Об этом агрегате и идет речь
Для обеспечения электрической энергией электроприборов автомобиля ВАЗ 2105, а также подзарядки его аккумуляторной батареи во время работы двигателя в машине присутствует генератор. В ВАЗ 2105 до 1987 года устанавливались агрегаты модели Г 222, а позднее — модели 37.3701. В обоих случаях генератор представляет собой трехфазное электродинамическое устройство, в котором синусоидальное напряжение каждой из фаз выпрямляется с помощью встроенного выпрямителя. Данная деталь — это трехфазный диодный мост генератора ВАЗ, состоящий из шести кремниевых диодов. Напряжение производится путем возбуждения выпрямителя тремя обмотками статора при смене под ними полюсов ротора. Полюса ротора меняют полярность во время его вращения внутри статора, а для увеличения значения магнитных потоков он имеет обмотку электромагнитного возбуждения внутри магнитопроводов. Ротор вращается через ременной привод от переднего шкива коленчатого вала двигателя (инжектор) вместе со шкивом насоса системы охлаждения.
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 21053 отличается от схемы приборов модели 2105 тем, что в ней имеются электронная система управления двигателем (ЭСУД) и разные дополнительные датчики. Поэтому на ВАЗ 21053 система электроснабжения имеет иную, чем в 2105, форму клемм. Замок зажигания первой модели при включении стартера отключает второстепенные цепи и приборы.
В целом генераторы ВАЗ 21053 и 2105 идентичны. Но как подключить генератор на ВАЗ 21053, ведь у этой модели инжектор нуждается в большей силе производимого тока? А как подключить генератор от «десятки» на 80 А? Крепление, схема подключения у ВАЗ 21053 с ней одинаковые, поэтому тут особой проблемы не возникнет.
Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ
Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:
- Р — розовый.
- Ф — фиолетовый.
- О — оранжевый.
- ЧБ — черно-белый.
- КБ — коричнево-белый.
- ЧГ — черно-голубой.
- К — коричневый.
- Ч — черный.
- Б — белый.
Шум при работе
Если наблюдается характерный шум в районе генератора, это может быть износ якорных подшипников. Чаще всего страдает передний элемент, так как на него возлагаются наибольшие нагрузки. После разбора генератора необходимо тщательно осмотреть состояние отверстий под подшипники. Если износ в нем оказался больше зазора между статором и якорем, требуется замена передней крышки генератора.
В противном случае якорь будет задевать полюс статора при работе. Подшипник подбирается не только по внутреннему и наружному диаметру, но и по ширине. Например, если это генератор «Бош», в переднюю часть якоря можно установить подшипник от опоры первичного вала КПП ГАЗ-24-10. В задней части на «Классику» используются элементы от «Таврии» и «Москвича». Стоит отметить, что на генераторе напряжения ВАЗ-2105 обмотка питается через контрольную лампу панели приборов. Поэтому при обрыве цепи, если устройство перестало вырабатывать ток, нужно «прозводить» путь от обмотки на эту лампочку. Рекомендуется использовать мультиметр.
Схема подключения генератора ВАЗ-2101
Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Что делать, если генератор не работает
Если генератор не работает, то при работающем двигателе продолжает гореть красная лампочка разрядки аккумулятора.
Проверить ремень генератора.
Проверить 10 й предохранитель, зачистить места его контактов.
Проверить напряжение на конце провода который подходит к точке 15 регулятора напряжения, на ней должно быть 12 Вольт, при включенном зажигании.
Соединить между собой провода входящие в регулятор напряжение 15 и 67, подключить вольтметр к аккумулятору, завести двигатель, напряжение должно возрасти до 16 Вольт, это значит, что генератор работает, а регулятор напряжения оборван и его надо заменить.
Если напряжение осталось 12 Вольт, то проверить провод от точки 67 регулятора напряжения, до щеток генератора, провод может выскочить из щеточного узла генератора, или в этом месте плохой контакт. Поправить провод, если генератор не заработал, проверить затяжку силовых клемм на выходе генератора, если все затянуто, значит генератор неисправен и его надо снимать.
Если генератор очень старый, его надо заменить.
Если аккумулятор разряжается, а лампочка не горит, то надо проверить вольтметром напряжение. Если напряжение на аккумуляторе выше 13,5 Вольт, то значит генератор работает, а аккумулятор уже не годен.
Если напряжение меньше 13,5 Вольт, а лампочка не горит, то надо проверить 9 предохранитель, возможно обрыв в цепи контрольной лампочки, или неисправно реле РС 702. Если устранили проблему с лампочкой, то дальше надо найти причину пониженного напряжения и неисправности генератора.
Если напряжение выше нормы лампочка не загорается. Такая неисправность имеет плохие последствия – выкипает разрушается аккумулятор, перегорают лампочки.
Проследите, если аккумулятор стал мокрый, появился запах кислоты, лампочки горят ярко и помаргивают, то возможно напряжение стало выше 14,5 В Надо замерить напряжение на аккумуляторе, если оно действительно больше 14,5 В, регулятор напряжения точно пробит и его надо заменить.
От генератора слышен сильный шум – это изношенные подшипники. Подшипники можно заменить, но лучше поменять Ваш очень старый генератор
Источник
Схема подключения генератора ВАЗ-2107
1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.
Каково строение генератора изнутри
В качестве нее можно использовать отрезок трубы подходящего размера. Чтобы открыть блок, необходимо снять крышку, выдавливая ее наверх.
Для проведения проверки регулятора подсоединяем к щеткам вольтметр или контрольную лампу. Для зарядки аккумулятора и нормальной работы электрооборудования, напряжение должно быть 13,8 — 14,2 Вольта.
Установка генератора на место фиксируется гайкой на 17 и нижним болтом на
Пришлось покупать ещё один реле-регулятор, после чего заряд вернулся к нормальным значениям. На стенде Диагностика на стенде проводится на сервисе, а при наличии всего необходимого возможна и в домашних условиях. F2 10A Электродвигатели стеклоочистителя. Сигнализатор включения габаритных огней.
Схема подключения генератора ВАЗ-2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
Подключение
Чтобы подключить генератор, необходимо снять минусовую клемму с АКБ. Далее при помощи накидного ключа на 17 закручиваются два крепежных болта. Они крепят корпус к основанию двигателя. Затем устанавливается приводной ремень. При помощи ролика следует выставить его натяжение. Далее подключается клемма генератора со штекерами. Выход идет на АКБ через пластину-предохранитель. Затем заново подключается клемма аккумулятора и заводится двигатель. Устройство должно вырабатывать электричество и заряжать АКБ.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Как проверить генератор своими руками
Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.
Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.
Неисправность регулятора напряжения
Иногда выходит из строя так называемая «шоколадка».
Как определить неисправность регулятора напряжения? Симптомы – генератор дает заряд с избытком либо с недостатком. Батарея часто закипает или вовсе не заряжается. На панели приборов горит лампочка с аккумулятором. Стоит отметить, что это наиболее частая поломка.
Сколько стоят такие запчасти на ВАЗ-2105? Цена нового интегрального регулятора составляет 150 рублей. Отметим, что он одинаковый для всех классических моделей АвтоВАЗа и даже для запорожской «Таврии».
Как определить, что сломался именно регулятор? Для этого необходимо запустить двигатель ВАЗ-2105 с ремнем ГРМ и на средних оборотах включить все электроприборы: фары, печку, салонный свет. Далее при помощи вольтметра замеряем уровень напряжения на самом аккумуляторе, а после – между выводной клеммой и массой генератора. Если показания составляют от 12,5 до 14 Вольт, значит элемент исправен. Если значения слишком высокие или низкие, регулятор напряжения подлежит замене.
Замена и снятие электрогенератора
Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.
- Отсоединить аккумуляторную батарею.
- Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
- Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
- Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
- Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.
Источник
Элементы бортовой сети
Генератор является важной частью электрической системы. Это основной источник напряжения транспортного средства. Генератор преобразует механическую энергию двигателя в электрический потенциал.
Стабильность напряжения бортовой сети гарантирует безаварийную работу всех потребителей. Нормальный уровень напряжения зависит от следующих элементов:
- Генератор.
- Аккумулятор.
- Реле-регулятор напряжения.
Электрическая схема составляет одно целое. Выход из строя проводки или короткое замыкание может привести к отказу всей системы. Не работает генератор — пропадает ток зарядки аккумулятора. Села батарея — не заведешь авто.
Тест на исправность можно провести самостоятельно и в домашних условиях. Обычно такая процедура не предполагает демонтаж устройств на автомобиле Жигули-2105, 2107. Необходимо иметь тестер, которым измеряют напряжение, сопротивление обмоток, исправность диодов.
Схема подключения и ремонт генератора ВАЗ 2105
Об этом агрегате и идет речь
Для обеспечения электрической энергией электроприборов автомобиля ВАЗ 2105, а также подзарядки его аккумуляторной батареи во время работы двигателя в машине присутствует генератор. В ВАЗ 2105 до 1987 года устанавливались агрегаты модели Г 222, а позднее — модели 37.3701. В обоих случаях генератор представляет собой трехфазное электродинамическое устройство, в котором синусоидальное напряжение каждой из фаз выпрямляется с помощью встроенного выпрямителя. Данная деталь — это трехфазный диодный мост генератора ВАЗ, состоящий из шести кремниевых диодов. Напряжение производится путем возбуждения выпрямителя тремя обмотками статора при смене под ними полюсов ротора. Полюса ротора меняют полярность во время его вращения внутри статора, а для увеличения значения магнитных потоков он имеет обмотку электромагнитного возбуждения внутри магнитопроводов. Ротор вращается через ременной привод от переднего шкива коленчатого вала двигателя (инжектор) вместе со шкивом насоса системы охлаждения.
Список всех статей для поиска
Генератор до сих пор выпускается в запчасти для остающихся в эксплуатации автомобилей.
В связи с большим износом парка, генераторы большинства автомобилей в сильно изношены и требуют ремонта или замены на новые.
Генератор выпускался заводом КЗАТЭ и в Болгарии они полностью взаимозаменяемы, однако детали генераторов имеют разные размеры и не подходят для ремонта друг друга. Г 221 рассчитан на нагрузку 45 Ампер. Исправный генератор обеспечивает нормальную работу штатного электрооборудования автомобилей «Жигули»
Генератор имеет обычную схему – обмотка статора, электромагнитный ротор и диодный мост. Щеточный узел подводит ток возбуждения в ротор. Регулятор напряжения внешний, установлен отдельно в моторном отсеке.
Работа генератора Г221
При включении зажигания, от контакта 15\1 протекает ток возбуждения. Этот ток протекает от аккумулятора, через 10 предохранитель, контакт 15, регулятора напряжения, далее через транзистор регулятора, контакт 67 регулятора и далее через щетки в обмотку возбуждения и на массу.
Регулятор напряжении управляет током возбуждения. ЭДС генератора возрастает, регулятор отключает ток возбуждения и ЭДС падает, регулятор снова включает ток возбуждения, ЭДС снова растет. Так повторяется все время. Регулятор работает в режиме включено – выключено, увеличивая, уменьшая ток возбуждения а, значит, напряжение на выходе генератора. При частом переключении рост и спад напряжения получается незначительным, так что напряжение остается практически постоянным. Скачки и спады напряжения дополнительно сглаживает аккумулятор.
Работа контрольной лампочки генератора.
На автомобиле «Жигули» для контроля за работой системы аккумулятор – генератор стоит красная лапочка на панели приборов, которая загорается при неработающем генераторе. Для управления лампочкой установлено специальное реле РС 702 с нормально замкнутыми контактами.
Если генератор не работает, контакты реле замкнуты, ток идет от аккумулятора через 9 предохранитель, точку 87 реле, через замкнутые контакты на лампочку. Лампочка горит. Когда генератор заработал, то появляется ток реле отключения лампочки РС 702 и она гаснет. Для водителя это значит, что генератор работает нормально. К сожалению, лампочка не загорается при перезарядке
, когда напряжение, из – за пробоя регулятора, может возрасти до 16 Вольт, при этом аккумулятор начнет выкипать, и лампочки начнут перегорать.
Лампочка погаснет только в том случае, если генератор заработал
Особенности устройства генератора
Корпус генератора представляет собой две крышки из алюминиевого сплава, стянутые четырьмя болтами с гайками, между которыми зажат круглый сердечник статора. В крышках установлены подшипники ротора: передний — в сквозном, задний — в глухом гнезде крышки. Ротор вращается внутри статора и корпуса на двух подшипниках. На переднем конце имеет прорезь под шпонку, резьбу для гайки вентилятора. Между передним ротором и передним подшипником устанавливается регулировочная шайба, которую часто забывают поставить, делая ремонт генератора. На заднем конце вала ротора перед задним подшипником напрессованы два медных контактных кольца, изолированных от вала и соединенных с концами обмотки возбуждения.
К внутренней части задней крышки устанавливается выпрямитель БПВ6-50. Он представляет собой две изолированные между собой подковообразные алюминиевые шины, в которые запрессовано по три кремниевых диода (вентиля) типа ВА-20. Внутренняя шина изолирована от корпуса, но соединена с болтом вывода «30» генератора, тогда как другая имеет контакт с «массой». Ножки диодов попарно из каждой шины болтом соединяются с концами фазных обмоток статора, а их другие концы соединены вместе — соединение типа «звезда». В генераторе Г 222 от этой точки идет провод, выходящий на клемму на задней крышке, от которой идет провод на вывод «85» реле контрольной лампы заряда типа РС-702. В 37.3701 от общей точки фазных обмоток проводов нет.
К контактным кольцам ротора пружинами прижаты щетки, одна из которых соединена с выводом «В», а вторая — с выводом Ш регулятора напряжения, установленного на щеточном узле в верхней задней части генератора. В 37.3701 есть три диода, соединенные одним концом с фазными обмотками, а вторые соединены в одну точку, провод от которой идет к выводу Ш реле регулятора и выводу «61» на задней поверхности генератора. Диоды соединены так, что пропускают положительные полупериоды к выводу «61».
Электронный регулятор напряжения неразборный и с 1996 года устанавливается в металлическом корпусе, приклепанном к щеткодержателю. Между корпусом и клеммой «30» монтируется конденсатор.
Схема подключения генератора
Для контролирования уровня заряда АКБ в автомобиле ВАЗ 2105 необходимо следить за выходным выпрямленным напряжением, которое поддерживается в пределах 13,июн.14,2 В. Реле регулятора сравнивает напряжение в бортовой сети автомобиля с эталонным и в случае превышения этого уровня уменьшает напряжение на возбуждающей обмотке, увеличивая сопротивление между одной из щеток ротора и «массой». При понижении напряжения в сети автомобиля регулятор понижает сопротивление, увеличивая ток в обмотке возбуждения и, соответственно, напряжение на клемме «30». Такие циклические процессы происходят с частотой 50-250 раз в секунду.
Комментарии и отзывы
Ротора генератора, представляющего собой электромагнит с одной обмоткой, расположенной на роторном валу. Нажим выполняют монтажной лопаткой в середине отрезка.
С г. Генераторы переменного тока имеют немало преимуществ над генераторами постоянного тока, чем и был обусловлен выбор.
Начиная от момента создания и до года, ВАЗ был оборудован агрегатным Г , после года данная модель генератора была заменена на устройство Кстати, крышку не так просто поставить на место, легче подклеить к ней кусок резины, чтобы не дребезжала тогда и лампа погаснет. Собственно вот он. Чтобы снять приводной ремень , немного сдвигаем агрегат. По мере вращения ротора на выходе статорных катушек появляется напряжение, которое начинает питать обмотку возбуждения, потребители и давать заряд на АКБ.
Повышенные шумы при работе генераторного агрегата Пришли в негодность подшипники. Кроме того был установлен дополнительный бензобак и аккумулятор. Выпускался с по год.
Схема подключения генератора ВАЗ-2105 (карбюратор, инжектор) своими руками: видеоинструкция
Для предохранения ушек крышки от поломки при затягивании болтов, в отверстии ушек крышки 1 вставлена буферная втулка из резины В противном случае проверяем обмотки и выпрямитель агрегата. Чтобы осуществлять контроль над уровнем заряда АКБ, нужно внимательно следить за количеством выпрямленного напряжения, поддерживающегося в районе 14,2 В.
Если сопротивление будет иметь малое значение, близкое к нулевому, значит, произошёл пробой в диодном мосту либо замыкание статорной обмотки на массу. Лампа тухнет, указывая, что все приборы питаются от генератора. Теперь на батарею поступало напряжение более 15 В, что приводило к кипению жидкости в нём. Однако после приобретения и установки нового регулятора возникла другая проблема — перезаряд аккумулятора.
Регуляторное реле проводит сравнение напряжения в пределах бортовой сети вашего автомобиля с эталонным. Задний габаритный огонь левый фонарь. Реле очистителей фар обмотка реле. С г. Чрезмерный износ послужит сигналом к замене поврежденного ремня. Ремонт генератора Ваз 2107