В статье мы расскажем о том, как сделать шумоизоляцию на ВАЗ-2109 своими руками. «Девятка» по праву считается самой популярной моделью. Она была желанной в 80-е, как только появилась на скудном советском рынке, поэтому владеть таким автомобилем могли либо партийные чиновники, либо никто. В 90-е ситуация с рынком упростилась, очереди ушли в прошлое, но машины покупали только те, у кого были деньги. Как правило, это были бандиты и коммерсанты (впрочем, в те годы эти слова были синонимами).
Особенности «девятки»
На сегодняшний день «девятка» не потеряла свою популярность – это довольно хорошая альтернатива старым иномаркам, да и в обслуживании она значительно дешевле. Очень часто этот автомобиль используют как «площадку» для установки музыки – сабвуфера, динамиков. И качество звучания зависит от того, насколько плотно установлены все элементы обшивки.
А с этим в ВАЗ-2109 все плохо – все элементы, изготовленные из пластика, подогнаны крайне некачественно. Скрипит и гремит буквально все – полка багажника, панели дверей и торпеда. И если установить даже не очень мощные динамики в машину, неприятные посторонние звуки постоянно будут раздражать слух. Добиться идеального звучания вряд ли получится.
Материалы для проведения работ
Конечно, даже при условии, если вы потратите десятки тысяч рублей на приобретение шумоизоляционных материалов, а также на услуги специалистов, вы не сможете машину приблизить даже к бюджетной современной иномарке, например, «Хендай Солярис». Но все равно сумеете существенно уменьшить уровень шума в салоне от двигателя, коробки, колес.
Как правило, используются такие материалы при проведении работ по шумоизоляции автомобиля ВАЗ-2109:
- Визомат.
- Вибропласт.
- Битопласт.
- Сплэн.
Но, чтобы выбрать материал, рекомендуется изучить особенности каждого из перечисленных. Этим мы сейчас и займемся.
Практические наблюдения
Поскольку у «длинной» Нивы задняя часть заметно легче передней, то источник шума в задней части авто проявляется всегда немного заметней, чем от передней. Сейчас ситуация совершенно обратная. В чём это проявляется?
Шумоизоляция арок (делать обязательно).
Проявляется следующим образом. Раньше при проезде ям и выбоин сначала был слышен звук работы (удар) передних колёс. Через секунду — похожий звук от задних колёс.
Сейчас в аналогичной ситуации слышен шум от работы передней подвески, и … тишина при проезде задних колёс. Непривычно — да, но наглядно и конкретно.
Тепло- и шумоизоляция дверей (делать обязательно).
- Различия в работе дверей. Передние — хлопают. Задние — закрываются. Дополнительно — при неполностью закрытых окнах стекла передних дверей (при движении по кочкам) могут дребезжать, задние стоят как влитые, не важно, в каком положении находятся.
- Ветрозащита задних дверей, в моём понимании, — лучше не бывает.
- Скрипа от пластиковых панелей задних дверей практически нет, но доставляют неприятности задние пластиковые полки, которые и раньше гремели, но после выполненных работ их звук стал просто невозможным. Решение — поставил полки из фанеры, покупные, но доработанные.
Общее впечатление. Даже частичная, тепло- и шумоизоляция салона заметно улучшила комфорт и климат в салоне.
Главные выводы
- Работы по шумо- и теплоизоляции авто себя оправдывают. В случае авто с пробегом дополнительно можно выявить и устранить возможные дефекты (ржавчина, антикор и т. д.).
- Данные работы можно выполнить самостоятельно, так как не требуется сложного и дорого оборудования (если не считать строительного фена).
- Самостоятельное, поэтапное выполнение работ позволяет наглядно и конкретно оценить правильность и качество работ в процессе их выполнения и, при необходимости, что-то поправить, усилить, дополнить.
Вибропласт
В основе этого материала находится композиция из битума и тонкого слоя фольги (как правило, алюминиевой). Вибропласт идеально подходит для шумоизоляции дверей ВАЗ-2109, капота, багажника, пола. Основная его функция – это поглощение вибрации, но неплохо себя показывает и как шумоизоляционный материал.
В продаже можно встретить два типа вибропласта – «Голд» и «Сильвер». Отличие только в толщине – у «Голд» она 2,3 мм, а у «Сильвер» на 0,3 мм меньше. Как следствие, у этих видов вибропоглотителя и различная масса – 3 и 4 кг весит один квадратный метр. Если необходимо обработать поверхность большой площади, то рациональнее будет использовать поглотитель «Сильвер». Причина, как вы можете догадаться, в стоимости – если использовать «Голд», вы потратите много денег, а эффективность немного лучше у него.
Вибропласт – это самоклеящийся материал, но если вы хотите качественно сделать все работы, нужно поверхность, на которую планируете нанести его, прогревать. В этом только случае вы получите максимально прочный контакт материала с кузовным элементом.
Визомат
Это стандартный шумоизоляционный материал, который в последнее время используется в таких автомобилях, как Гранта, Приора. Отличие от рассмотренного выше в том, что у визомата жесткость выше, поэтому он намного лучше оклеивает поверхность. Ведь в некоторых случаях мягкие материалы могут продавиться (например, в багажнике и на полу). Но жесткость – это и минус материала, так как с ним немного сложнее работать.
Визомат можно приобрести на рынке таких серий:
- ПБ с толщиной 2 или 3,5 мм.
- МП (материал многослойный с высокой прочностью).
- Q1 (материал с повышенной эластичностью).
Многие автолюбители отдают предпочтение материалам Визомат ПБ-3,5. У него неплохие характеристики (коэффициент механических поглощений 0,19), а самое главное – низкая стоимость.
Битопласт
Это материал идеально подходит для проведения шумоизоляции капота ВАЗ-2109. Он состоит из поролона, который пропитывается битумом. Поверх наносится слой самоклейки. Этот материал позволяет обеспечить достаточно эффективное снижение шума – примерно на 90%. А самое главное – у него высокая эластичность и он сжимается чуть ли не в ноль.
В продаже можно встретит материал с толщиной 5 и 10 мм. Рекомендуется использовать его для проведения шумоизоляции панели ВАЗ-2109, а также иных элементов из пластика. Но если поверхность имеет большую площадь (например, потолок), то даже толстого сантиметрового материала окажется мало. В этом случае специалисты рекомендуют воспользоваться аналогом битопласта – Акцентом. У него выше плотность, а также имеется слой алюминиевой фольги.
Основные сложности
Если вы уже разбирали салон машины, то могли заметить, что в ВАЗ 2110 это делается достаточно просто. Даже если вы новичок в этом деле, опираясь на руководство по эксплуатации, работа будет проведена достаточно быстро. Дополнительно советуем опираться на видео уроки. В них можно подчеркнуть много полезного и важного.
Основной сложностью при разборке салона, без которой полноценную шумоизоляцию провести не удастся, является демонтаж приборной панели.
В том же руководстве по эксплуатации есть рекомендации относительно демонтажа приборной панели, потому опирайтесь на нее. Ни в коем случае не выдергивайте все шнуры, а то проблем потом не оберетесь.
Сплэн
Он тоже относится к универсальным звукоизоляционным материалам, изготавливается из вспененного полиэтилена. Кроме того, у сплэна очень хорошие теплоизоляционные показатели. У него закрытая ячеистая структура, поэтому он не впитывает жидкость. Работать с материалом удобно, так как у него имеется самоклеящийся слой. В продаже можно встретить сплэн двух видов – с толщиной 4 и 8 мм (масса у них соответственно 370 гр и 600 гр квадратный метр). Обычно сплэн используют для оклеивания перегородки моторного отсека и арок колес.
Что же использовать?
Как вы можете заметить, в продаже имеется большое количество материалов. И выбор наиболее подходящего окажется трудным для тех, кто выполняет шумоизоляцию ВАЗ-2109 своими руками впервые.
Для проведения работ лучше всего использовать такие материалы:
- Виброизоляция – можно сделать как Визоматом, так и Вибропластом. Его нужно наклеить непосредственно на металлическую поверхность. Эти материалы воспрепятствуют проникновению посторонних шумов в салон.
- Шумопоглотитель – в его роли может выступать Акцент или Сплэн. Его нужно наклеивать поверх виброизоляционного материала. При помощи Сплэна вы сможете приглушить весь шум, который поступает в салон извне.
- В качестве противоскрипного материала можно использовать Битопласт. Его нужно наклеивать на пластиковые детали, которые трутся между собой или контактируют с поверхностями из металла.
Наклеивать экранирующий материал поверх всех слоев не нужно, так как у Сплэна уже есть покрытие из фольги.
Стоит ли этим заниматься
Полностью «прошумить» все двери авто вы сможете своими руками, в этом нет сверхъестественных сложностей, достаточно прочесть данный материал. Кроме основного поглощающего шумы эффекта, следует отметить дополнительные «плюсы» после выполнения шумоизоляции:
- Ваши двери будут захлопываться тише и четче, из-за того, что увеличится их масса
- Значительно улучшается чистота звучания встроенной акустической системы
- Минусом тут является увеличение массы, которое может вызвать провисание со временем, обычно это случается, когда владельцы «увлекаются» толщиной виброизоляции
Какие нужны материалы и инструменты
Для того чтобы выполнить качественно работы по шумоизоляции ВАЗ-2109 своими руками, вам потребуется такой набор инструментов:
- Фен строительный.
- Ножницы (чем острее, тем лучше).
- Нож канцелярский.
- Валик или скребок понадобится для прикатки и выравнивания материала.
- Скотч – двусторонний и армированный.
- Растворитель или уайт-спирит.
- Рулетка.
Первый этап проведения работ – это полная разборка всего салона. Понадобится снять кресла, дверные панели, потолок, все элементы обшивки. Должен остаться голый металл. Его обязательно следует вычистить, чтобы не осталось и малого количества пыли.
Как оклеивать металлические элементы
Довольно часто заводская шумоизоляция ВАЗ-2109 не устраивает автовладельцев. Да и приходит в негодность она достаточно быстро. Как только полностью очистите салон, можно приступать к установке шумоизоляционных материалов. Начинать нужно с самых больших по площади элементов.
Вам нужно выполнить такие манипуляции:
- Пропылесосить весь кузов, обработать металлические элементы растворителем или ацетоном. Если найдете ржавчину, то процедура усложняется. Сначала все участки нужно зачистить и обработать преобразователем ржавчины. Затем покрываете грунтовкой и красите.
- Определите тот участок кузова, с которого начнете клеить материал. После этого можно вырезать кусок Вибропласта, который будет соответствовать размерам участка.
- Прогрейте материал при помощи строительного фена примерно до 40 градусов, удалите защитный слой и нанесите Вибропласт на кузовные части. Обязательно раскатайте материал по металлической поверхности.
- Обратите внимание на то, что чем больше площадь соприкосновения материала с поверхностью, тем он прочнее будет контакт. Но не стоит колесные арки обрабатывать одним куском – нужно вырезать несколько.
- Листы нужно наклеивать встык, зазоры должны быть минимальными. Все линии соприкосновения нужно проклеить при помощи армированного скотча.
- Когда завершите монтаж первого слоя, можно приступить к наклейке Сплэна или Акцента. Такие материалы также являются самоклеящимися, принцип монтажа такой же, как и с Вибропластом.
Куда клеить
Прежде чем приступать к работе, обязательно ознакомьтесь с назначением того или иного материала, который будет участвовать в процедуре шумоизоляции вашего автомобиля.
- Вибропласт послужит для покрытия открытого металла. Основная функция вибропласта — гашение вибраций.
- Изолон также имеет свойства гасить вибрации, но он менее эффективен по сравнению с вибропластом. Структура материала с закрытыми ячейками послужит великолепную службу в качестве второго слоя после вибропласта.
- Поролон — это еще один слой, который можно наклеить после вибропласта и изолона. Последний слой будет эффективно поглощать шум.
Что должно получиться?
В результате вы должны получить поверхности пола и потолка, полностью покрытые двумя слоями изоляции. В том случае, если у вас ограниченное количество материала, можно оклеить только пространство между ребрами жесткости. Обязательно оклеиваете колесные арки, перегородку между салоном и моторным отсеком, тоннель под трубой глушителя, внутреннюю часть капота.
Чтобы сделать шумоизоляцию багажного отсека, лучше всего использовать не Сплэн, а Декор. Это практически такой же материал, только сверху он покрыт более жестким дерматином. Поэтому такой материал может выполнить роль внутренней отделки багажника. Все работы делаются так, как и при отделке потолка. Сначала наклеивается Вибропласт, затем звукоизоляция.
Нестандартный подход
После выполнения всех работ по вибро- и шумоизоляции пола, кузова, арок, задних лонжеронов багажного отсека, уже при сборке салона представилась ещё одна полезная возможность.
Не прибегая к специальным мерам, можно легко и просто закрыть дополнительно весь пол багажного отделения цельным листом строительной отражающей теплоизоляции, использованных ранее при утеплении дома. Показано на фото ниже.
Теплоизоляция просто уложена на пол багажника без применения клея, цельным листом, вырезанным по форме и площади пола багажника. Использовал отражающую строительную теплоизоляцию типа Адгилин толщиной 4 мм. Конечный результат показан на фото ниже. Если приподнять ковролин, под ним можно увидеть слой теплоизоляции, под которым находится слой «мат из войлока + Акцент», и под ними слой виброизоляции Визомат МП. Конструкция получилась компактной, плотной, многослойной.
Шумоизоляция дверей
Перед тем как проводить шумоизоляцию дверей, нужно полностью удалить заводское антикоррозийное покрытие. В противном случае не получится нормально приклеить изоляционные материалы. Начинаете с наружных стенок. На них нужно наклеить Вибропласт Голд (у него лучше эластичность). Постарайтесь перекрыть максимальную площадь. Стоит отметить, что неудобно работать, так как все ограничивается размерами технологического отверстия.
Если в дверях производится установка динамиков, то вокруг них можно наклеивать Вибропласт. Это только улучшит качество работы акустической системы. Но не стоит полностью забивать между стенками дверей отверстия, так как Вибропласт довольно хорошо впитывает влагу. Сплэн необходимо наклеить на слой виброизоляции. После можно установить лист материала на всей площади дверцы, после чего вырезаете под динамик отверстие.
Виброизоляция задних лонжеронов кузова
Из особенностей можно отметить следующее: поскольку конструктивно лонжероны расположены внутри салона, то второй слой шумо- и теплоизоляции не использовался. Для придания дополнительной жесткости лонжеронам я использовал Визомат МП, которым закрывал технологические отверстия. На фото ниже показана установка виброизоляции на задних лонжеронах авто.
Почему использовал Визомат МП, а не Вибропласт Голд? Он более плотный и надёжный. Суть защиты задних лонжеронов — усилить и придать большую жёсткость их конструкции за счёт «ликвидации» технологических отверстий.
Как работать с пластиком
Теперь, когда окончена шумоизоляция пола ВАЗ-2109, потолка и дверей, можно приступать к обработке пластиковых элементов. Ведь именно из-за них машина получила прозвище «погремушка». Необходимо на этом этапе обработать такие элементы:
- В багажнике нужно проклеить Визоматом боковые полки снизу, всю обшивку изнутри, а также всю площадь контакта полки и кузова.
- Чтобы избавиться от скрипа на заднем кресле, нужно использовать Литол-24. Этой смазкой необходимо обработать все направляющие и замки. После укладываете полосы Битопласта в местах, в которых соприкасаются спинка и седло.
- Стойки рекомендуется оклеивать полностью Визоматом.
- Панель приборов нужно укладывать в тех местах, в которых она контактирует с кузовными элементами. Как вы понимаете, всю панель нужно будет снять. Все пластиковые элементы, которые контактируют между собой, также необходимо обработать шумоизоляционными материалами.
Комплексная шумоизоляция «девятки» – это достаточно кропотливый процесс, придется потратить 2-3 дня. Но если вы сможете выполнить все самостоятельно, не потребуется использовать какое-либо дорогостоящее оборудование. Все работы себя полностью оправдывают, комфортабельность езды на автомобиле значительно повышается.
Как своими руками произвести звукоизоляцию салона авто
Для изолирования салона от ненужного шума поможет следующая несложная инструкция.
- Проводится разборка автомобиля, снимаются металлические запчасти, издающие неприятные звуки при поездке. Особенно изоляции подлежит нижняя часть кузова, около колес.
- Запчасти оклеиваются вибродемпфирующим материалом — фольгой, покрытой смолянистым слоем.
Воспользовавшись специальным прикаточным инструментом, ножницами или ножом, нужно обклеить фольгой всю внутреннюю поверхность кузова, то есть прикатать к нему слой фольги. Для лучшего схватывания материала процесс желательно проводить в теплом и сухом помещении. Если помещение сырое, то прогреть фольгу можно феном и затем прикатать ее к кузову. Для увеличения шумопоглощаемости лучше нанести несколько слоев.
Дальнейшим материалом для оклейки послужит «Сплэн» на липкой основе. Он хорошо отсечет лишние шумы, попадающие в салон с улицы. Для установки шумоизоляции в багажнике снимается крышка, отвинчиваются гвозди и саморезы. Все провода нужно вытащить для изоляции всех открытых участков. Разбор багажника проводится вплоть до оголенного железа. Материал клеится на сухую, чистую поверхность. После обклейки вновь подводятся провода, закрываются все лишние отверстия.
Далее изолируются двери полиуретаном, формируются вентиляционные отверстия. Передние двери желательно изолировать двойным слоем. Их необходимо разобрать, проклеить обшивку и лысую дверную кромку. Рубашку во избежание скрипа при езде нужно закатать, затянуть дверные и замочные отверстия. Затем проводится шумоизоляция крыши. Снимается все: зеркала, козырек, уплотнитель, дверные ручки и сама обивка.
Проводится изоляция потолка. На прежнее место устанавливается обивка, собирается багажник. Для шумоизоляции пола его нужно разобрать, снять старую изоляцию. Изоляционный материал сверху еще желательно покрыть слоем полиэтилена. Затем проклеить пластиковую панель и места под креслами. Далее изолировать поверхность капота.