальное количество отработки и продуктов износа).
  2. При помощи тряпки и тонкой проволоки произведите чистку сапуна и резинового колпачка (по окончании чистки, верните колпачок на место).
  3. Выкручиваем сливную пробку и сливаем отработанную жидкость в специально подготовленную емкость, затем возвращаем пробку обратно.
  4. Достаем щуп и через отверстие (при помощи воронки) заливаем трансмиссионную жидкость, протираем тряпкой щуп и устанавливаем его на место.
  5. Ждем пять минут и потом вытаскиваем щуп и измеряем уровень масла, при необходимости, доливаем его.

В процессе эксплуатации, проверяем уровень жидкости каждые 10 – 15 тысяч километров, дабы избежать поломок трансмиссии из-за низкого уровня масла. Если коробка сильно потребляет масло, замена должна производиться как можно чаще.

  1. На автомобилях ВАЗ 2109 (21099) ранних версий щуп не устанавливался, если у Вас такой автомобиль, процесс замены производится несколько иначе.
  2. Отверстие для залива масла находится с правой стороны корпуса КПП.
  3. Снимаем пробку, берем шприц и при помощи него, заливаем в коробку масло.
  4. Чтобы не перелить трансмиссионную жидкость, ориентируйтесь на нижнюю кромку маслоналивного отверстия.

Рекомендуется данный процесс проводить при нагретом двигателе, так как жидкое масло лучше стекает с различных узлов и деталей автомобиля. Если замена осуществляется зимой, то желательно проехать на машине не менее 10 минут.

Затем машина ставится на яму в гараже (эстакаду), после чего нужно залезть под автомобиль и открутить заливное отверстие для обеспечения доступа воздуха. Также можно поднять автомобиль домкратом, при этом выше должна быть противоположная отверстию сторона машины.

Под сливное отверстие предварительно подставляется емкость и полностью откручивается сливная пробка. Ориентировочно должно вылиться 3 литра жидкости. Закрутить пробку можно, если жидкость стала течь тонкой струйкой либо вовсе перестала вытекать.

Популярное масло ТАД-17И

ТАД-17

Распространенная марка трансмиссионного масла для ВАЗ 2109 ТАД-17И было создано для прямозубых, гипоидных и косозубых высоконагруженных передач, которые работали с контактными нагрузками между зубьями более 3 000 Мпа, однако для трансмиссий ВАЗ 2109 оно не подходило.

Высокая вязкость смазки и особые присадки в составе, делающие масляную пленку более прочной, способствовали обильному смазыванию синхронизаторов, но масло выдавливалось не полностью. Из-ха этого не выравнивалась угловая скорость шестерен и скользящей муфты, а передачи включались с трудом и с посторонним звуком. Вместе с этим происходил ускоренный износ трансмиссии.

Заливаем новое масло

После слива масла, на что уйдет до 15 минут, вам надо закрутить на место болт сливного отверстия и залить новое масло. Делать это необходимо при помощи заливного отверстия и специального прыща.

Если коробка передач в вашей девятке обслуживаемая, вытащите щуп под капотом, вставьте в отверстие воронку и залейте новое масло. Если трансмиссия необслуживаемая, все будет немного неудобно, так как воронка в заливное отверстие не войдет, и вам придется сделать что-то наподобие шланга с прикрученной разрезанной бутылкой в виде воронки. Разумеется, вы можете использовать также специальный шприц.

Какое масло выбрать и залить?

Итак, вы приняли решение о необходимости замены масла. Остается определиться с выбором. Как правило, от качества масла во много зависит продолжительность службы КПП.

Не будем гадать и заглянем в рекомендации по эксплуатации ВАЗ 2109. На сегодня есть три варианта минеральных всесезонных масел:

1. «Волнез ТМ4». Это трансмиссионное масло относится к классу GL-4 и имеет серию SAE 80W-90.

2. «Омскойл Транс П» — одно из наиболее качественных универсальных масел, которое можно отнести к двум классам, как GL-4 и GL-5.

3. «Рексол Т». Данный тип трансмиссионного масла также относится к классу GL-4 и типу SAE 80W-90.

В качестве альтернативы можно лить трансмиссионное масло зарубежного (GL-3, GL-4) или отечественного (ТМ-3, ТМ-4) производства.

Главное правило — ни в коем случае не заливать масло класса «5». В противном случае вы угробите синхронизаторы своей КПП.

Выбор производителя

Краткие характеристики мы уже перечислили, а теперь можно и вникнуть в выбор производителя масла для КПП Самары. Итак, кто же делает лучшее масло для коробки на ВАЗ 2109?

  • Заявленное заводом масло для КПП – это ТМ-4-12. В идеале нужно использовать, конечно, его. Это масло было специально разработано для КПП именно этого автомобиля.
  • Включив логику, приходим к выводу, что раз специально разрабатывалось, то должно быть лучшее. Производитель может быть разный – к примеру, Рексол.
  • К примеру, моторное масло М6з12Г1, используемое в КПП ВАЗ 2109, немного не дотягивает до показателей ТМ.
  • ЛукОйл SAE 15W-40 также является хорошим конкурентом, специально разработанному маслу, ТМ-4-12. Отставание от него составляет всего лишь 4 %.

Анализируем масло для коробки передач ВАЗ 2109 иностранного производства:

  • Марка Кастрол, а конкретнее масло ЕР-80 и ЕР-90, которое по классу GL-4 нежелательно использовать в КПП самары. Оно больше подходит для спортивных коробок передач по своим свойствам.
  • А вот зарубежная компания Valvoline, выпустившая масло DuraBlend SAE 75W-90 отличилась хорошими показателями для нашего автомобиля. Такое полусинтетическое масло на втором месте, после рекомендованного отечественного масла ТМ-4-12.
  • С другой стороны тот же Valvoline, но уже не GL-4, а GL-4/5 не подойдет для качественной работы КПП ВАЗ 2109.

Помним, что наличие противозадирных присадок положительно влияет в целом на работу КПП. Однако слишком большое их количество способствует скорейшему корродированию металлов. Все этому потому, что противозадирные присадки включают в свой состав серу, которая разъедает шестерни.

  • С этой точки зрения моторные масла – лучшие претенденты (но помним и об остальных их качествах).
  • И снова полусинтетический Valvoline оказывается близким к эталону – ТМ-4-12. А синтетический, напротив, оказывается самым разрушительным в этом плане.

Что касается других производителей, то стоит обращать внимание на некоторые моменты и подробно изучать состав масла. Обращайте внимание на:

  • Вязкость
  • Температурный режим работы масла – температура застывания
  • Количество присадок и их тип

[ Скрыть ]

Почему нужна замена

Определенный срок эксплуатации коробки передач у этой «народной» легковушки – до 40 тысяч километров. Однако практика опытных автослесарей говорит о 35 тысяч км. Это – своеобразная гарантия того, что переключения передач будут зависеть не от уровня смазывающего материала, а, скорее, от степени изношенности шестеренок, дисков сцепления внутри корпуса устройства.

Любые неполадки при переходе на другую передачу – сигнал проверить уровень и качество смазывающей жидкости в коробке ВАЗ 2109.

На предприятии-производителе четко рассчитали, сколько и какого типа нагрузки масляный состав может принять на себя на протяжении всей эксплуатации:

  • металлическую стружку, микрочастицы от движущихся частей механизма коробки;
  • перепады температуры при рабочем/нерабочем состоянии;
  • перегрев, возникающий из-за сложных условий эксплуатации – например, при движении на низких передачах и т. п.

Учтем, что у «девяток» с пробегом могут подтекать сальники, поэтому периодически нужно будет влить некоторое количество жидкости без предварительного слива отработанной. Необходимо также знать, что производитель ставит на эти машины четырехступенчатые и пятиступенчатые коробки. Сколько масла в коробке – во многом определяется этими параметрами.

Согласно заводским нормам, для 4-ступенчатой объем жидкости составляет 3 л. Для более популярной 5-ступенчатой – 3,5 литра. Для частой замены смазки положительным аргументом является то, что масло в КПП более дешевое, чем трансмиссионное.

В «девятку» устанавливают два вида КПП – обслуживаемую и необслуживаемую. Первая отличается наличием масломерного щупа, которым проверяют загрязненность смазочного состава. На его плоском конце светлого цвета хорошо видно, насколько грязное масло в КПП. Количество грязи, конечно же, влияет на цвет. У необслуживаемого устройства такого щупа нет.

В КПП обоих видов обязательно имеется сливное и предназначенное для заливки отверстия. Как уже упоминалось, объем масла в коробке ВАЗ зависит от количества передач и отличается на 0,5 л. Отметим, что при смене жидкости остается небольшая доля старой смазки, которая перемешивается с новой – это нормально. Тем более что при желании можно провести специальную промывку внутренностей КПП.

Масло в коробку ВАЗ 2108 заливается такое же, как и для модели 2109.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]