Современный автомобиль просто обязан иметь в активе варианты и комплектации с автоматической коробкой передач. Поэтому в большинстве случаев уважающие себя компании либо полностью переходят на автоматические коробки различного типа, либо оставляют механику только в качестве удешевляющего фактора для базовой версии. Сегодня мир современных автомобилей погружен в автоматы. Существуют роботы, вариаторы, классические АКПП, АМТ и прочие варианты автоматического переключения передач, но для ВАЗ еще шесть лет назад такие технологии были настоящим космосом. Впрочем, разработка первой роботизированной коробки русского производства началась еще в 2007 году, когда понадобилась недорогая альтернатива японским автоматам для проекта ВАЗ 2116. Но машину заморозили из-за отсутствия средств, а вместе с ней заморозили и разработку робота.
В 2009 году компания Datsun, близкий партнер АвтоВАЗа, профинансировала работы по созданию бюджетной АМТ-коробки, которая должна была стать более дешевым вариантом автомата, чем японские варианты, уже устанавливаемые на некоторые автомобили Датсун. Уже через год коробка была готова, она сразу же начала проходить тесты на Приорах. Впрочем, это не единственный вариант автоматической коробки, используемой на ВАЗах. Гранта нуждалась в версии с автоматом, но отечественный робот еще не был готов. Поэтому на бюджетные Гранты устанавливают японскую простейшую автоматическую коробку передач от компании Jatco. Это традиционный автомат, которые позволяет вполне адекватно использовать все функции машины и является достаточно надежным агрегатом.
Топ подборка: на каких отечественных автомобилях стоит автоматическая КПП?
Автоматической КПП никого нельзя больше удивить. Так думает большинство в стране и в некотором роде они абсолютно правы. Это даже несмотря на тот факт, что автомобили с автоматическими коробками переключения передач внедрились в жизнь автомобилистов достаточно серьезно. Сегодня некоторые автовладельцы даже представить себе не могут, как можно управлять машиной при помощи автоматической КПП.
По России приверженцев АКПП разных формаций, по подсчетам исследователей «Авито Авто», набралось порядка 33%. Именно столько было подано автомобилей с автоматическими системами за 9 месяцев текущего года. 67% покупателей авто все же предпочли неумирающую классику.
Другие исследователи утверждают, что, если внимательно рассмотреть предпочтения городских жителей, получится, что в некоторых крупных городах Российской Федерации АКПП даже превалирует над «механикой». Этот факт в целом логичен и вполне подходит под выдвинутую теорию о том, что будущее все же за автоматическими КПП.
Хорошо, раз это действительно так и данный факт не отрицается ни одним автопроизводителем в мире, значит и отечественные компании должны продвигать тему «PRND». Делают ли они что-то в этом направлении? Да, делают.
Не далее, чем год назад в Интернете появилась информация о том, что Лада планирует оснащать свои автомобили автоматическими коробками передач, таким образом расширив ассортимент трансмиссионных агрегатов до механической, роботизированной полумеханики, автоматической и вариаторной КПП. Об этом мы писали в данном материале: Лада на автомате, чего ожидать от автомобиля на новой трансмиссии?
Таким образом возникает вопрос: на каких именно новых отечественных автомобилях можно встретить эти самые автоматические КПП? Давайте составим этот не слишком внушительный список. Самим, честное слово интересно, что можно купить на автоматике из отечественных автомобилей…
АМТ русского производства — главные особенности коробки
На новой Lada Vesta устанавливаются роботизированные коробки передач АМТ российской разработки, которые имеют уже более десяти лет истории в инженерном отделе АвтоВАЗа. Перед этим коробки тестировались на Приорах и получили массу вопросов от покупателей, но концерн утверждает, что коробка была серьезно доработана перед установкой на Весту. Поговаривают, что АМТ может вскоре заменить коробки передач на всех версиях автомобилей ВАЗ, кроме базовых вариантов. Пока рано говорить о таком успехе робота, следует понаблюдать за работой новой коробки. Специалисты, которым удалось потестировать новый робот, говорят о нем следующее:
- коробка практически не воет — это первая разработка АвтоВАЗа в плане трансмиссий, которая получила такое преимущество в плане аудиального сопровождения поездки;
- между первой и второй передачей чувствуется небольшой провал, а вот остальные ступени переключаются словно в вариаторе — никаких ощущений в салоне нет;
- коробка невероятно активно подстраивается под стиль поездки, при нажатой педали в пол на первой передаче трансмиссия докрутит двигатель до 5000 об/мин и продолжит ехать очень динамично;
- экономичность такой коробки доказана испытаниями, АМТ экономит деньги владельца автомобиля, так как с ней двигатель потребляет почти на 1 литр меньше топлива, чем с механикой;
- для АвтоВАЗа коробка АМТ собственной разработки оказалась практически вдвое дешевле японского автомата Jetco, поэтому все модели получат именно такой вид АКПП;
- по надежности пока претензий особых нет, но речь идет только о версиях 2015-2016 годов, ранее коробки выпускались с определенными недостатками и массой детских болезней;
- робот оказался всего на 5 килограмм тяжелее механической коробки, он не потребуется переделки шасси и других изменения в автомобилях.
Также важно, что коробка АМТ целиком и полностью собирается на мощностях компании АвтоВАЗ, что значительно экономит деньги корпорации и позволяет обезопасить ценовую политику компании от колебаний курсов иностранных валют. Это важное достижение, которое позволит отечественным автомобилям всегда активно конкурировать с представителями иностранных производителей. Впрочем, пока следует присмотреться к работе роботизированной трансмиссии от отечественного производителя. Сложно говорить какие-либо уверенные факты, пока эта разработка находится в стадии первого запуска. Впрочем, инженеры уверенно говорят о технологическом прорыве компании после выпуска данной коробки.
Lada Granta
И так, первая модель крупнейшего производителя легковых автомобилей в России – Lada Granta. Новая Гранта показывает в конфигураторе одну из возможных версий автомобиля с четырехступенчатой автоматической КПП и одну с пятиступенчатой АМТ (автоматизированной трансмиссией). https://www.lada.ru/cars/granta/sedan/prices.html
Кстати, точно такие же опции по трансмиссии можно было встретить на Гранте предыдущего поколения.
Lada Vesta
Вторым номером идет Лада Веста, у которой пока нет полноценной автоматической КПП, но есть роботизированная пятиступенчатая коробка. С «роботом» агрегатируются как 1.6 (106 л. с.), так и 1.8-литровые (122 л. с.) моторы. Коробка устанавливается на 8 комплектаций, вплоть до максимальной «Exclusive» за 849.400 рублей.
Общая информация
Первые автомобили Лада с АКПП сошли с конвейера в 2012-м году, тогда же стартовала их продажа. Стоимость авто составляла порядка 400 тысяч рублей. За эти деньги автолюбитель получает машину с мотором объемом 1,6 литра и мощностью в 98 лошадиных сил.
Конвейер Lada
Японская коробка автомат в Лада Гранта — работает как часы
Процесс интеграции японской коробки передач с тольяттинским двигателем Лады проходил весьма непросто. Чтобы согласовать работу данных узлов, отечественным инженерам пришлось обратиться за помощью к австрийским коллегам. От многих настроек японской АКПП пришлось отказаться, так как коробка с ними была слишком медлительной. В итоге, специалистам ВАЗа, совместно с австрийской компанией AVL, все же удалось устранить все недоработки системы и успешно подружить трансмиссию JATCO с мотором Лады.
Тест-драйв Лада Гранта автомат (АКПП) видео
На сегодняшний день, ежегодно продается порядка 50 000 автомобилей Лада с автоматом. Кроме Гранты, позже АКПП также была установлена и на Калину. Стоит ли говорить о надежности самой трансмиссии JATCO, если она комплектуется на многие всемирно известные модели автомобилей. Согласно результатов многочисленных тест-драйвов и отзывов владельцев, можно констатировать, что качество и надежность АКПП Гранта обеспечены на высоком уровне. Отечественному автопрому, наконец, удалось создать действительно качественный продукт.
Lada xRay
Кроссовер с моноприводом в чьем арсенале можно также увидеть, как механику на 5 скоростей, так и полуавтомат на те же пять передач.
Lada Largus и модель 4X4 остаются верны традициям, на них нельзя встретить автоматической трансмиссии. Также отметим немного оффтопик, роботизированная КПП была доступна к покупке на Лада Калина в версиях хэтчбек и Cross. А в универсале за 562 тыс. рублей добавился еще и четырехступенчатый «автомат».
Aurus (седаны)
Еще одни российский автобренд который использует автоматическую трансмиссию. «Скромная» 9-ти ступенчатая АКПП соединяет систему полного привода с 4.4-литровым V8, который благодаря наддуву развивает почти 600 л. с. Все без излишеств, можно даже сказать «хрестоматийно».
На этом из серийных отечественных автомобилей мы пока остановимся. Больше нет, по крайней мере сейчас не купить. Если вы считаете, что мы кого-то упустили, поделитесь с нами в комментариях.
Да, уже скоро будет продаваться УАЗ c шестиступенчатой французской КПП Punch Powertrain 6L50. Первые модели ожидаются в марте 2022 года. Возможно автоматизация дойдет и до некоторых других моделей того же УАЗ, например, на коммерческий УАЗ «Профи» или что-то типа того. Как бы то ни было, но расширять ассортимент автоматическими КПП нужно, ведь не только ЗИЛ-111, ГАЗ-13 и Volga Siber были достойны ездить на удобной «коробке». Пора внедрять АКПП в массы.
Особенности АКПП на «Ладе Гранте»
Автоматические трансмиссии «Гранты» отличаются по конструкции и механизму работы.
Конструкция робота
Устройство ВАЗ-2182:
- актуатор включения сцепления (в агрегат входит шток вилки сцепления, электромотор, приводная шестерня, компенсатор износа и компенсационная пружина);
- механизм переключения передач (состоит из штока, двух электромоторов, приводов включения и выбора передач);
- вилка сцепления;
- датчик скорости;
- ручка селектора.
Используемая модель с одним диском сцепления считается устаревшей. Производители иномарок перешли на преселективных роботов, в конструкции которых предусмотрены 2 сцепления.
Конструкция гидроавтомата
В основу 4-ступки легла разработка Nissan REF403A. Японские инженеры модернизировали образец: сделали автомат мощнее, снизили вес и затраты на производство. Гидроавтомат поперечного расположения предназначен для установки на переднеприводный легковой автомобиль с объемом мотора не более 1,6 литра. В конструкции АКПП – 4 узла:
- гидротрансформатор – узел, обеспечивающий передачу момента от двигателя на первичный вал;
- блок клапанов управления – состоит из различных датчиков, электромагнитных клапанов и модуля ЭБУ;
- планетарная часть – состоит из двух планетарных передач, позволяющих реализовать 4 скорости, среди компонентов узла 3 многодисковых муфты, многодисковый тормоз, обгонная муфта и тормозная лента;
- фрикционы и тормозные механизмы – элементы сцепления, отвечающие за выбор передачи и переключение между скоростями;
- насос – обеспечивает подачу рабочей жидкости к гидротрансформатору и другим узлам.
Классическая коробка автомат «Лада Гранта» отличается от механики тем, что между двигателем и колесами нет прямой связи. Рабочей жидкостью является трансмиссионное масло.
Инженеры Jatco предусмотрели защиту от ошибок водителя. Электронный блок предотвращает неверное ручное переключение передач. Если машина едет вперед, то включить задний ход не получится. Отдельная система анализирует температуру агрегата и сигнализирует при недопустимом перегреве.
Технические характеристики
Роботизированная коробка АвтоВАЗа работает в 4 режимах: автоматический, задний ход, нейтраль, ручное управление. При выборе последнего варианта водитель переключает передачи самостоятельно, сцеплением при этом управляет компьютер. Робот может изменить ручной режим на автоматический, если двигатель разгонится до высоких оборотов, способных повредить коробку.
Автоматическая коробка передач
Коробка автомат «Лада Гранта» имеет 6 режимов работы: вперед, назад, нейтраль, паркинг, а также вперед с ограничением до 2 передачи. Система управления состоит из датчиков, считывающих все параметры автомобиля, ЭБУ и исполнителей – соленоидов. Исполнительные устройства переключают передачи с помощью сервоприводов.
Изменились параметры машины. Установка автоматической коробки передач на «Ладу Гранту» привела к изменению клиренса (до 140 мм со стандарта в 160 мм). Увеличился вес автомобиля, что повлекло за собой корректировку пружин амортизаторов (поменялись на более жесткие). Объем багажника остался прежним – 480 литров.
Нюансы обслуживания
В инструкции к ВАЗ-2182 прописана рекомендация по замене масла каждые 75 тыс. км пробега. С завода в коробку залито Роснефть Kinetic Service 75W85 GL-4 объемом 2,25 литра.
АКПП «Лада Гранта» считается одним из самых неприхотливых автоматов, но и он требует своевременного обслуживания: проверки уровня залитой трансмиссионки, замены масла и масляного фильтра (хотя по словам производителя, трансмиссионной жидкости хватит на весь срок службы коробки). Согласно рекомендациям официального дилера, обновлять масло нужно каждые 60 тысяч километров пробега.
В процессе замены мастер оценивает состояние гидроавтомата. Если на магнитах присутствует большое количество металлической стружки, стоит провести капитальный ремонт агрегата. Может случиться, что полная замена масла «убьет» автомат, поэтому коробку лучше разобрать и проверить целостность внутренних компонентов. Мастер должен снять коробку, разобрать узел, заменить фрикционы, сальники и прокладки и другие изношенные или поврежденные элементы. Гидроблок JF414E выходит из строя в исключительных случаях, его промывка требуется крайне редко.
С завода в автомат залита трансмиссионная жидкость Nissan ATF Matic-S или Genuine EJ-1. При замене лучше купить такое же масло, хотя JF414E терпимо относится к другим составам. Полный объем масла составляет 5,4 литра, частичная замена потребует 3 л жидкости. Вместе с трансмиссионкой меняют фильтр грубой очистки и прокладку поддона КПП «Гранты».
При проверке уровня масла щуп необходимо протирать безворсовой тканью. Мелкие посторонние частицы в трансмиссионной жидкости негативно скажутся на работе АКПП.
Если компьютер автомобиля начал сигнализировать об ошибках, нужно провести диагностику. Для этого «Ладу Гранту» отгоняют в салон или автосервис. Можно провести снятие показаний самостоятельно. Для этого понадобится бортовой компьютер – мультитроникс. Некоторые комплектации “Гранты” оснащены им с завода. Штатный прибор, установленный в консоли, нравится не всем, так как имеет ограниченный функционал. Автовладельцы покупают и устанавливают мультитроникс с цветным дисплеем и большим набором опций.
Расход топлива автоматической трансмиссией на «Гранте»
Экономичность машины зависит не только от мощности мотора, но и от вида трансмиссионной коробки. Расход 95-го бензина для автомобилей с различным типом трансмиссии и установленным мотором представлен в таблице 1.
Сравнение коробок передач
Таблица 1. Расход топлива «Лада Гранта»
Тип КПП | Объем и мощность двигателя | Расход топлива по смешанному циклу на 100 км, л |
МКПП | 1,6 л, 106 л.с. | 6,5 |
1,6 л, 87 л.с. | 6,8 | |
РКПП | 1,6 л, 106 л.с. | 6,5 |
АКПП | 1,6 л, 98 л.с. | 7,2 |
Приведенные в таблице данные являются заводскими, т.е. полученными в результате теста, а не в реальных условиях. Фактический расход зависит от веса загруженной машины, дорожных условий, стиля вождения и обычно отклоняется в большую сторону. По отзывам владельцев, в зимнее время с прогревом авто и при езде преимущественно по городу, на 100 км может уходить до 16 литров топлива.