Народная молва — штука страшная. Вот взять хотя бы роботизированные коробки передач. Сумма знаний о них у народонаселения — примерно как у подростков о соитии: кто-то что-то слышал, кто-то что-то знает про как, куда, а главное — зачем, но мало кто видел и понимает, что это такое на самом деле.
Судя по форумным репликам покупателей и даже по отзывам от менее опытных коллег, вазовская АМТ мало кому приходится по душе с первого раза: то не умеет, это не делает, так не везет… А как иначе, если не знать, с чем ее есть?
К «роботу» нельзя подходить как к классической АТ. Это не АТ потому что. По сути это та же механика, только смыканием-размыканием дисков сцепления заведует автоматика. В классических же АТ вместо сцепления крутящий момент идет на ведущую ось через гидротрансформатор. Оттого работа чуть более плавная, чем у РТ, но в жидкости гидротрансформатора теряется немалая часть мощности. Особенно это касается дешевых коробок такого типа.
АКПП от Renault: гидротрансформатор, куча шестеренок, лишнего веса… |
Робот же — вещь промежуточная. Когда хочется две педали, но при этом еще и сэкономить. И не только покупателю, но и производителю. Так оно и вышло: коробку АМТ сделали на базе старой вазовской механики: специалисты немецкой ZF приладили к ней актуаторы (те самые, заведующие включением сцепления). Поэтому работы были сделаны весьма оперативно.
Механика ВАЗ-2180, послужившая основой для АМТ. |
«А зачем оно вообще потребовалось?» — спросит эрудированный читатель. Ведь был же на «Гранте» и «Калине» прекрасный автомат Jatco — японский, надежный, недорогой. Да, машина с ним ускорялась примерно 48 лет с места и до первой сотни, а в -28 он принудительно отключался для сохранности, но ведь работал же!
4-диапазонный агрегат Jatco от Granta/Kalina/Datsun. |
И правда что. Ответов несколько. Во-первых, как я уже сказал, робот со всех сторон дешевле обходится производителю. Конструктивно он проще автоматической коробки с гидротрансформатором, и, к тому же, эра импортозамещения на дворе, а японский агрегат надо закупать в сборе и в свободно конвертируемой валюте. Процентов 80–90 комплектующих АМТ — тольяттинского производства: РТ даже идет по той же ветке конвейера, что и донорская механика 2180–2182. По большому счету импортного там — только те самые актуаторы ZF, а это огромный плюс (или минус?) к себестоимости.
Во-вторых (и это вам не расскажут дилеры), семейство Granta/Kalina теперь приросло двумя «Датсунами» — on-Do и mi-Do. Которые тоже хотят версии с двумя педалями. Поэтому наверху было решено развести два семейства: «Грантам» оставили импортозамещенный РТ, а «Датсунам» отдали АКПП Jatco — чтобы в этих машинах было ну хоть что-нибудь японское, окромя шильдика. Коллеги из головного офиса Datsun, кстати, о роботизированной коробке отзываются надменно и говорят, что не стали браться за них принципиально: «Не хотим жертвовать удобством клиента…»
Теперь про удобство.
Селектор робота ожидаемо отличается от автоматического — обозначениями и положениями рычага. Тут есть «нейтраль», задний ход и «А» — аналог «D», то есть «езжай вперед». Слева — паз ручного выбора передач. |
Первый момент, который почему-то до сих пор согражданам не всегда очевиден: в «нейтрали» колеса никоим образом не блокируются — надо затягивать ручник. А то обычно как: по аналогии с «Р» селектор переведут — и думают, что так и надо. Нет, у роботов — нейтраль. Но! Раз это все та же механика в глубине души, то ее можно оставить «на передаче»! Перед выключением мотора надо перевести селектор в положение «А» или «R». Второй момент: Granta с РТ — птица городая: не подопнешь — не полетит. Ползти в пробке самостоятельно машина не умеет, как и удерживать себя на подъеме — надо обязательно давать газу.
Зачем я говорю трюизмами? Оказывается, не все эти азы общения с РТ знают. Потом начинаются обиды, стоны и гневные комментарии в адрес криворуких разработчиков. Поэтому на всякий случай такой ликбез.
Как едет? Прекрасно едет. Если знать специфику роботов и не требовать от простейшего механизма скорострельности DSG. Набор скорости происходит крайне плавно и линейно, по умолчанию передачи сменяются где-то на 2 500 об./мин. Можно продавить акселератор пожестче и поглубже — коленвал раскрутится и до 4, и до 5,5 тысяч оборотов. Главное — научиться ловить момент смены передачи.
Обычно именно из-за него про роботизированные коробки говорят: «Ну туппые!» Не, оно на самом деле всё тупое, что не поршевское PDK. Но давайте оставаться реалистами. РТ меняет передачи по тому же принципу, что МТ: «сцепление — смена передачи — сцепление — газ». Просто там, где на первой и третьей фазе в простейших машинах работает левая нога, тут работает мехатроника.
Накладка селектора, кстати, так себе: ходит туда-сюда. |
На «Гранте» важно поймать момент смены, почувствовать его. Благо это совсем несложно: в момент выключения сцепления и перетыкания скоростей она ощутимо припадает на нос — опять же всё как на машине с МТ. И вот в этот момент важно приотпустить акселератор. Тогда смена передачи произойдет быстро и без дополнительных подвисаний, за которые так не любят роботов. Не надо думать, что, если все время будешь давить тапку в пол, то машина так же линейно будет сообщать колесам ускорение — нет, не будет. Подкрутил до условных 2500 об./мин., приотпустил газ, втопил снова.
Когда к характеру Granta AMT приноровишься, ехать становится совсем приятно. Моторчик эластичен и отзывчив, в режиме «от 0 до 90 км/ч» и даже чуть выше перемещаться можно сносно. Пара часов общения — и о том, что у тебя «робот», перестаешь думать вообще.
Смена передач довольно мягкая. Тут будет уместно вспомнить «Аурисы» середины нулевых и «Мериву» тех же времен: у них смена передач даже с описанной выше хитростью сопровождалась спазмами и конвульсиями. «Грантовский» робот переключается более гладко и деликатно. И это не только мое мнение: напарник, прокатившийся на «Гранте» после своего Opel Zafira с «ИзиТроником», изрек буквально следующее.
Николай Ковалевский, фотограф:
— На «Гранте» — это песня, а не робот. Таких мягких подхватов и переключений я на своем «легендарном» немецком автомобиле и в помине не видел. Посмотрим, как проявит себя в плане надежности.
Страстью к высшим передачам грешит: даже в городе с рваным циклом «Ехай/стой — ехай/стой» норовит побыстрее убежать на верхнюю, пятую, ступень. Ручной режим — бестолковый: не хочет держать выбранную передачу столько, сколько тебе надо. Видимо, защита от дурака — а то вдруг кто-то забудет переключиться вообще.
Зато на нагрузку и окружающие условия «мозги» коробки реагируют отменно: ощущая, что в горку на второй тянется уже тяжеловато, переходит на пониженную. Причем в тот же момент, в который я бы это сделал сам.
Но самое главное даже не то, как коробка переключается. И не то, какая неплохая у нее логика смены передач вверх и вниз. А то, как она звучит. Точнее, молчит. Я уже успел привыкнуть, что Granta и Kalina — это постоянный вой, визг, заунывные стоны механики и леденящие кровь скрежеты шестеренок под сброс газа. Тут этого нет. Казалось бы, та же убогая механика, но убери тросики — выть перестанет.
Грантовская РТ агрегатируется только с мощнейшим мотором в 106 сил. Не совсем понятно, правда, зачем? Налоговая ставка для такого мотора появляется, а толку от этих лишних 6 сил, собственно, никакого. Связка с 82-сильным 8-клапанником была бы со всех сторон приятнее в эпоху бросовых цен на углеводороды. Наверное, такой вариант надо было бы настраивать, а на «Приоре» ее уже основательно обкатали за год — ничего тестировать дополнительно не надо.
Двигатель — резвый, даже с учетом роботизированной специфики. Паспортный разгон на три десятых быстрее, чем у 82-сильной «Гранты» с механикой. По ощущениям — так и есть. Да, 12,3 сек. — это по-прежнему как прыжками на одной ноге до Луны, но по-другому Granta никогда и не умела. Тут хотя бы хуже не стало.
На бумаге, робот, помимо начальной стоимости, имеет еще одно неоспоримое преимущество — экономичность, которая лучше версий с АТ и не хуже версий с МТ. Охотно верю. Что Kalina, что Granta с необкатанным двигателем никогда не показывали мне меньше 12 л / 100 км. Тут в тех режимах и почти по тем же маршрутам — 10,5 л. На целых 14% меньше! Пресс-релиз, правда, обещал 30%-ю разницу с АТ, но и 1,5 литра с сотни — уже неплохо. Паспорт требует бензин не ниже 95-го, мы решили не жеманничать и заправиться «народным» 92-м. Ничуть не хуже.
Коробка не единственное, что перестало издавать звуки. Не врал мне Бу Андерссон, когда говорил, что они всем миром вносят платформенные изменения денно и нощно. Вносят! Granta образца 2015 г. тише себя же, но прошлогодней: это касается и арок, и отзвуков набегающего воздуха, салон издает ощутимо меньше скрипов со всех сторон — даже щелчки реле ухо не режут. По-прежнему есть над чем работать. Но в «платформенные изменения» — верю.
Нескромное обаяние буржуазии: парктроник, две педали, цветной экран, бортовой компьютер, кондиционер! Уже можно плакать слезами импортозаместительного счастья. Это — уже не стыд. |
Жаль, фундаментальные проблемы «Гранты» просто так не решить — так уж она устроена. Например, тормоза все еще туже некуда. Олег Груненков, директор проекта Granta, прошлой осенью клятвенно обещал новый усилитель тормозов, но… Я по-прежнему рекомендую начинать оттормаживаться заранее и качать мышцы ног — усилие на педали бодибилдерское. Ну, и от тесноты никуда не деться. «за собой» (180 см ровно) усаживаюсь с запасом. Но если водитель выше 185, то за ним будет комфортно только человеку, у которого проблемы с ногами. Например, если их нет.
Стоит смотреть в сторону Granta AMT? Да, однозначно. Держа в уме описанные особенности. К которым привыкнуть на самом деле легче, чем сулят интернет-эксперты в комментариях и на форумах. Доплата и впрямь получается условной: седан Granta в исполнении «люкс» — это 468 300 рублей. Такой же «люкс» 106 сил, но с АМТ — 474 600 рублей. А начинается все вообще с 421 300 рублей.
И это по-прежнему самое дешевое двухпедальное предложение на рынке. Более того, Granta с Jatco на старте продаж стоила дороже на 78 200, чем машина с МТ. Тут даже с люксовой версией с младшим мотором в 98 сил разница составит не более 13 000. Отличные плоды импортозамещения, как мне видится.
Какими коробками передач комплектовалась
Легковой автомобиль Lada Granta серийно производится с марта 2011 года, эта модель пришла на смену популярной серии «Самара».
Изначально авто комплектовался только механической пятиступенчатой трансмиссией ВАЗ-2180, позднее на машину стали устанавливать автоматическую и роботизированную коробку передач.
Тросовая механическая КПП Лада Гранта с индексом 2181 производится с октября 2012 года, в дальнейшем она была модернизирована, так как у автовладельцев к ней имелось немало претензий по качеству.
Каждый тип трансмиссии, устанавливаемый на автомобиль Тольяттинского производства, имеет свои характерные отличия и слабые места, так называемые «болезни».
Механическая коробка передач Лада Гранта
МКПП, устанавливаемая на Granta, имеет длинную историю, по сути, это та же самая 5-ст. коробка передач, что и ВАЗ-2108, но неоднократно подверженная серьезной модернизации.
С начала выпуска Гранты автомобиль комплектовался КПП модели 2180, с штоком переключения, с расположением механизма выбора передач внизу (внутри корпуса), такая же трансмиссия устанавливалась на Ладу Калину первого поколения.
Модернизированная КПП с индексом 2181 появилась в 2012 году, и в новой трансмиссии:
- шток переключения передач заменили двумя тросами;
- механизм выбора скоростей переместили наверх, он стал находиться снаружи корпуса, не в масле, как был раньше;
- на 1-2 передаче появился многоконусный синхронизатор;
- изменен картер сцепления, в саму коробку теперь заливается только 2,2 литра трансмиссионного масла, а не 3,3 л, как раньше.
Применение тросов вместо штока снизило уровень вибрации по кузову, и в целом скорости стали переключаться более четко, без «поиска» нужной передачи.
Но у этой трансмиссии наблюдалась одна характерная проблема – КПП 2181 первых выпусков издавала ощутимый вой при движении автомобиля.
Количество жалоб от автовладельцев было много, поэтому АвтоВАЗ решил доработать узел, улучшив технологию обработки шестерен и валов, и летом 2014 года с конвейера автозавода стала сходить Гранта с более тихой МКПП.
Коды ошибок Lada Granta FL
Каждой ошибке присваивается свой уникальный код. Он состоит из буквенного и цифрового обозначения. Расшифровка начинается с определения системы, которая дала сбой:
- P – повреждение датчиков или электропроводки;
- С – поломка в узлах ходовой части;
- В – внутреннее энергоснабжение автомобиля;
- U – рассинхронизация работы нескольких цепей.
Далее следуют стандартные обозначения: 0 – неисправен модуль подключения OBD2, 1,2 – шифр подразделения (заводская настройка), 3 – сбой в работе электропроводки.
Затем указывается порядковый номер электрической цепи, в котором возникло нарушение:
– «0» – система выпуска выхлопных газов;
– «1» – система воздухоснабжения;
– «2» – топливная магистраль, форсунки;
– «4» – контрольно-измерительная аппаратура;
– «5» – вспомогательные системы;
– «7», «8» – коробка передач и элементы ходовой части.
Двузначное число, которое инициируется в конце каждого кода, указывает на конкретное место, которое имеет сбой в работе.
Код ошибки | Расшифровка |
030-032 | Датчик кислорода: потеря связи, короткое замыкание, отказ |
036-038 | Второй датчик кислорода: те же неисправности |
101-103 | Неисправность датчика массового расхода воздуха |
107-108 | Низкое давление во впускном патрубке |
112, 113 | Низкая/высокая температура воздуха во впускном патрубке |
115-118 | Ложные показания датчика температуры охлаждающей жидкости |
171/172 | Перенасыщенная топливная смесь |
200 | Пробой модуля управления топливными форсунками |
201-204 | Отказ электропроводки форсунки цилиндров 1-4 |
217 | Перегрев мотора, некорректные показания датчика |
300 | Пропуски зажигания, нестабильное воспламенение |
301-304 | Нестабильное зажигание в цилиндре 1,2,3,4 |
325 | Обрыв цепи датчика детонации |
335-338 | Повреждение проводки датчика положения коленчатого вала |
351-354 | Неисправность катушек зажигания цилиндров 1,2,3,4 соответственно |
363 | Сбой в работе катализатора воздуха |
422 | Засорение катализатора воздуха |
441 | Неисправность клапана адсорбера, потеря электрической цепи |
480/481 | Неисправность реле управления вентилятором, кз в цепи |
485 | Отказ главного вентилятора охлаждения двигателя |
500-503 | Неисправен спидометр автомобиля |
504 | Неисправность автоматики педали тормоза |
505-507 | Сбои в работе регулятора холостого хода |
560 | Сбой в зарядке аккумуляторной батареи |
562/563 | Повышенное/пониженное напряжение бортовой сети |
606 | Повреждение модуля АЦП |
607 | Некорректная информация в канале детонации |
615-617 | Проблемы в проводке реле стартера |
627-629 | Неисправность реле электробензонасоса, нет связи с катушкой |
642/643 | Нет связи с питающими датчиками |
645/647 | Неисправность муфты кондиционера |
123/124 | Недостаточное количество воздуха в топливной смеси |
136/137 | Недостаточное количество топлива в смеси |
171/172 | Неисправность потенциометра |
335 | Неисправность/заклинивание дроссельной заслонки |
336 | Сбои в работе сенсоров дроссельной заслонки |
385 | Предельная нагрузка двигателя |
388 | Рассогласование положения акселератора и дроссельной заслонки |
389 | Рассогласование положения коленвала и дроссельной заслонки |
558 | Излом пружины дроссельного привода |
602 | Кратковременная потеря контакта с аккумуляторной батареей |
Автоматическая коробка
«Автомат» на автомобиле Тольяттинского автозавода ставился с июля 2012-го до марта 2015 года – это 4-ст. АКПП японского производителя Jatco.
Четырехступенчатая АКПП Гранта – модели JF414E, классического типа, с гидротрансформатором, подобными агрегатами оснащаются легковые автомобили Ниссан, Мицубиси, Сузуки.
Данный тип трансмиссии на Granta идет в паре только с 98-сильным силовым агрегатом ВАЗ-21126.
Коробка передач отличается высокой надежностью, при бережной эксплуатации и своевременном техобслуживании может пробежать до 200 тыс. км.
Производить замену трансмиссионной жидкости необходимо через каждые 60 тыс. км, заводом-изготовителем рекомендуется заливать «ниссановское» фирменное масло ATF EJ-1 или Matic-S.
Проблемы АКПП.
Автомат Лада Гранта по качеству больших нареканий не вызывает, если трансмиссии и требуется ремонт, то в основном по вине водителя:
- в результате пробуксовки сгорают фрикционы;
- после перегрева начинают подтекать прокладки и сальники;
- при наезде на препятствие пробивается поддон АКПП, и тогда уже точно требуется основательный ремонт.
У автовладельцев больше претензий к эксплуатационным характеристикам «автомата» – повышенное потребление топлива, вялый разгон автомобиля, подергивания во время переключения передач при динамичной езде.
Характерные поломки: методы устранения
Чаще всего автомобилистам приходится сталкиваться с часто возникающими характерными неисправностями.
Машина не двигается вперед. Причем включение задней передачи не вызывает проблем. Причиной может быть поломка фрикционных дисков или разрыв манжеты поршня. Возможно, поломались уплотнительные кольца либо просто заклинило клапан, регулирующий переключения скоростей.
Чтобы справиться с дефектом, необходимо провести замену и установить другие фрикционы. Заменить все манжеты и установить другие уплотнительные кольца. Кроме того, нужно прочистить клапан.
Если Лада Гранта не имеет возможности двигаться назад, отсутствует третья передача, значит, отказал фрикцион, регулирующий переднее движение, либо оборвалась манжета, закрепленная на поршне, включающем передний ход. Кроме того, если появился сильный износ, то произошло разрушение уплотняющих колец, передней муфты или просто срезался шлицевый механизм, крепящий солнечную шестерню.
Ремонт состоит в том, что необходима установка других фрикционных дисков и монтаж новых манжет, установка новых уплотнительных колец. Все негодные детали нужно заменить.
Бывает, что и невозможно включить заднюю передачу. Значит, полностью износилась тормозная лента либо оборвалась манжета. Неисправность штока поршня тоже нужно учитывать.
Ремонт заключается в замене тормозной ленты, манжеты и самого штока.
Бывает, что отсутствует какое-либо движение. Это могут вызвать следующие поломки:
- вышел из строя гидравлический трансформатор;
- отказал масляный насос;
- недостаточный объем масла;
- забилась сетка фильтра.
- сломались фрикционные диски;
- дефект тормозной ленты;
- порвалась манжета;
- поломались уплотнительные кольца;
- заклинило клапан, отвечающий за первую скорость.
В данном случае нужно установить новый гидравлический трансформатор. Если дело в маслонасосе, нужно удалить болты, крепящие ГТ, совместно с маховиком. Между ними необходимо установить прокладки толщиной 2 мм. Намертво зафиксировать болты.
Нужно завести машину, выполнить доливку масла, чтобы объем соответствовал верхнему пределу, произвести развальцовку фильтра. Провести тщательную промывку сетки, если она пришла в негодность, установить другой фильтр.
Можно демонтировать тормозную ленту, установить новую. На тормозную муфту установить другие диски. Поставить хорошие манжеты. Монтировать новые уплотняющие кольца и после разборки почистить клапан.
Иногда машина стоит на месте, но когда включается передача, чувствуется сильный толчок. Автомобиль буксует и продолжает стоять. Значит, сломался гидравлический трансформатор либо слишком низкий объем масла АКПП. Возможно, забился масляный фильтр. Нужно установить новый гидротрансформатор и просто долить до нужного уровня трансмиссионное масло. И, естественно, прочистить фильтр.
Роботизированная КПП
Коробка-робот пришла на смену 4-ступенчатому «автомату» Jatco, РКПП ставится на Гранту с начала весны 2015 года.
Основой механической части новой АМТ 2182 послужила коробка 2180, вместо тросов, а также стандартных для «механики» блока педалей и сцепления здесь установлен электромеханический привод КПП (мехатроник) германской фирмы ZF.
Роботизированная коробка идет только в паре с мотором ВАЗ-21127 106 л. с., самым мощным силовым агрегатом, устанавливаемым на Lada Granta.
РКПП может работать не только в автоматическом, но и в ручном режиме, всего в коробке пять передач.
Автомобиль с АМТ 2182 стал более экономичным, чем с «автоматом», также улучшилась динамика, снизился расход бензина.
Характерные проблемы роботизированной КПП.
Коробка-робот создана на базе трансмиссии 2180, поэтому у нее нет такого сильного гула, как у МКПП 2181.
Тем не менее, на первой и второй передаче небольшие подвывания наблюдаются, хотя после обкатки на новой машине шум может и пропасть.
Коробка передач Гранта может повести себя неадекватно – при движении на первой передаче и резком нажатии на педаль акселератора вторая скорость не всегда включается, происходит «проскок».
Характерный недостаток РКПП – рывки и толчки при переключении скоростей, если движение динамичное, при спокойной езде этого неприятного явления не наблюдается.
Но можно воспользоваться ручным режимом, и тогда РКПП практически становится «механикой».
Конструкция и принцип работы АМТ
В общем виде АМТ представляет обычную механическую КПП, в которой за работу сцепления и переключение передач отвечают два специальных актуатора (сервопривод). Каждый актуатор, установленный на коробку переключения передач, представляет собой электромотор с редуктором и исполнительным механизмом. Управляет всей системой электронный блок, осуществляющий выбор и включение необходимой передачи.
Новая LADA Granta на роботе
Электронный блок учитывает скорость движения автомобиля и режим работы двигателя, а также информацию, полученную от систем, которые контролируют безопасность движения (ABS, BAS, EBD и др.). Оценивая и анализируя всю полученную информацию, блок электроники выдает команду на проведение переключения передачи.
После получения соответствующего сигнала с помощью одного сервопривода выжимается сцепление, а второй в это время включает нужную передачу. Затем первый сервопривод плавно отпускает сцепление.
При работе в режиме Tiptronic (ручное управление) водитель самостоятельно передвигает ручку селектора в сторону высшей или низшей передачи и тем самым подает команду АМТ.
Примечание: при использовании «робота» необходимость в педали сцепления отпадает.
Выбор коробки передач
У всех типов коробок скоростей на Ладе есть свои преимущества и недостатки, но даже КПП Гранта отечественной сборки не доставляют автовладельцам очень больших проблем.
Если не брать во внимание небольшую шумность механической части трансмиссии, то можно сказать, что «робот» и «механика» вполне надежные, без ярко выраженных характерных «болезней».
Для любителей неспешной езды и комфортного управления автомобилем лучше всего подойдет «автомат», здесь только единственный минус – повышенный расход бензина.
Механическая КПП хотя и подвывает, но на ее ресурсе шум особо не отражается, при нормальной эксплуатации она может без проблем проходить около двухсот тысяч километров.
В роботизированной коробке временами сбоит электроника, и к специфике управления автомобиля с АМТ нужно привыкнуть.
С какой трансмиссией выбрать Ладу Гранту, личное дело каждого автомобилиста, здесь многое зависит от предпочтений самого водителя.
Часто встречающиеся проблемы
Если отсутствует возможность затормозить двигателем, когда включена вторая скорость, значит, не работает тормозная лента и поломалась уплотняющая манжета. Может быть, заклинило модулирующий клапан.
В таких случаях просто необходимо установить хорошую тормозную ленту и другие уплотнительные поршневые манжеты. Далее прочистить клапанную систему. На этом все.
Когда переключаются передачи, происходит пробуксовка муфт. Это означает, что засорилась сетка фильтра или объем масла недостаточный.
В данном случае нужно установить новый фильтр, провести доливку масла. Залитое масло должно превышать верхний уровень. Можно установить и новую муфту.
Там, где находится дифференциал, слышен скрежет. Это не функционирует ведомая шестерня главного дифференциала и сломались зубья ведущей шестерни. Возможно, произошел повышенный износ подшипников и намного увеличился зазор на оси, появился люфт дифференциала.
Здесь просто нужно заменить дифференциал и установить новые подшипники.
Если не включается задняя передача и отсутствует вторая и третья скорости, значит, срезало все шлицы барабана на солнечной шестерне. Нужно просто установить новый барабан.